НОВОСТИ |
Материалы к педсовету "Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни". Педсовет формирование здорового образа жизни в доуПедсовет 28.11.2013 г.Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Родничок»с. Дивное Протокол № 2 Председатель: Е.П. Рябоконь – заведующий Секретарь: Василенко С.В. – воспитатель Присутствовало: 10 человек Педсовет «Формирование здорового образа жизни» Педагогический совет - деловая игра «Формирование привычки к здоровому образу жизни» Повестка дня: 1.«Значение здорового образа жизни» – доклад заведующего Е.П. Рябоконь 2. Справка о заболевании детей и взрослых – медсестра Подольная Г.И. 3. Практическая часть: •«Фитнес-минутка» элементы аэробики – Инструктор ФИЗО Моисеенко Н.И. 4. Деловая игра: •Пословицы и поговорки о (для) ЗОЖ •Стихи и песни о (для) ЗОЖ •Решение кроссворда «Физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня» •Проблемные ситуации 5. Решение педсовета Ход педсовета: Выступление «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Для этого в детском саду проводится много мероприятий – это работа инструктора по физкультуре Моисеенко Н.И. с часто болеющими детьми, 1 раз в квартал – День здоровья, каждый четверг – День бегуна, в осеннее – весеннее время года – прием детей на улице (по погоде, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры после сна, физ. минутки во время занятий. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду. Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень - его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются педагоги: Моисеенко Н.И.работает не только по программе Л.И. Пензулаевой и по новым гос. стандартам, использует на физ. занятиях элементы аэробики, «денс-терапии», пальчиковой гимнастики, самомассаж. Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении. Мы должны понимать, что воспитание у детей этой потребности—задача государственной важности, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья: 1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. 3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. Психологическое здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: • Занятия физкультурой, прогулки, • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды • Бережное отношение к окружающей среде, к природе • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнениеразличных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист) • Формирование понятия "Не вреди себе сам" Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки. На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью. Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы". Справка о заболевании детей К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим некоторые из них 1. Здоровье — это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. 2. Здоровье — это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. 3. Здоровье — это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме. 4. Здоровье — это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений. 5. Здоровье — это способность к полноценному выполнению основных социальных функций. 6. Здоровье — это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно- правовыми документами, как: • Федеральным законом РФ от 29.12.12 г.№ 273 ФЗ «Об образовании»; • Приказом министра образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27.10.11 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»; • Учебными планами и реализуемыми программами; • Постановлением от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2. 4. 1. 3049-13»; • Уставом муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения; • Постановлением ААМРСК № 506 от 28.10.2011 г. «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Апанасенковского муниципального района Ставропольского края». Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определённых результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений — качественного улучшения детского здоровья. Но вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней. Для успешного решения этих проблем в нашем детском саду мы используем различные средства физического воспитания в комплексе: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия). Большое внимание уделяется профилактике плоскостопия: с детьми проводятся специальные упражнения, используется такое физическое оборудование, как массажные коврики, дорожки здоровья. Чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т. е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью. "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот. Факторы, влияющие на здоровье: Образ жизни – 50-55% Наследственность – 18-20% Окружающая среда – 17-20% Здравоохранение – 8-10% Релаксационные техники в работе с педагогами Если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую фазу стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или, если стрессовая ситуация еще не наступила, ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение. Так что же такое релаксация? Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие — мотивация, т. е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя, для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение. Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, снижать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию. Итак, выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и помогает достичь душевного равновесия. Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела, ладонями вверх. Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос. «Водопад» (выполняется под класс. музыку) Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и тёплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесёт прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой… Ваши страхи, беды смыла и унесла вода. Чистая вода омыла вас. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день. После релаксационной паузы был предложен напиток «Бодрость» с шиповником. 3. Проблемные ситуации: Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания) и т. п. Решение педсовета 1. Разработать профилактические меры для снижения заболеваемости детей в группах № 1, 2. Ответственные: медсестра, инструктор по ФИЗО, воспитатели Дата: до 1 апреля 2014 г. 2. Через родительские собрания и информационные стенды продолжать рекламировать здоровый образ жизни среди родителей. Ответственные: воспитатели, инструктор по ФИЗО. Дата: в течение года 3. Провести совместно с родителями физкультурные развлечения для детей старших и подготовительных групп. Ответственные: воспитатели, инструктор по ФИЗО, муз. руководители Дата: до конца учебного года 4. Пополнить спортивный зал современным спортивным оборудованием Ответственные: администрация Дата: к началу учебного года Литература: 1. Алямовская В. Как воспитать здорового ребенка 2. Вавилова Е. Укрепляйте здоровье детей 3. Васильева И. Развивающие игры для дошкольников 4. Иванов Ю. Йога. Как сохранить и укрепить здоровье 5. Кузьмин В. Дыхательная гимнастика 6. Маханева М. Воспитание здорового ребенка 7. Нестерюк Т. Гимнастика маленьких волшебников 8. Празников В. Закаливание детей дошкольного возраста ds12apn.ru Педсовет «Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ»
Искать
Save this PDF as: WORD PNG TXT JPGdocplayer.ru
doshkolnik.ru Материалы к педсовету "Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни"
Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ:
Беседа с детьми (индивидуально):
А) Какие органы в человеке самые главные? Б) Как правильно питаться? Сколько человеку нужно съесть? С чего нужно начинать обед и чем заканчивать? Можно ли питаться одним и тем же любимым блюдом каждый день? Почему? Для чего человеку нужна вода? В) Нужно ли делать зарядку, заниматься спортом? Почему? Покажи свое любимое упражнение. Г) Как ты отдыхаешь в детском саду, дома? (активный отдых) Д) Зачем нужно закаляться? Как можно закаляться? Критерии оценки: 4 балла – на все вопросы ребенок отвечает самостоятельно и правильно, понимая содержание заданных вопросов. 3 балла – на все вопросы ребенок отвечает правильно после небольшой словесной подсказки взрослого. 2 балла – ответ на поставленные вопросы ребенок находит только с помощью взрослого, при этом не может ответить на все поставленные вопросы. 1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.
Уровень соблюдения культурно-гигиенических навыков (в ходе наблюдений): А) Умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем. Б) Сформированность ежедневной привычки чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном. В) Умение правильно использовать носовой платок и расческу, следить за своим внешним видом. Г) Умение быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определнном порядке, следить за чистотой одежды и обуви. Д) Правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, умеет принимать пищу аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Е) Умение обращаться с просьбой, благодарить. Критерии оценки: 4 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого. 3 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого. 2 балла – задания ребенок выполняет только с помощью взрослого, при этом не может ответить на все поставленные вопросы. 1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.
Опросник для педагогов на тему «Здоровый образ жизни» 1.Какие из приведенных ценностей для Вас наиболее важны? а/ качественное образование б/ хорошее здоровье в/ возможность общаться с интересными людьми г/ благополучная семья 2.Какие условия для сохранения здоровья вы считаете самыми важными? а/ хорошая экология б/хорошая наследственность в/регулярные занятия спортом г/знания о том, как заботиться о своем здоровье д/соблюдение правил ЗОЖ (режим, зарядка, отсутствие вредных привышек) 3.Нужны ли Вам дополнительные знания по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей? да, нет 4.Как Вы считаете, существует ли в Вашем ДОУ система работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей? а/ существует комплексно и постоянно б/существует фрагментарно в/не существует 5.Устраивает ли Вас нравсвенно-психологический климат в ДОУ? да, нет 6.Комфортно ли Вы себя чувствуете? а/во взаимоотношениях с администрацией б/в педагогическом коллективе в/среди воспитанников 7.Как Вы оцениваете качество питания в ДОУ? отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно 8.Откуда Вы получаете информацию о том, как заботиться о своем здоровье? а/из СМИ б/ из научно-методической литературы в/от друзей, знакомых.коллег г/ на педсоветах, РМО 9/Какие формы работы по проблеме ЗОЖ вы используете в педагогической практике? беседы, лекции и семинары, дни здоровья, физк.-оздор. мероприятия 10/Заботится ли администрация ДОУ о сохранении и укреплении здоровья педагогов? да, нет
Опросник для педагогов на тему «Здоровый образ жизни» 1.Какие из приведенных ценностей для Вас наиболее важны? а/ качественное образование б/ хорошее здоровье в/ возможность общаться с интересными людьми г/ благополучная семья 2.Какие условия для сохранения здоровья вы считаете самыми важными? а/ хорошая экология б/хорошая наследственность в/регулярные занятия спортом г/знания о том, как заботиться о своем здоровье д/соблюдение правил ЗОЖ (режим, зарядка, отсутствие вредных привышек) 3.Нужны ли Вам дополнительные знания по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей? да, нет 4.Как Вы считаете, существует ли в Вашем ДОУ система работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей? а/ существует комплексно и постоянно б/существует фрагментарно в/не существует 5.Устраивает ли Вас нравсвенно-психологический климат в ДОУ? да, нет 6.Комфортно ли Вы себя чувствуете? а/во взаимоотношениях с администрацией б/в педагогическом коллективе в/среди воспитанников 7.Как Вы оцениваете качество питания в ДОУ? отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно 8.Откуда Вы получаете информацию о том, как заботиться о своем здоровье? а/из СМИ б/ из научно-методической литературы в/от друзей, знакомых.коллег г/ на педсоветах, РМО 9/Какие формы работы по проблеме ЗОЖ вы используете в педагогической практике? беседы, лекции и семинары, дни здоровья, физк.-оздор. мероприятия 10/Заботится ли администрация ДОУ о сохранении и укреплении здоровья педагогов? да, нет
Анализ форм и методов планирования работы с родителями
Дата проведения: Тематический контроль по теме: «Организация работы по формированию у дошкольников потребности в здоровом образе жизни»
Контроль осуществляли:
Оценка: 3 – имеется в наличии полностью, 2 – частично, 1 – отсутствует.
Анализ календарных планов
Дата проведения: Тематический контроль по теме: «Организация работы по формированию у дошкольников потребности в здоровом образе жизни»
Контроль осуществляли: Группа ____________________ Воспитатели____________________________________________ Цель: планирование работы по развитию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей в течение дня
Анализ обследования предметно – развивающей среды для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у воспитанников МДОУ №29 «Волшебная сказка»
Дата проведения: Тематический контроль по теме: «Организация работы по формированию у дошкольников потребности в здоровом образе жизни» Контроль осуществляли:
Оценка: 3 – имеется в наличии полностью, 2 – частично, 1 – отсутствует.
АЛГОРИТМ КОНТРОЛЯ
ПЛАН - ЗАДАНИЕ Тематического контроля по теме «Организация работы по формированию у дошкольников потребности в здоровом образе жизни»
Цель: системный анализ педагогической деятельности по становлению ценностей здорового образа жизни в группах раннего (№1), младшего (№2), среднего (№3) и старшего (№№4,5,6) дошкольного возраста.
kondratyeva-vos-ds29-volskazka.edumsko.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |