Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни. Методы пропаганды здорового образа жизни


Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

Основные усилия в этом направлении должны быть направлены на:

  • снижение распространенности курения и употребления табака;

  • улучшение структуры и качества питания;

  • увеличение физической активности людей;

  • ослабление влияния психосоциальных факторов и, при возможности, их предупреждение;

  • снижение потребления алкоголя;

  • профилактику употребления наркотиков:

  • профилактику ВИЧ-инфекции и заболеваний, передающихся половым путем;

  • профилактику и коррекцию повреждающего действия антропогенных факторов, улучшение качества окружающей среды;

  • обеспечение широкого охвата населения иммунизацией.

Корректировка воздействия указанных факторов, особенно связанных с образом жизни, должна привести к снижению смертности, прежде всего от сердечно-сосудистых заболеваний и внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы).

Расчеты, проведенные на базе многофакторных моделей ожидаемых показателей смертности в зависимости от воздействия ряда основных факторов риска, свидетельствуют о том, что при условии снижения влияния на трудоспособное население хотя бы двух факторов и только на 15% следует ожидать снижения общей смертности примерно на 10%.

Исходя из этого, необходимо формирование научно-обоснованной концепции охраны здоровья населения Российской Федерации в условиях социально-экономических реформ, основной целью которой стало бы формирование благоприятных тенденций в состоянии здоровья населения.

В связи с этим уже сейчас следует:

  • формировать у населения мотивацию к здоровому образу жизни;

  • улучшать социальную и окружающую среду;

  • обеспечивать правовое равенство граждан в сфере охраны здоровья;

  • усиливать профилактическую направленность в деятельности всех служб, связанных с охраной здоровья населения.

При формировании у населения здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод – самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Комбинированный метод – метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

(В.С. Лучкевич)

Вопросы для контроля

  1. Дайте определение понятию «образ жизни» и назовите три категории образа жизни.

  2. Какова структура образа жизни?

  3. Охарактеризуйте особенности жизнедеятельности современного человека

  4. Дайте определение понятию «здоровый образ жизни». Охарактеризуйте принципы ЗОЖ.

  5. Что включает в себя понятие о медицинской активности?

  6. Понятие о гипокинезии и ее влияние на здоровье человека.

  7. Принципы физической тренировки.

  8. Общие эффекты физической тренировки.

  9. Общие подходы при формировании физической культуры.

  10. Перечислите болезни, которые связаны и питанием.

  11. Охарактеризуйте современные основы рационального питания.

  12. Перечислите методы пропаганды здорового образа жизни.

studfiles.net

Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 70Следующая ⇒

Формирование здорового образа жизни – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

Основные усилия в этом направлении должны быть направлены на:

· снижение распространенности курения и употребления табака;

· улучшение структуры и качества питания;

· увеличение физической активности людей;

· ослабление влияния психосоциальных факторов и, при возможности, их предупреждение;

· снижение потребления алкоголя;

· профилактику употребления наркотиков:

· профилактику ВИЧ-инфекции и заболеваний, передающихся половым путем;

· профилактику и коррекцию повреждающего действия антропогенных факторов, улучшение качества окружающей среды;

· обеспечение широкого охвата населения иммунизацией.

Корректировка воздействия указанных факторов, особенно связанных с образом жизни, должна привести к снижению смертности, прежде всего от сердечнососудистых заболеваний и внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы).

Расчеты, проведенные на базе многофакторных моделей ожидаемых показателей смертности в зависимости от воздействия ряда основных факторов риска, свидетельствуют о том, что при условии снижения влияния на трудоспособное население хотя бы двух факторов и только на 15% следует ожидать снижения общей смертности примерно на 10%.

Исходя из этого, необходимо формирование научно-обоснованной концепции охраны здоровья населения Российской Федерации в условиях социально-экономических реформ, основной целью которой стало бы формирование благоприятных тенденций в состоянии здоровья населения.

В связи с этим уже сейчас следует:

· формировать у населения мотивацию к здоровому образу жизни;

· улучшать социальную и окружающую среду;

· обеспечивать правовое равенство граждан в сфере охраны здоровья;

· усиливать профилактическую направленность в деятельности всех служб, связанных с охраной здоровья населения.

При формировании у населения здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод – самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Комбинированный метод – метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

В разрешении вопросов формирования здоровья и здорового образа жизни необходимо учитывать возрастные особенности функционирования организма, так как в каждом возрастном периоде организм решает свои специфические проблемы, обусловленные особенностями адаптации к условиям жизни, свойственными именно данному этапу возрастного развития.

Эмпирическим путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятия спортом, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее станет каждый конкретный человек и общество в целом.

Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». Здоровый образ жизни - главный фактор здоровья человека, но за него приходится бороться, преодолевая свою инертность, лень, обжорство, слабоволие. Как подчеркивал К.С. Станиславский «Трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным».

Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Во многих развитых странах мира в обществе стало нарастать осознание необходимости здорового образа жизни: начался массовый отказ от курения, других вредных привычек, активизировалась борьба с гиподинамией. Возросло число приверженцев оздоровительного бега, аэробики, велосипеда. Лыжные, конькобежные, плавательные, беговые марафоны, которые прежде собирали две-три сотни участников, стали привлекать многие тысячи. Стройная фигура, крепкое здоровье, увлечение спортом становится не модой, а нормой, признаком культуры.

Однако в нашей стране внедрение здорового образа жизни идет медленно и с меньшим эффектом. Кроме других, отрицательную роль у нас играют такие факторы, как отсутствие в обществе традиций здорового образа жизни, сложившийся уклад жизни, при котором отношение к здоровью людей рассматривается как составляющая производственных отношений. Подлинная красота человеческого тела, физическое совершенство и психическое здоровье никогда по-настоящему не ценились в нашем обществе.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что существуют четыре составляющих, определяющих формирование здорового образа жизни:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения. Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а следовательно, и на образ жизни человека. При этом информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории.

2.  Второе важное направление формирования здорового образа жизни – это так называемое «обучение здоровью». Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мировоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств. Необходимо особо отметить, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

 

Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 35; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

studopedia.net

Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

Медицина Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

просмотров - 32

Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни

Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определœенных социально-экономических условиях. Медицинская (медико-социальная) активность включает: наличие гигиенических навыков, выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, умение оказывать первую доврачебную помощь себе и родственникам, использовать средства народной, традиционной медицины и др.

Повышение уровня медицинской активности и грамотности населœения – важнейшая задача участкового врача-терапевта и педиатра (особенно семейного врача). Важной составной частью медико-социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

ЗОЖ - ϶ᴛᴏ гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики заболеваний. Он направлен на устранение факторов риска (низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоциональная напряженность, невысокая социальная активность и низкий культурный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные семейные отношения, нездоровый быт, генетический риск и др.). ЗОЖ является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний).

Формирование здорового образа жизни - ϶ᴛᴏ создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:

1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;

5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населœения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод – самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Комбинированный метод – метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Читайте также

  • - Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

    Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях. Медицинская (медико-социальная)... [читать подробенее]

  • - Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

    Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях. Медицинская (медико-социальная)... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    проблема эффективности приемов и методов пропаганды здорового образа жизни – тема научной статьи по психологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

    2016, том 18 [4]

    —--—

    УДК 614.8.015+303.833

    ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ:

    ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Т.Д. Дубовицкая, С. С. Матвеев, Э.Ш. Шаяхметова, Л.М. Матвеева

    ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» г. Уфа, Россия, 450000

    Аннотация. Статья содержит обзор исследований эффективности различных методов пропаганды здорового образа жизни, представленных в работах зарубежных ученых. Для успешной профилактики заболеваний необходимы: активное вовлечение рецепиентов в пропаганду здорового образа жизни, информирование о негативных последствиях его нарушения, сообщение конкретных рекомендаций, какие именно действия нужно предпринять в проблемной ситуации и куда можно обратиться за помощью. Названы механизмы формирования поведения, ориентированного на здоровый образ жизни. В качестве данных механизмов выступают: актуализация чувства страха и инстинкта самосохранения, способности к подражанию, идентификации, самоатрибуции, когнитивный диссонанс.

    Ключевые слова: пропаганда здорового образа жизни, инстинкт самосохранения, самооценка, диссонанс, подражание, идентификация, социальная роль.

    Пропаганда здорового образа жизни является одним из значимых направлений современной профилактической медицины. Важной составляющей данной пропаганды выступают мероприятия, направленные на побуждение людей к отказу от вредных привычек, избегание беспорядочных половых связей, на формирование, в качестве альтернативы, установок на систематические занятия физической культурой, рациональное питание, продуктивную трудовую деятельность и т.п.

    В этой связи широко используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод устной пропаганды предполагает проведение лекций, бесед, викторин, дискуссий, разнообразных конференций. Метод печатной пропаганды включает издание и распространение статей, листовок, памяток, стенных газет, буклетов, брошюр и т.п. Для комбинированного метода свойственно одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы субъекта восприятия [2].

    —--—

    ~ 23 ~

    Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

    —--—

    Медицинские работники повсеместно организуют обучающие семинары и курсы здорового образа жизни. При этом используются как пассивные (ориентированные преимущественно на восприятие информации), так и активные (ориентированные на усвоение и последующее воспроизведение информации) методы воздействия. В то же время необходимо учитывать, что пропаганда здорового образа жизни будет эффективной в том случае, если ее осуществление базируется на механизмах восприятия информации и усвоения социального опыта, формирования желательного поведения. Зарубежными исследователями проведены многочисленные эксперименты, демонстрирующие эффективность различных методов пропаганды здорового образа жизни. Их отличие друг от друга заключалось в том, что они базировались на различных механизмах освоения человеком социального опыта. Рассмотрим некоторые из них.

    Как известно, в целях профилактики вредных привычек, а также активной пропаганды здорового образа жизни часто используется обращение к инстинкту самосохранения через актуализацию чувства страха. Показательным в этом плане является эксперимент Х. Левенталя [7] и его сотрудников, в котором испытуемых убеждали бросить курить и сделать профилактическую рентгеноскопию грудной клетки. При этом одних испытуемых слегка пугали: их просто знакомили с рекомендациями о вреде курения и пользе рентгеноскопии грудной клетки. Других испытуемых пугали сильнее: им показывали фильм о молодом человеке, у которого во время рентгена обнаружили рак легких. Третьей группе испытуемых демонстрировали тот же фильм, но уже с фрагментом, рассказывающим об операции по удалению раковой опухоли. Результаты эксперимента доказали, что более всего выразили желание бросить

    курить и пойти на рентген испытуемые, которые были очень сильно напуганы. То есть, чем больший страх вызывала у испытуемых предъявляемая информация, тем более действенной она оказывалась. Исследовалось также: для всех ли людей справедлив данный вывод? Оказалось, не для всех. С большей вероятностью под влиянием сильного страха оперативно действовали люди, обладающие высокой самооценкой. Люди с низкой самооценкой лишь при прошествии некоторого времени поступали так же, как и люди с высокой самооценкой. На основании данного эксперимента было предложено для лиц с низкой самооценкой осуществлять пропаганду с использованием однозначных, конкретных, вселяющих оптимизм инструкций (как, когда и где предпринять необходимые действия).

    Дальнейшие эксперименты Х. Левенталя также доказали, что вызывающие страх сообщения, содержащие конкретные инструкции о необходимых действиях, оказывались значительно эффективнее предупреждений, в которых подобные инструкции отсутствовали. Подтверждением этому стали результаты акции, направленной на то, чтобы убедить студентов сделать прививки против столбняка.

    Студентам были вручены материалы, которые включали карту города с указанием места, где находится служба здоровья, расписание ее работы и предложение выбрать удобное для посещения время. Причем, одна группа студентов получила инструкции с описанием устрашающих последствий столбняка, другая группа — не получила никаких инструкций, третья группа получила инструкции без устрашающих последствий. В результате было установлено следующее. Из той группы, которой вручили инструкции и описание устрашающих последствий заболевания, 28% испытуемых реально явились на при-

    —--—

    ~ 24 ~

    Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

    —--—

    вивку; из группы, которая не имела никаких инструкций, на прививку пришли 3% испытуемых. Из контрольной группы, которую обеспечили только инструкциями, как действовать, но не сообщалось ничего устрашающего, никто не явился на прививку. Похожие результаты были выявлены в ходе экспериментов, направленных на борьбу с курением.

    То есть, больший эффект дает сочетание устрашающей информации и конкретных инструкций. В то же время данное обстоятельство практически не учитывается в современных надписях и картинках на пачках сигарет, на которых представлена лишь устрашающая информация, но не дается никаких рекомендаций, как противостоять желанию закурить. Поскольку негативный эффект от курения сигарет отсрочен во времени, а иногда не относится к курящему (например, устрашающая надпись на сигаретах «недоношенность» не имеет отношения к мужскому курению), то эти надписи и картинки вообще теряют свое предназначение.

    При проведении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни также необходимо учитывать, что многие люди не приемлют внешнего давления и стремятся защищать свое чувство свободы. Согласно теории реактивного сопротивления Дж. Брема [5], когда нашей свободе что-то угрожает, мы предпринимаем попытки отстоять ее. В эксперименте, проведенном Л. Бенсли и Р. Ву [4], студенты университета слушали по телевизору сообщения, направленные против употребления алкогольных напитков. Первое сообщение тяжеловесно и догматично утверждало, что нет такого понятия, как «безвредная доза алкоголя», потому всем следует отказаться от его употребления. Второе сообщение было более умеренным: в нем подчеркивалась необходимость контролировать свои «возлияния». Именно второе сообщение обес-

    печило значительно больший эффект — снижение потребления алкоголя, особенно у сильно пьющих.

    В пропаганде здорового образа необходимо учитывать возрастные особенности субъектов восприятия. В частности, известно, что подростки нередко начинают курить, употреблять алкоголь подражая или подчиняясь влиянию сверстников. В этой связи У. Мак-Гуайр и его сотрудники разработали метод, который получил название «эффект вакцинации». В эксперименте А. Мак-Алистера и его коллег [8] подобная «вакцинация» была сделана ученикам седьмого класса и была направлена на противодействие давлению со стороны курящих сверстников. В частности, школьницам показывали плакаты, утверждающие, что по-настоящему свободные женщины — это курильщицы. Чтобы сделать «вакцинацию», школьницам объясняли, что раба сигареты не может быть истинно свободной: «Какая же она свободная, если зависит от никотина».

    Давление курящих сверстников на тех, кто еще не начал курить, нередко облечено в форму обидных прозвищ («сосунок», «маменькин сынок», «желторотый»). Учитывая это, с учащимися седьмых классов была разыграна ситуация, в которой они учились противостоять подобному давлению. Проведенная «вакцинация» против давления сверстников оказалась очень эффективной: к девятому классу среди «вакцинированных» школьников курящих было наполовину меньше, чем среди участников контрольной группы из аналогичной школы.

    В последующих экспериментах ученики шестых-восьмых классов либо смотрели фильмы, повествующие о вреде табакокурения, либо получали информацию о его последствиях и участвовали в ролевых играх отказа, разработанных самими подростками. Через

    —--—

    ~ 25 ~

    Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

    —--—

    полтора года из числа тех, кто смотрел фильмы, начали курить 31%; из тех, кто участвовал в ролевых играх отказа, сделали это лишь 19%. В другом эксперименте, который охватывал выборку семиклассников из 30 различных школ, подросткам предлагали противостоять давлению в отношении употребления наркотиков. Среди тех, кто ранее не употреблял марихуану, тренинг уменьшил втягивание в наркоманию в три раза; среди тех, кто уже употреблял ее, употребление снизилось в два раза [цит. по 3, с. 351].

    Здесь, как видим, работают механизмы принятия и проигрывания социальных ролей. В ходе тренингов подростки проигрывают в общении друг с другом различные варианты поведения, выбирают наиболее приемлемые для себя, получают необходимые консультации. Интерактивные методы обучения, несомненно, демонстрируют большую эффективность по сравнению с пассивным восприятием информации.

    Влияние исполняемых ролей на последующее поведение продемонстрировано в экспериментах американских психологов И. Джанис и Л. Манна [6]. В качестве испытуемых выступили студентки колледжа, каждая из которых выкуривала в среднем по 15 сигарет в день. Случайным образом они были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Студенток из первой групп просили сыграть роль пациентки, у которой был сильный кашель, и она пришла к врачу уже в третий раз, чтобы узнать результаты анализов и рентгена легких. Во время визита она неожиданно узнает, что у нее рак легких и необходима срочная операция, шансы которой на «успешный исход» невелики, если она не бросит курить. Экспериментатор составил план пяти сцен, включающих: тревожное ожидание в приемной; разговор, во время которого врач сообщает девушке

    ее диагноз; обдумывание новости, когда врач договаривается по телефону о госпитализации, и т. д., которые следовало сыграть как можно реалистичнее. Роль врача играл сам экспериментатор. Студентки из контрольной группы просто прослушивали магнитофонную запись одного из сеансов ролевой игры.

    Результаты эксперимента показали, что участницы ролевой игры в последующем выражали большую уверенность в том, что курение вызывает рак легких, и опасение, что оно причинит вред их здоровью. Опрос, который проводился через две недели после эксперимента, показал, что студентки из экспериментальной группы в среднем за день выкуривали на 10,5 сигарет меньше прежнего. Студентки из контрольной группы ежедневно выкуривали в среднем лишь на 4,8 сигареты меньше, чем раньше.

    По мнению Ф. Зимбaрдо и М. Ляйппе [1], влияние исполняемой роли на дальнейшее поведение человека обусловлено факторами самоатрибуции и сaмоубеждения. Участницы сами создавали убедительный образ своих героинь, приписывали этот образ себе и верили в его реальность. Сaмоубеждение действовало значительно сильнее, чем информация, которая была получена от других.

    Известно также, что взрослые теряют свою влиятельность на подростков, подростки в большей степени ориентированы на мнение и авторитет сверстников. В этой связи педагоги убеждают авторитетных подростков делать публичные заявления о своем негативном отношении к курению и другим вредным привычкам. В помощь им могут предлагаться готовые печатные или видеоматериалы, или же подростки изготавливают их сами. Эффективность данного приема вдвойне высока, так как здесь оказываются задействованными несколько механизмов формирования поведения: подражание, освоение

    —--—

    ~ 26 ~

    Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

    —---

    социальных ролей и идентификация. Авторитетный подросток, пропагандирующий здоровый образ жизни, является примером для подражания сверстникам, он сам также идентифицируется с освоенной им социальной ролью и в большей мере становится способным контролировать свое поведение и соответствовать принятой на себя роли.

    На готовность человека совершать определенные действия влияет также то, как в предлагаемых формулировках представлены возможные выигрыши или проигрыши. Люди, как известно, не любят потерь и стараются их избегать. Обратимся в этой связи к проблеме профилактики рака груди. Как известно, ранняя диагностика рака груди, в том числе и в процессе самоосмотра, может значительно повысить шансы пациенток на выживание. Однако большинство лиц женского пола не склонны проводить регулярные самоосмотры.

    С целью привлечения внимания женщин к этой рутинной процедуре Б Мейеровиц и Ш. Чакен [9] разработали три брошюры. Одна брошюра содержала лишь информацию о необходимости регулярно проводить осмотр груди и указания: как это делать. Вторая брошюра содержала ту же информацию, также в ней были представлены аргументы, подчеркивающие положительные последствия таких самоосмотров (например, что в этом случае женщины имели больше шансов выявить опухоль на ранней, операбельной стадии). В третьей брошюре акцент делался на отрицательных последствиях пренебрежения самоосмотров. В итоге, спустя четыре месяца после чтения брошюр статистически значимый рост самоосмотров наблюдался только у женщин, получивших вариант текста, в котором подчеркивались негативные последствия уклонения от этой процедуры. То есть, апелляция к страху потерять грудь

    оказалась более эффективной, чем обращение к необходимости раннего обнаружения опухоли.

    Одним из механизмов, задействованных в пропаганде здорового образа жизни, может выступать когнитивный диссонанс, представляющий собой психологический дискомфорт, который вызывается противоречием между имеющимся у человека знанием и новой информацией, фактами. Особенность переживания данного феномена заключается в том, что человек стремится всяческими способами избавиться от тягостного состояния. Данное обстоятельство было учтено в одном из экспериментов [5], направленном на профилактику СПИДа.

    Студентов просили составить речь, в которой необходимо было описать опасности СПИДа и призвать других к использованию презервативов. Студенты с желанием писали свою речь, поскольку осознавали значимость данной процедуры для обеспечения здоровья. При этом одни студенты просто записывали свою аргументацию, а для других — ситуация усложнялась. После письменного изложения аргументов авторы зачитывали свой текст перед видеокамерой, предварительно получив информацию, что их выступления будто бы будут использоваться как учебные материалы для сексуального образования старшеклассников. Также, еще до записи речи, часть студентов попросили припомнить случаи из собственной жизни, когда они не смогли воспользоваться презервативами, т. е., когда использование презерватива оказывалось для испытуемых особенно затруднительным, неудобным или даже «невозможным». В результате, студенты, делавшие запись своей речи для старшеклассников, испытали сильнейший диссонанс, вызванный осознанием собственного лицемерия, так как они призывали старшеклассников к тому, че-

    —--—

    ~ 27 ~

    Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

    —--—

    го сами не делали. Для того чтобы устранить возникший диссонанс и сохранить самооценку, студентам ничего другого не оставалось, как начать делать то, за что ратовали.

    В итоге именно это и было обнаружено. В конце эксперимента студенты, осознавшие свое лицемерие, охотнее покупали презервативы, выставленные на продажу рядом с комнатой, в которой проводился эксперимент, по сравнению с их товарищами, которые не сталкивались с собственным лицемерием.

    Представленные примеры свидетельствуют о многообразии механизмов, которые могут быть задействованы в восприятии пропагандистской информации. При проведении профилактических мероприятий необходимо также учитывать, что люди отличаются друг от друга доминированием различных каналов восприятия и переработки информации. Ви-зуалы (лица с доминированием зрительной системы) с большим пониманием воспринимают информацию, которую они могут видеть своими глазами, аудиалам (с доминированием слуховой системы) обязательно нужно слышать необходимую для них информацию, кинестетам важны телесные ощущения, вкус, запахи. Хорошо, когда задействованы все анализаторные системы, а также осуществляется обращение, как к разуму, так и эмоциям, и чувствам человека.

    То есть, это должны быть не только слова (причем, логически и эмоционально выстроенные), но и картинки, желательно полученные в руки. Необходимы не только призывы к отказу от негативных действий, но и активное вовлечение рецепиентов в ролевое взаимодействие, в собственное конструирование и реализацию таких призывов, а также информация о негативных последствиях — прежде всего потерях, и обязательно конкретные рекомендации, какие именно действия

    нужно предпринять в проблемной ситуации и куда можно обратиться за помощью.

    Вывод. Профилактика заболеваний и связанная с ней пропаганда здорового образа жизни эффективны в том случае, если опираются не только на пассивные, активные, но и интерактивные методы воздействия, а также учитывают индивидуальные и возрастные особенности механизмов восприятия информации реципиентами, в качестве которых могут выступать: актуализация инстинкта самосохранения, подражание, идентификация, самоатрибуция, когнитивный диссонанс.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001.

    2. Лукевич В. С. Основы общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие. СПб., 2011.

    3. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007.

    4. Bensley L.S. & WuR. The role of psychological reactance in drinking follow in gal cool prevention messages // Journal of Applied Social Psychology. 1991. 21. P. 1111—1124.

    4. Brehm J.A Theory of Psychological Reactance. New York: Academic Press, 3, 1966, рр. 420— 426.

    5. Janis I.L., Mann L. Effectiveness of emotional role-playing in modifying smoking habits and attitudes // Journal of Experimental Research in Personality. 1965. 1. Р. 84—90.

    6. Leventhal H. Finding sand theory in the study off ear communication. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology. 1970. Vol. 5. P. 119—186. New York: Academic Press.

    7. McAlister A., Perry C. Killen, J., Slin-kard L.A., Maccaby N. Pilot study of smoking, alcohol and abuse prevention // American Journal of Public Health. 1980. 70. P.719—721.

    —--—

    ~ 28 ~

    Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

    —---

    DISEASE PREVENTION: THE ISSUE OF THE EFFECTIVENESS OF TECHNIQUES AND METHODS TO PROMOTE A HEALTHY LIFESTYLE

    T.D. Dubovitskaya, S.S. Matveev, E.S. Shayakhmetov, L.M. Matveeva

    VPO "Bashkir State Pedagogical University. M. Akmully " Ufa, Russia, 450000

    Annotation. The article contains a review of the effectiveness of various methods of promoting healthy lifestyles, is presented in works of foreign scientists. For successful disease prevention required: active involvement of recipient in promoting healthy lifestyles, informing about the negative consequences of its violation, the message of specific recommendations, what actions need to be taken in a problem situation and where to go for help. Called mechanisms of formation of behavior-oriented healthy lifestyle. As these mechanisms are: the mainstreaming of fear and the instinct of self-preservation, imitation, identification, savitribai, cognitive dissonance.

    Key words: promotion of healthy lifestyles, self-preservation, self-esteem, dissonance, imitation, identification, social role.

    REFERENCES

    1. Zimbardo F., Lyajppe M. Social'noe vliyanie. SPb., Piter, 2001.

    2. Lukevich V.S. Osnovy obshchestvennogo zdorov'ya i zdravoohraneniya: Uchebnoe posobie. SPb., 2011.

    3. Majers D. Social'naya psihologiya. SPb., Piter, 2007.

    4. Bensley L.S. & WuR. The role of psychological reactance in drinking follow in gal cool prevention messages. Journal of Applied Social Psychology, 1991, 21, pp. 1111—1124.

    5. Brehm J. A Theory of Psychological Reactance. New York: Academic Press, 3, 1966, рр. 420— 426.

    6. Janis, I.L., Mann, L. Effectiveness of emotional role-playing in modifying smoking habits and attitudes. Journal of Experimental Research in Personality, 1, 1965, рр.84—90.

    7. Leventhal H. Finding sand theory in the study off ear communication. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology. Vol. 5, 1970, pp. 119—186. New York: Academic Press.

    8. McAlister A., Perry C. Killen, J., Slin-kard L.A., Maccaby N. Pilot study of smoking, alcohol and abuse prevention. American Journal of Public Health, 70, 1980, pp. 719—721.

    cyberleninka.ru

    Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

    Заболевания Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

    просмотров - 49

    Формирование здорового образа жизни — это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населœения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

    Структура центров медицинской профилактики. Их роль в пропаганде здорового образа жизни

    Научно-методическим и координационным звеном в организации пропаганды здорового образа жизни в республиках, областях, краях, городах и районах являются центры медицинской профилактики. Οʜᴎ находятся в ведомстве комитетов по здравоохранению административных территорий. Основные направления деятельности: консультации жителœей региона по вопросам охраны здоровья, профилактики заболеваний; формирование гигиенических навыков, грамотного гигиенического поведения; борьба с вредными для здоровья привычками; преодоление факторов риска для здоровья; профилактическое лечение; формирование у населœения установки на здоровый образ жизни.В центрах медицинской профилактики работают кабинœеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта͵ профилактики вредных для здоровья привычек, брачно-семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, регламентации (ауто­тренинга) и др. Центры координируют организационную и методическую деятельность всœех медицинских учреждений (поликлиник, диспансеров, центров ГСЭН и др.) по вопросам пропаганды здорового образа жизни, по обеспечению учебно-методической и информационной литературой.

    medic.oplib.ru

    Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

    Медицина Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

    просмотров - 55

    Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни

    Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определœенных социально-экономических условиях. Медицинская (медико-социальная) активность включает: наличие гигиенических навыков, выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, умение оказывать первую доврачебную помощь себе и родственникам, использовать средства народной, традиционной медицины и др.

    Повышение уровня медицинской активности и грамотности населœения – важнейшая задача участкового врача-терапевта и педиатра (особенно семейного врача). Важной составной частью медико-социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

    ЗОЖ - ϶ᴛᴏ гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики заболеваний. Он направлен на устранение факторов риска (низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоциональная напряженность, невысокая социальная активность и низкий культурный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные семейные отношения, нездоровый быт, генетический риск и др.). ЗОЖ является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний), поддерживает оптимальное качество жизни.

    Формирование здорового образа жизни - ϶ᴛᴏ создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:

    1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

    2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

    3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

    4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;

    5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

    Целью пропаганды здорового образа жизни является формирование гигиенического поведения населœения, выполнение мероприятий по укреплению здоровья, пропаганде факторов образа жизни, способствующих сохранению здоровья и повышению уровня медицинской информированности населœения с целью предупреждения воздействия неблагоприятных для здоровья факторов риска.

    Улучшение системы медицинского информирования населœения и пропаганды здорового образа жизни должно проводиться с учетом таких обязательных принципов как научность и объективность, правдивость и достоверность, систематичность и последовательность, преемственность и комплексность, конкретность и профильность, доступность и убедительность, авторитетность и простота изложения. Формирование здорового образа жизни является основным направлением первичной профилактики. Для каждого медицинского работника (руководитель подразделœения, врач любой специальности, медсестра и др.) является обязательным и необходимым разделом работы с отражением объема и результатов при планировании в индивидуальных планах работы и отчетах. Это важная профессиональная обязанность медицинского работника. Пропаганда медицинских знаний может быть массовой, групповой и индивидуальной.

    В соответствии с Федеральными приказами и нормативными пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника.

    При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины, телœе- и радиоинформация и др.

    Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населœения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

    Наглядный метод – самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (фотографии, видеофильмы, макеты, выставки, агитбригады, концерты и др.).

    Комбинированный метод – метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы. Среди базовых требований к средствам и методам пропаганды обязательными являются такие как краткость и доходчивость, выразительность и привлекательность, смысловая и изобразительная точность, достоверность и др.

    Читайте также

  • - Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

    Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях. Медицинская (медико-социальная)... [читать подробенее]

  • - Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

    Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях. Медицинская (медико-социальная)... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

    Медицина Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

    просмотров - 33

    Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни

    Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определœенных социально-экономических условиях. Медицинская (медико-социальная) активность включает: наличие гигиенических навыков, выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, умение оказывать первую доврачебную помощь себе и родственникам, использовать средства народной, традиционной медицины и др.

    Повышение уровня медицинской активности и грамотности населœения – важнейшая задача участкового врача-терапевта и педиатра (особенно семейного врача). Важной составной частью медико-социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

    ЗОЖ - ϶ᴛᴏ гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики заболеваний. Он направлен на устранение факторов риска (низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоциональная напряженность, невысокая социальная активность и низкий культурный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные семейные отношения, нездоровый быт, генетический риск и др.). ЗОЖ является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний).

    Формирование здорового образа жизни - ϶ᴛᴏ создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:

    1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

    2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

    3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

    4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;

    5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

    В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

    Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.

    Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населœения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

    Наглядный метод – самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

    Комбинированный метод – метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

    Читайте также

  • - Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

    Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях. Медицинская (медико-социальная)... [читать подробенее]

  • - Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

    Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях. Медицинская (медико-социальная)... [читать подробенее]

  • oplib.ru


    Смотрите также

    Цельнозерновые злаковые
    Жиры
    Овощи
    Фрукты
    Напитки
    Физическая активность