27. Теоретические аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии. Понятие здорового образа жизни с позиций медицинской этики


Тема 12. Социально-медицинская этика и просветительская деятельность

Медицинская этика. Медицинская деонтология как часть врачебной этики. Проблемы медицинской деонтологии (врачебная тайна, врачебные ошибки, эвтаназия и др.). Профессионально важные качества врача. Этика, профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника. Диагностическая, профилактическая (социально-терапевтическая), социально-медицинская, пропагандистская, организационная функции социального работника. Международная «Декларация этических принципов социальной работы» (1994). «Профессионально-этический кодекс социального работника РФ» (1994).

Основные виды и способы проведения санитарно-просветительской работы в современных условиях. Пропаганда здорового образа жизни – одна из важнейших задач в деятельности социального работника. Санитарное просвещение - один из эффективных способов повышения медицинской образованности населения.

 

Тема 13. Социально-медицинские проблемы организации социальной работы

Социально-медицинская работа, ей цель, задачи и объекты деятельности. Социально-медицинская работа саногенетической и патогенетической направленности. Особенности, цели и задачи медико-социального патронажа.

Структура министерства здравоохранения и социального развития. Уровни государственной системы здравоохранения. Структура и задачи поликлинических и стационарных учреждений здравоохранения (в т.ч. хосписа для больных в терминальных стадиях заболеваний). Организация работы диспансера, дневного стационара, фельдшерско-акушерского пункта. Организация социально-медицинской работы в домах ребенка, детских домах, домах престарелых. Частная система здравоохранения. Показатели эффективности системы здравоохранения.

Обязательное медицинское страхование: задачи, принципы, правовая база. Добровольное медицинское страхование. Место медико-социальной экспертизы системе социальной защиты и охране здоровья граждан РФ. Её значение в медико-социальном обслуживания клиентов социальной службы и в проблеме возвращения здоровья и работоспособности гражданам РФ.

Тема 14. Особенности медико-социальной работы с молодежью

Особенности физического и психического развития и социальной адаптации подростков и молодежи Гетерохронность и гетероцикличность этого развития. Образ жизни подростков и молодежи в настоящее время в развитых странах и в РФ (двигательная активность, питание, вредные привычки и т.д.). Заболеваемость в молодежной популяции: соматические и психические заболевания, состояние репродуктивного здоровья, инвалидность. Причины снижения уровня здоровья молодого поколения в РФ. Комплексный подход к медико-социальной работе с молодежью. Основные направления медико-социальной работы саногенетической и патогенетической направленности. Медико-социальная работа с различными группами молодежи.

Семинарские занятия.

ТЕМА 1

Семинар 1. Основные понятия и категории социальной медицины,

План семинара:

1. Основные понятия и категории социальной медицины.

2. Роль общества в сохранении здоровья граждан.

3. Взаимосвязь социальной и клинической медицины.

 

ТЕМА 2

Семинар 2. Понятия «здоровье человека».

План семинара:

1. Сущность понятия «здоровье человека» и его составляющие.

2. Историческая эволюция понятия здоровья

3. Индивидуальное здоровье и его показатели

4. Общественного здоровье и его показатели

5. Приоритеты медицины на современном этапе

 

ТЕМА 3

Семинар 3. Понятие образа жизни. Здоровый образ жизни

План семинара:

1. Характеристика групп факторов, определяющих здоровье.

2. Роль образа, стиля, качества и уклада жизни в образе жизни.

3. Здоровый образ жизни и его составляющие

 

Семинар 4. Рациональное питание – важнейшее средство сохранения и укрепления здоровья.

План семинара:

1. Физиологический смысл питания

2. Понятие о рациональном питании

3. Количественная и качественная сторона питания

4. Энергетический баланс организма

5. Требования к режиму питания

6. Белки, жиры, углеводы и их роль в организме

7. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в питании.

 

Семинар 5. Физиологические основы образа жизни

План семинара:

1. Понятие работоспособности, сущность явления утомления.

2. Биологическая адаптация, её виды и стратегии.

3. Общебиологическое понятие эмоций и их функции.

4. Общебиологическое понятие стресса

5. Особенности психоэмоционального стресса и способы психологической защиты от него

6. Влияние биологических ритмов, метеорологических и климато-географических факторов на здоровье.

7. Понятие о рациональном режиме труда и отдыха.

8. Роль двигательной активности в сохранении и укреплении здоровья

Семинар 6. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

План семинара:

1. Понятие о социальной норме и видах социальных отклонений.

2. Виды отклоняющегося (девиантного) поведения.

3. Вредные привычки как проявление аддиктивного поведения.

4. Вред табакокурения

 

Семинар 7. Алкоголизм и наркомания

План семинара:

1.Алкоголизм как социальное явление и как болезнь.

2.Факторы, способствующие развитию алкогольной зависимости.

3.Наркомания как социальное явление, психическая зависимость, болезнь.

4.Основные группы наркотиков, признаки наркотизации и последствия злоупотребления для здоровья и жизни.

5.Причины распространения наркотиков и роста числа наркоманов.

7. Социальные и медицинские последствия алкоголизма и наркомании

6.Особенности наркомании и алкоголизма у женщин, подростков и молодежи.

7.Игровая зависимость, компьютерная аддикция и интернет-зависимость.

8.Пути профилактики и борьбы с вредными привычками.

ТЕМА 4.

Семинар 8. Классификация болезней, структура заболеваемости.

План семинара:

1. Заболеваемость населения как социально-медицинская проблема и как социально-экономическая категория.

2. Понятие болезни

3. Основные показатели заболеваемости

4. Потери рабочего времени по болезни и их значение для благосостояния граждан.

5. Структура и динамика заболеваемости в РФ и в настоящее время.

6. Понятие первичной и вторичной профилактики заболеваний.

7. Виды лечения болезней и реабилитация в период выздоровления.

ТЕМА 5

Семинар 9. Социально значимые заболевания систем кровообращения, дыхания, желудочно-кишечного тракта

План семинара:

1. Понятие социально-значимых заболеваний. Этапы социализации болезни.

2. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний

3. Атеросклероз, как системное поражение сосудов

4. Социально-значимые заболевания системы кровообращения

5. Смертность и инвалидизация - следствие сердечно-сосудистых заболеваний.

6. Социально-значимые заболевания ЛОР-органов, легких и верхних дыхательных путей

7. Социально-значимые заболевания желудочно-кишечного тракта

Семинар 10. Социально значимые заболевания нервной системы и психические болезни

План семинара:

1. Социально-значимые заболевания нервной системы

2. Наследственные психические заболевания

3. Приобретенное слабоумие

4. Реактивные психозы

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

4. История и этапы развития медицинской этики. Этика Гиппократа.

Биоэтика (медицинская этика, биомедицинская этика) как научная дисциплина развивалась параллельно с развитием медицины, а также впитала в себя наработки многих немедицинских дисциплин, таких как религиоведение, юриспруденция, социология, психология, социальная психология, профессиология, менеджмент, педагогика и др. Определенный путь развития биоэтики в системе медицинских знаний можно разделить на шесть этапов, соответственно историческому развитию медицины: 1 – этика на этапе «формирующейся» медицины, 2 – этап монотеистических религий, 3 – этика врачевания на этапе появления официального медицинского образования, 4 – деонтологический этап, 5 – этап биоэтики, 6 – этап биомедицинской этики.

1 этап - определяется зарождением «формирующейся медицины» и заканчивается появлением трудов греческих философов.

Понятие «формирующаяся медицина» связано с эпохой неолита (8-3 тыс. лет до н. э.), в которой лечение больного стало профессией. Медицина и магия имели неразрывную связь. Очевидно, что и тогда началось регулирование поведения медика-знахаря. Нам известно медицинское законодательство первобытных государств.

Однако надо признать, что мы гораздо больше знаем не об этом периоде, а о становлении медицинской этики как науки в древней Греции. Труды греческих философов послужили основой этики Гиппократа.

Отцом античной этики (науки о морали) считается Сократ (469-399 до н. э.) - он полагал, что человек добр (нравственен) по своей природе, а тот, кто поступает безнравственно, то поступает так по причине «недостатка этического знания». Первый и постоянный принцип этики Сократа - торжество добродетели (постоянная направленность на добро). Именно Сократу принадлежит мысль о том, что частные цели, поступки людей, живущих в обществе должны подчиняться общей и высшей цели.

Платон (427-347 до н. э.) определял нравственность (добродетель) как порядок и гармонию души. Он же выделил 4 основные добродетели: мудрость, смелость, благоразумие, справедливость (главная добродетель), которые нужны всем, в том числе и врачу.

Аристотель (344-322 до н. э.) ввел термин «этика» как название науки о назначении и смысле жизни, о моральных нормах и принципах поведения. Он считал, что этика вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и других людей и делает это путем формирования идей о должном. Деятельность человека должна быть разумной и направленной на благо. В своем труде «Большая этика» он характеризует добродетели, которыми должен обладать человек независимо от того, чем он занимается: благоразумие (чувство меры), уравновешенность, щедрость, благородство, достоинство, скромность, мудрость, сообразительность, находчивость, порядочность. Для обретения добродетели требуется моральная устойчивость, нравственная принципиальность. Согласно Аристотелю, «хотя нравственность зависит от знаний, тем не менее она коренится в доброй воле». Одно дело знать «что такое хорошо и что такое плохо», другое – желать поступать хорошо. Аристотель был также прекрасным врачом и относил к медицине все положения этики. Он полагал, что удел врачевания – это здоровье, а подход к больному должен быть индивидуальным.

Гиппократа (460-377 до н. э.) называют отцом медицины. Любой врач и сейчас знает о Гиппократе минимум 4 вещи: маска Гиппократа (лицо больного при сердечно-легочной недостаточности), шапка Гиппократа (повязка на голову при травмах черепа), темпераменты человека по Гиппократу (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), клятва Гиппократа – один из самых древних документов.

Гиппократ поклонялся одному богу — богу врачевания Асклепию (римское соответствие — Эскулап). Это с тех времен пошло название врачей «асклепеиды», или «эскулапы».

Гиппократ провозгласил, что Асклепий сильнее смерти. Именно от Гиппократа пошло: врач должен бороться за жизнь пациента до последнего (фактически, до явных признаков биологической смерти — трупных пятен). Он отверг само понятие «несовместимые с жизнью повреждения» (болезни) и тем самым резко отмежевался от спартанских врачей.

Врачи в Спарте еще со времен ее основателя Ликурга были почитаемой кастой. Они относились к высшим государственным чиновникам. Специальный совет принимал решение — оставлять в живых того или иного больного, новорожденного. Смерть в Спарте всегда предпочиталась болезни и немощи.

Гиппократ не жил в Спарте, но тщательно изучал опыт спартанских врачей: заимствовал пропаганду здорового образа жизни, требовал соблюдения всех его правил (умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотиков, веселые еженедельные танцы). Сам Гиппократ строго следовал этим принципам, а к врачам, их не соблюдавшим, обращался так: «Ты врачевать собрался род людской, а сам покрыт вонючею паршой!».

В эпоху Гиппократа появились врачебные школы, объединения врачей, которые давали клятву, вступая во врачебный цех, предусматривающий должное поведение и доверие к врачам определенной школы (корпорации асклепеидов).

Рассмотрим положения этой клятвы или 10 заповедей Гиппократа:

1. В первой заповеди врач клянется Апполоном (врачом богов), Асклепием - Экскулапом (сын Апполона, бог врачебного искусства), Гигиеей (дочь Асклепия, богиня здоровья), Панакеей (дочь Асклепия, всеисцеляющая), всеми богами, что честно будет исполнять присягу и обязательство. Это положение клятвы указывает, что поведение врача в тот период регулировалось теургическим способом (теос – бог, егон – работа)

2. Следующее положение клятвы свидетельствует, что профессия врача считалась семейной, передавалась от отца к сыну. Впоследствии врачи стали брать учеников со стороны и оговаривали материальную сторону обучения.

3. С третьей заповеди рассматриваются собственно медицинские обязательства врачей и на первое место ставится образ жизни больного: «я направляю режим больного…».

4. В четвертой заповеди говорится о первом законе медицины «НЕ НАВРЕДИ» и о том что «ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ» должен соблюдаться неуклонно: «обязуюсь действовать, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости».

5. Пятая заповедь перекликается с древней заповедью «НЕ УБИЙ», она вошла в последующем во все кодексы, как основополагающая при решении вопроса об эвтаназии – помощи при смерти. Искусство врача не должно быть направлено на ускорение смерти пациента: «я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу путь подобного замысла».

6. В шестой заповеди можно увидеть отношение к святости жизни с момента ее зачатия и вера в то, что жизнь даруется и прекращается Богом, а не врачом: «точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария».

7. Следующее положение седьмой заповеди, скорее всего, указывает на то, что врач не должен вторгаться в ту область медицины, в которой он недостаточно компетентен: «я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом». В древнем Египте и на Западе эти операции делали особые специалисты. Данное положение можно считать основой современного лицензирования и сертификации лечебных учреждений и специалистов.

8. Восьмая заповедь определяет фундаментальный принцип этики – направленность на добродеяние и непричинение зла. Близость врача к пациенту только духовная не должна переступать через известные границы и становиться близостью физической: «в какой бы я дом не вошел, я войду туда для пользы дела, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами».

9. Девятая заповедь указывает на запрет разглашать сведения о болезни и лечении больного, а также сведений, которые могли бы скомпрометировать больного или его семью: «Что бы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной».

10. Десятая заповедь завершает обещание клятвой перед богами и людьми: «Мне, нерушимо выполнявшему клятву, да будет дано счастье в жизни и искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому». За нарушение клятвы грозило суровое наказание: штраф или даже отсечение руки, подписавшей клятву.

Труды медицинской школы «Корпус Гиппократа» включают и другие сочинения, посвященные проблемам медицинской этики: «О благоприличном поведении», «О враче», «Об искусстве», «О древней медицине», «Закон» и др.

Из других источников, которые характеризуют указанный период можно назвать наставления древнеиндийского врача Сушруты и отца китайской медицины Сан-Сю-Мао, законы Хаммураппи, Вавилона, Иудеи, Ярослава Мудрого и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что с древних времен к людям, занимающимся врачеванием, уделялось особое внимание, а к их моральным качествам, облику предъявлялись особые требования.

2 этап – медицинская этика как часть монотеистических религий.

Появление монотеистических религий – буддизма, христианства, иудаизма, ислама и др. характеризовалось тем, что основными носителями медицинских знаний выступали священнослужители.

Одной из древнейших религий является буддизм. Основоположник буддизма – Сиддхартхи Гаутама (622-543 до н.э.) проповедовал учение, основанное на четырех высших добродетелях: любовь, стремление делать добро, сострадание и помощь. Нормы, близкие к буддистской этике, существовали и в ранних христианских сектах. В канонических Евангелиях (описание жизни Иисуса Христа) изложено обилие подвигов милосердия на врачебном поприще. Существует предание, что Иисус в молодости учился у «терапевтов» различным врачебным манипуляциям. По мере утверждения христианства церковь взяла на себя заботу о немощных и больных, которых лечили и содержали в монастырях.

Члены Ордена Святого Лазаря в Иерусалиме лечили прокаженных (мы теперь знаем слово «лазарет»). В Германии были созданы общины бегин (от нем начинать), которые ухаживали за больными. Возникли духовные попечительства о больных: орден «Братья милосердия» в Испании, во Франции община сестер милосердия. В древнерусском государстве при монастырях стали создаваться палаты. То место, где болезнь кладет человек «ниц» стали называть больницами.

Заметный вклад в истории медицины оставили труды ученых, исповедовавших ислам. Среди них арабские ученые медики – Аль Рухави (Практическая этика врача), Ибн-абу Усейби (Приказ медицины), Ибн-Сина (Канон медицины).

3 этап развития медицинской этики связан с появлением официального медицинского образования.

В Х веке открылся первый медицинский факультет на Востоке, затем в Х - ХII веке при университетах в Европе открываются медицинские факультеты, в последующем создаются корпорации врачей (вторая половина ХVIII века). Этот период знаменуется тем, что профессия врача становится самостоятельной и распространенной. В 16-17 веках в Европе открылись акушерские школы.

В России первый университет открылся в 1755 г.

Этот период характеризуется господством христианских гуманистических идеалов, широкой благотворительностью, все большим проникновением в медицинские профессии женщин (сестры милосердия, повивальные бабки), осознанием и формированием партнерских отношений между врачами и медсестрами.

Английский врач Т. Персиваль – в книге «Медицинская этика» (1797) изложил свод установленных правил и наставлений применительно к поведению аптекарей, врачей и хирургов в госпитальной и частной практике. Он хотел назвать книгу «Медицинская юриспруденция», но отказался, ибо как написать законы для тех случаев, когда главным судьей служит совесть или мнение коллег.

4 этап – деонтологический, продолжался с начала ХIХ века по 40-е годы ХХ века. Как известно еще Аристотель в своих трудах неоднократно упоминал о долге и должном поведении. В основу медицинской деонтологии этого этапа легло утилитаристское учение английского философа и правоведа И. Бентама, который в своей книге «Деонтология, или наука о морали» утверждал: «Основание деонтологии – принцип пользы, что означает, что поступок может быть хорош или плох, достойным или недостойным, заслуживающим или не заслуживающим одобрения в зависимости от его тенденции увеличивать или уменьшать сумму общественной пользы». Он считал деонтологию необходимой для любой профессии, в дальнейшем этот раздел этической теории крепко связали с врачами и то, что называлось врачебной этикой, стало назваться медицинской деонтологией. Этот этап наступил не потому, что его стали назвать деонтологическим, а потому, что бурное развитие капитализма коренным образом изменило отношения между врачом и пациентом.

Вот что пишет историк медицины Сигерст Г.: «появление капитализма принесло другую концепцию и другой моральный климат общества. Это не могло не отразиться на медицинской этике. Обнаружилось, что традиционные моральные ценности все менее эффективно действуют на профессиональное поведение врачей…». На первый план в этот период выступали экономические интересы врача, которые никак не совпадали с интересами пациентов. Чем эффективнее становилась медицина, тем сложнее и дороже она была, а врачу все труднее было оказывать бесплатную медицинскую помощь. Поэтому обращение к деонтологическим нормам в какой-то мере способствовало защите прав и пациентов и медицинских работников, позволяя регламентировать медицинскую деятельность больше с позиций права, чем морали.

studfiles.net

1. Понятия «этика» и «медицинская этика»

Этика ― учение о моральных нормах и правилах, определяющих взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Латинское слово ethica, греческое ethos (обычай) ― учение о нравственности, т.е. система непротиворечивых суждений об основаниях, смысле и назначении морали. При определении этики употребляются слова «нравственность» и «мораль».

Термин «этика» был предложен Аристотелем (384–322 гг. до н.э.), который считал «цель этики ― не познание, а поступки; этика нужна не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку…».

Медицинская этика ― совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

В профессиональной медицинской этике исходным следует считать принцип гуманизма.

Гуманизм ― это воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его свободу и всестороннее развитие. Термин «гуманизм» возник в эпоху Возрождения, а идея гуманности (человеколюбие) формируется в середине первого тысячелетия до н. э. и встречается в Библии, у Гомера, в древнеиндийских, древнекитайских, древнегреческих философских источниках VI–IV вв. до н. э. В этот период врачи Древней Греции давали этическое обязательство ― «Клятву» Гиппократа (460–377 гг. до н. э.). У Гиппократа идея гуманизма имеет конкретные выражения: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного... Я направлю режим больных к их выгоде... воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости...». К проявлениям гуманизма этики Гиппократа относятся заповеди о врачебной тайне и о ценности любой человеческой жизни.

Идея гуманности заложена в знаменитом «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Таким образом, медицинский гуманизм в своем исходном значении утверждает человеческую жизнь в качестве высочайшей ценности, определяет ее защиту и помощь ей как основную социальную функцию медицины, которая должна выполнять эту свою задачу, руководствуясь научными знаниями и профессиональным мастерством.

Основа и содержание принципа медицинского гуманизма в современных условиях раскрывается через этическое отношение врача, каждого медицинского работника к боли, страданиям, болезням и здоровью человека, к открытости, незащищенности в условиях врачевания внутреннего мира, частной жизни пациента.

2. Исторические принципы и модели медицинской этики

Более 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации, сопровождавшие медицину на протяжении всей ее истории. Медицинская этика существует в нескольких формах или моделях.

Модель Гиппократа и принцип «не навреди».

Моральные принципы врачевания были заложены «отцом медицины» Гиппократом. В «Клятве» Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом и своими коллегами по ремеслу. Один из важнейших принципов ― «не навреди». В «Клятве» говорится: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». Принцип «не навреди» фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия.

Модель Гиппократа содержит исходную профессиональную гарантию, которая рассматривается как условие и основание признания врачебного сословия не только обществом в целом, но и каждым человеком, который доверяет врачу свою жизнь.

Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации. Несколько изменяясь, они соблюдаются и сегодня в том или ином этическом документе.

Примером документа, созданного на основе «модели Гиппократа» служит «Клятва врача Республики Беларусь».

Формы вреда со стороны врача:

― вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;

― вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом, например, корыстной целью;

― вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями;

― вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

Таким образом, принцип «не навреди» нужно понимать, что вред, исходящий от врача, должен быть только вредом объективно неизбежным и минимальным.

Модель Парацельса и принцип «делай добро» ― модель врачебной этики, которая сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм (1493–1541). Этот принцип является расширением и продолжением предыдущего принципа.

Принципы Парацельса: «врач должен денно и нощно думать о своем больном»; «врач не смеет быть лицемером, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть праведным человеком»; «сила врача ― в его сердце, работа его должна освещаться естественным светом и опытностью»; «величайшая основа лекарства ― любовь».

В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм («pater» — латинское понятие «отец») ― эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого строится весь лечебный процесс. Основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо или «твори любовь», благодеяние, милосердие. Врачевание — это организованное осуществление добра.

Принцип «делай добро» может передаваться с помощью таких слов, как «милосердие», «благотворительность», «благодеяние».

Деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга».

Соответствие поведения врача определенным этическим нормативам составляет существенную часть медицинской этики. Это ее деонтологический уровень, или «деонтологическая модель».

Термин «деонтология» (от греч. deontos — должное) был введен в советскую медицинскую науку в 40-х годах ХХ века профессором Н. Н. Петровым. Он использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики — врачебную этику.

Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такой модели может служить хирургическая деонтология. Н. Н. Петров в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие правила:

― «хирургия для больных, а не больные для хирургии»;

― «делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека»;

― «для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после»;

― «идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного»;

― «информирование больного», которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений.

С точки зрения Н.Н.Петрова «информирование» должно включать не столько «адекватную информацию», сколько внушение «о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции».

Принцип «соблюдения долга» — основной для деонтологической модели. «Соблюдать долг» — это, значит, выполнять определенные требования. Недолжный поступок — тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества и его собственной воли и разума. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

Наборы сформулированных правил поведения разработаны для каждой медицинской специальности.

Этические комитеты (комиссии) ― разнообразные по составу и статусу аналитически-консультативные, а в отдельных случаях и контролирующие органы, призванные вырабатывать нравственные правила функционирования конкретных исследовательских и медицинских учреждений, а также давать этическую экспертизу и рекомендации по конфликтным ситуациям, возникающим в биомедицинских исследованиях и медицинской практике. Этические комитеты построены на междисциплинарной основе и включают, помимо медиков и биологов, юристов, психологов, социальных работников, экспертов в области медицинской этики, пациентов и их представителей, а также представителей общественности.

Таким образом, теоретические особенности и морально-этические принципы каждой из перечисленных исторических моделей являются реальными элементами целостной системы профессионально-этического знания и составляют ценностно-нормативное содержание профессиональной современной биомедицинской этики.

studfiles.net

«Этика и деонтология в медицине»

Введение:

Медицинская этика - (лат. ethica, от греч.еthice) – изучение нравственности, морали), это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.

В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты: •   научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников; •   практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Медицинская деонтология (греч.deon– долг) – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

Экскурс в историю:

•   Древними источниками медицинской этики и деонтологии являются «Законы Хаммурапи» (законы Древнего Вавилона, XVIII век до н.э.), «О враче», «Клятва» и «Закон» Гиппократа (V-IV века до н.э.), индийская «Книга жизни» - «Аюрведа» (V–IV века до н.э.). Термин «этика» как «представление о человеческой морали и нравственности» предложил Аристотель (384-322 гг. до н.э.). •   В Средние века появляется «Канон врачебной науки» и «Этика» Ибн Сины (Авиценны, X-XI века). •   Иеремия Бентам (английский философ, правовед, священник; 1748–1832) ввёл понятие деонтологии как «...учения о должном поведении человека для достижения своей цели» (XVIII век). •   Российская медицина - это «Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача» и «Слово о способе учить и учиться медицине практической» Матвея Яковлевича Мудрова (1776-1831), «Письма из Гейдельберга» и «Дневник старого врача» Николая Ивановича Пирогова (1810-1881). •    Нюрнбергский процесс 1947 г.: приговор нацистам-медикам – «Нюрнбергский кодекс» – постулирует не только юридические, но и морально-нравственные положения медицинских экспериментов. •    1947 г. – создана Всемирная медицинская ассоциация. Её основополагающие акции – «Женевская декларация» – присяга врача (1948), Международный кодекс медицинской этики (1949), «Хельсинкская декларация прав человека» (1964), «Хельсинко-Токийская декларация» (1975), «Международная декларация о правах человека» (1983).

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям: •  медицинский работник – больной, •  медицинский работник – родственники больного, •  медицинский работник – медицинский работник.

PRIMUM NON NOCERE(лат.) - ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕ НАВРЕДИ – это высказывание является главным этическим принципом в медицине.

Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Ещё Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.

Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями. Ещё в древнеиндийской медицине врач говорил своим ученикам-последователям: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутовство, фальшивость, леность и всякое порочное поведение. Отныне ты будешь носить твои волосы и твои ногти короткоостриженными, одеваться в красную одежду, вести чистую жизнь».

Необходимо всегда помнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больного и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики. Неправильная диагностика, лечение, поведение врача, представителей среднего и младшего медицинского персонала могут привести к физическим и нравственным страданиям пациентов.

Нарушение деонтологических принципов общения с больным может привести к развитию у него так называемых ятрогенных заболеваний (греч. -iatros– врач, -gеnеs– порождаемый, возникающий).

Ятрогенным заболеванием (ятрогенией) называют патологическое состояние пациента, обусловленное неосторожными высказываниями или поступками врача или другого медицинского работника, которые создают у человека представление о наличии у него какого-либо заболевания или об особой тяжести, имеющейся у него болезни. Неадекватные, ранящие и вредящие пациенту словесные контакты могут привести к различным психогенным ятрогениям.

В настоящее время к ятрогенным относят любые заболевания, возникновение которых связано с теми или иными действиями медицинских работников. Так, кроме описанной выше психогенной ятрогении (ятропсихогении), выделяют: •   ятрофармакогении: следствие медикаментозного воздействия на больного – например, побочные действия препаратов; •   манипуляционные ятрогении: неблагоприятное воздействие на больного в процессе его обследования – например, осложнения при проведении коронароангиографии; •  комбинированные ятрогении: следствие воздействия нескольких факторов; •   так называемые немые ятрогении – следствие бездействия медицинского работника.

Кодекс врачебной этики (Одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.) I. Врач и общество

  1. Предметом особой заботы государства и общества являются обеспечение, сохранение жизни и здоровья граждан. Полноценная охрана здоровья народа и обеспечение условий, позволяющих ему достойно существовать и развиваться, являются критериями нравственной политики государства. В осуществлении этой социальной задачи большая роль принадлежит врачу, его профессиональной деятельности и нравственной позиции.

  2. Главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) – сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанности врач выполняет, следуя голосу совести, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, ст. 41 Конституции России и Законом РФ "О праве граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь".

  3. Врач несет всю полноту ответственности за свои решения и действия. Для этого он обязан систематически профессионально совершенствоваться, памятуя, что качество оказываемой больным помощи никогда не может быть выше его знаний и умений. В своей деятельности врач должен использовать последние достижения медицинской науки, известные ему и разрешенные к применению Минздравом РФ.

  4. Мотивы материальной, личной выгоды не должны оказывать влияния на принятие врачом профессионального решения.

  5. Врач не должен принимать поощрений от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов, за назначение предлагаемых ими лекарств.

  6. Врач должен при назначении лекарств строго руководствоваться медицинскими показаниями и исключительно интересами больного.

  7. Как в мирное, так и в военное время врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение.

  8. Врач должен добросовестно выполнять взятые на себя обязательства по отношению к учреждению, в котором он работает.

  9. Врачи, обучающие студентов и молодых специалистов, своим поведением и отношением к исполнению своих обязанностей должны быть примером, достойным подражания.

  10. Врач обязан доступными ему средствами (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.) пропагандировать здоровый образ жизни, быть примером в соблюдении общественных и профессиональных этических норм.

  11. Врач может заниматься какой-либо иной деятельностью, если она совместима с профессиональной независимостью, не унижает достоинства врача и не наносит ущерба пациентам и его врачебной деятельности.

  12. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации в условиях государственных лечебно-профилактических учреждений врач оказывает пациентам помощь бесплатно.

  13. Право на частную практику врача регулируется законом.

  14. Бесплатное лечение других врачей и их ближайших родственников, а также вдов и сирот является долгом российского врача и элементом профессиональной нравственности.

  15. Гуманные цели, которым служит врач, дают ему основание требовать законной защиты его личного достоинства, достаточного материального обеспечения, создания условий для осуществления профессиональной деятельности как в мирное, так и в военное время.

  16. Участвуя в организационных (предусмотренных законодательством РФ) формах протеста, врач не освобождается от обязанности обеспечивать необходимую медицинскую помощь пациентам, находящимся под его наблюдением.

  17. Врач обязан содействовать врачебным объединениям и ассоциациям, активно участвуя в их работе, а также выполняя их поручения.

  18. За свою врачебную деятельность врач, прежде всего, несет моральную ответственность перед больным и медицинским сообществом, а за нарушение законов Российской Федерации – перед судом. Но врач, прежде всего, должен помнить, что главный судья на его врачебном пути – это его собственная совесть.

  19. Контроль за соблюдением врачебной этики осуществляют профессиональные ассоциации и созданные при них этические комитеты (комиссии).

  20. Российская медицинская ассоциация и ее этический комитет (ЭК) отстаивают и защищают в СМИ, обществе (государстве) и в суде честь и достоинство врача, если коллегиально принято такое решение.

studfiles.net

3. Формы социальной регуляции медицинской деятельности.

Медицинская деятельность регулируется различными социальными нормами – правовыми (медицинское законодательство), нравственными (этическими и деонтологическими), религиозными. Есть еще обычаи, этикет и др.

Прежде всего, разберемся с различными сферами нашей жизни. Можно выделить четыре основных сферы, между которыми существуют различия – это личная жизнь, мораль, государственная политика (публичный порядок) и законность (схема 1).

Нормы права

(медицинское законодательство)

Нравственные нормы

(этика и деонтология)

Религиозные

нормы

          1. Медицинская

деятельность

Схема 1. Нормы, регулирующие медицинскую деятельность.

• Личная жизнь. Проблемы личной жизни (первая сфера) являются исключительно частными и не затрагивают кого-либо еще, т.е. другого человека (или людей), так как касаются действий, которые являются сугубо личными, персональными.

Допустим, к личным проблемам можно отнести индивидуальное решение вопроса - чистить зубы или не чистить, лечиться или не лечиться, вести здоровый образ жизни или курить и т.д. (Больной, курящий, пьющий врач – нонсенс? Или норма?).

• Мораль. Когда действия одного человека затрагиваются интересы других людей, проблемы перемещаются из персонального пространства во вторую сферу, область морали, которая касается межличностного поведения.

Курить или не курить можно рассматривать как личную проблему, а курить в присутствии не курящих? Помогать или не помогать другим людям? Защитить слабого? Уступить место в транспорте? Отдать находку? Остаться с больным после работы? Решение всех этих вопросов относятся к сфере морали.

Моральные нормы осуществляются практически и воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Выполнение требований морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Моральный авторитет врача, например, может быть не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью, а является авторитетом духовным, т. е. обусловленным его же моральными качествами.

В отличие от простых обычаев, нормы морали не только поддерживаются силой общепринятого порядка, и давлением мнения окружающих на человека, но получают идейное выражение и обоснование в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах, идеалах, критериях добра и зла) о том, как должно поступать. Вообще же, в морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью, поэтому моральное воззрение может находиться в критическом отношении к образу жизни. Дело в том, что в обществе нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком, безоговорочно. Например, неприкосновенности жизни человека, честности, уважения чужих прав, гуманности и т. д.

Моральные качества определяются особенностями индивидуального сознания (личные убеждения, мотивы и самооценки), которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы.

• Государственная политика (публичный порядок). Когда общество устанавливает некоторые ценности, признавая, в то же самое время, личное несогласие некоторых индивидуумов с этими ценностями, проблемы перемещаются в третью сферу, государственную политику. Действия в области государственной политики, подобно действиям в области морали, затрагивают интересы других людей. Однако если они не совпадают с государственной политикой, то такие действия не обязательно считаются «аморальными».

К примеру, общество имеет тенденцию препятствовать употреблению алкоголя (налогообложение, образование, пропаганда здорового образа жизни и т.д.) и регулировать его (алкогольные напитки нельзя продавать несовершеннолетним), но люди могут, в общем-то, употреблять спиртные напитки без того, чтобы их считали «безнравственными».

В качестве другого примера, возьмем усыновление. Общество хотело бы, чтобы совершеннолетние люди усыновляли нуждающихся детей (и может пытаться стимулировать и поощрять усыновление), но никто не думает, что для бездетной пары «аморально» не усыновить младенца.

Итак, согласно этим различиям, не каждая проблема является моральной. Область морали ограничена с двух сторон: во-первых, выделяя частную, личную жизнь; и, во-вторых, позволяя обществу поощрять поведение или препятствовать ему без явной моральной оценки.

• Законность и незаконность:

Когда общество поощряет одни действия и препятствует другим, не допуская индивидуального несогласия, проблемы перемещаются в четвертую сферу, сферу законности. Вообще, чем более вредным считают действие, тем более вероятно, что оно должно относиться к сфере законности.

Сфера законности касается позитивных действий, которые, в соответствии с законом, являются обязательными, и негативных действий, которые являются запрещенными. Наказания (например, штрафы и лишения свободы) налагаются при не совершении обязательных действий или выполнении запрещенных действий.

В сфере законности нравственные проблемы решаются одновременно с правовыми. Кроме того, мы помним, что нормы права формируются из этических норм. Мораль для права имеет исходное, определяющее значение. Поэтому право есть низший предел или определенный минимум нравственности.

Таким образом, в регуляции медицинской деятельности приоритет имеют нормы медицинского законодательства.

За рубежом и в нашей стране ежегодно рассматриваются сотни судебных исков против врачей, исков, которые связаны не только с причинением физического ущерба пациентам, но и с нарушениями их прав.

Достаточно часты случаи, когда врачи проводят какое-то медицинское вмешательство, в том числе и в научных целях, не спросив разрешения пациента, разглашают конфиденциальную информацию, а это – нарушение его прав, защищаемых законом.

Несмотря на несовершенство законов, есть возможность предъявить врачу иск и получить серьезное финансовое возмещение, удовлетворение за причиненный моральный ущерб. Надо знать, что предусмотрены особые механизмы защиты нематериальных благ гражданина, его чести и достоинства, неприкосновенности его частной жизни, конфиденциальности личной информации и т.д. В таблице 3 представлены отличительные признаки различных сфер жизни человека.

Таблица 3.

Характеристики различных сфер жизнедеятельности человека в обществе

Сферы жизни

Личная жизнь

«моя жизнь не затрагивает других»

Мораль

«мои действия затрагивают интересы других людей»

Государственная политика

Деятельность государства по поощрению или осуждению определенного поведения (не всегда определяет «морально – аморально»)

Законность

Нормы закона приоритетны – «не законно – делать нельзя»

Подытоживая все сказанное, особо отметим - сфера личной жизни врача никогда не была в действительности его личной жизнью. Во все времена общество с пристрастием оценивало качества личности, пороки и достоинства, семейные и профессиональные отношения врача. Поэтому у медицинского работника не может быть только личных проблем, они все трансформируются в моральные проблемы, которые затрагивают интересы других людей, в особенности, пациентов.

Что касается государственной политики, позиции врача тесно связаны с его нравственными ценностями и образом жизни. Можно ли быть безучастным к алкоголизации населения, распространению наркомании, табакокурения, особенно среди молодежи, если государственная политика этому не препятствует?

И еще, нравственные религиозные ценности неотделимы от гуманистической специфики медицинской науки и практики. Бессилие медицины перед конечностью жизни, значимость поиска смысла жизни и смерти обращает врача лицом к религиозным и философским поискам.

В связи с этим большое значение для врача имеет обращение к истории медицинской этики.

studfiles.net

27. Теоретические аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии.

Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.Деонтология (от греч. δέον — должное) — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.(1)

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.[2].

Главные вопросы медицинской деонтологии — это эвтаназия, а также неизбежное умирание пациента. Цель деонтологии — сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом.

Также существует юридическая деонтология, представляющая собой науку, изучающую вопросы морали и этики в области юриспруденции.

Деонтология включает в себя:

1. Вопросы соблюдения врачебной тайны

2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

4. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

5. Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:

— интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;

— интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;

— вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;

— врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.

В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Т.е. деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем - взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой.

28.Этические и деонтологические традиции отечественной медицины, их значение в деятельности врача.

 Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему.

 Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства.

 Врач должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступным больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания, например: канцерофобия - боязнь заболевания раком.

 К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев

приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак.

Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными.

Есть правило: "Слово лечит, но слово может и калечить". Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.

 С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения - это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника. Если

человек мнительный, психологически неустойчив, то ему легко внушить,

что у него есть какое-либо заболевание, и этот человек начинает находить у себя различные симптомы мнимого заболевания. Поэтому врач должен убедить больного в отсутствии мнимых болезней. К ятрогении относят заболевания и повреждения, возникшие в результате неправильных действий или лечения больного. Так, к ятрогенным заболеваниям можно отнести гепатит, развившийся после инфузии зараженной крови или плазмы. К ятрогенным повреждениям относят травмы внутренних органов при полостных операциях. Это повреждение селезенки при резекции желудка, пересечение холедоха при холецистэктомии и др.

 К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия - обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: “Мы обсудили и решили ...”. При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции врач должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время манипуляций. Если во время манипуляции врач сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

 Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все - необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: “Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача”. Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было. Кроме того, должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности; даны необходимые знания и навыки.

 Тактика врача, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей врача является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем. Если пациент не обращается к врачу в последующем, он не верит ему как специалисту. Это уже признак того, что это “плохой” врач, к “хорошему” они идут, даже несмотря на первую неудачу. Значит, врач не сумел наладить контакт и взаимопонимание.

 Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками. Но совсем не обязательно сообщать мужу, что вы выполнили операцию по поводу внематочной беременности и пациентка через неделю будет, как “огурчик” - она ей боком выйдет, тем более, что муж полгода был в командировке.

studfiles.net

3. Категории медицинской этики

В процессе развития и становления профессиональной медицинской этики были четко сформулированы гуманистические, нравственные принципы деятельности медицинских работников. На этой основе определялись наиболее обобщенные понятия морали или категории, отражающие нравственные связи между людьми и характеризующие отношение медработников к предмету своей повседневной деятельности — больному и здоровому человеку, к обществу.

Категории: равенство и справедливость.

Суждение Гиппократа — «врач должен быть справедливым при всех обстоятельствах» — давно стало аксиоматичным в медицинской этике.

Медицинская этика требует видеть в больном, прежде всего больного, устанавливая известное равенство всех людей перед лицом болезни и смерти. Нравственное чувство людей особенно чутко реагирует на неравенство распределения «медицинских услуг» в обществе.

Первый этический экзамен перед своими пациентами каждый медик сдает по предмету «равенство». Например, прием кого-то из больных в обход очереди (без медицинских на то показаний) является многократным моральным злом: проявлением неуважения ко многим людям одновременно, пренебрежением к состоянию больных, циничной, вызывающей демонстрацией медиками аморального поведения.

В то же время медицинская этика не может оставить без внимания и вопросы, касающиеся «этики пациента». Этичной будет такая позиция пациента, когда он с пониманием отнесется к любому случаю справедливого неравного внимания, которое врач уделяет некоторым больным в силу естественных различий течения болезней у них.

Категории: благо и добро.

Эти категории близки по смыслу, но не тождественны.

В медицинской практике, прежде всего, следует обратить внимание на такие проявления блага, как жизнь и здоровье. Улучшение состояния больного, случайное совпадение способствующих успеху лечения обстоятельств, неосведомленность значительной части больных относительно прогноза их заболевания — все это есть благо. Добро (как и зло) есть самое общее моральное понятие. Даже когда действия человека не увенчаются в силу каких-то внешних обстоятельств практическим успехом, сам по себе правильно сделанный им моральный выбор позволяет говорить о данном человеке, что он не изменил себе как человек, так как стремился сделать добро.

Благо больного — цель профессиональной деятельности врача. В медицинской практике больной олицетворяет категорию «блага», а врач — категорию «добра».

Категория «долг» отражает единство общественного и личного в понятиях морали.

Долг — центральная категория медицинской этики, определяющая как должностную, так и нравственную стороны профессиональной деятельности, отношение медицинского работника к исполнению своих служебных обязанностей.

Категория «долг» во врачебной этике раскрывается как профессиональный долг медиков перед больным, как их долг перед своей профессией и перед обществом.

В представлении больного образцовый врач — это человек долга, для которого оказание помощи больному не только должностная обязанность, но подлинно моральное деяние. Истинный врач всегда преодолеет эгоистические или корыстные соблазны, которые могут затруднить выполнение им врачебного долга. Об этом свидетельствуют бессмертные строки «Клятвы Гиппократа»: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного...».

Верность профессиональному долгу требует от врача мудрости, моральной стойкости, моральной закаленности.

Мудрость ― это мера развития, зрелости разума врача, осознания им коллективного нравственно-этического опыта коллег, способность делать разумные выводы из собственных успехов и ошибок.

Моральная стойкость ― приобретение врачом своеобразного нравственно-этического опыта в преодолении различного рода искушений.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указывается что здоровье ― это социальное благополучие человека. Верность медиков своему профессиональному долгу ― это залог веры больных в медицину.

Категория «ответственность». Ответственность есть конкретная мера долга.

Ответственность — важнейшее моральное качество медика, именно сознание, чувство ответственности питает его профессионализм в целом, это «гормон роста» самой его личности. Нравственная энергия профессиональной ответственности медицинского работника концентрируется во множестве конкретных действий: ни при каких обстоятельствах не нарушать обещание, данное больному, в отношении с больными врачу запрещены антипатия, раздражения, обида, спешка, нетерпеливость, забывчивость.

Понятие профессиональной ответственности в медицине имеет юридический смысл.

studfiles.net


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность