Валеология - это наука о здоровье. Валеология как наука: ее цели и содержание. Наука о здоровом образе жизни


Валеология как наука о здоровом образе жизни

Содержание статьи

Современный квалифицированный преподаватель должен иметь валеологическое образование, фундаментом которого являются принципы гуманности, прогнозирования, целостности, научной обоснованности и постоянства.

Основой валеологической культуры педагогов служит наука валеология.

Валеология (от латинского «valeo» – «быть здоровым») – молодая интегративная наука, постигающая средства и закономерности, направленные на формирование, восстановление и укрепление здоровья каждого человека с использованием разнообразных оздоравливающих методик и технологий.

Формирование здоровья подразумевает комплекс действий, направленных на оптимизацию рождаемости, роста и воспитания подростков.Валеология как наука о здоровом образе жизни

Восстановление здоровья предусматривает следование правилам здорового образа жизни (в валеологическом аспекте), а также меры, направленные на возврат утерянного здоровья (оздоровление) и сохранение его на прежнем уровне.

Укрепление здоровья включает его преумножение с помощью оздоровительных процедур и тренировок.

Всемирной организацией здравоохранения здоровье определено, как достижение состояния абсолютного морального, физического и социального благополучия, а не только устранение болезней и отсутствие физических недостатков, это особенно важно, особенно когда валеология применяется в детских садах и школах, на этапе становления детей как цельных личностей.

В концепции валеологии здоровье представляет собой умение человеческого организма сохранять свою работоспособность в изменяющихся условиях окружающей среды. Это своего рода эталон, которого необходимо достичь.

Таким образом, валеология включает в себя теоретические и практические инструменты управления всеми аспектами здоровья человека – физическое, психологическое и духовное состояние, его место в обществе.

Валеология подразделяется на общую и отраслевую.

Задачей общей валеологии является формирование обобщенных научно обоснованных законов образа жизни здорового человека.

Отраслевая валеология изучает здоровье в контексте с другими науками. Существует психологическая, медицинская, семейная, педагогическая, спортивная валеология и т. д.

Как и любая отрасль науки, валеология имеет свой предмет, объект для изучения, методы, методологические основы, цели и задачи.

Предметом науки валеологии является индивидуальное здоровье человека, резервы здоровья, функции его организма и возможности их регулирования и коррекции.

Объектом валеологии выступает здоровый во всех аспектах человек и человек, находящийся на стадии предболезни.

Предболезнь – риск ухудшения здоровья вследствие патологических процессов, протекающих независимо от действия внешних факторов, в результате сокращения резервов здоровья.

Среди методов, применяемых валеологией – статистические, логические приемы и метода, комбинаторика.Методологические основы валеологии построены на таких принципах:

Благодаря валеологическим методикам и технологиям существует возможность своевременно обнаружить людей, нуждающихся в укреплении здоровья. Применив методы оздоровления, происходит выведение их из стадии предболезни. Таким образом, валеологические технологии служат фундаментом первичной профилактики заболеваемости.

Кроме того, валеологические технологии применимы и к уже заболевшему человеку. В этом случае проявляется аспект вторичной валеологической профилактики болезни. Непосредственное применение приемов оздоровления ведет к увеличению резервов здоровья, возобновлению функций саморегуляции и самовоспроизводства, предупреждению последствий болезни и ее распространения по организму.

Методологические основы валеологии построены на таких принципах:

  1. Здоровье понимается как независимая социально-медицинская категория, которую можно описать качественно и количественно. Задачей валеологии является формировать, сохранять и укреплять здоровье.
  2. Переходу из стадии здоровья в стадию предболезни предшествует определенное состояние. При этом здоровье – более обширная категория, в то время как болезнь и предболезнь – довольно узкие понятия.

Болезнь и предболезнь – состояние здоровья, при котором его резервы снижаются или появляются некоторые нарушения или повреждения.

  1. Подход к рассмотрению человеческого здоровья в валеологии интегративный, системный, применяемые в ней методы носят не медицинский, а по большей части природный характер.

Таким образом, главной целью валеологии как науки становится оздоровление человеческого организму путем привлечения людей к здоровому образу жизни.

Перед валеологией стоят задачи: укреплять здоровье, благоприятствовать улучшению уровня жизни индивида, способствовать его адаптации в обществе, исследовать закономерности формирования и сохранения индивидуального здоровья.

Многие сравнивают валеологию с гигиеной. Несомненно, общее у них есть, но все-таки это две разные науки. Предметом валеологии выступает здоровье индивида, функции его организма и возможность воздействовать на них. А предмет гигиены – изучение взаимосвязи между внешними факторами (природными и социальными) и здоровьем человека. Объектом валеологии выступает здоровый человек и человек в «третьем состоянии» (предболезни). Объект гигиены – внешние факторы и человек. Таким образом, гигиена идет от внешней среды к человеку, а валеология, наоборот, от человека – к среде.

Хотя стоит заметить, что последние исследования гигиенистов построены на несвойственном им инверсионном подходе – от оценки здоровья они перешли к оценке обуславливающих его факторов.

Бытует ошибочное мнение, что валеология – это наука о ведении здорового образа жизни. Но образ жизни – это широкая социальная группа, которая включает не только отсутствие вредных привычек и занятия спортом, а и финансовую состоятельность, профессию, уровень образования, степень культуры человека и многое другое. Изучение влияния образа жизни на здоровье – предмет социальной гигиены. А валеология лишь вырабатывает принципы образа жизни, благодаря следованию которым происходит формирование, восстановление и укрепление здоровья.

Молодая наука валеология сейчас находится еще в стадии становления. Фундаментом для ее развития стали: экология, биология, анатомия, психология, социология, физическое воспитание, педагогика, гигиена, безопасность жизнедеятельности человека.

Необходимость валеологических знаний обусловлена тем, что при их отсутствии человек может неправильно понимать свое здоровье и кидаться из одной крайности в другую – укреплять его с пугающим фанатизмом или забросить формирование и укрепление здоровья из-за страха навредить себе.

Отсутствие знаний в области валеологии порождает множество домыслов и мифов касательно некоторых заболеваний, например:

  1. Церковный миф – все болезни даны мне за мои грехи.
  2. Психогенетический миф – все мои психические болезни достались мне по наследству.
  3. Биоэнергетический миф – я болею оттого, что «энергетические вампиры» вытягивают мои жизненные силы.
  4. Психоаналитический миф – все болезни из-за того, что мои отношения с родителями сложились неудачно.
  5. Кармический миф: болезни сейчас – это кара за грехи в прошлой жизни или грехи моих предков.
  6. Социоцентрический миф – я заболел потому, что выполнил свое предназначение на Земле и перестал быть нужным.
  7. Астрологический миф – я заболел, потому что так «расположились звезды».

Подобных мифов множество. А благодаря валеологии подрастающее поколение может правильно сформировать свое представление о здоровье, ценить его и относится к подобным домыслам скептически. Формирование здоровья – категория, в которой нет места предположениям и догадкам, это серьезная проблема современного общества, которая требует серьезного и целостного подхода к решению, как самим человеком, так и профессионалами в своей области – медиками, учеными, педагогами, работниками социальных служб.

living-health.ru

Валеология, как наука о здоровом образе жизни

Немалую часть жизни человек посвящает познанию самого себя. За тысячелетия на многие вопросы до сих пор не найдены ответы, связанные с человеческой сущностью. Главная основополагающая полноценной жизнедеятельности – здоровье. До недавнего времени не существовало науки о здоровье, однако, актуальность здорового образа жизни в последние годы получила широкое признание во многих странах. Валеология, как наука о здоровом образе жизни, впервые появилась только в 1980 году.

Что такое валеология – общая информация

Сегодня существует несколько определений понятия валеология.

  1. Направление, объединяющее несколько наук с целью изучения резервов организма, которые обеспечивают постоянное развитие и сохранение здоровья человека под влиянием изменяющихся внешних факторов.
  2. Совокупность знаний о здоровом образе жизни.

Предмет науки – изучение индивидуального здоровья человека и резервов его организма, основ здорового образа жизни.

Это важно! Главное отличие валеологии от многих медицинских наук – изучение здорового человека. Именно этот факт отличает ее от других наук, ведь здоровый человек не является предметом изучения ни одной науки.

Метод валеологии – количественная и качественная оценка здоровья, объемов его резервов. При этом научные методы являются уникальными, так как применяются исключительно для валеологии. На основе полученных характеристик можно оценить уровень здоровья и внести коррективы в образ жизни человека.

Основная цель валеологии – задействовать максимальный объем резервов жизнедеятельности, унаследованный человеком при рождении, а также поддержание его адаптационных способностей к условиям внешней и внутренней среды.

Это важно! Задача науки – разработка методов достижения и способов сохранения здорового образа жизни.

Особенности формирования здорового образа жизни

Аспекты здорового образа жизни, прежде всего, направлены на увеличение рождаемости и правильное воспитание подростков. Сегодня правильно жить – это модно, поэтому молодежь посещает специальные коучинги, где проходит обучение и познает способы поддержания здоровья и методы его восстановления.

Мода на здоровый образ жизни поддерживается на мировом уровне. ВОЗ дала определение понятию «здоровье» — состояние абсолютной физической, социальной и психологической гармонии. Особенно актуально применение основ валеологии в детских дошкольных учреждениях, на этапе становления и формирования личности. В этом возрасте намного проще привить ребенку понимание правильной, гармоничной жизни. Если ребенок усвоит девиз: «Мой выбор – здоровье», в будущем это позволит избежать многих болезней.

Научная концепция

В концепции валеологии здоровый образ жизни – это умение организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям и сохранять жизнедеятельность. К такому эталону должен стремиться каждый человек. Для достижения поставленной цели наука использует теоретические и практические инструменты. Мотивация к здоровому образу жизни подкрепляется физическими упражнениями, саморазвитием, правильным питанием, отказом от вредных привычек.

Это важно! С наукой о гармоничной личности неразрывно связано понятие «велнес», которое в переводе означает – благополучие.

Наука подразделяется на две большие категории:

  • общая;
  • отраслевая.

Миссия общей валеологии – формирование законов, методов и инструментов гармоничной жизни.

Отраслевая валеология рассматривает человеческое здоровье в комплексе с другими науками. Данное научное направление делится на несколько отраслей:

  • психологическая;
  • семейная;
  • педагогическая;
  • спортивная.

Каждое направление имеет свой объект, методология и определенные задачи. Общим объектом для всех направлений является здоровый человек и человек, который находится на этапе предболезни.

Это важно! Предболезнь – возникновение патологических процессов, которые могут привести к ухудшению состояния человека. Речь идет о процессах, развивающихся вследствие сокращения резервов организма.

Валеология использует целый набор методик и технологий, направленных на своевременное обнаружение проблемных ситуаций и их устранение. Используя специальные научные методы – статистические, логические – можно вывести человека из патологического состояния предболезни.

Это важно! Валеологические методики и технологии по своей сути являются профилактикой заболеваемости.

Конечно, валеологические принципы можно применить и к уже заболевшему человеку. Речь идет о вторичной профилактики заболеваемости.

Важность применения научных принципов подтверждается положительными результатами. Регулярное оздоровление в соответствии с валеологическими принципами позволяет:

  • увеличить резервы здоровья;
  • предупредить развитие патологии;
  • активизировать процессы самооздоровления.

Методологические валеологические принципы

  1. Здоровье воспринимается как независимая категория, которую можно измерить количественно и описать качественно.
  2. Основная задача науки – формировать и приумножать собственное здоровье.
  3. Переходу из здорового состояния к предболезни обязательно предшествует состояние, при котором снижаются резервы организма.

Это важно! Человеческое здоровье в валеологии носит природный характер, а не медицинский. Это означает, что беседа на тему валеологии заключается в привлечении людей к гармоничному, правильному образу жизни.

Если ваш девиз – выбираем здоровый образ жизни, перед вами стоят конкретные задачи:

  • работать над укреплением здоровья;
  • работать над улучшением собственного уровня жизни;
  • стремиться к адаптации в обществе;
  • исследовать особенности собственного организма, работать над его развитием и укреплением.

О валеологии и гигиене

Некоторые сравнивают два понятия – валеология и гигиена, полагая, что они идентичные. Однако различия между двумя науками есть.

Сравнительная характеристика Валеология Гигиена
Предмет науки Человеческое здоровье, изучение функциональных возможностей и резервов организма, способы воздействия на них. Изучение взаимосвязи между внешними факторами и человеческим здоровьем.
Объект науки Человек – здоровый и в состоянии предболезни. Внешние факторы, воздействующие на организм, человек.

Таким образом, у двух наук прослеживается противоположное направление. Валеология следует от людей к окружающей среде, а гигиена – от внешних факторов к людям.

Это важно! В последние годы исследования специалистов в области гигиены основываются на оценке факторов, которые непосредственно формируют здоровье.

Домыслы и мифы

Некоторые люди ошибочно полагают, что валеология – это борьба за здоровый образ жизни. Однако понятие «образ жизни» включает множество направлений – физическую культуру, эмоциональное состояние, финансовое благополучие, уровень культурного развития, достижения в карьере. Валеология – формирует принципы такого образа жизни, при котором здоровье укрепляется и приумножается.

Сегодня все чаще звучат лозунги – мы выбираем здоровый образ жизни. Не удивительно, что молодая наука валеология, которая по сути находится на стадии становления, уже популярна во всем мире.

Фундаментом для ее популяризации стали разнообразные аспекты:

  • экология;
  • анатомия;
  • социология;
  • физическое воспитание;
  • гигиена;
  • психология;
  • педагогика.

Сегодня девиз: «Мы выбираем гармонию и здоровье» — это не просто громкие слова, а необходимостью досконально изучить свой организм, чтобы чутко реагировать на любые патологические изменения.

Мифы о здоровом образе жизни:

  • болезни даются за грехи;
  • все болезни наследственные;
  • причина болезни – общение с энергетическими вампирами;
  • болезни из-за плохих отношений с родителями;
  • все болезни – это наказание за ошибки, допущенные в прошлой жизни.

Подобных домыслов огромное количество, но валеология помогает правильно формировать отношение к собственному здоровью и гармоничной жизни.

Если вы за здоровый образ жизни, обратите внимание на такую науку, как валеология. А вот такая книга о Валеологии пусть будет всегда под рукой. Она поможет вам познать себя, свои резервы и возможности. Мода на здоровый образ жизни охватывает весь мир, будьте в тренде и следуйте модным тенденциям.

Как оздоровить организм с помощью собственных ресурсов – смотрите на видео.

Полезные статьи

myself-development.ru

это наука о здоровье. Валеология как наука: ее цели и содержание

С давних времен человек понимал, что самое важное в жизни каждого разумного существа - здоровье. Без него не нужны будут ни богатства, ни почести, ни слава. Именно поэтому профессия врача - одна из самых древних, уважаемых и востребованных в истории человеческой цивилизации.

Науки о здоровье человека

Существует несколько наук о здоровье человека. Некоторые из них уже старые, другие, напротив, совсем молодые.

Относительно молодые науки о здоровье:

  • гигиена;
  • валеология;
  • космическая медицина;
  • сексология.

Сформировавшиеся издревле науки, так или иначе касающиеся здоровья:

  • медицина;
  • философия;
  • социология;
  • биология;
  • психология;
  • культурология.

    валеология это наука о

Некоторые специалисты относят еще и педагогику к разделу таких наук. Таким образом, выходит, что валеология - это наука о главном человеческом вопросе, одна из целого комплекса, которая занимается проблемами здоровья человека, как физического, так и душевного.

Что такое валеология?

Так что же это за наука такая - валеология? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к этимологии названия. Термин образуется из двух составных частей латинского происхождения: "valeo" или "valere" - быть здоровым, и общеизвестного "logos" - учение, изучать.

Вот и получается, что валеология - это наука об искусстве быть здоровым, вести здоровый, правильный, активный образ жизни, приучаться к нему с самого детства.

Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов (психическое, социальное, душевное, моральное, физическое). Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.

Предмет и объект изучения

Что изучает наука валеология? Главным предметом и объектом ее изучения являются:

  • физические и генетические механизмы здоровья, заложенные в каждом организме;
  • человек комплексно, включая все составляющие его компоненты, оказывающие влияние на состояние любого вида и типа здоровья.

Если говорить о валеологии как о предмете, то главным объектом ее изучения будут педагогические основы, направленные на формирование самостоятельного желания у детей и взрослых добиться здорового образа жизни.

валеология наука о здоровье

То есть сделать так, чтобы каждый человек сам осознал важность своего состояния и стремился сохранять его нормальное положение и укреплять и поддерживать естественные иммунозащитные свойства организма без применения лекарственных средств. Грубо говоря, осуществлять профилактику заболеваний, осознанную и целенаправленную.

Цели этой науки

Есть определенная цель, которую преследует валеология как наука. Ее цели и содержание сводятся к следующему:

  1. Обучить людей здоровому образу жизни (ЗОЖ).
  2. Привить основы правил укрепления и восстановления здоровья организма без использования медицинских препаратов.
  3. Научить построению правильного графика жизни: питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение элементарных правил гигиены, своевременное обращение за медицинской помощью.

Данные цели автоматически влекут за собой решение следующих задач валеологии.

Задачи валеологии

Валеология как наука о здоровье решает следующие поставленные задачи:

  • исследование внутреннего потенциала здоровья каждого человека;
  • оценка состояния здоровья по всем общепринятым медицинским показателям;
  • стремление к формированию внутренней установки ЗОЖ для людей;
  • укрепление здоровья и профилактика заболеваний через применение основ ЗОЖ.

что изучает наука валеология

Если науке удастся решить все перечисленные задачи, то человечество перейдет на совершенно новый уровень в плане сохранения здоровья. Сократится число заболеваний любого плана и характера, повысится общенародный уровень мозговой и физической активности, сократится число патологий при рождении потомства, меньше станет инвалидов и неизлечимых больных.

Методы валеологии

Валеология - это наука о здоровье, а значит, она пользуется определенным набором методов для исследований. Какие это методы?

  1. Методика исследования и оценки физического и психического состояния человека при помощи компьютерной диагностики.
  2. Методология педагогического наблюдения за испытуемыми в течение учебного процесса. Цель - в накоплении теоретической базы для более глубокого анализа и исследования.
  3. Эксперимент (чаще всего педагогический). Проводится вместе с испытуемыми для наглядного подтверждения того или иного постулата валеологии и доказательства важности ее значения.
  4. Социометодология. К этим методам относятся анкетирование, соцопросы и другие типы социальных взаимодействий с целью выявления среднестатистических показателей по разным вопросам здоровья человека и накопления теоретической базы для изучения и анализа.
  5. Математические методы. Они необходимы для обработки данных, полученных в предыдущем пункте.
  6. Комплексный анализ идей педагогики. Необходим для формирования выводов по вопросам, касающимся детей (их воспитания, обучения ЗОЖ и так далее).

здравствуй наука валеология

Сочетание и комплексное применение всех методов исследования валеологии позволяет получать весьма неплохие результаты с положительной динамикой развития. Причем не только среди детей, но и среди взрослых. Так, например, это привело к тому, что XXI век ознаменовался "модой на здоровье". То есть теперь вести ЗОЖ - это актуально, модно, молодежно и здорово. Глупо отрицать в этом целенаправленное многолетнее воздействие на детское сознание именно валеологии и смежных с ней наук.

Где и когда изучается валеология?

Изучается валеология в основном в курсе (школьном) либо как студенческая дисциплина. Ведь понятно, что основы ЗОЖ следует закладывать именно в этих возрастах. В школьном курсе этот предмет чаще всего проходит в форме полуигровых, полупознавательных уроков под названием "Здравствуй, наука валеология!"

При этом важно сделать так, чтобы занятия по валеологии носили не тяжелый вынужденный характер, а воспринимались как нечто легкое, увлекательное. Тогда дети будут с удовольствием впитывать все те знания, которые и хочет донести данная наука.

Для этого лучше выбирать нестандартные формы проведения уроков, а темы подбирать так, чтобы всегда была возможность практического исследования, небольшой лабораторной работы. Следует чаще устраивать викторины, загадки, соревнования, использовать информационно-коммуникативные технологии при проведении занятий.

взаимосвязь валеологии с другими науками

Со студентами все немного проще и серьезней. Это практически взрослые люди, многие из которых, к сожалению, уже подвергались или подвергаются действию антагонистов валеологии: курению, употреблению алкоголя, наркомании, ежедневному потреблению фаст-фуда, гиподинамии и так далее.

Поэтому здесь необходим целый серьезный курс, включающий в себя ряд теоретических и практических занятий, который будет охватывать все вопросы валеологии целиком и покажет ее значимость.

Лучше всего играть на контрасте и давать представление о разнице между теми, кто ведет ЗОЖ, и между теми, кто от этого отказывается, описывать преимущества такого образа жизни. Валеология - наука о здоровье человека, поэтому и следует дать понять учащимся, насколько оно важно, это самое здоровье и его своевременное сохранение.

Межпредметные связи

Мы уже упоминали, что валеология - наука комплексная. Поэтому она органично сочетается со многими другими науками и разделами, изучающими человека и его здоровье. Рассмотрим взаимосвязь валеологии с другими науками.

  1. Физическая культура и спорт.
  2. Комплекс медико-биологических наук (генетика, саногенез, патология, биология, этология и др.).
  3. Комплекс эколого-географических наук (география, экология, геология и др.).
  4. Науки философии и социологии (эстетика, культурология, методология).
  5. Экономика.
  6. Комплекс психолого-педагогических наук (дидактика, воспитание, педагогика).
  7. История.
  8. Политология.
  9. Право.

    валеология как наука ее цели и содержание

Очевидно, что валеология - очень лабильное и обширное понятие, касающееся практически всех сторон жизни человека, которые хоть как-то затрагивают вопросы душевного, физического, психического и морального здоровья.

Роль данной науки в школе

Еще со школьной скамьи очень важно дать понять ребенку, насколько важно быть здоровым. Ведь у детей несколько иные ценности, и они начинают понимать всю значимость здоровья только после того, как чем-нибудь заболеют. Поэтому нужно стараться объяснить им, что валеология - наука о здоровье, о его сохранении, профилактике заболеваний и укреплении общего физического состояния людей.

Лучше всего дети поймут это, если ставить им в пример конкретные случаи жизни людей до того, как они задумались о ЗОЖ, и после того, как они стали активно его вести. Показать, каких наследственных заболеваний и человеческих трагедий можно избежать, если вовремя обратиться и прислушаться к своему организму.

валеология как наука о здоровье

Также важно научить детей самостоятельно составлять для себя грамотный и правильный с точки зрения ЗОЖ рацион питания, распорядок дня и не забывать уделять внимание физическим упражнениям.

При правильной организации подобных занятий валеология обязательно наложит верный отпечаток на сознание детей. А это, в свою очередь, повлечет за собой только положительную динамику в их дальнейшем образе жизни.

Обобщение

Итак, подведем итог. Валеология - это наука о ЗОЖ, о комплексных мерах, которые необходимо применять для сохранения собственного здоровья, его укрепления и профилактики заболеваний.

Это своего рода раздел медицинской науки, направленный на формирование сознания у людей относительно значимости собственного и общечеловеческого здоровья. Данная наука имеет свои задачи и цели, методы исследования, которые помогают ей добиваться положительных результатов.

fb.ru

учение 0 здоровье и здоровом образе жизни

1.1. Основные понятия валеологии

Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, – а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина – и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье!

Российский ученый И.И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo– «здоровье», «быть здоровым»). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Ее основополагающие позиции можно свести к следующим определениям:

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Центральной проблемой валеологииявляется отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологииявляются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объект валеологии –практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Методом валеологииявляется исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни.

Основной целью валеологиислужат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии – изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.

Основные задачи валеологии:

1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервовздоровьячеловека.

2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровьячеловека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины – болезнь и больной, а у гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Отсюда исходят и существенные различия в основополагающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфуция («человек, сотвори себя») и определить свое основное стратегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!».

Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека

Определяющие признаки науки

Медицина(клиническая, профилактическая, теоретическая, экспериментальная)

Гигиена(общая, коммунальная, социальная, радиационная, питания, труда, подростковая)

Валеология(медицинская, педагогическая, психологическая, экологическая, биологическая)

Основные направления науки

Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение и предупреждение

Исследование и поддержание здоровых условий жизнедеятельности человека и среды его обитания

Формирование, укрепление и сохранение здоровья человека

Основная концепция, доктрина

Человек и его заболевания

Человек в оптимальных условиях жизнедеятельности и среды обитания

Человек и его здоровье, здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Объект изучения

Человек, подверженный заболеваниям

Среда обитания и условия жизнедеятельности человека

Практически здоровый человек

Предмет исследования

Болезни человека, их причины и механизмы развития; диагностика, лечение и профилактика заболеваний

Здоровые условия жизнедеятельности человека и оптимальные характеристики среды его обитания

Здоровье человека и его резервы; их оценка, развитие и укрепление функциональных возможностей человека

Методы исследования

Методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний человека

Методы исследования, создания и поддержания оптимальных для здоровья характеристик среды и условий жизнедеятельности

Методы количественной и качественной оценки резервов здоровья, профилактики их снижения и коррекции их отклонений от нормы

Пути достижения цели и результатов

Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения

Снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации населения

Укрепление здоровья через формирование ЗОЖ населения

Хотя валеология и имеет свою сферу деятельности, следует отметить, что между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую их, так что интересы валеологии порой довольно тесно взаимопереплетаются с интересами, например, гигиены, санологии, профилактики заболеваний.

Основные понятия, определяющие закономерности здорового бытия человека, следующие: жизнь, гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип, здоровье и болезнь, образ жизни. Разумеется, при рассмотрении этих понятий будет затронут и целый ряд других, характеризующих основные.

Жизнь –высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития.Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ – непременным условием жизни, способности к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т.д. По определению Ф. Энгельса, «жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел».

Гомеостаз, или гомеостазис,–свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.

Именно этот показатель – способность к гомеостазу – зачастую рассматривается как биологическая основа здоровья.

Для сохранности биохимических и функциональных констант организма необходимо поддержание постоянной температуры всего организма, его частей и систем и даже органов, содержания глюкозы, рН и других физико-химических свойств крови, стабильности клеточного состава и т.д.

Константы организма достаточно жестки, однако есть и относительно подвижные константы с широкими приспособительными значениями. Жесткие константы являются необходимым условием сохранения жизни, а подвижные обеспечивают поддержание первых, жестких констант.

Однако условия, в которых существует организм, постоянно меняются, что непременно ведет к изменениям показателей гомеостаза. Эта особенность получила название «закона отклонения гомеостаза как условия развития» и утверждает необходимость постоянных тренирующих нагрузок как обязательный путь к совершенствованию механизмов гомеостаза и к обеспечению здоровья. Вот почему следует стремиться к расширению пределов этих показателей гомеостаза, которые могут быть компенсированы без нарушающих нормальную деятельность организма последствий, что должно означать переход на новый, более высокий уровень здоровья.

Адаптация(приспособление, приспособительные реакции) есть развитие новых биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы.

Приспособительный характер жизни – одна из ее существенных особенностей: вся жизнедеятельность организма протекает в соответствии с событиями внешней среды, изменения которой обусловливают и изменения жизнедеятельности. Цель же и смысл этих изменений в организме – в обеспечении сохранения и поддержания жизни особи и вида, их развитие. Адаптация позволяет поддерживать постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических механизмов, осуществляет связь с внешней средой и, в конечном итоге, позволяет удерживать существенные параметры организма в физиологических пределах, обеспечивающих стабильность системы. По мнению академика П.К. Анохина, каждый организм представляет собой динамические сочетания устойчивости и изменчивости, в которых приспособительные реакции защищают его наследственно закрепленные жизненно важные константы.

Полезный эффект адаптации заключается также в возрастании способности организма противостоять разрушающему влиянию факторов внешней среды, его резистентностью. Последняя базируется на механизмах, закрепленных в эволюции, и обусловливает адаптивную норму реакции индивида или вида в целом. Понятно, что резистентность – очень важный показатель организма. Различают три вида адаптивных изменений – срочные, кумулятивные и эволюционные.

Срочная адаптацияхарактеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, возникающими в ответ на непрерывно меняющиеся условия среды.

Характерными свойствами срочной адаптации считаются:

  • их возникновение только при непосредственном внешнем воздействии, поэтому срочные реакции не закрепляются в организме и исчезают сразу после устранения этого воздействия;

  • характер и интенсивность срочной адаптативной реакции точно соответствуют характеру и силе внешнего раздражителя;

  • срочными реакциями организм может отвечать только на воздействия, которые по своим силе, характеру и времени не превышают физиологических возможностей организма.

Кумулятивная адаптацияотличается такими изменениями, которые возникают в ответ на длительные повторяющиеся внешние или внутренние воздействия. При этом организм становится способным отвечать более быстрыми, точными и адекватными ответными реакциями на уровне имеющихся у него функциональных резервов. Если же повторяющиеся воздействия соответствуют определенным закономерностям раздражающих изменений (по силе, длительности, периодичности и т.д.), то организм приобретает способность выполнять большую (по объему, интенсивности, частоте повторений и т.д.) работу, то есть происходит переход адаптированных систем организма в качественно иное состояние.

Суть эволюционной адаптации заключается в том, что если изменившиеся условия среды сохраняются достаточно долго (предполагается не менее 10 поколений), то это приводит к адаптивным изменениям в генной структуре, в результате чего для последующих поколений подобные условия становятся «своими», естественными.

Адаптивные защитно-приспособительные реакции разделяются на специфические и неспепифические.Первые из них обеспечивают устойчивость и сопротивляемость организма только против данного раздражителя (типичные примеры – адаптация к данным физическим нагрузкам в тренировке и невосприимчивость организма к определенным видам возбудителей инфекционных заболеваний в виде иммунитета). Неспецифические адаптивные реакции способствуют повышению устойчивости и общей сопротивляемости организма к любым возмущающим факторам внешней среды. У человека неспецифический механизм адаптации получил заметное развитие через целенаправленную волевую тренировку, обеспечивающую рост резервных возможностей организма.

Адаптация не всегда должна рассматриваться как положительное явление. В зависимости от вида и характеристик раздражителя она может сопровождаться различной степенью стимуляции функциональных систем организма, потому что в процессе адаптации они могут не только активироваться, но и истощаться.

В проблеме здоровья понятие адаптации следует считать центральным. Суть их взаимозависимости можно сформулировать таким образом: здоровьеесть состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды.Особенно отчетливо это проявляется в характере возрастных изменений адаптации. Так, у новорожденного нет жестких механизмов адаптации, благодаря чему диапазон адаптации оказывается достаточно широким, что позволяет ему выживать в довольно больших границах изменений условий жизнедеятельности. В дальнейшем же формирование жестких механизмов адаптации сопровождается тем не менее не уменьшением, а возрастанием – преимущественно за счет социально-психологических факторов – количества возмущающих факторов. Вот почему с возрастом растет число людей со срывом адаптации и все меньше имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды.

Помимо возрастного ограничения пределов и жесткости адаптации в значительной степени это обусловлено еще двумя взаимозависимыми обстоятельствами: с одной стороны, тем, что вместо тренировки механизмов адаптации естественными факторами существования человек меняет сами условия существования, а с другой – невостребованностью адаптационных резервов комфортными условиями жизнедеятельности. Поэтому резервы адаптационных возможностей в организме всегда выше, чем их реализация.

Генотип и фенотип.Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах.В более широком смысле это совокупность всех наследственных факторов организма. Генотип формируется как закономерное следствие генетического развития, обусловленного совершенствованием адаптационных механизмов к относительно постоянным и меняющимся условиям внешней среды.

Под фенотипом понимается совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями среды, в которых протекает его развитие.

Принадлежность к виду Homosapiensсовсем не означает, что все его представители генотипически идентичны. В этом отношении все люди отличаются рядом гено- и фенотипических особенностей:

  • адаптивного характера, детерминированного климато-географическими факторами; поэтому адаптация эскимоса к условиям Центральной Африки (как и эфиопа – к условиям тундры) окажется довольно неадекватной;

  • историко-эволюционного характера в виде этноса, отличающегося своими специфическими религиозными, национальными, культурологическими и т.д. особенностями, поэтому, например, скандинавский этнос отличается от монголоидного;

  • социального характера, ведущего к различиям в образе жизни, культуре, социальных притязаниях и др., между интеллигентом и крестьянином, горожанином и жителем деревни;

  • экономического характера, обусловленного принадлежностью к той или иной социально-экономической группировке (банкир и рабочий, бизнесмен и клерк).

Таким образом, характер жизнедеятельности организма предполагает ее детерминированность генотипической программой и условиями жизни. Это означает, что развитие особи в каждый данный момент и в перспективе есть единый процесс жизни, отнюдь не предопределенный полностью его генотипом, а детерминированный ее внутренней программой, в которую генетическая компонента включается лишь в качестве исходного базиса, который корректируется по ходу жизни. Такое саморазвитие, самопрограммирование особи осуществляется под воздействием внешней среды.

Необходимо отметить, что в обеспечении здоровья, в организации здорового образа жизни до настоящего времени генотипической компоненте не уделяется должного внимания. Вот почему чаще всего практические рекомендации по формированию здоровья носят всеобщий характер и не учитывают индивидуальных генотипических особенностей. Под последними следует понимать: тип телосложения, характер свертывания крови, тип высшей нервной деятельности, особенности желудочного сокоотделения, преобладающий тип вегетативной нервной регуляции и многое другое. С другой стороны, и сам человек в выборе траектории своего индивидуального развития должен знать (или узнать) особенности своей генетической природы – без реализации этого условия нельзя говорить о его валеологической грамотности и валеологической культуре. В частности, в таком важнейшем аспекте человеческой жизнедеятельности, как профессиональная деятельность, в Российской Федерации лишь менее 3% людей выбрали себе профессию, соответствующую генотипу. Естественно поэтому говорить о том, что в 97% случаев профессиональная деятельность приходит в противоречие со свойственными ее носителю индивидуальными особенностями, результатом чего зачастую становится срыв адаптации и переход в болезнь.

studfiles.net

это наука о правильном и здоровом образе жизни

это наука о правильном и здоровом образе жизни. В 1980 году российский ученый И. это наука о правильном и здоровом образе жизни. В 1980 году российский ученый И. И. Брехман ввел в обиход термин «валеология» (как произвольное от латинского valeo «здоровье» , быть здоровым» .

Предметом валеологии является – индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ Предметом валеологии является – индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. Объект валеологии — практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Основные задачи валеологии: Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека. Формирование установки на здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

По данным Мировой Организации Здравоохранения за 2011 год, продолжительность жизни в России составляет: - По данным Мировой Организации Здравоохранения за 2011 год, продолжительность жизни в России составляет: - Женщины – 75 лет - Мужчины – 63 года По данным ЦРУ за 2012 год, продолжительность жизни в России составляет: - Женщины – 76, 4 года - Мужчины – 64, 3 года

не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия (ВОЗ– Всемирная организация здравоохранения)

 биологическое (физическое): совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация к окружающей среде; психическое биологическое (физическое): совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация к окружающей среде; психическое здоровье: состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Но, в какойто степени, к психическому здоровью можно отнести и нравственное здоровье: систему ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе; социальное здоровье: мера социальной активности, трудоспособности, как форма деятельного отношения к миру.

Гомеостаз – свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное Гомеостаз – свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды. Адаптация (приспособление) – развитие новых, биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы

Биология и медицина – наиболее часто встречающееся значение или диапазон значений параметра в данной Биология и медицина – наиболее часто встречающееся значение или диапазон значений параметра в данной популяции, проживающей на данной территории, в данный конкретный момент времени, с учетом возраста, пола и расовой принадлежности. Главным критерием здоровья является способность к гомеостазу.

Концепция уровней психического здоровьяклассификация переходных состояний между здоровьем и болезнью человека. Пример: 1. эталонное Концепция уровней психического здоровьяклассификация переходных состояний между здоровьем и болезнью человека. Пример: 1. эталонное здоровье, среднестатистический уровень, уровень акцентуаций, предболезнь. 2. норма, неврозы, акцентуации, психопатии, психозы. П. Б. Ганнушкин (1908 г. ) – «Приходится признать, что между здоровьем и болезнью нельзя провести никакой определенной грани, что между нормальными и патологическими явлениями… на самом деле существуют в жизни самые разнообразные и самые многочисленные переходные ступени»

Норма (здоровье) – это признанная данным обществом форма поведения. 1. Моральная – определяется культурой Норма (здоровье) – это признанная данным обществом форма поведения. 1. Моральная – определяется культурой данного общества: качества характера, одобряемое или неодобряемое поведение человека. 2. Этническая – группы норм, определяемые обрядами, ритуалами и традициями общества.

1. Статистический подход – норма определяется путем получения результатов эмпирических среднеарифметических данных. 2. Адаптационный 1. Статистический подход – норма определяется путем получения результатов эмпирических среднеарифметических данных. 2. Адаптационный - способность человека сохранять свой гомеостаз через совершенную адаптацию к меняющимся условиям среды, то есть активно сопротивляться таким изменениям с целью сохранения и продления жизни.

3. Субъективный – человек нормален только относительно себя самого, и поэтому само понятие здоровья 3. Субъективный – человек нормален только относительно себя самого, и поэтому само понятие здоровья является индивидуальным для каждого. 4. Идеальный – относятся те критерии, на которые нужно равняться или к которым нужно стремиться. «Идеальное психическое здоровье – это полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств» (ВОЗ).

Факторы, обеспечивающие здоровье человека 10% 20% 55% 15% образ жизни генетический состояние окружающей среды Факторы, обеспечивающие здоровье человека 10% 20% 55% 15% образ жизни генетический состояние окружающей среды медицинское обеспечение

1. Генетический- здоровая наследственность. Отсутствие наследственной предрасположенности к заболеваниям (рак, ожирение, диабет, болезни сердца, 1. Генетический- здоровая наследственность. Отсутствие наследственной предрасположенности к заболеваниям (рак, ожирение, диабет, болезни сердца, алкоголизм, аутизм, шизофрения. . . ) 2. Состояние окружающей среды - хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания.

3. Медицинское обеспечение - медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская 3. Медицинское обеспечение - медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь. 4. Условия и образ жизни - рациональная организация жизнедеятельности, двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек.

Снижение двигательной активности ниже уровня, который обеспечивал в эволюции организму выживание. Противоречие между все Снижение двигательной активности ниже уровня, который обеспечивал в эволюции организму выживание. Противоречие между все снижающейся двигательной активностью и все возрастающей нагрузкой на мозг человека. Возникновение перенапряжения его центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и психики. Комфортные условия существования со снижением функциональных возможностей организма и развитием детренированности адаптационных механизмов.

 Изменения в биоритмологию человека. Бодрствование в темное время суток создает противоречие между, с Изменения в биоритмологию человека. Бодрствование в темное время суток создает противоречие между, с одной стороны, низким уровнем работоспособности организма и нарастанием в центральной нервной системе сонного торможения, а с другой – с высокими требованиями к ним, предъявляемыми выполняемой в этот период работой. Изменение режима и структуры питания. Человек и его предшественники имели пищу, достаточную по белку, сравнительно богатую жирами и обычно бедную углеводами.

 Принцип ответственности за свое здоровье. Принцип комплексности: сохранять здоровье по частям нельзя Принцип Принцип ответственности за свое здоровье. Принцип комплексности: сохранять здоровье по частям нельзя Принцип индивидуализации Принцип умеренности -для тренировки функциональных систем должны использоваться умеренные нагрузки.

 Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха. Как отмечал отечественный физиолог Н. Е. Введенский, Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха. Как отмечал отечественный физиолог Н. Е. Введенский, «люди устают не потому, что работают много, а потому, что работают неправильно» . Принцип рациональной организации жизнедеятельности. Принцип «сегодня и всю жизнь» . Здоровье не дается человеку впрок, оно требует постоянных и упорных усилий.

present5.com

Валеология – наука о здоровом образе жизни. История развития науки. — МегаЛекции

В начале 80-х годов ХХ столетия отечественный ученый, доктор медицинских наук И.И. Брехман ввел термин «валеология». Под валеологией (от лат. valeo- быть здоровым, здравствовать) подразумевалась наука о профилактически-оздоровительных основах медицины, путях и методах сохранения и укрепления здоровья. Появившись как интегральное образование, рожденное на стыке медицины, биологии, гигиены, физической культуры и психологии, экологии, диетике и других наук о человеке, его организме, внутреннем мире и жизненной среде, валеология с 1987 года выступает содружественной медицине наукой. 90-е годы отмечены становлением и дальнейшим развитием валеологии как системы знаний о здоровье здорового человека.

Валеология- наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности. К числу основных проблем валеологии относятся: 1) здоровье как биосоциальная категория; 2) механизмы формирования здоровья; 3) методы определения конституциональных особенностей индивида; 4) методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизни индивида; 5) практические способы сохранения и укрепления здоровья; 6) теория и методика валеологического образования.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней. Совместно с профилактической медициной валеология вносит свой вклад в решение одной из глобальных проблем современности - сохранения и укрепления здоровья человека.В основе валеологии, в отличие от профилактической медицины, гигиены и санологии, лежит представление о динамических резервах отдельных систем и организма человека в целом. Следовательно, предметизучения валеологии - сфера здравствования человека, здоровье человека как категория качества жизни, обусловленная физиологическими механизмами, умением адаптироваться к условиям среды, способность к самоорганизации, саморазвитию и самосохранению.

Цельвалеологии - вооружить человека научно-теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и практическими знаниями оздоровления организма, обеспечить максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды.

Объект валеологии- практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни во всем многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования человек. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни. Подобная характеристика валеологии ставит ее в особое положение, потому что именно такой контингент людей не является объектом изучения ни одной другой науки.

Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Количественная оценка индивидуального здоровья является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет лежащий в основе медицины качественный анализ. Характеристика здоровья на количественной основе дает возможность динамической оценки уровня индивидуального здоровья и соответствующих корректив являющегося его базисом образа жизни.

Основные задачи валеологии:

1. Прогнозирование функционального состояния организма и его коррекция.

2. Разработка механизмов компенсации нарушений резервов физиологических систем.

3. Определение методов и средств развития и сохранения здоровья.

4. Формирование установки на здоровый образ жизни.

5. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Развитие валеологии позволило выявить одну из новых сфер человеческого сознания и бытия - валеологическую культуру, включающую в себя:

  • знание индивидом генетических, физических и психологических возможностей систем своего организма;
  • знание и умение применять методы и средства контроля, сохранения своего психофизиологического статуса, укрепления здоровья;
  • умение распространять валеологические знания на социальную среду своего окружения

Итак, валеология - это наука, в основе которой лежит здоровье человека, живущего в сложном и постоянно меняющемся мире, где он подвергается воздействию огромного количества параметров окружающей биосоциальной среды, наука, которая позволит человеку через систему определенного объема знаний, умений и навыков своевременно проводить индивидуальную профилактику здоровья, сохранять и укреплять общий его потенциал.

Пожалуй, ни одна другая наука не впитала и не впитывает так много данных о многогранном феномене человека из других наук, как валеология. Ее возникновение стало возможным лишь тогда, когда уровень знаний о человеке - его биологии, генетике, физиологии, психологии и многих других сторонах его жизнедеятельности - достиг достаточно высокого уровня для создания интегральных знаний по диагностике, прогнозу и управлению состоянием организма и его взаимодействию с окружающей средой.

Валеологии присущи все атрибуты науки: она имеет свой предмет, объект, методы, задачи. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки с другими науками, исходя прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.

Связь валеологии с другими науками имеет двухсторонний характер. Используя данные смежных наук, валеология сама может дать весомые результаты для развития и конкретизации проблем человекознания. Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов, культурологов и других специалистов в создании учения о здоровье и валеопрактических (оздоровительных) технологий.

 

 

megalektsii.ru

Валеология - здоровый образ жизни: физиология жизнидеятельности

Эмблема сайта Валеология - здоровый образ жизни   Написать администратору       Карта сайта       английский флаг

Валеология (la vale — стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»), наука или концепция о здоровом образе жизни.

Термин Валеология был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. двадцатого столетия И.И. Брехманом. Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Валеология ставит своей целью обучение человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, совершенствования здоровья и привитие таких навыков, как активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой, рациональное питание, личная гигиена, гигиена половых отношений, своевременное обращение к врачу. Валеология обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни.

Представленный Вашему вниманию сайт «Валеология — здоровый образ жизни», построен по модульному принципу и на сегодняшний день включает в себя следующие разделы: Гигиена, Долголетие, Здоровый секс, Клонирование, Косметика, Культура, Курорты и отдых, Массаж, Питание, Погодные условия, Психология, Реабилитация, Уход за больными, Физкультура и спорт, Фитнес центры.

Основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок, умеренного питания (с соблюдением постов), бани, закаливания были заложены народом, учеными, врачами, интеллигенцией еще в прошлые столетия. Великие россияне — А. Суворов, А. Пушкин, Л. Толстой, И. Репин и многие другие — доказали, что соблюдение основных принципов здорового образа жизни — не навреди, не злоупотребляй, будь умерен — способствует долгожительству, хорошему самочувствию, высокой работоспособности...

доктор медицинских наук, профессор В.Н. МошковВалеология здоровый образ жизни — учебник для студентов вузов, 1999

Здоровье людей зависит не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни.

Известно, что общей неспецифической реакцией организма является реакция стрессовая. Определенный уровень стресса, как считал Г. Селье, необходим для обеспечения нормального функционирования организма (эустресс). Но довольно часто уровень стрессовых воздействий оказывается выше оптимального, что приводит к различного рода расстройствам (дистресс).

Стрессовая реакция организма на чрезмерные физические нагрузки, гиподинамию, инфекции выражается в химическом дисбалансе внутренней среды.

В XX в. существенно уменьшилось число заболеваний и увеличилась средняя продолжительность жизни человека.

Успехи, достигнутые в предупреждении и лечении инфекционных болезней, очевидны. Так, инфекционные болезни составляют теперь всего 10% от общей заболеваемости, а неинфекционные (соматические), функциональные расстройства, хронический алкоголизм, наркомания и др. — 35% (K.Е. Тарасов, Е.K. Черненко, 1979).

Из многих сотен известных болезней всего лишь 10 стали причиной смерти каждых 85 из 100 лиц в среднем и пожилом возрасте. Одними из главных являются ожирение, гипертоническая болезнь, атеросклероз, аутоиммунные заболевания, психическая депрессия, рак. Больше стало хронических форм заболеваний.

Наибольший прогресс в сфере сохранения здоровья достигается не путем прямого медицинского воздействия, а опосредованно, благодаря улучшению условий жизни и труда.

В последние десятилетия состояние здоровья людей ухудшилось, особенно в городах. Это связано с экологией (загрязнение окружающей среды, повышенная радиация, недоброкачественные продукты питания и питьевая вода и другие факторы) и грозит опасностью генетических изменений. А кроме того, повышается уровень механизации и автоматизации трудовых процессов, что приводит к резкому уменьшению физического труда, обострению стрессовых ситуаций. Урбанизация и городской образ жизни в большой степени способствуют возникновению предпатологических и патологических состояний.

Исследования показывают, что для адаптации и сохранения здоровья психические факторы более важны, чем природно-климатические.

Для того, чтобы понять все градации физического и психического состояния человека — от цветущего здоровья до тяжелой хронической болезни, важно иметь ясное представление о норме.

Понятие «норма» может быть весьма неодинаковым у разных людей. Здоровье следует рассматривать как непрерывный процесс адаптации к социальной и внешней среде.

На нашем сайте приводятся примеры разумного применения средств физической культуры, закаливания, рационального питания для предупреждения возникновения заболеваний.

fiziolive.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность