НОВОСТИ |
8. Здоровый образ жизни, определение понятия. Социальные и медицинские аспекты здорового образа жизни (зож). Аспекты здорового образа жизниЗдоровый образ жизни и его аспектыВ СМИ часто встречается термин «здоровый образ жизни», но практически нигде вы не встретите достаточно обоснованный и комплексный подход к этому вопросу. Обычно освещается какой-то один аспект этого понятия. То есть либо это статья о здоровом питании, либо — о физической культуре. Зачастую, услышав очередной призыв вести здоровый образ жизни, вы думаете: «Это все хлопотно. Надо менять свой уклад жизни, свои привычки, находить время для занятий спортом и так далее. А нам некогда, мы спешим: учимся, делаем карьеру, воспитываем детей… Мы и так ничего не успеваем!» А значит, надо учиться все успевать. Содержание статьи Здоровый образ жизни и его аспекты«Источник здоровья — в здоровых воздействиях и в здоровых средствах» (Вирджиния Ветрано) В этом круговороте повседневных дел и постоянной спешки все быстрее летят годы, а здоровье не становится лучше. Пройдите интересный тест на здоровье. Часто люди просто не ведают, что творят. Возникшую проблему (заболел желудок, например) человек пытается решить с помощь таблеток, которые так широко рекламируют СМИ. Потребление лекарственных препаратов в нашей стране растет, а больных людей не становится меньше. По последним статистическим данным в России только около 30% относительно здоровых людей. Профессор Неумывакин Иван Павлович (30 лет занимался проблемами космической медицины) пишет: «Больной — это обеспечение работой громадной индустрии здравоохранения, медицинской и фармацевтической промышленности, то есть рынка который живет за счет больных. Здоровый человек медицине не нужен. Врачу платят не за вылеченного больного, а за их количество». Поэтому, как бы это цинично не звучало, медицина и врачи заинтересованы в том, чтобы люди болели, иначе они останутся без работы. В древнем Китае данная проблема была решена оригинальным способом: врач получал деньги, пока человек не болел, но как только его подопечный заболевал, врач оставался без гонорара. Аспекты здорового образа жизни
Я обратилась к здоровому образу жизни и его основам, как к единственной возможности не зависеть от лекарств и предписаний врачей, после двухнедельного пребывания в больнице. Впечатления от увиденного и услышанного там были столь сильны и негативны, что я твердо решила: «Я так жить не хочу!» Начала я с обычной утренней гимнастики. 20 минут с утра активных движений под ритмичную музыку и заряд бодрости на весь рабочий день обеспечен. Следующим шагом стали пробежки на школьном стадионе рядом с домом, где я живу. Дальше — абонемент в спортивный клуб и серьезные занятия аэробикой, степом, силовой гимнастикой, йогой. Постепенно ко мне присоединились муж и дочь. Параллельно спортивным занятиям я изменила состав и режим питания, провела очистку своего организма от токсинов и шлаков. Результаты моих усилий не заставили себя ждать. Я похудела на 10 кг , привыкла к ежедневным спортивным нагрузкам, сумела организовать жизнь своей семьи так, чтобы на все хватало времени и главное — я забыла дорогу в поликлинику, потому что болезни отступили и лекарства мне уже были не нужны. С тех пор прошло 12 лет и я по-прежнему веду здоровый образ жизни: занимаюсь спортом каждый день (гимнастика, йога, тренажерный зал), бегаю по утрам на стадионе дистанцию 3 км, обливаюсь холодной водой, не принимаю никаких лекарств и чувствую себя молодой и здоровой. Все эти годы я изучала мировую литературу по вопросам здорового образа жизни. Существуют методики простого, без применения лекарств, оздоровления организма человека, не зависимо от возраста, многое я опробовала на себе. Накопился опыт, которым я с удовольствием делюсь со всеми желающими. Статью подготовила Лариса Стеценко vedizozh.ru 8. Здоровый образ жизни, определение понятия. Социальные и медицинские аспекты здорового образа жизни (зож).до 60-х г.г. 20 в. подход: главное - излечить болезнь, позднее - профилактика болезней, к 90-м г.г.: получение максимума здоровья в любом возрасте, сохранение активного долголетия. Профилактическая направленность- один из основополагающих принципов ЗО, ее важнейший раздел - формирование здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985). Образ жизни, способствующий сохранению здоровья, направлен на то, чтобы - укреплять здоровье человека; - предупреждать и предотвращать болезни, несчастные случаи и преждевременную смерть; - вести адекватный образ жизни при острых и хронических заболеваниях, инвалидности, в соответствии с возрастом. Формирование ЗОЖ – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на укрепление здоровья, на оптимальное использование природных условий. Элементы ЗОЖ: 1) Медико-социальная активность населения – отношение к своему здоровью, к медицине, установка на ЗОЖ – это основа работы по формированию ЗОЖ 2) Трудовая деятельность людей; 3) Хозяйственно-бытовая деятельность человека - материально-бытовые условия, время, которое затрачивается на хозяйственно-бытовую деятельность 4) Социальная деятельность семьи - уход и воспитание за детьми, больными, пожилыми, планирование семьи, взаимоотношение в семье 5) Деятельность, направленная на восстановление физических сил. Проблемы ЗОЖ (социальные и медицинские аспекты ЗОЖ): - медико-социальная активность населения (выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении труда, быта, окружающей среды, оказание само – и взаимопомощи, умение использовать средства нетрадиционной медицины) - изучение общественного мнения и управление им по отношению к собственному здоровью; - уровень культуры населения; - учет взаимодействия объективных и субъективных факторов (полное совпадение, несовподение, неправильное знание населения и т.д.) - выявление и оценка групп риска; - активное участие населения; - разработка научных основ ЗОЖ (разработка физиологических и гигиенических основ ЗОЖ, детальное знание направленности факторов риска, мероприятия по профилактике отдельных заболеваний). Принципы формирования ЗОЖ: - сознательный личный образ жизни - индивидуальный режим жизни для формирования ЗОЖ, включающий физвоспитание, питание, личную гигиену, сексуальное поведение и т.д. - научность - содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики. - массовость - участие в работе по гигиеническому обучению, воспитанию и формированию ЗОЖ всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу. - доступность - при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания. - целенаправленность - выражается в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения. - оптимистичность - следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний - актуальность - выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени. Служба формирования ЗОЖ: 1) республиканские, областные, городские, районные центры здоровья (дома санпросвещения) 2) врачебно-физкультурные диспансеры, отделения, кабинеты 3) кабинеты ЗОЖ территориальных поликлиник 4) кабинеты санитарного просвещения ЦГиЭ. Служба возглавляется зам. министра ЗО, главным государственным санитарным врачом. Руководство службой осуществляется Главным управлением гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства ЗО. Основные задачи службы: - координация деятельности различных органов и учреждений ЗО, направленной на утверждение принципов ЗОЖ населения; участие в реализации территориальных и отраслевых программах по укреплению здоровья населения; - вовлечение всех медицинских работников, специалистов всех заинтересованных министерств , ведомств и общественных организаций в воспитательную работу с населением по пропаганде здорового образа жизни; - постоянное повышение эффективности и интенсивности работы по обучению населения принципам ЗОЖ с широким привлечением к этой работе средств массовой информации; - предоставление адекватной информации, позволяющей населению делать выбор с позиции укрепления здоровья; формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья; - организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний. studfiles.net 53. Здоровый образ жизни, определение понятия. Социальные и медицинские аспекты здорового образа жизни (зож).до 60-х г.г. 20 в. подход: главное - излечить болезнь, позднее - профилактика болезней, к 90-м г.г.: получение максимума здоровья в любом возрасте, сохранение активного долголетия. Профилактическая направленность- один из основополагающих принципов ЗО, ее важнейший раздел - формирование здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985). Образ жизни, способствующий сохранению здоровья, направлен на то, чтобы - укреплять здоровье человека; - предупреждать и предотвращать болезни, несчастные случаи и преждевременную смерть; - вести адекватный образ жизни при острых и хронических заболеваниях, инвалидности, в соответствии с возрастом. Формирование ЗОЖ – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на укрепление здоровья, на оптимальное использование природных условий. Элементы ЗОЖ: 1) Медико-социальная активность населения – отношение к своему здоровью, к медицине, установка на ЗОЖ – это основа работы по формированию ЗОЖ 2) Трудовая деятельность людей; 3) Хозяйственно-бытовая деятельность человека - материально-бытовые условия, время, которое затрачивается на хозяйственно-бытовую деятельность 4) Социальная деятельность семьи - уход и воспитание за детьми, больными, пожилыми, планирование семьи, взаимоотношение в семье 5) Деятельность, направленная на восстановление физических сил. Проблемы ЗОЖ (социальные и медицинские аспекты ЗОЖ): - медико-социальная активность населения (выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении труда, быта, окружающей среды, оказание само – и взаимопомощи, умение использовать средства нетрадиционной медицины) - изучение общественного мнения и управление им по отношению к собственному здоровью; - уровень культуры населения; - учет взаимодействия объективных и субъективных факторов (полное совпадение, несовподение, неправильное знание населения и т.д.) - выявление и оценка групп риска; - активное участие населения; - разработка научных основ ЗОЖ (разработка физиологических и гигиенических основ ЗОЖ, детальное знание направленности факторов риска, мероприятия по профилактике отдельных заболеваний). Принципы формирования ЗОЖ: - сознательный личный образ жизни - индивидуальный режим жизни для формирования ЗОЖ, включающий физвоспитание, питание, личную гигиену, сексуальное поведение и т.д. - научность - содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики. - массовость - участие в работе по гигиеническому обучению, воспитанию и формированию ЗОЖ всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу. - доступность - при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания. - целенаправленность - выражается в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения. - оптимистичность - следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний - актуальность - выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени. Служба формирования ЗОЖ: 1) республиканские, областные, городские, районные центры здоровья (дома санпросвещения) 2) врачебно-физкультурные диспансеры, отделения, кабинеты 3) кабинеты ЗОЖ территориальных поликлиник 4) кабинеты санитарного просвещения ЦГиЭ. Служба возглавляется зам. министра ЗО, главным государственным санитарным врачом. Руководство службой осуществляется Главным управлением гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства ЗО. Основные задачи службы: - координация деятельности различных органов и учреждений ЗО, направленной на утверждение принципов ЗОЖ населения; участие в реализации территориальных и отраслевых программах по укреплению здоровья населения; - вовлечение всех медицинских работников, специалистов всех заинтересованных министерств , ведомств и общественных организаций в воспитательную работу с населением по пропаганде здорового образа жизни; - постоянное повышение эффективности и интенсивности работы по обучению населения принципам ЗОЖ с широким привлечением к этой работе средств массовой информации; - предоставление адекватной информации, позволяющей населению делать выбор с позиции укрепления здоровья; формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья; - организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний. studfiles.net Аспекты, характеризующие ЗОЖОбраз жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения. Академик Лисицын Ю. П. в понятие «образ жизни» включает важный фактор – медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах: I. Характер активности людей – интеллектуальная, физическая. II. Сфера активности – трудовая, внетрудовая. III. Виды (формы) активности – производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, другие виды (формы) активности. Как видно из рассмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них. Образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини - и макросреде, быт и обустройство своего жилища. Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья. Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом, уровнем, качеством и стилем жизни! Данные понятия объединены четырьмя категориями: экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково Ваше материальное благополучие; социологическая – каково качество Вашей жизни; социально-экономическая – каков Ваш уклад жизни; социально-психологическая – каков стиль Вашей жизни. Рассмотренные категории являются руслом для определения здорового образа жизни, которые влияют на состояние здоровья человека. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Активность, проявленная прежде всего индивидуумом по сохранению своего здоровья, отразится на состоянии здоровья семьи (микросреды), производственного коллектива (макросреды) и на показателях общественного здоровья. Наиболее благоприятной почвой для оздоровления нации является социально-экономическая среда, где построение стиля и образа жизни зависит не только от личности, но и является государственной социальной политикой. На семинарских занятиях мы более конкретно с учетом жизненного опыта Ваших семей, кругозора и интеллектуальных возможностей разберем влияние основных форм деятельности, образа и стиля жизни, влияющих на состояние здоровья. Кроме того, определив две сферы образа жизни – здоровый и нездоровый образ жизни, дадим им оценку на конкретных жизненных примерах и ситуациях. valeologija.ru 7 .Социально-психологические аспекты здорового образа жизни:
Факторы, влияющие на здоровье. - Изучение общественного здоровья проводится на основе разнообразных критериев. Однако одних критериев для изучения общественного здоровья недостаточно. Необходимо их использовать в совокупности с факторами, влияющими на здоровье. Эти факторы можно условно объединить в 4 группы: 1) биологические факторы - пол, возраст, конституция, наследственность, 2) природные - климатические, гелиогеофизические, антропогенное загрязнение и др., 3) социальные и социально-экономические - законодательство об охране здоровья граждан, условия труда, быта, отдыха, питания, миграционные процессы, уровень образования, культуры и др., 4) медицинские факторы или организация медицинской помощи. Все названные 4 группы факторов воздействуют как на здоровье человека, так и на здоровье всего населения, причем они взаимосвязаны и между собой. Но сила влияния этих факторов на здоровье неодинакова. Ведущее (основное) значение в формировании здоровья принадлежит социальным факторам. Это подтверждается различиями в уровне общественного здоровья в зависимости от степени социально-экономического развития страны. Как свидетельствует практика, чем выше уровень экономического развития страны, тем выше показатели общественного здоровья и здоровья отдельных граждан, и наоборот. Примером ведущего влияния социальных условий на здоровье могут служить падение и кризис экономики России. В результате этого здоровье населения резко упало, а демографическая ситуация характеризуется кризисной. Таким образом, можно говорить о социальной обусловленности здоровья. Это означает, что социальные условия (факторы) через условия и образ жизни, состояние природной среды, состояние здравоохранения формируют здоровье индивидуальное, групповое, общественное. Мотивация здоровьяи здорового образа жизни занимает центральное место в формировании и сохранения здоровья каждого человека. Под мотивацией здоровья и здорового образа жизни понимается осознание человеком необходимости сохранения здоровья как основы для проявления в различных сферах жизнедеятельности, как основы его гармонического развития и выполнение в связи с этим тех или иных мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья, соблюдения для этих же целей принципов здорового образа жизни. При отсутствии мотивации у человека любые программы и мероприятия по сохранению здоровья будут слабо эффективны или вообще нерезультативны. Например, если человек сам не осознаёт, что курение вредно, не убедится в его пагубности, малоэффективными окажутся любые мероприятия по борьбе с курением. Однако наличие мотивации у человека плюс борьба с ним обеспечивают практически 100%-ный успех. Чем ниже уровень мотивации здоровья среди населения, тем ниже здоровье и уровень его благосостояния. В современных условиях болезнь является причиной 75% невыходов на работу. Население должно понять, что здоровье - это бесценное социальное качество, которое нужно сохранять и преумножать. Необходимо формировать моду на здоровье, чтобы человек понял, что здоровым быть престижнее, чем больным. Для этого помимо профилактических мероприятий санитарно-просветительного характера следует использовать экономические стимулы. К таким стимулам по формированию престижа здоровья можно отнести: надбавки к заработной плате, сокращение продолжительности рабочего времени, увеличение числа выходных, увеличение продолжительности отпуска и др. Эти стимулы необходимо применят в отношении тех лиц, которые соблюдают здоровый образ жизни (не злоупотребляют спиртным, не курят, занимаются спортом и т. д.), которые имеют минимальное число невыходов на работу, т.е. высокий потенциал здоровья. Тогда у других людей, у которых ещё не наступила мотивация здоровья и здорового образа жизни, будет хороший стимул для их реализации. studfiles.net Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизниВ связи со своими целями и задачами валеология имеет особое социальное значение, поскольку важнейшей функцией государства является забота о своих гражданах. Если Л. Фейербах считал, что «человек, включая сюда и природу как базис человека, – единственный, универсальный и высший предмет философии», то можно сказать, что высшим «предметом» государства должно быть благосостояние человека. В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомненен приоритет здоровья. Именнотак было, например, в Древней Греции, где культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древней Спарте занятия физическими упражнениями предписывались (и строго контролировались государством) для все-х граждан – высокий уровень их здоровья остается эталоном для многих десятков и сотен последующих поколений. Пионер валеологии И.И. Брехман писал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства». Вот почему все вопросы обеспечения, формирования, сохранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства. Естественно, что это требует серьезнейшей планирующей, координирующей, регламентирующей и других видов работ, причем важно, чтобы сама эта работа строилась с ориентировкой на будущее. Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену. Н.А. Добролюбов отмечал, что болезни и патологические расстройства не дают человеку «возможности исполнять своего назначения» и совершать «возвышенную духовную деятельность». Для государства здоровье или болезнь каждого ее гражданина имеют определенное конкретное материальное выражение. Прежде всего, оно должно выплачивать больному деньги по больничному листу, оплачивать его лечение; кроме того, больной не вырабатывает материальных ценностей (либо за него должны работать другие люди), что сказывается на величине валового национального продукта. С другой стороны, работник, систематически занимающийся своим здоровьем, производит продукции значительно больше, чем тот, кто на свое здоровье не обращает внимания. Право граждан России на здоровье утверждается Конституцией Российской Федерации. К сожалению, это право не находит своего реального подтверждения. Реализация права на здоровье требует разработки специальной комплексной программы поддержания и охраны здоровья, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена: семьи, школы. органов здравоохранения, предприятии, физкультурных организации, государсгва и др. Но все это потребовало бы и нового мышления, переосмысления концептуальной модели здоровья с учетом того, что в формировании здоровья населения важное место принадлежит поведенческим факторам: режиму груда и отдыха, взаимоотношениям в семье и на производстве и т.д., а также условиям жизни и образу жизни. Функциональной же структурой понятия «образ жизни» являются такие аспекты, как трудовая, социальная, интеллектуальная (психологическая установка, характер умственной деятельности), физическая и медицинская активность. То есть в проблеме здоровья прежде всего выделяются социальные и личностные предпосылки и лишь в последнюю очередь – медицинские. В этом отношении представляют интерес данные о зависимости отдельных заболеваний и нарушений от различных факторов (таблица). Распределение факторов риска при различных заболеваниях и нарушениях
Нетрудно видеть, что из всех приведенных заболеваний и нарушений (а на их долю приходится более 90% смертельных исходов в стране), лишь в двух случаях (диабет, пневмония) решающим фактором риска является не образ жизни. Этот пример с несомненностью показывает значение валеологического образования, существенной частью которого должно быть формирование у человека приоритета здоровья и мотивации на здоровый образ жизни Однако в сложившейся ситуации решение возможно лишь при координации усилии всех государственных и внегосударсгвенных институов, имеющих дело с человеком, – без этого невозможно всерьез приступить к разрешению острой проблемы здоровья.
Представленный далеко не полный перечень факторов, обеспечивающих поддержку здоровья граждан со стороны государства, предполагает координацию усилий ведомств и структур, компетентных за решение тех или иных аспектов здоровья. Имеющиеся в настоящее время программы санитарного просвещения населения ориентированы лишь на медицинские аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, ее индивидуальные, типологические, возрастные и половые особенности. Не вызывает сомнения культурологическая сторона проблемы, поскольку культура отражает меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, к природе, степень и уровень саморегуляции его сущностных потенций. Культура есть особый деятельностный способ освоения человеком мира, включая как внешний мир – природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его формирования и развития. Последнее обстоятельство характеризует культуру как искусственный, отличный от природного мир явлений, который замечателен тем, в частности, что не может существовать без ухода, без человеческой заботы. Если рассматривать культуру как способность видеть мир во всем многообразии его взаимоотношений, в которых особая роль принадлежит человеку, то не знать своей организм, не осознавать свое место в природе, не уметь регулировать свое состояние – недостойно культурного человека. Не зря поэтому известный физиолог В.Я. Данилевский отмечал: «Культурность населения и его материальная обеспеченность понижают смертность и заболеваемость, удлиняют продолжительность жизни». Примечательно, что ученый отдал приоритет культуре, а не материальному достатку, так как социально-экономическое положение страны не всегда пропорционально здоровью ее граждан. Так, средняя продолжительность жизни в Японии составляет около 80 лет, хотя уровень жизни в этой стране ниже, чем в США или Западной Европе, а интенсивность труда выше. Однако в Японии существует традиционность жизненного уклада и специфическая диета, японцы меньше курят и употребляют алкоголя. Важно, что все эти особенности культуры и жизненного уклада являются результатом глубоко усвоенных в семье и в школе морально-этических установок. Современный человек знает о здоровье достаточно много, как и о том, что надо делать для его поддержания и достижения. Однако для того, чтобы эти накопленные человечеством знания начали давать результат, необходимо учесть и устранить целый ряд негативных обстоятельств, препятствующих их реальному воплощению. Укажем на некоторые:
В качестве методологической основы разработки системы валеологического обучения и воспитания, имеющей конечной целью формирование валеологической культуры личности, можно использовать следующую концепцию дифференцированного освоения ценностей физической культуры, представленной на схеме. Нетрудно видеть, что основное значение в формировании культуры здоровья должна иметь система образования, охватывающая все ее возможные звенья – от дошкольного до послевузовского, от семейного до клубного. Особого внимания заслуживает валеологическое образование учителя. Это обусловлено многими обстоятельствами, определяющими его профессиональную деятельность.
Именно указанные обстоятельства обусловили закономерность включения валеологии как обязательной учебной дисциплины в требования государственных образовательных стандартов и в содержание образовательно-профессиональных программ всех педагогических специальностей. Ключевые слова: здоровье, индивидуальное здоровье, уровень здоровья, культура здоровья, здоровый образ жизни. Контрольные вопросы:
Литература: Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М, 1987. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. ФиС, 1990. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. М, 1987. Вайнер Э.Н. Общая валеология. Липецк, 1998. Колбанов В.В. Валеология. СПб, 1998 Петленко В.П. Валеология человека: здоровье – любовь – красота СПб, 5 томов, 1996-1998. Казначеев В.П. Теоретические основы валеологии. Новосибирск, 1993. Торохова Е.И. Валеология. Словарь. – М., «Флинта», 1999. Ключевые слова: здоровье, безопасность, государство, мотивация, культура. Контрольные вопросы:
Литература: Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. Новосибирск, 1996. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987. Бaевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1992. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. ФиС, 1990. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982. Лищук В.А., Мостовая Е.В. Обзор основ здоровья. М., 1994. Кaзин Э.М. с соавт. Методические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания. Кемерово, 1997. Никитины Б. и Л. Резервы здоровья наших детей. М., 1990. Овчаров Е.А. Социальная и экономическая обусловленность здоровья населения. Нижневартовск, 1993. Торохова Е.И. Валеология. Словарь. – М., «Флинта», 1999. Ключевые слова: здоровье, медицина, профилактика, смертность, цивилизация, факторы риска. Контрольные вопросы:
Литература: Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. Новосибирск, 1996. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982. Ключевые слова: наука, человек, здоровье, дифференцировка наук. Контрольные вопросы:
Литература: Кaзин Э.М. с соавт. Методические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания. Кемерово, 1997. Овчаров Е.А. Социальная и экономическая обусловленность здоровья населения. Нижневартовск, 1993. Ключевые слова: классификация, методология, образование. Контрольные вопросы:
Литература: Татарникова Л.П. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. Изд. 2. СПб, 1997. gigiena.com Аспекты здорового образа жизни | Популярная Медицина
Вряд ли кто-либо будет спорить, что здоровье – это самое главное в жизни человека и общества в целом. Опираясь на собственное здоровье, мы достигаем тех высот, о которых мечтаем, способны преодолеть трудности, встающие на жизненном пути. Выводы ученых в части прогнозирования долголетия свидетельствуют, что только соблюдение обычных правил гигиены даёт возможность человеку прожить не менее ста лет. Но многие из нас не могут соблюдать даже самые основные правила и нормы здорового образа жизни. Отчасти это обусловлено современными условиями работы. Многие не могут освободиться от рабочих проблем и в домашней обстановке, при этом испытывая нервное напряжение, в результате увеличивается числа заболеваний бессонницей. Все эти факторы далеко неблаготворно влияют на здоровье, а мы ещё более усугубляем плачевное его состояние вредными привычками – курением, бесконтрольным употреблением алкоголя и т.д. В нашей статье пойдёт разговор о здоровом образе жизни. Итак, какие аспекты определяют здоровый образ жизни?
Хочется сказать, что здоровый образ жизни — это основа долголетия. Основывается он на общепринятых нравственных принципах, рациональной организации труда и отдыха. Здоровый образ жизни защищает нас от неблагоприятных влияний экологически нездоровой окружающей среды и предоставляет шанс быть активными до глубокой старости. С уважением,
21 июля, 2015 xn----7sbbpetaslhhcmbq0c8czid.xn--p1ai |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |