НОВОСТИ |
Основы здорового образа жизни студента (стр. 1 из 4). Здоровый образ жизни студентовОбраз жизни студента, его связь со здоровьемОбраз жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. При этом факторы внешней среды разделяются на физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию). Говоря о другом компоненте понятия «образ жизни» - взаимоотношения человека с самим собой, следует отметить, что это сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его. Тем самым, образ жизни является способом переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство своего жилища. Отсюда следует, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а условия жизни в то же время как бы опосредованно влияют на состояние здоровья. Таким образом, здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение собственного здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение всей жизни человека целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики и укрепления здоровья населения через изменение стиля жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. К сожалению, в нашей стране работа по внедрению здорового образа жизни как нормы для каждого отдельного человека ведется спонтанно, поэтому внедрение ЗОЖ идет медленно и эффект его невысок. Образование и здоровье – категории социальные, т.е. общественные. О здоровье общества можно судить по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости, продолжительности жизни. Если рождаемость высокая, смертность низкая, члены общества редко болеют и долго живут, о таком обществе можно сказать, что оно вполне здорово. Объективным показателем, определяющим возможности для здорового образа жизни, служит состояние здоровья. Здоровый образ жизни представляет собой активное состояние, требующий от человека волевых усилий и осмысленных поступков, прогнозирования последствий как для себя лично, так и для других людей, в том числе возможного потомства. Последнее особенно важно, если задуматься о том, что от здоровья конкретно существующего поколения зависят здоровье и счастье последующего. Здоровый образ жизни является комплексом оздоровительных мероприятий, обеспечивающий гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого и физического долголетия. Образ жизни включает в себя основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения. Как уже было отмечено выше, в настоящее время наблюдается увеличение количества студентов, страдающих самыми различными хроническими приобретенными заболеваниями. Таким образом, в современных ВУЗах одной из основных задач, помимо обучения и предоставления школьникам определенных практических и теоретических знаний стало сохранение и укрепление студентов. Тем самым, говоря об особенностях образа жизни студентов, стоит в первую очередь отметить, что студенческий возраст характеризуется работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другого рода вопросы. Формирование личности, своего «я» идет от внешнего облика к тому, что определяет ядро, стержень личности, - к ее характеру и мировоззрению. В студенческий период наиболее активного овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые. Студенческому возрасту свойственна некоторая дисгармония, когда желания и стремления у молодых людей развиваются быстрее и раньше, чем воля и сила характера. Распорядок жизни студентов и, в частности, такие его элементы, как упорядоченность, организованность, систематичность, дисциплинированность, являются важным условием успешной учебной деятельности. Бережное отношение к здоровью необходимо активно воспитывать именно в студенческие годы, когда устанавливаются основные привычки и организация трудовой деятельности в течение дня. Однако нередко молодые люди нарушают элементарные правила гигиены быта, питания и др. Так, согласно исследованиям до 27% студентов, проживающих в общежитиях, уходят на занятия не позавтракав. В этом случае учебные занятия проходят при снижении работоспособности на 9-21%. До 38% студентов принимают горячую пищу 2 раза в день, в то время как институт питания рекомендует студентам 4-разовое питание в день, имея ввиду организацию второго завтрака после 11 часов. Отход ко сну у 87% студентов, проживающих в общежитиях, затягивается до 1-2 часов ночи, вследствие чего они не высыпаются, что сказывается на снижении умственной работоспособности в течение учебного дня на 7-18% по сравнению с тем, когда сон организован нормально. Кроме того, часть студентов (34%) из-за хронического недосыпания прибегают к дневному сну по 1-3 часа. До 59% студентов начинает самоподготовку в период от 20 до 24 часов. Ее продолжительность составляет в среднем 2,5-3,4 часа, таким образом значительная част студентов выполняет ее заполночь. Учебный труд в столь позднее время требует повышенных затрат нервной энергии, отражаясь на качестве сна. Около 36% студентов занимается самоподготовкой и в выходные дни, предназначенные для отдыха, восстановления сил. До 62% студентов бывает на свежем воздухе менее 30 минут в день, а 29% - до 1 часа, при гигиенической норме, составляющей 2 часа в день. При этом, к разнообразным закаливающим процедурам прибегает менее 2% студентов, следствием чего становятся вспышки простудных заболеваний в осенне-зимний и зимне-весенний периоды, охватывающие до 80% студентов. Вместе с тем, научно обоснованный режим дня должен быть основан на анализе затрат учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с гигиенически допустимыми нормами. В результате становится понятно, что суточный бюджет времени студента состоит из двух половин: 12 часов учебных занятий (аудиторных и самостоятельных) и 12 часов, отведенных на восстановление организма (сон, отдых, самообслуживание) и личностное развитие (занятия по интересам, общественная деятельность, бытовое и дружеское общение, физическая культура и спорт). При этом выходные, не учебные дни содержат в себе 12 резервных часов. Таким образом, при выработке оптимального режима дня следует учитывать указанное распределение различного рода деятельности в течение суток, правильно распределить и установить верную последовательность чередования труда и отдыха. Таким образом, в основе рационального суточного режима лежит ритмическое правильное чередование труда и отдыха, а также других видов деятельности, и должен основываться на законах о биологических ритмах. При правильном и строго соблюдаемом режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего человек в определенное время может наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ. Нельзя также забывать о том, что культура питания играет значительную роль в деле формирования здорового образа жизни студентов. Каждому студенту следует знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу собственного тела. Рациональное питание – это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. При этом, помимо прочего, важным аспектом культуры питания является режим питания и распределение калорийности пищи в течение суток. К выработке режима питания стоит подходить сугубо индивидуально, но соблюдать главное правило его организации – полноценно питаться не менее 3-4 раз вдень. Стоит также помнить, что выбрав тот или иной пищевой режим необходимо строго его соблюдать, поскольку резкие перемены в питании, пищевые стрессы могут довольно отрицательно повлиять на организм человека. Рациональное питание является фактором, во многом определяющим здоровье. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Суточная потребность в энергии и питательных веществах перекрывается за счет пищи, при этом часть необходимых витаминов образуется в кишечнике. В современном направлении медицины – естественной гигиены, натурпатии – большое значение придается естественному оздоровительному питанию. Как правило, все сторонники натурпатического питания являются проповедниками ограниченности приема калорийной пищи за счет отказа от продуктов животного происхождения, основных источников белка и жира. При этом, большое внимание уделяется ими также системе голодания, которая способствует очищению организма. Вредные привычки не совместимы с занятиями физической культурой и спортом. Курение, употребление алкоголя и наркотиков оказывают пагубное воздействие на здоровье и значительно снижают умственную и физическую работоспособность. Таким образом, для организации здорового образа жизни и улучшения собственного физического состояния и здоровья, необходимо отказаться от вредных привычек и не возвращаться к ним. Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления). Особое значение имеет закаливание в профилактике простудных заболеваний. При этом приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте, хотя чем раньше оно начато, тем организм будет устойчивее и здоровье крепче. Однако, следует иметь ввиду, что при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней заниматься закаливанием нельзя, а в процессе закаливания необходимо систематически консультироваться с врачом и проверять эффективность проводимых процедур. Основными средствами закаливания являются вода, воздух и солнце. Различные виды рефлексии, употребление пищи, процедуры, связанные с личной гигиеной – все это, безусловно, поглощает часть нашего времени, но в основном же жизнь человека уходит на труд и отдых. При этом, их разумный режим – еще один фактор здорового образа жизни. В студенческом возрасте завершается физическое созревание организма. Так, например, к 18-10 годам завершается формирование вегетативных функций и достигается высокий уровень их взаимодействия. К этому времени выносливость, одно из важнейших для реальной деятельности человека двигательных качеств, составляет 85% от величины этого показателя у взрослых лиц. В 20-29 лет ее развитие достигает наивысшего уровня. В этом возрастном диапазоне организм сохраняет высокую работоспособность, общий высокий уровень функциональной активности. Говоря об основных составляющих здорового образа жизни, стоит еще раз сказать, что среди них принято выделять: - режим труда и отдыха; -организация сна -режим дня; -организация двигательной активности; -выполнение требований санитарии, гигиены и закаливания; -профилактику вредных привычек; -культуру межличностного общения; -психофизическую регуляцию организма; -культуру сексуального поведения. Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежду и обуви. Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, поскольку их строгое соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности. Помимо прочего, немаловажным фактором формирования здорового образа жизни студентов является культура сексуального поведения. Говоря об этом факторе, в первую очередь необходимо сказать, что сексуальное поведение является одним из важных аспектов социального поведения любого человека. Общий уровень сексуальной культуры любого человека формирует эротический ритуал ухаживания и сексуальной техники. Регламентируя наиболее важные аспекты сексуального поведения, культура оставляет место для индивидуальных или вариативных вариаций, содержание которых сожжет существенно варьироваться. При этом, 17-15 лет является возрастом максимальной активности половых гормонов, а в основе полового внимания (красивая фигура, осанка и т.п.) лежит физическая привлекательность, в силу чего необходимо особое внимание уделять культуре физической и телесной, формировать и улучшать собственное телосложение в необходимом направлении, особенно в студенческие годы. В этом смысле занятия физической культурой и спортом играют, центральную роль, а значит – в значительной степени могут помочь в данном направлении формирования здорового образа жизни студентов. biofile.ru Отношение студентов к здоровому образу жизниКазанский (Приволжский ) федеральный университет Экономический факультет Кафедра ГиМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Отношение студентов к здоровому образу жизни. Выполнили работу Студенты группы 1476-2 Галимханова А. Кузнецов А. Лисихин А. Мубаракова А. Мустафина З. Насибуллина Э. Научный руководитель: к.э.н. доцент кафедры ГиМу Глебова И.С. Казань-2010 Актуальность выбранной темы исследования. В наше время здоровый образ жизни очень актуален. Актуальность здорового образа жизни сегодня вызвана, с одной стороны, возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, ухудшения продуктов питания, качества воздуха и воды, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Проблеме ЗОЖ уделяют внимание на всех уровнях: от жизненных принципов каждого человека, до политики государства, направленной на увлечение нации в спорт. Основными проблемами у современной молодежи являются признаки нездоровой жизни: пристрастие к курению, алкоголю и наркотикам, зависимость от компьютера, малоподвижный образ жизни. Со всем этим ведется активная борьба. Государство стало уделять внимание всевозможным спортивным мероприятиям. Каждый год проводятся мероприятия «Лыжня России» и Кросс нации. Основная их задача - привлечь молодежь к спорту. Полным ходом набирает свою силу экстремальное движение - люди, увлеченные экстремальными видами спорта. Молодое население страны начало постепенно находить себя. Наркомания и алкоголизм уже не в моде. Наметился рост численности некурящих людей. Вот они, плоды ЗОЖ. Понятно, что ЗОЖ свойственен не только молодым людям. Здоровый образ жизни важен так же и для среднего возраста, не говоря уже о пожилых. Важно так же следить и за отсутствием вредных привычек. Нельзя позволять себе принимать много алкоголя, курить. Это не есть ЗОЖ. Есть масса аспектов, которые можно отнести к ЗОЖ, но вот основополагающими являются всего несколько: спорт, здоровый отдых, отсутствие вредных привычек. Здоровье — самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно закалять и сохранять. Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений. Каждый должен сделать выводы из прочитанного материала. Если хочешь быть здоровым, целеустремленным, успевающим человеком, то ЗОЖ это действительно твое! Объект исследования: здоровый образ жизни. Предмет исследования: отношение студентов к физической культуре и спорту как способу формирования здорового образа жизни. Цель :исследовать отношение и готовность вести ЗОЖ студентами экономического факультета КФУ. Поставим ряд задач: - определить, что является здоровым образом жизни; - формирование здорового образа жизни средствами физической культуры; - изучить оздоровительные программы РФ и РТ; - опросить студентов; - выявить критерии ЗОЖ; - дать рекомендации по ведению здорового образа жизни. Методы исследования: - анкетирование студентов экономического факультете КФУ; - контент-анализ интернета по сайтам. Противоречия: Несмотря на то, что проводится множество оздоровительных программ и строятся спортивные комплексы, здоровье населения не улучшается. Гипотезы: - студенты ведут здоровый образ жизни; - родители студентов относятся положительно к ЗОЖ; - у большинства студентов – хорошее состояние здоровья ; - для поддержания своего здоровья студенты: занимаются спортом, посещают спортивные секции, делают утреннюю зарядку. - рациональное питание – является составной частью ЗОЖ Разработанность темы в научной литературе. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума. «Здоровый образ жизни», по формулировке авторов программною документа «К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний» (Р.Г.Оганов, Р.А.Халатов, Г'.С.Жуковский и др., 1994) — «поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья». Укрепление же здоровья — «мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия». Отечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В.К. Бальссвич, П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, А.В. Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А.С. Чубуков и др.). ЗОЖ зависит от: — объективных общественных условий, социально-экономических факторов; — конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга; — системы ценностных отношении, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ. Разработанность темы в научной литературе Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, — это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипо-кинезии (Р.Е.Мотылянская, В.К.Велитчснко, Э.Я.Каплан, В.Н.Артамонов) Авторы монографии выделили три основных компонента здорового образа жизни: 1) объективные общественные условия; 2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни; 3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность (Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский и др.). Ю.П.Лисицин и Г.И.Царегородцев дают следующее определение: «Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях. Здоровый образ жизни — основа профилактики заболеваний (Изуткин Д.А., 1982). Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы. Сотрудник сектора социологии ВНИИФК Г.В.Дивина справедливо отмечала, что понятие «здоровый образ жизни» пока еще не определено, пользующиеся им вынуждены оговаривать, что конкретно они имеют в виду, для того, чтобы быть правильно понятыми Возможно, в скором будущем необходимость в этом отпадет, так как понятие обретет методологическую и концептуальную «униформу» Пока же хотелось бы употребить вместо «здоровый образ жизни» понятие «культурный образ жизни» (цивилизованный, гуманистический), подразумевая, что здоровье неотъемлемо от культурного образа жизни и является не самоцелью, а органичным компонентом развития и совершенствования как общества, так и отдельного индивида Древние говорили: «Здоровый дух в здоровом теле», подчеркивая таким порядком слов приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; другими словами — если человек культурен в широком смысле этого понятия, духовен, то и за своим физическим здоровьем он не сможет не следить. Но в практику нашего физкультурного движения эта древняя мудрость пришла в искаженном, перевернутом виде, что и сказалось на некоторых концептуальных просчетах. У нас она звучит, как «в здоровом теле — здоровый дух», а значит, телесное как бы ставится, выпячивается на первый план, являясь гарантом того, что телесное здоровье может служить залогом духовного здоровья, что, как мы тому имеем множество свидетельств совсем не так. В основу ЗОЖ, по мнению Д.А.Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов: 1) здоровый образ жизни — его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении; 2) человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик; 3) здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций; 4) здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании. Регулярная физическая тренировка, повышенный двигательный режим у людей разного возраста способствуют повышению функциональных возможностей организма, Улучшению здоровья (Н.Д. Граевская, Р.Д. Дибнер, В.П. Казначеев, Р.С. Карпов, А.В. Коробков, И.В. Муравов, Л .Н. Нифонтова. В.С. Фомин и др.). Особенно это проявляется у лиц, профессиональная деятельность которых имеет малоподвижный характер, не требует физических напряжений, а также у немолодых людей. mirznanii.com Формирование здорового образа жизни студентаФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА Современное развитие России связано с изменениями в сфере образования, которые в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Однако, как свидетельствует анализ исследований в данной области, у большинства россиян, особенно молодого поколения страны, не сложились ценности, обусловливающие такой образ жизни. Исследование некоторых составляющих ЗОЖ показало, что динамика отношений к нему неуклонно идет вниз. Во-первых, у большинства студентов отсутствует положительный опыт занятий физической культурой. Во-вторых, очень низкий уровень знаний теории и методики физической культуры. В-третьих, не воспитана потребность в соблюдении норм здорового образа жизни, самосовершенствовании и самовоспитании. В связи с этим необходимы наиболее эффективные формы и методы формирования ЗОЖ студенческой молодежи. Можно сказать, что проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в настоящее время осознается как педагогическая. В настоящее время учеными обсуждаются общие вопросы здоровья студенческой молодежи и ее образа жизни. Анализ литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной. Согласно результатам медицинских обследований до 50% студентов имеют отклонения в состоянии здоровья; увеличивается количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; растет количество студентов с заболеваниями, которые не позволяют им заниматься физической культурой.По данным Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения большое значение в структуре факторов обеспечения здоровья современного человека составляют условия и образ жизни (50 - 55%).Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) следует понимать такие типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым выполнение им своих социальных и профессиональных функций. Здоровый образ жизни определяется следующими факторами: личная гигиена, рациональное питание, оптимальное сочетание работы (учебы) и отдыха, двигательная активность, закаливание, отказ от вредных привычек.По данным проведенных среди студентов опросов, здорового образа жизни придерживается около 25% обучающихся; на протяжении всего периода обучения в вузе пониженная двигательная активность, нарушение сна, режима питания, приверженность к вредным привычкам и создают ситуацию, когда 30 - 50% выпускников, находясь на старте самостоятельной жизни, оказываются хронически больными людьми. В связи с этим, по мнению Ю.Д. Железняка, сегодня на первый план выдвигаются следующие пути формирования ЗОЖ: -формирование в обществе менталитета здоровья, внедрение моды на здоровье; -развитие потребностей у человека в сохранении, восстановлении и укреплении здоровья; умения преодолевать лень в отношении укрепления здоровья; -подъём уровня культуры: общей, нравственной, духовной, физической, воспитание культуры здоровья; -формирование оздоровительной активности: активного самосохранения, саморазвития и самообеспечения здоровья Как же это реализовать? В учреждениях образования необходимо всемерно пропагандировать здоровый образ жизни, так как многие учащиеся и студенты не умеют и не стремятся быть здоровыми. Меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду здорового образа, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения. Составными элементами таких профилактических программ могут быть всевозможные виды деятельности: разовые мероприятия, акции, Интернет-конференции, информационные кампании, театрализованные представления, тематические дискотеки, конкурсы, спортивные мероприятия; клубы, членство в которых является престижным среди молодежи и требует быть свободным от разного рода зависимостей; разработка и издание буклетов, журналов, другой печатной продукции, видеоматериалов, социальной рекламы, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ, организация информационно-консультационной работы по предупреждению их употребления. Необходимо привлекать учащихся к активным занятиям физической культурой и спортом, туризмом и краеведением. С этой целью в учреждениях образования рекомендуется проводить круглогодичные спартакиады по основным видам спорта, спортивные праздники, разнообразные мероприятия туристско-краеведческой направленности, как можно шире привлекать учащихся к активным, массовым занятиям физкультурой и спортом.Однако человек - существо не только биологическое, но и социальное. И в большинстве случаев студенты имеют определенную грамотность по ЗОЖ, но из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности не уделяют этому должного внимания.Поступление молодого человека в техникум часто сопровождается не только значительной сменой круга знакомых, но и существенным снижением степени родительского контроля (особенно в случае переезда для учебы в другой город). В этой связи предполагается принятие студентом ответственности за свою жизнь, что требует наличия у него определенных психологических свойств.Прежде всего, это нравственная устойчивость, которая позволяет вчерашнему школьнику противостоять негативным примерам окружающих, особенно старшекурсников, а также агрессивному воздействию средств массовой информации, посредством рекламы пропагандирующих не только алкоголь и сигареты, но и связанные с ними негативные модели поведения .Большое значение в формировании ЗОЖ имеет действенность направленности студента. Как известно, недостаточно лишь решить что-то сделать, очень важно найти в себе силы не свернуть с намеченного пути, поскольку формирование ЗОЖ представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования постулатам здоровья изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Поэтому, к сожалению, довольно часто люди лишь "пробуют" сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного, поскольку здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, кроме этого, постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни.Для того чтобы придерживаться принципов ЗОЖ, студенту необходимо иметь четкое внутреннее убеждение, что это - правильно. То есть идея сохранения и укрепления собственного здоровья должна являться составной частью мировоззрения молодого человека, создавая потребность соблюдать личную гигиену, подчинять свою жизнь определенному распорядку, заниматься спортом и не поддаваться соблазну небезопасных для здоровья способов психорелаксации или психостимуляции.Тип темперамента студента также влияет на успешность формирования у него ЗОЖ. Причем воздействие это двоякое, поскольку, как известно, у всякой медали есть две стороны.Низкая внушаемость и безразличное отношение к новому, присущее сангвинику, с одной стороны, помогают ему противостоять негативным для здоровья информационным воздействиям, а с другой - ограничивают его в осмыслении и принятии элементов ЗОЖ.Еще более эти качества выражены у студентов с преобладанием флегматических черт, которым слабая внушаемость и отрицательное отношение к новому, скорее всего, позволяет устоять и не выкурить "на слабо" сигарету с марихуаной, но и, увы, заставят воздержаться от похода в спортзал, предлагаемого однокурсниками. То есть условиями формирования установки на ЗОЖ для этих двух типов темперамента должны быть постепенность и аргументированность. Положительно относящийся ко всему новому холерик с одинаковым энтузиазмом способен воспринимать и интегрировать в свою жизнь как хорошее, так и плохое. Свойственная ему умеренная внушаемость позволяет все же с определенной долей критики относиться к предлагаемым стереотипам поведения и, вероятно, чаще делать осмысленный выбор в пользу концепции ЗОЖ. Однако в случае с холериком всегда существует опасность переоценки им своих сил и, соответственно, того, что методичное, ежедневное выполнение взятых на себя обязательств по соблюдению принципов ЗОЖ довольно быстро его утомляет и перестает интересовать.Вероятность же выбора ЗОЖ неуравновешенным и внушаемым меланхоликом в основном определяется направленностью коллектива, в который он попадает в процессе обучения в техникуме (учебная группа, комната в общежитии).Положительными качествами характера студента, предполагающими его приверженность к ЗОЖ, следует считать цельность, определенность, силу и твердость. Студенту, занимающему активную жизненную позицию по отношению к своему здоровью, свойствен волевой, деятельный, самостоятельный тип характера. Таким образом, формирование здорового образа жизни у студентов осуществляется в сложном взаимодействии личности обучаемого с условиями окружающей действительности, которые способны оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на систему ценностей вступающего в самостоятельную жизнь человека. Утверждение здорового образа жизни – важная общегосударственная задача. Всеми силами способствовать ее решению - долг всех людей, каждого жителя нашей страны. infourok.ru Основы здорового образа жизни студентафБольшереченская средняя общеобразовательная школа Реферат Тема: Основы здорового образа жизни студента Выполнила: учитель начальных классов Благинина В. В Большеречье 2010г План: 1 . Здоровье человека, как ценность и факторы его определяющие. 2. Структуры жизнедеятельности студентов, ее отражение в области жизни. 3 . Здоровый образ жизни и его составляющие. 4 . Основные требования к организации здорового образа жизни. Здоровье человека, как ценность и факторы его определяющие. З доровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), активно укорачивают свою жизнь. Вообще, можно говорить о трех основных видах здоровья : о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. К факторам, определяющим здоровый образ жизни, можно отнести следующие:
Общая интенсивность обменных процессов, в течение жизни меняется. Сразу после рождения человека скорость поступления в организм питательных веществ превышает скорость их распада. Это обеспечивает рост организма. К 17-19 годам различия в скорости процессов ассимиляции и диссимиляции постепенно сглаживаются, в организме к этому времени устанавливается динамическое равновесие между этими сторонами обменных процессов. С этого времени рост организма, по существу прекращается, но процесс ассимиляции все же преобладает. В возрасте от 25 до 60 лет в процессе обмена веществ наблюдается равновесие, при котором интенсивность процессов примерно равна. К старости в обменных процессах начинает преобладать диссимиляция, что приводит к снижению биосинтеза многих важнейших для жизнедеятельности организма веществ: ферментов, структурных белков, легко доступных для использования источников энергии. Происходит снижение функциональных возможностей различных тканей, дистрофия мышц и снижение их силы, ухудшаются и качество нервной регуляции длительности органов и систем организма. Структуры жизнедеятельности студентов, ее отражение в области жизни. Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Образ жизни студента есть не что иное; как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше использует свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться. Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится. Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Саморегуляция - целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих. Стиль жизни - поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пиши, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания - 10-16%, на режим двигательной активности - 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам. Здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принцип ах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Зд оровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание, здоровый сон, активная мышечная деятельность, закаливание организма, личную гигиену искоренение вредных привычек и т.д. Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья. Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт», т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов. mirznanii.com Здоровый образ жизни студентов и его составляющиеЗдоровый образ жизни студентов и его составляющиеЗдоровый образ жизни – это своеборазный свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек: - умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности; - владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда; - постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности - самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье. Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией - важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального ЗОЖ студента. ЗОЖ – отличительная черта человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности. Критерии эффективности здорового образа жизни ЗОЖ – это категория социальная. И тогда, когда мы говорим о ЗОЖ, то конечно же подразумеваем, что речь идет о жизнедеятельности общества (класса, социальной группы, индивида и т.д.). И вместе с тем мы никогда не должны забывать о том, что человечество (человек) является неотъемлемой частью огромного земного и биологического мироздания, что законы биосферы распространяются на весь ее неорганический и органический мир Все биологические системы человека унаследованы им в процессе генезиса. Все они функционируют на основе биологических законов и закономерностей. Но так как человек – существо социальное, а социальная деятельность человека является определяющей в его жизни, то все биологические системы человека были перенацелены в основном на то, чтобы человек преуспевал в социальной жизни (созидал, творил, строил, преобразовывал, совершенствовал и т.д.), чтобы он высокоэффективно и высокоэкономично учился и трудился, строил и созидал, творил и облагораживал, оберегал и защищал. Биологическая энергетика, проходя через человеческое существо, через центральную нервную систему, через сознание и рукотворную деятельность, преобразуется в социальные творения. Биологическое преобразуется человеком в социальное. Биологическая энергия – основной источник сотворения всей человеческой материальной и духовной культуры. Лекции и семинары, практические и лабораторные занятия, учебные и полевые практики, зачетные и экзаменационные сессии – основное время становлении личности будущего специалиста высшей квалификации. Все виды учебной работы рассчитаны из 54-часовой учебной недельной нагрузки, куда входят аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельные работы, контрольные мероприятия и т.д. Все это требует от студентов не только основательной эрудиции и подготовленности, но и большой сосредоточенности, высокой работоспособности, хорошего, крепкого и стабильного здоровья, чрезвычайной нацеленности и прямого использования всех своих резервов и наработок, навыков и умений в области ЗОЖ на решение всех основных задач и проблем, связанных с формированием специалиста высшей квалификации. Мы настоятельно рекомендуем студентам : - являться на учебные занятия полностью отдохнувшими, ежедневная утренняя физзарядка поможет вам являться на учебу в хорошей физической форме; - быть активными на учебных занятиях, пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки») – враг ваших успехов; - умело и активно использовать перерывы между занятиями, помните: движения являются лучшим источником восстановления и отдыха. Курение и наркотики, водка и пиво, безделье и сквернословие – тайные и явные враги вашего профессионального роста. Основная направленность ЗОЖ в занятое (несвободное) время нацелена на восстановление и оздоровление студента после учебы. Сон, питание, личная гигиена, ведение (или участие в нем) домашнего и личного подсобного хозяйства, воспитание детей (младших братьев и сестер), уход за лицами преклонного возраста, время и энергия затрачиваемые на дорогу в вуз и обратно, разного рода временные работы в целях пополнения бюджета и т.д. – вот основные составляющие внеучебного (занятого) времени. Во внеучебное время жизнедеятельность студента чрезвычайно многообразна. В это время совершенно отчетливо видно проявление и восстановительно-оздоровительной, и созидательно-преобразующей и развивающе-поддерживающей структурных групп ЗОЖ. Занятое время студентов не должно быть бесконечно продолжительным. Наоборот, задача состоит в том, чтобы все жизненно важные и неотложные задачи и проблемы выполнялись в разумно-сжатые сроки, чтобы студент выкраивал для себя несколько часов свободного времени. Самообразования, культурного потребления, активной физкультурно-спортивной подзарядки своего организма, товарищеских встреч и общения, активного отдыха и т.д. Свободное время – время самосозидания, самосотворения, самосовершенствования. Именно по тому, как человек пользуется свободным временем, можно судить о его ЗОЖ. В последнее время резко меняется характер труда. Доля физического труда уменьшается, а умственного – возрастает. Работники умственного труда (это касается и студентов) во время своей трудовой деятельности, как правило, не получают необходимой двигательной, физической нагрузки. Но без должной физической нагрузки человек в обязательном порядке столкнется с проблемами гипокинезии, гиподинамии, адинамии и т.д. Все это означает, что объективные (в основном производственные) обстоятельства будут и далее принуждать современного человека (и студентов в том числе) больше, чаще и основательнее обращаться к физической культуре и спорту, овладевать нормами и правилами ЗОЖ. Открытый банк данных для учащейся молодежи, студентов, преподавателей и всех других в 23 разделах: учебные материалы, обучающие и научно-популярные видео материалы, образование и рынок труда, проблемы науки, студенческий досуг, социально-экономические проблемы студентов, музыкальные коллекции, DVD и многое другое. konesh.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |