НОВОСТИ |
Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый образ жизни у дошкольниковФормирование здорового образа жизни у дошкольниковФормирование здорового образа жизни дошкольников «Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» М. Монтель. Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью. Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов. Дети — цветы жизни, это наше будущее. Здоровье — главное нации. Если здоровье — богатство, его надо сохранять. «Здоровье — это вершина. которую должен каждый покорить сам» — так гласит народная мудрость». Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить. не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье — это не только отсутствие болезней. это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается ухудшения здоровья. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% старшего дошкольного возраста, 10-25% дошкольников имеют отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы, в шести-семилетнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышение артериального давления. Растёт число детей с отклонениями органов пищеварения, костно-мышечной (нарушение осанки. сколиоз, мочеполовой, эндокринной систем. Дети в школу приходят читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, слабо развитую моторику рук, у многих детей отсутствие физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать своё эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания неуспеха, усугубляющего поведенческие и нервно — психические отклонения, а это приводит к асоциальным формам поведения. У таких детей наблюдается переутомление, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников. но и перспективы их дальнейшего их развития. Статистика утверждает, что ухудшение здоровья детей зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, то есть от экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на 50% здоровья родители не могут повлиять, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье. Проблема воспитания здорового поколения приобретают в настоящее время всё большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных приоритетных задач детского сада. Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно — правовыми документами, как Закон РФ «Об Образовании», «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ. Перечисленные документы и меры. принимаемые органами управления образованием, помогают достичь определённых результатов стабилизации. а в детских садах качественного улучшения детского здоровья. У детей низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и мы должны научить детей самим заботится о своём здоровье. В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей. потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Оздоровление воспитанников не может быть эффективным, если оно проводится только силами медицинских работников. Эта работа требует тесного сотрудничества с педагогическим персоналом и родителями, поэтому в учреждении создано детско — взрослые сообщество (дети — родители — педагоги). В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. В детстве человек осуществляет более напряжённую, более сложную работу, чем взрослый по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегуляции. Если ребёнок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разум его здоровья. Поэтому именно на этом дошкольном возрасте приоритетом является задача воспитания у детей мотивация на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Необходимо выстроить особую пространственную среду, которая бы стимулировала познавательные интересы и поисково-практическую деятельность детей. Необходимо создать такой оздоровительный режим в дошкольном учреждении, который позволит заложить у детей дошкольного возраста основные навыки по воспитанию и формированию основ здорового образа жизни. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно-методической проблемы, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответствующего изменения его структуры. Специалисты должны научить детей правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к будущей жизни во многом зависит от состояния их здоровья в преддошкольный период, от их физического и психического развития и готовности к началу систематического обучения. Педагоги должны прививать детям с раннего возраста правильное отношение к своему здоровью, воспитывать чувство ответственности за него. Важнейшее направление в работе по оздоровлению детей — это осуществление профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в детском саду. Чрезвычайно важно, чтобы обучение носило интегрированный характер. Тема «Здоровье», «Здоровый образ жизни» должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов. Необходимо вести физкультурно-оздоровительную работу, обеспечивающую поддержку и развитие физического статуса детей, становление показателей физического здоровья. Задачи 1. Обеспечить психофизическое благополучие детей и формирование сознательного отношения к собственному здоровью, здоровью значимых близких, природным ресурсам родного края. 2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы. 3. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий. 4. Обогащать двигательный опыт детей и развивать психо-физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу. 5. Научить детей регулировать своё психическое состояние и уметь предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении. 6. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребёнка. Концептуальные основы формирования здорового образа жизни Концептуальной основой деятельности структурного подразделения является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Таким образом, актуальным является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с ФГТ, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учётом здоровья воспитанников, индивидуальных способностей, интересов, перспектив развития. Формирование здорового образа жизни — это не просто усвоение определённых знаний. а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание уделяется системе обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка. Как показывает практика. дети 3-5 лет знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематические, дидактические, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры-имитации. Для детей 5-7 лет наиболее эффективными технологиями являются такие, которые помимо сюжетных и театрализованных игр включают в себя реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умений самостоятельно выбирать способы решения проблемно-творческие фантазии. Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста. Приложение № 1 Система физкультурно-оздоровительных мероприятий 1. Утренняя гимнастика -комплексы коррегирующей гимнастики;-игровые упражнения на развитие внимания и точности выполнения действий;-упражнения с использованием разнообразных модулей;-упражнения с простейшими тренажёрами;-утренняя гимнастика в сочетании с речевыми и дыхательными упражнениями;-работа по контролю за осанкой 2 Физическая культура -двигательная деятельность тренировочного типа;-деятельность игрового и сюжетно-игрового характера;-ритмическая гимнастика;-диагностика проверочных умений и навыков;-коррекционная деятельность на развитие творчества детей. 3 Двигательная разминка во время перерыва между НОД. Физкультминутка -Игровые упражнения низкой и средней интенсивности;-ритмические движения;-коррегирующие упражнения;-упражнения для развития мелкой моторики;-игровые упражнения коррекционной направленности. 4. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами. -разминка в постели;-гимнастика сюжетно-игрового характера;-комплекс упражнений на тренажёрах в сочетании с оздоровительной ходьбой по массажным и ребристым дорожкам;-комплекс упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации;-упражнения на укрепление основных дыхательных мышц. 5 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в подгруппах и индивидуально. -игры низкой и средней интенсивности,-игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и ориентации;-упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств;-спортивные упражнения;-игры с элементами спорта;-народные игры; 6 Логоритмика. -упражнения на развитие мелкой моторики, двигательной памяти и координации движений взаимосвязанных со словом и музыкой;-общеразвивающие упражнения коррекционной направленности;-пальчиковая гимнастика;-двигательные гозадания на пространственную ориентировку;-ритмические упражнения;-упражнения на коррекцию в движениях рук, ног. 7. День здоровья -сюжетно-тематические;-подвижные игры и упражнения пожеланию детей;-спортивные игры и упражнения. 8. Физкультурный праздник. 9. Физкультурный досуг. 10. Индивидуальная работа по развитию движений -упражнения со специальным оборудованием;-коррекция нарушений ОДА. 11. Закаливание -контрастные воздушные ванны;-ходьба босиком;-облегчённая одежда;-умывание прохладной водой. infourok.ru Представление зож у детей дошкольного возрастаУ старших дошкольников постепенно меняется отношение к здоровью, на что влияет приобретаемый ими жизненный опыт. Однако дети воспринимают слово «здоровье» как отсутствие заболеваний в данный момент. Также они часто воспринимают слово «здоровый» как человек достаточно большого телосложения. В этом возрасте дети уже способны определить, какие действия могут привести к проблемам со здоровьем. Они понимают, что грязными руками нельзя брать продукты питания, а фрукты обязательно нужно мыть. Как организовать воспитательный процесс формирования ЗОЖ у детейЕсли правильно организовать воспитательный процесс, то дети будут соотносить также здоровье с соблюдением гигиенических принципов жизнедеятельности. Также они начинают понимать, что если регулярно заниматься физкультурой, то это поможет укрепить здоровье. Дети в этом возрасте считают, что именно физическая составляющая является главной частью здоровья. Также дети начинают постепенно осознавать, что и психическая составляющая также является частью здоровья. Например, они могут утверждать, что у них болит голова, потому что все вокруг кричат и ругаются. Но несмотря на то, что постепенно представление о здоровье у детей формируется, они в целом очень пассивны в этом отношении. Каковы причины нездоровья ребенка?Причинами является то, что у них недостаточно знаний о том, как обеспечить безопасность собственному здоровью. Также дети не осознают многих опасностей, к которым может привести нездоровое поведение. Часто нездоровое поведение ассоциируется у детей с удовольствием. Например, в жаркий день они могут с удовольствием съесть много мороженного и выпить охлажденный напиток. Также им нравится бегать по лужам, долго валяться в постели. Именно представления о здоровье оказывают наибольшее влияние на здоровый образ жизни у старших дошкольников. Если правильно организовать воспитательный процесс, уделять достаточно внимания привитию принципов ЗОЖ, то постепенно дети меняют свое отношение к этой области жизни. Дошкольник только тогда будет испытывать потребность в соблюдении правил здорового образа жизни, если он будет воспринимать здоровье, как одну из самых больших ценностей в жизни. Чтобы развить представления дошкольников о ЗОЖ, необходимо уделять этому вопросу внимание все время его пребывания в детском саду. Особенно важно уделять внимание правильному распорядку дня, а также проводить процедуры закаливания. Благодаря закаливающим упражнениям можно формировать привычки ЗОЖ. Представление ЗОЖ как направления здорового образа жизни ребенкаУченые считают, что существуют следующие главные направления ЗОЖ в старшем дошкольном возрасте:
Проанализировав все имеющиеся программы воспитания дошкольников старшего возраста, что сегодня главное внимание уделяется физическому воспитанию, а не формированию представлений у детей о ЗОЖ. Чтобы развивать представления у дошкольников о ЗОЖ, нужно разработать и использовать упражнения, которые бы укрепляли детское здоровье, также нужно организовать целую систему воспитания здорового образа жизни. Нужно осознавать, что гимнастику нужно проводить каждый деть. Ее цель – обеспечить детям бодрое оптимистичное настроение, укрепить их хорошее самочувствие, развить их сноровку и тренировать их физические способности. Утренняя гимнастика как средство формирования представлений о ЗОЖБлагодаря утренней гимнастике и используемой музыке можно положительно воздействовать на эмоциональный фон у дошкольников, помочь им поднять настроение и развивать представления о ЗОЖ. Содержание воспитания дошкольников старшего возраста включает в себя воспитание привычек поддерживать порядок, быть опрятными и чистыми. Кроме утренней гимнастики дети в детском саду посещают специальные занятия по физкультуре. Нужно помнить, что при обучении упражнениям нужно помочь детям правильно их выполнять. Также дети должны уметь выполнять разные упражнения, которые позволяют научиться координировать свое тело, развивать двигательную активность. Для занятий должен быть организован специальный зал, оборудованный музыкальной аппаратурой. Каждое занятие должно соответствовать специальной методике. Развивать представления о здоровом образе жизни у старших дошкольников можно только в том случае, если тщательно соблюдаются режимные моменты. Что такое режим?Режим – это порядок, установленный в детском саду, учитывающий физиологические и педагогические задачи. Организованная деятельность позволяет полноценно развивать психическое и физическое здоровье дошкольников. С возрастом дети приобретают определенные особенности. Поэтому режим дня должен меняться, учитывая эти особенности. Режим – это не только точное соблюдение определенного графика. Это организация дня, которая способствует оздоровлению и воспитанию детей. С помощью режима дня можно помочь детям развить привычки гигиены. А благодаря дисциплине, дети учатся порядку и в общении со сверстниками. Также это помогает им самостоятельно правильно организовывать свою деятельность и быть активными. Очень полезные для здоровья детей ежедневные прогулки на свежем воздухе и дневной сон. Благодаря этим привычкам ребенок не просто улучшает свое здоровье, он учится быть физически активным и бодрым, он получает необходимую порцию расслабления и отдыха, что позволяет укрепить нервную систему ребенка. Проанализировав литературу на тему исследования, мы выявили критерии, по которым можно судить об уровне сформированности представлений у детей. Первый критерий – это то, каковы представления ребенка о ЗОЖ. Второй критерий – это представления ребенка о том, какой вред может принести его организму и психике нездоровый образ жизни. Уровни сформированности представлений о ЗОЖСуществует три уровня сформированности представлений. При высоком уровне дошкольник четко понимает, что включает в себя понятие «здоровый образ жизни»; у него отрицательное отношение к плохим привычкам, он хочет поддерживать здоровые привычки. При среднем уровне дошкольник немного понимает, что такое здоровый образ жизни, но его представление ЗОЖ недостаточно точны. Он плохо относится к вредным привычкам, но его представление о них неполное. Также он не всегда склонен поступать так, как это полезно для него. При низком уровне дошкольник не имеет представление ЗОЖ, он не против вредных привычек и не стремиться поддерживать здоровый образ жизни. Принципы формирования представлений о здоровом образе жизниЧтобы формировать представления podrastu.ru "Формирование здорового образа жизни у дошкольников"Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 Приморского района Санкт-Петербурга «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Выполнил воспитатель ГБДОУ детский сад №4 Приморского района Санкт-Петербурга Морару С.В. Санкт-Петербург 2017 Формирование здорового образа жизни у дошкольников Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно. Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача. Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека: умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку Формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного, полноценного создания и развития, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации жизненных интересов на ЗОЖ. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная Организация Здравоохранения) Здоровый образ жизни — Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей. Формирование культуры ЗОЖ предполагает работу в трёх направлениях: 1. Укрепление и сохранения здоровья детей 2. Прививание навыков ЗОЖ 3. Способствование формированию физической культуры ребёнка Задачи по формированию ЗОЖ у дошкольников: что быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо; о некоторых признаках здоровья ;
Составляющие здорового образа жизни Двигательная активность, физическая культура и спорт Закаливание, профилактика болезней. Рациональный режим Правильное питание Личная гигиена Благоприятная психологическая обстановка в семье и саду infourok.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |