Примерное календарно-тематическое планирование по ЗОЖ. Здоровый образ жизни план


Примерное календарно-тематическое планирование по ЗОЖ

урока

Темы учебных разделов и занятий

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Введение  (1час). Предмет, задачи и перспективы курса «Здоровье»

Раздел 1. Самопознание (3 часа)

2

Телосложение.

Индивидуальные особенности строения и развития тела человека. Особенности телосложения человека.

Практическая работа. Антропометрия (подсчёт пульса, измерение роста, массы тела, объёма грудной клетки)

Телосложение.

Индивидуальные особенности строения и развития тела человека. Врождённые аномалии в строении тела человека.

Практическая работа. Тесты на гибкость

Телосложение.

Ткани. Органы, системы органов человека.

Практическая работа. Тесты на координацию движений

Телосложение.

Особенности функционирования различных систем органов человека.

Практическая работа. Тесты на силу

Телосложение.

Саморегуляция систем органов человека.

Практическая работа. Тесты на выносливость

3

Гомеостаз как условная форма состояния организма.

Основные системы организма (дыхательная, пищеварительная, сердечно-сосудистая и др.)  

Гомеостаз как условная форма состояния организма.

Функции основных систем органов как условие сохранения гомеостаза

Гомеостаз как условная форма состояния организма.

Взаимосвязь  строения и функций основных систем органов

Гомеостаз как условная форма состояния организма.

Физиологические процессы, протекающие в организме  в различные периоды взросления

Гомеостаз как условная форма состояния организма.

Взаимосвязь физиологических и психических процессов в период полового созревания

4

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Самооценка. Какие факторы на неё влияют  

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Стресс, его психологические и физиологические проявления. Способы совладания со стрессом

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Кризисы развития в период взросления (кризис идентичности и авторитетов, переживания отчуждения, дисморфофобия)

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Биологические основы поведения. Половые различия в поведении людей

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Взаимосвязь физического и психологического здоровья

Ожидаемый результат (ученик должен)

Знать особенности телосложения человека. Уметь осуществлять простейшие физиологические измерения (вес, рост, частота пульса и др.).

Понимать необходимость реалистичной позитивной самооценки.

Понимать индивидуальные особенности строения тела.

Доброжелательно относиться к физическим недостаткам других.

Уметь распознавать такие состояния, как страх, высокая тревожность, агрессия,  мысли о самоубийстве

Соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок, труда, отдыха, питания, тепловой режим.

Уметь попросить о помощи в трудных ситуациях  

Иметь представление о физиологической норме.

Принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения

Уметь различать отклонения от собственной физиологической нормы.

Понимать природу переживаний в периоды  кризисов взросления.

Избегать рискованных  для здоровья форм  поведения

Раздел 2. Я и другие  (6 часов)

5

Положение личности в группе.

Ролевые позиции в группе

Положение личности в группе.

Типологизация  групп

Положение личности в группе.

Референтные группы

Положение личности в группе.

Формальные и неформальные группы

Положение личности в группе.

Роль лидера в формальной и неформальной группе

6

Базовые компоненты общения.

Внимание. Слушание

Базовые компоненты общения.

Произвольное и непроизвольное  внимание. Активное слушание

Базовые компоненты общения.

Виды  и формы общения

Базовые компоненты общения.

Вербальное и невербальное общение

Базовые компоненты общения.

Особенности общения подростков в группе

7

Межличностные взаимоотношения.

Критика и  её виды

Межличностные взаимоотношения.

Способы реагирования на критику

Межличностные взаимоотношения.

Отношения между мальчиками  и девочками

Межличностные взаимоотношения.

Конфликты с родителями, друзьями, учителями

Межличностные взаимоотношения.

Взаимовлияние людей. Способы конструктивного решения конфликтных ситуаций

8

Тактика взаимодействия.

Сотрудничество, невмешательство

Тактика взаимодействия.

Диктат

Тактика взаимодействия.

Конструктивная критика, поддержка, убеждение

Тактика взаимодействия.

Конфронтация

Тактика взаимодействия.

Групповое давление. Способы манипулирования людьми

9

Тренинг. Умение определять свою роль в группе и работать для достижения общей цели

Тренинг. Умение применять правила коммуникации в модельной ситуации

Тренинг. Умение принимать самостоятельное решение

Тренинг. Определение степени конфликтности

Тренинг. Умение противостоять групповому давлению

10

Ролевые позиции в семье.

Человек в семье

Ролевые позиции в семье.

Семья и её функции

Ролевые позиции в семье.

Права и обязанности ребёнка в семье

Ролевые позиции в семье.

Психологический климат семьи

Ролевые позиции в семье.

Правовые аспекты семейного взаимодействия

Ожидаемый результат (ученик должен)

Демонстрировать базовые навыки общения: умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор. Понимать структуру собственной семьи

Уметь критиковать, хвалить, принимать похвалу.

Осознавать ролевую позицию каждого члена семьи, её естественной трансформации во времени

Иметь навык принятия самостоятельного решения.

Иметь навыки выхода из группы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Уметь аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями

Иметь навыки отказа и противостояния групповому давлению.

Избегать форм поведения, связанных с риском для здоровья и жизни.

Занимать активную позицию неприятия девиантных  форм поведения (распитие спиртных напитков, курение, агрессия) в формальной группе

Раздел 3.   Гигиенические правила и предупреждение инфекционных  заболеваний (7 часов)

11-12

Гигиена тела.

Особенности кожи, микрофлора кожных покровов, запахи тела.

Уход за кожей лица, рук. Уход за ногами

Гигиена тела.

Правила выбора гигиенических средств по уходу за телом.

Уход  за ногтями  

Гигиена тела.

Типы волос. Уход за волосами.

Пользование предметами личной гигиены

Гигиена тела.

Болезни кожи, связанные с нарушением правил гигиены.

Правила подбора косметических средств для ухода за кожей лица, рук, волосами

Гигиена тела.

Правила личной гигиены подростков.

Выбор гигиенических средств ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях

13

Гигиена полости рта.

Средства гигиены полости рта

Гигиена полости рта.

Выбор зубной щётки, зубной пасты

Гигиена полости рта.

Заболевание зубов, дёсен; меры их профилактики

Гигиена полости рта.

Питание и здоровье зубов

Гигиена полости рта.

Профилактические осмотры у стоматолога

14-15

Гигиена труда и отдыха. Режим учёбы, отдыха и сна.

Практическая работа. Составление режима дня, с учётом возрастных особенностей

Гигиена труда и отдыха. Признаки утомления и методы его снятия.

Сон как наиболее эффективный отдых

Гигиена труда и отдыха. Признаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия.

Периоды работоспособности

Гигиена труда и отдыха.

Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные.

Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок

Гигиена труда и отдыха.

Оптимальные условия труда.

Микроклимат в классе, квартире

16-17

Профилактика инфекционных заболеваний.  

Представление об инфекционных заболеваниях.

Способы «пассивной» защиты от болезней: мытьё рук, ношение маски и т.д.

Профилактика инфекционных заболеваний.  

Причины возникновения инфекционных заболеваний.

Источники возбудителей инфекционных заболеваний

Профилактика инфекционных заболеваний.

Основные инфекционные заболевания.

Правила поведения в условиях эпидемии респираторных заболеваний в качестве больного и здорового

Профилактика инфекционных заболеваний.  Механизмы защиты организма. Иммунитет.

«Активные» и «пассивные» способы повышения иммунитета.

Туберкулёз, его проявления. Профилактика

Профилактика инфекционных заболеваний.  

Эпидемии. Пандемии. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни.

Ответственность за распространение инфекций. Инфекции, передаваемые половым путём

Ожидаемый результат (ученик должен)

Иметь навыки гигиены.

Уметь выбрать зубную щётку, зубную пасту.

Уметь составить усреднённый режим дня на неделю и следовать ему.

Иметь уважительное отношение к людям со сниженными способностями и возможностями

Уметь подобрать гигиенические средства по уходу за телом.

Менять зубную щётку и пасту не реже 1 раза в 3 месяца.

Использовать большой арсенал различных видов двигательной активности

Терпимо относиться к людям, которые не могут соблюдать правила личной гигиены.

Уметь пользоваться дополнительными средствами гигиены полости рта.

Иметь навыки снятия утомления с глаз

Иметь потребность сохранять своё тело и одежду в чистоте.

Посещать стоматолога с  целью профилактического осмотра не реже 1 раза в год. Своевременно определять субъективные признаки переутомления

 Соблюдать правила ухода за своей кожей. Посещать стоматолога с  целью профилактического осмотра не реже 1 раза в год.

Самостоятельно регулировать воздушно-тепловой режим в школе и дома

Раздел 4. Питание и здоровье (4 часа)

18-19

Питание – основа жизни.

Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение.

Ядовитые грибы и растения

 

Питание – основа жизни.

Значение для здоровья основных пищевых веществ.

Режим питания

Питание – основа жизни.

Молочные и кисломолочные продукты питания. Их значение для здоровья.

Пищевые риски, опасные для здоровья

Питание – основа жизни.

Энергетическая ценность продуктов питания. Физиологические нормы потребности в основных пищевых веществах и энергии.

Значение овощей и фруктов в рационе человека

Питание – основа жизни.

Традиции национальной кухни.

Диеты. Лечебное голодание. Пост и здоровье

20-21

Гигиена питания.

Правила хранения продуктов и блюд.

Практическая работа. Оценка свежести продуктов по органолептическим свойствам перед их употреблением.

Правила ухода за посудой. Средства ухода за посудой

Гигиена питания.

Болезни, передаваемые через пищу.

Практическая работа. Оценка правильности и срока хранения продуктов по упаковке.

Индивидуальная непереносимость отдельных продуктов и блюд

Гигиена питания.

Сервировка стола, оформление блюд.

Практическая работа.  Оценка пригодности продуктов для еды по информации на этикетке.

Режим питания  в течение рабочего дня

Гигиена питания.

Значение режима питания в сохранении здоровья.

Практическая работа. Составление индивидуального меню на неделю с учётом физиологической нормы в потреблении питательных веществ.

Традиции приёма пищи в разных странах

Гигиена питания.

Питание во время экзаменов, в походах.

Практическая работа. Интерпретация данных  этикетки продуктов. Умение оценить соотношение цены и качества при покупке продуктов питания.

Правила поведения в местах общественного пользования

Ожидаемый результат (ученик должен)

Уметь различать ядовитые и неядовитые ягоды и грибы.

Иметь навык оценки свежести продуктов по органолептическим свойствам перед их употреблением

Уметь организовать собственное питание в течение рабочего дня.

Уметь оценивать правильность и сроки хранения продуктов по упаковке

Уметь избегать пищевые факторы риска, опасные для здоровья.

Иметь устойчивый навык читать информацию на этикетках продуктов и оценивать их пригодность для еды

Уметь составить индивидуальное меню с учётом энергетической ценности используемых продуктов и физиологических потребностей организма

Уметь обеспечить адекватное физиологическим потребностям и индивидуальным особенностям питание

Раздел 5.  Основы личной безопасности и профилактика травматизма (7 часов)

22-23

Безопасное поведение на дорогах.  

Ситуации самостоятельного движения ребёнка по улице.

Во дворе дома тоже улица: кусты у подъезда, стоящие машины, угол дома и другие предметы, мешающие обзору

Безопасное поведение на дорогах.  

Пересечение улицы по пешеходному переходу или на перекрёстке без светофора.

Переход улицы на регулируемом перекрёстке

Безопасное поведение на дорогах.

Правила движения велосипеда.

Правила поведения на железнодорожных путях

Безопасное поведение на дорогах.  

Посадка в общественный транспорт. Выход из автобуса (троллейбуса, маршрутного такси).

Опасность движения группой

Безопасное поведение на дорогах.

Безопасное поведение в транспорте – зоне повышенного риска.

Ответственность за нарушение правил дорожного движения

24-25

Бытовой и уличный травматизм.

Правила безопасности при обращении с открытым огнём и пиротехническими средствами.

Укусы зверей, змей, насекомых

Бытовой и уличный травматизм.

Опасность открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш, падения с высоты.

Факторы, способствующие обморожению. Оказание первой медицинской помощи при обморожениях

Бытовой и уличный травматизм.

Правила поведения на экскурсиях, в походах.

Экипировка туриста

Бытовой и уличный травматизм.

Воздействие электрического тока на организм.

Работа с бытовыми электроприборами. Электротравма. Оказание первой медицинской помощи

Бытовой и уличный травматизм.

Техника безопасности в быту (приготовление пищи, пользование бытовой техникой).

Первая доврачебная помощь. Элементы реанимации

26-28

Поведение в экстремальных ситуациях.

Поведение в экстремальных ситуациях в городе и деревне.

Поведение в экстремальной ситуации «незнакомец».

Правила поведения на пожаре. Стихийные бедствия. Вызов экстренной помощи

Поведение в экстремальных ситуациях.

Поведение в экстремальных ситуациях в жилище.

Поведение в криминогенной ситуации.

Совладение с паническим состоянием

Поведение в экстремальных ситуациях.

Модели поведения людей в различных экстремальных ситуациях.

Правила поведения во время стихийных бедствий, техногенных катастроф.

Психологическая служба доверия

Поведение в экстремальных ситуациях.

Поведение в незнакомой природной среде.

Поведение при аварийных ситуациях в жилище (пожар, затопление, разрушение).

Поведение при угрозе террористического акта

Поведение в экстремальных ситуациях.

Поведение в экстремальных ситуациях аварийного и криминального характера.

Травматизм  при конфликтах.

Поведение в ситуациях горевания и печали

Ожидаемый результат (ученик должен)

Иметь навык самоконтроля. Иметь автоматизированные стереотипы: наблюдение за улицей, внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин.

Знать правила пользования пиротехническими средствами

Уметь безопасно переходить дорогу.

Уметь оказать элементарную помощь пострадавшему

Уметь безопасно переходить дорогу, железнодорожные пути.

Знать алгоритм поведения в экстремальных ситуациях

Понимать свою персональную ответственность за безопасность на дороге.

Уметь прогнозировать травмоопасные ситуации и избегать их

Иметь сформированные стереотипы соблюдения правил поведения на дороге.

Владеть приёмами конструктивного решения конфликтных ситуаций

Раздел 6.   Культура потребления медицинских услуг  (3 часа)

29-30

Выбор медицинских услуг.

Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью.

Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях

 

Выбор медицинских услуг.  

Типы учреждений и специалистов, оказывающих медицинскую помощь.

Больница. Показания для госпитализации

Выбор медицинских услуг.  

Выбор товаров и услуг, ориентированных на здоровье.

Вызов неотложной экстренной помощи, службы спасения

Выбор медицинских услуг.  

Ответственность за ложные вызовы медицинских служб.

Обязательное медицинское страхование

Выбор медицинских услуг.

Альтернативная медицина, её влияние на организм человека.

Критическое отношение к рекламе и выбору медицинских услуг и товаров

31

Обращение с лекарственными препаратами.

Рецепт. Лекарство. Аптека

Обращение с лекарственными препаратами.

Правила употребления лекарственных препаратов

Обращение с лекарственными препаратами.

Опасность самолечения

Обращение с лекарственными препаратами.

Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами

Обращение с лекарственными препаратами.

Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств

Ожидаемый результат (ученик должен)

Иметь навыки соблюдения чистоты и правил поведения в помещении (на примере поликлиники).

Знать о пользе и вреде медикаментов, осторожно обращаться с медикаментами, которые хранятся дома

Уметь обращаться за плановой мед помощью в поликлинику.

Знать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые принимают без назначения врача

Уметь обращаться за экстренной медицинской помощью.

Уметь подобрать для себя лекарственный препарат из имеющегося арсенала с учётом индивидуальной переносимости лекарств, возрастных доз

Знать права пациента в системе обязательного медицинского страхования.

Уметь принимать первые меры при развитии побочного действия лекарства

Иметь представление о механизмах воздействия рекламы и,  на его основе,  навыки критического отношения к рекламируемым товарам и услугам.

Иметь навык прочтения аннотации или рецепта перед приёмом лекарственного препарата

Раздел 7.  Предупреждение  употребления психоактивных веществ (ПАВ)  (3 часа)

32

Зависимость от ПАВ.

Почему люди употребляют ПАВ

Зависимость от ПАВ.

Поведение с людьми, употребляющими ПАВ

Зависимость от ПАВ.

Жизненный стиль человека, зависимого от ПАВ

Зависимость от ПАВ.

Зависимость: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая, психологическая

Зависимость от ПАВ.

Употребление ПАВ как ложный путь решения  жизненных проблем

33-34

Последствия употребления ПАВ.

Вред табачного дыма и алкоголя.

Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя

Последствия употребления ПАВ.  

Болезни человека, связанные с употреблением ПАВ.

Защита себя и других в ситуациях употребления ПАВ

Последствия употребления ПАВ.  

Состояние интоксикации и побочные действия при употреблении ПАВ.

Как противостоять групповому давлению и не употреблять ПАВ

Последствия употребления ПАВ.

Возможные трудности и пути выздоровления курильщика, наркомана, алкоголика.

Отказ от употребления ПАВ на разных этапах

Последствия употребления ПАВ.

Социальные, психологические, физиологические последствия употребления ПАВ.

Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление ПАВ

Ожидаемый результат (ученик должен)

Иметь навыки критического  переосмысления информации, получаемой в неформальных группах

Иметь сформированные  навыки отказа от употребления ПАВ в группе

Иметь сформировавшееся  представление о том, что «легальные» ПАВ могут вызвать такую же зависимость, как и «нелегальные»

Иметь широкий арсенал средств для решения конфликтных ситуаций, проведения свободного времени

Владеть навыками поддержания общения без прибегания к суррогатным формам общения

35

Обобщение (1 час).  Моё здоровье – моё богатство!

nsportal.ru

План классного часа на тему: "Здоровый образ жизни"

Классный час в 10 классе по теме

" Здоровый образ жизни"

Задачи: Пропаганда здорового образа жизни, привлечение учащихся к проблеме сохранения здоровья, расширение знаний о правильном образе жизни, знакомство с центрами досуга и культуры в поселке.

Пособия: буклеты "Здоровый образ жизни" (на каждую парту), фломастеры, листы для создания плакатов, наглядный материал.

Ход классного часа.

1. Объявление темы классного часа. Ее актуальность.

2. Знакомство с буклетом. Беседа с учащимися.

Почему так важно сохранять здоровье?

Прочитай пословицы и цитаты о здоровье. Как ты понимаешь их смысл?

Назови факторы, влияющие на здоровье.

Учащиеся называют различные факторы, влияющие на здоровье, а учитель прикрепляет на доску листы.

hello_html_m3324e72.gif

hello_html_c5292d0.gifhello_html_34cd36de.gif

hello_html_4ff04789.gifhello_html_m5c7ca305.gifhello_html_m2b8d1ee0.gifhello_html_17b092ba.gifhello_html_639d09a.gifhello_html_6bc4d1d5.gif

Давайте выясним, какой же фактор самый важный? По наблюдениям медиков и ученых, именно образ жизни оказывает решающие воздействие на здоровье человека. (смотреть буклет "Удельный вес различных факторов, влияющих на здоровье")

Сравните продолжительность жизни в разных странах мира.

В России средняя продолжительность жизни - 66 лет, в Японии - 83 года.

Какой же образ жизни надо вести россиянам для увеличения продолжительности жизни.

3 Рассказ учителя об основных правилах здорового образа жизни.

План рассказа.

А) Рациональное питание.

Б) Физическая активность.

В) Режим дня.

Г) Отсутствие вредных привычек.

(смотри буклет "Принципы ЗОЖ")

4 . Мы уже говорили о вреде курения, сегодня мы поговорим об опасности алкогольных напитков.

Чтение и обсуждение статьи "15 рюмок, которые убили мою дочь"

(журнал "Домашний Очаг", июль 2011 года).

Почему произошла такая трагедия? Кто виноват в гибели девочки? Что делать, чтобы такое не случилось с другими? Свободное время и подросток. Ты и твои друзья.

5. Возможности для проведения интересного досуга в Якутске. Знакомство с центрами досуга, культуры и спорта в поселке (смотри буклет).

6. Творческое задание (выполняется в группах). Нарисуй плакат, рекламирующий здоровый образ жизни. Демонстрация групповых работ.

7. Подведение итогов классного часа. что ты узнал нового? Какой материал был для тебя полезен?

МБОУ «Табалахская средняя общеобразовательная школа»

ПЛАН

классного часа на тему:

«Здоровый образ жизни».

Классный руководитель: Колесова Л.Н.

Хабарова А.П.

в 10-х классах.

2015-2016 уч.г.

infourok.ru

Здоровый образ жизни: с чего начать?

В наше время вести здоровый образ жизни становится модным, и это замечательно! Но несмотря на это, для многих здоровый образ жизни – что-то недостижимое, чуть ли не идеальное. А между тем достижение этого идеала требует не так уж многого, и реальнее, чем может показаться на первый взгляд.

Здоровый образ жизни – это не только выполнение трудных «НЕЛЬЗЯ» и «НАДО», это еще и новые возможности, физические силы, изменения в собственном сознании. Но не будем доказывать, что быть здоровым – это прекрасно. Ведь вы уже читаете эту статью, а значит, задумываетесь о переменах и чувствуете, что они вам нужны.

В первую очередь, разберемся, из чего складывается понятие «здоровый образ жизни»:

  • отсутствие вредных привычек;
  • здоровое питание;
  • регулярные физические нагрузки;
  • соблюдение режима дня, крепкий сон;
  • активная, интересная насыщенная событиями жизнь, результатом чего является внутренняя гармония и позитивный психологический настрой.

 

Здоровый образ жизни: с чего начать?

Итак, решение начать здоровый образ жизни принято. С чего же начать?

 

Начинаем вести здоровый образ жизни. Шаг 1: Ставим цель

В первую очередь, чтобы решение о начале новой жизни не осталось всего лишь решением без последствий, ответьте себе на вопросы – какую цель я преследую? для чего мне здоровый образ жизни? сиюминутное желание или настоятельная потребность? Именно четко сформулированная цель (лучше всего зафиксировать ее на бумаге – можете даже повесить в виде плаката на стене) поможет вам последовательно идти к результату. Если вы хотите:

  • похудеть на 20 кг – представьте себе, как прекрасно вы ощущаете себя в «новом» теле;
  • родить здорового ребенка – нарисуйте в воображении картинку себя и будущего малыша;
  • избавиться от болей или болезней – ощутите себя абсолютно здоровым человеком, почувствуйте, как замечательно, когда боль не беспокоит, а к врачу идти не нужно;
  • освободиться от вредных привычек – представьте себя независимым, сильным, вызывающим уважение человеком;
  • жить долго – подумайте, как здорово дожить до свадьбы своих внуков и даже правнуков;
  • обрести отличную физическую форму – почувствуйте восторженные взгляды окружающих, силу новообретенных мышц.

Важно ощутить себя уже достигшим результата, визуализировать свою цель, почувствовать в себе энергию для ее достижения. Именно цель и внутреннее ощущение результата поможет вам не сдаться в сложный момент (а он будет, как же иначе?).

 

 

Начинаем вести здоровый образ жизни. Шаг 2: Признаемся себе в наличии вредных привычек

Для большинства из нас вредные привычки – это стандартный набор: употребление наркотиков, алкоголя, курение. И если такие проблемы люди чаще всего осознают, то долгое сидение за компьютером, коротание вечеров у телевизора, питание полуфабрикатами, фастфудом и разнообразной «химией», малоподвижный образ жизни, нерегулярность сна – всё это считается обычным и абсолютно нормальным. Кто-то скажет: да если я перестану всё это делать, это ж будет скука смертная! Пугаться не стоит – заменив компьютер походом в фитнес-клуб, вы об этом уж точно не пожалеете, а результат (вспомните свою Цель) будет стоить всех усилий. Да и кто говорит, что отказаться надо сразу от всего? Как раз люди, фанатично набрасывающиеся на новую идею и восторгающиеся ей первые недели, скорее и бросают начатое на полпути.

Итак, вредные привычки: осознайте их, признайте, что вы зависимы. Если вы курите изредка, это не значит, что вы можете перестать в любой момент, если пьете бутылку пива каждую пятницу – зависимость у вас точно имеется. Вам кажется, что вы сильнее своих «небольших увлечений»? А вот попробуйте месяц не курить, не пить, не покупать бургеры, не заходить в «контакт»! Сложно? Ну так просто признайтесь себе: да, у меня есть эти вредные привычки, запишите их к себе в блокнот (лучше столбиком по порядку), как раз туда, где уже записана ваша Цель.

Начинаем вести здоровый образ жизни. Шаг 3: Разбираемся с причинами своих вредных привычек

Ознакомьтесь внимательно с составленным списком вредных привычек. Напишите рядом с каждым пунктом причину своей привычки (это будет соседний столбик вашей таблички) – честно, ведь вас никто не проверяет. Например:

  • «Мне так удобнее». Это абсолютно естественно! Ведь без удобства привычка не развивается. Нам удобнее разогреть в микроволновке покупные блинчики, нежели приготовить еду самим – ведь должно же остаться время на просмотр очередного выпуска новостей! Подумайте, как сделать новые привычки удобными – причем постепенно, не рывком. Не требуйте от себя невозможного, часто именно такой подход не дает нам изменить свою жизнь.
  • «Не хватает времени или сил». Здесь стоит поискать альтернативные варианты, связанные, например, с быстрым приготовлением здоровых блюд. А если сократить время, затраченное на просмотр страничек в соц.сетях, в пользу прогулки в парке или похода в фитнес-центр, Вы удивитесь, как много новых сил у Вас появится!
  • «Не считаю это уж очень вредным». А может, вы просто не хотите себе признаться, что одна порция картошки фри или бутылка пива – не только наносят вред здоровью, но и не останутся последними в вашей жизни, причем за счет ваших же денег? Если сомневаетесь в пользе или вреде чего бы то ни было, почитайте об этом хотя бы в Интернете. Незнание (вы наверняка помните) не освобождает нас от ответственности перед своим здоровьем.
  • «Все мои друзья так делают». Если своим курением и выпивкой за компанию вы хотите понравиться друзьям, позвольте узнать, в каком классе вы учитесь? Неужели вы уже взрослый и самостоятельный человек? Поверьте, уважают по-настоящему как раз тех, кто имеет смелость не быть «стадом». Возможно, ваш лучший друг или супруг тоже давно мечтает бросить курить/сесть на диету, и вместе вам это будет сделать намного проще.
  • «Хочу забыться/спасаюсь от стресса». Наверняка вы понимаете, что прежде чем избавляться от вредных привычек, нужно разобраться с теми проблемами, которые не дают вам покоя. Сходите к психологу или попросите о помощи близкого человека, ведь заедание/запивание стрессового фактора еще никому не помогало. Если вы не нравитесь себе, и поэтому «с горя" съедаете очередное пирожное, скажите себе, что хотите разомкнуть этот порочный круг.
  • «Бессмысленно, когда вокруг все равно все курят / плохая экология / все равно умрем». Есть вещи, на которые мы повлиять не можем, но плывя по течению собственной жизни, не пытаясь ничего изменить, мы просто ухудшаем собственное самочувствие в настоящем, укорачиваем и просто бессмысленно проводим  отведенное нам свыше время. Подумайте – вам хочется прожить 50 или 90 лет? Хочется еле волочить ноги или бодро шагать на своих двоих в старости? Хочется быть красивой или увядшей в 40, 50 лет? Ответы на эти вопросы очевидны, и повлиять на ваши результаты можете только вы сами, а отнюдь не какой-то курящий рядом дяденька.

Итак, осознание проблемы и ее причин - это уже полдела в работе над вашей Целью.

 

 

Начинаем вести здоровый образ жизни. Шаг 4: Составляем план действий

После осознания причин необходимо разработать план действий вашей новой жизни – поэтапный и постепенный. Не нужно включать сюда такие пункты, как, например "перестать есть сладкое", "не курить с понедельника". Подумайте именно о медленном, но при этом намного более эффективном изменении своих привычек. Главное, о чем стоит позаботиться (сравните перечень основных принципов здорового образа жизни и составленный вами список любимых "вредностей"):

  1. Избавление от очевидных и всем известных вредных привычек (наркотики, алкоголь, курение). Постарайтесь сократить потребление, насколько чувствуете в себе сил на это. Попробуйте электронные сигареты, специальный пластырь для бросающих курить. Найдите единомышленников, постоянно подбадривайте друг друга. Абсолютно отказываться от алкоголя тоже не стоит резко - например, замените пиво по пятницам бокалом сухого вина. Помните, что новые привычки – ваше собственное решение, над вами нет надзирателя с плеткой – только ваша Цель.
  2. Питание – важнейший компонент здоровой жизни. Мы – это то, что мы едим, помните?
  • Возьмите за правило читать состав на этикетках покупаемых продуктов: выбирайте продукты с минимумом «химических» компонентов - консервантов, усилителей вкуса, ароматизаторов, идентичных натуральным (=искусственным).
  • Уменьшайте в рационе количество полуфабрикатов, продуктов быстрого приготовления – ищите на замену им быстрые и полезные блюда. Каша с фруктами на завтрак будет вкуснее и полезнее бутерброда с колбасой, смеси замороженных овощей будут прекрасным гарниром вместо жареной картошки.
  • Замените продукты, подвергшиеся сильной очистке и обработке, более полезными аналогами: белый рис – коричневым, муку высшего сорта – мукой грубого помола, белый батон – цельнозерновым хлебом. Ешьте вместо сахара, конфет и тортов мед, горький шоколад и сухофрукты, вместо сладких газированных напитков пейте соки и фруктовый чай.
  • Готовьте еду в духовке, на пару, тушите и варите вместо жарки. Для любителей готовить открывается целое поле для экспериментов. Полезное питание должно быть вкусным и разнообразным, не забывайте и про красивое оформление блюд.
  • В идеале ваше питание должно быть 5-6-разовым. Это поможет вам чувствовать сытость в течение дня и не перекусывать фаст-фудом, пончиками и шоколадками.
  • Пейте больше жидкости (1,5-2 литра в день), зачастую жажда маскируется под ложные «голодные позывы».
  1. Режим дня. Постарайтесь организовать свой день так, чтобы вы просыпались и ложились спать примерно в одно и то же время, даже по выходным. Иначе в будний день вы будете чувствовать себя сонной мухой, а в выходной день – отсыпаться и все равно чувствовать дискомфорт, т.к. такой режим является ударом для нашего здоровья. Высыпаться необходимо обязательно: каждый день не менее 8 часов. Если вы мечтаете похудеть, этот пункт для вас особенно важен. Организм, испытывающий постоянный стресс от недосыпа, не способен избавляться от лишних килограммов – это доказанный наукой факт.
  2. Физические нагрузки. Начинайте заниматься физкультурой постепенно. Пусть вначале это будет только замена поездки на автобусе пешей прогулкой – это уже большой шаг. Лишний раз поднимитесь по лестнице вместо лифта на работе или дома, если вы гуляете с коляской – не сидите на лавочке, а прогуляйтесь быстрым шагом. Введя эти новые привычки в свою жизнь, вы уже почувствуете себя лучше. В дальнейшем так же постепенно начинайте выполнять физические упражнения - дома, на улице или в фитнес-клубе – решать вам. В физических нагрузках регулярность намного важнее количества подходов в выполнении упражнений. Ежедневная 5-минутная зарядка эффективнее часового комплекса раз в неделю.
  3. Позитивный настрой. Не воспринимайте новую жизнь как полную ограничений, ведь вы не только идете к намеченной цели, но и открываете для себя новые горизонты. Почувствовав себя более здоровым, сильным и легким, вы сможете достичь и других целей, а не только той, намеченной вначале. Например, снижение веса придаст вам уверенность, необходимую для новых знакомств и успешной личной жизни.

Итак, вы составили план действий и записали его вместе с Целью, перечнем и причинами вредных привычек. Теперь вам предстоит самое главное – претворять этот план в жизнь.

 

Начинаем вести здоровый образ жизни. Шаг 5: Реализация задуманного

На этом этапе обычно и начинаются сложности. Как же облегчить свой переход к новой жизни? Постарайтесь сделать его максимально радостным и приятным, окружите себя красивыми атрибутами здорового образа жизни! Купите яркую дизайнерскую посуду, на которой вы будете есть только полезные блюда; удобную одежду и обувь для прогулок и занятий спортом, в которой вы будете чувствовать себя привлекательнее; если есть возможность, приобретите домашний тренажер. Полезно будет украсить свою жизнь не только радующими вас предметами, но и расширить круг общения единомышленниками – ищите их в своем окружении, в Интернете, да где угодно!

Если все-таки перестроиться очень сложно для вас, не отчаивайтесь, а попробуйте поначалу слегка снизить планку. Еще раз напомним: отказывайтесь от вредного постепенно. На формирование новой привычки уходит обычно 4 недели. Дайте себе такой срок на адаптацию к одному нововведению, и по истечении месяца вы почувствуете, что есть пончики или сидеть вечерами у телевизора уже не так-то и хочется.

 

Любите себя, ставьте перед собой высокие цели и не переставайте двигаться вперед. Здоровый Образ Жизни – это реально, и у вас обязательно всё получится! 

 

Специально для lovingmama.ru

 

Читайте также:

Вред жареного

Вред дрожжей и дрожжевого хлеба: миф или реальность?

Чем заменить сахар?

Натуральные заменители сахара

Полезные конфеты из сухофруктов и орехов своими руками

Открытый пирог с яблоками без сахара

Полезное мороженое из банана

 

lovingmama.ru

тематическое планирование внеурочной деятельности "Здоровый образ жизни"

6. Календарно- тематическое планирование.

Раздел 1. Введение «Вот мы и в школе». (2 часа)

Здоровье и здоровый образ жизни.

Здоровье в порядке - спасибо зарядке.

Изучение нового материала/ Беседа с элементами презентации.

Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Здоровье, как одна из ценностей человеческой жизни. Составляющие здорового образа жизни. Необходимость укреплять свое здоровье, заботиться о нем.

Факторы, которые влияют на здоровье: условия и образ

жизни, питание, наследственность, внешняя среда, природные условия, здравоохранение. Образ жизни, вредные и полезные привычки, тренировка и спорт. Правила здорового образа жизни.

Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни.

Познавательные –

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные - осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе, по отношению к своему здоровью.

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. Правила личной гигиены.

Изучение нового материала/ Урок – семинар.

Режим дня. Зачем школьникам режим. «Биологические часы». Необходимость придерживаться

четкого ритма жизни. Режим. Мой идеальный распорядок дня.

Сон. Норма сна (9-10 часов). Помещение для сна. Биоритм:

«совы» и «жаворонки». Тест «Кто я?»

Р- выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ и др.

П- сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников

К- участвовать в диалоге, высказывать своё мнение, задавать вопросы.

Л- самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе; осознанно строить речевое высказывание.

Раздел 2. Питание и здоровье. (3 часа)

Правильное питание – залог здоровья.

Изучение нового материала/ Беседа с элементами презентации.

Питание. Чем мы питаемся. Правильное питание. Условия правильного питания. Памятка «Правильное питание».

Р- самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, корректировать работу по ходу выполнения.

П- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе сообщений.

К- формулировать собственное мнение и позицию.

Л- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве .

Секреты здорового питания.

Изучение нового материала / Беседа с элементами презентации.

Рацион питания. Секреты здорового питания.

Что мы едим. Разнообразие пищи. Особенности питания людей разных национальностей. Составление меню (завтрак, обед, ужин).

Осторожно: консерванты, ГМП (генетически модифицированные продукты), несвежая пища. Что такое состав и срок годности.

Р- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П- делать предварительный отбор источников информации.

К- формулировать ответы на вопросы, высказывать мотивированное суждение, признавать сои ошибки, озвучивать их, строить монологическое высказывание.

Л- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

«Витамины - наши друзья и помощники».

Изучение нового материала / Урок - семинар.

Витамины. Где содержатся витамины А, B,C, D. Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники». Викторина «Здоровье в саду и на грядке».

Р- умение выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ.

К- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Л- самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе; осознанно строить речевое высказывание.

Раздел 3. Моё здоровье в моих руках . (4 часа)

Сон и его значение для здоровья человека.

Изучение нового материала/ Беседа с элементами презентации.

Природа сна. Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон полезным. Гигиена сна. Нарушение сна. Причины, вызывающие нарушение сна. Игра «Плохо - хорошо» (по гигиене сна).

Р- определять план выполнения заданий на уроке, корректировать выполнение задания в соответствии с планом.

П- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

К- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.

Л- определять круг своего незнания; осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.

Изучение нового материала/ Урок-семинар.

Иммунитет. Защитные силы организма. Прививки, вакцинации. Закаливание. Кто такие «моржи». Способы закаливания. Значение закаливания для здоровья человека. Игра «верю – не верю».

Р- уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

П- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания.

Л- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Закаливание в домашних условиях. Осанка – это красиво.

Изучение нового материала/ Урок-семинар.

Закаливание в домашних условиях. Виды закаливания. Босохождение. Принципы закаливания. Правила закаливания. Викторина «О пользе закаливания».

Плавание — один из полез­ных видов движения и закаливания. Поведение на воде.

  • Р- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

П- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

К- участвовать в диалоге, высказывать своё мнение, задавать вопросы.

Л- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Кожа – зеркало здоровья.

Изучение нового материала/ Беседа с элементами презентации.

Самый большой орган – кожа. Роль кожи в нашем организме. Волосы, ногти – особые образования кожи. Обновление клеток кожи. Правила ухода за кожей, волосами, ногтями. Помощь при ожогах, обморожениях. Отпечатки пальцев. Игра «Юные криминалисты».

Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

П- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

К- участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Л- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе, по отношению к своему здоровью.

Раздел 4. Я в школе и дома. (2 часа)

Здоровье и домашние задания.

Переутомление и утомление.

Комбиниро

ванный урок/ Урок- беседа.

Выполнение домашних заданий (организация рабочего мес­та, рациональное использование времени, чередование труда и отдыха). Переутомление. Его признаки. Методы снятия. Оптималь­ные условия труда, микроклимат в классе и квартире.

Р- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения, оценивать правильность выполнения заданий.

П- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К- умение донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Л- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Компьютер - не игрушка.

Изучение нового материала/ Беседа с элементами презентации.

Компьютер - великое изобретение человечества. Что было, когда не было компьютеров? Может ли компьютер «думать».

Что такое искусственный интеллект. Где используются компьютеры. Возможности, которые дают компьютер и Интернет.

Правила безопасной работы на компьютере: зрение, поза.

расположение монитора. Компьютерные игры: как избежать зависимости.

Всемирная паутина: поиск информации в Интернете.

Р- определять план выполнения заданий на уроках., корректировать выполнение задания в соответствии с планом.

П- сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

К- участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Л- оценивать результаты своей деятельности; установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о правилах поведения в опасных ситуациях.

Раздел 5. Чтоб забыть про докторов. (1 час)

Как защитить себя от болезней.

Комбиниро-

ванный урок/ Урок - практикум.

Как защитить себя от болезней. Профилактика болезней. Конкурс рисунка «Чтоб болезней не бояться надо спортом заниматься». Игры на свежем воздухе «Дальше, быстрее, выше».

  • Р- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

К- участвовать в диалоге, высказывать своё мнение, задавать вопросы.

Л- самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе; осознанно строить речевое высказывание.

Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение. (3 часов)

Моё настроение.

Изучение нового материала/ Урок- игра.

Настроение и здоровье. Эмоции, выражение эмоций. Умение управлять эмоциями. Вербальное и невербальное проявление эмоций. «Передай улыбку по кругу». Выставка рисунков «Моё настроение». Упражнение «Сотвори солнце в себе».

Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций: Бетховена, Шопена. «Чувства, которые вызвала музыка».

Р- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

К- участвовать в диалоге, высказывать своё мнение, задавать вопросы.

Л- развивать эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии.

Мир моих увлечений.

Изучение нового материала/ Урок – презентация.

Увлечение. Мир моих увлечений. Определение сферы интересов и увлечений. «Копилка любимых дел» презентация.

Р- умение выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ.

П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

К- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания.

Л- определять круг своего незнания; осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

Вредные привычки.

Изучение нового материала/ Урок – диспут.

Привычка. Мы и наши привычки.

«Привычка – вторая натура».

Как избавиться от вредных привычек.

Р- планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями.

П- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Л- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей».(4 часа)

Опасности летом.

Изучение нового материала/ Урок - семинар

Опасности летом. Первая доврачебная помощь.

Травмы: растяжения связок, ушибы, переломы, вывихи.

Последствия от травм. Помощь при ожогах, порезах, царапинах. Кровотечения: носовое кровотечение.

Р- умение находить необходимый материал, используя справочную литературу, компьютер.

П- делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

К- участвовать в диалоге, высказывать своё мнение, задавать вопросы.

Л- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Чем и как можно отравиться.

Изучение нового материала/ Урок - семинар.

Отравления: причины и лечение. Первая помощь при отравлении Осторожно: ядовитые растения

Растения, опасные для человека. Характерные признаки.

Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине «Я б в спасатели пошел”.

Викторина «Лекарственные растения». Презентация «Зелёная аптека».

Р- умение находить необходимый материал, используя справочную литературу, компьютер.

П- делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

К- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания.

Л- развивать эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии.

Будем здоровы.

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков/ Урок –путешествие

Путешествие на поезде «Здоровье». Чему мы научились и чего достигли за год. Повторение основных терминов, правил.

Р- оценивать свои достижения.

П- делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

К- формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Резервный урок.

infourok.ru

Формирование здорового образа жизни: как начать ЗОЖ?

Автор: Арияна Ерошина

Дата: 26.08.2010

Как начать здоровый образ жизни?- А много ли людей по-настоящему независимы?

- Почти никого. К тому времени, как они становятся способны на это психологически, теряют физическое здоровье, и для поддержания жизни требуется помощь близких.

Из разговора с шаманом (В. Серкин, «Хохот шамана»).

Предупреждаю, статья длинная и нудная!))) Только для тех, кому действительно надо начать ЗОЖ! Рекомендую читать частями и тщательно выполнять домашние задания, тогда переход к здоровому образу жизни имеет все шансы состояться, причём легко, интересно и относительно безболезненно! :) И ещё: местами будет жёстко, но это необходимо!)

Предвидя возгласы (не будем показывать пальцем) «Ага, о Зож пишете, а сами… тархун пьёте?» (был грех, пару глотков))), сразу говорю — мы не гуру и не просветлённые, только начинающие). Но долго и последовательно продвигаемся к здоровой жизни. Например, за последний год видны явные изменения к лучшему во многих аспектах ЗОЖ, и это только начало. Были бы гуру, писать обо всём этом было бы просто скучно!

Только ленивый не пишет о составляющих ЗОЖ (ну, для нас-то — святое дело)). А толку? Все знают, что пить и курить вредно, что зарядка по утрам полезна и нужно больше бывать на солнце… А ты купи слона! Но почему-то мало кто это делает. В то же время, периодически в нашей группе о здоровом образе жизни вконтакте появляются вопросы о том, как начать «новую» жизнь, бросить курить и т.п. С одной стороны радостно, с другой — увы, большая часть таких «начинателей» снова скатится к прежнему. Поэтому восторженные возгласы из серии «Ой, мне так клёво, я уже месяц не курю \ пью \ сыроед \ езжу в детский дом … Это так здорово!..» и т.п. воспринимаются людьми, достаточно долго ведущими ЗОЖ скептически — восторженные срываются чаще других.

Итак, что входит в ЗОЖ сейчас повторять не буду. Давайте лучше подумаем для начала о причинах возникновения вредных привычек и вообще осознаем сам факт их наличия.

Формирование ЗОЖ, шаг 1: Осознание своих вредных привычек.

  • Дойдя до этого места поняла, что нужно отдельную статью о вредных привычках, чтобы ясно было от чего отказываться)). Пока же перечислю вкратце: помимо очевидных алкоголизма, курения, наркомании, стоит назвать неправильное питание, отсутствие режима дня (да-да, это не только для дошкольников нужно!), малоподвижный образ жизни, неразборчивость в сексуальных (и не только) связях, регулярное невысыпание, недостаток пребывания на свежем воздухе, долгое сидение за компьютером, обилие электроприборов и проводов дома, сидение нога на ногу, сон на животе, еда грязными руками, езда на мотоцикле без шлема…. В общем, это только в общих чертах. Не впадайте в уныние, сразу от всего отказываться не придётся! :)
  • Но одно дело понимать, что вышеназванные привычки — вредные, другое признаться, что большей частью из них страдаете лично Вы! Алкоголики, как известно, почти никогда не признают себя таковыми. Ну, разве что, белой горячки дождутся!… Неоднократно слышу фразы, мол, я нерегулярно выпиваю, по праздникам там, с друзьями иногда. Нерегулярно — это для Вас сколько? В общем, бутылка водки раз в неделю (бутылка пива раз в день \ напиться до беспамятства два раза в месяц) — часто это — «нерегулярно». Дорогие, поздравляю, Вы — самые настоящие алкаши! И утверждения, что Вы себя контролируете, и можете в любой момент завязать — всё это чушь! Разок проконтролируйте лучше как следует, и откажитесь от алкоголя полностью, тогда поверю! А печени вообще плевать на весь Ваш самоконтроль — её уже нет частично!…
  • Ещё одна иллюзия на пути к ЗОЖ — чувство, что времени ещё достаточно, пока можно не спешить со здоровыми привычками, ещё получится всё исправить. На этот счёт могу привести один веский аргумент. Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на пожилых родственников и просто знакомых. Сколько из них видите здоровыми и в хорошей физической форме?… Точно уверены, что именно Вы как раз и попадёте в эти счастливые 0.001%?
  • Правда в том, что с каждым годом начать вести ЗОЖ, и вообще хоть как-то менять свои привычки всё сложнее. Появляется масса ограничений, на преодоление которых нужна куча времени и настойчивости (у Вас это будет?). Например, не можем «подсадить» маму мужа на полезнейшие зелёные коктейли — бананы ей нельзя из-за диабета, а помидоры — из-за гастрита, вот и ищи приемлемые ингредиенты!
  • Серьёзно что-то менять в старости могут только люди, привыкшие к постоянному развитию и изменениям за всю жизнь. Но такие люди, как правило, не дожидаются пенсии для начала здорового образа жизни.

Возможно, проблемы с осознанием вредных привычек у Вас как раз и нет. Но начинать всё равно стрОтказ от вредных привычекашно — получится ли, и есть ли вообще смысл? В этом случае могу уверить, всё зависит от Вас, но осознание — уже полдела. И начинать стоит (не побоюсь банальности): лучше поздно, чем никогда! Может, 150 лет уже не проживёте, а вот 83 вместо 57 — легко! В общем если желание есть, всё получится. Если же подход типа «Ну давайте, расскажите мне как жить и что делать, а я скажу, почему это не работает» — лучше не мучиться.

Результатом шага 1 должен быть список Ваших вредных привычек — письменный! — с припиской внизу, подтверждающей желание постепенно от них избавиться (дата, подпись! :) ).

Начинаем здоровый образ жизни, шаг 2: Найти причины появления вредных привычек. Добавляем колонку «причины» к списку вредных привычек!

  • Часто вредные привычки появляются «сами собой», и вовсе не из каких-то особенно плохих побуждений. Просто, «обстоятельства сложились», не задумались вовремя и т.п. Такие причины — наиболее легко преодолимы (при наличии желания, конечно). Просто осознать проблему и найти подходящее альтернативное решение. Например, постоянное поедание полуфабрикатов связано обычно с нехваткой времени \ сил на готовку. Потратив час-другой на размышления об этом, и пообщавшись с друзьями, можно легко найти целую пачку полезных рецептов быстрого приготовления.
  • Просто неудобно. Полезная привычка никогда не разовьётся, если она неудобна! Не нужно от чего-то насильно отказываться или заставлять себя с неимоверными усилиями — всё равно не получится! Тут стоит подумать, а как сделать так, чтобы было удобно? Какой другой, тоже полезной, привычкой заменить эту — упорно сопротивляющуюся?)
  • Следующая причина — «вкусно», мне так нравится, «терпеть не могу секс с презервативом», как же на природе без выпивки? и т.п. Очевидное предложение — просто выбрать, что важнее. Но на самом деле, у страха глаза велики. Почему Вы решили, что здоровые привычки «не вкусные»?! Что Вам будет скучно без алкоголя? Вы пробовали?! Сколько раз и хорошо ли старались? :) А насчёт презервативов — может, пора жениться?)) В смысле, что у любых крайних решений всегда есть ещё тысяча посередине, нужно просто задаться целью найти!
  • Круг общения. Наверное, это самая болезненная тема. И тут мой «цинизм» снова будет безжалостным). Хотя нет, тьфу! Не хочу даже мусолить эту тему! Все и так понимают, что курение за компанию — совсем не признак крутости, и уважать за это могут разве что идиоты — им что ли хотите понравиться, бедные курящие пятиклашки? Жалко и страшно прекращать общение со спивающимися друзьями, мужьями \ жёнами? Выбирайте! Главное, осознанно. Никто ведь не предлагает «бросать» их сразу, попробуйте вместе меняться, поддерживать друг друга. Как следует попробуйте, чтобы потом совесть не мучила!
  • «О каком здоровье можно говорить, когда у нас такая экология? Жить вообще вредно!». Что ж, Земле недолго ещё терпеть таких беспомощных потребителей, ждущих помощи свыше. Мы же пока постараемся поменьше вредить экологии, и повлиять на кучу других факторов, на которые мы повлиять МОЖЕМ.
  • Есть и совсем грустные причины вредных привычек. Например, неосознаваемое саморазрушение. Некоторые люди настолько разочаровались в жизни и поверили в свою никчёмность, что просто постепенно себя разрушают. С крыши прыгнуть как-то страшно, а так вроде и незаметно. Но такие вряд ли читают эту статью. Жалко их, но и они небезнадёжны… Если хотя бы несколько лет смогут продержаться в этой жизни.

Итак, список причин ясен, альтернативные решения найдены, можно приступать к подготовке «новой» жизни.

Формирование ЗОЖ, шаг 3: Выработать личные цели, составить план.

  • Я сейчас не о целях вида «сбросить 5 кг. к ноябрю». А о целях вообще, по жизни. О мечтах и возможности их реализации. Смысле жизни. Кратковременном и долговременном планировании. Формирование ЗОЖУверена, что именно регулярное личное планирование — первая привычка здорового образа жизни (как и любой другой сферы)! Тут и ответ на вопрос, для чего вообще нужно здоровье, и подзабытые желания, без которых жизнь не может быть полной и радостной, и новое наполнение времени интересными и полезными делами. Здоровые люди эффективны, а это невозможно без планирования и постановки целей!
  • В эту статью не поместятся техники планирования. Но их огромное количество в интернете (в том числе и на этом сайте) — ищущий найдёт)
  • Также важно составить план постепенного перехода к более здоровой жизни. Какие именно привычки Вы собираетесь у себя развить? Как будете это делать? Когда? Как измените распорядок жизни? Какие нужны подготовительные мероприятия? И т.д. и т.п. Только не торопите события — постепенность и регулярность — залог успеха! Лучше каждый день делать совсем чуть-чуть, чем начать за здравие…, либо «дорываться» до здоровья урывками, но помногу.

Результат шага 3: Письменный список целей жизни в разных сферах. Долговременный план жизни на 1-3 года. План перехода к ЗОЖ.

4 шаг к здоровому образу жизни: Расширение круга общения и интересов.

  • Как мы уже говорили, не всем друзьям суждено остаться в нашей жизни после её изменения. С кем-то Вы сможете общаться по другому (изредка я, например, бываю в пьюще-курящих тусовках, но все привыкли принимать меня такой, какая я есть). С другими общение будет медленно и постепенно сходить на нет — просто не останется общих интересов и тем. Ещё часть «друзей» отпадёт сразу после недоуменного вопроса, а что же ещё с ними делать, если не бухать? Очевидно, придётся искать новый круг общения.
  • Но сначала всё же лучше найти себе новые занятия и интересы, то есть постепенно погружаться восходить в мир творчества и активности. Тут лучше всего вспомнить, чего Начинаем вести ЗОЖВы давно хотели, но руки не доходили. Велики, ролики, прыжки с парашютом, серфинг, лошади, байдарочные походы, стрельба из лука, занятия вокалом, театральная студия, вышивание крестиком, тренинг личностного роста, паркур, (остановите меня!)).
  • А уже после этого искать общение по интересам — в интернете можно найти невероятное количество сайтов, посвящённых всем этим занятиям. Там делятся опытом, общаются, договариваются об очных встречах. Можно ходить на семинары и мастер-классы в «своём» (или просто интересном) направлении. Можно присоединяться к хаотично набравшимся желающим покататься ночью толпой на роликах на Красной площади или поучаствовать в конкурсе бродячих фотографов, или…) Согласитесь, это более гарантированный способ найти «качественных» знакомых, чем писать в Одноклассниках «давай дружить»?
  • Как я писала в недавней статье о вегфесте, отличный способ на людей посмотреть и себя показать найти интересных людей, клубы, течения и движения — посещение разнообразных позитивных Здоровые интересыфестивалей, праздников, тематических клубов и т.п. Наверное, с этого можно и начать для расширения кругозора.
  • Например, мероприятия и места, где периодически бываем мы: ЭтноЛайф в Музеоне (там мы познакомились с мужем… Вообще, всяческие «этно» фестивали — отличные и часто происходящие способы проведения времени с пользой и интересом), ежегодный фестиваль Восхождение (под Геленджиком), ежегодный фестиваль Дитя природы (под Питером), вышеназванный Этномир (там часто бывают фестивали, например, ближайший — Мамакамбо), центр Сотворчество (недалеко от м. Щёлковская), фестиваль Звенящие кедры России. Кстати, рекомендую сайт Ecowiki (были у них как-то на Курской), на сайте — масса ссылок за здоровые и эко- организации.

Результат 4 шага: интересная, активная жизнь. Открытие, что для общения со здоровыми, яркими людьми возможностей — масса!

Шаг 5: Постепенный ввод полезных привычек и замена ими старых. Без фанатизма! :)

  • Формулировка именно такая: не отказываться от вредного, а вводить полезное. И делать это постепенно. Конечно, бывают ситуации, когда пора просто «исчезнуть» из старого мира, иначе не выжить. Полезные привычкиНекоторые действительно могут взять, и резко изменить жизнь навсегда. Но таких — единицы. И, как правило, к отчаянным шагам их подталкивает безвыходная ситуация или какая-то трагедия. Надеюсь, это не про Вас! Поэтому категорически предлагаю не спешить! Ввести одно — два нововведения, привыкнуть к ним. Там, глядишь, ещё парочка привычек сами собой появятся. Потом захочется дальше развиваться. Потом вдруг услышите, что, оказывается, ещё и то или это вредно — и тут подкорректируете. То есть формирование здорового образа жизни происходит поэтапно, иногда могут быть достаточно резкие качественные изменения, но сначала они подготавливаются тысячей мелочей, к которым постепенно привыкаешь. А, главное, привыкаешь меняться!
  • Никак не получается ввести какую-то привычку в свою жизнь? Подумайте, может это слишком неудобно, есть организационные проблемы? В таких случаях важно разобраться и найти компромисс, а не насиловать себя, чтобы потом убедиться, что «это невозможно».
  • Часто для решения орг. вопросов нужно просто что-то купить \ смастерить. Например, с блендером готовить фруктовые коктейли — одно удовольствие, при наличии палатки и спальников — гораздо больше шансов выбраться в поход, а покупка удобной обуви может сподвигнуть, наконец, к длительным прогулкам.

У 5 шага итога нет, кроме постепенно и непрерывно улучшающегося здоровья и качества жизни в целом. В общем-то, это уже и есть — самый настоящий ЗОЖ! С чем Вас и поздравляю! :)

ЗОЖ, шаг 6: Ищем пробелы, усовершенствуем. Он же — шаг 1.

  • Чтобы образ жизни становился всё более здоровым (или, хотя бы, не ухудшался), нужно периодически анализировать свои привычки и находить всё новые и новые усовершенствования, которые можно внести. Чем выше в горы, тем шире виды! Поднимаясь на пути самосовершенствования начинаешь замечать то, что некоторое время назад просто откинул как фантастику и что-то из другого мира. Но чтобы это заметить, нужно для начала оглянуться. А дальше по цепочке — осознание вредной привычки, поиск причины, поиск информации, план…

На самом деле, это уже совсем не сложно. Есть привычка!

Если Вы всё ещё здесь, и читаете окончание этой длинной статьи, я рада — Вы действительно настойчивы, а, значит, есть шанс, что одним здоровым человеком будет больше! :) Возможно даже когда-нибудь Вы пришлёте нам свою собственную историю успеха, подтверждённую временем и Вашим самочувствием. Тогда я буду счастлива окончательно!))) Ждём!

Ерошина Ирина.

www.my-zozh.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность