НОВОСТИ |
Здоровье и здоровый образ жизни. Правила личной гигиены. Что такое здоровый образ жизни и личная гигиенаРеферат - Личная гигиена и здоровый образ жизни85. Биологическое и социальное значение здорового образа жизни (понятие ЗОЖ, цели, категории: уровень, уклад, стиль и качество жизни).
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Образ жизни— определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности, поведение людей в повседневной жизни. Образ жизни фиксирует также особенности общения, склад мышления людей, определяющий их поведение. Образ жизни формируется под действием социально-экономических, культурных и природных условий, но не сводится к сумме или совокупности тех или иных обстоятельств. Он выступает целостной структурой, включающей как объективные аспекты (способы совместной деятельности, общественная связь людей, определяющие характер их общения и поведения), так и субъективные (цели общения, интересы и мотивы деятельности, ценностные ориентации). Условия жизни— все опосредующие и обусловливающие образ жизни факторы (материальные, природные, социальные, политические, духовно-нравственные, культурные). Уровень жизни определяется обеспеченностью жильем, медицинской помощью, продолжительностью рабочего и свободного времени, структурой доходов. Качество жизни в социально-медицинских исследованиях — качество тех условий, в которых осуществляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищных условий, питания, образования, уровня комфорта). С валеологической точки зрения, качество жизни следует рассматривать не просто как характеристику условий жизни, а как их соответствие запросам человека, степень удовлетворенности условиями жизнедеятельности. В этом случае одни и те же параметры условий жизни для разных людей будут разниться в зависимости от их личных приоритетов, собственной системы ценностей. Уклад жизни — порядок, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни— индивидуальные особенности поведения, общения, склада мышления человека. Стиль жизни, с точки зрения валеологии, является наиболее значимой характеристикой образа жизни, так как он затрагивает уже не условия жизнедеятельности, а саму жизнедеятельность человека и в наибольшей степени определяет его здоровье. Эта характеристика персонифицирована и определяется историческими, национальными традициями, полученным образованием и личными наклонностями. У каждого человека при равных для социальной группы уровне и укладе жизни существует индивидуальный способ удовлетворения своих потребностей, способствующий или препятствующий сохранению здоровья. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) относится к понятиям, о которых у каждого человека есть собственное представление, с обыденной точки зрения. Основные социальные принципы ЗОЖ — образ жизни должен быть эстетичным, нравственным и волевым.Биологические принципы здорового образа жизни— образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим здоровье и ритмичным. Помимо здорового образа жизни можно выделить также правильный и вынужденный образ жизни, как характеристики образа жизни человека с ограничениями в здоровье.Уровень жизни — это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).
86. Гигиенические принципы здорового образа жизни и пути их применения: уменьшение интенсивности воздействия вредных факторов, адаптация организма к неблагоприятным воздействиям, коррекция функциональных резервов организма.
Основами здорового образа жизни является личная и общественная гигиена и, несомненно, врачебный контроль.
гигиенические правила образа жизни правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене относятся гигиенические требования к уходу за телом и полостью рта, отказ от вредных привычек, разрушающих здоровье и тренированность www.ronl.ru Здоровье и здоровый образ жизни. Правила личной гигиеныРазделы: ОБЖ Цель: дать представление об основных составляющих здорового образа жизни и личной гигиены. Задачи: сформировать у учащихся представление о личной гигиене, знание основных правил ухода за кожей головы, зубами и волосами; рассказать о гигиене на определенных исторических этапах; побудить учащихся к размышлению о состоянии своего здоровья. Тип урока: объяснение нового материала Ход урока 1. Организационный момент. 2. Объяснение нового материала. Вводная беседа Учитель: - Чего вы в первую очередь желаете себе? - Чего вы в первую очередь желаете своим близким? - Чего вы никогда не пожелаете своим врагам? Правильно, ответом на эти вопросы будет одно - здоровье. Здоровье - это состояние полного физического, духовно и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов. Рассмотрим основные компоненты здоровья. (учащиеся записывают в тетрадях) Учитель: Скажите, насколько тесно взаимосвязаны компоненты здоровья? (если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично, образ мыслей) Учитель: От чего зависит здоровье? (образ жизни, поведение) Учитель: Согласитесь ли вы с таким мнением: какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. Докажите примером из жизни. Учитель: Главное условие ЗОЖ - личная заинтересованность человека. От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни) При оценки здоровья используют 4 основных критерия: 1 - наличие или отсутствие хронических заболеваний; 2 - уровень достигнутого физического и нервно-психического развития; 3 - состояние основных систем организма - дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, нервной и т.д.; 4 - степень сопротивляемости организма внешним воздействиям. На доске выписано определение без ключевого слова: ... (от греческого – здоровый) – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Относится к наиболее древним отраслям медицины. Учитель: Как вы думаете, о какой отрасли медицины идет речь, свой ответ обоснуйте? Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, то можно предложить им прочитать высказывания о гигиене различных авторов, на каждой парте карточка с высказываниями. Сперва приведи в порядок свою комнату, а уж потом принимайся за остальной мир. Джефф Джордан Только тот, кто моет пол, знает, как надо вытирать ноги. Антон Лигов Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец Не надо бороться за чистоту, надо подметать! Илья Ильф (Илья Арнольдович Файнзильберг) Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. Эдгар Хау Учитель: Да, действительно, речь пойдет о гигиене. Какое определение можете дать понятию “правила гигиены”? (учащиеся предлагают свои варианты) Правила гигиены - совокупность практических мер, обеспечивающих сохранение здоровья. Учитель: Что же относится к правилам личной гигиены? (используя учебник, учащиеся отвечают на вопрос и формулируют рекомендации по уходу за волосами, зубами, кожей) Учитель: Давно ли возникла гигиена, как вы думаете? Рассказ о возникновении гигиены. (Учащиеся тезисно конспектирует) В древние времена люди считали причиной болезней неблагосклонность богов. Однако уже тогда они создали правила, которые надо было соблюдать, чтобы сохранить здоровье. Такие правила называются гигиеной. На доске выписаны имена: Асклепий, Гигиея, Панацея. Учитель: Кому знакомы эти имена? (после ответа учащихся). Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы на них остановились? Дописать к каждому имени краткую информацию о нем, после рассказа о каждом. В мифах Древней Греции рассказывается о боге врачевания Асклепии. Он учился врачебной науке у мудрого кентавра Хирона, знавшего секреты лечебных трав, и со временем превзошел своего учителя. Он научился готовить лекарства даже из змеиного яда. Поэтому Асклепия часто изображали с посохом, который обвивает змея. До сих пор символом медицины является мудрая змея, которая внимательно изучает налитое в чашу лекарство. Асклепий – бог врачевания в Древней Греции У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово “гигиена” и выражение “панацея от всех бед”, то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей. Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани. Получается, что гигиена возникла давно, но во все ли времена люди соблюдали правила гигиены? Как вы думаете, в Европе или в России в период ХIV – ХIХ веков лучше соблюдались правила гигиены и почему? (Чаще всего учащиеся отвечают: в Европе). Учитель: Европейцы во все времена считали Россию варварской страной. Но, можно с уверенностью сказать, что вплоть до 19 века Россия, несмотря на все недостатки, была самым цивилизованным из европейских государств. До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Кстати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той Европе ответственна христианская церковь. Католическая, в первую очередь. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота - грех, да и холодно - простудиться можно. Горячая же ванна нереальна - дрова стоили уж очень дорого. Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки. Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли. Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество "смердит аки дикий зверь". Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто. Если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - но только в лечебных целях. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Духи - важное европейское изобретение - появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна - маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами. Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд. Работа с опорными конспектами Учитель: Возьмите заготовки для опорных конспектов. Сейчас я расскажу вам о различных видах гигиены, ваша задача заполнить опорный конспект.
1. Экспериментальная гигиена развивается со 2-ой половины 19 века. Её основоположником считается Макс Петтенкофер (1818-1901) немецкий гигиенист, основатель и руководитель первого в Европе гигиенического института. Исследование вопросов гигиены. Петтенкоферу поручили выяснить, почему в королевском замке ощущалась досаждавшая королю сухость воздуха. После этого случая он занялся вопросами гигиены, поставив их на научную основу. В 1865 г. он возглавил созданную по его инициативе кафедру гигиены Мюнхенского университета. В 1879 г. он организовал первый в Европе институт гигиены, став его директором, и руководил им до конца своей жизни. 2. Военная и судебная гигиена в России: Алексей Петрович Доброславин (1842 -1889) был первым профессором в России, возглавившим самостоятельную кафедру гигиены, так как до этого данная дисциплина обычно объединялась с курсом судебной медицины. День первой лекции А. П. Доброславина в Военно-медицинской академии — 19 ноября 1871 г. — является знаменательной датой начала самостоятельного преподавания гигиены. Определяя задачи этой науки, А. П. Доброславин писал: “...помощь, оказываемая гигиеной, имеет общественный характер, почему гигиена и существует главным образом как общественная гигиена, общественное здравоохранение”. Достаточно сказать, что А. П. Доброславин работал над созданием канализации в Петербурге, участвовал в разрешении ряда вопросов военной и школьной гигиены, наибольшее внимание уделял гигиене питания, под его руководством в Военно-медицинской академии было выполнено большое число исследований, посвященных этой проблеме. Учитель: остальные виды гигиены вы заполните дома 3. Закрепление материала Учитель: Прослушайте какое-либо значение понятия и правильно закончите предложение: Его продолжительность соответствует возрастным нормативам с постоянным и точно установленным временем начала и пробуждения ...(полноценный сон) Белки, жиры, углеводы должен содержать суточный...(пищевой рацион.) Энергетические затраты, идущие на поддержание жизни организма при наибольшем покое, называются ... (основным обменом веществ). У старших школьников наиболее высокий и продолжительный подъем работоспособности наблюдается... (с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов) Учитель: Подтвердите или опровергните следующие утверждения: Молочные зубы чистить не надо? Предполагаемые ответы: Надо. Молочные зубы не застрахованы от кариеса, а лучшим средством его профилактики является идеальная индивидуальная гигиена полости рта, то есть хорошая и правильная чистка зубов. С 8-10 месяцев уже можно использовать самую маленькую детскую зубную щетку. Не важно, как именно чистить зубы, главное – чистить? Предполагаемые ответы: Чистить зубы нужно правильно. Чистить зубки нужно так, как будто Вы их подметаете. Верхние зубы Вы чистите подметающими движениями сверху вниз (чтобы грязь не забивалась под десну, а выметалась наружу), а нижние - снизу вверх. Обязательно нужно не забывать про внутреннюю поверхность зубов, которую сложнее вычищать, чем наружную. В конце чистки нужно очистить жевательную поверхность всех зубов. И обязательно нужно почистить боковые поверхности зубов, для этих целей существуют специальные зубные нити - флоссы. Чем больше щетка, тем лучше ей чистить зубы? Предполагаемый ответ: Маленькой щеткой легче манипулировать во рту. И она лучше может очистить зубки. Большая щетка не везде может поместиться, не говоря уже о том, что ей сложно даже пошевелить. Маленькой щеточке доступны все поверхности всех зубов. Жевательная резинка заменяет чистку зубов? Предполагаемый ответ: Жевательная резинка - дополнительное средство гигиены полости рта. Ее можно использовать, если нет совсем никакой возможности почистить зубы. Жевать ее можно только после еды в течение 5-10 минут. Ополаскиватели с фтором заменяют чистку зубов? Предполагаемый ответ: Чистка зубов - это по большей части механическое удаление зубного налета и остатков пищи. Именно поэтому зубную щетку и соответственно чистку зубов заменить нельзя ничем. Ополаскиватели - это только дополнительные средства гигиены полости рта, которые применяются после чистки зубов. 4. Итог урока. 5. Домашнее задание. п. 11, заполнить опорный конспект, подготовить сообщение об Игнаце Филиппе Земмельвейсе – “спасителе матерей”. Литература 1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений. 2012. 2. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений, 2004. 3. Шкенёв В.А. Основы безопасности жизнедеятельности, 11 класс. 2006. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Личная гигиена как составляющая здорового образа жизниЗдоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Личная гигиена – один из важнейших разделов гигиены, изучающий и разрабатывающий принципы сохранения и укрепления здоровья путем соблюдения гигиенических требований в повседневной индивидуальной жизни и деятельности. Известно, что среди факторов, формирующих здоровье, ведущим является образ жизни человека, его отношение к собственному здоровью. Личная гигиена является основой здорового образа жизни, главным условием эффективной профилактики различных заболеваний и увеличения продолжительности жизни. В современных условиях, характеризующихся развитием процесса урбанизации, и ростом антропотехногенных нагрузок на окружающую среду, отмечается значительное ухудшение условий жизни населения, что отражается практически на всех показателях здоровья. В этих условиях личная гигиена становится действенным фактором предупреждения сердечно-сосудистых и других распространенных заболеваний. Использование таких мер, как ограничение курения (а затем и запрет в общественных местах), уменьшение употребления поваренной соли, жиров и алкоголя в питании, физические упражнения и контроль за массой тела позволили предотвратить половину всех смертей, связанных с заболеваниями сердца и сосудов. Следовательно, здоровый образ жизни является самым практичным и наименее дорогостоящим путем профилактики заболеваний. Выполнение правил личной гигиены имеет не только индивидуальное, но и общественное значение. Пренебрежение правилами личной гигиены может быть причиной неблагоприятного влияния на здоровье окружающих (пассивное курение, распространение инфекционных заболеваний и гельминтозов ухудшение физико-химических свойств воздушной среды и др.). 2. Уход за кожей – одно из требований личной гигиены. Умываться следует водой комнатной температуры, поскольку горячая вода нарушает эластичность кожи, а холодная – отток содержимого сальных желез, в результате чего происходит закупорка выводных протоков и образование угрей. Значительному загрязнению подвергаются руки, поэтому их следует тщательно мыть с мылом, чтобы предотвратить «болезни грязных рук» (дизентерия, холера, гельминтозы и др.). Необходимо учитывать, что кожа рук выделяет особые вещества, уничтожающие микроорганизмы. Чем чище кожа рук, тем лучше проявляется действие этих бактерицидных веществ. Жирная кожа может легко воспаляться, вплоть до образования гнойничков. Необходим правильный уход за кожей с использованием моющих средств, растворяющих кожные выделения. Ежедневно надо принимать душ и не менее одного раза в неделю необходимо мыться горячей водой с мылом и мочалкой в ванне или бане. Уход за волосами. Волосы предохраняют человека от холода и палящих лучей солнца. По внешнему виду волос можно судить об общем состоянии организма и о функции эндокринной системы. Эластичность и блеск волос зависят от количества и качества жира, выделяемого сальными железами. Нормальным физиологическим явлением считается то, когда kursoviki.org |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |