Курсовая работа: Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента. Дипломная работа физическая культура и здоровый образ жизни


Дипломная работа - Физическая культура - здоровый образ жизни

Реферат на тему физическая культура — здоровый образ жизни

Оглавление:

Введение................................... 2

Почему ювенология?......................... .3

Старение и долгожительство.................. 4

Обратим ли процесс старения?................. .7

Когда возраст биологический меньше паспортного?................................ .9

Теория «относительности»?................... 10

Список литературы......................... 12

C незапамятных времен мечтают люди о возможности сохранения вечной молодости. Что остается человеку, когда проходит молодость? Стареть и умирать?

Нет, продление жизни занимает сегодня умы ученых, а продолжительность жизни человека в современных условиях становится важнейшей заботой общества. Однако проблема не в то, чтобы только лишь удлинить срок, отпущенный природой человеку, — годы жизни в календарном исчислении. Сохранить и продлить полноценную творческую деятельность, способность к труду и пользованию благами жизни – вот в чем задача! И в этой счастье истинного долгожительства. Но как достичь замедления старения продления молодости?

История свидетельствует о неоднократных попытках создать эликсир вечной молодости, но они так и не увенчались успехом. Еще древние греки, утверждая реальное понимание проблемы долголетия и бессмертия, отметили этот факт аллегорически в одном из мифов, ставших достоянием культуры цивилизованного человечества…

Вечно юные боги олицетворяли идеал долгожительства. «Младая с перстами пурпурными Эос… прекрасная Эос», — выражал свое восхищение богиней утренней зари древнегреческий поэт Гомер (VI век до нашей Эры). Дошел до нас и миф о возлюбленном Эос – Титоны, братья Приама, царя разрушенной Трои. Богиня зари умоляет владыку богов Зевса даровать бессмертие ее любимому – человеку смертному. Смиловался владыка и стал Титон полуденным богом на счастье Эос. Но… о, горе! Вечно юная богиня зари, не знавшая неотвратимости старения, морщин и седин, совершила ошибку, не испросив у Зевса так же и вечной молодости Титону. Тщетно пыталась Эос амброзией и нектаром омолодить любимого: Титон продолжал стареть. Бог полуденный стал богом заката (потухшего света), а затем скрипучим ночным сверчком.

Бессмертие не дало счастья возлюбленным: Титон, будучи вечно юным богом, не мог осчастливить Эос. Но и богиня зари не смогла омолодить Титона эликсирами. Что же сегодня мы знаем о возможности замедлить наступление старости, продлить молодость?

Почему ювенология?

Попытаемся прояснить позицию. Закономерен вопрос, обратим ли процесс старения человека? Если да, то значит ли это, что в старости можно по-прежнему ходить прямо, быстро бегать, не имея радикулита, жевать пищу своими зубами? Можно ли обойтись без атеросклероза, если болезнь эта развевается у каждого стареющего человека? Другими словами, может ли человек в старости быть моложе фактически, уменьшив свой биологический возраст хотя бы на половину прожитого, календарного?

Вот и возникает целый ряд конкретных вопросов: когда начинается старость и когда кончается молодость, каковы признаки старости, как определить биологический возраст человека? Нелишне задаться и вопросом о том, что если известно, с какого момента начинается пенсионный возраст, то почему не может быть различий в нем у разных людей? И тогда, может быть, было бы справедливее выходить на пенсию в зависимости от биологического возраста, а не по календарным срокам? Даст ли это, в свою очередь, возможность продолжить свой профессиональный труд? Законов таких пока нет, но значит ли это, что их никогда и не будет? И все же, кто возьмется определять биологический возраст человека? Да есть ли реальная необходимость этого?

Что известно о старении?

Известно, что определением возраста занимаются специалисты в области судебной медицины. Так, судебные медики способны сделать компетентное заключение по анатомическим данным и состоянию здоровья человека в самых спорных случаях как прижизненно, так и посмертно. Однако о биологическом ли возрасте идет речь? Ведь цель – определить именно календарный возраст? Некоторые люди, достигшие в календарном исчислении 80 лет, фактически по состоянию своего здоровья раза в два моложе своего указанного в паспорте возраста.

Определение биологического возраста – сложный вопрос, далеко не изученный в аспекте оценки здоровья, когда следует, по-видимому, учитывать все три категории – телесного (соматического), психического и социального благополучия. Пожилой здоровый человек относительно молод во всех отношениях: активен, работоспособен в своей профессиональной области (либо в общественной), без особых дефектов и нарушений в организме.

Важно то, что отдельные наблюдения и факты свидетельствуют, что поднятые здесь вопросы имеют смысл, а ответы на них существуют, могут быть получены в процессе изучения старения. Действительно, существуют пожилые люди без признаков атеросклероза. И наоборот, ещё, в скрытом его периоде этот, казалось бы, неразлучный спутник старости может развиваться и у детей, и у молодых людей. А разве нет пожилых людей со здоровыми зубами, без искривления позвоночника, вызванного остеохондрозом и другими болезнями? С другой стороны, при заболевании прогерией облысение, морщинистость кожи, выпадения зубов и т. п. может наблюдаться у людей. Старость проявляется у разных людей по-разному, и возможно сохранить и продлить молодость зависит от образа жизни человека, если он здоров, как говорят, от роду.

Такой подход проблеме старения открывает научно-практическую область, получившую название ювенология (от латинских слов «ювенис» — молодой и «логос» — учения). Речь идёт о возможностях продления молодости, заложенных, прежде всего организма — от отдельных его клеток до органов и систем.

Есть ли основания в медико-биологической науке так ставить вопрос: не только об изучении закономерностей старения (что является предметом исследований геронтологии и гериатрии), но и об омолаживании человека? Как известно, биологическая организация клетки и организма генетически определяется наследственной программой у каждого живого существа. Эта программа развития, хотя и подвержена множеству вариантов повреждения, а не программа старения, сколь бы закономерным не выглядело увядание дряхлеющего организма или не казалась бы очевидной неотвратимость кончины, безусловно, смертного человека.

В то же время, если считать старение необратимым процессом, нет ли в этом ошибки? Пока еще определение биологического возраста человека представляет собой проблему, нет общепринятой программы, и все же нельзя согласиться с тем, что замедление старение и хотя бы частичный возраст молодости невозможно.

Так или иначе, но в реальности жизни практически сама возможность стать долгожителем у человека ограничивается болезнями, как правило, предрасположенностью к распространенным инфекционным заболеваниям. Отсюда важнейшая роль так называемых факторов риска этих заболеваний, исключить которые и призван в первую очередь здоровый образ жизни.

Можно также вспомнить известное высказывание математика, что допустить некоторую вероятность дожить хоть до тысячи лет разумнее, чем проводить на оси времени роковую черту, переступить которую якобы не дозволено никому. Так что не будем подводить такую черту, тем более что опыт долгожителей не подтверждает теории «предельного возраста» человека.

Старение и долгожительство.

Нет такого человека на земле, который бы не хотел прожить долгую жизнь и, став седым, остаться здоровым, деятельным, нужным другим…

Но как продлить молодость? Как стать долгожителем, которого радует мир, его дела, как не потерять интерес к окружающему? Можно ли сохранить здоровье и силы – физические, духовные, душевные, пребывая в преклонном возрасте?

Можно! Необходимо!

Долгожителей в нашей стране и за рубежом немало.

Вот, например, вполне реальные факты, их можно проверить по историческим документам:

185 лет прожил житель Венгрии Чартен.

185 лет – мужчина из Ирана; его имя Китахи.

180 лет – мистер Йорат, англичанин.

177 лет жила на свет его верная супруга Мэрфи Йорат.

170 лет – кочевник Хелу из Ирака.

168 – Ширали Муслимов из Советского Союза.

167 лет – веселый человек по имени Перейра из Колумбии. Когда Перейре «стукнуло» 146 лет, к нему пришли с поздравлениями государственные деятели. Они сказали: «Уважаемый, мы потрясены тем, что Вы так долго живете. И если у Вас нет возражений, есть решение – выпустить памятную марку с Вашим изображением. Бодрый старикан ответил: «Конечно, я не против, печатайте эту марку, но с одним условием – под моим портретом напишите: «И пью, и курю».

152 года прожил знаменитый англичанин Томас Парр. И прожил бы дольше, если бы не побывал на королевском пиру. Бедняга так наелся и напился во дворце, что изысканные блюда и вина оказались для него смертельным ядом.

Можно вспомнить древнюю легенду, свидетельствующую о возможности прожить и пару сотен лет. Однажды правитель Страны восходящего солнца решил пригласить в гости долгожителей, в их числе и старика Мампэ, 242 лет, с его семьей. Долгожителя спросили, как ему удалось дожить до столь преклонных лет. Он ответил, что секрет прост: через каждые четыре дня он прижигает точку долголетия. И старик показал место этой точки – к низу от нижнего края коленной чашечки сантиметров на девять. Сегодня эта точка интересует специалистов.

Известно, что в Японии среди населения много долгожителей. Но вот на острове Окинава исследования показали, что в местности, где проживает долгожитель в возрасте 120 лет, в питьевой воде кальция в шесть раз больше, чем в среднем на островах. Достаточно ли одного показателя для выводов об условиях долгожительства? Очевидно, нет, и принципиальное значение имеет изучение старения, и условий его обратимости, о чем и пойдет речь далее.

Обратим ли процесс старения?

Изучать процесс старения – трудная задача из-за множества причин. Во-первых, человек живет десятки лет, поэтому наблюдения так в называемых проспективных исследованиях долгожителей потребуется вести сто лет и больше. В этих условиях не исключено, что часть исследуемых может оказаться по различным причинам вне программы. Иногда жизнь человека зависит от случайно встреченного хулигана, бандита. Вот и планируйте проспективные научные исследования долгожительства!

Во-вторых, и факторов, с которыми может быть связано долгожительство, немало. При самом скромном перечислении их не меньше пяти десятков, а изучать все случаи невероятно.

Когда возраст биологический меньше паспортного?

Со времени Аристотеля были выдвинуты десятки гипотез старения. Ныне говорят и об износе клеток, и разрушении клеточных коллоидов, деградации специализированных тканей многоклеточных организмов, отравлении организма продуктами жизнедеятельности кишечных бактерий или собственными метаболитами (шлаками) и т. д. Но до сих пор не ясно, почему мыши живут около 2 лет, волки – 10-12, люди 60-90, а черепахи 300 лет.

Живой организм, используя энергию и вещества из окружающей среды для жизнедеятельности и воспроизводства, является открытой системой. Естественная кончина характерна для многоклеточных организмов, одноклеточные же лишь делятся, и такое явление нельзя считать концом жизни – понятие смерти здесь неприложимо. Похоже, что индивидуальное старение не свойственно и некоторым видам многоклеточных, например, некоторым гидрам и плоским червям.

Известный немецкий зоолог А.Вейсман с эволюционной точки зрения пришел к обоснованию того, что биологический вид, чтобы выжить и достигнуть бессмертия в условиях беспрестанно меняющейся внешней среды, должен состоять из смертных индивидуумов. Именно смертных, ибо изношенные особи не только бесполезны для коллективного бытия, но даже вредны. До самой смерти у животных и человека ткани и клетки сохраняют регенеративную и репаративную способности. Но с возрастом нарастают нарушения и дефективные изменения, приводящие к отмиранию одних или других органов раньше или позже, а иногда играют роль внешней причины. Так или иначе, гена смерти не обнаружено.

Теория «относительности»?

Если нет объективных общепринятых признаков старения организма, то, как определить биологический возраст человека?

По данным судебной медицины, нельзя решать вопрос о возрасте человека по цвету волос: они могут поседеть за одну ночь. Поэтому нужно считаться с такой закономерностью. Вопрос о возможности естественным путем возвращения волосам натурального цвета уже поднимался и требует дальнейшего изучения.

Хотя у некоторых животных можно ориентироваться на состояние зубов, например, у собак. Однако у людей критерий также ненадежный.

Перечисление признаков старости может продлиться до бесконечности. Но для нас наиболее важным является то, как предупредить эти признаки. Для энтузиастов характерен поиск нового, стремление. Такое имеет место и в ювенологии. Так начали говорить об определении возраста человека по некоторым особенностям клеток поверхностного эпителия слизистой оболочки полости рта.

Скажем лишь, что направление этого исследования исключительно интересно, в особенности в том отношении, что оно может позволить изучать обратимость процесса старения, определять фактическое омоложение.

Только современные научные исследования могут создать основу для практического определения биологического возраста человека.

Список использованной

литературы:

В.Гончаров «Тайны вечной молодости»

И.Березин «Третий возраст»

А.Морозов «Скучно с жизнью старческой, други, в мире жить…»

www.ronl.ru

Введение. Физическая культура и здоровый образ жизни обучающихся

Физическая культура и здоровый образ жизни обучающихся

курсовая работа

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

В современном мире двигательная активность людей замедлена. Технический прогресс очень сильно влияет на нашу жизнь, с одной стороны он облегчает нам жизнь, с другой это отражается на нашем здоровье.

Современные подростки уже привыкли общаться через Интернет и сотовые телефоны, не выходя из дома. Бытовая техника на столько облегчила нам жизнь, что даже в домашних условиях мы все меньше прибегаем к двигательной активности. Зачастую многие подростки не имеют возможности (а многие и не хотят) активно заниматься спортом, даже в целях профилактики своего здоровья. Многие бесцельно бродят по городу с бутылкой пива и сигаретой, не задумываясь о своем будущем, а самое главное о будущем своих детей.

Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Входная диагностика (анкеты, тесты оценки физических качеств, анализ заболеваний) показывают, что: учащиеся не серьезно относятся к своему образу жизни; копируют поведение своих родителей; имеют плохую координацию, слабую выносливость; пассивны; спектр заболеваний очень большой.

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших учащихся. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

Объект исследования - процесс формирования здорового образа жизни учащихся ГОУ НПО СО «Туринское профессиональное училище».

Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся.

Целью данной работы является приобщение учащихся к физической культуре, к здоровому образу жизни, а также подготовка учащихся к жизни и к выполнению социальных функций.

Задачи проекта:

§ сформировать знания и навыки к практическим действиям направленные на сохранение здоровья;

§ изучить необходимую литературу для формирования стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

§ выявить факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни учащихся;

§ разработать содержание обучения и воспитания учащихся, направленных на формирование здорового образа жизни;

§ проанализировать отношение учащихся к здоровому образу жизни;

§ проанализировать заболевания учащихся;

§ проанализировать условия для формирования здорового образа жизни в Туринском профессиональном училище

§ разработать комплекс упражнений направленный на восстановление здоровья.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке программ, комплексных упражнений необходимых для физического воспитания учащихся, а также методов, направленных на формирование З.О.Ж.

Практическая значимость работы заключается в применении разработанных методов с учащимися и в рассмотрении полученных результатов.

ped.bobrodobro.ru

Дипломная работа - Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента

Содержание:

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента. …………………………………………………………………………..1

1. Общие предварительные сведения о здоровом образе жизни. ……………2

1.1. Исторический экскурс. …………………………………………………..….2

1.2. Определение и основные черты здорового образа жизни. ………………3

1.3. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни. ………3

1.4. Решающая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека. ……………………………………………………………….………….3

2. Структурные группы здорового образа жизни. …………………………….4

2.1. Созидательно-преобразующая группа. …………………………………….4

2.2. Восстановительно-оздоровительная группа. ………………………………4

2.3. Развивающе-поддерживающая группа. ……………………………………4

3. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня студента. ………………….5

3.1. Учебное время. ……………………………………………………………….5

3.2. Внеучебное (занятое) время. ………………………………………………..5

3.3. Свободное время. ……………………………………………………………6

4. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента. ……………………………………………..6

Заключение. ………………………………………………………………………6

Литература. ………………………………………………………………………7

1. Общие предварительные сведения о здоровом образе жизни.

1 .1. Исторический экскурс.

Существует весьма распространенное мнение о том, что понятие ЗОЖ порождено событиями последних десятилетий. Действительно, о ЗОЖ в средствах массовой информации стали говорить и много, и довольно-таки настойчиво в последние 10-15 лет. Но это вовсе не означает, что ЗОЖ – явление сугубо современное. История убедительно свидетельствует о том, что истоки ЗОЖ лежат во временах седого и чрезвычайно далекого прошлого.

Общеизвестно, что биологическая жизнь на Земле существует более 3 млрд лет, что в основе существования биологических (растительных и животных) организмов был и остается их приспособительный образ жизни к окружающей действительности. В течение последних 3 млн лет на Земле начался процесс формирования человеческого сообщества. Человеческая цивилизация — качественно новая эпоха развития жизни на Земле. И суть всех этих качественных перемен состоит в том, что с первых шагов своей жизни человечество вело созидательно-преобразующий образ жизни (ОЖ).

Человечество так же приспосабливалось и продолжает приспосабливаться к тем или иным факторам и капризам окружающей действительности. Но эти приспособительные действия никогда не были основным, главным смыслом жизни человека. С первых шагов своей жизни человечество совершенствовалось и продолжает совершенствоваться в трудовой деятельности, в созидании и сотворении материальных и культурных ценностей. В этом был и остается основной смысл человеческой цивилизации, человеческого бытия.

Зарождение ЗОЖ напрямую связано с теми далекими временами древности, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, его способностями далеко и метко бросать камни, копья, дротики и т.д.; когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей (5). Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становится человеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания и обучения, только в процессе созидательной трудовой деятельности.

Практически во все времена, во всех государственных образованиях эти проблемы в той или иной мере решались. В спартанской, афинской и римской (рабовладельческих) системах обучения и воспитания всем этим вопросам (в особенности военного и физического воспитания) уделялось повышенное внимание (4). Примечательно, что великий древнегреческий врач и прогрессивный мыслитель Гиппократ (5-4 вв. до н.э.) в своих трудах неоднократно подчеркивал огромную значимость ЗОЖ в укреплении здоровья эллинов.

В годы средневековья, в годы нового и новейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения получили свое дальнейшее развитие. В высказываниях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К. Маркса, Ф. Энгельса, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.И. Ленина, А.С.Макаренко и многих других мыслителей и педагогов эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование. В СССР (1978) по данным ЮНЕСКО была сформирована самая совершенная система обучения подрастающего поколения и самая совершенная система профилактики заболеваний среди населения нашей страны.

1.2. Определение и основные черты здорового образа жизни

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек

— умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

— владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

— постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

— самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.

Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией — важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального ЗОЖ студента.

ЗОЖ – отличительная черта человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

1.3. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни

ЗОЖ – категория социальная. И тогда, когда мы говорим о ЗОЖ, то конечно же подразумеваем, что речь идет о жизнедеятельности общества (класса, социальной группы, индивида и т.д.). И вместе с тем мы никогда не должны забывать о том, что человечество (человек) является неотъемлемой частью огромного земного и биологического мироздания, что законы биосферы распространяются на весь ее неорганический и органический мир.

Все биологические системы человека унаследованы им в процессе генезиса. Все они функционируют на основе биологических законов и закономерностей. Но так как человек – существо социальное, а социальная деятельность человека является определяющей в его жизни, то все биологические системы человека были перенацелены в основном на то, чтобы человек преуспевал в социальной жизни (созидал, творил, строил, преобразовывал, совершенствовал и т.д.), чтобы он высокоэффективно и высокоэкономично учился и трудился, строил и созидал, творил и облагораживал, оберегал и защищал.

Биологическая энергетика, проходя через человеческое существо, через центральную нервную систему, через сознание и рукотворную деятельность, преобразуется в социальные творения. Биологическое преобразуется человеком в социальное. Биологическая энергия – основной источник сотворения всей человеческой материальной и духовной культуры.

1.4. Решающая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека

Здоровье – по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется ОЖ, на 20% — экологическими; на 20% — биологическими (наследственными) факторами и на 10% — медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь (6).

2. Структурные группы здорового образа жизни

В ЗОЖ выделяют три структурные группы.

2 .1. Созидательно-преобразующая группа

К этой структурной группе относят все те виды жизнедеятельности, в процессе которых человеком производятся материальные, культурные и духовные ценности, поддерживается мир и стабильность в обществе, воспитывается подрастающее поколение, оказывается медицинская помощь и т.д. Молодое поколение (и в частности, студенты) осваивают научные знания и достижения предшествующих поколений.

В процессе созидательно-преобразующей деятельности человек, как правило, расходует запасы своих сил и энергии, качеств и способностей, умений и навыков. Крайне важно, чтобы эта деятельность была высокопроизводительной, эффективной и малозатратной, чтобы она осуществлялась на основе последних, наиболее совершенных научно-практических достижений, на основе норм и правил НОТ.

2.2. Восстановительно-оздоровительная группа

К этой структурной группе относятся все те виды человеческой жизнедеятельности, которые нацелены на восстановление и оздоровление человеческого организма в послепроизводственный (послеучебный) период. Характер и направленность восстановления и оздоровления, в конечном счете, предопределяется содержанием и особенностями трудовой (производственной, учебной, профессиональной) деятельности.

Крайне важно, чтобы в обществе сложилась научно-обоснованная система мер, направленная на восстановление и оздоровление человека, чтобы в ней нашли свое место полноценное (но без излишеств) питание, нормальный сон, активный отдых, соблюдение норм личной и общественной гигиены, чтобы организм получал ежедневную норму физических движений и т.д. Бедность и безработица, трудовая занятость на 2-3 работах и низкая оплата труда, недооценка восстановительно-оздоровительной деятельности, пассивный отдых, алкоголизм, табакокурение и т.д. привели к резкому росту смертности россиян, снижению рождаемости, детской беспризорности и другим негативным последствиям нашей жизни.

2 .3. Развивающе-поддерживающая группа

К этой структурной группе ЗОЖ относятся все виды человеческой жизнедеятельности, которые направлены на развитие и совершенствование физических сил, качеств, способностей, здоровья человека.

Двигательная деятельность, физические упражнения и спорт были и остаются единственным средством развития и укрепления человеческих сил и энергии, его физических качеств и способностей. Крайне важно, чтобы каждый человек научился сам осознанно, без какого-либо принуждения пользоваться этими абсолютно доступными для всех нас средствами (7; 8).

3. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня студента

Каждый человек в течение всей своей жизни должен находиться в сфере норм и правил ЗОЖ. Совершенно ясно, что эти нормы и правила у каждого человека в зависимости от возраста будут видоизменяться, что в дотрудоспособном (до 15 лет), трудоспособном (16-59) и послетрудоспособном (после 60 лет) периодах они будут заметно отличаться друг от друга. Известно, что каждый из отмеченных периодов подразделяется в свою очередь на отдельные подпериоды (этапы) и т.д.

В данной лекции мы концентрируем внимание на суточном режиме дня студента.

3 .1. Учебное время

Лекции и семинары, практические и лабораторные занятия, учебные и полевые практики, зачетные и экзаменационные сессии – основное время становлении я личности будущего специалиста высшей квалификации. Все виды учебной работы рассчитаны из 54-часовой учебной недельной нагрузки, куда входят аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельные работы, контрольные мероприятия и т.д. Все это требует от студентов не только основательной эрудиции и подготовленности, но и большой сосредоточенности, высокой работоспособности, хорошего, крепкого и стабильного здоровья, чрезвычайной нацеленности и прямого использования всех своих резервов и наработок, навыков и умений в области ЗОЖ на решение всех основных задач и проблем, связанных с формированием специалиста высшей квалификации.

Мы настоятельно рекомендуем студентам

— являться на учебные занятия полностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физзарядка поможет вам являться на учебу в хорошей физической форме;

— быть активными на учебных занятиях. Пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки») – враг ваших успехов;

— умело и активно использовать перерывы между занятиями. Помните: движения являются лучшим источником восстановления и отдыха. Курение и наркотики, водка и пиво, безделье и сквернословие – тайные и явные враги вашего профессионального роста.

3 .2. Внеучебное (занятое) время

Основная направленность ЗОЖ в занятое (несвободное) время нацелена на восстановление и оздоровление студента после учебы. Сон, питание, личная гигиена, ведение (или участие в нем) домашнего и личного подсобного хозяйства, воспитание детей (младших братьев и сестер), уход за лицами преклонного возраста, время и энергия затрачиваемые на дорогу в вуз и обратно, разного рода временные работы в целях пополнения бюджета и т.д. – вот основные составляющие внеучебного (занятого) времени.

Во внеучебное время жизнедеятельность студента чрезвычайно многообразна. В это время совершенно отчетливо видно проявление и восстановительно-оздоровительной, и созидательно-преобразующей и развивающе-поддерживающей структурных групп ЗОЖ.

Занятое время студентов не должно быть бесконечно продолжительным. Наоборот, задача состоит в том, чтобы все жизненно важные и неотложные задачи и проблемы выполнялись в разумно-сжатые сроки, чтобы студент выкраивал для себя несколько часов свободного времени.

3.3. Свободное время

Свободное время – это пора активной творческой деятельности, самообразования, культурного потребления, активной физкультурно-спортивной подзарядки своего организма, товарищеских встреч и общения, активного отдыха и т.д.

Свободное время – время самосозидания, самосотворения, самосовершенствования. Именно по тому, как человек пользуется свободным временем, можно судить о его ЗОЖ.

В последнее время резко меняется характер труда. Доля физического труда уменьшается, а умственного – возрастает. Работники умственного труда (это касается и студентов) во время своей трудовой деятельности, как правило, не получают необходимой двигательной, физической нагрузки. Но без должной физической нагрузки человек в обязательном порядке столкнется с проблемами гипокинезии, гиподинамии, адинамии и т.д. Все это означает, что объективные (в основном производственные) обстоятельства будут и далее принуждать современного человека (и студентов в том числе) больше, чаще и основательнее обращаться к физической культуре и спорту, овладевать нормами и правилами ЗОЖ (7; 8).

4. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента.

Ранее мы уже отмечали, что Госсовет РФ в 2002 году акцентировал внимание на необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни среди всех социальных групп российского общества, в том числе и среди студентов.

Нам представляется, что решение этой проблемы в вузах РФ должно осуществляться по следующим трем направлениям:

— по линии более обоснованного, более уточненного, более целенаправленного ведения всего учебного процесса по физической культуре среди студенчества. мы полностью разделяем утверждение Госсовета РФ о необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании ЗОЖ россиян (в том числе и студенчества). Следовательно, каждое учебное занятие по физической культуру и спорту должно быть в конечном счете направлено на формирование и закрепление студентом норм и правил ЗОЖ;

— по линии самого широкого развертывания массового студенческого самодеятельного физкультурно-спортивного движения;

— по линии более широкого участия студентов в Универсиадах, спартакиадах, Олимпиадах и т.д. Мы абсолютно убеждены в том, что спорт высших достижений и ЗОЖ не только просто совместимы, но и неотделимы друг от друга.

Заключение

Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверхактуальными.

Нам необходимо весь тот огромный потенциал физической культуры и спорта «в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации» (3, с.4).

Литература

1. Примерная программа дисциплины «Физическая культура». Утверждена Министерством высшего образования Российской Федерации 26 июня 2000 года.

2. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. М., 1999.

3. Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». – М., 2002.

4. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. СПб,, 1912.

5. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М., 1970.

6. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. – М., 1993.

7. Краснов И.С. Формирование здорового образа жизни – важное направление подготовки специалистов высшей квалификации / Вопросы физического воспитания студентов. XXVII, 2003, Изд-во СПбГУ.

8. Краснов И.С. Пути формирования здорового образа жизни студентов / Вопросы физического воспитания студентов. XXVIII, 2003, Изд-во СПбГУ.

www.ronl.ru

Курсовая работа - Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента

Содержание:

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента. …………………………………………………………………………..1

1. Общие предварительные сведения о здоровом образе жизни. ……………2

1.1. Исторический экскурс. …………………………………………………..….2

1.2. Определение и основные черты здорового образа жизни. ………………3

1.3. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни. ………3

1.4. Решающая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека. ……………………………………………………………….………….3

2. Структурные группы здорового образа жизни. …………………………….4

2.1. Созидательно-преобразующая группа. …………………………………….4

2.2. Восстановительно-оздоровительная группа. ………………………………4

2.3. Развивающе-поддерживающая группа. ……………………………………4

3. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня студента. ………………….5

3.1. Учебное время. ……………………………………………………………….5

3.2. Внеучебное (занятое) время. ………………………………………………..5

3.3. Свободное время. ……………………………………………………………6

4. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента. ……………………………………………..6

Заключение. ………………………………………………………………………6

Литература. ………………………………………………………………………7

1. Общие предварительные сведения о здоровом образе жизни.

1 .1. Исторический экскурс.

Существует весьма распространенное мнение о том, что понятие ЗОЖ порождено событиями последних десятилетий. Действительно, о ЗОЖ в средствах массовой информации стали говорить и много, и довольно-таки настойчиво в последние 10-15 лет. Но это вовсе не означает, что ЗОЖ – явление сугубо современное. История убедительно свидетельствует о том, что истоки ЗОЖ лежат во временах седого и чрезвычайно далекого прошлого.

Общеизвестно, что биологическая жизнь на Земле существует более 3 млрд лет, что в основе существования биологических (растительных и животных) организмов был и остается их приспособительный образ жизни к окружающей действительности. В течение последних 3 млн лет на Земле начался процесс формирования человеческого сообщества. Человеческая цивилизация — качественно новая эпоха развития жизни на Земле. И суть всех этих качественных перемен состоит в том, что с первых шагов своей жизни человечество вело созидательно-преобразующий образ жизни (ОЖ).

Человечество так же приспосабливалось и продолжает приспосабливаться к тем или иным факторам и капризам окружающей действительности. Но эти приспособительные действия никогда не были основным, главным смыслом жизни человека. С первых шагов своей жизни человечество совершенствовалось и продолжает совершенствоваться в трудовой деятельности, в созидании и сотворении материальных и культурных ценностей. В этом был и остается основной смысл человеческой цивилизации, человеческого бытия.

Зарождение ЗОЖ напрямую связано с теми далекими временами древности, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, его способностями далеко и метко бросать камни, копья, дротики и т.д.; когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей (5). Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становится человеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания и обучения, только в процессе созидательной трудовой деятельности.

Практически во все времена, во всех государственных образованиях эти проблемы в той или иной мере решались. В спартанской, афинской и римской (рабовладельческих) системах обучения и воспитания всем этим вопросам (в особенности военного и физического воспитания) уделялось повышенное внимание (4). Примечательно, что великий древнегреческий врач и прогрессивный мыслитель Гиппократ (5-4 вв. до н.э.) в своих трудах неоднократно подчеркивал огромную значимость ЗОЖ в укреплении здоровья эллинов.

В годы средневековья, в годы нового и новейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения получили свое дальнейшее развитие. В высказываниях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К. Маркса, Ф. Энгельса, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.И. Ленина, А.С.Макаренко и многих других мыслителей и педагогов эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование. В СССР (1978) по данным ЮНЕСКО была сформирована самая совершенная система обучения подрастающего поколения и самая совершенная система профилактики заболеваний среди населения нашей страны.

1.2. Определение и основные черты здорового образа жизни

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек

— умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

— владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

— постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

— самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.

Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией — важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального ЗОЖ студента.

ЗОЖ – отличительная черта человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

1.3. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни

ЗОЖ – категория социальная. И тогда, когда мы говорим о ЗОЖ, то конечно же подразумеваем, что речь идет о жизнедеятельности общества (класса, социальной группы, индивида и т.д.). И вместе с тем мы никогда не должны забывать о том, что человечество (человек) является неотъемлемой частью огромного земного и биологического мироздания, что законы биосферы распространяются на весь ее неорганический и органический мир.

Все биологические системы человека унаследованы им в процессе генезиса. Все они функционируют на основе биологических законов и закономерностей. Но так как человек – существо социальное, а социальная деятельность человека является определяющей в его жизни, то все биологические системы человека были перенацелены в основном на то, чтобы человек преуспевал в социальной жизни (созидал, творил, строил, преобразовывал, совершенствовал и т.д.), чтобы он высокоэффективно и высокоэкономично учился и трудился, строил и созидал, творил и облагораживал, оберегал и защищал.

Биологическая энергетика, проходя через человеческое существо, через центральную нервную систему, через сознание и рукотворную деятельность, преобразуется в социальные творения. Биологическое преобразуется человеком в социальное. Биологическая энергия – основной источник сотворения всей человеческой материальной и духовной культуры.

1.4. Решающая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека

Здоровье – по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется ОЖ, на 20% — экологическими; на 20% — биологическими (наследственными) факторами и на 10% — медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь (6).

2. Структурные группы здорового образа жизни

В ЗОЖ выделяют три структурные группы.

2 .1. Созидательно-преобразующая группа

К этой структурной группе относят все те виды жизнедеятельности, в процессе которых человеком производятся материальные, культурные и духовные ценности, поддерживается мир и стабильность в обществе, воспитывается подрастающее поколение, оказывается медицинская помощь и т.д. Молодое поколение (и в частности, студенты) осваивают научные знания и достижения предшествующих поколений.

В процессе созидательно-преобразующей деятельности человек, как правило, расходует запасы своих сил и энергии, качеств и способностей, умений и навыков. Крайне важно, чтобы эта деятельность была высокопроизводительной, эффективной и малозатратной, чтобы она осуществлялась на основе последних, наиболее совершенных научно-практических достижений, на основе норм и правил НОТ.

2.2. Восстановительно-оздоровительная группа

К этой структурной группе относятся все те виды человеческой жизнедеятельности, которые нацелены на восстановление и оздоровление человеческого организма в послепроизводственный (послеучебный) период. Характер и направленность восстановления и оздоровления, в конечном счете, предопределяется содержанием и особенностями трудовой (производственной, учебной, профессиональной) деятельности.

Крайне важно, чтобы в обществе сложилась научно-обоснованная система мер, направленная на восстановление и оздоровление человека, чтобы в ней нашли свое место полноценное (но без излишеств) питание, нормальный сон, активный отдых, соблюдение норм личной и общественной гигиены, чтобы организм получал ежедневную норму физических движений и т.д. Бедность и безработица, трудовая занятость на 2-3 работах и низкая оплата труда, недооценка восстановительно-оздоровительной деятельности, пассивный отдых, алкоголизм, табакокурение и т.д. привели к резкому росту смертности россиян, снижению рождаемости, детской беспризорности и другим негативным последствиям нашей жизни.

2 .3. Развивающе-поддерживающая группа

К этой структурной группе ЗОЖ относятся все виды человеческой жизнедеятельности, которые направлены на развитие и совершенствование физических сил, качеств, способностей, здоровья человека.

Двигательная деятельность, физические упражнения и спорт были и остаются единственным средством развития и укрепления человеческих сил и энергии, его физических качеств и способностей. Крайне важно, чтобы каждый человек научился сам осознанно, без какого-либо принуждения пользоваться этими абсолютно доступными для всех нас средствами (7; 8).

3. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня студента

Каждый человек в течение всей своей жизни должен находиться в сфере норм и правил ЗОЖ. Совершенно ясно, что эти нормы и правила у каждого человека в зависимости от возраста будут видоизменяться, что в дотрудоспособном (до 15 лет), трудоспособном (16-59) и послетрудоспособном (после 60 лет) периодах они будут заметно отличаться друг от друга. Известно, что каждый из отмеченных периодов подразделяется в свою очередь на отдельные подпериоды (этапы) и т.д.

В данной лекции мы концентрируем внимание на суточном режиме дня студента.

3 .1. Учебное время

Лекции и семинары, практические и лабораторные занятия, учебные и полевые практики, зачетные и экзаменационные сессии – основное время становлении я личности будущего специалиста высшей квалификации. Все виды учебной работы рассчитаны из 54-часовой учебной недельной нагрузки, куда входят аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельные работы, контрольные мероприятия и т.д. Все это требует от студентов не только основательной эрудиции и подготовленности, но и большой сосредоточенности, высокой работоспособности, хорошего, крепкого и стабильного здоровья, чрезвычайной нацеленности и прямого использования всех своих резервов и наработок, навыков и умений в области ЗОЖ на решение всех основных задач и проблем, связанных с формированием специалиста высшей квалификации.

Мы настоятельно рекомендуем студентам

— являться на учебные занятия полностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физзарядка поможет вам являться на учебу в хорошей физической форме;

— быть активными на учебных занятиях. Пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки») – враг ваших успехов;

— умело и активно использовать перерывы между занятиями. Помните: движения являются лучшим источником восстановления и отдыха. Курение и наркотики, водка и пиво, безделье и сквернословие – тайные и явные враги вашего профессионального роста.

3 .2. Внеучебное (занятое) время

Основная направленность ЗОЖ в занятое (несвободное) время нацелена на восстановление и оздоровление студента после учебы. Сон, питание, личная гигиена, ведение (или участие в нем) домашнего и личного подсобного хозяйства, воспитание детей (младших братьев и сестер), уход за лицами преклонного возраста, время и энергия затрачиваемые на дорогу в вуз и обратно, разного рода временные работы в целях пополнения бюджета и т.д. – вот основные составляющие внеучебного (занятого) времени.

Во внеучебное время жизнедеятельность студента чрезвычайно многообразна. В это время совершенно отчетливо видно проявление и восстановительно-оздоровительной, и созидательно-преобразующей и развивающе-поддерживающей структурных групп ЗОЖ.

Занятое время студентов не должно быть бесконечно продолжительным. Наоборот, задача состоит в том, чтобы все жизненно важные и неотложные задачи и проблемы выполнялись в разумно-сжатые сроки, чтобы студент выкраивал для себя несколько часов свободного времени.

3.3. Свободное время

Свободное время – это пора активной творческой деятельности, самообразования, культурного потребления, активной физкультурно-спортивной подзарядки своего организма, товарищеских встреч и общения, активного отдыха и т.д.

Свободное время – время самосозидания, самосотворения, самосовершенствования. Именно по тому, как человек пользуется свободным временем, можно судить о его ЗОЖ.

В последнее время резко меняется характер труда. Доля физического труда уменьшается, а умственного – возрастает. Работники умственного труда (это касается и студентов) во время своей трудовой деятельности, как правило, не получают необходимой двигательной, физической нагрузки. Но без должной физической нагрузки человек в обязательном порядке столкнется с проблемами гипокинезии, гиподинамии, адинамии и т.д. Все это означает, что объективные (в основном производственные) обстоятельства будут и далее принуждать современного человека (и студентов в том числе) больше, чаще и основательнее обращаться к физической культуре и спорту, овладевать нормами и правилами ЗОЖ (7; 8).

4. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента.

Ранее мы уже отмечали, что Госсовет РФ в 2002 году акцентировал внимание на необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни среди всех социальных групп российского общества, в том числе и среди студентов.

Нам представляется, что решение этой проблемы в вузах РФ должно осуществляться по следующим трем направлениям:

— по линии более обоснованного, более уточненного, более целенаправленного ведения всего учебного процесса по физической культуре среди студенчества. мы полностью разделяем утверждение Госсовета РФ о необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании ЗОЖ россиян (в том числе и студенчества). Следовательно, каждое учебное занятие по физической культуру и спорту должно быть в конечном счете направлено на формирование и закрепление студентом норм и правил ЗОЖ;

— по линии самого широкого развертывания массового студенческого самодеятельного физкультурно-спортивного движения;

— по линии более широкого участия студентов в Универсиадах, спартакиадах, Олимпиадах и т.д. Мы абсолютно убеждены в том, что спорт высших достижений и ЗОЖ не только просто совместимы, но и неотделимы друг от друга.

Заключение

Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверхактуальными.

Нам необходимо весь тот огромный потенциал физической культуры и спорта «в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации» (3, с.4).

Литература

1. Примерная программа дисциплины «Физическая культура». Утверждена Министерством высшего образования Российской Федерации 26 июня 2000 года.

2. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. М., 1999.

3. Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». – М., 2002.

4. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. СПб,, 1912.

5. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М., 1970.

6. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. – М., 1993.

7. Краснов И.С. Формирование здорового образа жизни – важное направление подготовки специалистов высшей квалификации / Вопросы физического воспитания студентов. XXVII, 2003, Изд-во СПбГУ.

8. Краснов И.С. Пути формирования здорового образа жизни студентов / Вопросы физического воспитания студентов. XXVIII, 2003, Изд-во СПбГУ.

www.ronl.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность