НОВОСТИ |
Классный час "Здоровые привычки. Здоровое питание". Классный час 6 класс здоровое питаниеКлассный час на тему "Здоровое питание"Классный час: «О ЗДОРОВОМ ПИТАНИИ» для 6 класса Цель: создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания. Задачи: 1. Учить составлять и соблюдать правильный режим питания. 2. Формировать умение выбирать полезные продукты питания. 3. Развивать чувство ответственности перед своими будущими детьми за здоровье своего организма. Прогнозируемый результат: учащиеся смогут сделать выбор – правильное питание. Средства обучения: магнитная доска, наглядные пособия, научные данные о правильном питании. Ход урока: Вступительное слово учителя. - Здравствуйте, дорогие ребята! При встрече люди издревле желали друг другу здоровья: «Здравствуйте, доброго здоровья!» «Как ваше драгоценное здоровье?!» И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили «Здоровья не купишь» «Дал бы здоровья, а счастья найдёшь» - Что значит быть здоровым? (Жить без болезней, вести нормальную деятельность, быть живым, правильное питание) - Здоровье в большей степени зависит от вас самих? Предлагаю провести мозговой штурм в виде игры «Ромашка»: на лепестках ромашки записана первая половина пословицы - продолжить…
- Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы - это народная мудрость. Древние греки, например, мало болели, но долго жили! -От чего же им так везло? Пищу ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались. В школе полдня занимались наукой, полдня физкультурой. А что значит правильное питание? Сегодня мы как раз с вами об этом поговорим. Школьный возраст – Очень ответственный период жизни. Это время, когда происходит сложная перестройка организма и обмена веществ. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье. Ребята, на доске записана пословица, давайте её прочтём. «Мельница живёт водою, а человек едою» -Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей). Зачем человеку необходима пища? (пополняет организм веществами, дающими энергию). Даже в состоянии покоя человек расходует энергию. Например, в состоянии покоя расход энергии в 1 час на 1 кг. Массы тела равен 1 килокалории. Если вы весите 45кг, то в час расходуете 45 ккал, а в сутки – 1080 (45*24). Каждый из вас по этой формуле может узнать свои показатели. ВЫВОД 1. Еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма. - А какой должна быть еда? (вкусной, разнообразной). Вы видите ПИРАМИДУ ПИТАНИЯ, рекомендованную Всемирной Организацией здравоохранения. Давайте посмотрим, из чего она состоит (демонстрация интерактивной Пирамиды питания). Учитель показывает на каждый ярус пирамиды, дети называют, какие продукты питания нарисованы на каждом ярусе пирамиды.
«Пирамида питания» в виде равнобедренного треугольника, разделённого горизонтально на 4 части. В основании пирамиды нарисованы крупы и хлебобулочные изделия; на втором уровне – овощи и фрукты; на третьем – молочные продукты, мясо, рыба; на четвёртом (вершина пирамиды) – сахар, соль, сладости. ВЫВОД 2: Питание должно быть полноценным, т.е. разнообразным. (на магнитной доске постепенно составляется схема « Принципы здорового питания»). Учитель: Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте выделить названные в нём принципы здорового питания. Ребята, мера нужна и в еде, Чтоб не случиться нежданной беде, Нужно питаться в назначенный час, В день понемногу, но несколько раз. Этот закон соблюдайте всегда, И станет полезною ваша еда. В питании тоже важен режим, тогда от болезней мы убежим. Надо ещё про калории знать, Чтобы за день их не перебрать! Плюшки, конфеты, печенье, торты В малых количествах детям нужны. ВЫВОД 3: Питание должно быть регулярным и умеренным (дополняется схема «Здоровое питание»). Учитель. Но вся ли пища, которую мы едим, одинаково полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы? Об этом мы поговорим сегодня. Представьте, что вы попали в научно-исследовательскую лабораторию «Будь здоров». Учёные-консультанты расскажут вам много интересного (за отдельным столом сидят консультанты, которые заранее подготовили материал на заданные темы). Учитель. Давайте внимательно рассмотрим упаковки некоторых продуктов питания, которые вы принесли сегодня на классный час. На каждой упаковке есть этикетка с названием продукта и информацией о нём. Часто на этикетке можно видеть целые списки пищевых добавок, особенно на кондитерских изделиях, сладостях, мороженом и т.д. Что такое пищевые добавки? Почему они маркированы буквой «Е»? помогут нам в этом разобраться наши консультанты. Консультант 1. Современное производство продуктов питания немыслимо без пищевых добавок. Они способствуют длительному сохранению, улучшению цвета, вкуса и консистенции продукта. В странах Европейского союза принята система цифровой кодификации пищевых добавок: каждая из ни обозначается буквой «Е» и цифровым индексом. Красители (Е-100 – Е-199) добавляют в кондитерские изделия, сыр, маргарин и другие продукты. Консерванты (Е-200 –Е-299) увеличивают срок хранения продукта. Антиоксиданты (Е-300 – Е-399) защищают продукт от повреждающего действия кислорода, их добавляют в бульонные кубики, жевательные резинки, мороженое. Стабилизаторы (Е-400 –Е-490) поддерживают желеобразную консистенцию продуктов. Эмульгаторы (Е-500 – Е-599) используют для приготовления водно-жировых смесей, например, майонеза, кремообразных пищевых продуктов. Усилители вкуса и ароматизаторы (Е-600 –Е-699) часто добавляют в соусы, приправы, колбасы. Значительное количество добавок не имеет разрешения к применению в пищевой промышленности России, а часть из них просто запрещены к применению в производимых у нас или в других странах продуктах питания. В развитых странах проверка безопасности пищевых добавок проводится постоянно. Публикуются списки наиболее вредных из них с указанием характера воздействия. Продукты без указания состава покупать не рекомендуется. Учитель. В последнее время на этикетках можно увидеть надписи о том, что продукт изготовлен из трансгенных, или генетически модифицированных (ГМ), продуктов или генетически модифицированных организмов (ГМО). Что это значит? Консультант 2. ГМП содержат ценные питательные вещества, которых в обычных продуктах недостаточно, имеют более привлекательный вид. Трансгенные растения обладают повышенной устойчивостью к вредителям и болезням. Трансгенные продукты – это источник здорового питания. Так, например, получена низкокалорийная соя. Получен рис с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов. Но есть и факты, свидетельствующие об отрицательном воздействии ГМП на здоровье. Например, подопытные мыши, которых кормили ГМП, дали малорослое потомство с ослабленным иммунитетом и склонностью к вырождению. Установлено , что чем больше площади занимают генетически модифицированные культуры, тем меньше становится насекомых, и, как результат, сокращается численность птиц и других животных, что приводит к нарушению экологического равновесия Учитель. В школе вы тратите массу энергии на умственную деятельность, физическую работу. Значит, должен быть источник для восполнения энергии и сил. О пользе продуктов питания, которые помогают избежать стрессовых ситуаций, добавить хороших успехов в учёбе и в жизни, расскажет консультант научной лаборатории. Консультант 3. Клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Хотя масса мозга человека составляет 2-3% от массы тела, он ежедневно забирает 20% всей энергии, получаемой из пищи, поэтому то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности мозга. Морковь стимулирует обмен веществ в мозге, ананасы улучшают память и способствуют поддержанию физической формы. Черника способствует мозговому кровообращению – желательно употреблять её в свежем или замороженном виде. Лук полезен при переутомлении и психической усталости, он улучшает снабжение мозга кислородом. Орехи стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему и особенно рекомендуются при длительной напряжённой умственной деятельности. Учитель. Консультанты из лаборатории «Будь здоров» дали вам полезные сведения о том, как читать и понимать информацию на этикетке продукта, что означают те или иные знаки, буквы и много дополнительной интересной информации. Ребята, на доске записана пословица, давайте её прочтём. «Всё полезно, что в рот полезло». Как вы относитесь к данному мнению? Учитель. Ненавидит Вова кашу, Молоко и простоквашу, Борщ, пельмени и картошку. Трижды в день он прячет ложку. Трижды в день слышна война Из открытого окна: - Ну-ка, детка, съешь котлетку! - Ах, сыночек, съешь кусочек! - Ну, внучок, еще глоток! - Не хочу! Не надо! Бросьте! Но когда приходят гости, То печенье и конфеты Улетают, как ракеты. Даже доктор говорит: -Очень странный аппетит! В чем тут дело - непонятно. Не подскажете, когда-то Может, вылечат такого Удивительного Вову? Действительно, некоторые бесполезные продукты стали незаменимыми в нашей жизни. Образцовым примером того, как вещь, в сущности бесполезная, превратилась в один из популярнейших товаров, является жевательная резинка. Консультант 4. Презентация «Жевательная резинка». Вопрос о пользе и правильном применении жевательных резинок остается открытым. Исследования показывают, что жевание резинки полезно как для гигиены полости рта, так и для улучшения состояния десен. Именно сегодня наблюдается тенденция использования жевательной резинки в качестве универсального защитного средства. Появилась жевательная резинка с полирующими свойствами, уничтожающая зубной камень и тормозящая развитие микроорганизмов в полости рта. Кроме того, у детей жевание резинки укрепляет челюсти, у старшего поколения улучшает работу слюнных желез. Жевательная резинка освежает полость рта; ее часто жуют те, кто хочет бросить курить. Три положительных момента(мнение стоматолога) 1.В первые час-полтора после приема пищи жвачка способствует выработке желудочного сока, что помогает перевариванию пищи. 2. Жевательная резинка вычищает жевательную поверхность зубов. Но и только! Самые опасные в плане кариеса зоны в промежутках между зубами очистить жевательной резинкой невозможно! А это наиболее важная зона! Кроме того такой кариес имеет обыкновение сразу уходить под десну, что приводит к кариесу корня и удалению вполне приличного снаружи зуба. Жевательную же поверхность можно великолепно очистить и с помощью морковки, яблока и любого другого полезного овоща или фрукта, заодно получив необходимую организму дозу естественных витаминов. 3. Если жевать ее с детства не переставая, то можно развить у себя великолепную американскую квадратную челюсть за счет накачанных жевательных мышц. Девушка с такой челюстью - это уже на любителя. Патологические изменения: 1. Со стороны желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвы желудка) - наиболее опасным является употребление жевательных резинок на голодный желудок. 2. Со стороны слюнных желез - сухость слизистой оболочки (нарушается ротовое пищеварение, дисбактериоз). При жевании прикусываешь губы, щеки. 3. Аллергические реакции, опухоли слюнных желез, дисфункция височно-челюстного сустава. 4. Надувные жевательные резинки нарушают прикус у детей. 5. Из-за нее ломаются зубы и выпадают пломбы. Золотые правила питания: а) главное - не переедайте. б) ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма. в) тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать. г) перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища. Учитель. Последний конкурс называется “Здоровье”. Нужно на каждую букву этого слова найти слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни. Например: 3 — здоровье, зарядка, закалка, зубной врач; Д — диета; О— очки; Р — режим, расческа, ракетка; О – отдых; В — вода, витамины, врач; ь - Слов, начинающихся на “ь” не существует. Е — еда. Будьте здоровы! Умейте управлять своими эмоциями, настроением и желанием. Укрепляйте свое тело и дух. Ваше здоровье в ваших руках! Я беру голубую, как небо, гуашь И рисую моря и реки, И апрельский, прозрачный почти, пейзаж: В день весны в двадцать первом веке Я беру золотую, как солнце, гуашь И рисую все то, что снится: Златовласку, узоры причудливых чаш, И рассвет, и поля пшеницы. Я рисую… И сердцу светлей и теплей. Пусть рука сама выберет краски. Если черную боль? Не будет кудрей У красавицы Златовласки. Итог: Давайте еще раз повторим, что же надо делать, если хочешь быть здоров? Каждому из вас желаю Аккуратным, чистым быть. С мылом, щеткой и водою Обязательно дружить. На этом наш классный час закончен. Приложение 1. Таблица «Наиболее вредные пищевые добавки Е» Пищевая добавкаВредноедействие Пищевая добавка Вредноедействие Пищевая добавка Вредноедействие Пищевая добавка Вредноедействие Е 102Е 103Е 104Е 105Е 110Е 111Е 120Е 121Е 122Е 123Е 124Е 125Е 126Е 127Е 129Е 130Е 131Е 141Е 142Е 150Е 151Е 152Е 153Е 154Е 155Е 160Е 171Е 173 О!(З)П(З)О!(З)О!(З)ПОО!! (З)О!(З)(З)О!О!(З)РПРПВК(З)РРК, РДО!ВКПП Е 180Е 201Е 210Е 211Е 212Е 213Е 214Е 215Е 216Е 219Е 220Е 222Е 223Е 224Е 228Е 230Е 231Е 232Е 233Е 239Е 240Е 241Е 242Е 249Е 250Е 251Е 252Е 270 О!О!РРРРРРР (З)РО!О!О!О!О!РВКВКО!ВКРПО!РРДРДРО!д/детей Е 280Е 281Е 282Е 283Е 310Е 311Е 312Е 320Е 321Е 330Е 338Е 339Е 340Е 341Е 343Е 400Е 401Е 402Е 403Е 404Е 405Е 450Е 451Е 452Е 453Е 454Е 461Е 462 РРРРСССХХРРХРХРХРХРКО!О!О!О!О!О!РХРХРХРХРХРХРХ Е 463Е 465Е 466Е 477Е 501Е 502Е 503Е 510Е 513ЕЕ 527Е 620Е 626Е 627Е 628Е 629Е 630Е 631Е 632Е 633Е 634Е 635Е 636Е 637Е 907Е 951Е 952Е 954Е 1105 РХРХРХПО!О!О!ОО!!ОО!!ОО!!О!РКРКРКРКРКРКРКРКРКРКО!О!СВК(З)РВК Условные обозначения вредных воздействий добавок: О! — опасный ОО!! — очень опасный (З) — запрещенный РК — вызывает кишечные расстройства РД — нарушает артериальное давление С — сыпь Р — ракообразующий РЖ — вызывает расстройство желудка Х — холестерин П — подозрительный ВК — вреден для кожи. Интернет-ресурсы: sh26.oskoluno.ru›Астахова.doc nsportal.ru›Школа›…/klassnyy-chas-na-temu… festival.1september.ru›articles/570730/ pedsovet.su›…636_klassnye_chasy_o_zdorovom_pitanii infourok.ru›klassniy-chas-zdorovoe-pitanie-klass… infourok.ru Классный час "Секреты здорового питания"Классный час "Секреты здорового питания" Классный руководитель: Янмурзина Г.Г. Класс: 5а Цель: закрепить у детей знания о законах здорового питания; убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания; учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания. Оборудование: плакат «Пирамида питания», плакат «Здоровое питание», рисунки фруктов, карточки с изображением продуктов питания, листы бумаги, карандаши, презентация Ход занятия 1. Мотивация и актуализация знаний. Слайд 1 Ученик: Приветствуем всех, кто время нашелИ в школу на праздник здоровья пришел.Зима улыбается пусть нам в окно,Но в классе у нас уютно и светло. Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь.И набираем, естественно, вес.Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,Нам спорт с физкультурой, как воздух нужны. А с ними порядок, уют, чистота.Эстетика. В общем, сама красота.Здоровье свое бережем с малых лет,Оно нас избавит от болей и бед. Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас на нашем классном часе, посвященному здоровому питанию. Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает по-своему. Слайд 2,3 – Что самое ценное в жизни человека? (Здоровье) Слайд 4 Здоровье было и остается самой важной частью человеческой жизни. Пример этому – русские богатыри и красавицы, описанные в сказках. Слайд 5 2. Беседа о кулинарии Древней Руси. – Как вы думаете, чем питались богатыри, чтобы быть сильными, а девушки – красивыми, с длинными густыми косами, чистым румяным лицом и ясными глазами? – В русских народных сказках, пословицах, поговорках часто упоминаются названия продуктов, встречающихся на столе. Послушайте отрывки из нескольких сказок, назовите их, а потом мы назовем продукты из этих произведений: Слайд 6
– Какие же продукты упоминаются в этих отрывках? 1)– Что такое уха? Рыбный суп. 2) – Что такое мед-пиво? Хмельной напиток, изготовленный из сваренного меда.Что такое колобок? 3)– Колобки – небольшие круглые хлебцы или толстые лепешки. Их обычно пекли из остатков муки от пирогов или хлебов. Поэтому бабка и мела “по сусекам”, чтобы намести остатки муки. 4)– По праздникам пекли пироги с различными начинками: с рыбой, курицей, говядиной, капустой, грибами, ягодами. Вспомните русскую пословицу: “Не красна изба углами, а красна пирогами”. Как вы понимаете ее смысл? 5)– Какого рода была пища? Откуда она приходила? С огорода, сада, поля, леса. 6)– Как же проходил прием пищи (трапеза)? 7)– Во время приема пищи в прошлые времена сидели чинно. За столом не разговаривали. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошел старший по возрасту или почетный гость. Ему кланялись, сидя за столом, и продолжали есть не спеша. 3. Беседа по режиму питания. Слайд 7 – Для поддержания здоровья школьнику необходимо соблюдать режим питания и использовать для приготовления блюд продукты, богатые пищевыми веществами, витаминами и минеральными веществами. Доктор Здоровая Пища советует: чтобы правильно питаться, нужно два условия: умеренность и разнообразие. Что значит умеренность? – Древним людям принадлежат мудрые слова: “Мы едим для того, чтобы жить, а не живем, для того, чтобы есть”. Слайд 8 Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переваривать. Что значит разнообразие? Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, яйца, мясо, орехи). А третьи – фрукты и овощи (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы), содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться. – Посмотрите на пирамиду питания. Слайд 9 Это пищевая пирамида направлена на демонстрацию здорового и сбалансированного питания. Хотите выстроить ее для себя? Нет проблем. Для начала вам потребуется на листе бумаги изобразить равнобедренный треугольник, который является основой для построения этой пирамиды. Вся конструкция держится на основании, которое представляет собой самый большой кирпич. На него следует “уложить” два кирпича меньшим размером, и т.д., увенчать пирамиду следует одним небольшим треугольником. Вы спросите, что означают эти шесть неравных кирпичика? Об этом мы сейчас и поговорим. Самый большой кирпич представляет собой зерновой сектор. Если вы заблуждаетесь по поводу того, что основным источником витаминов являются овощи и фрукты, то мы постараемся вас переубедить. Это цельнозерновые продукты, которые и составляют основание пищевой пирамиды, они не содержат в себе “пустые” углеводы, такие как белый хлеб, сдоба, торты. А вот овощи и фрукты расположились на основании нашего сооружения, и представляют собой две отдельные группы, то есть второй и третий кирпичики. Важно включать в свой рацион овощи и фрукты ярко-желтых, оранжевых и красных цветов. Именно в них содержится водорастворимый бета-каротин, который является предшественником витамина А. Четвертым является мясной кирпич, это означает, что в вашем меню обязательно должны присутствовать нежирные сорта мяса, птица, рыба, творог. Если вы не располагаете достаточным количеством времени для приготовления свежей рыбы, ее можно заменить консервированной, это может быть тунец или лосось в собственном соку. Пятый кирпич является молочным, кисломолочные продукты помогут поддержать иммунитет. В них содержатся живые бактерии необходимые для профилактики развития дисбактериоза кишечника, это бифидо– и лактобактерии. А вот потребление продуктов, содержащих много животных жиров, которые являются источником скрытого жира, такие как сыры, сметана, мороженое, майонез, жирные соусы, старайтесь ограничивать. Шестой кирпичик считается жиросодержащим, но ни в коей мере не жирным.В этот сектор входят жиросодержащие продукты, к которым относятся орехи, животные и растительные масла, последние являются источником полиненасыщенных жирных кислот, которые очень полезны для сердца. В эту же группу входит и сливочное масло, но его потребление должно быть ограниченным. Следует также помнить о том, что все перечисленные элементы пирамиды должны составлять ваш ежедневный пищевой рацион. 4. Загадки и пословицы о фруктах и овощах. Слайд 10 Объясните, как вы понимаете пословицу: “Овощи – кладовая здоровья”. Вспомните загадки об овощах и фруктах. Капуста Как надела сто рубах – Захрустела на зубах. Лук Сидит дед – в шубу одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. Морковь Красная девица Сидит в темнице, А коса – на улице. Красный хвост в землю врос, а зеленый хвост снаружи. Огурец Без окон, без дверей Полна горница людей. Зеленый теленочек Привязан веревочкой, Лежит на боку и зреет, толстеет. Редис Щеки розовые, нос белый, В темноте сижу день целый,А рубашка зелена – Вся на солнышке она. Тыква Золотая головаОтдохнуть прилегла.Велика, тяжела,Голова велика, Золотая головаТолько шея тонка. 5. Беседа о современных кухонных приспособлениях. – Какие волшебные предметы быстро накрывали стол разнообразными, вкусными и полезными яствами? В сказках встречается образ скатерти-самобранки, которая быстро приготовит множество вкусных блюд. Хотели бы вы иметь скатерть-самобранку? У нас тоже есть помощники – это современные кухонные приборы, которые помогают нам вкусно и быстро готовить полезные блюда. Слайд 11 – Какое кухонное оборудование вам известно? Что можно приготовить с его помощью? Слайд 12,13 На карточках быстро и правильно найдите название блюда и кухонного оборудования, с помощью которого оно готовится. Например: терка – салат, мясорубка – котлеты, плита – суп, чайник – чай, кофемолка – кофе, тестомешалка – блины, тостер – бутерброды, духовка – ватрушки, миксер – крем, хлебопечь – хлеб, тесто, пароварка … 6. Игра “Угадайка” – Какой продукт является самым ценным для детей? (Молоко) – А знаете ли вы, какие продукты можно сделать из молока? Давайте поиграем: назовите молочные продукты, ваш друг – другой молочный продукт и т. д. Название одного и того же продукта нельзя дважды повторять. Выиграет тот, кто вспомнит больше названий молочных продуктов. А вспомнить некоторые продукты, приготовления из молока, вам поможет текст на доске: Слайд 14 Если молоко оставить на сутки в теплом месте, оно прокиснет и образуется – ... Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток белого цвета – ... Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получится – ... Если в горячую духовку поставить прокисшее молоко, то получится – … 6. Проведение опыта. (Дать задание на дом, если нет возможности выполнить в классе) – Дома вы должны были провести опыт на определение жирности пищи? Взять небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблоко, колбасы и т. д. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10-15 минут посмотреть. Если продукт жирный, на бумаге остается жирное пятно. Доктор Здоровая Пища дает нам советы: – воздерживайтесь от жирной пищи, – остерегайтесь очень острого и соленого, – сладостей тысячи, а здоровье одно. 7. Игра “Что разрушает здоровье, что укрепляет?” Слайд 15, 16 Выберите те продукты, которые едят в стране Здоровячков.
8. Золотые правила питания: Слайд 18 а) главное – не переедайте. б) ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма. в) тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать. г) перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища. 10. Итог. Слайд 19 – Какую пищу любят есть в стране Здоровячков? multiurok.ru Классный час в 5–6-х классах на тему: "Питание и здоровье"Классный час в 5–6-х классах на тему: "Питание и здоровье" Классный руководитель Баймуратова А.К. Цели: сформировать полное представление о правильном питании, о его влиянии на здоровье организма, учить обучающихся активным приемам здорового образа жизни, создать твердое убеждение в необходимости сохранения здоровья и личной ответственности за свое физическое и психологическое состояние. Оборудование: плакаты “режим питания”, “Здоровый образ жизни”, “Ягоды”, рисунки ребят о здоровом образе жизни, презентации “Основные питательные вещества”, “Блюда русской кухни”. Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня на классном часе, поговорим с вами о самом важном для нашего организма, без чего существование человека невозможно, речь пойдет о питании. Еда, пища, питание… Эти слова мы произносим довольно часто. Накануне нашего классного часа мы проводили анкетирование, и в анкетах был вопрос, что же такое питание? На основании ваших ответов можно сделать вывод, что еда – это топливо, на котором работает наш организм. Надо грамотно подходить к выбору продуктов. Они должны быть не только вкусными, но, прежде всего, полезными. Это важно для каждого человека, но особенно для вас, детей и молодых людей. Дело в том, что к концу жизни будет поздно об этом заботиться. Хотя обычно так и получается: когда человеку уже нельзя есть и того, и другого, и третьего, когда выясняется, что чуть ли не половина продуктов ему вредна, он вдруг начинает усиленно интересоваться вопросами питания. Не надо забывать, что природа очень мудра. В процессе эволюции (развития) в человеческом организме выработалась система разумного соотношения между пищей как источником жизненной энергии, с одной стороны, и расходом этой энергии, с другой. Недостаточно лишь получать приятные вкусовые ощущения, утолять чувство голода. Мы должны дать организму все необходимое для нормальной жизнедеятельности клеток и тканей. “Уметь есть”, “уметь питаться”, как ни странно, умеют немногие. А между тем, это необходимо каждому. “Уметь есть” - это не только уметь владеть столовыми приборами и не брать пищу руками. “Уметь есть” - это значит питаться правильно, необязательно изысканно, но умеренно, сытно и в определенное время. С древних времен люди понимали огромное значение питания для здоровья. Выдающийся ученый Востока Авиценна считал пищу источником здоровья, силы, бодрости, а русский физиолог Мечников И.И. полагал, что люди преждевременно стареют и умирают в связи с неправильным питанием и что человек питающийся рационально, может жить 120-150 лет. Питание обеспечивает важнейшую функцию организма человека, поставляя ему энергию, необходимую для покрытия затрат на процессы жизнедеятельности. Существует ли связь между питанием и здоровьем? Какая? (Говорят дети). Итак, правильное питание является непременным условием хорошего здоровья, высокой работоспособности. А неправильное питание значительно снижает защитные силы организма, ведет к преждевременному старению и может способствовать возникновению многих заболеваний, т. к. ослабленный организм подвержен любому отрицательному воздействию. Так например, обилие сладкой, пряной, острой и жирной пищи отрицательно сказывается на организме. Известно, что рак желудка широко распространен в тех странах, где едят много жаренного и часто готовят на жире, оставшимся на сковороде от предыдущего приготовления пищи. Перекиси, содержащиеся в прогорклых жирах, могут быть канцерогенными (вызывающими рак). Такое питание способствует преждевременному старению кожи и провоцирует опасные заболевания. Что может повлиять на состояние здоровья? (Образ жизни, состояние окружающей среды, питание и др.) Отчего в большей степени, на ваш взгляд, зависит здоровье? Древние греки, например, мало болели, но долго жили? Отчего же им так везло? (Пищу ели растительную, мясо употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались). Игра “Ромашка” (пословицы о здоровье) На лепестках ромашки записана первая половина пословицы, нужно продолжить вторую половину. В здоровом теле (здоровый дух) Голову держи в холоде (а ноги в тепле) Заболел живот, держи (закрытым рот) Быстрого и ловкого (болезнь не догонит) Землю сушит зной, человека (болезни) К слабому и болезнь (пристает) Любящий чистоту (будет здоровым) Кто курит табак (тот сам себе враг). Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость. Что же мешает человеку быть здоровым? (вредные привычки, малоподвижный образ жизни, плохая экология, неправильное питание…) Назовите принципы здорового рациона питания. (Натуральная пища, не варить те продукты, которые можно съесть в сыром виде, больше есть овощей, фруктов, наличие витаминов и т. д. Викторина “Витамины” Назовите продукты питания, которые содержат витамины. Кто придумал слово “витамин”? (Американский ученый – биохимик Казимир Функ – открыл вещество “амин” - и соединив с латинским словом “Vita” (жизнь) – получил витамин. Какие витамины вы знаете? Что дают человеку витамины? (помогают человеку расти и развиваться). Какие витамины продают в аптеках? Из чего же делают на заводах витамины? (Из плодов шиповника, облепихи, моркови, тыквы, черной смородины) Работа с плакатом “Ягоды”. Рассказ ученика о витаминах. Показ презентации. Итак, ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека, и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно. Ребята, а что значит разнообразие пищи? Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать ( мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным ( творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты, овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться ( ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы). Какие из продуктов вы больше всего любите? (показ рисунков и ответы детей). Объясните, как вы понимаете пословицу: “Овощи – кладовая здоровья”? Какие овощи вы выращиваете в своих огородах? Физминутка “Вершки и корешки” Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква) Работа со стихотворением “Про овощи” Жил один садовод, Он развел огород, Приготовил старательно грядки. Он принес чемодан, Полный разных семян, Но смешались они в беспорядке. Наступила весна И взошли семена. Садовод любовался на всходы, Утром их поливал, На ночь их укрывал И берёг от прохладной погоды. Но когда садовод Нас позвал в огород, Мы взглянули и все закричали: - Никогда и нигде Ни в земле, ни в воде Мы таких овощей не встречали! Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, засеянных густо, Огорбузы росли Помидыни росли, Редисвекла, челук, и репуста. Назовите правильно, что выросло на грядках. (Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста). Отгадывание загадок. 1. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков - горох. 2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня тащи. Капуста. 3. Я рос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу - лук. 4. Яркий, гладкий, налитой, весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики – из далекой Африки – Апельсин. 5. Вкус у ягоды хорош, но сорви поди-ка: куст в колючках будто ёж, - вот и назван - ежевика. 6. Маленький, горький, луку брат - чеснок. 7. На сучках висят шары – посинели от жары - слива. 8. Я румяную Матрешку от подруг не оторву. Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву - яблоко. Игра – упражнение “Притяжение” Командам даются карточки с названием какого-либо продукта питания (хлеб, молоко, сельдь, соленый огурец, банан, морковь, шашлык, семечки, шоколад, кефир, торт, чеснок, томат, картофель, перец, фруктовый сок, петрушка, яблоко, йогурт). Участники игры должны организовать подгруппы с учетом совместимости продуктов питания. Почему возникли именно такие подгруппы? (Эти подгруппы сочетаются друг с другом и дополняют их. Например, белки мяса в сочетании с хлебом, крупой усваиваются на 75%, а с добавлением овощей – на 85-90%. Вообще овощи и фрукты повышают усвоение большинства других продуктов). Ребята, к нам в школу пришла посылка. Почтальон Печкин…(стихотворение) Выступление повара школьной столовой. Показ презентации “Основные питательные вещества”. Как видите из таблицы, все продукты питания необходимы для здоровья человека, и если некоторые люди исключают из своего рациона продукты питания, они наносят вред своему здоровью. Ребята, хочу добавить, что каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события (при рождении ребенка, при заключении мирного договора у князей). Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Очень полезна гречневая каша. Далее каши из овса, риса. Манная каша – самый калорийный продукт, её следует есть перед контрольной, соревнованиями или тяжелой работой работой. Игра “Знатоки” Подписать крупы, и назвать каши, которые из них варят. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание. Отгадать сказки по отрывку из текста. “Мишкина каша” Н. Носова “Каша из топора” Русская народная сказка Ребята, Т.Н., уже говорила о том, что нужно соблюдать режим. Сейчас посмотрим сценку “Режим дня”. А вы, ребята, соблюдаете режим дня? Работа с плакатом “Режим питания 6-классников”. Итак, соблюдение режима дня позволяет хорошо учиться и укрепить здоровье. Ребята, почему говорят, что питание должно быть рациональным? Что такое рациональное питание? (Это разнообразие продуктов, умеренность в приеме пищи и соблюдение режима). Цитата М.В. Ломоносова, на доске, “Матерью здоровья является умеренное употребление пищи”. Сегодня люди начали изучать питание предков. Рассказ ученика о русской кухне. Показ презентации “Блюда русской кухни” Счастливую и полноценную жизнь можно представить в виде дерева жизни. Обратите внимание на плакат “Здоровый образ жизни”. Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут равноценные ветви: “Я могу, я хочу, я должен” быть здоровым. Эти ветви поддерживают ствол “ЗОЖ”, питаемый корнями, составляющими основу здорового образа жизни: правильное дыхание, двигательная активность, положительные эмоции, отказ от вредных привычек, правильное и рациональное питание. Однажды Сократа спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?” Великий мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!” Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять. Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих людей: занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других! Будьте здоровы! Закончить цитатой Л.Н. Толстого: “Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней, и им легче было бы управлять своею душой и телом”. 6 multiurok.ru Классный час "Здоровые привычки. Здоровое питание"Классный час. «Здоровое питание». Цели: – Показать детям вредные свойства газированных напитков, чипсов, сухариков. – Рассказать о полезных продуктах. – Воспитывать желание к здоровому образу жизни. Слайд 1. Здравствуйте, ребята сегодня мы с вами поговорим о здоровом питании. Скольких людей не опросили бы мы, все хотят быть здоровыми. Почему? (ответы детей). Слайд 2. Да, все хотят выглядеть красиво, быть сильными, добрыми (ведь если человек болен, он становится раздражительным), умными (если мы часто будем болеть, то пропустим уроки и не узнаем много нового). Люди много говорят о здоровье, а когда надо начинать заботиться о своём здоровье? (Высказывания детей). Слайд 3. Правильно, с раннего детства. А что поможет сохранить здоровье с детства? (Высказывания детей). Слайд 4. Молодцы, все, что вы назвали – это правила здорового образа жизни. И сегодня мы поговорим с вами о питании. Сегодня у нас в гостях будет мужчина «в меру упитанный, в самом расцвете сил». Узнали кто это? (Ответ детей: Карлсон). Слайд 5. Да это Карлсон. И мы сейчас ждем его в гости. Ой, кто-то стучится! Это, наверное, он. Пойду, встречу (подойти к двери, открыть, сказать «Спасибо») Ребята, нам принесли телеграмму. Интересно, от кого она? Ой, она от Карлсона. «Прилететь не могу. Плохо себя чувствую. Карлсон» Как вы думаете, что могло случиться с Карлсоном? (ответы детей – заболел) Слайд 6. Ой, мы же вам не прочитали первые три слова из телеграммы Карлсона. А звучат они так «Болят зубы, живот». - Почему это случилось с Карлсоном? (Ответы детей). Слайд 7. Карлсон очень любит торт и варенье, может есть их на завтрак, обед и ужин. А что любите вы? Перед вами лежат названия продуктов. Выберите из них такие три продукта, что бы вы хотели есть на завтрак, обед и ужин (приклеивают эти продукты на листок бумаги и развешивают на доску). Мы узнали, что вы очень любите Спрайт, Чипсы, Сухарики, Сникерс, Кока-кола. Поэтому хотим вам кое-что показать и рассказать об этих продуктах. Слайд 8. Газированные напитки. Важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред. Во-первых, это углеводы. В алюминиевой баночке пепси-колы содержится 8 кусков сахара. Попробуйте в стакан чая положить 8 ложек сахара и выпить. Слайд 9. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для уменьшения калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них – белок аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды – они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит. После таких напитков очень хочется есть. Слайд 10. Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса Слайд 11. Кока-кола. Она с успехом заменяет бытовую химию. История кока-колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине два галлона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии. Слайд 12. Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в унитаз и не смывайте в течении часа. Ржавчина отойдёт. Слайд 13. Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку Кока-колой и обмотайте ею болт на несколько минут. Слайд 14. Если бы была возможность опустить руку в Кока-колу и не вынимать её четыре дня, то фосфорная кислота, содержащаяся в Кока-коле полностью растворила бы ваши ногти. Мы, конечно, этого делать не будем. Просто посмотрите на результат опыта, проведенного с куриным яйцом, опущенным на время в кока-колу. У него растворилась скорлупа. - Вы всё ещё хотите бутылочку Колы? - Будет ли здоровым человек, если пьёт Кока-колу? (ответы детей) - Чем заменим из нашего списка вредную Кока-колу, чтобы быть здоровым? Слайд 15. Правильно, этот напиток лучше заменить молоком. Слайд 16. Теперь поговорим о чипсах и сухариках. Можно ли отнести чипсы, сухарики к полезному питанию? Чаще всего вкус у чипсов и сухариков искусственный. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков. «Е» - это эмульгаторы, консерванты, добавки для длительного хранения продукта и придания ему вкуса. Мы хотим раздать вам «Памятки кодов пищевых добавок». Слайд 17. Эти пищевые добавки очень вредны. Они воздействую на организм человека очень плохо. - Вы еще хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешёвых жирах, посыпанных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки»? (ответы детей). - Можно ли отнести чипсы, сухарики к полезному питанию? (ответы детей) Слайд 18. Эти пищевые добавки содержатся и в других продуктах, которые мы с вами часто употребляем. Давайте сделаем с вами вывод: от чрезмерного употребления сладкого будут болеть зубы и живот как у Карлсона. А от ежедневного употребления газировки, чипсов, сухариков разрушается наше здоровье. А ведь мы с вами хотим быть здоровыми? Слайд 19. Мы же не хотим быть такими? - Мы поговорили о неправильном питании, а теперь назовём продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: Слайд 20. Это овощи (салат, морковь, капуста, свекла), ягоды и фрукты, которые содержат очень много витаминов. Молоко и молочные продукты, которые способствуют укреплению наших костей. Рыбу – она содержит фосфор, который необходим для работы нашего мозга. А сахар лучше всего заменить мёдом. Много его не съешь. И он разрешен даже диабетикам. Слайд 21. Каждый человек хочет быть здоровым и красивым. Но для этого недостаточно только есть здоровую пищу. Слайд 22. Чтобы стать стройным, нужно еще и вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и по утрам обязательно делать зарядку. Спасибо за внимание kopilkaurokov.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |