НОВОСТИ |
Классный час в 10 классе "Мы за здоровый образ жизни". Сообщение здоровый образ жизни 10 классУрок на тему "Здоровый образ жизни". (10 класс)Тема: здоровый образ жизни. Цель урока: Профилактика вредных привычек Задачи урока. Образовательная: Познакомить обучающихся с определением понятия «вредные привычки», описать процесс формирования вредных привычек. Учащиеся должны знать о последствиях курения, алкоголизма, наркомании. Знать о том, что вредные привычки приравниваются к заболеваниям и трудно поддаются лечению. Воспитательные: создать условия для усвоения морально – этических норм, обеспечивающих личностный моральный выбор (культура здорового образа жизни, отказ от курения, употребления алкоголя и наркотиков), а так же продолжать формирование сознания необходимости сохранения собственного здоровья, понимания несовместимости принятия алкоголя и здорового образа жизни. Развивающие: Продолжить формирование коммуникативных навыков, умений выражать свои мысли. Развитие монологической речи, навыков взаимопроверки. Продолжить развивать умения слушать, выделять главное, отвечать на проблемные вопросы. Развивать познавательный интерес к предмету посредством дополнительных сведений. Создать условия для формирования коммуникативных компетентностей посредством: групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки. Методы и приемы: словесные методы: беседа, слово учителя; метод мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций) и стимулирования интереса к учению; наблюдение; самостоятельная познавательная деятельность учащихся; практический метод; создание ситуации успеха. Тип урока: рассказ, беседа. Оборудование: Компьютер, проектор, электронный урок. Технологическая карта урока 1Самоопределение или мотивация к деятельности - Приветствие учащихся.- Настрой на рабочий лад. положительный эмоциональный настрой на урок Дети строятся, доклад дежурного. Проверяю домашнее задание по строевой подготовке. Проверяют наличие принадлежностей. Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации 2 Актуализация к деятельности Проверка домашнего задания (можно поделить на 2 этапа или поменять местами данные этапы)
Какое влияние оказывает на здоровье человека курение, алкоголь, наркотики, токсикомания. Решают тесты на повторение. 1. Что понимаем под здоровьем? Определение здорового образа жизни. Составляющие здорового образа жизни режим дня, питание, Двигательная активность, закаливание, сон.
Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами 3 Целеполагание (Постановка учебной задачи) Изучаем вопросы : Какое влияние оказывает на физическое здоровье и умственное развитие школьника вредные привычки. Почему вредные привычки не совместимы с спортом. Может ли с вредными привычками достичь высоких результатов в спорте? Приведите пример знакомого почему бросил курить. -отвечают по цепочке Регулятивные УУД: - развитие памяти и логического мышления: Регулятивные УУД: - актуализация знаний и сведений 4 Открытие нового Изучаем вопросы: : Какое влияние оказывает на физическое здоровье и умственное развитие школьника вредные привычки. Почему вредные привычки не совместимы с спортом. Может ли с вредными привычками достичь высоких результатов в спорте? Приведите пример знакомого почему бросил курить. Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока. Работают с предложенным материалом Регулятивные УУД: - развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; - развитие логического мышления Познавательные УУД: - умение делать выводы на основе посылок; - умение кратко формулировать мысль; Коммуникативные УУД: - умение работать с источником информации; - формирование владения монологической и диалогической формами речи. - умение работать в паре 5 Физминутка Выполняют упражнения 6 Открытие нового Отвечают на вопросы: : Какое влияние оказывает на физическое здоровье и умственное развитие школьника вредные привычки. Почему вредные привычки не совместимы с спортом. Может ли с вредными привычками достичь высоких результатов в спорте? Приведите пример знакомого почему бросил курить. Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока. Работают с предложенным материалом Регулятивные УУД: - развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; - развитие логического мышления Познавательные УУД: - умение делать выводы на основе посылок; - умение кратко формулировать мысль; Коммуникативные УУД: - умение работать с источником информации; - формирование владения монологической и диалогической речи; 5 Закрепление материала через групповую, самостоятельную или индивидуальную работу Читают по учебнику отвечают на вопросы параграфа. Создание кластера - отвечают на вопросы, делают записи в тетради индивидуально -обсуждают в парах. групповая работа, работа в парах 6 Рефлексия и самоанализ (Возвращение к поставленным в начале урока вопросам-целям и анализ уч-ся их работы по ним) Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Как бы вы оценили свою работу? -отвечают на вопросы - выставляют оценки. 7 Домашнее задание Составить Синквейн на тему: Вредные привычки, Здоровье Работают в дневниках Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации :infourok.ru Программа Здоровый Образ Жизни (10-11) классДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБУВИ И МАРКЕТИНГА» Программа по профилактике вредных привычек и формированию навыков здорового образа жизни среди студентов колледжа: “Здоровье молодежи – богатство России” Москва 2010 «Красота присуща всему здоровому» Ф.М. Достоевский ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мы живем в XXI веке, веке научно-технического прогресса и компьютеризации. Человечество в своем развитии шагнуло далеко вперед. Но вместе с тем над людьми всей нашей планеты нависла угроза: табакокурения, алкоголизма и наркомании. Резкое изменение социально-политической и экономической ситуации в стране в последнее десятилетие привело к разнообразным нарушениям социальной адаптации у населения, которые отозвались ростом аддукций в молодежной среде. Большинство людей знает о том, что табак опасен, но немногие люди, даже среди медицинских работников, осознают, насколько он опасен на самом деле. При длительном курении курильщики имеют уровень смертности в три раза выше, чем у некурящих во всех возрастных группах, начиная с молодых и взрослых. По заявлению Роспотребнадзора, за последние 20 лет число курильщиков в России увеличилось на 450 тысяч человек. Так, в возрасте 15-19 лет курят 7% девушек и 40% юношей. В среднем в день они выкуривают 7 и 12 сигарет соответственно. В абсолютных числах эта статистика курения выглядит так - в России курят более 3 миллионов подростков: 0,5 миллиона девушек и 2,5 миллиона юношей. Количество курящих, среди учащихся профессиональных составляет 64% девушек и 75% юношей, из них у каждого десятого - выраженная табачная зависимость. Сейчас прослеживается чёткая тенденция к увеличению табакокурения среди молодежи и к более раннему началу постоянного курения. Очень сильно заметно увеличение числа курящих молодых девушек. К примеру, доля курящих девушек в возрасте 20-29 лет примерно в десять раз больше, чем доля курящих в возрастной группе старше 60 лет. В России заметна чёткая тенденция по увеличению количества потребления сигарет ежегодно. Так в 1985 году было выкурено 200 миллиардов сигарет. В 2008 году этот показатель составил уже 414 миллиардов штук. По заявлениям учёных, дым от сигарет содержит около 4 тысяч химических соединений. Никотин среди них является одним из сильнейших ядовитых веществ, который к тому же часто вызывает зависимость. Курение сигарет в 25% случаев является причиной заболеваний сердца, в 75% случаев — причиной бронхита, и в 90% - причиной смерти от рака лёгких. В настоящее время в России курят 30% женщин и 65% мужчин. И это является самой распространённой вредной привычкой. По статистике по причине курения в России преждевременно умрёт 25% курильщиков. В среднем они потеряют 10-15 лет жизни. Употребление алкоголя, к сожалению, часто начинается также в детском и подростковом возрасте. Об этом свидетельствуют исследования, проводимые социологами, врачами, педагогами. Алкоголизму подвержен самый цветущий возраст, алкогольная зависимость может развиться очень рано - уже в 10-15 лет. Серьезными причинами приобщения подростков и юношей к спиртным напиткам часто служат: низкий уровень образования, недостаточный культурный уровень, а главное, ограниченность интересов, нежелание трудиться, потеря побуждений к общественно-полезной деятельности. Часто причиной пьянства является неправильное воспитание, отсутствие надзора родителей за досугом молодых людей, неблагоприятная среда. В настоящее время наблюдается стремительный рост числа потребителей наркотиков. Все чаще в экспериментирование с наркотиками вовлекаются дети старшего и среднего школьного возраста. Наркотики (легальные и нелегальные) стали доступны практически любому ребенку, подростку. Стала очевидной и социально-значимой необходимость реализации программ по борьбе с наркоманией и по профилактике употребления наркотиков подростками. Существует множество причин употребления наркотиков подростками: они могут экспериментировать с наркотиками (табак, алкоголь, анаша, экстази) не в поисках удовольствия, а исследуя границы своих возможностей или, желая утвердиться в глазах сверстников, показаться более взрослыми и независимыми. Для них наиболее значимы отношения в группе сверстников. Ради того, чтобы быть принятыми группой, они готовы на опасное поведение, на риск своим здоровьем. Подростки могут прибегнуть к наркотикам в попытке познать новые чувства, исследовать свой внутренний мир. Наркотики (алкоголь, героин, кокаин, ЛСД, амфетамины и др.) могут использоваться ими и как способы ухода от тяжелых проблем во взаимоотношениях, утоления боли, от разочарований и утрат, снятия коммуникативных барьеров. Если мы рассмотрим даже столь малое число возможных причин употребления наркотиков, которое перечислено в предыдущем абзаце, с позиции факторов риска и защиты, мы увидим, что наиболее подвержены вероятности быть вовлеченными в употребление наркотиков подростки, уязвимые эмоционально, находящиеся в конфликте с семьей или сверстниками, испытывающие стрессовые состояния, одинокие, не имеющие навыков общения, комфортной среды обитания и возможностей для реализации и развития самоуважения. Соответственно, наличие этих навыков, умение анализировать информацию, успех в той или иной деятельности, независимость и ощущение безопасности, принадлежность к коллективу и поддержка взрослых, пользующихся доверием подростков, могут оказаться гораздо более эффективными факторами защиты, чем вся "устрашающая" информация о вреде наркотиков. Следовательно, современная профилактика зависимостей должна быть нацелена, в первую очередь, на формирование у молодежи и подростков жизненных навыков, помогающих справляться с кризисами и проблемами — внутренними и в своей среде. Необходимо создание и развитие у подростков навыков принятия взвешенных и информированных решений, развитие коммуникационных навыков, помощь в укреплении своего статуса в релевантной группе, формирование здорового образа жизни. Перед учреждениями образования, таким образом, ставится следующая цель — создание единой последовательной системы профилактики употребления наркотиков, алкоголя и табакокурения, обеспечивающей условия для формирования жизненных навыков молодого человека, подготовленного к активной жизни в современном обществе. Эта система должна опираться на воспитание и развитие личности, ориентированной на нравственно-правовые ценности, при котором во главу угла ставится развитие самоуважения и ответственности, уважение к моральным нормам человеческого общежития, а не страх перед возможными последствиями рискованного поведения или перед наказанием Целью предлагаемой программы является формирование негативного отношения молодежи к употреблению алкогольных напитков, табака и наркотиков и формирование навыков здорового образа жизни. Она предназначена для классных руководителей, студентов и их родителей. Подходы и методы данной программы не требуют от педагогов большого объема специальных знаний. Основная направленность профилактической работы предусматривает ведущую роль обучающихся в формировании и структурировании необходимых навыков и знаний на основании имеющегося и приобретаемого опыта. Цели профилактики наркомании для студентов техникума предполагают формирование у студентов компетентного представления о проблемах наркомании в современном обществе и ответственного отношения к принимаемым решениям, развитие навыков взаимодействия, взаимной поддержки и самопомощи; мотивация к гражданскому участию в решении проблемы. Учитывая, что информацию, которая содержит специальные знания в области наркомании, должны давать специалисты -профессионалы, при изучении некоторых тем предусмотрено проведение как минимум одного занятия с участием "внешнего ресурса" - приглашенного нарколога, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних или других специалистов в соответствии с программой. Основные концептуальные положения: В Концепции модернизации российского образования отмечается, что в системе профессионального образования опережающее развитие должны получить начальное и среднее профессиональное образование, поскольку на современном этапе резко возрастает потребность рынка труда в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. Выпускник среднего специального образовательного учебного заведения должен быть гармонически развитой личностью с глубоким пониманием важности здорового образа жизни. Исходя из этого, мы считаем, что ведущим фактором работы в сфере профилактики приобщения студентов к психоактивным веществам является просветительская работа в области здорового образа жизни и вреда, наносимых психоактивными веществами, а также работа по программе «Полезные привычки». Опираясь на концепцию доктора медицинских наук Чечельницкой СМ и кандидата педагогических наук Родионовой В.А. можно отметить, что, наряду с основной целью среднего профессионального образования, заключающегося в формировании высококвалифицированных специалистов, и достижения высокого уровней развития индивида и формирования его личности, мировоззрения, профессиональных качеств, обеспечивающих активную социальную позицию, успешную интеллектуальную профессиональную деятельность, важным фактором является сохранение и укрепление здоровья студентов и выпускников колледжа. Жизненное самоопределение - выбор человеком стиля и образа жизни. Оно характеризуется определенностью образа и стиля жизни в зависимости от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды, от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Т.И. Шамова). Ориентация на личность - общая черта всех образовательных проектов нашего времени. Отношения между педагогами и студентами выстраиваются на принципах диалога, сотрудничества, сотворчества, взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции. С позиции психологии концепция личностно-ориентированного образования обогащается представлениями о функциях личности в жизнедеятельности человека, о специфической природе личностного уровня человеческой психики, о смысловой сфере, рефлексии, переживаниями и диалоге как механизмах приобретения личностного опыта (МИ. Анциферова, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, И.Н. Семенов В.И. Слободчиков и др.) Концепции личностно-ориентированного обучения посвящены фундаментальные исследования о природе педагогического знания (В.В. Краевский), целостности образовательного процесса (B.C. Ильин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), личностно-развивающим функциям обучения (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Н.В. Бочкина, З.И. Васильева, В.В. Горшкова, Т.Н. Малъкова, А.П. Тряпицына). Этапы реализации программы психологического сопровождения. 1 этап - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ. (2010-2011г.г.) Задачи этапа: выявление проблем и обоснование их актуальности путём анализа состояния воспитательного процесса, социальных условий, проведение диагностики всех участников образовательного процесса и определение необходимости создания данной программы. 2 этап - ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ. (2010-2011г.г.) Задачи этапа: разработка воспитательных программ -Программа по профилактике вредных привычек и формированию навыков здорового образа жизни . - Целевая программа «Развитие социально активной личности гражданина и семьянина в культурно-образовательной среде техникума». - Программа «Социальная адаптация студентов-сирот в условиях культурно-образовательной среды техникума». - Проект «Формирования здорового образа жизни студентов». Программа развития волонтерского центра «Взгляд в будущее». Разработка критериев оценки эффективности программы 3 этап - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. (2011-2012г.г.) Задачи этапа: создание системы профилактической работы. Распределение и осуществление психолого-педагогических функций. Создание банка данных предшествующей и последующей психологической диагностики. 4 этап - ПОЛНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ. (2012-2013г.г.) Задачи этапа: реализация программы (участниками образовательного процесса) профилактической работы и ее корректировка. Дополнение программы целевыми подпрограммами, проектами планами реализации, способствующих укреплению психологического и физического здоровья. Ожидаемые и конечные результаты. В результате реализации данной программы мы предполагаем, что - формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий у студентов техникума станет их жизненной необходимостью. - изменится в положительную сторону отношение студентов к здоровому образу жизни, сократится число курящих и употребляющих алкогольные напитки студентов; - уменьшится фактор риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди студентов техникума. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье. Г.Гейне Актуальность выбранной нами проблемы очевидна. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития человека и общества. Спросите больного человека: может ли он отдать свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с трудовой деятельностью или бытом, которые были посильны для него до болезни? Думаю, ответ будет четким и однозначным: нет, ибо в настоящее время он нездоров. Взгляните на тех, кто добивается высот в политической, экономической и социальной жизни общества. Как правило, это сильные, здоровые и спортивные люди, ведущие активный образ жизни, бывшие спортсмены, которые знакомы с непосильными для простого смертного нагрузками «через не могу», знающие цену здоровью и времени. В данном случае хороший пример - Председатель Правительства Российской Федерации.России В.В. Путин, мастер спорта по двум видам борьбы. За рубежом аксиомой для видных политиков и государственных деятелей является здоровый образ жижни. Здоровье - это успех в жизни и карьере! Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Необходимо со студенческой скамьи осознать полученную информацию и постараться сделать это постулатом всей жизни, помня, что здоровье человека - это ее главная ценность. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Наряду с высокими профессиональными знаниями, крепким здоровьем, оптимизмом и физической работоспособностью, каждый из вас должен быть здоровым человеком и, безусловно, знать, какими методами, секретами можно продлить свое физическое и психическое благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни. Необходимо выработать свои, индивидуальные правила - стиль жизни, который подходит вам, вашей семье, и вызывают психологическое удовлетворение, положительные эмоции, радость в общении с людьми, животными, природой. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕРИИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ Цели: развитие потребности в здоровом стиле жизни, воспитание чувства собственного достоинства. Задачи: Формы реализации работы:
Этапы и сроки проведения I. Подготовительный этап - 60 минут.
II. Самостоятельная работа студентов - 1 месяц.
III. Презентация работы - 40-120 минут.
Группа — победитель получает возможность представить свою работу на научно-практической конференции или фестивале социально значимых проектов. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ, АЛКОГОЛИЗМА, ТАБАКОКУРЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ КОЛЛЕДЖА. Старшие школьники завершают свой переходный этап — от подросткового возраста к ранней юности. В 14—16 лет они часто вызывают у педагогов и родителей ощущение нарочитого вызова. Они словно стараются вывести взрослых из себя. На самом деле происходит исследование себя и окружающего мира, определяются границы "дозволенного". Очень остро подростки переживают различные события личностных взаимоотношений - дружбы, привязанности. Сложность момента заключается в том, что свои переживания и проблемы они воспринимают как уникальные, не испытываемые больше никем, испытывая при этом тягу к большей самостоятельности и независимости, не могут поделиться ими со взрослыми — родителями, учителями. Это возраст романтической любви, идеализации и первых ран, которые могут привести подростка, чувствующего себя одиноким в уникальности своих переживаний, к депрессии, суициду, наркотическому обезболиванию. У него велика боязнь показаться смешным, проявить слабость в чем бы то ни было. Эта боязнь часто маскируется вызывающим поведением и неадекватной реакцией на поведение других людей и, вместе с тем, стремлением подражать некоему принятому в среде сверстников стандарту. Родителям и учителям очень важно в это время помочь подростку осознать то, что с ним происходит, как естественный процесс взросления, его чувства и переживания — как нормальные для подростка его возраста и поддающиеся "самоконтролю и регулировке", помочь ему обрести навыки, необходимые для принятия независимых и обдуманных решений в проблемных ситуациях. Таким образом, программа профилактики вредных привычек у студентов техникума направлена на укрепление самоуважения и взаимоотношений подростка с внешним миром (сверстниками и взрослыми), развития необходимых навыков, знаний и отношения, которые снизят факторы риска для подростка и повысят его устойчивость к навязываемому средой и ситуацией рискованному поведению.
С одной стороны, подростки формируют навыки общения и взаимодействия внутри группы, с другой — овладевают навыками анализа внешней ситуации, учатся оценивать отношение общества к проблеме, формируют свое собственное отношение. На первых курсах обучения в колледже важно развивать гражданскую компетентность студентов, помогать формированию навыков принятия решений, касающихся поведения в обществе, вовлечения других в решение проблем, обсуждения реальной ситуации и поиска путей правомерного выхода из него. В качестве одной из составляющих гражданской компетентности развивается уровень информированности студентов в области негативного воздействия наркотиков не только на физическом и психо-эмоциональном, но и на социальном уровнях. Особое внимание необходимо уделить взаимной поддержке и возможностям местного сообщества в решении проблем наркомании в отдельно взятом городе или районе. Очень важно максимально приблизить обучение к реальной ситуации, дать подросткам возможность собрать информацию и научиться практически, применять ее на практике, исходя из специфики района или данной местности. Поэтому много времени отводится работе со средствами массовой информации, проведению социальных опросов, подготовке социальных проектов. Такой подход дает возможность студентам выступить в роли экспертов, задействовать такой эффективный момент обучения, как обучение "равного-равному". Итак, цели профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании студентов техникума: Формирование у студентов компетентного представления о проблемах табакокурения, алкоголизма и наркомании в современном обществе и ответственного отношения к принимаемым решениям, развитие навыков взаимодействия, взаимной поддержки и самопомощи; мотивация к гражданскому участию в решении проблемы. По окончании курса обучения студенты должны. Знать:
Уметь:
Понимать:
Важность ответственного подхода в принятии решений,связанных с рискованным поведением, не только для собственнойбезопасности, но и ради благополучия и безопасности своих близкихи общества в целом. 1-й, 2-й курс Цель: Участие студентов в разработке эффективных проектов профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании в колледже. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Студенты должны понимать:
Наименование тем классных часов Количество часов 1. Воздействие вредных привычек на здоровье людей 1 2. Красота и здоровье 1 3. Учитесь властвовать собой (о необходимости самовоспитания) 1 4. Наркотики и правонарушения 1 5 Сверстники и мода 1 6 Осторожно, зло! 1 7 В плену табачного дыма 1 8с Свободное время и твое здоровье 1 9 Как стать непобежденным (воспитание силы духа) 1 Итого 9 3-й курс Цели: Формирование ответственного отношения к своему здоровью, мотивация выбора здорового и безопасного будущего. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Студенты должны понимать:
Наименование тем классных часов Количество часов 1. Алкоголь, курение и материнство 1 2. Как достичь успеха (полезные советы деловому человеку) 1 3. Наркотики и здоровье 1 4. Задачи на будущее 1 5. Как противостоять стрессу 1 6. Я ценю жизнь! (полезная информация о ВИЧ) 1 7 Итого 1 4-й курс Цели: Формирование ответственного отношения к своему здоровью, мотивация выбора здорового и безопасного будущего; планирование будущей жизни. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Студенты должны понимать:
Наименование тем классных часов Количество часов 1 Социально-психологический портрет делового человека 1 2 Наркомания – знак беды (Самостоятельная работа: подготовка докладов в малых группах) 2 3 Будущему войну (встреча с работниками военкомата) 1 4 Трудные ступени (профилактика правонарушений) 1 Итого 5 Эффективные методы воспитания и обучения
Таким образом, реализация данной программы в колледже будет способствовать повышению степени осведомленности и информированности о вреде табакокурения, алкоголя и наркотиков, а также формированию ответственного отношения к собственному поведению и его изменению, и формированию навыков здорового образа жизни. Почему мы говорим об изменении поведения? Каждый человек в своей повседневной жизни действует чаще всего привычным для него способом. Находясь в необычной для себя ситуации или перед необходимостью выбора, человек может сделать совершенно неожиданный шаг либо последовать одной из опробованных ранее стратегий. Люди, обладающие широким и разнообразным набором коммуникативных стратегий, легче адаптируются в нестандартных ситуациях, чаще принимают взвешенные и ответственные решения. Если же у человека в арсенале только одна или две стратегии, это значительно снижает его свободу выбора и повышает вероятность неудачных решений. См. табл. Модель изменения поведения. Эта схема иллюстрирует взаимосвязи между информацией, мотивацией поведенческими навыками и проблемным поведением. Каждый человек обладает определенным набором поведенческих навыков. Эти навыки в повседневной жизни образуют картину типичного для него поведения. Модель поведения зависит не только от того, как человек умеет себя вести, но и оттого, что человек хочет добиться своими поступками. То есть в его поведении есть определенная мотивация. Мотивация - это побуждение, вызывающее и определяющее направленность активности. Мотив расценивается психологами как причина поведения. От того, насколько успешно реализуются мотивы, зависит то, какие эмоции будет испытывать человек. Мотивация к той или иной деятельности зависит от информации, которой владеет человек. Информация в данном случае, - это знания, личный опыт и дополнительные сведения о предмете или явлениях, получаемые человеком в течение жизни. Информация, которой владеет человек, может стимулировать его на приобретение новых навыков или отказ от используемых им ранее. Наличие новой информации оказывает влияние и на поведение человека. Все связи на этой схеме взаимонаправлены. Это означает, что изменение в каком-либо одном блоке приводит к изменениям во всех остальных. На поведение человека значительное влияние оказывает степень его уверенности в себе, осознание себя победителем либо неудачником. Процесс принятия решений и их реализации в той или иной степени представляет затруднения для любого человека. Однако решение об изменении поведения может приобретать социально-значимые черты, если это касается отказа от приема наркотиков, алкоголя или выбора более безопасных форм сексуального поведения в ситуации эпидемии ВИЧ-инфекции и гепатитов В,С. Поэтому процесс принятия решений стал предметом исследований психологов во всем мире. Например: человек никогда не использующий презерватив, в какой-то момент узнает о возможности заражения ВИЧ-инфекцией половым путем, т.е. получает новую информацию. Он понимает, что у него нет навыка покупки и использования презервативов, не знает, как предложить это своей девушке - т.е. не владеет поведенческими навыками. Знания о возможности инфицирования тяжелым заболеванием активируют мотивацию на сохранение здоровья. Так, информация и мотивация порождают решение начать использовать презервативы, т.е. изменить проблемное поведение. Реализовать принятое решение мешает отсутствие поведенческих навыков. Если человек приобретает недостающие поведенческие навыки, он, вероятно, поменяет проблемное поведение на более безопасное и приемлемое. Эта схема хорошо иллюстрирует 3 основных цели профилактических программ, направленных на формирование ответственного и безопасного поведения:
Однако, человек - сложное существо и в простые схемы вписывается не всегда. Процесс изменения Процесс изменения обусловлен мотивами, которые заставляют человека принимать решение об изменении своего поведения. Для того чтобы человек принял решение об изменении поведения, главное - создать у него мотив. Процесс формирования мотивации может быть разделен на четыре главных этапа:
человек будет не готов к получению информации. Для того чтобы помочь человеку достичь желательных изменений поведения, необходимо учитывать следующие моменты:
В рамках реализации программы будут проведены:
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
infourok.ru Классный час в 10 классе "Мы за здоровый образ жизни"Классный час в 10 классе. «Мы за здоровый образ жизни». Классный час посвящен профилактике вредных привычек у подростков (токсикомания, наркомания, алкоголизм, курение, игромания, сквернословие). По мнению психологов, потребность в одобрении товарищей чаще всего и толкает подростка на эксперименты с алкоголем, наркотиками, токсическими веществами и т.д. Цели: углубить представление детей о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношению к табаку, алкоголю, наркотикам; пропагандировать здоровый образ жизни. Подготовительный этап: Готовясь к классному часу, можно предложить учащимся ответить на вопросы анонимной анкеты, которые помогут определить их отношение к обсуждаемой проблеме. Напротив утверждения, с которым ученики согласны, необходимо поставить знак «+», не согласны — знак «-». Алкоголь. Сигареты. Наркотики: • Поднимают настроение. • Придают уверенность. • Способствуют общению. • Избавляют от скуки. • Утрачивают контроль над поступками. • Укорачивают жизнь. • Ведут к тяжелым болезням. • Ослабляют потомство. • Наносят вред семье, обществу, государству. • Дают чувство свободы. • Способствуют взрослению. Ход классного часа Учитывая то, что старшеклассники обладают определенной информацией о пагубности для здоровья человека вредных привычек, учитель предлагает им самим объяснить, в чем актуальность темы классного часа. Обобщая ответы учащихся, надо обратить их внимание на то, что здоровый образ жизни становится все более популярным среди молодежи, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему. Далее учитель предлагает обучающимся обсудить вопрос о том, что они вкладывают в понятие «здоровый образ жизни». После обсуждения ученики делают вывод о том, что основными составляющими здорового образа жизни являются: • Отказ от курения. • Отказ от алкогольных напитков. • Отказ от наркотиков. • Занятия физкультурой и спортом, двигательная активность. • Рациональное питание. Информационный блок « Врачи о вредных привычках». (К доске выходят 2 девочки и 2 мальчика в белых халатах). 1.Токсикомания Врач 1.Это не просто вредные , но и очень опасные привычки. Мания- это психическая болезнь, когда человек постоянно думает о чем-то другом. Токсикоман постоянно думает о яде. «Токсикомания» с латыни так и переводится как «мания к яду» (токсин-это яд). Эти яды попадают в организм человека при вдыхании ядовитых паров и вызывают сильные отравления. Очень быстро появляется привыкание, наступают изменения в психике, но главное- разрушается здоровье человека, так как яды постепенно накапливаются в организме. 2.Наркомания. Врач 2.Наркотики- отрава еще более серьезная, она рассчитана на простаков, которые, привыкнув к ним, не смогут без них жить и станут платить большие деньги, чтобы поскорее умереть. Наркотики нюхают, вкалывают, принимают в виде таблеток. Они моментально попадают в кровь. Наркотик действует своими ядами сильно и быстро- буквально с первого раза человек может стать наркоманом! У человека появляются галлюцинации, кошмары. Наркоман ради наркотиков готов пойти на любое преступление. У наркомана три пути: тюрьма, психбольница, смерть. Часто первый шаг к наркотикам делается из любопытства. До 60% наркоманов именно так «попробовали» наркотики. Наркотическая зависимость формируется очень быстро, ее процесс столь стремителен, что в 30—40 лет наркоман — это уже глубокий старик. От психологической склонности до физической зависимости проходит всего 2-3 месяца. Наркотические вещества оказывают на организм человека чрезвычайно выраженное влияние. Нервные клетки как бы сгорают, резко снижаются защитные функции организма. Беззащитный организм подвергается атаке множества болезней. Страдают все органы и системы организма: поражается мышца сердца, возникают гастрит, язвенная болезнь, панкреатит, цирроз печени, желчнокаменная и почечно-каменная болезни, пневмония, плеврит, гепатит, СПИД. 3.Алкоголизм. Врач 1. Основным составляющим веществом большинства алкогольных напитков является этиловый спирт. Принятый вовнутрь, через 5-10 минут он всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь — яд для любой живой клетки. Быстро сгорая, он отнимает у тканей и органов кислород и воду. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, перерождается ткань почек, сердца, сосудов, печени. Кровеносные сосуды под действием алкоголя сначала расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров, — вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека. Вслед за усиливающимся возбуждением в коре больших полушарий наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу (низших) подкорковых отделов мозга. Поэтому опьяневший человек теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных низших отделов мозга. Известный русский психиатр С.С. Корсанов так описывал это состояние: «Опьяненный не думает о последствиях своих слов и действий и относится к ним крайне легкомысленно... Страсти и дурные побуждения выступают без всякого прикрытия и побуждают к более или менее диким поступкам. А ведь в нормальном состоянии тот же человек может быть и хорошо воспитанным, и скромным, даже застенчивым. Все в его личности, что сдерживается воспитанием, навыками приличия, как будто вылезает наружу. В состоянии опьянения человек может рассказать любую тайну, теряет бдительность, перестает быть осторожным. Недаром говорится: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке ». На телеэкране запрещена реклама алкогольных напитков и сигарет, а реклама пива все же присутствует. Пиво — совершенно доступный напиток для молодежи. Значит, оно безвредно? Пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется. Оно делается из полезного продукта — ячменя. Этот напиток содержит углеводы, белки, жиры и даже витамины. Но в процессе приготовления пива микробы брожения уничтожают все полезные компоненты, так что пользы от него, мягко говоря, немного. К тому же 0,5 л пива соответствуют 60-80 г водки. По наблюдениям немецкого психотерапевта Э. Крепелина, 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно много пили пива. Кроме того, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют. Огромное количество преступлений совершается на почве пьянства, разрушается много семей, ломаются судьбы. 4. Курение Врач 2. Курение- это зависимость от наркотика, имя которого- никотин. А ведь это одна из опасных болезней, называемая химической зависимостью. Согласно мировой статистике, ежегодно из числа курильщиков преждевременно умирают около 2,5 млн человек. В табачном дыме около 400 компонентов, 40 из которых имеют канцерогенный эффект, т.е. способны вызвать раковые заболевания. Наиболее опасен радиоактивный полоний-210. Особенно пагубно влияет курение на организм женщины. Если женщина курит в период беременности, то повышается вероятность выкидыша, снижается вес плода, могут произойти преждевременные роды. Ребенок у такой женщины чаще болеет. Если женщина курит в период кормления грудью, то ребенок становится слабым, болезненным, отстает в развитии. Очень вредно курение для детей и подростков, юношей и девушек. Ведь именно в подростковом возрасте окончательно формируется организм, который должен служить всю жизнь. Курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Так называемое «пассивное курение», когда человек вынужден вдыхать дым, находясь в прокуренном помещении, оказывает на организм такое же отрицательное воздействие, как и собственно курение. 5. Игромания. Врач1.Игромания- вредная привычка, которая начинается с увлечения игровыми автоматами, компьютерными играми, картами, рулеткой. А может закончиться разрушением психики, преступлением, даже самоубийством. Игромания не щадит ни детей, ни взрослых. Даже благоразумные старушки становятся игроманками и умирают в голоде и нищете. 6. Сквернословие. Врач 2. Сегодня нередко можно встретить людей, которые уже не ругаются, а разговаривают матом. А между тем эта вредная привычка – сквернословие- очень опасна для здоровья человека. Причем вредно не только говорить, но и слушать матерные слова. Ученые провели такой эксперимент: возле семян растения арабидопсис они долгое время произносили матерные слова. В результате почти все растения погибли, а те, которые выжили, стали генетическими уродами. Влияние матерных слов ученые сравнили с радиоактивным облучением в тысячи рентген. Ученые установили, что матерные слова поражают гены человека, уничтожая его детей и внуков, Мат – это программа самоликвидации всего потомства этого человека. Компоненты здорового образа жизни 1. Правильное дыхание. Очень важно всегда дышать через нос. В носовых ходах воздух очищается, согревается, увлажняется. В оздоровительной гимнастике под названием «йога» принято считать, что «одно только поколение правильно дышащих людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное». Конечно же, важно и то, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым. 2. Рациональное питание. Известный русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев уверял: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится». Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Современный рацион питания большинства людей отличается большим потреблением продуктов, содержащих много углеводов. Результат — переедание и ожирение. «Умеренность — союзник природы», — говорил древнегреческий врач, отец медицины Гиппократ. Да, питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным. Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено — вот продукты, повышающие жизнедеятельность организма. Необходимо включать их в свой рацион. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма. Также важно помнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья. 3. Двигательная активность, занятия физкультурой и спортом, положительные эмоции и закаливание. Необходимо добавить, что к компонентам здорового образа жизни относится еще и двигательная активность (не менее 30 минут в день). Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья. «Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь», — так считал римский поэт Гораций. Самые полезные и доступные виды спорта: плавание, езда на велосипеде, гимнастика, походы. Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта. Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность. Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей. Заключительное слово Классный руководитель: Мы сегодня поговорили о вредных привычках, которые убивают человека. Чтобы не стать рабом вредных привычек , нужно выполнить три правила: - не скучать, найти себе занятие по душе; - узнавать мир и интересных людей; - ни в коем случае не пробовать спиртное и наркотики. Ну а если вы все же попали в плен какой-то вредной привычки, старайтесь избавиться от нее. И если вам это удастся, вы настоящий герой. Как сказал древний китайский мудрец Лао-То: «Тот, кто может победить другого,- силен, тот, кто побеждает самого себя,- воинственно могущественен». Подведение итогов (рефлексия). - Что нового узнали вы на классном часе? - Чему научились? - Какие выводы для себя сделали? infourok.ru Реферат по физической культуре на тему "Здоровый образ жизни" (10 класс)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Десногорск Смоленская область Реферат на тему: «Здоровый образ жизни» Реферат выполнил: Ученик 9 «А» класса Веселов Семён Реферат проверил: Учитель по физкультуре Петрова Светлана Васильевна 2016г. Содержание: Введение 1.Здоровый образ жизни и его составляющие 1.1. Режим дня и работа и здоровье человека 1.2. Режим труда и отдыха 1.1.2. Физиологические основы построения режимов труда и отдыха 2.Рациональное питание и его значение для здоровья 3.Влияние двигательной активности и закаливания организма на здоровье человека 4.Правила личной гигиены и здоровья человека 5.Влияние вредных привычек на физическое и психическое здоровье человека 5.1. Вред курения 5.2. Вред алкоголя 5.3. Наркотическая зависимость 5.4. Как кофеин влияет на здоровье и продолжительность жизни? 6.Заключение 7.Список используемой литературы Введение. Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие. Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека. Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придётся, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. Здоровье - бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса страдает более 30 миллионов человек ежегодно. Причиной этому является то, что более чем у 80% населения слабый иммунитет. Чтобы иммунная система работала, как часы, её надо поддерживать ежедневно, а не только в период эпидемий гриппа! Как же зарядить свой иммунитет? Ответ прост - вести здоровый образ жизни. 1.Здоровый образ жизни и его составляющие. 1.1. Режим дня и здоровье человека. Вся жизнь человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим дня студента определен учебным планом занятий в учебном заведении, режим военнослужащего — распорядком дня, утвержденным командиром воинской части, режим работающего человека — началом и концом рабочего дня. Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон. Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей. Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинен, прежде всего, его эффективной трудовой деятельности. Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно — все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда. infourok.ru
zodorov.ru
doc4web.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |