Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Особенности формирования здорового образа жизни у детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема


Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема

Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50–55 % именно от образа жизни, на 20 % — от окружающей среды, на 18–20 % — от генетической предрасположенности, и лишь на 8–10 % — от здравоохранения.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

В узко-биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

1. воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

– однако, воспитание подразумевает личный пример. Взрослым сложно воспитать здоровые привычки у своих детей, если у них самих эти привычки отсутствуют.

2. окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье;

– в настоящее время окружающая среда довольна агрессивна: увеличение требований к индивиду, увеличение темпа жизни, ухудшение экологического состояния. Даже обладая информацией о неблагоприятных факторах, всё сложнее становится их избегать.

3. отказ от курения и от наркотиков, ограничение употребления алкоголя.

– несмотря на то, что в нашей стране в целом проводится борьба с пропагандой курения и употребления алкоголя, эти привычки до сих остаются «модными» среди молодежи.

4. здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

– качественные продукты стоят дорого, а с тех пор, как государство сняло с себя обязанность контроля производства продукции, довольно сложно отследить, насколько качественными продуктами мы питаемся.

5. движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (м., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

– с одной стороны – проводится пропаганда активного образа жизни, с другой – требования к среднестатестическому работнику просто не оставляют ему возможности заниматься своим здоровьем: необходимость проводить много времени на работе едва позволяет заниматься своей семьей.

6. личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.

– современный человек пока что не осознаёт в полной мере, что его здоровье – это в первую очередь его забота. Помимо базовых правил гигиены ежедневного ухода за собой, которым почти все следуют, существуют и правила систематического ухода – регулярно проводимые мед. обследования, осведомленность о признаках заболеваний и т.п. В целом, в данном направлении намечаются положительные тенденции. Например, мед. обследования, организованные работодателями, стали более добросовестными.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.

- Позитивное мышление.

- Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их.

Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Итак, мы видим, что в большинстве своем, проблема здорового образа жизни – это проблема осознанной ответственности индивида за своё здоровье и наличие условий в окружающем мире, позволяющих этот образ жизни поддерживать. Также очень важным фактором является мотивация.

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать сформирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья

1. Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов — возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них:

2. Мотивация самосохранения: человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет;

3. Мотивация подчинения этнокультурным требованиям: человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций. Неподчинение требованиям рассматривалось как вызов обществу и подвергалось наказаниям. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально для этого оборудованных; нарушение этих норм чревато негативными последствиями;

4. Мотивация получения удовольствия от здоровья: эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым. Например, дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом;

5. Мотивация самосовершенствования: выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма существенна для выпускников средних и высших учебных заведений, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех;

6. Мотивация маневрирования: она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным независимо от внешних условий;

7. Мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А молодому человеку архиважно быть сексуально привлекательным;

8. Мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобство.

Люди, у которых все мотивации одинаково значимы, встречаются крайне редко. Более того, непомерная озабоченность такого человека своим здоровьем дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемами здорового образа жизни и не приобрела ли эта озабоченность болезненный характер?

studlib.info

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема

Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50–55 % именно от образа жизни, на 20 % — от окружающей среды, на 18–20 % — от генетической предрасположенности, и лишь на 8–10 % — от здравоохранения.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

В узко-биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

1. воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

– однако, воспитание подразумевает личный пример. Взрослым сложно воспитать здоровые привычки у своих детей, если у них самих эти привычки отсутствуют.

2. окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье;

– в настоящее время окружающая среда довольна агрессивна: увеличение требований к индивиду, увеличение темпа жизни, ухудшение экологического состояния. Даже обладая информацией о неблагоприятных факторах, всё сложнее становится их избегать.

3. отказ от курения и от наркотиков, ограничение употребления алкоголя.

– несмотря на то, что в нашей стране в целом проводится борьба с пропагандой курения и употребления алкоголя, эти привычки до сих остаются «модными» среди молодежи.

4. здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

– качественные продукты стоят дорого, а с тех пор, как государство сняло с себя обязанность контроля производства продукции, довольно сложно отследить, насколько качественными продуктами мы питаемся.

5. движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (м., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

– с одной стороны – проводится пропаганда активного образа жизни, с другой – требования к среднестатестическому работнику просто не оставляют ему возможности заниматься своим здоровьем: необходимость проводить много времени на работе едва позволяет заниматься своей семьей.

6. личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.

– современный человек пока что не осознаёт в полной мере, что его здоровье – это в первую очередь его забота. Помимо базовых правил гигиены ежедневного ухода за собой, которым почти все следуют, существуют и правила систематического ухода – регулярно проводимые мед. обследования, осведомленность о признаках заболеваний и т.п. В целом, в данном направлении намечаются положительные тенденции. Например, мед. обследования, организованные работодателями, стали более добросовестными.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.

- Позитивное мышление.

- Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их.

Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Итак, мы видим, что в большинстве своем, проблема здорового образа жизни – это проблема осознанной ответственности индивида за своё здоровье и наличие условий в окружающем мире, позволяющих этот образ жизни поддерживать. Также очень важным фактором является мотивация.

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать сформирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья

1. Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов — возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них:

2. Мотивация самосохранения: человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет;

3. Мотивация подчинения этнокультурным требованиям: человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций. Неподчинение требованиям рассматривалось как вызов обществу и подвергалось наказаниям. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально для этого оборудованных; нарушение этих норм чревато негативными последствиями;

4. Мотивация получения удовольствия от здоровья: эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым. Например, дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом;

5. Мотивация самосовершенствования: выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма существенна для выпускников средних и высших учебных заведений, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех;

6. Мотивация маневрирования: она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным независимо от внешних условий;

7. Мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А молодому человеку архиважно быть сексуально привлекательным;

8. Мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобство.

Люди, у которых все мотивации одинаково значимы, встречаются крайне редко. Более того, непомерная озабоченность такого человека своим здоровьем дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемами здорового образа жизни и не приобрела ли эта озабоченность болезненный характер?

studlib.info

культурологический и деятельностно-ориентированный подходы – тема научной статьи по медицине и здравоохранению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

УДК 13.21.11

И.Р.Касимов

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ

Здоровый образ жизни - это система поведения разумного человека - умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая необходима для физического, душевного, духовного и социального благополучия и активного долголетия. Кроме этого, здоровый образ жизни это, прежде всего, культурный, активный образ жизни, гуманистический и цивилизованный, напрямую связанный со здоровьем, долголетием, благополучием человека, его счастьем, почетом и богатством, это жизненная позиция, поведение или деятельность человека, направленные на укрепление своего здоровья.

Ключевые слова: здоровье, культурологический подход, деятельностно-ориентированный подход, социально-культурная проблема.

I.R.Kasimov Healthy living as a social-cultural issue: cultural and activity - oriented approach

Healthy lifestyle - a system of intelligent human behavior - moderation in all things, the optimal motor mode, tempering, nutrition, rational mode of life and avoiding harmful habits on the foundation of the moral-religious and national traditions, which is essential for physical, mental, spiritual and social well-being and active aging. In addition, a healthy lifestyle is, above all, cultural, active, humane and civilized, is directly associated with health, longevity, human well-being, his happiness, honor and wealth, it is life attitude, behavior or human activities aimed at strengthening their health.

Key words: health, cultural approach, activity-oriented approach to the socio-cultural problem.

Исторически корни науки о здоровом образа жизни были оформлены в виде традиционных систем поведения, образа жизни, питания, которые в дальнейшем были в той или иной форме отражены в религиозных наставлениях, священных книгах и т.п. В период расцвета греческой и римской культуры сформировалась гигиена, ставшая впоследствии одной из медицинских научных дисциплин.

Занятия физической культурой для школьников были следствием идеологии ХК - начала ХХ века, когда в Г ермании, а затем во Франции, в России и др. странах врачи обратили внимание на плохое физическое состояние подростков. Одной из существенных причин такого внимания был запрос армии на здоровых рекрутов, который выполнялся с большим трудом.

Исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания, в том числе физического, явились инициации. Подготовка к инициациям была связана с физическими упражнениями - прообразом современной физической культуры формирующейся личности. Первым мыслителем, теоретически обосновавшим генеральную цель воспитания - гармоничное развитие личности, был Аристотель. Так, по Аристотелю воспитание и образование должны осуществляться в несколько этапов. На первом, подготовительном, ребенок должен не только научиться писать, читать и считать, но и совершенствоваться физически, занимаясь гимнастическими упражнениями. Важно заметить, что, придавая физическому воспитанию и развитию молодежи приоритетное значение, Аристотель в своих размышлениях придерживался принципа разумности и умеренности в выборе форм воспитательного воздействия и целесообразных направлений педагогического воздействия.

Забота о здоровье берет начало еще и в народной культуре. Как народная песня не утеряла своего значения для современного музыкального творчества, так и самобытные народные подвижные игры, развлечения, пляски, русская закаливающая баня и купание занимали определенное место в системе физического воспитания.

В период безраздельного господства феодальных общественных отношений, физическое воспитание и «сопровождавшая» его педагогическая мысль «контролируются» главной идеологической силой - христианской церковью.

Впервые на государственное значение вопроса охраны здоровья и здорового образа жизни обратил внимание М. В. Ломоносов. В регламентах московской и академической гимназий мы находим указания М.В. Ломоносова по организации правильного режима питания и его полноценности, распорядку дня и расписанию занятий, о медицинской помощи учащимся [4].

Наиболее яркие представители науки и практики второй половины XIX века - С.П. Боткин,

Н.И. Быстров, И.М. Сеченов, Н.И. Добролюбов, Н.И. Пирогов. Их деятельность способствовала выдвижению проблематики здорового образа жизни на первый план, стали более широко рассматриваться понятие «здоровье» и вопросы влияния на организм человека факторов окружающей среды, стихийных сил природы, Космоса.

1980 году была разработана глобальная стратегия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по развитию здоровья «Здоровье для всех» принятая всеми 189 странами - членами ВОЗ, в том числе и Россией. В 1998 году была принята новая версия стратегии -«Здоровье для всех в 21 веке», главной целью которой является достижение максимально возможного уровня здоровья всех жителей регионов мира [8].

Через все эти документы красной нитью прошла установка, что: участие в формировании здорового образа жизни является неотъемлемой составной частью профессиональной деятельности каждого медицинского работника независимо от специальности и занимаемой должности; включение вопросов формирования здорового образа жизни в программы совещаний и семинаров медицинских и фармацевтических работников, в учебные планы по специализации и усовершенствованию медицинских кадров.

Соответственно была проведена и реорганизация санитарного просвещения: стали открываться Центры здоровья. Центральный институт санитарного просвещения был преобразован в Институт медицинских проблем здорового образа жизни. Координатором профилактических программ, в том числе программ профилактики неэпидемических, хронических заболеваний, стал Всесоюзный научно-исследовательский центр профилактической медицины.

Однако, при очевидной необходимости профилактики неинфекционных заболеваний, являющихся причиной высокой смертности, медицинские работники в практическом здравоохранении мало или вообще профилактикой не занимаются. Этому есть целый ряд препятствий:

- важность профилактики пока в основном декларируется;

- несовершенство законодательной и нормативной баз;

- слабое финансирование профилактических программ и конкретных мероприятий;

- отсутствие знаний об экономических последствиях проведения (не проведения) профилактических мероприятий;

- отсутствие финансовых стимулов для врачей и медсестер заниматься профилактикой заболеваний и укреплением здоровья.

Таким образом, очевидны недостаточное финансирование и неудовлетворительная материальная база большинства центров медицинской профилактики, слабый уровень подготовки врачей и среднего медицинского персонала ЛПУ по вопросам профилактики заболеваний, медленные темпы организации отделений и кабинетов медицинской профилактики, отсутствие у медицинских работников экономических стимулов и моральной заинтересованности за проведение профилактической работы среди населения. Без устранения этих препятствий трудно рассчитывать на повышение эффективности профилактики заболеваний через существующие службы здравоохранения.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В.И.Андреев отмечает, что здоровье - «это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [1,с.366].

Л.И.Баянова отмечает, что «здоровье необходимо рассматривать как неотъемлемую часть культурного развития человека и как показатель культуры, в которой живет индивид. Однако овладение этой культурой и развитие ее требует соответствующей деятельности, имеющей личностный смысл». Таким образом, автор выдвигает тезис о том, что деятельность личности является тем механизмом, который позволяет осуществить социальный процесс - генерацию здоровья, способность нравственно обусловленного созидания в условиях усложняющейся социально-природной среды [3,с.121].

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что наиболее важным является учет и перестройка мотивационной сферы личности участника, формирование у него потребности в здоровье и здоровом образе жизни.

С.В.Попов рассматривает здоровье как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека [7].

Таким образом, здоровье рассматривается как целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

«Здоровый образ жизни - это система поведенческих стереотипов, способствующих сохранению здорового долголетия, двигательная активность, особое поведения, соблюдение культуры питания и режима дня» [2].

А.П. Марков считает, что здоровый образ жизни - это система взглядов, складывающихся в процессе жизни под влиянием следующих факторов на проблему здоровья как конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной им цели [5].

М.В.Акилов отмечает, что здоровый образ жизни - сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой, и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющей в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал [4].

Г.А. Мильграм выделяет следующие социально-педагогические проблемы формирования здорового образа жизни:

1. Социально-педагогическая защита самосохранительного сознания людей от идеологического прессинга средств массовой информации. Автор отмечает, что на сегодняшний день, подростки подвергаются массированному влиянию информационного потока, исходящего из каналов СМИ, который насыщен пропагандой насилия, жестокости, вседозволенности, превознесения материальных благ, гедонистических смыслов жизни. В свете такой пропаганды подростки заражаются страстью к острым ощущениям, которые сопровождаются приемом наркотиков, сигарет, алкоголя. В этих условиях актуальна защита духовно-нравственных императивов, которые должны присутствовать в жизни человека во имя его собственного блага, что в конечном итоге становится благом и для общества. Отстаивание воспитательных идеалов помогает в нейтрализации процесса духовной деградации, углубления безнравственности.

2. Совершенствование социально-педагогических механизмов, притягивающих людей к здоровому образу жизни и формирующих навыки самосохранения поведения. Главной педагогической целью автор считает здесь создание условий, формирующих здоровые привычки личного поведения, исключающих вредные привычки и создающих определенный стиль жизни активного, физически бодрого, деятельного человека, для которого здоровый образ жизни становится потребностью организма. Личностная установка данного типа создается не только как результат воспитания в семье, но и благодаря нормам и материальной базе, имеющимся в ближайшем социальном окружении: оборудованные детские площадки, спортивные залы, бассейны, наличие загородных мест отдыха, летние спортивные и оздоровительные лагеря, туристические формирования; наличие активистов-организаторов, пропагандирующих активный образ жизни, различные общественные организации с валеологической направленностью, лечебные-рекреационные комплексы

3. Социально-педагогическое освоение рекреационных зон. Особое значение для распространения и закрепления в общественном и индивидуальном сознании культуры здоровья имеет развитие специальных заповедников ее охраны, где создаются максимально благоприятные условия для ее трансляции и рекламации. Речь идет о совершенствовании рекреационной зоны, в которой люди оказываются специально в целях оздоровления и проведения досуга. Считается, что полноценный отдых зависит от природного фактора, достаточной комфортности условий проживания, организации питания, качества предлагаемых медицинских и культурно-развлекательных услуг. Однако перечень названных критериев результативного отдыха будет недостаточным, если не предусмотреть социальнопедагогический аспект организации оздоровительно-досугового процесса в местах организованной рекреации для детей и взрослых [6].

Таким образом, проблема ориентации личности в вопросах формирования здорового образа жизни обеспечивается за счет следующих компонентов:

- стимулирование мотивационно-ценностных, психологических, эмоциональных, интеллектуальных и других процессов, направленных на самосовершенствование личности;

- вовлечение личности в ориентационно-профилактическую деятельность;

- разъяснение значимости барьеров и факторов здоровья и здорового образа жизни;

- формирование гармоничной ценностной структуры, в которой гуманистической ценностью будет являться идея «самооздоровления».

Необходимо, также отметить, что подходить к проблеме формирования здорового образа жизни личности возможно не только с позиции физического здоровья, а гармонии и единства физического, психического и духовного. Сформированность всех этих трех составляющих дает возможность человеку стать личностью саморазвивающейся, умеющей интегративно сочетать в себе творческие, духовно-нравственные, интеллектуальные начала, быть психологически устойчивой к стрессам.

Литература

1. Андреев В.И.Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / Андреев В.И.- Казань, 2004. -

608 с.

2. Атаханова С. Некоторые факторы формирования сознания здорового образа жизни студенческой молодежи / С. Атаханова / / Молодой ученый. - 2011. — №5. Т.2. — С. 118-120.

3. Баянова Л.И. Здоровый образ жизни учащихся как составная часть валеологической культуры / Баянова Л.И. - Актуальные проблемы педагогической науки. - Казань, 2000. - с.121-122.

4. Здоровый образ жизни и его значение для здоровья. //Физическая культура и спорт XXI века: Материалы Регионал. научно-практ. конф. - Красноярск 2002. - С.260-262.

5. Марков А.П. Проблемы социально-культурной идентичности и ресурсы гуманитарного образования / Марков АП. Глобализация и национальные традиции в образовании: сб. тез.мат.конференц., Казань, 2005. - с. 1619.

6. Мильграм Г.АПроблема охраны здоровья в социально-педагогическом ракурсе/Мильграм Г.А Актуальные проблемы педагогики и психологии: Казань,2003.- с.164-166.

7. Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. Здоровье - социальная ценность / Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. - М., 1999.

8. Стратегия ВОЗ «Здоровье для всех в 21 веке». - Информационно-ресурсный портал с образовательными здоровьесберегающими технологиями - «Здоровье для всех!» - Режим доступа: http: // www.gov.cap.ru (1835296 байт).

cyberleninka.ru

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Особенности формирования здорового образа жизни у детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи.

Наследственные факторы в проявлении речевых нарушений.

Наследственные факторы как основные параметры становления речи. Генетическая обусловленность речевой системы. Моногенное (менделевское) и мультифакторное наследование речевых расстройств. Особенности фенотипа ребенка с нарушением речи. Роль генетических факторов в происхождении речевых нарушений.

Начальные этапы становления речи определяются генотипом. Изучение влияния наследственных факторов на развитие речи с помощью близнецового метода показывает, что временные характеристики развития речи и особенности функционирования речевого аппарата у монозиготных близнецов совпадают. Таким образом, основные параметры развития речи детей генетически детерминированы. Морфологические и функциональные особенности нервной системы, дыхательного аппарата, гортани, губ, языка, нёба и других органов лежат в основе голосообразования и различных сторон речи. Их специфическое развитие находится под контролем многих генов, образующих полигенную систему, а также факторов среды. Более сложная речевая деятельность также генетически обусловлена, но формирование развернутой речи больше зависит от влияния средовых условий, чем развитие морфологических структур. Мультифакторность речевой системы обуславливает и многокомпонентность ее расстройства. Встречаются и моногенные формы наследования некоторых расстройств речи.

Рассмотрим некоторые примеры: ринолалия встречается при аномалиях 50% хромосом (1,3,4,5,7,10,11,13,14,18,21 и Х), возможно как моногенное, так и мультифакторное наследование. При мультифакторном наследовнии ринолалии у здоровых родителей могут быть обнаружены микропризнаки − проявления действия аномальных генов, концентрация которых не достигла порога: короткое нёбо, асимметрия крыла носа, девиация оси носа, прогнатия, атипичная форма зубов, диастема, прогения и расщепление язычка.

При дислалии нарушение фонематического слуха могут быть связаны с задержкой развития соответствующих нервных механизмов. Отмечается повышенная частота аналогичных расстройств у родственников, что указывает на роль генетических факторов.

Близнецовые исследования дислексии и дисграфии свидетельствуют о существенно более высокой схожести (конкордантности) монозиготных близнецов, что подтверждает роль генетических факторов в наследовании.

Высокая значимость различия в конкордантности по заиканию между монозиготными и дизиготными близнецами свидетельствуют о гнетической обусловленности расстройства.

Наследственные факторы в проявлении нарушений слуха

Причины и факторы наследственного генеза. Классификации наследственной глухоты и типы наследования. Роль генетических факторов в происхождении нарушений слуха. Характеристика аутосомно-доминантной, аутосомно-рецессивной и Х-сцепленой глухоты.

Развитие и функционирование слуховой системы определяется сотнями генов, взаимодействующих между собой. Частота наследственного нарушения слуха колеблется от 36-85 % всех случаев. Важная роль наследственности в происхождении дефектов слуха подтверждается высокой частотой семейных случаев глухоты и тугоухости. Близнецовый метод подтверждает, что конкордантными (сходными) по нарушениию слуха оказались 59% монозиготных и только 19% дизиготных близнецовых пар.

Выделяют наследственную моносимпоматическую глухоту и наследственную глухоту в комбинации с поражением других органов систем:

1. Аномалии наружного уха – микротия с атрезией наружного слухового прхода, проявляется различными деформациями или отсутствием ушной раковины и иногда отсутствием (атрезия) наружного слухового прохода.

2. Синдром Ушера, пороки развития и заболевания органа зрения в сочетании с врожденной нейросенсорной глухотой.

3. Пороки развития опорно-двигательного аппарата и соединительной ткани – черепно-лицевой дизостоз – синдром Крузона и нижнечелюстно-лицевой дизостоз – синдром Тричера-Коллинза.

4. Патология функции почек – наследственный нефрит с глухотой, синдром Альпорта.

5. Эндокринная патология – синдром Пендреда, устойчивое сочетание наличие зоба с нейросенсорной глухотой.

6. Патология нервной системы, синдром атаксии, гипогонатизма, умственной отсталости и нейросенсорная глухота.

7. Патология сердечно-сосудистой системы – сердечная аритмия и нейросенсорная глухота – синдром Ланге-Нильсена.

8. Поражение кожных покровов и нарушение пигментации - поражения кожи и нейросенсорная глухота.

Генетические дефекты слуха могут наследоваться по аутосомно-доминантному, аутосомно-рецессивному и с сцепленному с полом типу. Аутосомно-доминантная глухота бывает двусторонней и делится на два типа: детская, возникающая до 15 лет и взрослая, развивающаяся в более позднем возрасте. Аутосомно-рецессивная потеря слуха, чаще носит врожденный характер, не прогрессирует и имеет значительную степень нарушения слуха. Х-сцепленая врожденная нейросенсорная глухота наследуется по материнской линии.

 

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Особенности формирования здорового образа жизни у детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи.

Понятие “здоровый образ жизни”. Взаимосвязь социальных и биологических факторов в структуре здорового образа жизни. Корекционно-педагогические условия и особенности формирования здорового образа жизни у детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи.

Все стороны активной жизни ребенка-дошкольника и подростка в конечном итоге определяются уровнем здоровья, которое формируется при определенном образе жизни. Образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность детей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательную среду, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство его жилища. Следовательно, здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность, в том числе и познавательную, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Термин здоровый образ жизни является многоаспектным понятием и включает в себя многие компоненты: режим учебы, труда, отдыха, оптимальный двигательный режим, правильное полноценное питание, закаливающие процедуры, отсутствие вредных привычек, комплекс культурно-гигиенических навыков.

Для детей, имеющих общее недоразвитие речи, данный здравотворческий процесс могут взять на себя педагоги и логопеды. Элементарные представления о человеке и его здоровье могут быть постепенно сформированы у старших дошкольников с речевым недоразвитием, в результате чего он усвоит не только правила сохранения и укрепления здоровья, но и сможет правильно объяснить взрослым о своем состоянии и даже в некоторых случаях оказать себе помощь. Необходимо подчеркнуть осознанный подход к формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из выше сказанного, структура здорового образа жизни должна включать следующие составляющие: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, закаливание, отсутствие вредных привычек и соответствующее воспитание и образование. Изменение или разрушение одного из компонентов данной структурной организации здорового образа жизни может привести к нарушению здоровья. Состояние здоровья современных дошкольников характеризуется рядом негативных тенденций: замедление физического и психического развития, ухудшение показателей общего здоровья и изменение структуры заболеваний.

Работа по формированию здорового образа жизни должна включть в себя: программу занятий и систему мероприятий с детьми (занятия познавательно-речевого цикла, организация двигательной активности, выработка навыков гигиены и здоровьесберегающего поведения, осознанного отношения к здоровому образу жизни).

 

megalektsii.ru

2.5. Подростковый и юношеский возраст

Хорошо, если дети, подойдя к этому возрасту, уже имеют опыт формирования здоровья. В этом возрасте еще не совсем поздно обратить внимание на здоровье подростков и молодых людей, если они не были раньше приобщены к здоровому образу жизни. Только в этом возрасте потребуется уже ломка поведенческого стереотипа, а это не просто, хотя и возможно, если есть достаточная мотивация.

В организме подростков идет бурная перестройка, меняется гормональный фон, поэтому при воздействии негативных факторов очень легко может произойти срыв адаптации систем организма, что может привести к возникновению заболеваний. В этом возрасте может появиться артериальная гипертензия, которую можно предупредить, даже при имеющейся врожденной предрасположенности, если вести здоровый образ жизни.

В настоящее время многих школьников данной возрастной группы подстерегает беда, связанная с распространением в молодежной среде употребления наркотиков. Если дети с раннего возраста приобщились к здоровому образу жизни, к регулярным занятиям физическими упражнениями, интересно организован их досуг, это является хорошим иммунитетом против наркотиков.

На сегодняшний день только 12 % заканчивающих среднюю школу имеют хорошее здоровье. Это, прежде всего, связано с тем, что родители и школа не сумели детям сформировать его. У нас еще слишком мало семей, исповедующих здоровый образ жизни, почти нет школ, учителя которых заботились бы о здоровье своих питомцев и делали бы для этого все возможное. В обществе в целом нет культа здорового образа жизни.

Выше было сказано, что стереотип поведения, направленный на сохранение и формирование здоровья надо вырабатывать с рождения. И, тем не менее, приобщиться к здоровому образу жизни можно в любом возрасте. Известны десятки тысяч примеров, когда люди в 30, 40, 50 и даже в 70 лет круто меняли привычный образ жизни: отказывались от вредных привычек, переходили на натуральное сбалансированное питание, приобщались к постоянным занятиям физическими упражнениями и закаливанию, что позволяло им справиться порой с очень серьезными недугами и значительно продлить свою жизнь.

Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема

3.1. Определение понятия «образ жизни»

Образ жизни, - это динамический стереотип поведенческой деятельности человека, т.е. деятельность личности протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них. А условия жизни – это деятельность людей в определённой среде обитания, в которой выделяют экологическую обстановку, психологический климат в микро- и макро среде, образовательный ценз, быт, обустройство своего жилища и др. Образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а условия жизни как бы опосредованно.

Образ жизни представляет собой единство объективного и субъективного. Он существенно влияет на многие социальные процессы и характеристики общества. Одной из важнейших является взаимосвязь образа жизни и здоровья населения. По данным ряда исследований здоровье более чем на 50 % определяется образом жизни человека.

Образ жизни формируется постепенно и может быть здоровым и нездоровым. Под здоровым образом жизни понимают активную деятельность людей, направленную на сохранение и укрепление здоровья.

Формирование здорового образа жизни не сводится только к пропаганде и отдельным видам медико-социальной деятельности. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества. Для укоренения здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, курением, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями, хотя это так же имеет большое оздоровительное значение. Здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний.

Следует подчеркнуть, что в нём реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция здорового образа жизни значительно шире. Она выходит за рамки чисто медицинской проблемы. Здоровый образ жизни на современном этапе развития общества становится необходимым условием существования индивида, гарантией огромных социально-экономических преобразований, осуществляемых в стране.

Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей, формированию всесторонне развитой личности и таким образом способствует не только физическому совершенствованию человека, но и развитию духовных интересов, ценностей, нравственных установок и потребностей, присущих человеку.

Сегодня особое значение приобретает формирование здорового образа жизни среди молодёжи. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, препятствующий или способствующий развитию потенциала личности. Молодёжь наиболее восприимчива к различным формирующим или обучающим воздействиям. С другой стороны в этом возрасте уже существует основа для проявления сознательной индивидуальной активности в обеспечении здорового образа жизни. Работа в данном направлении позволяет так же нейтрализовать в последующем развитие факторов риска различных заболеваний, предотвратить возникновение вредных привычек.

studfiles.net

"Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема"

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема

1 Формирование здорового образа жизни учащихся

Здоровый образ жизни – возможно, главный фактор предупреждения различного рода заболеваний. Из этого вытекает одна из основных задач воспитательной работы с учащимися – формирование у них здорового образа жизни. Однако не следует забывать, что данная проблема является основной не только для педагогов, но и для родителей, причем именно на последних ложится основной груз ответственности.

В понятие здорового образа жизни входит целый комплекс условий и требований, выполнение которых благотворно влияет на здоровье человека. К ним можно отнести:

• правильную осанку;

• соблюдение режима дня;

• правильное и своевременное питание;

• соблюдение норм личной гигиены;

• отказ от вредных привычек;

• регулярное занятие любительским спортом и др.

Формирование здорового образа жизни должно включать в себя несколько аспектов:

1) проведение разъяснительных мероприятий с дошкольниками и их родителями о важности здорового образа жизни для растущего детского организма;

2) построение правильного расписания дошкольной жизни ребенка;

Кроме того, одним из факторов формирования здорового образа жизни у дошкольников, является личный пример, о чем педагог никогда не должен забывать. В качестве примера для подражания нередко выступают и родители дошкольников, на эту тему необходимо проводить разъяснительные беседы на родительских собраниях.

Правила личной гигиены. Не секрет, что человек, ведущий здоровый образ жизни, болеет реже. Для сохранения и укрепления здоровья важно соблюдать все основные правила личной гигиены.

1. Необходимо по возможности часто и тщательно мыть руки с мылом. Следует помнить, что грязные руки – основной источник попадания кишечных инфекций и кишечных паразитов в организм человека. Эти болезни так и называются – «болезни грязных рук».

Местом наибольшего скопления источников инфекции являются ногти. Под ногти попадает пища во время еды, грязь, скапливаются чешуйки собственной и чужой кожи. Область под ногтями не всегда удается полностью вычистить, поэтому ногти надо стричь коротко и мыть их щеткой.

Особенно тщательно необходимо мыть руки перед употреблением пищи, после посещения туалетной комнаты, после общения с животным, проезда в общественном транспорте, посещения публичных мест, а также после прогулок на улице. Важно помнить, что, кроме болезнетворных микроорганизмов, на коже могут остаться частички металлов, вредных химических соединений и др.

1. Необходимо тщательно мыть и вытирать овощи и фрукты, а также используемую для приема пищи посуду, так как они также могут стать источником заражения различного рода кишечными инфекциями. Продукты питания лучше всего мыть кипяченой водой.

www.prodlenka.org

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Структура и значение здорового образа жизни

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Структура и значение здорового образа жизни

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», поскольку в образе жизни человека проявляется его здоровье.

По определению Э. Н.Вайнера, «Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций ».

В основе теории здорового образа жизни (ЗОЖ) заложен ряд ключевых положений:

  • 1. Активным носителем ЗОЖ является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
  • 2. В реализации ЗОЖ человек выступает в единстве своих биологических и социальных начал.
  • 3. В основе формирования ЗОЖ лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
  • 4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Структура ЗОЖ (здорового образа жизни) включает следующие факторы:

  • - оптимальный двигательный режим ;
  • - тренировку иммунитета и закаливание;
  • - рациональное питание;
  • - оптимальную психофизиологическую регуляцию;
  • - психосексуальную и половую культуру;
  • - рациональный режим жизни ;
  • - отсутствие вредных привычек;
  • - валеологическое самообразование.

В формировании и осуществлении здорового образа жизни для каждого конкретного человека необходимо учитывать его психофизиологические особенности: тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции, возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение и т. д.), личностно-мотивационные особенности личности.

Здоровый образ жизни дает человеку следующие биологические и социальные преимущества:

  • положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение;
  • способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;
  • обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;
  • является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;
  • обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток;
  • позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовывать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;
  • обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

Эффективность образа жизни, с точки зрения сохранения и укрепления здоровья человека, можно определить по следующим биологическим и социальным критериям .

1. Оценка морфологических и функциональных показателей здоровья:

2. Оценка состояния иммунитета:

  • - количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
  • - при наличие хронического заболевания – динамику его течения.

3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни:

  • - эффективность профессиональной деятельности;
  • - активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;
  • - широту и степень проявления социальных и личностных интересов.

4. Оценка уровня валеологических показателей:

  • - степень сформированности установки на здоровый образ жизни;
  • - уровень валеологических знаний;
  • - уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;
  • - умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.
  • < Реферат: Загрязнение окружающей природной среды - Банк рефератов, сочинений, докладов, курсовых и дипломных работ
  • Здоровое и правильное питание на каждый день >

getmedic.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность