Тема 5. Безопасность жизнедеятельности и здоровый образ жизни. Основные составляющие здорового образа жизни обж


Тема 5. Безопасность жизнедеятельности и здоровый образ жизни

5.1. Введение

Здоровый образ жизни можно определить как деятельность человека в конкретных социально-экономических, политических, экономических и прочих условиях, направленных на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. В это понятие входит, с одной стороны, формирование позитивного поведения человека, а с другой стороны - преодоление факторов риска для здоровья.

5.2. Безопасность жизнедеятельности - основа здорового образа жизни

Обеспечение безопасности каждого человека в процессе его жизнедеятельности и повышение уровня его общей культуры в области безопасности - одна из основных составляющих индивидуальной системы здорового образа жизни. Можно

утверждать, что здоровый образ жизни - цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучия в жизни.

Во все времена человека сопровождали опасности, он был вынужден бороться за свое существование с опасными факторами окружающей среды, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и др.

Анализ причин трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей оказывается «человеческий фактор». Трагедия происходит чаще всего из-за незнания и несоблюдения норм и правил безопасного поведения, из-за пренебрежения правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни, из-за низкого уровня общей культуры и элементарной безграмотности в области безопасности. Кроме того, отмечено, что большинство техногенных катастроф рукотворные, а среди основных их причин встречаются разгильдяйство, беспечность и равнодушие.

Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности нельзя сводить только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений.

Важно, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности стало приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Этого можно достичь путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, т.е. формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

Становится ясно, что высокие духовные и физические качества человека теряют свою значимость, если он не подготовлен к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде, не способен оценить уровень опасности для жизни и здоровья в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, найти наиболее оптимальный выход из создавшегося положения, позволяющий ему снизить фактор риска для жизни и здоровья.

Соблюдение норм здорового образа жизни должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, которое представляет как индивидуальную, так и общественную ценность.

Наше общество начинает осознавать, что полностью безопасной жизнедеятельность не бывает, а развитие человечества и технический прогресс требуют повышенной ответственности каждого человека за свои поступки и дела.

Что же следует понимать под общей культурой в области безопасности жизнедеятельности? Это:

- осознанное поведение в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

- способность уметь с определенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту;

- способность правильно оценивать ход событий и, если есть возможность, избегать опасных ситуаций;

- способность ответственно относиться к своему поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут приводить к возникновению опасной или чрезвычайной ситуации;

- знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья;

- жизнедеятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Приобретенные знания, умения и навыки в области безопасности становятся насущной потребностью в жизни каждого человека, общества и государства, потому что они в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном мире.

Существенный фактор - подготовленность человека, уровень знаний, умений и навыков. Глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях - основа снижения рисков жизнедеятельности людей.

Немалую роль в этом процессе играют индивидуально-психологические особенности личности, служащие условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Это темперамент, характер (черты характера), воля, эмоциональная сфера, способности человека и др. Часть из них генетически предопределена и слабо изменяется под влиянием социальной среды, например темперамент, тип высшей нервной деятельности, характеристики процессов восприятия, запоминания и др. Другие формируются социальной средой и зависят от степени достигнутого обществом, человеческой цивилизацией исторического развития, индивидуального и коллективного социального опыта. Это черты характера, воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая устойчивость, физическое состояние человека, социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения.

studfiles.net

ОБЖ в средней школе - §26. Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни — это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определённого уровня здоровья.

Что такое здоровье?

Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:

  • полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
  • нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда»;
  • умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; а отсутствие болезни;
  • способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Мы остановимся на определении здоровья, которое дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В нём указано, что здоровье - это «состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщённом виде здоровье можно определить как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранять себя, расширять свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать своё благополучие. Смысл слова благополучие в Толковом словаре русского языка (автор С. И. Ожегов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье - как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения».

Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигаются благополучие и счастье.

Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей.

Рассмотрим высказывание по этому поводу из трактата «Об обязанностях» древнеримского политика, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.): «Обязанности мудрого - заботиться о своём имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины».

Таким образом, здоровье - непременное условие эффективной жизнедеятельности человека.

Факторы, влияющие на здоровье

Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырёх факторов:

  • биологические факторы (наследственность) - около 20%;
  • окружающая среда (природная, техногенная, социальная) -20%;
  • служба здоровья - 10%;
  • индивидуальный образ жизни - 50%.

Из этого распределения следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, так как оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни (поведения каждого, его привычек, поступков, стремлений, пристрастий).

В книге Н. М. Амосова «Раздумья о здоровье» говорится:

«В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

Сделаем вывод: во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. Это во-первых. Во-вторых, надеяться нам особенно не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения, а главное - в её постоянном выполнении.

Здоровый образ жизни - это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития.

Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодёжи.

Эта мысль подтверждается официальными данными о состоянии духовного и физического здоровья молодёжи в настоящее время (см. раздел «Дополнительные материалы»),

Основные составляющие здорового образа жизни

Первым шагом к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твёрдой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти по чьему-то указанию. Это должно быть личное глубокое убеждение и уверенность в том, что другого пути к здоровью, реализации своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует.

Другим составляющим элементом здорового образа жизни является режим жизнедеятельности. Вся жизнедеятельность человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим жизнедеятельности школьника определён учебным планом занятий в школе, режим военнослужащего — распорядком дня, утверждённым командиром воинской части, режим работающего человека - началом и концом рабочего дня.

Таким образом, режим - это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей.

Режим жизнедеятельности человека трудоспособного возраста должен быть подчинён прежде всего его эффективной трудовой деятельности.

Работающий человек живёт в определённом ритме: он должен в определённое время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность - один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.

Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.

В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задаёт ритм физиологический: в определённые часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.

Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе, при этом подчеркнуть, что отдых - это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.

Наиболее эффективным средством для восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свободное время для укрепления своего физического и духовного здоровья.

Рассказывая о необходимости чередования труда и отдыха, особо следует подчеркнуть, что к важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека.

Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, истощению нервной системы, заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна - основа здорового образа жизни.

Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.

Правильное питание - это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит правильно питаться? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твёрдые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека.

Все элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья и долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни.

Выводы

  1. Никакие медицинские учреждения не смогут сделать старшеклассника здоровым, если он не получил навыков здорового образа жизни в семье с самого раннего возраста.
  2. Высокая работоспособность зависит от двигательной активности, закаливания организма, оптимального сочетания умственного и физического труда.
  3. Причинами нарушения здоровья могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон и неполноценный отдых, плохая экология, избыточное или недостаточное питание, вредные привычки, не оказанная вовремя и некачественная медицинская помощь и др.
  4. Здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, отрицательное отношение к вредным привычкам, позитивное восприятие жизни и др.
  5. Долголетие обретают в первую очередь те люди, которые всегда придерживаются правил здорового образа жизни.

Вопросы

  1. Что включает в себя понятие «здоровье человека»?
  2. Какие факторы оказывают благоприятное и неблагоприятное влияние на здоровье человека?
  3. Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения человека?
  4. Какие можно назвать основные составляющие здорового образа жизни?

Задания

  1. Составьте режим своего дня, который вы считаете наиболее эффективным.
  2. Определите в режиме дня время для занятий физической культурой и спортом.
  3. Поработайте в библиотеке и, используя средства массовой информации, подготовьте сообщение на тему «Духовное и физическое состояние молодёжи в нашем регионе».

Дополнительные материалы к § 26

Невесёлая статистика

По результатам комплексного социологического исследования, проведённого недавно ВНИИ МВД Российской Федерации, среди несовершеннолетних москвичей в возрасте 14-17 лет доля постоянно и периодически курящих составила 20,8%, постоянно и периодически употребляющих алкоголь - 8%. Распространённость ранних половых связей среди молодёжи привела к тому, что 23 подростка из каждой тысячи знакомы с венерическими заболеваниями не понаслышке.

Статистика ГУВД Москвы фиксирует тенденцию к омоложению потребителей наркотиков. За последние годы число несовершеннолетних потребителей наркотиков увеличилось в 5,3 раза.

Лидирующее место среди подростков, известных органам здравоохранения как потребители наркотиков, занимают учащиеся школ, лицеев и гимназий - 35,3%. В результате опроса, проведённого среди учащихся столицы, выяснилось, что среди них процент девушек, употребляющих наркотики (10,2% в среднем), ненамного ниже, чем юношей (14,9% в среднем).

Спортом же в свободное от занятий время занимаются всего лишь 35,5% несовершеннолетних москвичей в возрасте 14-17 лет.

Основное отрицательное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин

Основное отрицательное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин

obj.moy.su

Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни и его составляющие

ПЛАН УРОКА Определение здорового образа жизни. Составляющие ЗОЖ: духовное, физическое, социальное благополучие.

ПЛАН УРОКА

  • Определение здорового образа жизни.
  • Составляющие ЗОЖ:
  • духовное,
  • физическое,
  • социальное благополучие.
Определение Здорового образа жизни Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека в повседневной жизни, которая обеспечивает ему духовное, физическое, социальное благополучие, а также снижает факторы риска последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Здоровый образ жизни – индивидуальная форма поведения человека, которая соответствует возрастным, половым, наследственно обусловленным особенностям организма человека, условиям его существования, и ориентирована на сохранение, укрепление и восстановление здоровья, необходимого для выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Определение Здорового образа жизни

  • Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека в повседневной жизни, которая обеспечивает ему духовное, физическое, социальное благополучие, а также снижает факторы риска последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
  • Здоровый образ жизни – индивидуальная форма поведения человека, которая соответствует возрастным, половым, наследственно обусловленным особенностям организма человека, условиям его существования, и ориентирована на сохранение, укрепление и восстановление здоровья, необходимого для выполнения человеком его биологических и социальных функций.
ЗАПОМНИТЕ! В большинстве болезней и различных несчастий виновата не природа, а сам человек (так называемый человеческий фактор).

ЗАПОМНИТЕ!

  • В большинстве болезней и различных несчастий виновата не природа, а сам человек (так называемый человеческий фактор).
ЗАПОМНИТЕ! Здоровый образ жизни способствует формированию у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

ЗАПОМНИТЕ!

  • Здоровый образ жизни способствует формированию у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Основные составляющие здорового образа жизни, способствующие формированию: Духовного Физического Социального благополучия.
  • Основные составляющие здорового образа жизни, способствующие формированию:
  • Духовного
  • Физического
  • Социального благополучия.
Духовное благополучие 1. Жить с собой в согласии и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые нагрузки. 2. Сформировать психологическую уравновешенность и сохранять ее в любых жизненных ситуациях. 3. Името четко сформулированную цель жизни, выработать у себя положительное отношение к жизни, ставить перед собой достижимые цели. 4. Не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь. 5. Развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать. 6. Воспринимать каждый день как маленькую жизнь. 7. Научиться каждый день получать от жизни хоть маленькие радости.  8. Стремиться быть хозяином своей жизни, радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.  9. Постоянно совершенствовать свой образ жизни, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни;  10. Выработать у себя отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и курению табака .

Духовное благополучие

1. Жить с собой в согласии и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые нагрузки.

2. Сформировать психологическую уравновешенность и сохранять ее в любых жизненных ситуациях.

3. Името четко сформулированную цель жизни, выработать у себя положительное отношение к жизни, ставить перед собой достижимые цели.

4. Не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь.

5. Развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать.

6. Воспринимать каждый день как маленькую жизнь.

7. Научиться каждый день получать от жизни хоть маленькие радости.  8. Стремиться быть хозяином своей жизни, радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.  9. Постоянно совершенствовать свой образ жизни, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни;  10. Выработать у себя отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и курению табака .

Физическое благополучие 1. Выработать в себе постоянную привычку к занятиям физической культурой и спортом с учетом своих возможностей и потребностей. 2. Выработать в себе привычку к систематическому выполнению закаливающих процедур. 3. Выработать наиболее приемлемый режим дня, в котором рациональное сочетание: труд и отдых, физическая и умственная нагрузка, занятия физической культурой и спортом, режим питания и сна. 4. Придерживаться системы рационального питания.   5. Выработать привычку в соблюдении правил личной гигиены. 6. Выработать привычку к самоконтролю за своим состоянием (самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, определение появления переутомления, меры его профилактики).  7. Выработать умение в оказании первой медицинской помощи и самопомощи при неотложных состояниях.

Физическое благополучие

1. Выработать в себе постоянную привычку к занятиям физической культурой и спортом с учетом своих возможностей и потребностей.

2. Выработать в себе привычку к систематическому выполнению закаливающих процедур.

3. Выработать наиболее приемлемый режим дня, в котором рациональное сочетание: труд и отдых, физическая и умственная нагрузка, занятия физической культурой и спортом, режим питания и сна.

4. Придерживаться системы рационального питания.   5. Выработать привычку в соблюдении правил личной гигиены.

6. Выработать привычку к самоконтролю за своим состоянием (самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, определение появления переутомления, меры его профилактики).  7. Выработать умение в оказании первой медицинской помощи и самопомощи при неотложных состояниях.

Социальное благополучие 1. Уметь жить в согласии с окружающими вас людьми (сверстниками, родными и близкими и со взрослыми — знакомыми и незнакомыми), находить с ними компромиссы в спорных вопросах, спокойно разрешать возникающие конфликтные ситуации. 2. Формировать умение предвидеть возникновение опасной ситуации в процессе жизнедеятельности. 3. Анализировать складывающуюся обстановку и находить наиболее безопасный выход из опасной ситуации. 4. Стремиться постоянно изучать необходимые правовые акты в области безопасности жизнедеятельности и соблюдать их требования в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. 5. Воспитывать в себе наиболее значимые человеческие качества — ответственность, исполнительность и силу воли. 6. Постоянно воспитывать в себе потребность в сохранении окружающей природной среды и личного здоровья как индивидуальной, так и общественной ценности. 7. Формировать чувство ответственности за обеспечение личной безопасности и безопасности общества и государства .

Социальное благополучие

1. Уметь жить в согласии с окружающими вас людьми (сверстниками, родными и близкими и со взрослыми — знакомыми и незнакомыми), находить с ними компромиссы в спорных вопросах, спокойно разрешать возникающие конфликтные ситуации.

2. Формировать умение предвидеть возникновение опасной ситуации в процессе жизнедеятельности.

3. Анализировать складывающуюся обстановку и находить наиболее безопасный выход из опасной ситуации.

4. Стремиться постоянно изучать необходимые правовые акты в области безопасности жизнедеятельности и соблюдать их требования в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

5. Воспитывать в себе наиболее значимые человеческие качества — ответственность, исполнительность и силу воли.

6. Постоянно воспитывать в себе потребность в сохранении окружающей природной среды и личного здоровья как индивидуальной, так и общественной ценности.

7. Формировать чувство ответственности за обеспечение личной безопасности и безопасности общества и государства .

ЗАПОМНИТЕ! Ваше индивидуальное здоровье более чем на 50 % зависит от вашего образа мышления и поведения.

ЗАПОМНИТЕ!

  • Ваше индивидуальное здоровье более чем на 50 % зависит от вашего образа мышления и поведения.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения человека? 2. Какие факторы поведения человека оказывают влияние на формирование его духовного благополучия? 3. Какие факторы способствуют формированию физического благополучия человека? 4. Какой образ поведения человека обеспечивает формирование его социального благополучия? 

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1. Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения человека?

2. Какие факторы поведения человека оказывают влияние на формирование его духовного благополучия?

3. Какие факторы способствуют формированию физического благополучия человека?

4. Какой образ поведения человека обеспечивает формирование его социального благополучия? 

Список использованной литературы Абрамов В.В. Безопасность жизнедеятельности, Санкт-Петербург, 2013 г., 365 С. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Издательство «Просвещение», 2013 г., 240 С. Интернет-сайт: www.обж.рф

Список использованной литературы

  • Абрамов В.В. Безопасность жизнедеятельности, Санкт-Петербург, 2013 г., 365 С.
  • Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Издательство «Просвещение», 2013 г., 240 С.

Интернет-сайт:

multiurok.ru

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Поиск Лекций

Обеспечение безопасности каждого человека в процессе его жизнедеятельности и повышение уровня его общей культуры в области безопасности - одна из основных составляющих индивидуальной системы здорового образа жизни. Можно

утверждать, что здоровый образ жизни - цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучия в жизни.

Во все времена человека сопровождали опасности, он был вынужден бороться за свое существование с опасными факторами окружающей среды, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и др.

Анализ причин трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей оказывается «человеческий фактор». Трагедия происходит чаще всего из-за незнания и несоблюдения норм и правил безопасного поведения, из-за пренебрежения правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни, из-за низкого уровня общей культуры и элементарной безграмотности в области безопасности. Кроме того, отмечено, что большинство техногенных катастроф рукотворные, а среди основных их причин встречаются разгильдяйство, беспечность и равнодушие.

Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности нельзя сводить только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений.

Важно, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности стало приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Этого можно достичь путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, т.е. формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

Становится ясно, что высокие духовные и физические качества человека теряют свою значимость, если он не подготовлен к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде, не способен оценить уровень опасности для жизни и здоровья в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, найти наиболее оптимальный выход из создавшегося положения, позволяющий ему снизить фактор риска для жизни и здоровья.

Соблюдение норм здорового образа жизни должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, которое представляет как индивидуальную, так и общественную ценность.

Наше общество начинает осознавать, что полностью безопасной жизнедеятельность не бывает, а развитие человечества и технический прогресс требуют повышенной ответственности каждого человека за свои поступки и дела.

Что же следует понимать под общей культурой в области безопасности жизнедеятельности? Это:

- осознанное поведение в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

- способность уметь с определенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту;

- способность правильно оценивать ход событий и, если есть возможность, избегать опасных ситуаций;

- способность ответственно относиться к своему поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут приводить к возникновению опасной или чрезвычайной ситуации;

- знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья;

- жизнедеятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Приобретенные знания, умения и навыки в области безопасности становятся насущной потребностью в жизни каждого человека, общества и государства, потому что они в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном мире.

Существенный фактор - подготовленность человека, уровень знаний, умений и навыков. Глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях - основа снижения рисков жизнедеятельности людей.

Немалую роль в этом процессе играют индивидуально-психологические особенности личности, служащие условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Это темперамент, характер (черты характера), воля, эмоциональная сфера, способности человека и др. Часть из них генетически предопределена и слабо изменяется под влиянием социальной среды, например темперамент, тип высшей нервной деятельности, характеристики процессов восприятия, запоминания и др. Другие формируются социальной средой и зависят от степени достигнутого обществом, человеческой цивилизацией исторического развития, индивидуального и коллективного социального опыта. Это черты характера, воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая устойчивость, физическое состояние человека, социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения.

poisk-ru.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность