3 Нравственность и здоровье, формирование правильного взаимоотношения полов. Нравственность и здоровый образ жизни


Нравственность и здоровый образ жизни

Умеренность — союзник природы и страх здоровья. Абуль-Фарадж

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма рано или поздно сделает свое дело. Не следует уповать на лекарства как единственное средство лечения. Прежде всего надо обратить внимание на основные компоненты своего образа жизни. Тот, кто придерживается рациональных принципов здорового образа жизни, к помощи лекарств прибегает редко.

Человек должен сам совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив — жизненное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Совокупность мотивов — мотивация в большей степени определяет образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни. Здоровье должно занимать первое место иерархии потребности человека.

Установка (настройка) на долгую здоровую жизнь — это важный объективный фактор здоровья. Именно фокусирование на здоровье мотивирует поведение, ориентированное на положительные цели, когда любое достижение рассматривается как победа. Максим Горький, многотрудная жизнь которого осложнилась тяжелой болезнью, считал, что сила воли помогает лучше всех лекарств.

Высокая требовательность к своим личным качествам неотъемлема от стремления к сохранению здоровья. Вопросы нравственности неразрывно связаны с требованиями гигиены. Нравственный уровень человека до некоторой степени служит мерилом здоровья. Нравственность опирается на внутреннее убеждение людей, их привычки.

Моральной неустойчивости способствует праздный образ жизни. Особенно страдает нравственность людей, склонных к употреблению спиртных напитков. Моральный долг каждого человека заботиться о благополучии близких ему людей, в частности о здоровье членов семьи. В свою очередь, семья служит нравственной опорой для человека. Действенным средством морального воспитания подрастающего поколения является пример взрослых.

Нравственное воспитание во многом должно вырабатывать у детей прямоту, искренность, привычку говорить правду, вежливо обращаться со старшими и другие полезные привычки. «Добрая привычка, — писал известный русский педагог К.Д. Ушинский, — есть нравственный капитал, вложенный человеком в свою нервную систему, капитал этот растет беспрестанно, и процентами с него пользуется человек всю свою жизнь. А дурная привычка есть нравственно невыплаченный заем, который в состоянии заморить человека процентами, беспрестанно нарастающими, парализовать его лучшие начинания и довести до нравственного банкротства».

На формирование правильного облика человека оказывает влияние правильное физическое воспитание, выполнение посильных трудовых обязанностей, уважение к труду взрослых. Воспитание нравственных качеств подрастающего поколения легче совершается в коллективе. Положительным фактором, способствующим развитию человека в нравственном отношении, является правильное половое воспитание. Отсутствие контроля над своими чувствами и желаниями несет с собой душевную пустоту, физическую усталость, расточение здоровья, преждевременное изнашивание организма. Все это стоит на пути к долгой и счастливой жизни.

Правильный образ жизни доступен каждому человеку, его преимущества неоспоримы. Чтобы быть здоровыми, необходимо разумно провести молодые годы. Сбережению и приумножению резервов здоровья содействует умеренность и воздержанность в образе жизни человека, жизнь, чуждая излишествам и извращениям. Еще в XII в. известный сирийский врач А. Фарадж писал: «Умеренность — союзник природы. Поэтому, когда вы кушаете, когда вы пьете, когда вы двигаетесь и даже когда вы любите, соблюдайте умеренность».

Конечно, для этого необходима большая сила воли человека, умение владеть собой, что помогает подавить слабости и подчинить свои желания разуму.

Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.

medbe.ru

3 Нравственность и здоровье, формирование правильного взаимоотношения полов

3.1. Брак и семья

В системе совершенствования здорового образа жизни молодёжи и выработки правильного взаимоотношения полов одно из ведущих мест занимает формирование молодой семьи.

Семья – это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.

Молодой семьей большинство демографов считают супругов в возрасте не более 24-25 лет и состоящих в браке не более 5 лет.

По данным статистики в большинстве молодых семей первый ребёнок рождается в первые два года брака, и значительная часть молодых семей в первые 5 лет супружества имеют двух детей.

Юноши и девушки как потенциальные родители должны знать основные положения и подходы к формированию семьи и понимать значение семьи в личной жизни. Неподготовленность молодёжи к семейной жизни часто является причиной разводов.

Факторами, оказывающими отрицательное влияние на прочность молодой семьи, являются: ранний возраст вступающих в брак, отсутствие экономической самостоятельности и достаточной материальной обеспеченности. Юные супруги часто не готовы преодолеть все трудности семейной жизни в первые годы совместной жизни. Тяготы ведения домашнего хозяйства, рационального распределения семейного бюджета и обязанностей, неправильное отношение супругов к трудностям, всегда возникающим в молодой семье, часто приводит к её распаду.

Лучшим возрастом вступления в брак считается возраст от 20 до 24 лет. К этому периоду завершается образование и общее умственное развитие человека, трудовая деятельность создаёт необходимую материальную основу для семейной жизни. К этой поре человек имеет определённое представление об анатомии и функциональных особенностях половых органов – мужских и женских. В определённой степени знает механизм зачатия, зарождения новой жизни и осознаёт ответственность супругов за рождение здорового ребёнка.

      1. Культура взаимоотношения полов

Юноша и девушка, прежде чем вступить в брак, должны оценить общность своих жизненных интересов, уровень развития, серьёзность намерений и глубину уважения и любви друг к другу. На этой базе можно построить нормальную семейную жизнь.

Необходимо также иметь понятие о нравственности и гигиене ранней, добрачной половой жизни, а также о половой жизни без любви, без понимания ответственности, без моральных и юридических обязательств. Лёгкие, мимолётные увлечения и половые связи вызывают осуждение, как аморальные явления, кроме того, по данным исследований, интенсивная половая жизнь в молодом возрасте имеет своим последствием преждевременное прекращение половой активности и неблагоприятно сказывается на потомстве. Браки, заключённые между юношами и девушками, ещё не достигшими полной половой зрелости, нередко бывают бесплодными; дети рождаются у таких родителей слабые.

По наблюдениям врачей, здоровые дети рождаются, как правило, от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет.

Важной составляющей семейной жизни является сфера сексуальных отношений супругов. Каждый молодой человек должен иметь правильное представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоровья и о болезнях, передающихся половым путём.

Самое большое зло для семьи – употребление алкоголя. Даже умеренное потребление спиртных напитков перед зачатием, обычно не проходит бесследно. Ребёнок, родившийся от таких родителей, возбуждён, беспокоен, плохо спит, часто вздрагивает во сне, всего пугается.

Кроме того, у родителей, злоупотребляющих спиртным, дети часто рождаются с различными уродствами. Учёными многих стран выполнены сотни исследований, подтверждающих неоспоримый факт: если зачатие произошло в период, когда один или особенно оба родителя находились в состоянии алкогольного опьянения, у них рождаются неполноценные дети с различными патологическими отклонениями (эпилептики, дебилы и т. д.).

Нормальная половая жизнь благотворно действует на здоровье, работоспособность и долголетие человека, но при этом необходимо усвоить главное – основу личного счастья составляет семья, основанная на глубокой взаимной привязанности и уважении супругов. Вырабатывать же качества бережного отношения друг к другу необходимо начинать ещё до брака, в молодости.

Особая опасность для здоровья – беспорядочная половая жизнь. Такая жизнь ведёт к преждевременному изнашиванию организма, чревата опасностью заражения венерическими болезнями и СПИДом.

studfiles.net

Статья «Здоровый образ жизни как нравственная основа существования человека»

Статья «Здоровый образ жизни как нравственная основа существования человека»

Пашкова Анна Вадимовна студентка 1 курса ГБПОУ ВО «Воронежский юридический техникум»

Руководитель Венедиктова Елена Ивановна

Сегодня любой человек стремится быть счастливым. Но как говорил В.Г. Белинский «Без здоровья невозможно и счастье». За всю свою историю существования человечество накопило большой опыт сохранения и укрепления собственного здоровья. Культура здоровья – это неотъемлемая часть общей культуры образованного человека. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Наиболее значимое определение здоровья дано Всемирной организации здравоохранения: «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вообще, можно говорить о трёх видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном. Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определённом человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.  Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами своей страны. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, но не менее важным является и нравственная основа жизни человека. Образ жизни – это совокупность действий и привычек человека, влияющих на его здоровье и длительность жизни. В свою очередь, здоровый образ жизни – это отсутствие вредных привычек и активные действия человека, укрепляющие его здоровье, увеличивающее длительность жизни. Культура личности включает в себя много направлений, одно из них – культура ЗОЖ, а среди аспектов данного течения главным является духовность. Нравственная целостность определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, жизни в определенном человеческом обществе. Это, прежде всего, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, это этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами. Такие этические нормы и правила поведения человека призваны сохранить человечество как вид на планете Земля от внешних и внутренних угроз в реальной окружающей среде. Несомненно, решающая роль в этом процессе принадлежит семье. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, уровня их образования, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего, внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребенок. Часто у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Недаром в народе говорят: «В здоровом теле - здоровый дух». Задача семьи уже в раннем детстве приобщать ребенка к здоровому образу жизни, помогая ему осваивать нормы и этику семейных отношений, воспитывая на лучших семейных традициях. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Основной задачей для родителей является формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека – это важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Вероятнее всего, многих проблем у взрослых людей можно было бы избежать, если бы родители уделяли достаточно внимание формированию здорового образа жизни у детей. Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого раннего детства. С рождения ребенка родители должны создавать необходимые условия для достижения гармонии духовного и физического развития. Как показывает практика, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Влияние родителей на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут, именно здесь осуществляется социализация личности, являющаяся концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Этот институт воспитывает и гражданина, и патриота, и будущего семьянина, и, наконец, законопослушного члена общества! Таким образом, определяется объективная закономерность, выражающаяся зависимостью успешности формирования и развития личности ребенка, его социализации от характера воспитательного влияния семьи. Важность учета данной закономерности обусловлена тем, что, выступая социальным институтом воспитания подрастающего поколения, семья определяет не только поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни и историческую судьбу целого общества. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности. Данная проблема издавна интересовала представителей философской, психологической и педагогической мысли. Так, формулируя философские основания духовного становления личности, В.В. Зеньковский подчеркивал, что «моральное здоровье детской души является самым важным, самым глубоким фактором ее духовного развития». Семья для ребенка – это ячейка, микромодель общества. Она оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок, формирования жизненных планов, социальной направленности личности. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. В процессе принятия детьми системы ценностей и норм, характерных для семьи, образцов нравственного поведения, формирование морального сознания, существенная роль принадлежит идентификации. Как показано современными исследователями, в основе идентификации стоят, прежде всего, процессы подражания. Здесь важно отметить связь между поведением родителей и их подходом к оценке поступков детей. Родители должны обладать тем престижем или социальной властью, которая вызывает у ребенка желание подражать. Таким образом, совершенно очевидным становится то, что создание нравственно здорового общества возможно исключительно при наличии желания изменить свою жизненную позицию к лучшему, то есть систематически работать над своими моральными установками, совершенствуя при этом и духовный мир, и физическое здоровье.

Невозможно изменить весь мир, но, чтобы изменить людей, окружающих нас, не требуется невозможного, важно только начать с себя. Одним из основных направлений нравственного поведения человека должны стать его духовные качества, которые обеспечивают непрерывную смену поколений. Прекращение смены поколений людей в рамках их любой общности означает наступление конца её истории.

В настоящий момент я обучаюсь в Воронежском юридическом техникуме и мне отрадно заметить, что в ВЮТе много внимания уделяется мотивации здоровья и здорового образа жизни студентов техникума, созданию здоровьесберегающей образовательной среды. Это различные мероприятия: участие в районном конкурсе плакатов «За здоровый образ жизни», городском фестивале социальной рекламы «Мы за жизнь», областной акции «Живи ярко и стильно без наркотиков» и других. Генриху Гейне принадлежит удивительное высказывание: «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». Считаю, что с этим высказыванием знаменитого немецкого поэта, публициста и критика трудно не согласится.

Литература

  1. Общественное здоровье и здравоохранение. – М., 2002. – 544 с.

  2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Сост. Е.А.Калюжный, В.Ю.Маслова, С.В.Михайлова, Н.И.Ниретин, С.Г.Напреев, М.В.Пищаева. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 284 с.

  3. Добротворская, С.Г. Факторы саморазвития и здорового долголетия человека / С.Г.Добротворская. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 132 с.

  4. Евграфова Н. Ю. Влияние семьи на психологическое здоровье ребёнка [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 51-52.

  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр.. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. — 1200 с.

  6. Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 180-183.

infourok.ru

Нравственность и здоровый образ жизни

11 класс ОБЖ

Модуль 2. Раздел 4

Нравственность и здоровый образ жизни

Цель: дать понятия «нравственность», «семья»; рассмотреть влияние нравственных категорий на здоровье и благополучие в жизнедеятельности человека; совершенствовать работу в группах

Средства обучения: карточки-задания, учебник *12

  1. Организация класса1. Улыбнитесь одноклассникам, учителю2. Хорошее настроение и владение собой помогут вам быть активными на уроке3. Будьте внимательными и доброжелательными4. Не бойтесь ошибиться, продемонстрировать свои знания, память5. Делайте самостоятельные выводы

  2. Повторение по теме «Правила личной гигиены»Заслушать несколько ответов учеников на домашнее задание

  3. Изучение нового материала1. Актуализация опорных знаний. Ответить на несколько вопросов о здоровом образе жизни

  4. Работа над новым материалом1. Дать понятия. Записать в тетрадь

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; это этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами

Семья – это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.

2. Работа в группах. Раздать карточки-задания для каждой группы. При подготовке использовать текст учебника и дополнительные материалы к параграфу 121. Непрерывность смены поколений2. Воспроизводство. Молодая семья. Дети3. Обеспечение социальных потребностей ребенка в семье4. Факторы, влияющие на крепость семьи

5. Обсуждение вопросов каждой группы. Дополнения и уточнения учителя и учеников

6. Проверка опережающего сообщения по вопросу: «Алкоголь и его влияние на будущих детей»

7. Гармония в семье.Рассказ учителя о взаимной привязанности и уважении;об умении слушать собеседника;о детальном знакомстве, привычками молодых людей в период знакомства и ухаживания

8. Закрепление.Работа с учебником. Прочитать дополнительный материал на стр. 69 и раскрыть их

9. Выставить и прокомментировать отметки

10. Домашнее задание. Подготовить к пересказу *12 (стр.66-69), выполнить « Задание» стр. 68

infourok.ru

Правила личной гигиены. Нравственность и здоровый образ жизни.

Показать/скрыть материалы учебника.§11. Правила личной гигиены.

Гигиена — это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики различных заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Гигиена относится к наиболее древним отраслям медицинских знаний. Для изучения санитарного состояния среды, окружающей человека, и её влияния на организм используются физические, химические, физиологические, токсикологические и другие методы. Гигиена включает в себя ряд самостоятельных разделов: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др. К правилам личной гигиены относят: ■ разумное сочетание умственного и физического труда; ■ занятия физической культурой и закаливание; ■ рациональное питание; ■ чередование труда и активного отдыха; ■ полноценный отдых. К личной гигиене относятся также требования по уходу за кожей, зубами и волосами с учётом местных экологических условий. Гигиена кожи. Кожа участвует в регуляции обмена веществ в организме, особенно водного, минерального, углеводного и белкового. Она принимает участие в иммунных реакциях организма. Поэтому уход за кожей является одним из основных компонентов личной гигиены человека. Сохранение кожи в здоровом состоянии требует постоянной заботы о её чистоте и закаливании. Чистота кожи - основное условие её нормального состояния. В поверхностном слое кожи -эпидермисе - имеется большое количество потовых желёз и волосяных мешочков, в которых задерживаются пыль, грязь, бактерии. Кроме того, там постоянно скапливаются продукты обмена, выделяемые самой кожей (сало, пот, роговые чешуйки). Всё это необходимо систематически смывать. Мыть кожу необходимо с учётом её индивидуальных особенностей. Так, при нормальной и жирной коже для мытья целесообразно использовать нейтральное туалетное мыло, а при сухой - косметическое, глицериновое и др. Пот, чешуйки, кожное сало наиболее хорошо удаляются с поверхности кожи при температуре воды 34-37 °С. Ванну рекомендуется принимать не реже одного раза в неделю, а душ - ежедневно. Гигиена зубов. В личной гигиене большое значение имеет здоровое состояние зубов, дёсен, слизистой оболочки полости рта. Это важно для нормального процесса питания, профилактики желудочно-кишечных заболеваний. Уход за полостью рта - это прежде всего сохранение зубов в здоровом состоянии. Когда он недостаточен, могут развиваться болезни зубов. Одна из них — кариес. Основной причиной его возникновения считают разрушающее действие микроорганизмов зубного налёта на твёрдые ткани зубов. Предупредить кариес можно регулярной чисткой зубов. Чистить их необходимо после завтрака и особенно тщательно (не менее 3 мин) после ужина. Делать это следует щёткой с искусственной щетиной. Гигиена волос. Волосы необходимо содержать в чистоте: если они жирные, мыть их можно один раз в неделю, если сухие или нормальные - один раз в 10-14 дней. Для мытья волос лучше использовать мягкую воду (лишённую солей кальция, магния, железа). Сухие волосы рекомендуется мыть специальным шампунем, а жирные — безмыльным шампунем. Кроме того, если волосы жирные, для их сохранения за 2-3 ч до мытья следует втереть в кожу головы сок алоэ, моркови или лука. Для ополаскивания жирных волос рекомендуется использовать настой из корней лопуха. Сухие волосы нужно ополаскивать подкислённой водой, содержащей сок лимона. Очень важно правильно расчёсывать волосы. Для этого целесообразно использовать щётку с натуральной щетиной; при усиленном выпадении волос лучше пользоваться редким гребнем. Длинные волосы необходимо расчёсывать от кончиков, постепенно поднимаясь к корням, а короткие волосы - от корней. Одежда должна быть лёгкой, удобной, не стеснять движений и не нарушать кровообращения и дыхания. Содержание белья и одежды в чистоте является одним из важных условий личной гигиены. Менять нательное бельё рекомендуется в прохладное время не реже одного раза в неделю, а летом - два-три раза в неделю. Обувь также должна соответствовать установленным гигиеническим требованиям. Она не должна стеснять ноги и препятствовать естественному движению стоп. Хорошо, когда обувь соответствует сезону и климатическим условиям региона проживания. Выводы 1) Личная гигиена является залогом сохранения и укрепления здоровья человека. 2) За кожей, зубами, волосами нужно ухаживать ежедневно. Дополнительные материалы к § 11 Рациональное питание Стремление людей вести здоровый образ жизни, увеличить свою работоспособность и долголетие привело к гому, что в последнее время очень много внимания стало уделяться рациональному питанию как одному из важных компонентов здорового образа жизни. Правильное, научно обоснованное питание - это важнейшее условие здоровья, работоспособности и долголетия человека. С пищей человек получает необходимые элементы, которые обеспе чивают организм энергией и требуются для роста и поддержания жизнедеятельности тканей. Правильно питаться - значит получать с пищеи в достаточном ко личестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: оелки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твёрдые наставления: ешьте то-то в та ком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека. Заметим, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени оОладают все пищевые продукты, но не существует и некоей идеальной пищи. Вероятно, важно не только, что мы едим но и сколько, когда и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты. Верно заметил французский писатель (D. Фенелон (1651-1715). «Пища, услаждающая вкус и заселяющая есть больше, чем это нужно, отравляет, вместо того чтооы питать». Для того чтобы питание отвечало требованиям здорового образа жизни, оно должно обеспечивать организм всем комплексом пищевых элементов в необходимом количестве и нужном сочетании. Здоровье человека зависит от того сколько он получает и сколько расходует энергии, как гармонично при этом работают все его ор ганы, обеспечивая необходимый уровень жизнедеятельности. Одним из критериев оценки этого состояния может служить масса человека, определяемая с учётом его роста.

Показать/скрыть материалы учебника.§12. Нравственность и здоровый образ жизни.

Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, это этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами (С. И. Ожегов. Словарь русского языка). Семья — это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы. Добавим к этому, что нравственность - это такие этические нормы и правила поведения человека, которые призваны сохранить человечество как вид на планете Земля от внешних и внутренних угроз в реальной окружающей среде. Одним из основных направлений нравственного поведения человека должны стать его духовные и физические качества, которые обеспечивают непрерывную смену поколений. История человечества и всех составляющих (и составлявших) его народов представляет непрерывную смену поколений. Прекращение смены поколений людей в рамках их любой общности означает наступление конца ее истории Смена поколений продолжается до того времени, пока люди поддерживают устойчивую систему воспроизводства, т. е. рождение и воспитание здорового потомства, способного обеспечить дальнейшее продвижение общества по пути цивилизации. Семье всегда отводилась и отводится решающая роль в этом процессе. Воспроизводство является одной из основных функций семьи. Важной социальной демографической группой населения является молодая семья в период её образования и становления. Молодой семьёй большинство демографов считают супругов в возрасте не более 24-25 лет и состоящих в браке не более 5 лет. По данным статистики, в большинстве молодых семей первый ребёнок рождается в первые 2 года брака и значительная часть молодых семей в первые 5 лет супружества имеют двоих детей. В семье удовлетворяются основные потребности человека. Семья обеспечивает в значительной степени социальные потребности ребёнка. Для каждого человека, как и для общества в целом, важно здоровое функционирование семьи. Неподготовленность молодёжи к семейной жизни часто является причиной распада молодой семьи. Распад семьи на ранней стадии её развития приводит к тому, что дети с раннего возраста часто воспитываются без отцов, а разведённые молодые люди не сразу вступают в повторный брак. Это снижает рождаемость и является главной причиной неблагоприятной демографической ситуации в России и фактором, отрицательно влияющим на состояние здоровья молодёжи. Выделим несколько факторов, оказывающих отрицательное влияние на прочность молодой семьи. Прежде всего это ранний возраст вступающих в брак. В таких семьях, как правило, наблюдается отсутствие экономической самостоятельности и достаточной материальной обеспеченности Юные супруги часто не готовы преодолеть все трудности семейной жизни в первые годы супружества. По данным наблюдений, интенсивная половая жизнь в молодом возрасте (примерно до 35-40 лет) имеет своим последствием преждевременное прекращение половой деятельности. Кроме того, раннее начало половой жизни неблагоприятно сказывается на потомстве. Браки, заключённые между юношами и девушками, ещё не достигшими полной половой зрелости, нередко бывают бесплодными, а дети, рождающиеся у таких родителей, слабыми. Исследования показывают, что здоровые дети рождаются, как правило, от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет. Необходимо особо подчеркнуть, что самое большое зло для будущего ребёнка — употребление алкоголя одним или обоими родителями. Даже умеренное потребление спиртных напитков перед зачатием обычно не проходит бесследно. Ребенок, родившийся от таких родителей, возбудим, беспокоен, плохо спит. Кроме того, у родителей, злоупотребляющих спиртным, дети часто рождаются с различными уродствами. Учёными многих стран выполнены сотни исследований, подтверждающих неоспоримый факт: если зачатие произошло в период, когда один или особенно оба родителя находились в состоянии алкогольного опьянения, у них рождаются неполноценные дети с различными патологическими отклонениями. Особо стоит ещё раз подчеркнуть опасность для здоровья беспорядочной половой жизни. Такая жизнь ведёт к преждевременному изнашиванию организма, чревата опасностью заражения венерическими болезнями. Основу личного счастья составляет семья, созданная на глубокой взаимной привязанности и уважении супругов. Вырабатывать же качества бережного отношения друг к другу необходимо начинать ещё до брака, в период знакомства. Многого можно достигнуть воспитанием в себе умения выслушать собеседника. Поэтому очень важно до вступления в брак, в период ухаживания, более детально познакомиться друг с другом и выяснить отношение к основным моментам совместной жизни. Будущий брак следует рассматривать как союз, необходимый не только для рождения детей, но и для развития личности каждого из супругов. Юноши и девушки в период добрачного знакомства сами должны определить, подходят ли они друг другу. Выводы 1) Юноши и девушки как потенциальные родители должны понимать значение семьи в личной жизни и роль семьи в обществе. 2) Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнёров и о болезнях, передающихся половым путём. 3) На гармонию в совместной жизни оказывают влияние психологический, культурный, материальный факторы. Дополнительные материалы к § 12 Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни Для удачного брачного союза можно обозначить ряд факторов, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни: психологическии, культурный, материальный. Психологический фактор определяет степень соответствия взглядов партнеров на элементы совместной жизни (черты характера, волевые качества, интеллект, лидерство в семье). Культурный фактор определяет интеллектуальные и культурные запросы супругов и зависит от их образовательного уровня профессии, досуговых интересов. Хорошо, когда мужчину и женщину объединяют общие интересы, связанные с физическои культурой (туризм, лыжи, спортивные игры и др.). Активный отдых снимает многие проблемы. Отдых сам по себе подразумевает отсутствие причин к раздражению и ссорам. Материальный фактор определяет вклад каждого из супругов в создание материальной базы семьи. В совместной жизни главным можно считать умение понимать и ценить спутника жизни, видеть все его достоинства и мириться с недостатками. Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только биологические потребности, но и потребности эмоциональные, моральные и интеллектуальные. Семь правил Дейла Карнеги , соблюдение которых позволит сделать вашу семейную жизнь более счастливой ■ Не нужно придираться. ■ Не пытайтесь переделать своего супруга. ■ Не критикуйте. ■ Выражайте друг другу вашу искреннюю признательность. ■ Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания. ■ Будьте предупредительны. ■ Прочтите хорошую книгу о сексуальной стороне супружеской жизни. Обсудите её содержание; определите, какие советы для вас приемлемы, какие нет и почему. Дейл Карнеги (1888- 19ББ) - американский специалист в области человеческих отношений, автор популярных книг («Как завоёвывать друзей» и др.), содержащих набор актуальных правил для достижения успеха в жизни...

Статистика.

1. Глава семьи: отец – 28.3; мать – 27.4; равны – 44.3

2. Отношение к браку: м - +81 -16; ж - +62 -33

3. Разводы в 2013 году: 667971 на 1225501 браков.

4. Причины разводов:

а). Алкоголизм и наркомания. Эта причина является наиболее распространенной, и вызывает распад 41% браков.

б). Отсутствие собственного жилья. По этой причине разводятся около 26% супружеских пар.

в). Вмешательство родственников в семейную жизнь. Эта причина вызывает около 14% разводов.

г). Невозможность завести ребенка – 8% разводов.

д). Длительное раздельное проживание – 6% разводов.

е). Тюремное заключение – 2%.

ж). Длительная болезнь супруга – 1%.

 

Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом

"Был создан бак размерами два на два метра и высотой полтора метра, откуда подопытные не могли выбраться. Внутри бака поддерживалась постоянная комфортная для мышей температура (+20 °C), присутствовала в изобилии еда и вода, созданы многочисленные гнезда для самок. Каждую неделю бак очищался и поддерживался в постоянной чистоте, были предприняты все необходимые меры безопасности: исключалось появление в баке хищников или возникновение массовых инфекций. Подопытные мыши были под постоянным контролем ветеринаров, состояние их здоровья постоянно отслеживалось. Система обеспечения кормом и водой была настолько продумана, что 9500 мышей могли бы одновременно питаться, не испытывая никакого дискомфорта, и 6144 мышей потреблять воду, также не испытывая никаких проблем. Пространства для мышей было более чем достаточно, первые проблемы отсутствия укрытия могли возникнуть только при достижении численности популяции свыше 3840 особей. Однако такого количества мышей никогда в баке не было, максимальная численность популяции отмечена на уровне 2200 мышей. .....  Растущая численность популяции, увеличение скученности, повышение уровня физического контакта, всё это, по мнению Кэлхуна, привело к появлению особей, способных только к простейшему поведению. В условиях идеального мира, в безопасности, при изобилии еды и воды, отсутствии хищников, большинство особей только ели, пили, спали, ухаживали за собой. Мышь — простое животное, для него самые сложные поведенческие модели — это процесс ухаживания за самкой, размножение и забота о потомстве, защита территории и  детенышей, участие в иерархических социальных группах. От всего вышеперечисленного сломленные психологически мыши отказались. Кэлхун называет подобный отказ от сложных поведенческих паттернов «первой  смертью» или «смертью духа». ..... Кэлхун проводит параллели со многими современными мужчинами, способными только к самым рутинным, повседневным действиям для поддержания физиологической жизни, но с уже умершим духом. Что выражается в потере креативности, способности преодолевать и, самое главное, находиться под давлением. Отказ от принятия многочисленных вызовов, бегство от напряжения, от жизни полной борьбы и преодоления — это «первая смерть» по терминологии Джона Кэлхуна или смерть духа, за которой неизбежно приходит вторая смерть, в этот раз тела."

 

 

obg192.ru

Здоровый образ жизни – один из аспектов духовно-нравственного воспитания

Степанова Т.М.

Учитель физической культуры,

ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Здоровый образ жизни –

один из аспектов духовно-нравственного воспитания

                                                                    Красоту, чистоту мы у старших берем, 

                                                     Саги, сказки из прошлого тащим,

                                                            Потому, что добро остается добром

                                                        В прошлом, будущем и настоящем.

В.В.Высоцкий

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью

 и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение

         мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и

         восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо                            научить  понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть

         трудолюбивыми. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека

         будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

В Концепции духовно-­нравственного развития и воспитания личности гражданина России его авторами (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации базовые национальные ценности определены как основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально­-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Здоровье определяет благополучие государства, его духовно-нравственное и экономическое развитие, уровень всех сфер человеческого бытия. Здоровье самых маленьких граждан России по праву называют актуальной проблемой, общечеловеческой, глобальной. Ведь от состояния здоровья зависят качество и продолжительность его жизни. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

·                  Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

·                  Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

·Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.

В настоящее время важной социальной проблемой является употребление несовершеннолетними психоактивных веществ и связанный с этим уровень преступности. Лучшие умы человечества осознают, что проблема психологической зависимости сегодня оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством затруднений. Кто употребляет психоактивные вещества, тот уродует себя, теряет человеческий облик, деградирует и нравственно, и физически. Зависимость в широком смысле слова – это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазвитию. Зависимости – это психологические причины всевозможных личных катастроф, разрушений и заболеваний. Согласно данным медицинской статистики, зависимости убивают намного больше людей, чем все войны и преступники вместе взятые. Они похищают у людей время полноценной жизни и энергию здоровья, мешают развиваться, препятствуют осуществлению заветных желаний. Фактически зависимости похищают у людей саму их жизнь!

Самое досадное то, что всякая зависимость по своей природе является одновременно и болезнью, и грехом, точнее, грехом как болезнью души. Зависимость оказывается порой хуже тюремного заключения, так как она одновременно и подневольна и добровольна. Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что стандарты потребительского общества императивно требуют поддержания самых различных видов зависимостей, что осуществляется вездесущей рекламой. Имеющийся в каждой квартире телевизор является каналом рекламной агрессии, продуцирующей всевозможные виды зависимостей.

Знание духовных истоков страданий детей пригодится врачам, педагогам и другим специалистам, работающим с детьми. Оно полезно родителям и тем, кто только собирается родить ребёнка и воспитывать его.

В происхождении невротических реакций у детей большинство авторов подчёркивают негативную роль неправильного воспитания. Известный специалист по детским неврозам профессор А. И. Захаров выделяет следующие его аспекты:

1. Требования родителей, превышающие возможности и потребности детей. 2. Неприятие детей родителями, выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки. 3. Несогласованный подход к воспитанию, который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающее - разрешающим отношением у другого. 4. Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость. 5. Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность. 6. Тревожность, постоянное беспокойство о ребёнке, наличие излишних опасений и предохранений.

Очень часто невротические проявления у детей обнаруживаются в виде соматических жалоб и недомоганий - к примеру, поднимается температура, появляются боли в животе, головные боли и т.п., что зачастую указывает на душевное неблагополучие ребёнка. Некоторые дети убегают из дома, прогуливают занятия, другие начинают курить, пробуют алкоголь, наркотики, нюхают клей. Суицид стал острой проблемой. «Исследования 300 подростков-юношей, проведенные А. Е. Личко, показали, что суицидальное поведение наблюдалось у 34%, из них демонстративное поведение – у 20%, аффективные попытки – у 11% и только 3% подростков совершали обдуманные и спланированные покушения». Факторы, способствующие суициду – это неблагополучные семьи, одна из проблем образовательного учреждения. Большинство таких ребят затягивает улица и воспитывает на свой манер. Кто в этом виноват? Родители. Надо любить своих детей, надо их воспитывать, за них молиться. Детей необходимо оберегать от любого тлетворного влияния.

Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом. Именно семья должна определять цели, смысл, содержание  воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной  традиции.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семья и образовательное учреждение – это та среда, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, детском саду, в школе, которым живут родители,  воспитатели и учителя - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Духовно-нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различие добра и зла), эстетической (различение прекрасного и безобразного) и религиозной (различение истинного и ложного) является главным средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьей и образовательным учреждением, между человеком и традиционной культурой.

Улучшение психологического состояния ребёнка во многом зависит от родителей - их духовности, отношения друг к другу, от того, какую они сумеют создать атмосферу в доме. Родительское благочестие - действенный пример для подражания детей. Противоположные ему пьянство, бездуховность, аморальное поведение - увы, тоже действенный пример, но пример погибельный. Святейший патриарх Алексий II сказал:  «Если в душе нет сознания святыни, в ней утверждается мерзость запустения». Откровенный разговор о духовных причинах страданий детей назрел давно. Вряд ли найдётся семья, которую он не затрагивает прямо или косвенно. Он задевает самые чувствительные струны души.

Возвратимся к идее воспитания. Как она представлялась прежде, основным постулатом её было то, что душа ребёнка – это чистая доска, на которой можно начертать то, что захочет родитель, воспитатель, учитель.  Но это заблуждение, когда речь идёт о вере. Христианская вера – это свободный выбор души человеческой, её не навяжешь. Ведь вера есть уверенность в невидимом, и без свободного выбора не может быть истинной веры. Особенно велика здесь роль семьи. Семья - это первоначальная ячейка христианской общины - это «домашняя церковь», как называет её в своих посланиях апостол Павел. Семья – это больше чем отец и мать, это наследие того, что собрало и передало нам множество поколений наших предков: духовно – религиозные и национальные традиции, традиции рода, патриотизм и верность идеалам добра. Семья – это естественная школа христианской любви. Семья – единый духовный и биосоциальный организм. Дети восприимчивее взрослых, они сильнее испытывают на себе малейшие колебания психологического и духовного климата.

В духовно-нравственном воспитании, как и воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, а в лучшем случае - за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.

Наше образовательное учреждение, как и многие другие, обладает рядом возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Доступ к семье ребенка квалифицированными педагогическими кадрами, которые совместно со всеми субъектами профилактики, способны обеспечить ведение эффективной профилактической работы. С ориентацией на Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами  в школе разработана программа «За духовность, спорт, здоровье». В программе принимают участие все субъекты образовательного процесса. Цель  программы - создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни,   психологическое и физическое здоровье. Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью. Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг.

С целью выявления первоначальных результатов была проведена  работа:

1. Психологическое просвещение родителей. Здесь важна роль внутрисемейных отношений в повышении самооценки подростка. 2. Психологическое просвещение педагогов. 3. Индивидуальная психологическая работа с подростками, коррекционная работа. 4. Групповые профилактические беседы об антитабачной, антинаркотической, антиалкогольной зависимости. 5. Профилактические беседы врача-нарколога.

6. Посещение детьми спортивных секций, кружков по интересам; активное участие в жизни школы и класса.

Здоровье – это великий дар Божий, который надо хранить и укреплять. Физически развивать своих детей родители обязаны уже потому, что они несут ответственность не только за их духовное, но и за физическое здоровье. Родителям надо вести активный образ жизни, закаляться самим и закалять своих детей.

Детям необходимо привыкать к физическим нагрузкам и здоровому образу жизни, и тогда они вырастут крепкими и сильными. Составляющие телесного здоровья – это двигательная активность и физическая нагрузка, здоровое питание и закаливание. Здоровье родителей – это здоровье семьи. Здоровье детей – это здоровье общества.

 

Список литературы

1.      Кураев А. Взрослым о детской вере.- «Троицкое Слово»,  Р/н Д, 2003.

2.      Вострокнутов Н.В. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье.-М., 2005.

3.      Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

 

4.      Роль педагога  в духовно-нравственном воспитании молодежи. Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- г. Тамбов, 2 марта 2010г.

infourok.ru

Урок нравственности "Образ жизни и здоровье"

Разделы: Классное руководство

В работе используется презентация. (Приложение 7)

(Презентация. Слайд 1)

«Мудрость рассчитывает только на себя, посредственность – на всех остальных»Конфуций (Приложение 1)

(Презентация. Слайд 2)

– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня наш классный час особенный, волшебный. Сейчас мы с вами отправляемся в страну «Здоровье», где все жители этой страны никогда не болеют, потому что ведут здоровый образ жизни.

Что такое здоровье

Каждый выбирает для себя: здоровье или болезнь, свободу или рабство, радость или невзгоды. И тебе самому нужно научиться делать то, что способствует здоровью, свободе, радости.

Что такое здоровье? (Презентация. Слайд 3). Это состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а не просто отсутствия болезней и недугов.

Здоровый человек – это не только здоровые органы. Это и здоровые мысли, правильные поступки, умение отличать правду от неправды, это ощущение защищённости, признание в обществе.

Здоровый образ жизни (Презентация. Слайд 4) – это поведение, направленное на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня работоспособности, активного долголетия.

Существует ЛЕГЕНДА (Презентация. Слайд 5): У древнегреческого бога медицины Асклепия было две дочери: Панацея – покровительница лечения лекарствами и Гигиея, учившая предупреждать болезни. Панацея учила человека одерживать победу над недугом, Гигиена – над самим собой. От имени Гигиеи и происходит слово «гигиена». Гигиея даёт мудрые советы, которые могут быть полезными каждый день. (Презентация. Слайд 6) (Приложение 3)

  1. Заботься о своём здоровье
  2. Развивай свои творческие способности
  3. Достигай успеха в том, что тебе интересно
  4. Умей вносить свой полезный вклад в общее дело
  5. Верь в себя
  6. Строй свои отношения с людьми на основе доверия
  7. Думай не только о материальном благополучии, но и о духовном удовлетворении
  8. Будь хозяином своей судьбы.

Твои восемь врачей (Презентация. Слайд 7)

Познакомимся с врачами, данными самой природой, которые всегда готовы вам помочь. Они не дают лекарств, не делают операции, но их помощь неизменна:

Первый врач – солнечный свет (вывешивается на доску) – слева.

(Презентация. Слайд 8) (Приложение 2)

Солнце даёт нам не только свет. Солнечная энергия трансформируется в энергию человека. Солнечные лучи – это мощное бактерицидное средство. Многие болезни происходят лишь оттого, что человек редко бывает на солнце.

– А вы знаете, в какое время лучше всего принимать солнечные ванны?

Отвечают ребята:

Лучшее время для приёма солнечных ванн 8–10 часов утра и 16–18 часов дня. Время пребывания на солнце постепенно увеличивать и доводить до 20–30 минут. Между 11 и 15 часами дня солнечные лучи самые горячие, они несут много солнечной радиации. В это время дня не желательно находиться на солнце.

– Правильно! Это хороший совет!

Второй врач – свежий воздух (вывешивается на доску) – слева.

(Презентация. Слайд 9) (Приложение 2)

Первое, что вы сделали, появившись на свет – глубокий вдох. Он и означает: ты жив. Вялое поверхностное дыхание – это бледная кожа, усталость, рассеянность: всё то, что бывает при недостатке кислорода. Интенсивное, глубокое дыхание – хорошая работа внутренних органов, красивая кожа, высокая активность.

Мне стало известно, что один из вас занимается дыхательной гимнастикой по Стрельникову и я попрошу его сейчас с вами провести упражнение. (Один ученик из класса проводит упражнение дыхательной гимнастики по Стрельникову)

Упражнение – Дыхание через нос.

Грудная клетка при выполнении упражнения неподвижна. Ладони вниз, параллельно полу, перед животом, чуть ниже пояса. Вдох: руки поднимаются к груди, там и остаются. Продолжаем вдох, тянемся вверх всем корпусом, но без рук, сосредотачиваясь на том, что вы становитесь легче: лёгкость как бы заполняет всё тело. Задерживаем дыхание на две-три секунды, представив, что грудная клетка до отказа заполнена воздухом. Выдох: руки в исходное положение. Продолжаем выдох, одновременно представляя, что тело тяжелеет, как бы наливается кровью. Повторим упражнение три раза.

– При правильном выполнении упражнений, если вы концентрируете своё внимание на дыхании, ваши ноги и руки станут тёплыми, наполняются силой. Эти упражнения бодрят. Поэтому не делайте их перед сном, лучше утром, днём.

Третий врач – чистая вода (вывешивается на доску) – слева.

(Презентация. Слайд 10) (Приложение 2)

Человек более чем на 2/3 состоит из воды. Употребляй ежедневно около полутора-двух литров жидкости. Когда в организме недостаточно воды, он протестует: появляются головные боли, усталость, вялость. Если ты взволнован или плачешь – выпей стакан чистой прохладной воды. Вода – важный фактор закаливания.

Закаливание водой происходит в виде обтираний, обливаний, душа и купания.

– А кто из вас любит купаться? Обтирается? Обливается? Делает закаливание водой?

Ребята отвечают:

  1. Обтираться можно губкой, полотенцем или варежкой, сшитой из грубой материи.
  2. Начинать эту процедуру, соблюдая принцип постепенности, с рук, затем обтирай шею, грудь, живот, спину, ноги. Направление движений – от конечностей к сердцу.
  3. Начальная температура воды должна быть около 30°С. Затем каждые следующие 2-3 дня снижать температуру воды на 1°С и довести до 18°С.
  4. Процедура обтирания должна занимать не более 6–8 мин., после чего необходимо сухим полотенцем вытереть кожу до лёгкого покраснения и появления чувства теплоты.

– Обливание, обтирание или душ лучше делать после утренней зарядки. Эти процедуры тонизируют, придают бодрость, снимают расслабленность.

Вспомним прекрасное стихотворение Корнея Чуковского «Мойдодыр»

Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться: В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, –

И в ванне, и в бане, Всегда и везде –Вечная слава воде!

Четвёртый врач – правильное питание (вывешивается на доску) – справа. (Приложение 2)

Пятый врач – физические упражнения (вывешивается на доску) – слева.

(Презентация. Слайд 11) (Приложение 2)

В школе приходится подолгу работать сидя, сохранять на уроке неподвижность. Такая нагрузка трудна для вас. Физические упражнения обеспечивают отдых не только скелетным мышцам, но и клеткам центральной нервной системы.

Упражнения разделяют на 8 групп в зависимости от назначения: (Презентация. Слайд 12)

  1. для улучшения мозгового кровообращения;
  2. для снятия зрительного утомления;
  3. для снятия утомления с мелких мышц кисти;
  4. для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
  5. для снятия утомления с туловища;
  6. для снятия утомления с ног;
  7. для мобилизации внимания;
  8. дыхательные.

– Кто из вас может показать упражнение для снятия зрительного утомления? (один ученик проводит с остальными ребятами упражнение)

Упражнение:

И.п. – сидя, голова прямо. 1 – посмотреть вправо; 2 – медленно перевести взгляд влево, сосчитать до 5. Повторить 3-4 раза.

– Кто из вас может показать упражнение для снятия утомления с плечевого пояса и рук? (один ученик проводит с остальными ребятами упражнение)

Упражнение:

И.п. – стоя, ноги вместе. Голова прямо, руки вдоль туловища. 1 – поднять вверх выпрямленную правую руку и отвести её назад; 2 – опустить её вниз. То же движение повторить левой рукой. Повторить 3-4 раз каждой рукой.

– Кто из вас покажет  упражнение на дыхание?

(ученик проводит с остальными ребятами упражнение)

Упражнение:

И.п. – сидя. Энергично и глубоко вдохнуть и выдохнуть через нос. Повторить 4-5 раз.

Шестой врач – хорошая осанка (вывешивается на доску) – справа. (Приложение 2)

Седьмой врач – саморасслабление или релаксация (вывешивается на доску) – справа. (Приложение 2)

Восьмой врач – разум (вывешивается на доску) – справа. (Приложение 2)

– А этих врачей (учитель показывает на доску справа) (Приложение 2), оставшихся четверых, мы с вами рассмотрим на следующем занятии.

– А сейчас давайте ещё раз повторим всех наших врачей, с которыми мы сегодня познакомились. (ребята по очереди называют их) (Презентация. Слайд 13)

– А сейчас мы с вами пройдём в спортивный зал (при хорошей и тёплой погоде – на улицу) и поиграем. (Приложение 4) (ребята строятся в колонну и проходят в спортивный зал (на игровую площадку).

(В классе оформляется выставка книг на тему «Здоровье и МЫ», развешиваются по классу высказывания (Приложение 5), плакаты и рисунки ребят на тему «ЗОЖ» (Приложение 6).

– Какие вы все молодцы! Так хорошо играли! Вам понравилось? (ребята отвечают)

– Если вам понравилось сегодня наше путешествие, занятие, то возьмите конфетку в красном фантике, а если нет, то в синем. (Ребятам предлагается две корзинки, в одной конфеты в красном фантике,  в другой – в синем, они берут конфеты в соответствии с удовлетворённостью от урока нравственности)

– Наше занятие окончено! До свидание!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность