Статья «Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности». Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников


Статья «Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности»

Главная роль в формировании ЗОЖ отводится образовательной организации и проведению внеклассной работы в школе. Я считаю, что это направление является важнейшим в воспитательной работе, поэтому стремлюсь перестроить свою работу с учетом приоритета, каким является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Главной целью воспитательной работы является формирование ответственности у самого ребенка за свое здоровье, оценки своих возможностей, развитие привычек здорового образа жизни.

Формирование навыков здорового образа жизни в начальной школе во внеурочной деятельности.

1.Использование игры как инструмента оптимизации двигательной активности младших школьников

Один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, - это запрет на движение. Такую ситуацию Н.М. Амосов обозначил как явное противоречие условий социальной жизни законам биологии. Ведь движение является неотъемлемым фундаментом детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических процессов.

При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников начинает развиваться утомление. Недостаточная физическая активность особенно опасна в периоды активного роста тела. В специальной литературе для обозначения состояния мышечной деятельности используют два термина – гипокинезия (снижение объема двигательной активности) и гиподинамия (снижение тонуса, силы сокращений мышц и уменьшение напряжения мышечной системы). У младших школьников эти состояния встречаются, как правило, в сочетании. У части детей недостаточная двигательная активность сопровождается ожирение, которое впоследствии может привести к сахарному диабету, раннему атеросклерозу.

Свой важный вклад в поддержание оптимального двигательного режима младших школьников с учетом индивидуальных показателей их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность, те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение. Игра, бесспорно, составляет одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений. В зависимости от задач, которые требуют решения средствами игр, я определяю форму их реализации. (табл.1)

Игровая деятельность младшего школьника

Зарядка до начала занятий

Физкультминутки на уроках

Перемены

Уроки физкультуры

Прогулки после уроках (режим ГПД)

«Спортивные часы»

Спортивные секции

Физкультурные и народные праздники

Семья

Выходной день, вторая половина дня

Прогулки, самостоятельная игровая деятельность

Пришкольный оздоровительный лагерь

каникулы

Разные виды игр в соответствии с оздоровительной программой лагеря

В своей работе я использую различные игры. При проведении зарядки на открытом воздухе, что бесспорно закаливает организм и повышает его сопротивляемость простудным заболеваниям, включаю такие упражнения как «Лошадка», «Силачи», «Березка».

Регулярно на уроках провожу игры-физкультминутки различной направленности: для снятия утомления глаз, например:

Тише, тише

Как на горке снег, снег,

(поднимаем руки вверх и смотрим на кончики пальцев)

infourok.ru

Статья «Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности»

Уточнить и расширить знания и представления о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье, о полезных и вредных привычках человека, воспитать разумный взгляд на состояние своего организма, привить навыки систематического самоконтроля, показать красоту физического, психического, нравственного совершенства, развивать осознанное стремление к его достижению – таковы цели раздела программы «Полезные и вредные привычки».

Изучая этот раздел, учащиеся учатся выполнять основные правила безопасного поведения в различных ситуациях, обучаются простейшим приемам оказания первой помощи при ожогах, порезах, носовых кровотечениях и т.д. При учении раздела «Полезные и вредные привычки» я использую активные методы обучения: практическая деятельность, работа в парах, проведение сюжетно-ролевых игр, дискуссии и другие. Работая в парах и группах, дети готовили сообщения, плакаты, разыгрывали ситуации для обсуждения. В конце изучения темы, для более четкого контроля знаний, умений и навыков, провожу тестирование.

  1. Работа с родителями по формированию ЗОЖ в семье.

Все родители мечтают видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не все задумываются о том, что сделать для того, чтобы их дети жили в гармонии с собой, с окружающим миром, с людьми. А секрет простой – здоровый образ жизни, который включает в себя и поддержание физического здоровья, отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь окружающим.

Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст, когда ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшим фактором формирования их представлений о жизни. Именно потому в семье закладываются основы отношения к себе и своему здоровью, к людям. Одно из важнейших условий – создание благоприятного морального климата в семье, которое проявляется в доброжелательности, готовности помочь. В заботе о здоровье членов семьи. Следующее условие – дружба между родителями и детьми, тесное общение друг с другом. Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни, я строю в тесном контакте с родителями.

По вопросу здоровья детей ведется следующая работа:

  1. Двусторонний обмен информацией о состоянии здоровья детей на классных собраниях;

  2. Индивидуальные и групповые консультации для родителей с привлечением медработников;

  3. Лекции для родителей по формированию ЗОЖ (режим дня, личная гигиена, физическое воспитание в семье. здоровое питание, предупреждение несчастных случаев, профилактика вредных привычек, контроль за общением в соц.сетях, летний оздоровительный отдых и другие).

  4. Совместные спортивно-оздоровительные мероприятия (спортивные праздники, традиционные Дни здоровья с участием родителей, однодневные походы по родному краю, экскурсии, поездки).

Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать за своим ребенком в коллективе, сравнивать его достижения с достижениями других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребенку динамические игры, соревнования. Эта веселая атмосфера передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми. В классе оформлен уголок «Для Вас родители», в котором помещены фотографии, памятки, советы, в том числе и по формированию ЗОЖ.

infourok.ru

Сообщение на педсовете Формирование ЗОЖ у младших школьников.

ВВЕДЕНИЕ

Ребенок - росток человеческий.

В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию.

Цель становящейся личности – утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

В условиях модернизации российского образования, реализации

Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России, введения Федеральных государственных

образовательных стандартов второго поколения, возрастают

воспитательные функции школы.

При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

Цель деятельности классного руководителя по ФГОС:

- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе;

- формирование здорового образа жизни.

Задачи деятельности классногоруководителя по ФГОС:

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

Деятельность классного руководителя – это целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом.

Классному руководителю необходимо знать:

  • психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;

  • быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности;

  • владеть современными технологиями воспитания.

Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время- важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве формируется здоровье взрослого человека. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.

Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река - это образ жизни и наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Кто должен и может взять на себя такую роль? Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Прежде всего - семья и родители, затем – школа и учитель.

Как учитель начальных классов я занимаюсь проблемами сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

С чего я начала? Была составлена программа по внеурочной деятельности «Здоровейка». В системной последовательности приобщение к проблеме здоровья выглядело так:

* признание ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся;

*овладение необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями;

* изучение научно-методической литературы по данной проблеме;

* реализация полученной подготовки на практике в тесном взаимодействии с учащимися и их родителями.

Главная цель программы – формирование ответственности у самого ребёнка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.

Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье. Поэтому работу стараюсь, вести по системе, которая включает занятия по программе «Здоровейка»

Здоровье –это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Во время стартовой беседы я предлагаю учащимся подумать над тем, что такое здоровье и как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми? Дети продумывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.

Предлагаю учащимся начать путешествие в Страну Здоровья, которое продолжается в течение четырёх лет.

Эффективность процесса воспитания во многом зависит от использования форм и методов, развивающих познавательную активность. Занятия наполняю игровыми и сказочными сюжетами, персонажами. Введение игры в занятия позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Один из сложных и в то же время важный метод, активизирующий практическую и познавательную активность – эксперимент. Начиная опыт, в течение некоторого времени ведём наблюдение, а затем анализируем полученные результаты. Такая работа увлекает ребят. Так. например, на занятии по теме «Секреты хорошего зрения» определяли наименьшее расстояние зрения.

С основными правилами укрепления здоровья – постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей, ритмичность –ученики знакомятся уже на первых занятиях по темам «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Твои успехи в укреплении здоровья» и др.

Неоднократно, на занятиях «Движение –это жизнь», «Здоровье- твоих рук», «Отдыхать нужно уметь» мы возвращаемся к вопросу о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья. Так как вследствие неравномерности детского развития разным ученикам требуется разное время для осознания любого из вопросов, то возможность повторения позволяет досконально разобраться по многим вопросам.

Уточнить и расширить знания и представления о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье, о полезных и вредных привычках человека, воспитать разумный взгляд на состояние своего организма, привить навыки систематического самоконтроля, показать красоту физического, нравственного, психического совершенства, развивать осознанное стремление к его достижению – таковы цели моих занятий с учащимися.

Наиболее результативными были такие активные методы воспитания, как работы в парах, группах, практическая деятельность, обсуждение ситуаций, проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, дискуссий.

Работая в группах, учащиеся готовят сообщения, плакаты, ситуации для обсуждения, игры. Так, при проведении игры «Предметы» учащиеся из лежащих на столе предметов выбирают один и рассказывают, для чего нужен предмет, как он облегчает труд человека, представляет ли опасность, где нужно его хранить, как безопасно обращаться с ним, можно ли им пользоваться без разрешения родителей.

Более прочному формированию умений и навыков здорового образа жизни способствует ведение учащимися «Дневника здоровья».

Содержание каждой темы предполагает выполнение разнообразных видов работ: составление и запись различных правил, упражнений для глаз, рисование, сбор интересных сведений и т.д.

Проконтролировать степень усвоения тех или иных знаний, умений и навыков мне помогает анкетирование и тестирование, которое провожу среди учащихся и их родителей.

Уже к 3-4 классам у учащихся вкладывают в понятие здорового образа жизни нечто большее, чем просто отсутствие недомогания или каких-либо жалоб на здоровье.

Основными компонентами здорового образа жизни учащиеся в этом возрасте указывают отказ от курения, необходимость занятий физкультурой и спортом, правильную организацию питания.

ЗАБОТА О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ

Если человек сам следит за своим здоровьем,

то трудно найти врача, который знал бы лучше

полезное для его здоровья, чем он сам.

Сократ

Каждый из нас тысячами нитей связан с другими людьми. Чьи-то взгляды, улыбки или насмешки, добрые и грубые слова – это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье.

Обеспечивая школьников (в доступной их возрасту форме) знаниями и представлениями об особенностях психической жизни человека, о возможностях и резервах собственного «Я», мы оказываем существенное влияние на становление физического и психического здоровья. На занятиях стараюсь расширить представления учащихся о стрессах, научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций и приёмам правильных действий и поступков в неожиданно возникающих стрессовых ситуациях.

На занятии «Всё о конфликтах и стрессах» ребята научились правильно давать самооценку своим поступкам и действиям, отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от того поведения, которое вредит здоровью человека. На примере сказок и сказочных героев разбираем ситуации, соотносим действия и поступки героев и свои собственные.

На занятиях широко использую материал из рубрики «Интересно знать», которые предполагают совместную работу детей и родителей. Родители помогают детям найти пословицы, высказывания, объясняют смысл каких-то выражений, составляют перечень лекарств, которые должны быть в домашней аптечке и др.

На практических занятиях мы с учащимися разучивали физические упражнения для снятия стресса, упражнения по измерению ловкости, быстроты, гибкости и выносливости. Проведённая работа позволяет помочь детям задуматься о ценностях и охраны своего здоровья .

СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

( ДВИЖЕНИЕ- ОСНОВА ЖИЗНИ)

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как

продолжительное физическое бездействие.

Аристотель

Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура- просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.

При дефиците движений здоровье человека ухудшается. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. Поэтому, главное, что я стараюсь привить детям потребность в движении.

Объясняю учащимся, что во время физической нагрузки наши мышцы работают напряженней, поэтому им нужно больше кислорода. Сердце, которое работает бесперебойно, вынуждено перекачивать кровь сильнее и быстрее, чтобы доставить больше кислорода мышцам. Убеждаю учащихся, что если они будут ежедневно заниматься утренней зарядкой, их сердце станет сильнее.

Какие же виды физкультурных занятий присутствуют в режиме дня моих учеников?

- Утренняя гимнастика дома.

Гимнастика способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность, а также имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости.

- Физкультпаузы.

Использование этой формы оздоровительной работы диктуется практической необходимостью дать детям кратковременный отдых во время занятий, связанных с большим умственным напряжением и однообразным положением тела. Хороши экспромты, их разновидности многочисленны и разнообразны. Например, «Оркестр»: дети имитируют игру на своём мнимом музыкальном инструменте. В целях профилактики улучшения зрения использую упражнения для глаз. Для развития мелкой моторики использую гимнастику для рук, коррекционные минутки с мелкими предметами.

Материал для физкультминуток помогают разнообразить сами дети, поэтому он постоянно обновляется и по содержанию и по способу подачи.

- Динамические перемены.

Перемена - значит отдых! Значит можно делать всё, что любишь, то, от чего легко и радостно. Мячи, скакалки, игры –всё идёт в ход.

Цель и смыл динамической перемены –создать условия для возможно более содержательной и эмоционально привлекательной деятельности по интересам, направлять и разнообразить её не подавляя инициативы детей.

Динамические перемены провожу в игровой форме, под музыку. Моим ученикам они очень нравятся.

Уроки физкультуры.

Какой другой урок приносит детям столько радости, как физкультура? На каком ещё уроке так бурно и естественно проявляется скрытая в каждом ребёнке энергия? Какой учебный предмет разовьёт заложенные в нас природой гибкость, ловкость, силу, чувство ритма и другие физические способности, необходимые не только для двигательной деятельности, но и для разностороннего развития!.

Физкультура- настоящая школа здоровья. Поэтому стараюсь на уроках давать место заданиям, которые можно выполнять по-разному: скакать со скакалкой, кто как умеет, передвигаться кто как умеет, стараясь не повторять движение, которое делают другие дети, придумывать новые варианты знакомых игр.

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

Ваша пища должна быть лекарством,

а ваше лекарство должно быть пищей.

Гиппократ

Современные исследования показали, что потребление пищи, богатой жирами и рафинированным сахаром, значительно увеличивает риск возникновения сердечно- сосудистых заболеваний, сахарного диабета, кариеса, ожирения. Крайне обременительны для органов пищеварения чрезмерные позиции еды и редкое питание. Частота приёма пищи – немаловажный фактор профилактики болезней желудочно-кишечного тракта.

Поэтому один из важных компонентов в системе физического развития школьников –организация правильного и рационального питания.

Основная цель в данном направлении – уточнить и расширить знания и представления учащихся о питании человека, полученные ими на занятиях; сформировать представления об основах рационального питания, обеспечивающего сохранность здоровья; оказать детям помощь в правильном выборе здоровой пищи, предупреждать пищевые отравления и заболевания желудочно-кишечного тракта.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Начинать воспитание негативного отношения к вредным привычкам, я считаю, необходимо с раннего возраста.

Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям.

Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является залогом успешной работы. Обсудив проблему «вредных привычек» на одном из родительских собраний, я обозначила мероприятия, через которые буду вести работу по профилактике вредных привычек.

В темы занятий были включены следующие вопросы: внешний вид курильщика, сколько живёт курильщик, почему не курят спортсмены.

А затем проявили свою инициативу предложив провести антирекламу табака и алкоголя.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ

Чтобы воспитать хорошего человека, надо

ежедневно в течение многих лет давать

ребёнку уроки здоровья, мудрости, любви

и труда.

Древневосточная мудрость

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Одно из важнейших условий здорового образа жизни- создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.

Второе условие - тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.

Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.

Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.

Вместе с детьми и родителями мы проводим спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я –спортивная семья», «Весёлые старты».

Организован лекторий для родителей по теме «Здоровый образ жизни».

Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребёнка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку спортивные игры и состязания.

Весёлая атмосфера на праздниках способствует пробуждению у них интереса к общения со своими детьми.

Родители моих учеников - хорошие помощники при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни. О наличии у родителей интереса к нашим классным делам говорит тот факт, что всё большее количество мам и пап принимает активное и непосредственное участие в организации и проведении спортивных праздников, игр, туристических походов на природу.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Дети, имеющие в младшем школьном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, дети, не получившие вовремя психолого - педагогической помощи имеют ряд проблем.

С замкнутыми и необщительными детьми провожу доверительные беседы, создаю ситуацию успеха, вовлекаю в коллективную деятельность.

Родителям советую вовлекать детей в значимые семейные дела, больше времени уделять детям, помогать преодолевать трудности.

Что же влияет на психическое здоровье детей в семье?

чрезмерная загруженность родителей;

дисгармония семейных отношений;

особенности психотравмирующих событий, происходящих в семье.

Чтобы дети выросли психически здоровыми, отношения с ребёнком должны основываться на умении любить, поддерживать, прощать.

Поддерживать –значит верить в ребёнка.

Прощать –значит выражать свой осуждение по поводу поступка, но при этом не отказывать в любви.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая по программе» Здоровейка», мои ученики осознали что :

- необходимо быть здоровым;

- здоровье –категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;

- каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;

- каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его, избрав здоровый образ жизни.

Правильная организация внеклассной и внешкольной оздоровительной работы даёт свои положительные результаты.

Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (утренняя зарядка, физкультпаузы, музыкальные перемены, подвижные игры, дыхательная гимнастика и др.) улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволили детям удовлетворить свои потребности в движении, снять эмоциональное напряжение.

Спортивно-оздоровительные праздники «Папа, мама , я - здоровая семья», «Весёлые старты» , Дни Здоровья – все эти мероприятия повысили роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни и способствовали укреплению здоровья.

Таким образом, работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя - воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.

kopilkaurokov.ru

Статья «Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности»

Занятия проходили в различной форме. Наиболее эффективными и интересными были такие занятия как «Хлеб - всему голова», «Всякая ли пища полезна?». На многих занятиях проводили исследовательскую работу, например, «Сахар – польза или вред?» На практических занятиях учащиеся изучали правила этикета, правила приготовления некоторых блюд, учились украшать блюда, сервировать стол и т.д. Нередко приходилось обращаться за помощью к родителям, которые помогали провести некоторые занятия, снабжали необходимыми продуктами.

При изучении курса «Здоровое питание» учащиеся получили следующие знания:

  • Значение питания для роста и развития организма;

  • Питательные и целебные свойства наиболее распространенных продуктов;

  • Польза свежих овощей и фруктов для здорового питания как источников витаминов и минеральных веществ;

  • Правильное распределение рациона между приемами пищи;

  • Вред переедания и недоедания;

  • Традиции русской кухни.

Дети научились различать полезную пищу и не очень, выбирать для себя полезную; ограничивать себя в употреблении жирной пищи, сладостей, «фастфуда» и т.д.; выполнять гигиенические правила приема пищи; выполнять правила культурного и безопасного поведения за столом; поддерживать режим питания. (см. Приложение 1)

  1. Работа по профилактике заболеваний и вредных привычек.

Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это понимание сущности здоровья основано на противопоставлении понятий «болезнь + вероятность болезни» и «духовное, телесное, социальное здоровье + гармоничность развития организма и психики человека» - с другой. Именно поэтому в 3-4 классах в программу внеурочной деятельности «Здоровячки» я включила курс «Помоги себе сам», который включает необходимые сведения по анатомии, физиологии, психологии человека, гигиене, профилактике различных заболеваний. Этот курс расширяет представления детей об основах здорового образа жизни, полученные на уроках «Окружающего мира», а также по данной программе в 1 и 2 классах.

Этот курс нацелен на формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, отработке навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, умений оказывать первую доврачебную помощь себе и другим людям.

Результативность процесса обучения зависит от использования методов, развивающих познавательную активность. Одним из таких методов является исследовательская работа. Например, по теме «Секрет здоровых ног» ребята самостоятельно определяли у себя есть ли плоскостопие, по теме «Уход за ушами» проверяли остроту слуха, при изучении «Гигиены зрения» - зоркость глаз по таблице и т.д.

На первых занятиях дети знакомятся с основными правилами укрепления здоровья – постепенность, ритмичность, систематичность, учет индивидуальных особенностей. Также в течение года на занятиях «Движение – основа жизни», «Здоровые руки – это важно» мы повторяем вопросы о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья. Это дает слабоуспевающим детям повторять материал, досконально в нем разобраться.

infourok.ru

Из опыта работы.Сообщение "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников".

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                   «Средняя общеобразовательная школа № 25»

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы. Сообщение на тему:

 

«Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников».

      

 

                                             

 

 

                                                Составила: Галеева Ирина Александровна

 

г. Новомосковск

 

Пусть  для моих тяжёлых на подъём современников это          

               прозвучит  чересчур строго, но здоровье- это та

               вершина, которую  каждый должен преодолевать сам.

                                                                                                                         В. Шененберг

 

Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве формируется здоровье взрослого человека. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.

Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река- это образ жизни и наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию  по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Кто должен и может взять на себя такую роль? Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Прежде всего - семья и родители, затем – школа и учитель.

 

Как учитель начальных классов многие годы занимаюсь проблемами сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

  В системной последовательности приобщение к проблеме здоровья выглядит так:

   * признание ответственности за неблагополучие состояния здоровья  учащихся;

   *овладение необходимыми здоровьесберегающими образовательными  технологиями;

   * изучение научно-методической литературы по данной проблеме;

   * реализация полученной подготовки на практике в тесном взаимодействии   с   учащимися и их родителями.

Главная цель – формирование ответственности у самого ребёнка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.

Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье.

 

Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Во время стартовой беседы я предлагаю учащимся подумать над тем, что такое здоровье и как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми? Дети продумывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.

Предлагаю учащимся начать путешествие в Страну Здоровья, которое продолжается в течение четырёх лет. Это - внеклассные мероприятия, классные часы, индивидуальная и групповая работа, уроки окружающего мира и т.д.

Эффективность  процесса воспитания во многом зависит от использования  форм и методов, развивающих познавательную активность. Занятия  наполняю игровыми и сказочными сюжетами, персонажами. Введение игры в занятия позволяет сохранить специфику младшего  школьного возраста.

Один из сложных и в то же время важный метод, активизирующий практическую и познавательную активность – эксперимент. Начиная опыт, в течение некоторого времени ведём наблюдение, а затем анализируем полученные результаты. Такая работа увлекает ребят. Так, например, на классном часе по теме «Тайны здоровья ног» - проверяли каждый у себя, есть ли плоскостопие, по теме «Секреты хорошего зрения» определяли наименьшее расстояние зрения.

С основными правилами укрепления здоровья – постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей, ритмичность –ученики знакомятся уже на первых классных часах по темам «Если хочешь быть здоров- закаляйся», «Твои успехи в укреплении здоровья» и др.

 Неоднократно, на занятиях «Движение – это жизнь», «Здоровье твоих рук»,«Отдыхать нужно уметь» мы возвращаемся к вопросу о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья. Так как вследствие неравномерности детского развития разным ученикам требуется разное время для осознания любого из вопросов, то возможность повторения позволяет досконально разобраться  по многим вопросам.

  Уточнить и расширить знания и представления о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье, о полезных и вредных привычках человека, воспитать разумный взгляд на состояние своего организма, привить навыки систематического самоконтроля, показать красоту физического, нравственного, психического совершенства, развивать осознанное стремление к его достижению – таковы цели  моих занятий с учащимися.

   Наиболее результативными  были такие активные методы воспитания, как работы в парах, группах, практическая деятельность, обсуждение ситуаций, проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, дискуссий.

Работая в группах, учащиеся готовят сообщения, плакаты, ситуации для обсуждения, игры. Так, при проведении игры «Предметы» учащиеся из лежащих на столе предметов выбирают один и рассказывают, для чего нужен предмет, как он облегчает труд человека, представляет ли опасность, где нужно его хранить, как безопасно обращаться с ним, можно ли им пользоваться без разрешения родителей.

Составляем различные  правила, упражнения  для глаз, рисование, сбор интересных сведений и т.д.

 Проконтролировать степень усвоения тех или иных знаний, умений и навыков мне помогает анкетирование и тестирование, которое провожу среди учащихся и их родителей.

 Уже к  3-4 классам   учащиеся вкладывают в понятие здорового образа жизни нечто большее, чем просто отсутствие недомогания или каких-либо жалоб на здоровье.

 Основными компонентами здорового образа жизни учащиеся в этом возрасте указывают отказ от курения, необходимость занятий физкультурой и спортом, правильную организацию питания.

 

Каждый из нас тысячами нитей связан с другими людьми. Чьи-то взгляды, улыбки или насмешки, добрые и грубые слова – это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье.

Обеспечивая школьников (в доступной их возрасту форме) знаниями и представлениями об особенностях психической жизни человека, о возможностях и резервах собственного «Я», мы оказываем существенное влияние на становление физического и психического здоровья. На уроках и  внеклассных мероприятиях стараюсь  расширить представления учащихся о стрессах, научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций и приёмам правильных действий и поступков в неожиданно возникающих стрессовых ситуациях.

 На классном часе  «Всё о конфликтах и стрессах»  ребята научились правильно давать самооценку своим поступкам и действиям, отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от того поведения, которое вредит здоровью человека. На примере сказок и сказочных героев разбираем ситуации, соотносим действия и поступки героев и свои собственные.

На занятиях широко использую  материал из рубрики «Интересно знать», которые предполагают совместную работу детей и родителей. Родители помогают детям найти пословицы, вы

www.infouroki.net


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность