НОВОСТИ |
Статья "Формирование здорового образа жизни младшего школьника". Статья на тему здоровый образ жизни для школьниковСтатья "Формирование здорового образа жизни младшего школьника"ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Блинова Алина Юрьевна На протяжении последних десятилетий в России возникла проблема, которая не теряет своей актуальности и на сегодняшний день, более того – приобретает всё большую остроту. Речь идёт о сохранении здоровья и формировании здорового образа жизни у детей. Нарастание угрозы для жизнедеятельности детей, оказавшихся наиболее незащищенными под натиском ускоряющихся общественных изменений, приобретает не просто исторически актуальный, а обостренный социальный и педагогический характер. Перед современной образовательной системой встала задача формирования будущего поколения, способного взять на себя ответственность за свою страну, что возможно лишь при наличии психического и физического здоровья, и положительных привычек. Наиболее эффективного результата работа педагога достигнет, если начать формирование здорового образа жизни в начальной школе, когда ребенок вступает в период социализации, и когда закладывается то основное, определяющее в личностном фундаменте, что для последующей жизни станет базой, на которой выстраивается жизненное пространство человека. Основным компонентом понятия «здоровый образ жизни» является здоровье, как условие его самореализации во всех сферах деятельности. Сохранение и укрепление здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры личности, которая отражает меру отношения человека к себе. Культура подразумевает не только наличие определённой системы знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению, укреплению. Для выявления уровня физического здоровья учащихся 3 – го класса (в количестве 25 человек) была проведена анкета, состоящая из 5 вопросов: 1. Знаете ли Вы, что такое здоровый образ жизни? 2. Делаете ли вы утреннюю зарядку? 4. Пробовали ли вы когда-нибудь курить? 5. Закаливаетесь ли Вы?
По результатам исследования можно сделать вывод, что 80% опрошенных детей знакомы с понятием здоровый образ жизни, 28% человек делают утреннюю зарядку, 20% ребят посещают спортивные секции и лишь 4% закаливаются вместе с родителями, обливаясь холодной водой. Более того, среди опрошенных, 8% ребят уже пробовали курить. Образ жизни, называемый здоровым направлен на профилактику болезней и укрепление здоровья и включает в себя основные элементы: занятие физической культурой, рациональный режим дня, искоренение и отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим, правильный распорядок действий, соблюдение гигиенических норм, закаливание, правильное питание, выполнение утренней зарядки. Причем, каждый из низ по-своему важен и игнорирование даже одного может свести на нет все усилия педагога. 1. Правильное питание основано на двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм ребенка получает пищи больше, чем это необходимо - он полнеет. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна – избыточное питание, приводит к целому ряду болезней и других недугов. Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны. Правильное питание в школе должно обеспечиваться столовой, а задача педагога заключается в организации ее своевременного и стопроцентного посещения. 2. Режим дня - правильное распределение времени на основные жизненные потребности ребенка: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учебная), приём пищи. Режим придает жизни чёткий ритм, создает наилучшие условия для работы и отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности. Особое место в режиме дня занимает сон - жизненно необходимая потребность человека, источник отдыха и восстановления организма. Все физические процессы в организме протекают в определённом биологическом режиме: сон сменяется бодрствованием, работа – отдыхом. 3. Оптимальная физическая нагрузка. Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе. Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья. Не следует заниматься сразу после болезни. 4. Закаливание – комплексная система оздоровительных мероприятий и воздействий на организм с использованием целебных сил природы – солнца, воздуха и воды. Известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Также ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. Еще одним действенным закаливающим средством является контрастный душ, который позволяет снять утомление и повышает работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий. 5. Соблюдение гигиенических норм. Выполнение требований личной гигиены обязательно для каждого человека. Сюда входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, чистота и уход за кожей рук, использование только личных предметов гигиены и т.п. 6. Выполнение утренней зарядки. В приобщении младших школьников к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры. Задача физического воспитания младших школьников – сформировать у них устойчивую привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Важная роль в решении этой задачи отводится утренней зарядке. Хотя утренняя зарядка и непродолжительна по времени, она компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей и рассматривается как важный элемент двигательного режима. Ежедневное выполнение комплекса утренней зарядки – это тот минимум двигательной активности, который должен стать элементом личной физической культуры каждого ребенка. Неоценимую услугу физкультура, спорт оказывают на формирование у школьников высоких моральных качеств. Они воспитывают волю, мужество,упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества. 7. Отказ от вредных привычек. Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью. Формирование здорового образа жизни - дело государственной важности, и государство должно уделять ему большое и неослабевающеевнимание. Система образования России на современном этапе, как реализатор запросов общества заинтересована в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. От этого зависит будущее состояние жизненных сил и энергии государства, условия успешности движения страны по пути прогресса. Очевидно, что здоровье ребенка становится важнейшим условием и фактором становления будущего гражданина Отечества. infourok.ru " АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"Стр. введение 3 ГЛАВА I. Теоретические аспекты ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Проблема здоровья подрастающего поколения в истории зарубежного и отечественного образования 5 1.2. Приоритет здоровья детей в современном образовании 11 1.3. Современные подходы к определению здорового образа жизни 16 1.4. Практические аспекты здорового образа жизни 19 1.5. Особенности воспитания здорового образа жизни младших школьников 22 ГЛАВА II. ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2.1. Просвещение младших школьников о здоровом образе жизни 26 2.2. Организация внеклассных мероприятий, способствующих воспитанию здорового образа жизни 30 2.3. Урок физкультуры как фактор формирования здорового образа жизни 32 Заключение 35 литература 37 40 ВВЕДЕНИЕ Здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей образования. В последние годы состояние здоровья детей в России характеризуется наличием негативных тенденций, которые могут привести к критическому ухудшению здоровья нации в XXI веке. Возникшая ситуация является как следствием влияния многих неблагоприятных социально-экономических условий, так и итогом нерешенных педагогических и медико-профилактических проблем в области сохранения и укрепления здоровья школьников. Образовательные учреждения стали полигоном для испытания различных инноваций в обучении, которые внедряются без комплексных медико-психологических обоснований, без учета состояния здоровья основной массы учащихся. Стрессовая педагогическая практика в воспитании и обучении младших школьников, несоответствие многих методик и технологий обучения возрастным особенностям и состоянию здоровья учащихся, нерациональная организация учебно-воспитательного процесса, нарушение гигиенических норм и санитарных правил по режиму дня и отдыха, отсутствие научно-обоснованной системы гигиенического воспитания и формирования положительной мотивации на здоровый образ жизни у подрастающего поколения – все это способствует ухудшению здоровья детей за период обучения в начальной школе. Ситуация осложняется существующими социально-экономическими условиями, нарушением структуры питания и ослаблением контроля за состоянием здоровья детей в системе здравоохранения и т.д. Все эти факторы нередко усиливаются низкой грамотностью педагога в вопросах физиологии развития ребенка и отсутствием знаний рациональной организации учебного процесса. Если учесть, что здоровье на 50% определяется образом жизни, на 20% – экологией, на 20% – наследственностью (которая, в свою очередь, зависит от образа жизни и экологии) и только на 10 % медицинским обслуживанием, то можно понять, что основное внимание в политике государства и общества должны занимать те ключевые факторы, которые могут привести к сохранению, формированию и укреплению здоровья. На уровне государства научное и практическое решение проблем охраны и укрепления здоровья школьников провозглашено приоритетной задачей. Разрабатываются научные основы концепции государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях. infourok.ru Статья на тему Формирование основ ЗОЖ у младших школьниковТема: «Формирование здорового образа жизни у младших школьников». Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, внеурочная деятельность. Перед начальной общеобразовательной школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы: организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей обучающихся в младших классах; включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся. Актуальность исследования объясняется значением педагогической науки в решении социально значимой проблемы охраны здоровья младших школьников, через приобщение к здоровому образу жизни, большим потоком педагогических исследований в этой области и необходимостью приведения в систему разрозненных теоретических знаний. Выявление особенностей отдельных теорий необходимо для их дальнейшего развития и внедренияв практику, для обеспечения преемственности теоретических исследований. Большой вклад в разработку проблемы формирования основ здорового образа жизни ребёнка внесли психологи и ученые как: И.И. Брехман [2;3], Л.С. Выготский [4], Г.К. Зайцев [6;7], П.Ф. Лесгафт [13; 14], Н.И. Пирогов [17], В.А. Сухомлинскмй [18], Л.Г. Татарников [19; 20], К.Д. Ушинский [21] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. С точки зрения целевой функции здоровья, В. П.Казначеев дает следующее определение данного понятия:«Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни». Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого обучающегося. Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед образовательным учреждением, а также его формированием занимается , в первую очередь, семья. В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым учебным заведением ставится задача – вести подготовку учащихся с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса, направленных на использование здоровьесберегающих технологий. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность классных руководителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы сформировать безопасную образовательную среду в начальной школе, необходимо учитывать, прежде всего, работу классного руководителя. [1] Культура здоровья человека – показатель его общей культуры. В современных требованиях к выпускнику общеобразовательной школы культура здоровья рассматривается как один из компонентов личности. Согласно цели нашего исследования мы выявили благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников: - строгое соблюдение режима дня; - обязательное пребывание детей на свежем воздухе; - проведение витаминной профилактики простудных заболеваний, уроков оздоровительной физкультуры; - проведение бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам ЗОЖ; - санитарно-просветительская работа и др. Правила здорового образа жизни включают в себя следующее: организация рационального режима дня; организация рационального режима питания; здоровый психологический климат в классе и школе; культура движений; активный развивающий досуг [2]. По этим правилам должна строиться внеурочная деятельность классного руководителя.
2. Организация рационального режима дня. Формы работы: – беседы, составление режима дня, отслеживание выполнения режима дня в процессе выполнения в школе и в сопоставлении со сведениями родителей, классные часы, игры по станциям, организованные совместно с учащимися средней и старшей школы. 3. Культура движений. В учебном плане заложены 3 часа двигательной активности учащихся в неделю – это уроки физкультуры. В другие дни дети могут восполнить недостаток двигательной активности в студиях дополнительного образования и физкультурных секциях, а так же вне школы. 4. Здоровый психологический климат в классе и школе. Учитель должен выстроить индивидуально-личностную траекторию воспитания каждого ребенка в классе, продумать формы и методы воспитательной работы, учитывая эти исследования. 5. Трудовое воспитание. Задача – воспитывать в детях любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. 6. Совместная деятельность с родителями учащихся. Учитель проводит беседы на родительских собраниях на темы: Рассматриваем различные жизненные ситуации, организует активный досуг, совместные праздники. В ФГОС НОО говорится о внеурочной деятельности, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном) , в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. Таким образом, необходимо создавать условия для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через организацию уроков и внеурочной деятельности. Важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер. Для того, чтобы привычка в здоровом образе жизни была нормой и потребностью, разработан комплекс внеурочных занятий по формированию здорового образа жизни. Процесс формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности необходимо планировать в трех направлениях: вооружение обучающихся знаниями, развитие и закрепление у них умений и навыков здоровьесберегающей и здоровьетворческой деятельности; приобщение обучающихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Цель комплекса: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья. На внеурочных занятиях комплекса необходимо придерживаться направлений приобщения учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-ориентированном уровне, воспитание потребности в здоровье, выработки индивидуального способа физического, духовного и нравственного самосовершенствования, психосаморегуляции, обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья. Валеологизация осуществляется благодаря использованию релаксационных приемов и упражнений, учёта сведений о состоянии здоровья учащихся, предупреждению перегрузки школьников, воспитанник культуры общения, культуры умственного труда, созданию условий для самовыражения и самореализации личности, формированию и развитию мотивации учения, использованию разнообразных видов внеурочной деятельности, формированию системы знаний о ЗОЖ, созданию оптимальных гигиенических условий и др. В заключение можно сделать вывод, что образовательные учреждения стремятся отвечать на новые запросы общества:проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальнейших в системе воспитания и обучения современной школы. Литература:
infourok.ru Школьная газета по теме ЗОЖМОУ СОШ №5 г. Алагира 5 декабря – 2010г. №6 Д авно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. З доровый образ жизни включает в себя: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание. Всё это помогает организму легко и быстро переключаться с одного занятия на другое. Так, например, если человек ложиться спать в одно и то же время, то он быстрее засыпает и спит глубоким, спокойным сном. Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность. В режим дня школьника входит: 1. Учебные занятия в школе и дома. 2. Отдых. Очень важно как можно больше бывать на воздухе, гулять, играть в подвижные игры. 3. Регулярное и достаточное питание. 4. Время для свободных занятий по собственному выбору. 5. Полноценный сон.
Школьная газетаЗ О ЖВ народе говорят:«Здорóвому всё здóрово»Начинай день с утренней зарядки в проветренной комнате. Зарядка длится от 10 до 30 минут. Вначале плавные потягивания, затем упражнения для рук, потом для туловища и ног. Заканчивай зарядку прыжками и бегом. В конце подыши спокойно. После утренней зарядки – водные процедуры.Завтрак должен быть горячим и плотным (каши, творог, чай, молоко) и проходить в доброжелательной обстановке. Нельзя при этом читать и разговаривать.Вернувшись из школы, отдохни 1 час (без чтения книг и просмотра телевизора!). одежда должна быть свободной, не сдавливать тело или шею.Начинай выполнение домашнего задания с нетрудных предметов, переходя к более сложным. Нужно контролировать свою осанку. Вредно сидеть боком к столу, согнувшись. На ноге или на слишком высоком стуле. Понаблюдать несколько дней за правильностью своей позы, и она станет привычной. Желательно иметь подставку для книг. Это позволит тебе меньше наклонять туловище и ослабить напряжение глазных мышц. Рабочий стол должен быть хорошо освещён. Через час делай перерывы по 10 минут.Нельзя есть грязными руками. Нельзя мерить и носить чужие головные уборы, одежду, обувь, пользоваться чужими расчёсками. Нельзя есть немытые овощи, фрукты и ягоды. Нельзя пить сырую воду из открытых водоёмов. Нельзя грызть ногти или плевать куда попало. Нельзя зубами грызть орехи, карамель, ручки. Нельзя гладить и целовать бездомных животных. Нельзя брать животных в постель. Нельзя курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества Н Е Л Ь З Я Учредитель: Администрация МОУ СОШ №5 Редактор: Цогоева О.А. Номер подготовила учитель биологии Цагараева М.Ч. Вред курения Многие люди в молодом возрасте безжалостно относятся к своему организму, начинают курить Курение - одна из вреднейших привычек. Табак содержит много ядовитых веществ.
Особенно вредно курение для детей и подростков, так как снижается умственная и физическая активность. Курящие часто болеют простудными заболеваниями, раком губы, раком зева, раком желудка, туберкулёзом лёгких, энфиземой лёгких, гастритом, язвой желудка и т.д. Наследство Жана Нико 20 декабря в нашей школе прошло мероприятие – своеобразная акция против курения среди старшеклассников. Подготовили его учащиеся 9-11 классов под руководством учителя биологии М. Ч. Цагараевой. Теме соответствовал стенд с красочно оформленными плакатами. «Мы не Минздрав, но предупреждаем», «Табачный дым содержит…», «Курение или здоровье – выбирайте сами» и т.д. Учащиеся подготовили интересные презентации на тему: «Курение – верная смерть». Ведущие Э.Газзаева и А.Хацаева поведали сверстникам историю появления табака. Оказывается, что это наследие французского посла Жана Нико. Рассказали они о губительных биологических свойствах табака как растения. Затем перед собравшимися предстали участники коротких инсценировок. Убедительно звучала беседа курильщика и некурящего А. Гаглоева и А. Бугулова. «Врачи» Ф.Чельдиева, Ф.Чельдиева, М.Шавлохова, М.Басиева, «медсёстры»- З.Бутаева, А.Дзитоева объяснили губительное воздействие на организм никотина и других вредных веществ «больным» - Аслану Фардзинову, А.Мециеву, М.Барагуновой, А.Бугулову. В конце мероприятия ведущие призвали присутствующих «Давайте беречь своё здоровье и здоровье близких!» Остаётся надеяться, что участники и зрители извлекут из мероприятия урок и будут следовать советам и призывам, прозвучавшим в этот день. Адрес: г. Алагир ул. Калаева,9. Тел: 2-45-90. E-mail: [email protected] Сайт: www.alagir.ru/uo; www.alagir5.mwport.ru infourok.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |