Роль медицинских работников школ в ранней профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни. Роль медсестры в формировании здорового образа жизни


Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни населения

Роль медицинской сестры в формировании

здорового образа жизни населения

Здоровье – наибольший дар природы. Человек получил от природы чрезвычайно совершенный организм прекрасной формы, с универсальной стойкостью к трудностям жизни – холода и жары, ран и ядов, страхов и нервных потрясений, голода и заболеваний. К сожалению, не все одинаково наделены даром здоровья. С годами здоровье ослабевает, а болезней становится все больше. Каждый человек являет собой единство двух противоположностей – здоровья и болезни.

С давних времен люди не могли оставаться безразличными к заболеваниям и пытались как-то от них спасаться. Так возникла практическая, а позже и научная медицина. Все медицинские доктрины состояли из двух частей – учение о здоровье и учение о заболевании. Даже свыше 2 тыс. дет назад Гален выделял три состояния организма: здоровье, болезнь и промежуточное состояние. Однако чем больше медицина познавала природу заболеваний, чем более совершенными становились средства лечения, тем более надежными казались пути достижения здоровья с помощью лечения

Здоровье нельзя рассматривать лишь как нормальную структуру и функцию организма при отсутствии проявлений заболевания. Это категория не только биологическая, но и социальная. Важным показателем здоровья является способность человека наиболее эффективно использовать свои биологические возможности для реализации социальных функций. Это означает, что при повышенных требованиях к человеку в условиях его профессиональной деятельности организм должен быстро и адекватно перестроиться, а также быстро возобновить обычный, нормальный уровень функционирования.

Однако практика показала что, несмотря на достижения лечебной медицины, уровень заболеваемости и связанные с ним экономические расходы, остаются высокими. Таким образом, чисто медицинские мероприятия не дают эффекта в достижении общего здоровья, поскольку медицина, имея целью сохранить здоровье, фактически решает другой вопрос – лечение уже больных.

Улучшение состояния здоровья – одно из коренных условий успешной реализации социально-экономического развития страны, а здоровый образ жизни должен быть основным направлением социальной политики в области здравоохранения. Здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями. Здоровым считается человек, наилучшим образом приспособленный к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Образ жизни человека, его поведение и мышление, обеспечивает ему охрану и укрепление его здоровья, и здорового образа жизни. Мы должны с уважением относиться к собственному, личному здоровью и здоровью наших близких, всех, кто нас окружает, как-то связан с нами. Ведь общественное здоровье складывается из суммы индивидуальных показателей.

В формировании здоровья и возникновении болезней оказывают заметное влияние многочисленные внешние и внутренние факторы, воздействие которых на организм неоднозначное и разнообразное. Одни из них тренируют и одновременно усиливают сопротивляемость организма против заболеваний, другие могут оставаться индифферентными (безучастными) или вызывать болезненное состояние человека. Вредные факторы внешней и внутренней среды способны вызывать болезни, называются факторами риска. То есть, это потенциально патогенные агенты, при контакте с которыми у человека могут возникнуть определенные заболевания. Например, повышенное артериальное давление, высокое содержание холестерина в крови, курение, малоподвижный способ жизни, чрезмерная масса тела, систематические психоэмоциональные перенапряжения являются факторами риска ишемической болезни сердца. Такие факторы риска как нарушение режима и ритма питания, режима труда и отдыха, злоупотребление острыми, стимулирующими; секрецию пищеварительных соков, блюдами, крепкими алкогольными напитками могут вызвать язвенную болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки. Наличие высокого артериального давления у отца или матери, склонность к злоупотреблению воды и поваренной соли являются факторами риска гипертонической болезни.

Структура здорового образа жизни по Э.Н. Вайнеру должна включать:

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- рациональный режим жизни;

- психофизиологическую регуляцию;

- психосексуальную и половую культуру;

- тренировку иммунитета и закаливание;

- отсутствие вредных привычек;

- валеологическое образование.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Человек имеет право на здоровье, но права человека связаны с его ответственностью. Ответственность – это особое свойство личности, оно включает сознание и чувство заботы, сострадания, милосердия. Моральная ответственность основана не на страхе, а на чувстве совести и долга, сознание ценности человеческой жизни, уникальности каждого человека. Морально ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям, связанным с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих.

Профилактическое направление было и остается основополагающим принципом охраны здоровья населения, то есть фундаментом в формировании у населения культуры здоровья призвана стать валеологическая грамотность медицинских кадров, создание условий для мотивации к сохранению здоровья. Медицинские сестры – значимая профессиональная группа, которая должна участвовать в решении задач, поставленных приоритетным национальным проектом «Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы ». Только развитие новых ролей медсестры в формировании структуры здорового образа жизни, в профилактике заболеваний и реабилитации выздоравливающих, могут способствовать успеху общего дела.

Пропаганда ЗОЖ является компонентом первичной и вторичной профилактики заболеваний. В первичной профилактике пропаганда ЗОЖ может быть направлена на изменение образа жизни, общественных норм поведения больших групп населения. Во вторичной профилактике пропаганда ЗОЖ направлена на предупреждение рецидивов и прогрессирования болезни у тех, у кого она уже есть

Среди причин, негативно влияющих на уровень здоровья населения, можно отнести следующие: снижение качества жизни значительной части населения, чрезмерные стрессовые нагрузки, вредные привычки и традиции, низкий образовательный уровень и низкая санитарно-гигиеническая культура населения, а также недостаточная санпросвет работа медицинских работников. Медицинская сестра, особенно патронажная, может и должна в рамках своей деятельности развивать положительную мотивацию населения на здоровый образ жизни и прививать навыки сохранения и укрепления здоровья.

Основные направления своей профилактической деятельности медицинская сестра может сосредоточить на патологии, вызывающей наибольшие социально-экономические потери в обществе. К ним можно причислить сосудистые заболевания (гипертоническая болезнь, ИБС, атеросклероз), диабет II типа, онкологические болезни, дегенеративные заболевания позвоночника и др. При выявлении ведущей роли атеросклероза в развитии болезней системы кровообращения, медицинская сестра должна рекомендовать пациенту, прежде всего, изменить свой образ жизни. Всем пациентам после 40 лет необходимо рекомендовать регулярные профилактические осмотры с определением общего анализа крови, липопротеидов крови, сахара крови, рентгенографию грудной клетки, ЭКГ с функциональной нагрузкой, УЗИ магистральных артерий головы и шеи, а женщинам осмотр гинеколога и маммолога. Если не выявлено серьезной патологии следует предложить повысить уровень физической активности, отказаться от курения, изменить режим питания. Можно предложить в качестве диетических мероприятий снижение потребления насыщенных жирных кислот и жесткий контроль калоража употребляемых в пищу продуктов. Целесообразно введение в пищевой рацион продуктов, содержащих антиоксидантные соединения, защищающие сосуды от атеросклероза.

В настоящее время работу медицинской сестры можно рассматривать как новый вид профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, целью которого является сохранение, укрепление и восстановление здоровья.

В рамках концепции медико-социальной работы можно выделить 5 основных групп пациентов: 1) группа повышенного риска заболеваний; 2) семья и ближайшее окружение больного; 3) длительно, часто и тяжело болеющие; 4) больные с выраженными социальными проблемами; 5) инвалиды.

В каждой из перечисленных групп пациентов медицинская сестра осуществляет работу разной направленности, используя методы, сложившиеся в здравоохранении (профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.), а также в системе социальной защиты населения (социальная диагностика, социальное консультирование, активный патронаж, стационар на дому, организация дневного пребывания в стационаре, ведение школ для пациентов).

Медсестра, осуществляя профилактическую работу, должна пропагандировать здоровый образ жизни каждого человека и общества в целом, а также постоянно подчеркивать необходимость сознательного отношения к здоровью как к общенародному достоянию, которое должно стать нормой поведения всех людей. Качество работы среднего медицинского персонала является индикатором состояния всего здравоохранения нашей страны в целом.

Пропаганда ЗОЖ неразрывно связана с общей системой идейно-политического, нравственного воспитания, с формированием у каждого гражданина активной жизненной позиции. Долг средних медицинских работников – учить население не только гигиеническому поведению, направленному на сохранение собственного здоровья, но и взятию на себя ответственности за здоровье других, участию в создании и усовершенствовании укрепляющих здоровье условий жизни и труда, полноценному выполнению людьми их разнообразных социальных функций.

kursak.net

"Роль медицинской сестры в пропаганде здорового образа жизни среди населения"

Выдержка из работы

СПб ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 2»

Курсовая работа

по теме: «Роль медицинской сестры в пропаганде здорового образа жизни среди населения»

Санкт-Петербург

2014г

Содержание

Введение

Актуальность

Задачи программы

Обязанности мед. сестры в пропаганде ЗОЖ

Практические рекомендации

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Многие люди очень часто не обращают внимания на социальную рекламу и предупреждения о вреде курения, переедания, стресса, злоупотребления алкоголем. Даже осознавая вред своих привычек, человек порой не спешит отказываться от них, и хранит верность своим потому, что не понимает истинные причины, вынуждающие его разрушать собственное здоровье и психику.

Думая о здоровье будущих детей, большинство из нас представляет их славными крепышами. Однако надо помнить, что новорожденный ребенок — есть продолжение своих родителей, поэтому его болезни — это последствия их пошатнувшегося здоровья.

Мало кто знает, что 70% будущего здоровья ребенка закладывается во время его внутриутробного развития. Поэтому внутренняя среда, в которой он будет развиваться, имеет колоссальное значение для правильного формирования всех систем его организма.

Многие мужчины ошибочно полагают, что их вредные привычки не скажутся на ребенке. К сожалению, это далеко не так. Сегодня по результатам статистики педиатров значительно возрос риск появления новорожденных с тяжелой степенью врожденной гипотрофии, серьезными поражениями нервной системы. Причины — вредные привычки обоих родителей, гормональные расстройства, хронический стресс, несбалансированное питание, гиповитаминоз женщины во время беременности.

В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент во всем мире одной из актуальнейших проблем становится проблема эффективного противостояния общества вредным привычкам.

Здоровый образ жизни — это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно — гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Здоровый образ жизни предполагает в первую очередь разумный режим труда и отдыха, рациональное питание, достаточную физическую нагрузку на организм, соблюдение правил личной и общественной гигиены, умение вести себя в стрессовых ситуациях и правильно разряжаться от нервно — психических перегрузок и в то же время исключает курение, злоупотребление спиртными напитками, самолечение. Несоблюдение этих элементов здорового образа жизни резко повышает вероятность развития различных болезней, но особенно часто сердечно — сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований, которые в настоящее время являются основными причинами летальных исходов. Люди, ведущие нездоровый образ жизни, отягощены факторами риска, оказывающими отрицательное воздействие на организм человека постепенно, незаметно, но в конечном счёте ведущими к серьёзным нарушениям здоровья.

Никакие открытия в науке, как бы велики они не были, не дадут такого эффекта в улучшении здоровья населения, как неуклонное выполнение всеми людьми правил здорового образ жизни, так как исключение факторов риска приведёт к резкому уменьшению частоты снижения адаптационных возможностей людей и повысит вероятность поддержания состояния равновесия между организмом и социальной средой.

В связи с этим огромное значение приобретает санитарно — просветительская работа среди населения. Ведущую роль в выполнении этой работы играют медицинские работники, в частности медицинские сёстры и фельдшеры. Они непосредственно причастны к реализации всего комплекса санитарно — просветительной работы. Формирование здорового образа жизни у населения и профилактика заболеваний являются важнейшим направлением в работе медперсонала.

Профилактика в широком социальном смысле — это система социально — экономических и специфических мероприятий, направленных на предотвращение заболеваемости, укрепление здоровья и продление творческого долголетия людей.

Эта система мероприятий в зависимости от целевых установок делится на первичную и вторичную профилактику. Первичная профилактика нацелена, во-первых, на исключение из жизни общества факторов, способствующих снижению адаптационных возможностей людей и появлению заболеваний (загрязнение окружающей среды, неблагоприятные условия труда и быта, вредные привычки, нервно — психические перегрузки) и, во- вторых, на проведение иммунизации. Однако негативным фактором является пренебрежительное отношение части населения к своему здоровью. Здоровый образ жизни может быть сформирован преимущественно путём повышения общей гигиенической культуры населения, формирования позитивных установок и мотиваций гигиенического поведения, усиления ответственности за охрану собственного здоровья.

Таким образом, первичная профилактика включает в себя как общественную профилактику (мероприятия, осуществляемые для охраны здоровья коллектива), так и индивидуальную (мероприятия, выполняемые человеком для охраны своего здоровья, меры личной гигиены в быту и на производстве).

Вторичная профилактика обеспечивается следующими мероприятиями: профилактические осмотры населения, раннее выявление заболеваний, наблюдение за больными и их оздоровление, при необходимости планомерное активное комплексное лечение.

Таким образом, состояние здоровья населения и объём работы в области вторичной профилактики непосредственно зависят от эффективности первичной профилактики, которая и осуществляется в процессе санитарно — просветительной работы.

Актуальность:Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. В настоящее время в этом направлении акцент делается на понимании людьми важности ЗОЖ. Никакие энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам здоровья. Никто не может сделать за нас зарядку, отказаться от лишней рюмки спиртного и сигареты, создать для себя правильный режим работы и отдыха, придерживаться принципов здорового и сбалансированного питания. Наше здоровье и благополучие в наших руках. Поэтому не случайно помощь в развитии личных навыков является одним из главных направлений деятельности по укреплению здоровья (Оттавская Хартия ВОЗ, 1986 г.). Медицинские работники должны предоставлять максимально полную информацию о различных аспектах здоровья, помогать людям в формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ.

Во многих странах мира растет спрос на сестринский персонал, так как их практика гибко реагирует на демографические, экономические и социальные перемены. В результате этого сестринская деятельность превратилась в ключевой компонент медицинского обслуживания в любых условиях. Сфера деятельности медицинских сестер включает оказание широкого спектра услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи и участие в проведении высокотехнологичных научных исследований.

Задачи Программы

активизация профилактики заболеваний для обеспечения здоровья населения;

формирование мотивации к ведению здорового образа жизни;

повышение эффективности деятельности и развитие сети существующих учреждений, занимающихся формированием здорового образа жизни;

развитие системы информирования населения о мерах профилактики заболеваний и сохранения и укрепления своего здоровья.

Обязанности в пропаганде здорового образа жизни медсестры

Пропаганда ЗОЖ является компонентом первичной и вторичной профилактики заболеваний. В первичной профилактике пропаганда ЗОЖ может быть направлена на изменение образа жизни, общественных норм поведения больших групп населения или на обеспечение профилактического обслуживания лиц, подвергающихся особому риску заболевания (стратегия повышенного риска). Во вторичной профилактике пропаганда ЗОЖ направлена на предупреждение рецидивов и прогрессирования болезни у тех, у кого она уже есть. Пропаганда ЗОЖ должна не мешать работе, а повышать ее качественный уровень, не сводиться к формально проведенной беседе или вывешенному санбюллетеню, а осуществляться с использованием всех доступных методов индивидуального воздействия, воздействия на группу и массовой коммуникации. Координировать эту работу, на уровне среднего медицинского персонала призваны старшие и главные медицинские сестры поликлиник и больниц, планировать -- заведующие отделениями, а обеспечивать технически и методически -- инструкторы по санитарному просвещению.

Уже в кабинете доврачебного приема пациент должен получить советы

и рекомендации, нацеливающие его на активную охрану и укрепление

своего здоровья.

Семейная медицинская сестра вместе с семейным врачом почти 30% рабочего времени должны отводить на профилактические мероприятия и гигиеническое воспитание.

Сюда относятся:

-- оказание помощи в оптимизации семейного уклада, режима труда, отдыха, питания;

работа по нормализации в семье психологического микроклимата и интимных отношений;

-- борьба с имеющимися вредными привычками;

-- борьба с самолечением, привлечение к уходу за больными здоровых членов семьи, заострение внимания на проблемах санитарии и гигиены. Для реализации этих целей наиболее уместна индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими. Чтобы «поднять» значимость гигиенических советов и их выполнение до уровня медикаментозных назначений, целесообразно использовать санитарно-просветительные рецепты (памятки, на лицевой стороне которых имеются пустые графы для заполнения, а на обороте -- гигиенические рекомендации общего порядка). На обслуживаемой территории медицинская сестра вместе с врачом уже сегодня ведут пропаганду ЗОЖ по месту жительства Медицинские сестры стационаров осуществляют пропаганду ЗОЖ в рамках системы гигиенического обучения госпитализированных. В соответствии с информативными задачами в приемном отделении они проводят индивидуальную беседу, в палате -- индивидуально-групповую беседу, в холле организуют лекцию, вечер вопросов и ответов или дискуссию в соответствии с нозологической формой заболевания, при выписке вручают больному памятку. Кроме того, они могут выступать с беседой по больничному радио, выдавать больным для чтения санитарно-просветительную литературу, участвовать в оформлении приемного и лечебных отделений, посетительской, организовывать (при наличии видеомагнитофона) тематические видеопоказы.

В обязанности медицинских сестер диспансеров входит пропаганда ЗОЖ и отдельных ее составляющих как меры профилактики кожных, онкологических заболеваний, туберкулеза, неспецифических заболеваний легких и др. Средний медперсонал врачебно-физкультурных диспансеров должен быть правофланговым в пропаганде оптимального двигательного режима, массовой физической культуры и закаливания, а медицинские сестры наркологических диспансеров -- в антиалкогольной и противонаркоманийной пропаганде.

Говоря о формировании ЗОЖ, нельзя не отметить, что его пропаганда тесно взаимосвязана с пропагандой трезвого образа жизни.

В формировании ЗОЖ большую роль играет профилактика ятрогенных заболеваний. Речь идет о болезнях, порожденных неверным словом и неверными действиями медицинских работников. Сейчас мы стоим перед фактом массовой ракофобии, радиофобии, СПИДофобии, возникшими большей частью по вине пропагандистов здоровья. Действия медицинского персонала учат элементам ЗОЖ не меньше, чем слово. Средние медицинские работники должны не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением агитировать за то, что входит в понятие «здоровый образ жизни». здоровый жизнь медицинская сестра

Качество работы среднего медицинского персонала является индикатором состояния всего здравоохранения нашей страны в целом. В концепции развития сестринского дела, безусловно, следовало бы предусмотреть реорганизацию труда медицинских сестер. Медицинские сестры должны пользоваться передовыми технологиями в процессе предоставления медицинских услуг.

Долг средних медицинских работников -- учить население не только гигиеническому поведению, направленному на сохранение собственного здоровья, но и взятию на себя ответственности за здоровье других, участию в создании и усовершенствовании укрепляющих здоровье условий жизни и труда, полноценному выполнению людьми их разнообразных социальных функций.

Роль среднего медицинского персонала в пропаганде формирования здорового образа жизни среди населения является одной из самых главных составляющих в работе среднего медицинского персонала первичного звена здравоохранения. В данной статье проведен краткий экскурс о том, что входит в понятие здоровый образ жизни, по каким критериям он оценивается. Также даны практические рекомендации для медицинских сестер в про Психология восприятия медицинской информации различна у населения. Особенно восприимчивы к пропаганде ЗОЖ беременные, больные с острыми заболеваниями и больные с хроническими заболеваниями в период их обострения. Это и следует учитывать при разъяснении населению вопросов вторичной профилактики. Здесь нельзя ограничиваться одноразовой беседой. Каждая из названных групп требует системного обучения по вопросам ЗОЖ либо в «школе беременных», либо в «школе здоровья», либо в «курсе очно-заочного обучения» для диспансерных групп больных. Гигиеническое воспитание диспансеризируемых должно осуществляться не только в стенах поликлиники, но и при проведении медицинской сестрой патронажной работы на участке.

Семейная медицинская сестра вместе с семейным врачом почти 30% рабочего времени должны отводить на профилактические мероприятия и гигиеническое воспитание (опыт ГДР).

Сюда относятся:

-- оказание помощи в оптимизации семейного уклада, режима труда, отдыха, питания;

работа по нормализации в семье психологического микроклимата и интимных отношений;

-- борьба с имеющимися вредными привычками;

-- борьба с самолечением, привлечение к уходу за больными здоровых членов семьи, заострение внимания на проблемах санитарии и гигиены.

Для реализации этих целей наиболее уместна индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими. Чтобы «поднять» значимость гигиенических советов и их выполнение до уровня медикаментозных назначений, целесообразно использовать санитарно-просветительные рецепты (памятки, на лицевой стороне которых имеются пустые графы для заполнения, а на обороте -- гигиенические рекомендации общего порядка). На обслуживаемой территории медицинская сестра вместе с врачом уже сегодня ведут пропаганду ЗОЖ по месту жительства (комната здоровья при ЖЭК, в общежитиях), в клубах, красных уголках учреждений, на предприятиях, в учебных заведениях (прикрепленных к поликлиникам), в парках, садах, кинотеатрах. паганде формирования здорового образа жизни среди населения.

Медицинская сестра общей практики -- это равноправный участник, наряду с врачом общей практики, всех видов лечебно-профилактической работы на участке. В соответствии с мировыми стандартами медицинская сестра общей практики должна относиться к пациентам как к уникальным личностям; уметь выявлять их проблемы, в том числе внутрисемейные, координировать медицинскую помощь в течение всей жизни пациентов. Хорошая, дружная работа тандема: врач и медсестра общей практики -- залог снижения заболеваемости и повышение показателей здоровья семьи!

Существует множество методов обучения и много возможностей для пропаганды здорового образа жизни. Важно, прежде всего, заинтересовать пациентов, а затем приступить к обучению, и дать ему как можно больше информации и на примерах показать, как влияет выполнение всех условий на здоровье каждого. Медицинские работники должны внимательно слушать пациента, его сомнения и возникшие вопросы, на которые они должны получать интересующие ответы, главное примеры. Но многие пациенты не могут прочесть информационные материалы, потому что те написаны достаточно сложно. Важно, чтобы печатные материалы отвечали на интересующие пациента вопросы. Медицинские работники, прежде всего, должны узнать, в чём нуждаются пациенты, используя фокус-группы участников -- они отбираются из аудитории, на которую направлена их деятельность. Разумным является использование простого языка, коротких слов и предложений. Рисунки, «мультфильмы» или фотографии могут иногда иллюстрировать мысли лучше слов.

Необходимо добиваться, чтобы пациенты были активными участниками планирования и сохранения своей здоровой жизни. Роль медсестры скорее состоит в том, чтобы помочь пациентам с таким планированием, чем в том, чтобы контролировать процесс. Во всех ситуациях медсестра должна начинать процесс обучения с установления доверия и взаимоуважения, дружелюбных отношений с пациентом. Одним из способов для этого является изучение интересов пациента и объёма уже имеющихся у него знаний. Таким образом, завязываются доверительные отношения и одновременно оцениваются потребности пациента в обучении. Во многих других ситуациях перед тем, как начинать занятия, медсестры должны помочь пациенту понять и принять ответственность за собственное здоровье. Определение места и роли среднего медицинского персонала поликлинической службы в организации работы по внедрению программы здорового образа жизни и разработка рекомендации по ее совершенствованию явилось целью нашего исследования.

Существует множество методов обучения и много возможностей для пропаганды здорового образа жизни. Важно, прежде всего, заинтересовать пациентов, а затем приступить к обучению, и дать ему как можно больше информации и на примерах показать, как влияет выполнение всех условий на здоровье каждого.

Медицинские работники должны внимательно слушать пациента, его сомнения и возникшие вопросы, на которые они должны получать интересующие ответы, главное примеры. Но многие пациенты не могут прочесть информационные материалы, потому что те написаны достаточно сложно. Важно, чтобы печатные материалы отвечали на интересующие пациента вопросы. Медицинские работники, прежде всего, должны узнать, в чём нуждаются пациенты, используя фокус-группы участников -- они отбираются из аудитории, на которую направлена их деятельность. Разумным является использование простого языка, коротких слов и предложений. Рисунки, «мультфильмы» или фотографии могут иногда иллюстрировать мысли лучше слов. Необходимо добиваться, чтобы пациенты были активными участниками планирования и сохранения своей здоровой жизни. Роль медсестры скорее состоит в том, чтобы помочь пациентам с таким планированием, чем в том, чтобы контролировать процесс. Во всех ситуациях медсестра должна начинать процесс обучения с установления доверия и взаимоуважения, дружелюбных отношений с пациентом. Одним из способов для этого является изучение интересов пациента и объёма уже имеющихся у него знаний. Таким образом, завязываются доверительные отношения и одновременно оцениваются потребности пациента в обучении. Во многих других ситуациях перед тем, как начинать занятия, медсестры должны помочь пациенту понять и принять ответственность за собственное здоровье. Самой основной трудностью, с которой сталкивается медперсонал в работе с населением, это отсутствие членов семьи на месте во время проведения патронажа, не желание пациентов сотрудничать с медперсоналом, нежелание выполнять основные положения ЗОЖ. Отмечали также, что проблемой является дефицит специалистов, проблема в нежелании понимать правильность ведения здорового образа жизни со стороны населения.

По мнению пациентов, о влиянии деятельности на здоровье населения со стороны медицинских сестер по пропаганде и внедрению ЗОЖ видно, что медицинский персонал был признан одним из самых непопулярных источников информации о здоровом о жизни. Что указывает на не очень эффективную работу по пропаганде ЗОЖ среди населения. Для совершенствования программы по внедрению ЗОЖ необходимо учитывать, что наиболее интересующей информацией для большинства респондентов (43,4%) оказалась борьба со стрессами, о рациональном питании 31,5% респондентов, на что необходимо делать больший упор в процессе разработки программы по пропаганде ЗОЖ. Эффективным источником информации могут быть информационно-наглядные средства, расположенные в медицинских учреждениях (плакаты, стенгазеты, уголки здоровья, информационные стенды) которые были отмечены 98% опрошенных пациентов.

Целью настоящего исследования явилось изучение роли семейной медсестры в формировании здорового образа жизни семьи. Исследовательская группа ставила перед собой следующие задачи: изучить уровень знаний членов семьи о здоровом образе жизни; определить особенности питания членов семьи; выявить проблемы гиподинамии семьи; выяснить информационную загруженность членов семьи; оценить психоэмоциональный фон членов семьи; исследовать причины употребления алкогольных напитков в подростковом возрасте. Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого. Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаем возможным через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни. Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни. В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.

Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать

своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и алкоголя подростками,-- явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины: -воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;

-недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог--переход из школьного коллектива в среду уличных компаний. Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.

Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.

В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т. п.) Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел — учащиеся 7−11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

Всем профилактическим мероприятиям должна предшествовать санитарно-просветительная работа. Основная цель санитарного просвещения -- это пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, о путях и методах сохранения здоровья и предупреждение заболеваний. Современная медицина имеет профилактическую направленность. Каждый медицинский работник ежемесячно (не менее 4 часов рабочего времени) должен посвящать санитарно-просветительной работе. С валеологических позиций, знание форм и методов санитарно-просветительной работы имеет большое значение для убеждения и пропаганды здорового образа жизни среди населения и формирования «психологии» здоровья. Медико-санитарное убеждение направлено на убеждение индивида по поводу факторов и событий, формирующих индивидуальное здоровье. Формы санитарно-просветительной работы могут быть активные и пассивные (по схеме).

Как активные, так и пассивные формы работы должны быть рассчитаны на определенную аудиторию. Санитарно-просветительная работа может быть индивидуальной, коллективной и массовой. Среди детей санитарное просвещение и гигиеническое воспитание должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от их возраста. Ведущей формой санитарно-просветительной работы со взрослым населением являются убеждение и пропаганда. Начинать ее следует с родителями и воспитателями детских учреждений. Необходимо не только привлечь внимание этой категории взрослых к проблеме здорового образа жизни, но и приобрести, таким образом, убежденных помощников.

Гигиеническое воспитание -- это привитие полезных навыков и привычек на основе знаний правил здорового образа жизни. С детьми 3−4 лет эту работу следует строить с использованием игровых элементов, рисунков, игрушек и т. д. Беседа с ними должна быть короткой и продолжаться несколько занятий. Детям 4--7 лет занятия рекомендуется проводить с использованием персонажей популярных сказок. В ходе этих занятий им прививают элементы личной гигиены, элементы закаливания и гигиены полости рта и др. Для закрепления полученных знаний детям можно загадывать загадки, показывать рисунки, плакаты, задавать вопросы.

При формировании осознанных культурно-гигиенических навыков у младших школьников необходимо применять метод медико-педагогического убеждения, который является совокупностью мер по санитарному просвещению.

Составными частями этого метода являются беседа, рассказ, демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, наглядных пособий. Выступление перед детьми лучше строить в виде диалога, который ведется с учетом их возраста. Формирование культурно-гигиенических навыков должно осуществляться по трем направлениям. В начале формируется представление о навыке, затем необходимо обучить последовательности действий, составляющих навык. Третье направление -- это закрепление и совершенствование навыка. Для закрепления полученных знаний целесообразно привлекать учащихся старших классов, которые могут, например, выпустить санбюллетень посвященный здоровому образу жизни.

Ученики средних и старших классов в беседе по пропаганде здорового образа жизни должны получить знания по анатомии, физиологии, сведения о причинах возникновения заболеваний. В этих беседах необходимо затрагивать вопросы сохранения здоровья за счет закаливания, занятий спортом, физических упражнений, рационального режима дня, рационального питания и полноценного сна.

Выбор тем, форм и методов проведения санитарно-просветительной работы среди взрослого населения зависит от их профессионального состава, уровня образования, возраста, пола и т. д. Например, выступая перед педагогами с лекцией, беседой, можно затронуть актуальные вопросы первичной профилактики определенных заболеваний, вопросы сохранения здоровья населения путем неспецифической профилактики и пропаганды здорового образа жизни, а также вопросы профилактики физического и психического здоровья.

Рекомендуется дополнять лекцию (беседу) показом видеофильмов по проблемам сохранения здоровья и использовать современную мультимедийную аппаратуру (компьютерный проектор).

Выступая перед родителями на родительских и классных собраниях, можно предложить им памятки, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Все наглядные материалы, которые демонстрируются при выступлениях перед аудиторией, должны быть эстетически оформлены, призывать к здоровому образу жизни и сохранению здоровья. При этом не рекомендуется использовать устрашающие изображения, например, черепа, костей, шприцев и т. д.

Рекомендации к проведению беседы

1. Учебная беседа (в данном случае -- метод беседы) используется для проведения санитарно-просветительной работы:

— представляет собой диалог, получение ответов посредством искусно поставленных вопросов; поиск ответа на проблему, используя примеры из жизненного опыта или рисунков, слайдов, видеофрагментов;

— часто начинается с постановки вопроса и постепенно переходит в дискуссию;

— ведущий беседы анализирует, уточняет и обобщает ответы, формулирует выводы и теоретические положения;

— итогом беседы является общий, согласованный вывод.

В ходе беседы используются 4 основных метода ведения беседы:

— прямой вопрос;

— незавершенный вопрос;

— определение проблемы;

— решение проблемы.

2. Развернутая беседа по заранее известному плану — наиболее распространенный вид беседы по плану с кратким выступлением и заключением организатора беседы, позволяет вовлечь максимум слушателей в активное обсуждение темы. Достигается это путем развернутого выступления нескольких слушателей по своим вопросам плана, дополнений других, постановки проблемных вопросов.

Рекомендации по составлению памяток:

1. Составляются для отдельных групп населения.

2. Памятки имеют ясное, краткое содержание, советы точно сформулированы и выполнимы.

3. Советы располагаются один за другим по значимости.

4. Желательно использовать в оформлении памяток иллюстративный материал (рисунки, схемы и т. д.).

Практические рекомендации

Анализируя полученную информацию по основным факторам риска развития заболеваний пациентов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) можно определить основные направления информационной составляющей программы. Информационные сообщения и обучающие семинары должны включать следующие тематические разделы: рациональное питание, влияние вредных привычек на здоровье и борьба с ними, польза физкультуры и спорта, способы снятия эмоционального стресса и напряжения. Совершенствовать работу школ здоровья. Считают необходимым проведение таких программ 64,9% пациентов. Особенно, эффективна она для работы с пенсионерами. Данная категория пациентов имеет возможность не только повысить санитарную грамотность, но и бесплатно проконсультироваться с врачами разных специальностей, а также удовлетворить потребность в общении. Регулярно (1 раз в 3 месяца) проводить специальные акции «Дни здоровья» с освещением в СМИ. В эти дни пациенты могут бесплатно сдать клинические анализы крови, снять электрокардиограмму и получить консультацию кардиолога, прослушать лекцию о здоровом образе жизни. Данные акции также эффективны для пенсионеров. Важно формировать моду на здоровый образ жизни. Особенно это важно для молодого поколения. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж.

Заключение

В курсовой работе в теоретической части рассмотрены многоаспектное понятие «здорового образа жизни», его основные элементы и компоненты, нормативно-правовая база, теоретические основы социальной работы по пропаганде ЗОЖ, целевые параметры социальной работы в призме ЗОЖ, пути формирования здорового образа жизни. В эмпирической части освещены основные направления деятельности Центров медицинской профилактики и Центров здоровья в РФ, раскрыты формы и методы пропаганды ЗОЖ, проведён обзор деятельности ОГБУЗ Центра медицинской профилактики Управления здравоохранения Правительства ЕАО, представлен анализ и выводы по социологическому исследованию на тему «Ваше здоровье и образ жизни».

Исследуя основы социальной работы по пропаганде ЗОЖ, пришёл к выводу, что понятие ЗОЖ вышло за рамки медицинского и стало понятием социологическим. Здоровый образ жизни — это единство и согласованность трёх уровней жизнедеятельности человека: социального, психологического и биологического.

Конечной целью ЗОЖ является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Социальный работник должен чётко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья. Вся система социальной защиты населения прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом здоровье человека.

Список использованной литературы

1. Иргашев Ш. Б., Турсунходжаева Л. А., Учебное -- методическое пособие для учителей, Министерство здравоохранения

2. Иргашев Ш. Б. Формирование здорового образа жизни или санитарно просветительная работа. Журнал «Организация и управление здравоохранением № 1»

3. http: //studopedia. net/6_52 755_sredi-naseleniya. htm1

4. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие.

5. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика

болезней. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н.

Назарова, Ю. Д. Жилов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Приложения

Показать Свернуть

gugn.ru

Доклад к диплому "Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни"

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему "Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни".

 

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

Тема моей ВКР – «Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни».

Актуальность: В современном мире, люди недооценивают влияние вредных факторов на свое здоровье. А факторы укрепляющие здоровье игнорируют. Это связано прежде всего «с жизненной спешкой», когда человек мало уделяет времени оздоровлению организма. Поэтому обсуждение данного вопроса, является частым в средстве массовой информации. На государственном уровне создана программа «Здоровье нации», которая направленная на здоровья здоровых людей.

 

Слайд 2

Цель работы - Определение основных направлений формирования навыков здорового образа жизни.

Задачи данной работы Вы можете увидеть на данном слайде.

 

Слайд 3

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

  1. социальном:пропаганда, информационно-просветительская работа;
  2. инфраструктурном:конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения,  экологический контроль;          
  3. личностном:система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

 

Слайд 4

Диаграмма здоровья человека – на слайде презентации.

 

Слайд 5

В рамках концепции медико-социальной работы можно выделить 5 основных групп пациентов:

  • группа повышенного риска заболеваний;
  • семья и ближайшее окружение больного;
  • длительно, часто и тяжело болеющие;
  • больные с выраженными социальными проблемами;
  • инвалиды. 

 

ТОЛЬКО У НАС!

 

Доклад, презентация

без предоплаты

Более 100

бесплатных примеров

Доработки

бесплатно

Срок от 1 часа

до 1 дня

Гарантия

низкой цены

 

 

Слайд 6

Семейная медицинская сестра вместе с семейным врачом почти 30 % рабочего времени должны отводить на профилактические мероприятия и гигиеническое воспитание:

  • оказание помощи в оптимизации семейного уклада, режима труда, отдыха, питания;
  • работа по нормализации в семье психологического микроклимата интимных отношений; 
  • борьба с имеющимися вредными привычками;
  • борьба с самолечением, привлечение к уходу за больными здоровых членов семьи, заострение внимания на проблемах санитарии и гигиены.

 

Слайд 7

Неблагоприятные воздействия образа жизни (курение, гиподинамия и избыточная масса тела, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы, алкоголь, нарушение режима труда и отдыха и др.), загрязнение внешней среды химическими веществами, наследственные предпосылки заболеваний, неудовлетворительная работа служб здравоохранения обычно являются первичными факторами риска.

 

Слайд 8

Сестринский процесс – это предупредить, облегчить, уменьшить или свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента.

Сестринский процесс состоит из 5 этапов:

I этап - сестринское обследование (сбор информации о пациенте).

Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни, беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом.

Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская сестра приступает ко II этапу.

II этап - Сестринская диагностика (определение проблем) всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его размещение и преодоление.

III этап- Сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни.

IV этап - реализация сестринских вмешательств.

Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам - младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту.

V этап - определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости.

Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе.

 

Слайд 9

Таким образом, профилактическая деятельность сестринского персонала, деятельность по сохранению и укреплению здоровья населения должна быть широкой, многообразной и самостоятельной и заключаться не только в помощи врачу, медико-просветительной работе, но и охватывать обучающую, консультативную деятельность. Большая самостоятельность и активность в этом направлении будут способствовать и повышению престижа профессии медицинской сестры, повысит уровень ее самоуважения и уважения со стороны пациентов.

Таким образом, Цель работы достигнута.

Спасибо за внимание! Доклад окончен.

 

doklad-diploma.ru

Введение. Роль медицинской сестры в пропаганде здорового образа жизни среди населения

Роль медицинской сестры в пропаганде здорового образа жизни среди населения

курсовая работа

Многие люди очень часто не обращают внимания на социальную рекламу и предупреждения о вреде курения, переедания, стресса, злоупотребления алкоголем. Даже осознавая вред своих привычек, человек порой не спешит отказываться от них, и хранит верность своим потому, что не понимает истинные причины, вынуждающие его разрушать собственное здоровье и психику.

Думая о здоровье будущих детей, большинство из нас представляет их славными крепышами. Однако надо помнить, что новорожденный ребенок - есть продолжение своих родителей, поэтому его болезни - это последствия их пошатнувшегося здоровья.

Мало кто знает, что 70% будущего здоровья ребенка закладывается во время его внутриутробного развития. Поэтому внутренняя среда, в которой он будет развиваться, имеет колоссальное значение для правильного формирования всех систем его организма.

Многие мужчины ошибочно полагают, что их вредные привычки не скажутся на ребенке. К сожалению, это далеко не так. Сегодня по результатам статистики педиатров значительно возрос риск появления новорожденных с тяжелой степенью врожденной гипотрофии, серьезными поражениями нервной системы. Причины - вредные привычки обоих родителей, гормональные расстройства, хронический стресс, несбалансированное питание, гиповитаминоз женщины во время беременности.

В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент во всем мире одной из актуальнейших проблем становится проблема эффективного противостояния общества вредным привычкам.

Здоровый образ жизни - это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно - гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Здоровый образ жизни предполагает в первую очередь разумный режим труда и отдыха, рациональное питание, достаточную физическую нагрузку на организм, соблюдение правил личной и общественной гигиены, умение вести себя в стрессовых ситуациях и правильно разряжаться от нервно - психических перегрузок и в то же время исключает курение, злоупотребление спиртными напитками, самолечение. Несоблюдение этих элементов здорового образа жизни резко повышает вероятность развития различных болезней, но особенно часто сердечно - сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований, которые в настоящее время являются основными причинами летальных исходов. Люди, ведущие нездоровый образ жизни, отягощены факторами риска, оказывающими отрицательное воздействие на организм человека постепенно, незаметно, но в конечном счёте ведущими к серьёзным нарушениям здоровья.

Никакие открытия в науке, как бы велики они не были, не дадут такого эффекта в улучшении здоровья населения, как неуклонное выполнение всеми людьми правил здорового образ жизни, так как исключение факторов риска приведёт к резкому уменьшению частоты снижения адаптационных возможностей людей и повысит вероятность поддержания состояния равновесия между организмом и социальной средой.

В связи с этим огромное значение приобретает санитарно - просветительская работа среди населения. Ведущую роль в выполнении этой работы играют медицинские работники, в частности медицинские сёстры и фельдшеры. Они непосредственно причастны к реализации всего комплекса санитарно - просветительной работы. Формирование здорового образа жизни у населения и профилактика заболеваний являются важнейшим направлением в работе медперсонала.Размещено на http://www.allbest.ru

Профилактика в широком социальном смысле - это система социально - экономических и специфических мероприятий, направленных на предотвращение заболеваемости, укрепление здоровья и продление творческого долголетия людей.

Эта система мероприятий в зависимости от целевых установок делится на первичную и вторичную профилактику. Первичная профилактика нацелена, во-первых, на исключение из жизни общества факторов, способствующих снижению адаптационных возможностей людей и появлению заболеваний (загрязнение окружающей среды, неблагоприятные условия труда и быта, вредные привычки, нервно - психические перегрузки) и, во- вторых, на проведение иммунизации. Однако негативным фактором является пренебрежительное отношение части населения к своему здоровью. Здоровый образ жизни может быть сформирован преимущественно путём повышения общей гигиенической культуры населения, формирования позитивных установок и мотиваций гигиенического поведения, усиления ответственности за охрану собственного здоровья.

Таким образом, первичная профилактика включает в себя как общественную профилактику (мероприятия, осуществляемые для охраны здоровья коллектива), так и индивидуальную (мероприятия, выполняемые человеком для охраны своего здоровья, меры личной гигиены в быту и на производстве).

Вторичная профилактика обеспечивается следующими мероприятиями: профилактические осмотры населения, раннее выявление заболеваний, наблюдение за больными и их оздоровление, при необходимости планомерное активное комплексное лечение.

Таким образом, состояние здоровья населения и объём работы в области вторичной профилактики непосредственно зависят от эффективности первичной профилактики, которая и осуществляется в процессе санитарно - просветительной работы.Размещено на http://www.allbest.ru

Актуальность:Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. В настоящее время в этом направлении акцент делается на понимании людьми важности ЗОЖ. Никакие энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам здоровья. Никто не может сделать за нас зарядку, отказаться от лишней рюмки спиртного и сигареты, создать для себя правильный режим работы и отдыха, придерживаться принципов здорового и сбалансированного питания. Наше здоровье и благополучие в наших руках. Поэтому не случайно помощь в развитии личных навыков является одним из главных направлений деятельности по укреплению здоровья (Оттавская Хартия ВОЗ, 1986 г.). Медицинские работники должны предоставлять максимально полную информацию о различных аспектах здоровья, помогать людям в формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ.

Во многих странах мира растет спрос на сестринский персонал, так как их практика гибко реагирует на демографические, экономические и социальные перемены. В результате этого сестринская деятельность превратилась в ключевой компонент медицинского обслуживания в любых условиях. Сфера деятельности медицинских сестер включает оказание широкого спектра услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи и участие в проведении высокотехнологичных научных исследований.

med.bobrodobro.ru

1.3 Роль медицинский активности населения в профилактике заболеваний

Роль медицинской активности населения заключается в гигиеническом воспитании. С его помощью здоровье должно формироваться с детства. Важно выработать гигиенически медицинскую грамотную и прочную психологическую установку на рациональное, способствующее здоровью поведение, на активное формирование здорового образа жизни. Установка в отношении здоровья-разновидность социальной установки, представляющая собой общую предрасположенность индивида действовать определённым образом в отношении своего здоровья, занимать ту или иную позицию, высказывать определённые суждения, вести себя определённым образом в конкретной ситуации, так или иначе имеющей отношение к здоровью.

Не менее важным является готовность каждого человека следовать гигиеническим советам и рекомендациям медицинских работников, стремится укрепить своё здоровье и иметь твёрдую установку на ЗОЖ, т.е. иметь целостную ориентацию в отношении здоровья.

Формирование здорового образа жизни должно выражаться в привитии и закреплении определённых полезных для здоровья навыков, умений и жизненных стереотипов (охватывающих рациональную организацию труда, отдыха, питания, физическую активность, личную гигиену, отказ от вредных привычек, формирование здоровой семьи), т.е. в снижении и нивелировании факторов риска.

Велика и значима роль медсестры в профилактике заболеваний самого различного характера в самых разнообразных отраслях медицины. Медицинская сестра находится возле пациента большую часть своего рабочего времени и значительно дольше по сравнению с врачом. И она имеет право и обязана доносить знания о профилактике заболеваний различных органов и систем, а также инфекционных болезнях.

Важнейшей частью работы участковой медицинской сестры является санитарно-просветительская и разъяснительная работа среди пациентов вверенного ей вместе с врачом участка. В обязанности участковой медсестры входит оценка гигиенического состояния наблюдаемых на дому пациентов, обучение их самих и их родственников грамотному уходу и самоуходу.

Важно, чтобы пациент, имеющий хроническое заболевание, знал, как себя вести при возникших симптомах, имел определенные навыки (например, измерить артериальное давление), а при необходимости вовремя вызвал врачебную помощь. Медицинская сестра должна терпеливо разъяснять пациенту, насколько важно соблюдать здоровый образ жизни, если назначено врачом — принимать определенные препараты. При этом подчеркивать, что только так можно избежать обострения заболевания или каких-либо осложнений.

Для того, чтобы каждый гражданин чувствовал свою ответственность за собственное здоровье, необходимо не только просветить, но и сформировать систему приоритетов в общественных отношениях, дающих определённые преимущества здоровым.

К сожалению, на сегодня лишь около 12% жителей России регулярно занимаются оздоровлением, физической культурой и спортом, что значительно меньше, чем в большинстве развитых стран мира.

Роль населения в прохождении медицинских осмотров велика, так как имеется возможность выявить заболевания на ранних стадиях развития, а также обследовать лица, имеющие факторы риска развития заболеваний. Также медицинские осмотры определяют состояние здоровья каждого человека, и в последствие медицинские работники могут организовать комплексы лечебно-оздоровительных мероприятий больным и лицам с факторами риска и последующее систематическое наблюдение за состоянием их здоровья.

Медицинская грамотность пациента формируется при объяснении медицинскими работниками назначений и рекомендаций, высокая медицинская грамотность способствует своевременному устранению факторов риска, профилактике заболеваний и его рецидивов, причем пациент способен справиться с данными проблемами самостоятельно или с помощью родственников, в процессе само- и взаимопомощи. Если у пациентов будет низкая медицинская грамотность, то следствием этого будет не правильное понимание лечения, рекомендаций и личного ухода. Такие пациенты имеют высокий риск госпитализации и более длительный срок пребывания в больнице.

Многие люди не достаточно понимают вредное влияние курения и употребления алкоголя на свой организм, между тем курение и алкоголь являются стойкой привычкой многих людей.

Преобладающее воздействие на здоровье факторов образа жизни и, прежде всего, медицинской активности лежит в основе стратегии здравоохранения - формирования здорового образа жизни как базы профилактического направления.

studfiles.net

Глава 2. Роль медсестры в формировании здорового образа жизни.

Значительную роль в поддержании здоровья здоровых, формировании принципов здорового образа жизни, мотивации к сохранению здоровья могут и должны сыграть медицинские работники, в частности медицинские сестры, работающие в амбулаторно-поликлинической сети, а также медицинские сестры общей практики и семейные медицинские сестры, одной из основных функций которых является проведение профилактики. Известен факт, что до 80 % обратившихся за медицинской помощью начинают и заканчивают свое лечение в амбулаторно-поликлинических условиях. Именно поэтому на доклиническом этапе возможно и целесообразно формирование навыков сохранения здоровья, а также потребности к его поддержанию и укреплению.

Так, медицинская сестра, работающая в детской поликлинике, должна дать необходимые рекомендации по соблюдению правильного режима учебы и отдыха, провести квалифицированные консультации о принципах адекватного и рационального питания, о необходимых и допустимых физических нагрузках с учетом возраста, физического развития, наличия той или иной патологии, о необходимости обеспечения безопасных условий среды обитания, включая меры по предупреждению травматизма на улице и дома, а также сведения о правильном хранении лекарственных препаратов, средств бытовой химии и т.д. Профилактическая деятельность медицинских сестер детских поликлиник особенно актуальна и заметна в силу естественной заботы родителей о здоровье своих детей. Необходимо объяснить родителям и детям значение здорового образа жизни, основные факторы риска развития заболеваний, факторы, способствующие сохранению здоровья.

Весьма актуальными для населения нашей страны темами для консультирования остаются проблемы адекватного и рационального питания, причем решение этой проблемы касается людей всех возрастов. Среди особенностей питания граждан России можно отметить высокое потребление сладостей, хлебобулочных изделий, соли с одновременным дефицитом потребления фруктов, овощей, мяса, рыбы. В последние годы сформировались новые пищевые пристрастия — любовь к чипсам, гамбургерам, хот-догам, газированным напиткам. Актуальными являются и проблемы, связанные с употреблением наркотиков, алкоголя, табакокурением.

Все это может послужить поводом для беседы медицинской сестры со своими пациентами, в ходе которой она должна не только проинформировать пациента о факторах риска при тех или иных заболеваниях, перечислить конкретные

условия жизни, способствующие сохранению здоровья, но и постараться убедить его в необходимости избегать воздействия неблагоприятных факторов и соблюдать условия, поддерживающие высокий уровень здоровья. При этом медицинской сестре необходимо учитывать возрастные особенности пациента, его социальный и психологический статус, уровень интеллектуальной и физической активности, степень осведомленности о своем здоровье и множество других факторов, формирующих тот или иной образ жизни.

Особую роль в профилактической медицине призваны сыграть медицинские сестры, работающие с врачами общей практики. Медицинская сестра врача общей практики должна активно и самостоятельно работать с населением. Зная социальный статус семьи, уровень здоровья каждого из ее членов, особенности развития и течения заболеваний, пользуясь доверием и авторитетом у своих пациентов, медицинская сестра может более эффективно заниматься не только координирующей деятельностью, но и разработкой и реализацией конкретных профилактических мероприятий, необходимых каждой семье, в соответствии с условиями жизни данной семьи.

Участие медицинских сестер амбулаторно-поликлинического звена в профилактических мероприятиях может проявляться и в организации и проведении — совместно с врачом — различного рода школ, семинаров (например, профилактике гиподинамии, поддержанию безопасных условий жизни и др.).

studlib.info

Роль медицинских работников школ в ранней профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни

Библиографическое описание:

Одилова М. А., Абдукодиров А. А., Жабборов А. К., Дониёров Н. Д., Урумбоев Р. М. Роль медицинских работников школ в ранней профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 176-178. — URL https://moluch.ru/archive/147/41343/ (дата обращения: 15.07.2018).



Известно, что период детства характеризуется становлением многих органов и систем организма. Нужно помнить, что еще не все системы организма в подростковом возрасте окончательно сформированы, особенно это касается нервной, эндокринной и любое неправильное действие по отношению к ребенку может привести к нежелательным явлениям. Поэтому, особенно в данный период жизни нужно четко определять особенности развития организма ребенка, с учетом приобретаемых жизненных навыков [4, с. 8].

В условиях всеобщего среднего образования воспитание высокообразованных, физически крепких и здоровых людей — одна из важнейших задач стоящих перед государством. В решении этих вопросов большую роль призваны сыграть медицинские работники. Школьный врач, являясь посредником между директором школы и представителями здравоохранения, организовывает и проводит лечебно-профилактические мероприятия в школе.

В связи с изменением школьных программ и интенсификацией учебного процесса, естественно, увеличилась нагрузка на организм школьника. Поэтому медицинский работник школы должен систематически следить за выполнением рекомендаций органов санитарного надзора, лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий среди учащихся. Основные направления работы медицинского персонала школы это наблюдение за состоянием здоровья; за физическим и нервно-психическим развитием учеников; это организация и проведение противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий; контроль режима дня и питания школьников; проверка правильности организации трудового воспитания и выполнения гигиенических требований, организация и проведение санитарно-гигиенического обучения школьного персонала, школьников и их родителей и так далее.

Медицинские работники школы работают по заранее разработанному годовому плану с учетом направлений и задач, стоящих перед здравоохранением и просвещением.

Перед началом учебного года учащиеся, как правило, проходят медицинский осмотр врачами-специалистами в поликлинике. Данные осмотра заносятся в специальные карточки, которые поступают к медицинской сестре в школу. Тщательно анализируя каждую из них, медсестра выбирает больных и по совету врача берет на диспансерный учет с целью незамедлительной работы по их оздоровлению. Она следит, чтобы дети своевременно проходили осмотр и выполняли все необходимые лечебно-оздоровительные процедуры. В случае серьезного нарушения здоровья лечение проводится в поликлинике либо в условиях стационара.

Весьма существенным и важным направлением работы школьного врача является контроль за физическим развитием и воспитанием учащихся. С этой целью он регулярно посещает уроки физкультуры и обращает внимание на то, как выполняются те или иные предписания и рекомендации в отношении равномерного распределения нагрузки на организм.

Мониторинг роста и развития позволяет медицинскому работнику наблюдать за ребенком с момента рождения через определенные интервалы времени и создает возможность для оказания своевременной помощи в решении проблем здоровья ребенка, а также установления диалога с родителями для просвещения их по таким вопросам, как правильное кормление, уход и иммунизация. Кроме того, это является медицинским мероприятием, имеющим огромное положительное влияние на обеспечение здорового детства [2, с. 260].

Использование расчетных показателей роста и развития детей (масса тела, длина тела/рост, окружность головы, показатели психомоторного развития) и их мониторинга является необходимым инструментом для прогнозирования возможных последующих проблем здоровья (недостаточности питания, заболеваемости, смертности, риска хронического заболевания, инвалидности) и соответственно для принятия решения по предупреждению и коррекции отклонений в развитии детей [1, с. 32].

Для эффективного менеджмента проекта по мониторингу роста и развития детей необходимо знать, что факторы, влияющие на рост и развитие детей, многообразны по своей природе и включают: отсутствие информированности и образования родителей, низкий уровень медицинской помощи матери и ребенку, недостаточную обеспеченность населения продовольственными продуктами и неправильное распределение пищи в семье [3, с. 226].

Нарушение питания, показателями которого является задержка роста у детей младшего возраста, могут не только привести к ранней смерти, но и имеют ряд медицинских, экономических и социальных последствий, негативно отражающихся на здоровье и жизни детей и взрослых. Плохая успеваемость в учебе и низкая работоспособность известны как последствия неправильного питания [6].

Все медицинские работники должны достаточно хорошо понимать то центральное место, которое занимают правильное питание в обеспечении здоровья и развития детей, а также неоценимую роль в достижении этого проведения постоянного и динамичного мониторинга с использованием кривых, составленных на основе новых стандартов роста и развития детей (ВОЗ, 2006) [5, с. 23].

Литература:
  1. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. Метод. пособие под редакцией Г. Н. Сердюковской «Медицина», 2006. – 32 с.
  2. Маханева М. Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. Изд.: М: Аркти, 2006. – 260 с.
  3. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Ю. А. Ямпольская и др. М.: Союз педиатров России, 2009. – 226 с.
  4. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях, пути решения II Российский педиатрический журнал. 2008. — № 1. – С. 5–8.
  5. Руководство по менеджменту охраны здоровья матери и ребенка / ЮНИСЕФ в Узбекистане, Ташкент 2009 г. – с. 23.
  6. Среднесуточные нормы потребления пищевых продуктов в организованных детских и подростковых учреждениях Республики Узбекистан. СанПиН № 0097–00. Ташкент, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие детей, медицинский работник школы, мониторинг роста, ребенок, система организма, школьный врач.

moluch.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность