Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ (стр. 1 из 8). Школа здорового образа жизни


блог о Здоровом Образе Жизни

Вывод солей из организма

Многим знакома проблема избыточного накопления солей. Причина этого – не только злоупотребление пересоленной пищей, а недоедание, пагубные привычки, отсутствие движения, недостаток жидкости, генетическая предрасположенность, нарушение метаболизма.Читать дальше

О том, что зелень кладезь полезных веществ наслышан каждый. О её уникальных свойствах и положительном влиянии на организм рассказывает Виктория Бутенко в своей книге «Зелень для жизни».Читать дальше

Польза морковного сока

Всем известно, что свежевыжатые соки очень полезны для человеческого организма. Одним из самых полезных считают морковный сок. И не зря! В морковном соке содержится магний, йод, кальций, фосфор, железо, витамины А и Е. Во всех этих витаминах и микроэлементах ежедневно нуждается наш организм.Читать дальше

Рецепты правильного завтрака

Здоровый завтрак начинается со стакана чистой воды натощак. За ночь наш организм обезвоживается, поэтому жидкость ему просто необходима. В большинстве случаев люди либо забывают об этом, либо просто не знают о данном факте.Читать дальше

Цирроз печени

О нарушении работы печени можно узнать по многим симптомам, которые сопровождают больного. В зависимости от того на каком этапе начнется лечение зависит конечный результат. Благодаря способности регенерации печени на начальном этапе заболевания возможно более быстрое излечение.Читать дальше

Закаливание детей дошкольного возраста

В тысячу раз полезнее предотвратить болезнь, нежели потом лечить ее. Для укрепления иммунитета на первом месте стоит правильное закаливание ребенка.Читать дальше

Что такое пилатес

Выбор системы тренировок — задача нелегкая. Что такое пилатес, фитнес, йога, калланетика — известно далеко не каждому. Многие начинающие обычно полагаются на советы тренера или принимают решение, руководствуясь принципом «интересно и легко». Между тем, каждый комплекс упражнений решает разную задачу и способен как улучшить, так и усугубить состояние. И только одна техника не имеет противопоказаний, ведь создавалась она весьма необычным человеком. Пилатес — путь сильных духом.

Читать дальше

Африка и на сегодняшний день является родиной традиционной медицины. Именно там имеются профессиональные врачи, знахари, которые занимаются лечением больных людей. Более того: в их обязанности входит не только врачевание, но также и диагностика заболевания. Все это связано с тем, что большинство африканских государств не обладает никаким спектром в современной экономике, и, являясь отсталыми, привыкли обходиться без привычных знаний о различных болезнях, применяя народные методы лечения. И об этих методах стоит рассказать.Читать дальше

5 странных диет

Пять самых странных диет в мире. Помогают ли они нашему здоровью или вредят? Уходит вес, или возвращается вновь?Читать дальше

Как быстро избавиться от изжоги

Каждый человек минимум один раз в жизни испытывал изжогу. Это очень неприятно и доставляет массу неудобств.Изжога проявляется жжением в области пищевода. Это происходит из-за попадания кислого содержимого желудка в верхнюю часть пищевода.Читать дальше

shkolazdorovja.ru

Тема 10 ШКОЛА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Тема № 10 ШКОЛА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ЛИЦ С ФАКТОРАМИ Тема № 10 ШКОЛА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ЛИЦ С ФАКТОРАМИ РИСКА. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, К. М. Н. ПУСТАБАЕВА М. С.

Основные направления деятельности школы по формированию у учащихся основ здорового образа жизни Физкультурно-оздоровительное направление.

Основные направления деятельности школы по формированию у учащихся основ здорового образа жизни Физкультурно-оздоровительное направление. Его цель заключается в формировании разносторонней физической подготовленности к включённости в активную физкультурную деятельность, укрепление здоровья и профилактика заболеваний средствами физической культуры, содействие правильному физическому развитию, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам. Реабилитационно-профилактическое. Основная задача данного направления заключается во внедрении медикопсихологических и валеологических требований к построению учебно-воспитательного процесса, имеющего главной целью сохранение и развитие психологического, социального, физического здоровья школьников.

Основные направления деятельности школы по формированию у учащихся основ здорового образа жизни Реабилитационно-профилактическое направление.

Основные направления деятельности школы по формированию у учащихся основ здорового образа жизни Реабилитационно-профилактическое направление. Целью данного направления является внедрение медикопсихологических и валеологических требований к построению учебно-воспитательного процесса, имеющего главной целью сохранение и развитие психологического, социального, физического здоровья школьников. Культурно-просветительное и общевалеологическое направление работы. Задача состоит в осуществление образовательной и просветительной деятельности, имеющей целью формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ среди учащихся, их родителей и педагогов. Экологическое направление осуществляет формирование ответственного отношения детей к природе и своему здоровью, формирование представлений о единстве социальной сущности человека и его биологической природы, привитие навыков экологически оправданного поведения в природе.

Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ в школе 1. 2. 3. 4. 5.

Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ в школе 1. 2. 3. 4. 5. Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т. д. ). Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соответствие санитарным требованиям). Работа по профилактике травматизма. Физкультурные паузы на уроках, разработка комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, нарушения осанки. Работа специальных групп по физическому воспитанию.

Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ в школе 1. 2. 3. 4. 5. Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ в школе 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Валеологическое образование педагогического коллектива, работа постоянно действующего валеологического семинара для учителей, оказание методической помощи педагогам по реализации валеологического подхода к урокам. Работа спортивных кружков и секций, тренажёрного зала. Работа танцевальных кружков (народного и эстрадного танца), группы шейпинга. Работа туристического и экологического клубов, имидж-клуба. Работа факультативов по здоровому образу жизни Индивидуальные консультации психологов для учащихся, учителей, родителей. Психологический тренинг для учителей. Работа лектория для родителей. Темы лекций: «Режим дня школьника» , «Питание и здоровье» , «Профилактика простудных заболеваний» , «Профилактика острых кишечных заболеваний» , «Закаливание детей» , «Культура питания» , «Профилактика детского травматизма» , «Профилактика вредных привычек» , «Влияние конфликтов в семье на здоровье детей» , «Организация досуга детей в семье» и пр.

Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ в школе 1. 2. 3. 4. 5.

Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ в школе 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Индивидуальные консультации врача для учителей и учащихся, разработка системы индивидуальных схем оздоровления. Разработка межпредметного проекта «Планировка пришкольной территории» , «Повестка 21 для школы» . Мероприятия по улучшению интерьера школы, создание уюта в столовой, медкабинете. Внеклассная и внешкольная работа по пропаганде здорового образа жизни. Усиление валеологической составляющей предметов естественнонаучного цикла (прежде всего биологии). Работа по программе профилактики табакокурения и программе полового воспитания. Периодический выпуск газеты «Здоровый образ жизни» . Анкетирование учащихся с целью определения степени сформированности навыков ЗОЖ, изучения отношения учащихся к своему здоровью (по плану диагностических мероприятий).

Программа занятий в Школе формирования здорового образа жизни: 1. Здоровый ребенок – здоровая семья.

Программа занятий в Школе формирования здорового образа жизни: 1. Здоровый ребенок – здоровая семья. 2. Психологические особенности детей дошкольного возраста 3. Здоровое питание детей дошкольного возраста. Витамины. 4. Закаливание детей в возрасте от 3 до 7 лет. Методы закаливания. 5. Физическое воспитание детей в возрасте дошкольников. Двигательная активность ребенка. Комплексы гимнастики. 6. Соблюдение режима дня. Личная гигиена дошкольников. 7. Как сохранить зрение 8. Гигиена полости рта. Профилактика заболеваний полости рта. 9. Особенности гигиены девочек 10. Лекарственные растения на страже здоровья 11. Профилактика заболеваний

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!

present5.com

Приоритетное направление школы – совершенствование системы формирования здорового образа жизни среди обучающихся.

Приоритетное направление школы – совершенствование системы формирования здорового образа жизни среди обучающихся.

«Человек – высший продукт природы. Но для того чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным»

(И.П. Павлов).

Никто не будет спорить с этими словами. Здоровье – это драгоценный дар, который дан человеку. Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы.

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового.

Первые навыки здорового образа жизни ребенок полу­чает в семье. Именно родители учат его мыть руки, чис­тить зубы, делать зарядку. Родители рассказывают ребен­ку о том, что необходимо заботиться о своем здоровье.

Если родители стараются привить ребенку навыки здо­рового образа жизни, то наше общество не всегда заду­мывается над судьбой подрастающего поколения. Извес­тно, что в античные времена юношам показывали непри­глядное поведение пьяного раба, демонстрируя, как опь­янение может довести человека до состояния свиньи.

Обучение ЗОЖ, формирование ценности здоровья в представлениях подрастающего поколения - актуаль­ная задача школы.

Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

  • глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;

  • дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;

  • методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.

Также выделяют основные принципы организации работы ОУ по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни:

Целостность: воспитание основ здорового образа жизни осуществляется в рамках единого процесса вос­питания и формирования личности.

Комплексность: вовлечение в сферу формирования навыков ЗОЖ всех основных институтов социализации школьника (участие школы, семьи, окружения ребенка).

Безопасность: тщательный отбор информации, пре­доставляемой школьнику, и исключение сведений, кото­рые могут провоцировать его интерес к поведению, раз­рушающему здоровье.

Возрастная адекватность: содержание образования в области ЗОЖ базируется на актуальных для конкретно­го возраста потребностях и ценностях и учитывает ре­альные для данного возраста факторы риска.

Социокультурная адекватность: учет свойственных обществу стандартов и норм поведения, в том числе обы­чаев, традиций, связанных со здоровьем.

При обучении подростков основам ЗОЖ ре­комендуется использовать такие формы работы, кото­рые носят преимущественно интерактивный характер и ос­новываются на самостоятельной, творческой де­ятельности самих учащихся.

Проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самосто­ятельности, они выступают в роли разработчи­ков и исполнителей проекта. Эта форма работы позволяет удовлетворить одну из главных по­требностей этого возраста - почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимой деятельности. В результате у школьников фор­мируются универсальные полезные навыки (уме­ние ставить задачи и выполнять намеченное, ра­ционально распределять свою работу, умение со­трудничать и т.д.), а также решаются специаль­ные воспитательные задачи (например, форми­рование негативного отношения к наркотикам).

Дискуссии способствуют формированию личной позиции школьника в отношении той или иной проблемы, которая кажется значимой, интерес­ной. Дискуссия может быть организована в форме «круг­лого стола», ток-шоу, брейн-ринга и т.п. К участию в дис­куссии могут привлекаться родители, а также представи­тели различных профессий - медики, психологи, юрис­ты и т.д. Это сделает дискуссию более интересной и со­держательной. Разновозрастный состав участников помо­жет взрослым и школьникам «услышать» друг друга, по­нять позицию другого.

Игры. Традиционно принято рассматривать игру как ведущую форму деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Между тем игра продолжает сохра­нять свое значение и на последующих возрастных этапах. Так, у старших школьников игра становится формой реа­лизации мотивации достижения и самоопределения. Мож­но использовать ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки конкретных поведенческих схем.

Лекция - самая популярная среди взрослых и самая «нелюбимая» среди учащихся форма работы. Однако при обсуждении ряда тем (например, проблем наркомании) такая форма оказывается необходимой.

Помимо классического варианта лекции могут исполь­зоваться такие формы, как лекция-дискуссия и лекция с обратной связью. Лекция-дискуссия включает не только сообщение материала, но и его обсуждение. При проведе­нии лекции с обратной связью лектор представляет про­блемную информацию, которая затем обсуждается школь­никами в малых группах. Задача групп - не только выска­зать свое отношение к услышанному, но и представить свой вариант решения проблемы.

Таким образом, при обучении школьников основам ЗОЖ необходимо учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения к своему здоровью на разных этапах возраст­ного развития ребенка

Формы работы по формированию ЗОЖ

1. Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:

·        Работа спортивных секций;

·        Открытые уроки учителей физического воспитания;

·        Разработка и соблюдение требований на всех учебных занятиях.

2. Соревнования и спортивные праздники:

·        Спортивные турниры;

·        Спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям;

·        Товарищеские встречи по различным видам спорта;

·        Подготовка сборных команд школы для участия в районных и областных соревнованиях.

3. Туризм, краеведение:

·        Туристические слёты;

·        Общешкольные Дни здоровья;

·        Участие в играх «Зарница» и «Безопасное колесо»;

·        Походы выходного дня;

·        Прогулки на свежем воздухе.

4. Профилактика заболеваний у учащихся и сотрудников школы:

·        Беседы и лекции;

·        Встречи с медработниками;

·        Смотры – конкурсы стенгазет, рисунков, буклетов, презентаций по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, гриппа, наркомании, алкоголизма и табакокурения.

5. Исследовательская работа. Мониторинг.

·        Анкетирование.

·        Диагностика;

·        Подведение итогов внутришкольных соревнований.

Педагогический коллектив нашей школы уже несколько лет работает над задачей сохранения и укрепления здоровья в процессе обучения и во внеурочное время:

  • внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;

  • принципы здоровьесбережения легли в основу учебно-воспитательной деятельности педагогов;

  • с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся, продумывается оформление школы;

  • совершенствуется материально-техническая база, позволяющая вести эффективную и целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни.

Проведённый анализ состояния работы по сохранению здоровья школьников и пропаганде физкультуры и спорта позволил нам определить приоритетные направления работы:

  1. Укрепление и сохранение здоровья школьников через повышение двигательной активности и усиление профилактической работы с учащимися, педагогами, родителями.

  2. Создание условий для внедрения технологий здоровьесбережения учащихся.

  3. Совершенствование школьного питания.

  4. Диагностика и мониторинг результатов работы по сохранению здоровья школьников.

  5. Информационное и методическое сопровождение работы по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни.

Говоря о здоровом образе жизни, на первое место следует поставить двигательную активность. Увеличение двигательной активности обеспечивается за счёт проведения мероприятий, ставших в школе традиционными:

  • утренняя зарядка;

  • физкультурные минутки во время уроков;

  • динамические паузы и подвижные игры во время перемен;

  • Дни здоровья, семейные спортивно-оздоровительные праздники; «Веселые старты»;

  • экскурсии и походы по окрестностям;

  • соревнования «Школа безопасности»;

  • военно-спортивная игра «Зарница»;

На базе школы функционируют кружки и секции: волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика.

Ведущая роль работе по сохранению здоровья школьников отведена медицинским работникам, учителям физической культуры, кл. руководителям. Ведётся работа с родителями и учащимися: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, тематические педсоветы и классные часы. Темы проводимых мероприятий разнообразны:1 класс - «Первые трудности обучения»; «Адаптация первоклассников»; 4 класс - «Трудности перехода в среднее звено»; 11-й класс - «Рекомендации по подготовке к ЕГЭ». Будущие первоклассники - «Психологическая готовность к школе», «Учимся отдыхать».

Ежегодно проходят открытые родительские собрания по темам: « Здоровье наших детей», «Здоровая семья – здоровый ребенок». Традиционными стали единые Дни здоровья.

Классными руководителями и медицинскими работниками проводятся беседы о здоровье, выпускаются буклеты по профилактике детских простудных заболеваний и травматизма, пропаганде здорового образа жизни. Неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании. В школе ведётся большая работа по предупреждению данных социальных явлений.

При построении образовательного процесса учителя учитывают особенности класса; соблюдаются гигиенические и психолого-педагогические условия проведения урока, функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, используются приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создаются условия для самовыражения учащихся; используются разнообразные виды деятельности, внедряются здоровьесберегающие образовательные технологии, личностно-ориентированные, уровневой дифференциации обучения.

В процессе обучения решается задача по формированию у школьников необходимых компетенций по здоровому образу жизни и по овладению теоретическими знаниями и практическими навыками.

Система диагностики и мониторинга является составной частью работы по здоровьесбережению. Фельдшером проводится мониторинг физического здоровья учащихся по итогам ежегодного медосмотра, результаты которого говорят о снижении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями. С другой стороны, появляются проблемы, приобретенные в процессе обучения (сколиоз, близорукость). Для их преодоления результаты медосмотра с рекомендациями о консультации специалистов доведены до сведений родителей.

За три года отмечена положительная динамика по снижению заболеваемости школьников.

Целью работы по совершенствованию правильного питания стало создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного питания. Для организации питания в школе имеется столовая. Проводятся мероприятия, направленные на повышение культуры питания, обеспечение санитарно-гигиенической безопасности.

Закончить свое выступление хочется словами великого русского педагога В.А.Сухомлинского: «Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека!»

multiurok.ru

Формирование ЗОЖ в современной школе

Формирование основ здорового образа жизни в современной школе

Лукичева Татьяна Анатольевна

МБОУ «СОШ № 41 г.» Белгород

Укрепление и сохранение здоровья школьников и приобщение их к здоровому образу жизни - это одна из задач современной педагогики. В настоящее время в отечественной науке существуют разнообразные подходы к определению понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». В официальных документах Всемирной организации здравоохранения, под понятием «здоровье» понимается состояние физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Французский философ Мишель Монтень утверждает: «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». Таким образом, каждый человек должен дорожить и сохранять свое здоровье.

Известно, что основными факторами здоровья современного школьника являются генетические факторы, экология, условия проживания, материальный достаток в семьи, медицинская помощь. Сам человек должен иметь активную позицию по отношению к собственному здоровью и прикладывать постоянные усилия для его сохранения и укрепления. Передать знания ребенку о здоровье и здоровом образе жизни учителю возможно лишь тогда, когда он сам владеет знаниями о здоровом образе жизни [5, с.3].

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)- комплекс оздоровительных мероприятий, форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности, который проявляется в двигательной активности, закаливающих процедурах, соблюдении режимов питания, сна, труда и отдыха, отказе от вредных привычек, умении управлять собой, своими эмоциями и своим здоровьем [3, с.179].

Здоровый образ жизни не может появиться сам по себе, он формируется у человека в результате определенного педагогического воздействия и влияния семьи. Поэтому надо больше уделять внимание профилактической работе с обучающими в плане пропаганды здорового образа жизни и осознанного отношения учащихся к сохранению собственного здоровья.

С переходом из класса в класс ухудшается здоровье школьников. Число здоровых детей за период обучения с 1 по 8 класс уменьшается в четыре раза. Если в первом классе обучается 25% здоровых детей, то в третьем их – 19%, в девятом 9 %, а в одиннадцатом- 6 %. Обучающие страдают различными хроническими заболеваниями, повышенным давлением, нарушением осанки, наблюдается снижение зрения [4, с.4].

Одна из причин этого: нездоровый образ жизни семьи, отсутствие режима труда и отдыха, неполноценное питание. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения и отдельно каждого ребенка- это комплексная проблема системы образования и отдельно взятой школы, ее грамотного взаимодействия с семьей и др социальными институтами. Именно в школьном возрасте формируется база здоровья на всю дальнейшую жизнь и имеющие проблемы со здоровьем или вредными привычками могут быть успешно преодолены.

В настоящее время особую опасность представляет гипокинезия (недостаток движения), которая влияет на работоспособность школьника, способствует росту заболеваниям, подрывает физические и духовные силы ребенка. Состояние человека зависит от многих факторов, среди которых – образ жизни. Занятие физической культурой и спортом - вот одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни. Спортивные занятия помогают обучающимся снять утомление после интеллектуальной деятельности, что способствует физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья

Спорт и физические упражнения не только непосредственно влияют на растущий организм ребенка, но и приобретают особо важное значение в формировании привычек здорового образа жизни. Совсем непросто привлечь детей и подростков к регулярным занятиям спортом и увлечь идеей здорового образа жизни. Старые подходы решения этих проблем, основанные на принуждении, безвозвратно ушли в прошлое. Выходом из создавшей ситуации заключается в формировании у детей и подростков нравственных ценностей и идеалов культуры здоровья. Необходимо изменить подходы в организации оздоровительной работы с помощью первичной профилактики- формирования у школьников знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

Для того чтобы хорошо учиться и преодолевать все трудности школьной жизни, ребенок должен быть здоров. Поэтому, одна из главных проблем школьного современного образования состоит в том, чтобы помочь обучающемуся осознать, что здоровье – это главная ценность человека, которую надо беречь и ценить начиная с раннего возраста. Научить ребенка жить в гармонии с собой, справляться со стрессами и учебными нагрузками, не исчерпывая при этом ресурсы своего здоровья.

Формирование основ ЗОЖ связано с духовно- нравственным воспитанием, личностным развитием воспитанника, культурой межличностного общения [1,с.38-39]. Быть здоровым- это стремление любого человека. Только духовно развитый и здоровый человек счастлив: он получает удовольствие от жизни, ценит ее, самосовершенствуется, достигая удовлетворения от учебы и работы.

Необходимо обратить внимание на следующие факторы риска у детей и подростков: малоподвижный образ жизни, ожирение, курение. Потребность у младших школьников в среднем равна 21- 24 тысяч шагов в день. Активность у школьников начальных классов значительно меньше нормы, вследствие напряженной работы или длительного пребывания в неудобной позе за партой вызывают у ребенка неприятные ощущения, которые проявляются в снижении дисциплинированности и повышении двигательной активности.

Для того чтобы предупредить или снять утомление у детей и повысить работоспособность на уроке, необходимо проводить учителю физкультурные минутки и паузы. Сочетание физической и умственной активности снимет психоэмоциональное напряжение у школьников. Для того чтобы преодолеть двигательный голод, следует соблюдать режим дня, выполнять утреннюю гимнастику, совершать пешие прогулки, принимать участие в подвижных играх на свежем воздухе, принимать посильное участие в общественно- полезном труде.

Особо следует обратить внимание на эмоциональный аспект здорового образа жизни ребенка. Данные технологии помогают воспитанникам поддерживать эмоциональное равновесие, умение контролировать свои эмоции.

Список литературы:

  1. Абаев А.М. Здоровьесберегающий подход к изучению и формированию образовательной среды// Педагогика 2012.№ 3

  2. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия/ Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова.-Волгоград:Учитель, 2012.

  3. Здоровьесберегающие педагогические технологии/ А.М. Митяева,-М. Академия, 2008.

  4. Педагогическая валеология/. Кукушин В.С.- М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д, 2005.

  5. Торыбаева Ж.З. О педагогических технологиях формирования здорового образа жизни школьников// Педагогика -2012. № 5

  6. Формирование здорового образа жизни.5-11 классы: классные часы/Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева.- Волгоград: Учитель, 2007

doc4web.ru

Социальный проект “Школа за здоровый образ жизни”

Социальный проект

“Школа за здоровый образ жизни”

Цель проекта: воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека, общества, государства, основы эффективного получения достойного образования, залога комфортной, духовно наполненной жизни, продуктивной деятельности.

Задачи:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью;

  • адаптация выпускников к жизни в обществе;

  • разработать рекомендации, поддерживающие эмоциональное и физиологическое здоровье ученика и учителя;

  • привлечь внимание учеников и педагогов к сохранению здоровья;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Нормативно правовая база проекта

В основу проекта легли реализуемые на территории Нижегородской области комплексные целевые программы “Здоровое поколение”, “Развитие физической культуры и спорта”, “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту”, социальный проект “Мой город без наркотиков”.

Рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья может меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека лежит в основе нашего проекта “Школа – территория здоровья”.

Процесс обучения и формирования здорового образа жизни в нашей школе осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям:

  • формирование валеологической грамотности;

  • внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения;

  • организация оздоровительной работы в учебное и внеучебное время.

Проект внутренний, средней продолжительности, групповой.

Планируемый продукт проекта: здоровьесберегающие листовки для учеников и “мини-справочник по методам быстрого снятия эмоционального и физического напряжения” для учителей и родителей.

Актуальность проекта заключается в том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд.

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание.

По мнению специалистов, даже если дети двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не даст.

По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на 4 и 5, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 -3 часов; ученик шестиклассник – 3-4 часа, старшеклассник 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки…

Малоподвижный образ становится нормой, как для детей, так и для взрослых.

В достаточной мере этому помогает и компьютеры. Сегодняшней компьютерный день среднестатистического ребенка, - это 2-3 часа неподвижности у монитора, усталость органов зрения, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия и т.д.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ученик, который ведет такой образ, имеет проблемы со здоровьем, появляются стойкие трудности в учении.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

Именно это обстоятельство побудило к исследовательской деятельности в этой сфере с целью определения условий сохранения здоровья учителей, учеников и их родителей.

План проведения проекта:

Этап

Деятельность учителя и учеников

Время

1

Вводная часть

  • выбор наиболее важной проблемы и ее осознание

  • формулировка основополагающего вопроса

  • выдвижение гипотез решения

  • формулировка проблемных вопросов

  • создание рабочей группы

1 неделя

2

Теоретическая часть работы группы:

  • анализ литературы по проблеме

  • поиск информации в Интернете

  • изучение мнения СМИ по проблеме

  • анализ телепрограмм

  • изучение материалов психолого-валеологической службы школы по проблеме

2 недели

3

Практическая часть работы группы:

  • интервью с медицинским персоналом школы

  • день со специалистами-медиками школы

  • составление вопросов анкет для учителей, учеников, родителей

  • анкетирование и обработка результатов

  • анализ полученных данных, формулирование выводов

  • подбор материала из различных источников информации о возможных способах сохранения здоровья

  • определение продукта проекта

2 недели

4

Оформительская и презентетивная часть работы:

  • выставка рисунков “Мы выбираем здоровье!!!”

  • агитбригада “Расти здоровым!!!”

  • статья в школьной газете “Здоровье – это здорово!!!”

  • конференция “Как сохранить здоровье?” с привлечением специалистов

  • здоровьесберегающие листовки для учеников и “мини-справочник по методам быстрого снятия эмоционального и физического напряжения” для учителей и родителей

  • презентация результатов работы

1 неделя

5

Предполагаемый результат

1 неделя

Содержание проекта

  1. Вводная часть проекта

Чтобы выявить причины показателей заболеваемости и составить ряд рекомендаций, поддерживающих здоровье учителей, учеников и их родителей была сформирована рабочая группа.

Планируя работу проекта, были определены индивидуальные планы работы каждого в группе по своей исследовательской задаче:

  • по анализу теоретической части проблемы;

  • по составлению вопросов анкеты, которые в среде учителей, учеников и родителей вызывают наибольшие дискуссии;

  • по обработке данных анкет;

  • по подбору рекомендаций, позволяющих поддерживать здоровье;

  • по оформлению продукта проекта;

  • по подготовке презентации проекта.

Цель проекта - определение условий для сохранения здоровья учителей, учеников и родителей нашей школы. Для этого было проведено теоретическое и практическое исследование.

  1. Теоретическая часть (анализ фактов)

Теоретическое исследование содержит сведения, необходимые для определение условий сохранения здоровья учеников и учителей.

Изучив теоретическую часть по проблеме, используя Интернет, СМИ, радио и телевидение, были определены причины снижения уровня здоровья детей и взрослых: малоподвижный образ жизни, накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. В 13 лет повышение давления до 130/80 – распространенное явление. Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией. По данным российских ученых 73% школьников не устраивают перерывы между приготовлением уроков. 30-40% детей имеют избыточный вес. По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью?

  1. Практическая часть

Практическая часть исследования проводилась среди учеников 6-х классов, их родителей и учителей-предметников, работающих с этими классами. Возраст учащихся 11-13 лет, учителей 30-55 лет.

Определение условий для сохранения здоровья учеников и учителей мы начали с изучения показателей заболеваемости среди учеников и учителей нашей школы. В интервью с медицинским персоналом школы было выявлено следующее: на вопрос, с какими болезнями к вам чаще всего обращаются, ответ был таков: “…чаще всего к нам обращаются с вирусными заболеваниями…”.

  • - Сколько примерно человек к вам обращается в день?

  • - Примерно в день к нам заходит по 10 учащихся. Не считая детей, которые идут на прививки…

  • - Как часто и с какими жалобами к вам обращаются учителя?

  • - …учителя обращаются к нам довольно часто, в основном с повышенным давлением…

  • - Сколько за год учителей и учеников болеют по справке?

  • - …Если округлить, то примерно 450 учеников и учителей…

Проведя день с медиками, мы увидели, что наиболее частая жалоба с которой обращаются ученики – головная боль, учителя – повышенное давление.

Следующим этапом работы стала разработка вопросов анкет для учителей, учеников , их родителей с учетом актуальности проблемы.

Составляя вопросы анкеты для учителей, были учтены возрастные данные педагогов, педагогический стаж, общий уровень здоровья и болезни, связанные с педагогической деятельностью. Отдельные вопросы были направлены на выявление занятий, которые педагогам помогают поддерживать себя в стабильном физическом и эмоциональном состоянии, а также пожелания по сохранности здоровья.

  • При обработке данных анкеты было выявлено:

  • более половины педагогов считают себя относительно здоровыми;

  • учителя стараются не пользоваться “больничным”;

  • основным фактором, негативно влияющим на здоровье были отмечены:

  • 1 - стресс,

  • 2 - повышенное давление

  • 3 - нерациональное питание,

  • 4 - низкая физиологическая активность;

  • 80% опрошенных связывают свои заболевания с педагогической деятельностью;

  • только около половины учителей-предметников питается в школьной столовой;

  • лишь 32% учителей уделяют внимание своему физическому здоровью: активно занимаются спортом, делают утреннюю гимнастику, гимнастику для глаз или другие виды упражнений;

  • настроение педагогов, идущих на работу разнообразное: позитивное, нормальное, рабочее, в зависимости от общего самочувствия, удовлетворительное;

  • настроение после работы – уставшие, и даже очень уставшие, но довольные;

  • в каникулы настроение педагогов – у всех хорошее;

  • ответы на вопрос об условия в пределах школы, помогающих учителю в рабочее время сохранять работоспособность, хорошее настроение и даже здоровье в основном сводились к общим пожеланиям – доброжелательная атмосфера; терпимое отношение друг к другу; побольше позитива, меньше негатива; хорошая комната отдыха для учителей; чай, кофе между уроками; оздоровительная группа для учителей; материальное стимулирование; сначала надо думать – а потом говорить; доступность в работе с компьютером;

  • ассоциации при упоминании слова “здоровья” следующие: хорошее самочувствие, здоровый образ жизни, ничего нигде не болит, здоровый сон, бодрость, высокая работоспособность, хорошее питание и отдых;

  • о рецептах поддержания здоровья: позитивное настроение; движение жизнь, занятия спортом, ни куда не торопиться, позитивный настрой, фрукты, сладости, занятие любимым делом, погулять на природе, шопинг по магазинам, получать удовольствия, не забивать голову мнимыми проблемами.

Проведенное анкетирование выявило проблемы, связанные со здоровьем учителей:

При обработке данных анкеты для учеников было выявлено:

  • на вопрос, считаешь ли ты себя здоровым человеком - 67% учащихся ответили - да, 9% - нет, 24% - не очень;

  • часто болеют – 57%

  • основным фактором, негативно влияющим на здоровье, были отмечены:

  • несоблюдение режима дня

  • нерациональное питание

  • стресс

  • иные факторы - учеба, плохой сон;

  • наибольшее количество опрошенных беспокоят проблемы связанные с повышенной утомляемостью, головной болью и плохим сном;

  • с учебной деятельностью связывают такие заболевания как – снижение зрения, утомляемость, головная боль, плохой аппетит, плохой сон;

  • ответы на вопрос об условия в пределах школы, помогающих ученику в учебное время сохранять работоспособность, хорошее настроение и даже здоровье таковы: меньше домашнего задания, прогулки, разминки, больше уроков физкультуры, тишина в классе, побольше отличных отметок;

  • ассоциации при упоминании слова “здоровья” следующие: это когда человек здоров, спортивная жизнь, не болеть, питание, хорошее настроение, хорошее самочувствие, режим дня, долгий сон;

  • о рецептах поддержания здоровья ученика: заниматься спортом, активно двигаться, делать зарядку, рано ложиться спать, правильно питаться, тепло одеваться.

Полученные результаты анкетирования учащихся свидетельствуют о том, что негативное влияние на здоровье оказывают:

  • несоблюдение режима дня (итог – плохой сон, недосыпание)

  • нерациональное питание

  • низкая физиологическая приспособляемость к стрессу.

Наиболее распространенное заболевание среди учеников – головная боль и повышенная утомляемость.

По мнению родителей, основными факторами, негативно влияющими на здоровье ребенка, являются: несоблюдение режима дня, перегрузка домашними заданиями, мало времени для отдыха, низкая физическая активность. На вопрос, что вы предпринимаете для сохранения здоровья вашего ребенка, ответы следующие: регулярное, правильное питание, прием витаминов, соблюдение режима дня.

Задача следующего плана проекта – подбор материала из различных источников информации о возможных способах сохранения здоровья и поддержания оптимистического жизненного настроения. Также был определен продукт проекта, в котором будет содержаться подобранная информация – здоровьесберегающие листовки “Береги здоровье смолоду!!!” , для учащихся и “Мини - справочник по методам быстрого снятия эмоционального и физического напряжения” для учителей и родителей.

Затем искомая подобранная информация была положена в основу листовок и “мини – справочника”

  1. Оформительская и презентативная часть работы

Последними этапами проекта являются: оформление и презентация.

Презентативная часть представлена выставкой рисунков “Мы выбираем здоровье!!!”, статьей в школьной газете “Здоровье – это здорово!!!”, электронной презентацией, здоровьесберегающими листовками “Береги здоровье смолоду!!!” и “Мини – справочником по методам быстрого снятия эмоционального и физического напряжения” для учителей и родителей, практические советы которых помогут в какой-то степени сохранить здоровье и улучшить настроение.

При оформлении листовок и мини-справочника учитывались: четкость и размер шрифта, доступность информации по применению к действию.

В презентативную часть вошло выступление агитбригады “Расти здоровым!!!” с целью дать ученикам представление о здоровом образе жизни, помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровым.

Презентация “продуктов” проекта проходила на конференции “Как сохранить здоровье?” с привлечением учащихся 5-х, 6-х классов, их родителей, учителей и специалистов. Ребенок-школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок подрастает в такой семье, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами.

На конференции родителям было предложено составить собственный свод из 10 заповедей здоровья. Сначала все работали индивидуально, а потом выработался обобщенный перечень из 10 заповедей. В ходе дискуссии решался вопрос о том, что родители могут предпринять по соблюдению детьми рецепта долголетия. Результат получился следующий:

“Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия”:

  • Соблюдать режим дня

  • Ежедневная утренняя зарядка

  • Здоровое питание

  • Прогулки на свежем воздухе

  • Полноценный сон

  • Занятия спортом

  • Одежда по сезону

  • Меньше стрессов, больше юмора

  • Долой вредные привычки

  • Жить в мире и согласии со своей семьей

  1. Предполагаемый результат

  • Снижение уровня заболеваемости среди учащихся и учителей;

  • Формирование у учащихся представления об общих человеческих ценностях, здоровом образе жизни;

  • Вовлечение учащихся в спортивные секции.

http://festival.1september.ru/articles/519424/img5.jpg

http://festival.1september.ru/articles/519424/img4.jpg

www.metod-kopilka.ru

Школа здоровья | О здоровом образе жизни

Школа здоровья

Screenshot_11    Школа Здоровья — это школа, созданная для ПРАКТИЧЕСКОГО овладения навыками Здорового Образа Жизни.Раздел создан для людей, которые заботятся о своём здоровье и здоровье родных и близких. Здоровье — величайшая ценность! Мы не обращаем внимание на свое здоровье пока оно есть. А при заболевании надеемся на чудодейственные таблетки, лечебные процедуры, травы, знахарей. Многие продолжают курить, злоупотреблять алкоголем, при этом сохраняется образ жизни,который привел к недугу. Медицина может помочь справиться с болезнью. Но вернуть свое пошатнувшееся здоровье люди могут сами, изменив образ жизни. Главное, чтобы не было поздно.  А что нужно делать, чтобы быть здоровым? Не теоретически, а практически? И кто он такой — ЗДОРОВЫЙ человек? Только ли тот, у которого ничего не болит?    Как говорила Фаина Раневская:«Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте». Понятие здоровья делят на две составляющие: духовное здоровье и физическое. Духовное здоровье человека зависит от способности выстраивать свои взаимоотношения с людьми, способности анализировать создавшуюся ситуацию и прогнозировать её исход и на основе этого строить модели своего поведения. Жизненная активность, естественное питание, умение совмещать отдых, работу, физический и умственный труд становятся основой здорового человека. Школа Здоровья – это набор методов индивидуального и массового влияния на население, направленное на увеличение уровня их знаний, информированности  по профилактике заболеваний и улучшения качества жизни,сохранению здоровья.   Каждый  человек получает совершенный организм. Организм имеет  хороший запас прочности (чем мы  пользуемся, но не всегда рационально), во-вторых, имеет  природные  способности к восстановлению (чем мы, к сожалению, пользуемся очень редко).    Что же необходимо сделать для того, чтобы быть здоровым!   Первый шаг к оздоровлению — это брать ответственность за развитие болезни на себя. Если человек хочет изменить свое состояние, главное, что должен понять — это то, что причиной своего состояния является только ОН, его личное видение жизни  и менять СВОЕ отношение к жизни, СВОЙ образ жизни.  Найти для себя ответ — ЗАЧЕМ МНЕ ЗДОРОВЬЕ ? Что дальше? Цель  Школ Здоровья — научить управлять своим организмом и уметь доводить его до  такого состояния, при котором  процессы подчиняются методикам  и здоровье поддерживается самим организмом на должном уровне. А мы помогаем овладеть такими методиками и учим ими грамотно пользоваться. Другими словами, Школа Здоровья — это школа, в которой все  желающие  обучаются практическим способам  ухода за своим здоровьем.  Мы считаем, что каждый  человек имеет право быть здоровым и молодым как можно дольше. А, чтобы сделать правильный выбор, большинству людей просто не хватает знаний о первопричинах того, ЧТО и ПОЧЕМУ так происходит.

  Здоровье должно быть заразительно и передаваться от хорошего человека хорошему.• Почему не помогают популярные  БАДы, чаи, таблетки от похудения, даже если постоянно, пунктуально  следовать всем предписаниям и инструкциям?• Как разобраться в бесчисленных  советах  о правильном питании? Ведь они частенько противоречат друг другу!!!• Какое влияние оказывают продукты на Ваше самочувствие? Ведь потребности  организма нужно правильно восполнять?• Каким образом,и в полном соответствии с правилом «Не навреди» бороться с лишним весом?• В какой степени доверять народной медицине? Как это проверить?• Какой вес является идеальным?  Как определить его лично для себя, с учетом возраста?• Каким же образом, реально, получить достойный внешний вид и что для этого надо сделать?Вопросы задают люди, впервые пришедшие на занятия «Школы здоровья». Информации по различным методам оздоровления и очищения, действительно много, порой и непроверенной. Многие начиная самостоятельный путь оздоровления,часто убеждаются, что решить проблемы здоровья  не удается. Но, к результату  можно прийти, изменив осознанно образ жизни, привычки питания. При многостороннем подходе к улучшению своего здоровье, у человека просто меняется жизнь. Она становится радостной от того состояния, к которому Вы пришли. Здоровый образ жизни — это действия самого человека, методики, комплексные программы, образ мысли на другом уровне.

Поделиться ссылкой:

greateastsiberia.ru

Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ

Дипломная работа

Тема: « Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ ».

Содержание.

Введение.

Глава I . Обзор литературы.

1.1 Понятие здоровья. Общее представление о ЗОЖ.

1.2 Главные факторы здоровья.

1.3 Значение занятий физическими упражнениями для здоровья человека.

1.4 Обобщение опыта работ ведущих специалистов-практиков.

Глава II . Организация и методы исследования.

2.1 Организация исследования.

2.2 Методы исследования.

Глава III . Результаты исследования и их обсуждения.

3.1 Результаты тестирования.

3.2 Результаты анкетирования

Выводы.

Заключение.

Литература.

Приложение..

Введение.

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым.

Обычно молодые люди не склонны ,всерьёз ,задумываться о здоровье даже когда они вдруг заболевают. Да в молодости всякие неприятности, в их числе и болезни воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и не заслуженное. Но в том то к сожалению и дело, что большинство болезней именно заслуженны.. А первые шаги делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когда перестают дружить со спортом и физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. А здоровье-то, как и честь, нужно беречь смолоду.

Цель данной дипломной работы – исследовать особенности основ здорового образа жизни у учащихся среднего школьного возраста.

Объект исследования – процесс физического воспитания с помощью факультативных занятий.

Предмет – особенности формирования ЗОЖ у детей среднего школьного возраста.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба, бег и т.д. должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, работоспособность, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным – малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии заболеваний органов пищеварения, приводит к ожирению. Особенно тревожно обстоит с этим дело у детей. Ожирением страдает каждый десятый ребенок. Тут в пору и колокола бить.

Актуальность темы состоит в том, что исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах у 85% учащихся является слабое здоровье или физические недостатки.

Гипотеза – Мы предполагаем, что введение экспериментальной программы «ЗОЖ» значительно повысит уровень мотивационно-ценностных ориентаций, уровень физической подготовленности у учеников среднего школьного возраста.

В дипломной работе поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме.

2. Изучить проблему здоровья, ЗОЖ.

3. Обобщить опыт работы ведущих специалистов-практиков на основе публикаций в журнале «Физическая культура в школе».

4. Выявить по средствам анкетирования отношение учащихся к ЗОЖ.

5. Выявить посредством президентских тестов уровеь физической подготовленности.

В работе использовались следующие методы:

1. Ретроспективное изучение литературных источников.

2. Обобщение опыта работы ведущих специалистов-практиков.

3. Анкетирование.

4. Тестирование

Глава I . Обзор литературы.

1.1 Понятие здоровья. Общее представление о ЗОЖ.

1.1.1 Понятие здоровья

Здоровье – одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества. Но не всегда люди чётко представляют, Что означает понятие «здоровье». Следует ли считать человека здоровым, если у него в данный момент нет каких либо острых или хронических заболеваний или он чувствует себя здоровым, подразумевая при этом, что у него нет не только жалоб на болезни, но есть нечто большее: ощущение некоего физического благополучия и связанное с этим убеждение в своей способности противостоять самой опасности заболеть?

Здоровье – это не только отсутствие болезни. Медицинская формула «практически здоров» подчёркивает нетождественность этих понятий. Специалисты спортивной медицины также не склонны ставить между ними знак равенства. По С.Б. Тихвинскому, существует несколько «градаций здоровья». Оно считают, что обследуемый может быть абсолютно здоровым, здоровым или практически здоровым. Абсолютно здоровых людей очень мало, но они есть. Абсолютно здоров тот, у кого все органы или системы функционируют в равновесии с окружающей средой и в них отсутствуют болезненные от5клонения. В то же время В.М. Шубик и М.А. Левин отмечают, что здоровье – понятие весьма относительное: «при тщательной проверке у многих обнаруживаются незначительные, а иногда и более серьёзные отклонения, которые в обычных условиях не проявляются в субъективных ощущениях». Действительно, хорошее самочувствие не всегда свидетельствует о хорошем здоровье. Некоторые тяжёлые заболевания (туберкулёз, злокачественные новообразования) обнаруживаются случайно при медицинских осмотрах на фоне вполне хорошего самочувствия. Объективными показателями здоровья служат данные стетоскопии, результаты клинических, физиологических, биохимических исследований.

Диагноз «практически здоров» по мнению С.Б. Тихвинского, обозначает такое соотношение организма, при котором определенные патологические сдвиги не влияют на трудоспособность в конкретной профессии. Существует понятие и «динамическое здоровье» характеризующееся адаптационными возможностями организма. Вопрос об адаптационной возможности человеческого организма рассматривается в работе С.Б. Тихвинского и С.В. Хрущёвой «Детская спортивная медицина»: «Основным компонентом механизма общей адаптации является мобилизация энергетических ресурсов, пластического резерва и всех защитных способностях организма». Логично было бы предположить, что здоровыми могут быть признаны только те люди, которые обладают хорошим динамическим здоровьем.

Со времён Гиппократа и Авиценны предложено несколько десятков определения понятия «здоровье». Имеется и несколько определений, носящих официальный характер (Большая Советская Энциклопедия, устав ВОЗ). По определению БСЭ, «здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешиванием с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». И далее: «Здоровье человека определяется комплексом биологических и социальных факторов». Большая медицинская энциклопедия даёт сходное определение: «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения... В понятие здоровья вкладываются не только абсолютные качественные, но и количественные признаки, поскольку существует понятие о степени здоровья... В понятие здоровья входит и социальная полноценность человека».

Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения России предложило более конкретное определение здоровья: «здоровье – отсутствие болезней и повреждений, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды.

В медицинской энциклопедии различается здоровье населения и здоровье индивидуума. Причем здоровье населения рассматривается как понятие статистическое и характеризующееся комплексом демографических показателей (рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни).

Вероятно, ни одно из определений здоровья нельзя признать окончательным. Отсутствие интегрального количественного показателя здоровья вынуждает оценивать его по определённым компонентам, набор которых ещё нуждается в уточнении.

Помимо понятий «здоровье» и «болезнь» некоторыми учёнными, такими как И.И. Брехшан, вводится понятие «третьего состояния». «Состояние человека, промежуточное между здоровьем и болезнью, совмещает в себе и то и другое». Это так называемое «третье состояние». К людям, находящимся в третьем состоянии, И.И. Брехшан относит людей, подвергающихся вредным химическим воздействиям; людей регулярно потребляющих алкоголь; людей пренебрегающих правилами здорового и правильного питания, лиц с тенденциями к гипотонии и гипертонии и т.д. По мнению И.И. Брехшана, «больше половины всей популяции людей находится в третьем состоянии». Оно имеет ряд существенных отличий, как от здоровья, так и от болезней. Если последняя продолжается сутки, недели, месяцы и редко дольше, то третье состояние сохраняется годы, десятилетия и даже всю жизнь... В третьем состоянии «истоки всех болезней». Умение распознать и ликвидировать третье состояние – одна из важнейших задач медицины.

1.1.2 Общее представление о ЗОЖ.

Человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное влияние. К ним прежде всего следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности пита­ния; неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки; отяг­чённая или неблагополучная наследственность; низкий уровень медицин­ского обеспечения и др.

Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего -на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на эко­логию (20%), наследственность (20%), медицину (10%) (т. е. на независя­щие от человека причины). В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отво­дится правильно организованной двигательной активности, которая со­ставляет около 30% из пятидесяти.

mirznanii.com


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность