Реферат: Пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда здоровый образ жизни


Пропаганда здорового образа жизни

Поиск Лекций

 

Рассмотрение полового воспитания как составной части нравственного не должно затенять того факта, что оно входит неотъемлемым элементом в формирование здорового образа жизни. Как воспитание полоролевое оно направлено на оптимизацию коммуникативных навыков и социальной адаптации, способствуя тем самым снижению пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств. Как воспитание сексуальное оно ориентируется на достижение сексуального здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения в виде комплекса физических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального поведения человека, обогащающих его личность, повышающих способность к любви и уменьшающих, таким образом, распространенность сексопатологических нарушений. Как подготовка к ответственному супружеству и родительству половое воспитание направлено на формирование здоровой семьи, способной преодолевать кризисы своего развития оптимальным образом. Вместе с тем половое воспитание тесно связано с другими направлениями укрепления здорового образа жизни, прежде всего с профилактикой вредных привычек (алкоголизации и наркотизации) и передающихся половым путем заболеваний.

Предупреждение раннего начала половой жизни сохраняет свое значение при любой степени демократизации сексуальной культуры. Это обусловлено отнюдь не бессмысленным консерватизмом старших поколений, а тем, что вступление во «взрослую» жизнь ставит перед молодежью качественно иные проблемы, по-новому формулирует проблему ответственности за избираемое поведение. Все это требует не только значительного адаптивного напряжения, но и зрелого понимания связи сексуального поведения со здоровьем включенного в него круга людей, к чему молодежь не всегда готова.

Воспитатели, безусловно, не единственные, от кого зависят сроки начала половой жизни, и возможности их в этом плане ограниченны. Однако довольно часто число ограничений возрастает благодаря избираемой ими тактике. Запреты не достигают эффекта, так как они стимулируют эмансипационные тенденции, не говоря уже о том, что «запретный плод сладок». Кроме того, запрет часто срабатывает, как указание на возможность: ведь, если висит табличка «Не ходить», значит, здесь ходят, иначе — зачем табличка?! Запугивание, если оно достигает цели, вызывает эмоциональный дискомфорт и страх, который либо негативно сказывается на последующем сексуальном общении, либо (что бывает чаще) вызывает к действию механизмы психологической защиты, приводящие к дезактуализации, обесцениванию запугивающей информации. Да и запугать молодых людей сексуальной жизнью трудно: она притягательна уже хотя бы как знак взрослости, взрослые не отказывают себе в ней (значит, сама по себе она не вредна), к тому же всегда в сфере общения есть сверстники, которые начали (или говорят, что начали) половую жизнь, и по ним не видно, чтобы это было вредно, — вот примерная логика подростка. Среди воспитателей распространено мнение, согласно которому сексуальную энергию надо направить в русло физической активности. «Наилучшей профилактикой полового разврата является физкультура», — читаем в солидном и неоднократно переизданном руководстве по гигиене детей и подростков. Действительно, занятия спортом с раннего возраста несколько затормаживают первые проявления полового развития и тем самым гармонизируют его. Но это совсем не то же самое, что вводимая для «профилактики полового разврата» (?!) физкультура в подростковом возрасте. Здесь уже действуют иные закономерности, и, как подчеркивает на основании исследования сексуального поведения спортсменов Г. С. Васильченко, у одних лиц высокая спортивная активность исключает активность сексуальную, а у других — предполагает ее.

Не исключая общеоздоровляющего и гармонизирующего влияния физической культуры, подчеркнем все же, что речь должна идти не только об «отведении» сексуальной энергии в русло физической, но прежде всего о создании системы ценностных ориентаций, интересов, увлечений, среди которых сексуальность не должна подавлять и оттеснять все остальное. И физкультура может сдерживать стремление к ранней сексуальной активности не постольку, поскольку подросток «загружен» ею, а поскольку увлечен. Вместо запретов нужно создать хорошо и убедительно мотивированные рекомендации, исходящие из всего содержания полового воспитания. Запугивания должны уступить место активной постановке проблем, вызывающей ту степень озабоченности, которая побуждает к самостоятельным размышлениям и выводам. Трезвое, откровенное и деловое обсуждение сексуального поведения следует обращать не к «объекту» и «предмету воспитания», а к субъекту, личности, принимающей окончательное решение.

Профилактика неожиданной беременности у подростков мотивируется обстоятельствами, описанными в главе 7. В ней можно выделить несколько аспектов. Первый связан со сроками начала половой жизни и рассмотрен выше. Второй имеет в виду выявление девочек и девушек, относящихся к одной из групп психологического риска, и тех, у кого риск определяется микросоциальными (неблагополучная семья) или социальными (проживание без родителей, в чужом городе, сомнительный круг общения и т. д.) факторами. Основой работы здесь является индивидуальный подход и там, где это возможно, тесный контакт с семьей или заменяющими ее лицами. Третий аспект связан с предоставлением сведений о планировании и регуляции рождаемости. Он требует отдельного рассмотрения.

И у родителей, и у педагогов ознакомление с проблемой контрацепции вызывает множество затруднений, практически блокирующих дело. Затруднения эти понятны с учетом того, что впервые обсуждать эти вопросы с подростками при их почти полной неготовности к такому обсуждению действительно нелегко. Кажется, что такое ознакомление будет подталкивать к началу половой жизни, суля полную безнаказанность. Взрослые невольно оказываются в роли наивных идеалистов, полагающих, что, если они не говорили и не скажут, то дети не знали и не узнают. На самом деле все не так. О контрацепции подростки имеют кое-какие представления, но, увы, крайне искаженные, неточные и опошленные. Сами по себе эти знания (даже в таком, в общем-то, сексуально-стимулирующем виде) не подталкивают к началу половой жизни. Но, когда она все-таки начата, знания о контрацепции либо игнорируются, либо — в силу своей искаженности — приносят вред (например, когда девушка на протяжении нескольких месяцев трижды в день принимает гормональные препараты, рассчитанные на прием не чаще 5 раз в месяц). Предпочтительными для молодежи являются так называемые барьерные контрацептивы (презерватив, маточный колпачок, спермицидные пасты и кремы). Достаточно ли одной только информации о них? Опыт показывает, что нет. Во-первых, требуются точные и исчерпывающие инструкции по их применению. Во-вторых, дело не только в технике их использования. Применение маточного колпачка или спермицидной пасты — процесс индивидуальный. Но пользование презервативом — это всегда дело пары. Кроме предрассудочного отношения к контрацепции есть еще и психологическая преграда (как к этому отнесется партнер, насколько это совместимо с любовью и др.). Поэтому все ведущие специалисты сходятся в мнении о том, что контрацепции должны быть посвящены специальные занятия, преследующие цель не только ознакомления, но и снятия психологических препонов: обычно это циклы занятий, сочетающих в себе лекции и свободные дискуссии. В них обсуждаются не только сами контрацептивные средства, но и проблемные ситуации, связанные с половым поведением, беременностью, абортом, родами, контролем рождаемости и воспитанием детей, вырабатываются пути решения возникающих в жизни проблем. Информация о контрацепции и контрацептивном поведении должна быть не только воспринята, но и принята личностью — в противном случае она остается мертвым грузом. Важно ознакомление с ней и юношей, и девушек. Та тревожная ситуация, которая существует в связи с юными матерями, распространенностью абортов, усугубляется из-за передающихся половым путем заболеваний, в число которых входит СПИД и по отношению к которым один из барьерных контрацептивов (презерватив) играет роль важного профилактического средства.

Профилактика заболеваний, передающихся половым путем. Эти заболевания можно разделить на три группы: 1. Классические венерические заболевания — сифилис, гоноррея, трихомониаз. 2. Малые венерические заболевания — они вызываются рядом вирусов и простейших, протекают мало- или бессимптомно, при частой смене партнеров накапливаются «букетами» по 2—6 заболеваний; с ними связывают около 80% ранней смертности новорожденных, более 50% пневмоний у младенцев первого полугодия жизни, поражения глаз у младенцев и т. д. 3. СПИД.

Профилактика этих заболеваний у подростков пока несовершенна. Лучшая профилактика — постоянное партнерство двух ответственных людей. Высокая нравственность резко уменьшает риск заболевания, хотя и не гарантирует от него. В нашей пропаганде, однако, на первом плане слишком часто оказывается софизм, отождествляющий заболевания, передающиеся половым путем, с безнравственностью. Это можно встретить даже в научной литературе, где людей, страдающих венерическими заболеваниями, именуют «лицами, отклоняющимися от нравственно-половых норм поведения».

Любые крайности в этой работе недопустимы. Запугивание чревато психогенными нарушениями (в частности, болезненно-навязчивый страх заражения), а умолчание и легковесность — общественно опасны. Основная линия сообщения должна включать в себя следующие моменты: 1) представление об инфекционной и вирусной природе этих заболеваний; 2) представление о скрытом периоде болезни, о возможности стертых и бессимптомных форм; 4) краткие сведения о развернутых проявлениях болезней и подробные — о начальной симптоматике, о распознавании самых первых признаков; 5) представление о нравственной и юридической ответственности за распространение этих заболеваний; 6) понимание необходимости при наличии подозрений прекратить половые контакты и обратиться к врачу; 7) при подтверждении заболевания обязанность помочь в выявлении всех контактных лиц и 8) недопустимость самолечения, ведущего к переходу многих болезней в скрытые и хронические формы; 9) непреложное соблюдение режима лечения и возобновление половых контактов только с разрешения врача; 10) опасность этих заболеваний для потомства; 11) способы предохранения.

Такой план открывает широкие возможности и для обсуждения норм морали и нравственности. За многими, казалось бы, сугубо нравственными нормами (предосудительность измены супругу, промискуитетного полового поведения и т. д.) стоит многовековое осознание связи сексуального поведения со здоровьем. Поэтому демократизация сексуального поведения не может и не должна измеряться количеством того, что «раньше было нельзя, а теперь можно». Она требует предельно ответственного соотнесения интересов индивидуальной самореализации с интересами общества, «интересов души» с «интересами тела», предпринимаемых шагов и их следствий. Нельзя не помнить, что оборотной стороной «сексуальной революции» являются тенденции, идущие вразрез с интересами здоровья, и «революция для себя» не должна становиться бедствием для других.

С особой остротой все эти вопросы встают в связи с профилактикой СПИДа. Знакомство с ситуациями и группами повышенного риска не должно превращаться в отождествление того или иного стиля поведения, образа жизни с единственной или главной причиной заболевания, а тон этого знакомства не должен быть запугивающим. Между тем в силу множества причин это происходит достаточно часто, о чем свидетельствует анализ популярной литературы, лекций, ряда материалов средств массовой информации. Стимуляция индивидуальной тревожности запускает в действие механизмы психологической защиты: «Я не… (гомосексуалист, проститутка, наркоман), и ко мне все это не относится». Стимуляция групповой, тем более массовой, тревожности приводит, как уже отмечалось, к тому, что люди начинают искать организованные группы злоумышленников и находят их в виде наркоманов, проституток, лиц с гомосексуальным поведением, а также больных СПИДом. Результатом становятся ожесточенность и агрессивный настрой по отношению к этим людям, побудившие, например, даже студентов одного из медицинских (?!) институтов высказаться за изоляцию или умерщвление больных этим заболеванием. И то и другое, тесно переплетаясь между собой, уводит в сторону от решения профилактических задач; от того, что в США люди, говорящие себе: «Я не…», забрасывали камнями или даже поджигали дома «злоумышленников», СПИДа меньше не стало, чего нельзя сказать о жестокости и агрессивности. Нужна четкая информация о том, что к заболеванию приводит контакт «кровь—кровь», возможный не только во время полового акта. Среди лиц, принадлежащих к указанным группам риска, заболевание распространяется очень быстро в силу неупорядоченности половых связей, связанных с травмированием слизистых оболочек половым контактом, нарушением (у наркоманов) элементарных медицинских требований к инъекциям.

Необходима также надежная информация о проявлениях заболевания, анонимных кабинетах обследования и целесообразности такого обследования при переходе от половой жизни «вообще» к жизни с постоянным партнером — для охраны себя, партнера, будущего потомства. В период подростково-юношеской гиперсексуальности такая информация необходима ничуть не меньше, если не больше, чем во взрослом возрасте. Пропаганда барьерных контрацептивов (презервативов) не должна отодвигать на задний план проблемы нравственной регуляции поведения, упорядоченности сексуальной жизни, ответственности.

Профилактика алкоголизации, наркотизации, курения. Ей посвящена широко доступная воспитателям литература, что позволяет остановиться лишь на некоторых моментах. Прежде всего необходимо учитывать, что человек запоминает 2% слышанного, 50% виденного и около 90% того, что он делает. Это приводит к необходимости оптимального соотнесения методических средств пропаганды, которые не могут ограничиваться только «лекционным» методом, а требуют использования визуальных пособий, дискуссионных приемов, игровых методик. Такая работа «широким фронтом» должна вестись последовательно и преемственно начиная с раннего возраста. Ее задача — не только убедить во вредности любых форм наркотизации, но и привить подрастающему поколению навыки активного противостояния. Представляется, что антинаркотическая пропаганда должна проводиться в процессе преподавания всех предметов. На уроках химии и биологии это можно делать во время лабораторных опытов, на уроках математики к услугам преподавателя содержание задач (мне пришлось видеть некоторых взрослых людей, впервые в жизни решивших несложную арифметическую задачу и получивших «в ответе» ошеломляющую сумму, потраченную ими на табак и намного превышающую стоимость автомобиля, на который всю жизнь «не было денег»; почему бы не определять в таких задачах длительность жизни курящего и некурящего, вероятность болезненности детей наркомана и алкоголика в сравнении с детьми «трезвых» людей и т. д.?). Литература, история и даже география, казалось бы далекая от этих проблем, открывают не меньшие возможности.

Пропаганда должна быть соотнесена с возрастными возможностями и особенностями восприятия. На 15-летнего подростка, полагающего, что, когда ему будет столько же лет, сколько его 37-летнему отцу, «ему уже тоже ничего не нужно будет», сведения о том, что наркоманы вместо 70 лет умирают в 35, не производят никакого впечатления.

«Омоложение» и «феминизация» всех форм наркотического поведения требуют адресования пропаганды не только мужскому, но и женскому полу, особенно с учетом того, что девушки, которые сами не наркотизируются, могут выступать в роли вольных или невольных подстрекателей юношей. Требует постоянного развенчания молодежный миф о наркотизации как знаке самостоятельности, взрослости, мужественности и др. При этом методически гораздо более успешна культивация моды на свободный от любых форм химической зависимости образ жизни, чем односторонние осуждения того, «что дурно». Тут приобретают важное значение термины. Ни один подросток не скажет себе, что он «алкоголик» или «наркоман». Поэтому информация, использующая эти термины, очень легко отчуждается от личности. Термины же «саморазрушительное поведение», «средства, вызывающие химическую зависимость» эмоционально нейтральны и заставляют подростка задуматься. Они обращаются к личности, не осуждая ее заранее.

В работе со старшими подростками важно и нужно показать необоснованность широко бытующего мнения о положительной связи наркотизации (особенно алкоголизации) с сексуальной потенцией. Утверждение, что алкоголизация ведет к уродствам и повышению болезненности детей, может не восприниматься — уродства бывают не у всех, и не все проявления болезни очевидны для неспециалистов. Но утверждение, что у пьющих (употребляющих наркотики или токсические вещества, курящих) дети во столько-то раз чаще умирают, болеют теми-то и теми-то болезнями, плохо справляются с учебой, плохо приспосабливаются к жизни в обществе и т. д., помогает оценить меру риска применительно к себе. Число, например, импотентов среди пьющих, а тем более употребляющих наркотики во много раз выше, чем среди людей, свободных от химической зависимости.

Антинаркотическая пропаганда не должна превращаться в рекламу. Рассказ о том, что некоторые «нехорошие люди» делают то-то и то-то, что «вредно для здоровья», испытывая при этом такие-то и такие-то интригующие переживания, подталкивает к пробе, а не отвращает от нее. Один пятиклассник на мой вопрос о том, что он узнал нового из проводившейся в школе лекции, ответил: «Что можно нюхать не только клей «Момент», но и бензин — это тоже интересно».

Наконец, антинаркотическая пропаганда становится по-настоящему эффективной только тогда, когда она является составной частью борьбы за трезвый образ жизни. В этом плане педагога может заинтересовать соответствующий подход, складывающийся в последнее время. С точки зрения этого подхода, который глубоко обоснован психологическими, социально-психологическими и педагогическими исследованиями, антинаркотическая пропаганда мало- или не эффективна, если она не сопровождается созданием условий для альтернативного (свободного от зависимости) поведения. Там, где нет условий для социально поощряемых форм досуга и самореализации детей и подростков, любая пропаганда чаще всего окажется только словом. В этом плане очень своевременно напоминание С. Н. Шевердина о том, что не только общество таково, какова школа, но и школа такова, каково общество. Будет ли эта связь «порочным кругом» или, наоборот, откроет новые пути к трезвому образу жизни — в немалой мере зависит от того, как построено взаимодействие широкого круга воспитателей: выступают ли они, пусть даже с очень верными словами, каждый от себя или переходят от слов к взаимодействию в общем деле.

Другие аспекты пропаганды и формирования здорового образа жизни также тесно связаны с половым воспитанием и подготовкой к ответственному супружеству и родительству. Обсуждение сексуального поведения и здоровья (своего и потомства) прямо приводит к изменению взгляда на режим питания, двигательной активности и т. д. Благодаря таким обсуждениям здоровье начинает восприниматься как непременное условие успеха всех сторон жизни, требующее от человека определенного внимания и усилий. Как и в других областях, здесь крайне важно единство «слова и дела» — обучения и научения. При одном уроке физкультуры в неделю, на котором класс вяло помахивает руками, при недостаточной гигиене и культуре питания в школьной столовой и т. д. коэффициент полезного действия слова будет ничтожен.

 

* * *

 

Создание системы полового воспитания проходит первые свои этапы. Требуется и серьезный культурологический и социолого-демографический анализ половой социализации, и углубление наших знаний о путях полового воспитания, и разработка его новых средств и методов. Но это не должно пугать: прокладывать дороги всегда тяжело. О наличии системы полового воспитания можно будет по-настоящему говорить лишь тогда, когда данная система органически растворится в повседневной жизни и станет ее неотъемлемой частью и когда в необходимости полового воспитания никого уже не нужно будет убеждать. Важнейшим фактором, приближающим это время, являются заинтересованность воспитателей и их творческий подход к решению новых педагогических задач. Потому что, если не ты, не он, не я — не МЫ, то кто же?!

 

 

Вместо заключения

 

 

«А когда так много и долго объясняют, это, по-моему, значит, что люди сами не все поняли. Так что и вы не огорчайтесь, если тоже не сразу все поймете. Ведь всегда можно перечитать непонятное место еще разок, правда?»

Л. КЭРРОЛ.

«Приключения Алисы в стране чудес».

(перевод Б. ЗАХОДЕРА)

 

P. S. Книга писалась два года назад. За время её подготовки к изданию многое в нашей стране — в том числе и в отношении к сексологии — изменилось. Отходят в прошлое массированные атаки на неё как на воплощение политического или национального врага. Стала выходить ранее малодоступная или знакомая широкому читателю лишь по погромной критике литература. Одновременно из-за дурно понятых гласности и свободы рынок наводнился разного рода доморощенными изданиями, бьющими рекорды самой низкопробной порнографии. Мне приходится много ездить по стране. Не раз и не два видел я в аэропортах и на вокзалах 14—15-летних мальчишек, торгующих с лотка этой, с позволения сказать, «литературой». Даже массовая печать и телевидение далеко не всегда различают эротику и сальность, откровенность и пошлость, эстетику тела и физиологическую натуралистичность, обнажённость и оголённость. Это — неизбежная, но, хочется думать, временная плата за десятилетия умолчания и лжи, диктовавшихся страхом перед живым человеком — страстным, любящим, страдающим и совершающим жизненные выборы не по указке «сверху», о по собственным, неподвластным тоталитарной машине, побуждениям и разумениям. Но как бы то ни было, плата эта ещё раз напоминает о том, что если проблема пола в ее цивилизованном виде и впредь будет изгоняться «за порог» человеческого бытия, то она будет проникать «в окно» в самом низкопробном и непотребном обличье. Какой она предстанет перед нашими детьми, будет ли она обогащать и развивать или, наоборот, грабить или погружать в грязь их личность и жизнь — зависит от нас.

 

В. КАГАН

 

Словарь терминов

 

Адаптация — процесс приспособления, привыкания к новым условиям существования.

Адаптационный образ Я — личностно-средовое образование, включающее набор личностных и ролевых характеристик, ориентированных на повышение самоуважения и социального одобрения со стороны среды (см. также Образ Я и Я-концепция ).

Акселерация — ускорение развития.

Андрогены — мужские половые гормоны.

Андрогиния — сочетание у индивида женских и мужских свойств; психологическая андрогиния — сочетание выраженных личностных проявлений одновременно маскулинности и фемининности.

Аутоэротизм — направленность сексуального влечения на самого себя; синоним — нарциссизм (от имени Нарцисса, влюбившегося в свое отражение).

Аффектация — необычное, искусственное возбуждение.

Бипотенциальность — сочетание двух противоположных потенций развития.

Бисексуальность — сексуальное влечение к людям и мужского, и женского пола; синоним — амбисексуальность .

Вербальный — словесный.

Витальный — буквально жизненный; относящийся к явлениям, связанным с жизнью и выживанием организма.

Гениталии — половые органы.

Генотип — совокупность наследственных задатков особи.

Гермафродитизм — врожденная двойственность репродуктивных органов, когда по строению гениталий нельзя однозначно определить пол.

Гетеро- или гомосексуальность — предпочтение сексуальных отношений с людьми противоположного или своего пола.

Гетеро- или гомосоциальность — предпочтение общения с людьми противоположного или своего пола.

Гетеро- или гомофилия — лишенная эротической окраски ориентация на эмоциональные, доверительные отношения с людьми противоположного или своего пола.

Гетеро- или гомоэротизм — эротическая, не обязательно приводящая к сексуальной близости ориентация на лиц противоположного или своего пола.

Гинекологический возраст — исчисляется от срока начала менструаций (менархе).

Гиперсексуальность — повышение сексуального влечения; пубертатная гиперсексуальность (подростково-юношеская) — свойственная этому возрасту повышенная сексуальная возбудимость, проявляющаяся в выраженности и напряженности сексуального влечения, психической фиксации на сексуально-эротических переживаниях.

Гипоталамус — высший подкорковый центр вегетативной нервной системы, расположенный в промежуточном мозге, регулирующий деятельность желез внутренней секреции и осуществляющий взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Гипофиз — являющаяся придатком мозга железа внутренней секреции, гормоны которой регулируют функции других желез, в том числе и гонад.

Гонады — половые железы.

Гонадный пол — определяется по строению половых желез.

Гормональный пол — определяется по секретируемым гонадами гормонам.

Гражданский пол — официально регистрируемый пол, устанавливаемый по строению наружных половых органов при рождении; синонимы — акушерский, аскриптивный, конвенциональный, паспортный пол.

Двойной стандарт — различные для мужчин и женщин нормы поведения, обоснованные представлением о «природном» происхождении социального неравноправия полов.

Девиантный — отклоняющийся от принятых норм.

Делинквентность — склонность к совершению правонарушений.

Депривация — лишение, недостаточность; материнская депривация — отсутствие или недостаточность материнского ухода; эмоциональная депривация — недостаточность адресованных субъекту эмоций, эмоциональных связей.

Десенсибилизация — уменьшение или устранение повышенной чувствительности организма.

Детерминанта — обусловливающий явление фактор.

Дефлорация — разрыв девственной плевы.

Диапазон приемлемости ласк — индивидуальный набор форм сексуального поведения (собственного и партнера), который не вызывает у человека негативных реакций.

Диморфизм — две разные формы одного и того же явления (см. Половой диморфизм ).

Дисгармония сексуальная — нарушения сексуального взаимодействия, связанные с различными аспектами отношений партнеров, сексуального общения.

Дисморфофобия — навязчивый страх наличия тех или иных телесных дефектов, уродливости.

Дистресс — эмоциональный негативный стресс.

Дихотомия — деление целого на две части.

Доминантность — властность, способность и склонность занимать господствующее положение.

Идентичность — осознаваемое единство и преемственность телесных и психических процессов, переживание постоянства своего физического и психического Я, тождественности самому себе; в основе ее формирования и развития лежат механизмы идентификации — эмоционально-когнитивного отождествления себя с другими — людьми, группами, образцами. В целостной идентичности выделяется ряд содержательно-специфических аспектов (см. Половая идентичность ).

Изомерность — термин используется для обозначения преобладания показателя маскулинности или фемининности в структуре различных уровней половой идентичности.

Импотенция — неспособность мужчины совершить половой акт или обеспечить удовлетворение обоим партнерам; обусловливается разными причинами. Сфера применения этого термина все больше сужается, так как многие описываемые им явления в действительности относятся к дисгармониям: импотенция, по определению А. И. Белкина, — это болезнь двоих.

Инвектива — бранная, оскорбительная речь (выражение).

Индивид — человек как единичное природное существо; прилагательное — индивидный .

Индивидуальность — характеристика человека с точки зрения его социально значимой неповторимости, уникальности; прилагательное — индивидуальный .

Инициация — обряд посвящения, вводящий человека в группу (разряд) людей с определенными социальными функциями и системой взглядов; в книге — обряд посвящения во взрослые мужчины (женщины).

Инструментальность — ориентация во взаимодействии с кем- то или чем-то на достижение определенных целей определенными средствами; противоположное понятие — экспрессивность .

Интериоризация (интернализация) — перенесение вовнутрь; усвоение и присвоение, превращение той или иной информации во внутренние побуждения, установки, мотивы.

Интероцепция — восприятие импульсов от внутренних органов; прилагательное — интероцептивный .

Интимность — глубокая личная значимость, сокровенность; производные термины — чувство интимности, психологическая интимность, интимность общения .

Когнитивный — познавательный.

Конвенциональный — условный, принятый, соответствующий традициям и культурным нормам.

Континуальный — сплошной, непрерывный, отражающий свойство неразрывности процессов и явлений с плавными качественными переходами между полярными признаками.

Конформность — психологическое свойство пассивного, некритического следования чужим мнениям, образцам поведения; стремление «быть как все».

Конфронтация — противопоставление, противоборство.

Копуляция — соединение двух особей при половом акте.

Ласки предварительные и заключительные — прелюдия и финал полового акта, обеспечивающие психологическую и телесную готовность к нему и полное сексуальное удовлетворение; синоним — любовная игра .

Латентный — скрытый, внешне не проявляющийся.

Либидо — в узком смысле слова означает половое влечение.

Лонгитюд (лонгитюдный метод) — исследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени в отличие от метода возрастных срезов.

Мазохизм — 1) сексуально-эротическое удовлетворение при физических или моральных страданиях, причиняемых сексуальным партнером; 2) свойство личности, обладатели которого находят душевное удовлетворение в плохом, унижающем отношении к себе других людей.

Маскулинность — совокупность признаков, отличающих мужчину от женщины; в книге используется в основном для обозначения психологических свойств.

Мастурбация — достижение сексуального удовлетворения путем самораздражения гениталий и других эрогенных зон; синонимы — онанизм, ипсация, рукоблудие (устаревший термин).

Матримониальный — брачный, относящийся к браку.

Медианный — срединный; в статистике — величина признака, которая разделяет наблюдаемую группу на две равные части с меньшим и большим значением признака.

Менархе — первая менструация.

Морфологический — относящийся к внешнему виду и строению тела.

Мужской шовинизм — тип мировоззрения, приписывающий всему мужскому значение высшего, избранного, совершенного.

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Негативизм — контрвнушаемость, сопротивление влиянию других людей; активный негативизм — выполнение действий, противоположных ожиданиям и требованиям, пассивный — невыполнение ожидаемого и требуемого.

Нейротизм — личностный фактор, определяемый психологической нестабильностью, склонностью к психической напряженности, стрессовым и невротическим реакциям.

Номинативный — служащий для называния, обозначения.

Нормативность — личностная установка на следование социальным нормам.

Нуклеарная семья — семья, состоящая только из родителей и их детей.

Образ Я — восприятие себя, представление о себе.

Овуляция — выход яйцеклетки из яичника в полость тела.

Онанизм — Мастурбация .

Онтогенез — индивидуальное развитие от момента зачатия до конца жизни.

Оргазм — высшая степень наслаждения, испытываемого в момент завершения сексуального взаимодействия или других форм реализации сексуального влечения.

Ортогональный — буквально образующий прямой угол; два самостоятельных измерения, задающих систему координат.

Пансексуализм — сведение всех эмоциональных реакций, переживаний, мотивов поведения к сексуальной основе.

Паспортный пол —см. Гражданский пол .

Пермиссивиость — терпимость.

Петтинг — сексуальное взаимодействие, исключающее непосредственное глубокое соприкосновение половых органов.

Пол — комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину, мальчика или девочку.

Поллюция — непроизвольное и не связанное с половым актом семяизвержение; может наступать в бодрствующем состоянии и во сне, представляя собой нормальную, физиологическую реакцию на широкий (от внезапных эмоций до эротического фантазирования) круг влияний.

Половая гомогенизация — этап полоролевого формирования, характеризующийся подчеркнутой ориентацией на людей своего пола в общении, манере поведения, предпочитаемой деятельности и ее стиле. См. Половая сегрегация .

Половая дифференциация — процесс и результат формирования пола. См. Пол .

Половая дифференцировка — морфофункциональный аспект половой дифференциации.

Половая идентичность — переживание своей соотнесенности с характеристиками пола.

Половая роль — модель социального поведения, комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресуемых обществом людям мужского или женского пола.

Половая сегрегация — дискриминация одного пола представителями другого; в детской психологии — этап развития, на котором гетеросоциальность и гетерофилия встречают противодействие и осуждение сверстников.

Половая социализация — процесс вхождения человека в систему культурных норм поведения и взаимоотношений мужчин и женщин.

Половое влечение — стремление к сексуальной активности, выраженность и направленность которого определяются системой биологических факторов и формированием условнорефлекторных комплексов под влиянием индивидуального опыта.

Половое воспитание — система планируемых, обеспеченных средствами, методами и исполнителями мер формирования личности мужчины (мальчика) и женщины (девочки).

Половое просвещение — предоставление знаний о поле и сексуальности.

Половое сознание — система знаний, личностных смыслов и значений, которые формулируют и формируют переживание и мотивацию своего бытия человеком как представителем пола.

Половой диморфизм — различие форм и признаков мужского и женского.

Половой дипсихизм — специфический аспект полового диморфизма, описывающий психические различия мужчин и женщин.

Половой символизм — система образов, в которых культура воплощает свойственные ей представления о половых различиях и сексуальном поведении.

Порнография — вульгарно-натуралистическое изображение полового акта различными средствами, имеющее единственной целью сексуальное возбуждение и обращающееся к инстинктивно-инструментальным аспектам сексуального поведения.

poisk-ru.ru

Пропаганда здорового образа жизни

                           

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей—задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2—3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ

Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный

Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман — это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя — из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.  

infourok.ru

Реферат - Пропаганда здорового образа жизни

Пропаганда здорового образа жизни

Сегодня россияне живут на 14 лет меньше, чем жители западной Европы, смертность в России превышает европейские показатели в 1,6 раза, причем 30% умерших – люди трудоспособного возраста. Никакие сверхновые технологии не помогут человеку, если он сам не позаботится о своем здоровье, которое на 50-60% определяется образом жизни. Прекращение курения, поддержание нормального артериального давления, ограничение потребления алкоголя, регулярные физические упражнения, своевременные профилактические осмотры и прививки от инфекционных болезней – вот главные «секреты» сохранения здоровья. Люди, пренебрегающие здоровым образом жизни, живут в среднем на 15 лет меньше, чем могли бы прожить. 

На протяжении нескольких лет в округе Муром проводятся межведомственные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ) среди населения.

Основы по привитию навыков здорового образа жизни закладываются в детском и подростковом возрасте. Поэтому медицинские работники пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков уделяют особое внимание, осуществляют целенаправленное просвещение детей, их родителей, педагогов.

В пропаганде медицинских знаний используются традиционные методы – это лекции, беседы, круглые столы, дискуссии, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, организуются семинары, конференции по вопросам профилактики различных заболеваний.

Выпускается информационный материал, выпущенный по новым технологиям, имеющим более привлекательный вид в виде брошюр, памяток, буклетов, санитарных бюллетеней, стендов.В последнее время идет активный поиск донесения информации до детей и подростков: созданы интернет-сайты в ЛПУ, где размещаются информационные материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни. По местному телевидению транслируются передачи, пропагандирующие вред курения, злоупотребления алкоголем, опасность заражения ВИЧ-инфекцией.

Ежегодно в апреле наш округ участвует в проведении Всемирного Дня здоровья. В рамках «Единого Дня Здоровья» в школах медиками проводятся общешкольные линейки, посвященные Единому Дню Здоровья, а также классные часы на тему «Здоровый образ жизни». Основная тематика: «Скажи нет наркотикам», «Я выбираю жизнь», «Научись себя беречь», «Мифы и правда об алкоголе», «Приятного аппетита», «Правила гигиены», «Инфекционные заболевания и их профилактика», «Что делает человека здоровым и счастливым» и другие.

Пропаганда здорового образа жизни проводится в виде приобщения к физической культуре. Для учащихся младших классов организуются «Веселые переменки», «веселые старты», конкурс на лучшую физзарядку. Для учащихся старших классов проводятся спортивные праздники, игры «Путешествие на поезде здоровья», экскурсии на природу, прогулки в парк с игровой программой.Ежегодно Управлением здравоохранения администрации округа Муром организуются тематические месячники по пропаганде здорового образа жизни.

Во время месячника медицинскими работниками проводятся занятия с подростками в школах, СПТУ, институтах, техникуме по пропаганде ЗОЖ. Организованы выступления в СМИ на темы пропаганды ЗОЖ, профилактики инфекций, передающихся половым путем, заразных кожных заболеваний, туберкулеза, наркомании, курения.

Ежегодно в рамках поддержки здорового образа жизни Управлением здравоохранения организуется проведение Спартакиады среди медицинских работников. С каждым годом количество команд увеличивается. Молодежь здравоохранения подает пример правильного отношения к здоровью, приобщает к здоровому образу жизни. Добрые традиции соперничества помогают не только в спортивных состязаниях, но и в профессиональном становлении, дают возможность сплотить коллективы, на практике реализовать потенциал каждого.

www.ronl.ru

Пропаганда здорового образа жизни. Рисунки на тему: «Здоровый образ жизни»

Образование 21 января 2015

В последние годы проблема здорового образа жизни стала не такой острой, чем если говорить о приснопамятных 90-х годах, но она все еще сохраняется. Под «здоровым» в данном случае мы понимаем образ жизни, основанный не только на превалирующей роли спорта и физкультурно-оздоровительных мероприятий, но и на определенной нравственной составляющей (о чем нередко забывают преподаватели, к сожалению).

пропаганда здорового образа жизниПроще говоря, пропаганда здорового образа жизни в школах должна вестись с упором на рационально организованный, защищающий от негативных воздействий среды, во всех ее проявлениях, уклад жизни. Он позволяет сохранить не только физическое, но и умственное здоровье до глубокой старости. Следует донести до учащихся простую мысль о том, что соблюдение базовых принципов этой методики позволит им сохранить повышенное качество жизни на всем ее протяжении.

Основные проблемы

Мы не случайно делаем упор именно на нравственность. Дело в том, что понижение социальной культуры ведет не только к масштабному росту совершенно диких преступлений в подростковой среде, но и к увеличению количества таких заболеваний (цирроз печени, гепатит, эмфизема легких), которые в прошлые годы регистрировались преимущественно только лишь в совершенно асоциальных слоях общества.

В принципе, сегодня в СМИ широко распространена реклама здорового образа жизни, но стопроцентного эффекта она не дает, так как последствия последних 10-15 лет будут сказываться еще очень и очень долго.

К сожалению, увлечение молодежи наркотическими препаратами достигло совершено недопустимых значений. Недавняя вспышка употребления так называемых «спайсов» - тому яркий пример. Незаконченное образование и полное разрушение жизни индивида задолго до его физиологического и физического расцвета – всего лишь печальные следствия всего этого. Не следует забывать и о легких спиртных напитках.

Медики уже давно доказали, что вред от пива, алкогольных коктейлей и энергетиков зачастую превышает таковой от крепкого алкоголя на порядок. Меж тем в обществе распространено снисходительное отношение к этой проблеме, что совершенно недопустимо и подлежит полному искоренению. Подростки должны четко осознавать, что алкоголь – мощный наркотик, яд. Употребление его в столь юном возрасте ведет к полной деградации личности, упадку здоровья и преждевременной смерти.

Общие принципы

Родители и педагоги нередко спрашивают о том, с какого же возраста должна начинаться пропаганда здорового образа жизни? Мировой и советский еще опыт однозначно говорит о том, что все закладывается еще на этапе зачатия будущего члена общества, но тут уж все зависит от родителей. Что же касается самих детей, то первые понятия должны закладываться еще в возрасте двух-трех лет.

Процесс этот должен идти всю жизнь. Нет предела человеческому самосовершенствованию, но фундамент адекватной, здоровой личности должен закладываться исключительно в детстве и юношеском возрасте.

Видео по теме

Удручающая ситуация

 пропаганда здорового образа жизни в школеВ последние годы все чаще случается так, что дети не могут самостоятельно справиться даже с обычными школьными проблемами, у них постоянно проявляются такие формы неврозов, которые ранее диагностировались исключительно у зрелых людей, на протяжении многих лет работавших в сложной среде. Не умея выражать свои чувства, не желая справляться с проблемами естественным путем, подростки все чаще начинают «топить горести» в алкоголе или, что еще хуже, принимают для этой цели наркотические препараты.

Нередки случаи, когда на учете в наркологических диспансерах находятся дети в возрасте до десяти лет. Все это должен на корню пресекать именно здоровый образ жизни. Тема эта чрезвычайно злободневная, а потому стоит разобраться в первопричинах, истоках проблемы.

Почему так происходит?

Увы, но по какой-то причине младший школьный возраст даже в среде специалистов проблемным не считается. Отчего же мы с удивлением вопрошаем о том, откуда берутся ожесточенные, озлобленные и сломанные психически подростки? Ведь все закладывается как раз-таки в этом «беспроблемном» периоде! Таким образом, понятие «здоровый образ жизни дошкольника» должно включать в себя не только физические нагрузки, но и воспитательные (но не нравоучительные!) беседы, проводимые в легкой игровой форме.

Успешность ребенка в последующей жизни зависит именно от этого времени. Причем под «успешностью» мы понимаем не психологию безудержного потребления, которая столь популярна в последние годы, а воспитание разумной, образованной и здоровой во всех смыслах личности. Личности, которая сможет стать полноценным участником общественных отношений и создать нормальную, прочную семью.

Вот что должна делать пропаганда здорового образа жизни. Картинки в учебниках ЗОЖ редко воспринимаются серьезно, так что учитель должен донести до ребят всю важность правильного питания, физического и духовного развития.

физические нагрузки Следует четко помнить, что в младшем школьном возрасте ребенок особенно восприимчив ко всем негативным проявлениям внешней среды, именно в это время дети нередко получают глубокие психические травмы, которые впоследствии отравляют всю их жизнь. Они буквально впитывают всю получаемую информацию, как губки, но никакой фильтрации их психика вести еще не способна. В этом возрасте дети чрезвычайно восприимчивы ко всему, что только говорят им взрослые.

Основная профилактическая работа

Словом, пропаганда здорового образа жизни должна активно вестись, начиная с самых младших классов начальной школы. Дети не должны допускать даже мысли о том, чтобы попробовать алкоголь, наркотики или закурить первую сигарету. Младшему поколению в этот период интересна любая информация, которую они чрезвычайно быстро воспринимают. Важно! Процесс воспитательной работы ни в коем случае не должен быть надоедливым. Обучение подобным вещам не должно являться сухой бюрократической процедурой, выполняемой «для галочки».

Следует знать, что рассказы о тех же наркотиках нужно вести, донося только лишь сведения о том пагубном воздействии, которое они оказывают на психическое и физическое здоровье человека. Детям совершенно необязательно знать о способах их изготовления, местах произрастания наркотических растений и прочем. «Запретный плод сладок», а потому такая информация вполне может спровоцировать их на употребление такого рода препаратов.

Ни в коем случае нельзя запугивать ребенка или угрожать ему, рассказывая о вреде асоциального образа жизни. Подросткам свойственно пренебрежение нормами безопасности, а потому им нужно понимать о действительно необратимом вреде наркотиков и алкоголя. Эти психологические аспекты юношеского возраста обязательно должна учитывать действительно эффективная пропаганда здорового образа жизни в школе.

Основные принципы донесения важной информации

 здоровый образ жизни дошкольникаНужно говорить о том, что наркомания и токсикомания совершенно непредсказуемы, о том, что привыкание развивается сразу, без всякого «пробного периода». Нужно говорить не об абстрактных физиологических проблемах, которые подростки зачастую попросту не воспринимают, а о конкретном влиянии наркотических и токсических веществ на мозг человека.

Не следует забывать рассказывать о том, что прием всех этих препаратов очень скоро превращает любого в безвольный овощ, который не способен даже к самостоятельному удовлетворению собственных основных физиологических потребностей. Молодые и здоровые люди очень боятся стать беспомощными инвалидами, так что такой пример будет куда действеннее простого и бездумного запугивания.

Социальные аспекты

Вообще, пропаганда здорового образа жизни должна учитывать современные модные веяния. Расскажите, что прием наркотических препаратов и алкоголя быстро не оставит ничего от сил и здоровья юношей, от красоты девушек. Нужно подчеркнуть, что наркоман – это всего лишь пустая оболочка бывшего человека, робот, управляемый неконтролируемой им страстью. Раскрывая же тематику пьянства, следует приводить живые жизненные примеры того, как молодые, успешные и здоровые в прошлом люди заканчивали свою жизнь потухшими, утратившими интерес ко всему, кроме очередной бутылки, «обмылками».

При этом ни в коем случае не стоит акцентировать внимание на каких-то личных проблемах учащихся, происходящих из семей, где один или оба родителя страдают/страдали от алкоголизма. Это не только очень ранит детей, но и делает их объектами насмешек сверстников.

Нужно убеждать подростков в том, что безысходных ситуаций нет, а уходить от проблем, вкалывая себе наркотики или напиваясь - глупо. Задача учителя состоит в том, чтобы воспитать из «ветреных» подростков социально активных людей, которым небезразличны чужие проблемы.

Дошкольный период

А на чем должен быть основан здоровый образ жизни дошкольника? Как мы уже неоднократно подчеркивали, в этот период закладываются все основы для дальнейшей жизни человека. Основные задачи в это время достаточно просты, но в то же время чрезвычайно важны:

  • Во-первых, следует приучать детей к размеренному, продуманному распорядку дня.
  • Во-вторых, им нужно прививать любовь к занятиям на свежем воздухе, к активным играм. Точнее, сохранять заинтересованность в этом, так как с играми у детей обычно все в порядке.
  • В-третьих, дошколят нужно приучать к восприятию красивого, прекрасного. Следует демонстрировать репродукции художников, которые наглядно показывают красоту, гармонию здорового и сильного человека.
  • В-четвертых, необходимо регулярно рассказывать о сильных, мужественных и целеустремленных людях, которые, даже имея какие-то физические недостатки, стремились всегда вести здоровый образ жизни.

Основная профилактическая работа в школах

рисунки здоровый образ жизниВсе вышесказанное особенно важно именно в свете нынешних реалий. Многие педагоги перекладывают воспитательную функцию исключительно на родителей, общая пропаганда здорового образа жизни в школе ими практически не проводится. В общем-то, частично они правы, но большинство людей сейчас сутками заняты на работе, так что времени и сил у них банально не остается.

Кроме того, многие родители попросту не обладают достаточным образовательным уровнем, у них нет педагогических задатков. Из-за этого нередко оказывается так, что подростки из вполне благополучных, обеспеченных семей чувствуют себя одинокими и обделенными, отчего и начинаются проблемы. На исправление в том числе и этой проблемы должна быть направлена пропаганда здорового образа жизни. Программа агитации в чем-то разнится для каждого образовательного учреждения в частности, но общие ее положения едины для всех.

Основные направления работы в школах, дошкольных учреждениях

Общая работа в образовательных учреждениях должна быть направлена на достижение следующих результатов:

  • Снижение спроса в подростковой среде на получение рискованных удовольствий, развитие отторжения этих понятий в принципе.
  • Снижение и ликвидацию заболеваемости наркоманией и алкоголизмом.
  • Улучшение общей социальной среды.

Справиться со всеми этими задачами помогает возрождение нравственных устоев общества, поднятие престижа занятий спортом.

Проведение внеклассных физических мероприятий

Начинать следует еще с младших классов. Отличным способом повышения престижа занятий спортом может стать внеклассное мероприятие «Здоровый образ жизни». В его рамках необходимо показать детям, какие преимущества имеет поддержание своего тела в форме. Как же лучше этого сделать? Разумеется, в форме игрового, веселого внеклассного занятия.

внеклассное мероприятие здоровый образ жизниПроще всего донести до ребят мысль о важности спорта, рассказав им об истории Олимпийских игр. Это тем проще сделать, что совсем недавно в нашей стране проводилось это важнейшее в мировой спортивной жизни мероприятие. Какой же придумать сценарий? Пропаганда здорового образа жизни должна включать в себя следующие этапы:

  • Ведущий рассказывает о Древней Греции.
  • В доступной и интересной форме рассказывает, как и где проводились первые Игры.
  • Затем следует сделать краткий экскурс в историю этого события, с древнейших времен и по сей день.
  • После этого нужно провести ряд игровых конкурсов с наградами.
  • Заключительная речь о важности здорового образа жизни.

Вот так может быть проведено внеклассное мероприятие «Здоровый образ жизни». Это наверняка заинтересует детей.

Важность спорта, физической культуры

Что же касается спорта. Многие преподаватели «старой закалки» зачастую не думают о том, что физические нагрузки должны быть нормированы не только в зависимости от возраста и учебной программы, но и с учетом физического развития каждого ученика. Нередко можно наблюдать печальную ситуацию, когда группа учеников начинает искренне ненавидеть уроки физической культуры только из-за того, что учителя совершенно не делают скидок на их общее состояние.

Задача преподавателя – заинтересовать каждого (!) учащегося спортом. Важно дать понять ученикам, что спорт – это не постоянный бег, не борьба на износ с собственным организмом. Физкультура должна быть радостным, интересным занятием, а физические нагрузки нужно нормировать так, чтобы способствовать гармоничному развитию тела. Если кто-то не справляется с единовременными нагрузками, их следует снижать, разносить по времени.

Прочие важные мероприятия

Не следует делать упор исключительно на разъяснительную работу. Время от времени стоит проверять, как ребята усвоили рассказанный материал. Для этой цели прекрасно подойдут рисунки «Здоровый образ жизни». Как и в случае с внеклассным мероприятием, вполне можно провести общешкольный конкурс работ от всех учащихся. Как заведено, победители должны получить какое-нибудь вознаграждение, что будет их стимулировать.

Каким общим требованиям должны соответствовать эти рисунки? Здоровый образ жизни – понятие далеко не абстрактное, а потому ребята должны изобразить в своих работах, что нужно делать, что необходимо есть для того, чтобы оставаться бодрым, энергичным и полным сил до поздней старости. Нужно подать им идею сравнения людей, которые занимаются и не занимаются спортом.

Таким образом, комплексный проект «Пропаганда здорового образа жизни», в состав которого входит как конкурс рисунков, так и внеклассное мероприятие спортивного характера, поможет детям лично высказаться о своем отношении к правильному образу жизни, что лучше закрепит в их памяти все важные сведения об этом понятии.

Выводы

сценарий пропаганда здорового образа жизниСледует заметить, что в нынешнее время все вышеперечисленное более-менее активно выполняется во многих школах и прочих образовательных учреждениях по всей стране. И положительный эффект уже есть. Среди молодежи резко снизилась «мода» на употребление табака, алкоголя, начинает вновь возрастать роль спорта в жизни общества. К наркоманам в большинстве случаев отношение сугубо снисходительное, многие прекрасно понимают последствия этого недуга. Но снижать интенсивность работы еще очень рано, так как проблема остается весьма актуальной.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Стафилококковый токсикоз: описание, возможные причины и особенности леченияЗдоровье Стафилококковый токсикоз: описание, возможные причины и особенности лечения

Стафилококки являются теми микроорганизмами, что широко распространены в природе. Они обитают в воздухе, воде, на кожных покровах, а также внутри организма человека и животных. Некоторые штаммы этих микробов провоциру...

Глава Церкви: как избирается, обязанностиДуховное развитие Глава Церкви: как избирается, обязанности

У православных христиан считается, что единый глава Церкви – это Иисус Христос. Это положение основано на сведениях из Священного Писания. Первый после Сына Божия по чину епископ в поместной церкви, как правило,...

Полуострова Австралии: Кейп-Йорк, Вильсонс-Промонтори, Перон, ЭйрОбразование Полуострова Австралии: Кейп-Йорк, Вильсонс-Промонтори, Перон, Эйр

Австралия – самый маленький материк. Его площадь почти в два раза меньше, чем у Антарктиды. Он полностью расположен в Южном полушарии и является одним из наиболее удаленных мест на Земле. У Австралии много уника...

Проект на тему Образование Проект на тему "Здоровый образ жизни". Условия здорового образа жизни

Итак, сегодня мы научимся делать проект на тему "Здоровый образ жизни". Данная тема излюблена и в школах, и в детских садах. Более того, она является крайне важной. Ведь вести здоровый образ жизни нужно всем и каждому...

Сочинение на тему Образование Сочинение на тему "Здоровый образ жизни" в 4 классе. Рекомендации учителю

Надо ли с детского возраста заботиться о своем здоровье и что для этого нужно делать? Какие рекомендации врачей и физические упражнения выполнять? Сочинение на тему «Здоровый образ жизни» как раз и призван...

Анализ стихотворения Искусство и развлечения Анализ стихотворения "В дороге" (Некрасов). Тема стихотворения "В дороге"

В своем творчестве известный поэт Николай Некрасов не раз обращался к проблемам и страданиям простого русского народа.

Как сделать простой рисунок на ногти в домашних условияхКрасота Как сделать простой рисунок на ногти в домашних условиях

Мир моды диктует свои правила. Касается это не только одежды, обуви или аксессуаров, но и маникюра. Не обязательно точно следовать канонам моды, чтобы быть в тренде всегда. Есть негласное правило – маникюр долже...

Гульнара Исламовна Каримова: биография, личная жизнь, политическая карьераНовости и общество Гульнара Исламовна Каримова: биография, личная жизнь, политическая карьера

В последнее десятилетие практически все страны Центральной Азии находятся под пристальным наблюдением европейской общественности. Государства, особенно те, которые располагаются в непосредственной близости к Афганиста...

Сочинение на тему «Мечта и ее роль в жизни человека»Образование Сочинение на тему «Мечта и ее роль в жизни человека»

Кто-то из известных людей однажды сказал: «Все, что существует в этом мире, раньше было обычными мечтами». И ведь действительно так, не существует человека, который не мечтает. Каждый житель планеты рисует...

Сочинение на тему Образование Сочинение на тему "Подвиг": есть ли ему место в нашей жизни?

Сочинение на тему "Подвиг человека" - это возможность найти ответы на такие вопросы, как: "что такое подвиг", "важно ли это понятие в жизни человека и актуально ли оно сегодня". Всегда ли есть место подвигу? На эти и ...

monateka.com

Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся и их родителей

страница 1 Лаптева Ольга Николаевна,

заместитель директора по основной деятельности

ГУО «Новосельский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа Белыничского района»

тел. 80223234191

Пропаганда здорового образа жизни

среди учащихся и их родителей.

Если нельзя вырастить ребенка,

чтобы он совсем не болел, то,

во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.

Н.М. Амосов.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности. Самое важное и ценное для человека – это его здоровье. Чтобы сохранить его, необходимо соблюдать множество правил: правильное питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек и т.д.

Проблеме здоровья сейчас уделяют большое внимание. Об этом говорится на всех уровнях, вплоть до Президента. Естественно, что возросло внимание и к здоровью учащихся. В школах продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, что приводит к нарушениям осанки, гиподинамии. Многие школьники предпочитают проводить свободное время у телевизоров и компьютеров. Тревогу вызывает рост числа юных курильщиков, массовое потребление пива, токсикомания, приобретающая всё более массовый характер.

Пропаганда здорового образа жизни – одно из важнейших направлений воспитательной работы педагогов нашей школы. Проанализировав воспитательные планы классных руководителей, можно сделать вывод, что еженедельно в каждом классе запланировано какое-либо мероприятие по пропаганде здорового образа жизни. Это беседы о вреде алкоголя и курения («Алкоголь и подросток», «Вся правда об алкоголе», «Курить или не курить?», «Безвредного табака не бывает» и др.), гостиные здоровья, круглые столы по профилактике наркомании («Стать зависимым легко» и др.).

Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей—задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2—3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

Государственное учреждение образования «Новосельский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа» находится в д. Новосёлки Белыничского района Могилёвской области. Школа сельская, небольшая. Некоторые учащиеся воспитываются в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем. В связи с этим, возрастает роль школы в формировании у учащихся навыков здорового образа жизни. В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию здорового образа жизни среди учащихся и их родителей.

Среди подходов и методов формирования здорового образа жизни в Новосельском УПКДССБШ большое распространение получил информационный подход. Он предполагает информирование школьников о наркотиках, алкоголе, вреде, который они оказывают на организм употребляющего их человека, пагубных последствиях приёма наркотиков и спиртного, курения на здоровье и социально-психологическое благополучие человека, возникновение проблем с получением образования, профессии, устройством на работу, достижением карьерного роста, созданием семьи и рождением детей и т.п. Перед педагогами была поставлена задача – находить убедительные, яркие, эмоциональные факты и доводы, показывающие пагубное влияние вредных привычек на здоровье и быт человека. Эта задача успешно осуществляется на уроках литературы, биологии, обществоведения, химии и других предметов, а также на классных и информационных часах («Жизнь без табака», «Искусство быть здоровым», «Наркотики – путь в бездну» и др.), в рамках внеклассных мероприятий.

Доброй традицией в нашей школе стали семейные спортивные праздники «Папа, мама, я – здоровая семья!». И дети, и взрослые с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях. Дети вместе со своими родителями соревнуются в различных видах спорта. Именно совместные занятия с родителями способствуют приобщению ребят к спорту.

Ведь, как известно, личным примером добиться желаемого результата в воспитании значительно легче. Именно поэтому классные руководители проводят лекции, беседы, конференции о вреде курения, алкоголя не только с детьми, но и их родителями.

Учащиеся нашей школы вместе со своими классными руководителями принимают постоянное участие в акциях «Мы – за здоровый образ жизни!», «Остановить СПИД – выполнить обещание», «Брось сигарету!» и др. Одно из любимых детьми мероприятие – это поход. Каждое лето классные руководители со своими классами отправляются в походы, участвуют в туристических слетах.

В библиотеке школы проводятся тематические выставки («Во власти сизого дыма», «У последней черты», «Лекавы кошык» и др.), беседы («Курение и потомство», «Путь в страну здоровья»).

В классах размещены уголки «Здоровый образ жизни», информация на которых обновляется ежемесячно.

Но главная задача, к выполнению которой мы активно стремимся – это овладение учащимися знаниями различных способов, укрепляющих здоровье, формирование привычки к постоянным занятиям физической культурой и спортом, бережного отношения к своему здоровью.

страница 1

gymnazya.ru

Статья "Пропаганда здорового образа жизни"

Пропаганда здорового образа жизни на уроках в школе

Школа… Это место, где маленький человек учится добывать знания, накопленные цивилизацией в течение тысячелетий.  Это место, где будущий гражданин осваивает этические и моральные нормы того общества, в котором ему предстоит жить. Это место, где человек завтрашнего дня имеет возможность заглянуть в себя и определиться в выборе профессии, с помощью которой он изменит мир.

Мы, педагоги и воспитатели, должны помнить: наша задача – не просто преподать академические знания в рамках своего предмета, воспитать гражданина с активной жизненной позицией, подготовить первоклассного специалиста. Сегодня стоит вопрос о том, чтобы научить ребенка заботиться о своем нравственном и физическом составляющем.     Почему? Да потому, что в нашем обществе, к сожалению, сошел на нет престиж здорового образа жизни. С экранов телевизоров и интернета, со страниц газет и журналов выливаются потоки рекламы сигарет и пива. В художественных фильмах и сериалах, которые дети смотрят взахлеб,   в открытую пропагандируются беспорядочные половые связи. Алкоголизм, токсикомания и наркомания становятся неотъемлемыми компонентами молодёжной субкультуры. Злоупотребление  психоактивными веществами является одной из наиболее острых проблем современного российского общества. Распространение наркомании и алкоголизма за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Да и наш менталитет не направлен на то, чтобы активно следить за своим здоровьем. Как мы живем? Кто-то из нас полжизни проводит на диване или в кресле, кто-то объедается до отвала (а это прямой путь к сахарному диабету, атеросклерозу и другим заболеваниям), кто-то работает до изнеможения, не щадя своих нервов и не жалея сил. И только школа, стоящая на последнем рубеже между соблазнами и ребенком, способна уберечь его от пагубных влияний, сформировав привычку к здоровому образу жизни.  Этому, с нашей точки зрения,  может способствовать применение на уроках в школе здоровьесберегающих технологий.

Эти технологии предполагают, что ребенок должен получить глубокие знания о ценности здоровья, умения и навыки необходимой двигательной активности, мотивацию  поведения  здорового человека,  неприятие вредных и сформированные полезные привычки. Все это позволит учащемуся в будущем стать физически и социально активным человеком.

 Здоровый стиль жизни школьника включает в себя следующие компоненты:

  1. режим учебы без перегрузок,
  2. организацию свободного времени с преобладанием движений,
  3. личную гигиену, правильное питание,
  4. отсутствие травматизма,
  5. здоровые привычки,
  6. физическую активность.

Основными приемами пропаганды здорового образа жизни среди школьников, используемыми в учебном процессе, принято считать:

  1. Формирование знаний о здоровом образе жизни, о собственном здоровье, о привычках растущего человека, о нормальном нравственном и отклоняющемся поведении детей и подростков;
  2. Организованная двигательная активность учащихся в условиях использования специально разработанных методик и технологий формирования здорового образа жизни;
  3. Формирование здоровых навыков и привычек учащихся.

        Эти истины известны каждому педагогу, но как их применять в ежедневной практике, когда предметнику, подстегиваемому предстоящими ГИА и ЕГЭ, необходимо выдать необъятный программный материал, добившись отличного качества образования? На этот счет есть несколько практических советов. При размещении учащихся в классе должны четко выполняться рекомендации школьного фельдшера, учитывающие особенности здоровья детей. Доска должна быть освещена даже в яркие солнечные дни, кабинет чист и проветрен. Физкультминутки включаются, разумеется, в планы каждого урока, начиная со второго, а перед первым проводится зарядка. Необходимо гигиенически правильно организовать сам учебный процесс. Своевременные смены статического напряжения при письме и чтении,  различных видов деятельности школьников, их активация, дифференцированный подход к обучаемым всегда способствуют положительным эмоциям, уменьшающим утомление, стимулирующим высшую нервную деятельность ребенка. При подготовке к уроку учитель-предметник обязан помнить, что используемая наглядность должна соответствовать нормам, величина букв быть удобочитаемой  с последних парт, контур их не расплывчат, а цвет ярок. Домашнее задание необходимо строго дозировать, потому что школьники и так сильно перегружены информацией, вливающейся в них из сотен разных источников (чаще всего именно это негативно влияет на естественное, нормальное развитие детского организма). На всех уроках также надо строго соблюдать правила охраны труда и техника безопасности.

Каждый учитель на своем уроке, будь то физика или русский язык, может найти место для воспитательных моментов, связанных с пропагандой здорового образа жизни. Информация о вреде курения, «безвредном» пиве, энергетических напитках, тяжелом алкоголе, «легких» наркотиках, беспорядочных интимных отношениях, незапланированной беременности должна без ханжеских недомолвок доноситься до обучаемых.

        Помимо этого, педагог обязан вести работу с родителями по профилактике  вредных привычек у детей. На наши плечи легла задача пропаганды здорового образа жизни не только среди школьников, но, зачастую, и среди  родителей. Мы обязаны обучить их, как распознать первые признаки употребления ребенком алкоголесодержащих напитков и ПАВ, чтобы вовремя оказать ему необходимую помощь.  Кроме того, в решающей степени от семьи зависит, насколько день ребенка будет наполнен столь необходимым ему движением. То, что он получает в этом смысле в школе (уроки физкультуры, игры на переменах, физкультминутки во время уроков), необходимо, но недостаточно. Домашняя часть дня должна быть буквально пронизана физкультурой, ведь  возможности  семьи здесь весьма широки. Это может быть утренняя гимнастика, физкультминутки во время выполнения домашних заданий, занятия спортом, общие семейные увлечения, связанные с различными физическими нагрузками: прогулки на велосипедах, лыжные прогулки, туристические походы,  плавание или просто работа на даче.

        К сожалению, школа не может оградить своих учеников от пагубного влияния окружающей среды. Мы не в силах повлиять на экологическую обстановку в стране, не имеем возможности контролировать, чем питаются дети и какую воду пьют. Но мы просто обязаны не допустить, чтобы будущий гражданин искусственно калечил свое здоровье, переутомляясь на уроках, приобретая вредные привычки, получая травмы, связанные с несоблюдением техники безопасности, ведь речь идет  о здоровье не отдельных граждан, а всего общества. Оно не может считать себя в безопасности, пока не решена эта новая для нас и действительно важная проблема.

        

nsportal.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность