Профилактика здорового образа жизни у подростков


«Формирование здорового образа жизни как основа профилактики вредных привычек у подростков».

ДОКЛАД на МО воспитателей на тему:

«Формирование здорового образа жизни как основа профилактики вредных привычек у подростков».

Здоровый образ жизни — это жизненная позиция, поведение или деятельность человека, направленные на укрепление своего здоровья.

Здоровье   во многом зависит от образа жизни – характера повседневной жизни. Только разумное отношение к здоровью позволяет человеку на долгие годы сохранить бодрость, высокую работоспособность, социальную активность и достичь долголетия.

В наше время забота о физическом состоянии человека приобретает большую актуальность. Плохая экология, некачественные продукты питания, образ жизни оказывают свое действие на здоровье человека. Именно поэтому, необходимо рано приучать себя к здоровому образу жизни, прямо со школьной скамьи.

Здоровый образ жизни школьника – это основа не только крепкого здоровья, но и его умственной активности, и хорошего самочувствия. Для этого важно, соблюдать режим дня, правильно питаться,  заниматься спортом и не иметь вредных привычек.

Так как компьютер и телевизор негативно влияют на здоровье школьников: со временем у многих школьников развивается компьютерная зависимость, кроме того, постоянное сидение за компьютером и длительные просмотры телевизора  неизбежно приводит к проблемам со зрением и позвоночником, следовательно, важно ограничить влияние на школьника телевизора и компьютера. Конечно, запрещать не нужно, чтобы избежать нежелательных последствий, но необходимо делать перерывы.

Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.

2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».

Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.

Оградить школьника от курения, употребления алкоголя или наркотиков, на сегодняшний день является крайне важным.

4. Побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

 Здесь важно учитывать не только занятия физкультурой в школе, спортивные кружки и спортивные секции, необходимо пропагандировать утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы, и другие формы, доступные для массового использования.

Важную роль в формировании здорового образа жизни школьников  играет семья. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо в семье создать условия для реализации у детей потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей здорового образа жизни.

infourok.ru

Формирование здорового образа жизни. Профилактика алкоголизма у подростков

Продолжение. Начало опубликовано 1 августа 2017 года

Что же является первопричиной возникновения детского алкоголизма? Все дети любят праздники и отмечают их вместе со взрослыми, за большим праздничным столом. А все застолья, как известно, традиционно сопровождаются большим количеством разнообразных спиртных напитков. Разумеется, в семье никто намерено не пытается вызвать алкоголизм у детей. Редко какому подростку наливают за столом рюмочку вина. Обычно для детей предназначается лимонад или морс. Но в детском сознании все равно алкоголь начинает ассоциироваться с атмосферой праздника и веселья.

Кроме того, фиксируется противопоставление между взрослыми, которые пьют алкогольные напитки, и детьми, которые пьют лимонад. Впоследствии это проявится в подростковом возрасте, когда ребенок будет стремиться вести себя как взрослый. Возникает вопрос: так что же, теперь отказаться от спиртного на праздники, а всем гостям наливать лимонад в бокалы для того, чтобы предотвратить алкоголизм у детей? На самом деле с ребенком достаточно поговорить, чего родители часто не делают, так как просто не представляют, как он может воспринять и истолковать праздничную традицию пития.

Гораздо сложнее дело обстоит, когда ребенок сталкивается с алкоголем за пределами дома, на улице. Подросток, в силу возрастных особенностей, чаще всего отличается повышенной внушаемостью и конформизмом, то есть желанием быть похожим на значимых для него людей. Значимыми для подростка чаще всего становятся его сверстники из уличной компании. Когда ребенок видит, что пьющие считаются самыми смелыми и «крутыми» и пользуются авторитетом, он с готовностью принимает предложение выпить вместе со всеми. Все это считается первыми признаками алкоголизма у подростков. Со временем посиделки с друзьями за бутылочкой пива или коктейля становятся нормой и единственным известным ребенку способом проведения свободного времени. 

Еще одной причиной детского алкоголизма может стать стремление быть (а точнее выглядеть) взрослым, чему родители, как кажется ребенку, препятствуют. Одним из атрибутов взрослости, по мнению подростка, является курение и распитие спиртных напитков. К тому же родителям бывает трудно авторитетно запретить употребление алкоголя и объяснить свой запрет, в то время как они сами периодически могут себе это позволить. Очень многими подростками взрослость воспринимается как право, теперь уже абсолютно законное, употреблять и покупать алкогольные напитки: «Мне уже 18, я могу сам себе пиво покупать!»

Причины, по которым подросток начинает употреблять спиртные напитки, могут быть самыми разнообразными, но все они ведут к формированию детской алкогольной зависимости. Если вовремя не остановить этот процесс, последствия могут быть самыми печальными.

 

Антиалкогольная пропаганда

Алкоголь становится причиной цирроза печени. Употребление алкоголя в больших количествах приводит к нарушению работы многих органов. Больше всех страдает именно печень. Злоупотребление алкоголем может привести к страшным последствиям. Например, стать причиной цирроза печени. Этот процесс означает, что здоровые клетки органа умирают и заменяются фиброзной тканью. В результате печень уже не может выполнять свои функции. 

Алкоголь сопровождается похмельным синдромом. На следующий день после употребления алкоголя может появиться похмельный синдром. Это обезвоживание, адская головная боль, тошнота, проблемы с пищеварительной системой, резь в глазах.

Алкоголь негативно влияет на работу пищеварительной системы. Это связано с тем, что происходит интоксикация организма, и очистить его зачастую достаточно сложно. А обезвоживание способствует тому, что обменные процессы нарушаются, и метаболизм замедляется.

Алкоголь ничем не отличается от наркотиков. Он незаметно вызывает зависимость. Если вы привыкли снимать напряжение не спортом и активным образом жизни, а алкоголем, то вам будет казаться, что это единственное решение всех проблем. Такое мнение в корне ошибочно. Именно так обычно развивается зависимость, которая может стать причиной алкоголизма. 

Ухудшается внешний вид. Темные круги и мешки под глазами, тусклая кожа, покрасневшие глаза и осунувшийся внешний вид вам гарантированы даже в том случае, если вы просто выпиваете каждые выходные. Это лишь вопрос времени.

Важная роль по ведению антиалкогольной пропаганды принадлежит медицинским работникам, осуществляющим просветительную работу среди населения.

Следует использовать разнообразные формы этой работы: проводить беседы на различных предприятиях, в школах, лицеях, средних специальных учебных заведениях и др., использовать стенную печать и пр. Кроме того, данный вопрос включен в программу университетов здоровья, радио- и телепередач, обсуждается на страницах периодических изданий.

Особое внимание в разъяснительной и воспитательной работе необходимо обращать на запрещение законами нашего государства отпуска спиртных напитков лицам, не достигшим 21 года, и об административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности взрослых (в том числе родителей и родственников) за доведение несовершеннолетних до состояния алкогольного опьянения, втягивание их в систематическое пьянство.

Противоалкогольные выступления в молодежных аудиториях имеют свои особенности, так как для подростково-юношеского возраста характерны склонность к быстрому восприятию как положительной, так и отрицательной информации, недостаточно объективная ее оценка.

При подготовке материалов для выступления в молодежной аудитории необходимо учитывать социальный состав слушателей (школьники, студенты техникумов, учащиеся лицеев и др.), а также пол слушателей (смешанная или только женская или мужская аудитория). Значительно лучше собирать для бесед слушателей одной возрастной и половой группы, так как при этом удается лучше и полнее изложить материал.

Во время бесед особое внимание следует уделять пагубному воздействию алкоголя на организм человека, в частности, на центральную нервную систему, быстро реагирующую даже на небольшое количество алкоголя, введенного в организм. Какой бы крепости и в каких бы количествах ни принимался алкоголь, действие его на организм, особенно на молодой, еще не окрепший, никогда не остается без последствий.

Противоалкогольное воспитание детей и подростков надо начинать с самого раннего детства, и начинать его иногда надо с родителей. В семье, где есть дети и подростки, должен быть принят «сухой закон». Сколько бы ни говорил отец сыну о вреде алкоголя, но если отец сам принимает «по маленькой», то сын его не будет трезвенником.

В настоящее время, когда взят курс на организацию массового движения за трезвость, следует разъяснять ошибочность мнения, что пьянство можно победить только при помощи фармакологических средств или особыми методами психотерапии. Медико-фармакологический путь приемлем для больных алкоголизмом в запущенных случаях. Большинство пьющих при наличии трезвенного окружения, ограничении доступности алкоголя и мобилизации собственных волевых усилий способны без специализированной помощи стать на путь воздержания от спиртных напитков. Необходимо, развивая антиалкогольную пропаганду, закрепить этот успех и, правильно используя новейшую научную информацию, давать практические рекомендации. При этом примиренческое отношение к различным бытовым ситуациям, способствующим привыканию к алкоголю («рюмочка перед обедом», «чтобы согреться», выпивки по праздникам и пр.), абсолютно недопустимо. Пропагандист обязан формировать у слушателей отрицательное отношение ко всякой выпивке. К числу, пожалуй, самых трудных задач относятся отрезвление быта, развенчание питейных обычаев и ритуалов.

Каждый человек несет ответственность за физическое и нравственное здоровье не только свое, но и будущих поколений.

 

НИО

adu.by

Формирование здорового образа жизни у подростков - Профилактика алкоголизма, наркомании и других вредных зависимостей - Статьи - Каталог статей

МЕТОДИКА ПОЗИТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

1. Игровые формы работы с подростками, как фактор формирования здорового образа жизни.

Игра – это дело серьёзное, это вечный спутник детства. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Досадно, что она порой становится редкой гостьей в домах и что особенно странно - мы всё реже и реже встречаем игру во дворах, на улицах.

По мнению В. Даля – великого русского собирателя народной мудрости, когда-то сказал: "В игре да в дороге узнают людей”. Каждый из нас в игре самовыражается на пределе всех своих сил и эмоций. Формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью игра имеет большое значение в педагогическом арсенале классного руководителя.

Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию подростка через коллективную деятельность. Методика проведения игр, требующих от детей проявить и развивать физические умения и навыки, будет освещена чуть ниже.

Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа жизни.

В-третьих, игры с использованием элементов театрализованного проигрывания ситуаций.

С.А. Шмаков своей книге "Игры учащихся – феномен культуры” утверждает, что интеллектуальные игры, весьма привлекательные для подростка как юного телезрителя. Речь идёт о "Брейн-ринге”, КВН-ах, "Поле чудес”, "Что? Где? Когда?”, "Счастливый случай”. Для подростков седьмого и более старших классов эффективна форма театрализованного действа. Например, "Судебный процесс” между табачными компаниями и Министерством здравоохранения. По желанию подростков, процесс может быть оформлен декорациями- атрибутами судебного заседания и костюмами участников. К этой работе также могут быть привлечены родители.

2. Содержание работы классного руководителя с родителями.

Ребёнок растёт в своём, особом пространстве, его оберегают и лелеют. Привычный образ жизни у ребёнка постепенно формируются поведенческие стереотипы, характерные для членов семьи.

В своей книге М. И. Рожков "Организация воспитательного процесса в школе” приводит следующие принципы работы с родителями.

Работа с родителями должна основываться на следующих принципах:

Чем меньше ребенок, тем с большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие и т. д.

Основные поведенческие привычки, в том числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребёнка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка.

Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Здоровье детей – цель, где безусловно сходятся интересы семьи и школы. Общность интересов и в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.

Попытаемся рассмотреть, что приобретает каждый ученик этого содружества.

Что приобретают родители, семья? возможность получить новые знания о здоровье;возможность приобщения к "живому” опыту других семей и использования его в интересах здоровья своей семьи, своих детей;возможность о способах изменения образа жизни на более благоприятный для здоровья;возможность найти поддержку в изменении образа жизни своей семьи;возможность улучшить здоровье своих детей и других членов семьи;возможность способствовать укреплению семьи;

Классный руководитель относится к тем немногим членам школьного коллектива, которые имеют возможность многолетнего живого общения с семьей. Если учесть, что других возможностей просвещения семьи в области здоровья в настоящее время практически нет или они недоступны большинству родителей, без преувеличения можно сказать, что сегодня кроме учителя и, гораздо меньшей степени, врача реально взять на себя функцию просвещения родителей некому.

Просветительство семьи – крайне важная часть этой деятельности.

Итак, что приобретает классный руководитель? возможность через общения с родителями получить новые знания о здоровье расширить собственный кругозор;найти поддержку решению собственных проблем в опыте других людей;лучше, ближе узнать свой класс и реально помочь здоровью детей и их семей;повысить уважение к себе со стороны родителей и детей.

И классный руководитель, и родители должны осознать, что они совместно работают на будущее – на здоровье детей, семьи.

Для того, чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой конкретной группой родителей, желательно получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения с родителями ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон. Очень важно стремиться избежать подобия лекции, чтобы каждый родитель мог активно включиться в обсуждении темы. Классный руководитель совсем не обязательно должен быть ведущим таких встреч. Эту роль могут прекрасно выполнить родители, если среди них найдутся профессионалы-медики, психологи или просто хорошо образованные люди. Тогда задача классного руководителя – координировать и направлять беседу.

Вывод:

Если только родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни. Если среди них найдутся профессионалы – медики, психологи или просто образованные люди, то они могут прекрасно выполнить роль классного руководителя, взять на себя подготовку месячника "Операция подросток”. Цель его – показать детям разнообразие интересных, увлекательных и полезных занятий, хобби, которые делают жизнь интересной, обогащают ее, помогают открыть и т.д.

Как организовать праздник "Операция подросток”. Актуальность данной акции определяется тем, что одним из важнейших факторов, способствующие втягиванию детей и подростков в алкоголизм, токсикоманию, табакокурению является невозможность себя занять в свободное время – это мнение не только организаторов, но и самых детей.

Например, наша школа ежегодно проводит – месячник под названием "Операция подросток”. Цель месячника: через ролевую деловую игру, медицинскую профилактику сформировать позитивное мышление у учащихся в отношении употребления алкоголя, табака, повысить роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизации.

Задачи: Дать информацию учащимся и родителям о вредном влиянии никотина на организм.Рассказать о социальных последствиях употребления алкоголя и табака.Способствовать формированию потребность в здоровом образе жизни.Приобретение учащимся навыка сказать "нет”.

1 неделя. Подготовительный. Проводится анкетирование среди учащихся по данной проблеме.Объявляется конкурс на:лучшее сочинение о вреде курения и алкоголя;рисунки, плакаты;доклад, сообщение.Оформляется выставка "Здоровье – наше богатство”.

2 неделя. Деловая ролевая игра "Скажи "нет” табакокурению”. Старшеклассники разбиваются по 4-5 человек для работы в группах: историки, медики, химики, писатели, психологи, пресс-центр, отражающий работу групп, социологи, статистики. Каждая группа готовит о вреде курения и выступят перед учащимися, перед школой.

Рабочая группа историков говорит о том, как табак завоевывает мир. Медики рассказывают о заболеваниях, вызванных постоянным курением. Химики рассказывают о физико–химическом механизме курения, содержании химических веществ. Писатели приводят пример Тома Сойера, описанный в "Приключениях Тома Сойера” Марка Твена, об ощущениях ребят от первой затяжки и неприятностях последствиях курения. Социологи - данные анкетирования по школе. Статистики - статистические данные о смертности, связанной с курением.

Группа ребят под руководством психолога разыгрывает ситуации по отказу от курения.

Пресс-центр освещает работу каждой группы, рисует на плакате зачеркнутую сигарету, каждая группа должна на листе написать "нет” с аргументами и прикрепить к плакату.

3 неделя. Деловая ролевая игра "Скажем "нет” алкоголю”. Один класс старшеклассников развивается по 4-5 человек для работы в группах: историки, медики, химики, юристы, психологи.

Принимают участие также юные журналисты, отражающие работу групп, социологи, статистики.

На каждом столе лежат раздаточный материал и листки с вопросами.

Ведущий начинает игру: "Наверное, вы знаете о пагубном влиянии алкоголя на организм человека. Он сказывается и на воспитании детей, разрушает семьи, человек может потерять работу. Но ведь пьяницами не рождаются, ими становятся, если их вовремя не предупредить и не остановить руку, тянущуюся к рюмке.

Итак, сегодня мы с вами поговорим о том социальном зле, которое приносит алкоголизм человеку. Слово предоставляется нашим социологам, которые приведут данные анкетирования, и статистикам”.

Затем начинается самостоятельная работа в группах, после которой ребята рассказывают об истории возникновения алкогольных напитков, почему и что пьют люди, с чего начинается пьянство, медики рассказывают о стадиях и формах опьянения и алкоголизма. Юристы - о преступлениях в состоянии алкогольного опьянения.

Группа ребят под руководством психолога разыгрывает ситуации от отказу от алкоголя.

Пресс-группа освещает работу каждой группы, рисует плакат с изображением зачеркнутой бутылки с вином, на листе каждая рабочая группа пишет обоснование своего "Нет!” алкоголю и прикрепляет к плакату.

Ведущий обобщает ответы, благодарит всех за участие.

4 неделя. Работа с родителями по профилактике табакокурения и алкоголизации среди детей. Конференция: "Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизации”.

Круглый стол для родителей: "Алкоголь и курение. Здоровье и заболеваемость. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии алкогольного опьянения”.

Приглашаются врачи – специалисты и инспектор по делам несовершеннолетних.

Тематика бесед для родителей: как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь.

Что нужно знать о табаке и алкоголе родителям. Что полезно знать ребенку.

Как помочь ребенку, если у него возникли проблемы.

Как поведение родителей влияет на ребенка.

Семейные правила.

Советы родителям.

Вывод: Наверное, сегодня одна из самых больших трудностей, встречающихся в практике деятельности классного руководителя - уметь найти контакт с родителями, сделать их своими союзниками. Тем приятнее успех, тем ощутимее радость педагогического творчества, плодами которого будет здоровье детей. Работа с родителями проводится по определенной системе, используются различные формы работы: в виде лекториев медицинских и правовых, бесед, круглого стола, конференций, индивидуальных бесед, консультаций психолога, социального педагога.

tosprimorskoe.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность