Открытый урок по теме Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения здоровья


Открытый урок по теме Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Тема. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления

здоровья человека и общества.

Цели урока: Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, как определяющем комплексном условии формирования и развития личности; показать базовые особенности здорового и нездорового образа жизни, последствия выбора личностью того или иного образа жизни; подчеркнуть зависимость здоровья и благосостояния социума, от физического, психического, социального благополучия каждой составляющей его личности; сформировать элементарные знания и умения необходимые для ведения здорового образа жизни.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства; способствовать правильному осознанному выбору школьниками здорового образа жизни, поощрять желание учащихся поделиться своими знаниями и умениями с близкими, друзьями.

Развивающие: формировать навыки и умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им; формировать коммуникативные умения и навыки, необходимые для реализации работы в группах; применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.

Учащиеся должны знать/уметь:

Выделять основные составляющие здоровья, описывать их особенности;

классифицировать факторы, влияющие на здоровье, обосновывая наибольшую значимость образа жизни индивида; устанавливать взаимосвязь между всеми формами благополучия и образом жизни личности; использовать информационные ресурсы сети интернет для подготовки проекта «Моя парадигма здорового образа жизни» Тип урока: комбинированный

Методы обучения: эвристической беседы, репродуктивный, проблемный, самостоятельной работы, работы по алгоритму, рефлексивный.

Межпредметные связи: биология, физкультура, история, русский язык, литература.

Базовые понятия термины: здоровье, болезнь, физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье, духовное здоровье, здоровый образ жизни, наследственность, экология.

Оборудование: мультимедиапроектор, электронная доска, учебник, презентация, распечатки фронтального тестирования, распечатки индивидуальных заданий и заданий для работы в парах (приложения №1-5)

Ход урока:

1.Организация класса и опрос (15 мин)

Слайд №1

Учитель. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Все ли хорошо себя чувствуют? Если да, улыбнёмся друг другу, и начнём урок с хорошим настроением.

На прошлом занятии мы изучили тему: «Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность». Наступило время узнать насколько полно и глубоко вы усвоили пройденый материал.

Для начала разделимся на две большие группы. Третья, четвёртая и пятая парты каждого ряда будут выполнять письменное тестовое задание с последующей взаимопроверкой, а первые две парты каждого ряда будут участвовать в устном фронтальном опросе.

По окончании устного опроса, его активные участники получат оценки. Учащиеся правой стороны каждого ряда проверят тестирование, выполненное учащимися левой стороны каждого ряда. Текст тестирования (Приложение №1) уже лежит у вас на партах. Приступаем к работе.

Слайд №2

Перед участниками устного опроса на слайде биологические понятия, в которых намеренно допущены орфографические ошибки, которые необходимо исправить (формируем грамотность) и дать определения. (формируем способность самостоятельно формулировать понятия).

1. Адаптацыя

2. Гомиастаз

3. Имуннитет

4. Комуникация

5. Диффект

6. Адэкватный

7. Мировозрение

Ученик.1. Адаптация – процесс приспособления к меняющимся внешним условиям.

Учитель. Правильно

Ученик. 2. Гомеостаз – способность организма поддерживать постоянный состав внутренней среды.

Учитель. В общем-то правильно, но не даёт полного представления. Гомеостаз - способность любых биологических систем (клетки, органа, организма, экосистемы) сохранять относительное постоянство состава и свойств.

Ученик. 3. Иммунитет – способность организма защищаться от микробов и вирусов.

Учитель. Такое определение я бы назвала правильным, если бы вы обучались в пятом классе. Учащиеся восьмого класса должны иметь более полное представление о данном понятии. Иммунитет – способность организма сохранять свою целостность и биологическую индивидуальность. Под сохранением целостности мы понимаем борьбу иммунной системы с любым опасным вторжением извне (бактерии, вирусы, грибы и др.). А сохранение биологической индивидуальности – борьба с атипичными клетками опухолей, которые возникают в самом организме.

Слайд №3

Ученик. 4. Коммуникация – обмен информацией, общение.

Учитель. Правильно.

Ученик. 5. Дефект – изъян, недостаток.

Учитель. Молодец.

Ученик. 6. Адекватный - нормальный.

Учитель. В принципе правильно. Следует лишь добавить «соответствующий каким-либо условиям»

Ученик. Мировоззрение – представление о мире.

Учитель. Правильно, но слишком кратко. Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и  представлений, определяющих понимание мира, места в нём человека. Ещё рез обратите внимание на орфографию.

Слайд №4

О здоровье написано немало книг. Многие великие люди – философы, писатели, полководцы имели своё представление о здоровье. Посмотрим, вспомните ли вы, чьему перу принадлежат следующие определения здоровья?

Слайды № 5

1. Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями и гимнастикой. 

Ученик. Изречение древнегреческий философа Платона.

Учитель. Правильно.

Слайд №6

2. Здоровье - драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной. 

Ученик. Афоризм Мишеля Монтеня - французского писателя 16 века.

Учитель. Верно.

Слайд №7

3. Здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.

Ученик. Изречение русского писателя, философа Льва Николаевича Толстого.

Учитель. Неверно. Это изречение принадлежит Жану де Лабрюйеру - французскому писателю творившему в 17 веке.

Слайд №8

4. Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. 

Ученик. Это написал знаменитый немецкий поэт, публицист и критик Генрих Гейне

Учитель. Молодец.

Слайд №9

5. Здоровье – великое дело как для того, кто им пользуется, так и для других.

Ученик. Это высказывание древнегреческого философа Аристотеля.

Учитель. Не верно. Данную мысль высказал Томас Карлейль - британский писатель, публицист, историк, философ.

Слайд №10

Мы хорошо поработали над афоризмами, но пришла пора вспомнить, какое определение здоровья даёт официальная медицина в лице ВОЗ (всемирной организации здравоохранения).

11 слайд

Учитель. Перед вами два определения здоровья. Есть ли в определениях ошибки? Какое из них наиболее точно соответствует термину, сформулированному Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ)? Дайте полное определение здоровья.

1 определение

Здоровье - это состояние полного физического и душевного благополучия, а не только отсутствие болезней.

2 определение

Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов.

Ученик. Оба определения неполные. Полное определение здоровья согласно ВОЗ звучит так: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Учитель. Кто может перечислить составляющие здоровья?

Ученик. Физическое, психическое, социальное, духовное.

Учитель. Какое из них отсутствует в определении ВОЗ?

Ученик. Духовное.

Слайд №12

Учитель. Верно. Не стоит путать духовное здоровье и душевное. Ведь душа – это и есть психика. А духовность, сфера личности, которая формируется в результат её взаимодействия с социумом и работы над собой! Давайте посмотрим, как вы усвоили содержание составляющих здоровья. На слайде даны определения составляющих здоровья, и их содержание. Необходимо правильно соединить цифры и буквы.

Слайд №13

А. Физическое Б. Психическое В. Социальное Г. Духовное

1. Память соответствует возрасту, позитивные эмоции преобладают над негативными, адекватная самооценка.

2. Придерживается определённого мировоззрения, имеет собственное мнение, стремится к познанию и творчеству, бережно относится к природе и людям.

3. Хорошие адаптивные способности организма, крепкий иммунитет, гомеостаз не нарушен.

4. Хорошо развиты коммуникативные способности, есть личная собственность, учёба или работа, уверенность в будущем.

Слайд №14

Ученик.

А1, Б3, В4, Г2

Учитель. Молодец.

Слайд №15

На прошлом занятии мы также познакомились с группами факторов, определяющими здоровье

Сколько их?

Ученик. Четыре.

Учитель. Назовите эти группы и прокомментируйте их содержание.

Ученик. Образ жизни - это индивидуальная стратегия поведения личности: питание, физическая активность, сон, отсутствие или наличие вредных привычек. Определяет уровень здоровья на 50%

Ученик. Вторая группа факторов биологические или наследственность.

У одних людей от рождения крепкое здоровье, другие имеют врождённые болезни. В целом определяют здоровье на 20%. Третья группа - экологические или состояние окружающей среды.

Загрязнение воздуха, почвы и вод в различных регионах колеблются. Экологические факторы определяют состояние здоровья на 20%.

Учитель. Влияние, каких факторов принято считать самым незначительным?

Ученик. Экономических (доходы и доступность и уровень медицинского обслуживания).

Слайд №16

Учитель. Процентные показатели факторов влияющих на здоровья относительны. Однако, неоспоримо, что определяющим есть и будет оставаться образ жизни.

3. Изучение нового материала (20 мин)

3.1. Мозговой штурм (1 мин)

Слайд №17

Перед вами два коллажа из фото, попробуйте угадать, какое понятие объединяет все изображения?

Ученик. Поведение.

Ученик. Привычки.

Ученик. Образ жизни.

Учитель. Верно. Какой образ жизни изображён в левой части слайда, а какой в правой?

Ученик. В левой - здоровый образ жизни, а в правой нездоровый.

Слайд №18

Учитель. Верно. Наша новая тема «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества».

3.2. Целеполагание (1 мин)

Учитель. Настало время сформулировать цель сегодняшнего урока.

Ученик. Изучить понятие образа жизни и факторы здорового образа жизни.

Ученик. Научиться правилам здорового образа жизни.

Слайд №19

Учитель. Итак, цель урока – изучить понятие образа жизни, научиться правилам и принципам здорового образа жизни.

3.3. Работа с учебником с элементами эвристической беседы (4 мин)

Учитель. Назовите два альтернативных варианта образа жизни.

Ученик. Здоровый и нездоровый образ жизни.

Учитель. Чтобы ответить на вопрос чем отличается ЗОЖ (здоровый образ жизни) от НОЖ (нездорового образа жизни)

Слайд №20

Устно заполняем таблицу «Сравнительная характеристика ЗОЖ и НОЖ» (Приложение №2)

Учащиеся предлагают версии. Затем проверяется правильность выдвинутых предположений.

Слайд №21

Образец заполнения таблицы «Сравнительная характеристика ЗОЖ и НОЖ» (Приложение №3)

Учитель. К какому выводу можно прийти, проанализировав таблицу?

Ученик. В основном здоровье человека зависит от него самого. Если разделить признаки нашего повседневного поведения на две группы, то можно определить, какой образ жизни мы ведём.

Учитель. Молодец. А теперь наступило время физкультминутки.1. Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке. 2. Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль. 3. Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль. 

4. Потрите уши

5. Медленно наклоните голову влево, вперёд, вправо, назад

9. Повращайте кистями рук.

10. поднимите и опустите плечи пять раз

3.4. Мотивация обучения (3 мин)

Слайд №22

В седьмых классах МБОУ «СШ №2» г. Евпатории группа волонтёров из вашего класса провела анкетирование. (Приложение № 4), давайте узнаем результаты опроса.

Ученик. На вопрос «Помогает ли здоровый образ жизни достигать успеха?» 75% ответили положительно, 10% отрицательно и 15% посчитали, что ЗОЖ помогает в достижении успеха в жизни частично.

Учитель. Давайте проанализируем, насколько мнение ребят соответствует реальному положению дел.

Слайд №23

Перед вами портрет князя Александра Васильевича Суворова (13 ноября 1730 — 6 мая 1800) – великого русского полководца, военного теоретика, национального героя России, генералиссимуса  российских сухопутных и морских сил, кавалера всех российских орденов своего времени, выручавшихся мужчинам, а также семи иностранных. Этот знаменитый человек в детстве был слабым и болезненным, не годным к военной службе. Но именно мечта стать офицером российской армии позволила ему преодолеть свою природную слабость закаливанием организма и физическими упражнениями.

Слайд №24

Поль Брегг (1895 -1976) - самый известный в мире специалист по долголетию, утверждал, что его тело не имеет возраста и был при этом недалёк от истины. В детстве он был слабым, страдал учащённым сердцебиением и расстройствами желудка, но благодаря лечебному голоданию и фруктово-овощным диетам полностью излечился. Жизнь свою Брэгг положил на то, чтобы доказать превосходство своего метода, известного как «чудо-голодание». Умер в 81год.

Слайд №25

О роли физической культуры в жизни Льва Николаевича Толстого можно узнать из дневников и воспоминаний. Бег, плаванье, коньки, гимнастика на турнике и верховая езда – вот небольшой список забав известного писателя. А.И. Шифман вспоминал: «В молодости Лев Николаевич был страстным охотником. Целыми днями, а порою и неделями он вместе с братом Николаем,  поэтом А.А. Фетом и другими друзьями пропадал в лесах, охотясь на волков, медведей, лисиц и зайцев.

Слайд №26

Арнольд Шварценеггер не всегда был накачанным Терминатором. В детстве он был слабеньким и очень переживал из-за этого. Будучи долговязым хрупким подростком Арни с одержимостью занимался «бодибилдингом». Старания принесли свои плоды, Арнольду удалось пять раз завоевать титул «Мистер Вселенная» и семь раз — «Мистер Олимпия».

Полагаю, среди вас не осталось равнодушных. Наступило время подробнее ознакомиться с понятием образа жизни, выяснив его основные принципы.

3.4. Изучение нового материала (12 мин)

Учитель. На странице … учебника вы можете узнать о факторах положительно влияющих на здоровье человека и факторах отрицательно влияющих на здоровье (один ученик читает о факторах положительно влияющих на здоровье, другой о факторах влияющих противоположно).

К сегодняшнему уроку несколько творческих групп из класса подготовили краткие яркие презентации по каждой группе факторов положительно влияющих на здоровье. Два представителя каждой из групп выйдут и поделятся полученными знаниями и умениями с классом. Длительность доклада не более 2,5 минут.

1. Доклад с презентацией «Соблюдение режима дня»;

2. Доклад с презентацией «Рациональное питание»;

3.Доклад с презентацией «Закаливание»;

4.Доклад с презентацией «Занятия физической культурой»;

4. Закрепление изученного материала (5 мин)

Учитель. Работаем в малых группах (по двое за партой) У каждой группы на столе задание на листе формата А- 4 (Приложение №5) . Выполняем четыре минуты, в течение одной проверяем правильность выполнения.

Слайд №27, 28, 29

(самопроверка заданий на закрепление приложение №6).

5. Выставление оценок за устные ответы (1 мин)

Учитель. Сегодня класс работал хорошо. Наиболее активное участие приняли … (перечисляются имена и фамилии учащихся). На отлично усвоили материал….., …., они проявили грамотность и умение формулировать термины, ответы были продуманными и полными. Хорошо справились с материалом …,…,…, …, иногда допускали орфографические ошибки, не всегда были готовы дать чёткие определения, но основное содержание материала усвоили на достаточном уровне. Удовлетворительные знания изученного материала показали …, …, им стоит больше внимания уделять устной самопроверке.

6. Рефлексия (1 мин)

Учитель. Какова главная ценность, которой должны дорожить все люди на Земле?

Учащиеся. Здоровье.

Учитель. Здоровье – одна из ценностей человеческого организма. Кто должен беспокоиться о здоровье человека?

Учащиеся. Сам человек.

Слайд №30

Учитель. Рассмотрите две картины с изображением пейзажа. Александр Николаевич Аверин «На лугу» и Фёдор Павлович Решетников «Опять двойка» Выберите ту картину, которая соответствует вашему настроению.

Учащиеся делают выбор.

Учитель. Я рада, что у вас хорошее настроение. Это говорит о том. Что вы эмоционально довольны уроком. Что вам больше всего понравилось на уроке?

Учащиеся. Рассказ о роли ЗОЖ в биографиях великих людей.

Учитель. Какую часть материала вам показалась наиболее трудной?

Учащиеся. Информация о внутренних часах организма.

Учитель. Что из изученного на уроке вы знали заранее? Узнали ли вы информацию, которая вас сильно удивила?

Учащиеся. Знали о закаливании. Удивила информация о роли мышц в поддержании здоровья.

Слайд №31

Учитель. Сумели мы достичь поставленной цели?

Учащиеся. Да

7. Домашнее задание (2 мин)

Слайд №32

Репродуктивная часть задания.

Учить параграф 7.4. устно отвечать на вопросы.

Творческая часть задания.

- Письменно составить индивидуальную систему здорового образа жизни

- Прочесть азбуку здоровья (Приложение №7), объединить советы азбуки в три группы: физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье, духовное здоровье, комплексные.

- Попробовать самостоятельно сочинить советы на 2-3 буквы.

Использованная литература

1. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю. Абросимова и др. – Казань: «Медицина», 2007. - 220 с

2. Арнольд Шварценеггер «Вспомнить всё. Моя невероятно правдивая история» Издательство: «Эксмо» 2013 г. ISBN: 978-5-699-62657-1 

3. Белик Э.В. Валеология: Справочник школьника. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004. -512с.

4. Гафаров В.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога / В.В. Гафаров и др. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. – 280 с. 4. Здоровье, состояние организма // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

5. Моськин А. «Большая энциклопедия здоровья Поля Брегга» http://booksonline.com.ua/index.php?author=Моськин%20А.〈=

6. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 сьский центр «Академия», 2007. - 256 с.

7. Мишель Монтень. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Tом I. Пер. с фр. - М.: Голос, 1992. - 384 c. ISBN 5-7055-0851-2

8. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Издатель

9. «Наука побеждать» — М.: Эксмо, 2011. — 480с., илл. — (Великие полководцы мира).

10. Павел Басинский "Лев Толстой: Бегство из рая". (М., АСТ, 2010)

11.«1000 ответов на вопросы, как вернуть здоровье / Сергей Бубновский.»: Эксмо; Москва; 2014 ISBN 978-5-699-75851-7

12. Физическая культура и здоровье: учебник / Под ред. В.В. Пономарёвой. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. - 352 с

13) Филиппов, П.И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни / П.И.Филиппов, В.П.Филиппова. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. - 288 с.

14) Яблоков А.В. Здоровье человека и окружающая среда. - М. 2007. - 186 с. - ISBN 978-5-903709-01-4.

15) http://health5ever.org/

infourok.ru

«Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества»

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СОШ №2» г. Сафоново Смоленской области Егорова Марина Евгеньевна

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

Преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ «СОШ №2» г. Сафоново Смоленской области

Егорова Марина Евгеньевна

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде, а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде, а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции.  Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. 

Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Физическое здоровье Соблюдение личной гигиены Рациональное питание Двигательная активность Оптимальное сочетание умственного и физического труда Отказ от вредных привычек

Физическое здоровье

Соблюдение личной гигиены

Рациональное питание

Двигательная активность

Оптимальное сочетание умственного и физического труда

Отказ от вредных привычек

Умение жить в гармонии с собой и окружающими Духовное здоровье Друзья Родители Общество

Умение жить в гармонии

с собой и окружающими

Духовное здоровье

Друзья

Родители

Общество

труда питания воспитания образования Социальное здоровье жизни отдыха Условия уровень культуры

труда

питания

воспитания

образования

Социальное здоровье

жизни

отдыха

Условия

уровень

культуры

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья Составляющие ЗОЖ: - воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; - окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье; - отказ от курения, употребления наркотиков и алкоголя. - здоровое питание; - движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных и физиологических особенностей;

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья

Составляющие ЗОЖ:

- воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье;

- отказ от курения, употребления наркотиков и алкоголя.

- здоровое питание;

- движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных и физиологических особенностей;

  • личная и общественная гигиена;
  • закаливание.
Факторы, влияющие на здоровье:

Факторы, влияющие на здоровье:

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

  • стресс;
  • болезни;
  • загрязнение окружающей среды;
  • курение;
  • алкоголь;
  • наркотики.
Правила здорового образа жизни

Правила здорового образа жизни

Синквейн «Здоровье» 1 строчка - существительное 2 строчка - 2 прилагательных 3 строчка - 3 глагола 4 строчка - фраза выражающая отношение к предмету 5 строчка - синоним обобщающий или расширяющий смысл понятия

Синквейн «Здоровье»

1 строчка - существительное

2 строчка - 2 прилагательных

3 строчка - 3 глагола

4 строчка - фраза выражающая отношение к предмету

5 строчка - синоним обобщающий или расширяющий

смысл понятия

Рефлексия Выбрать смайлик выражающий ваше настроение в конце урока

Рефлексия

Выбрать смайлик выражающий ваше настроение

в конце урока

Домашнее задание

Домашнее задание

  • § 8.4 учебника
  • подготовить сообщение о ЗОЖ в вашей жизни
  • закончить памятку «Береги своё здоровье»
Источники

Источники

  • Учебник 8 класса «Основы безопасности жизнедеятельности», А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ здоровье
  • http://tainy.net/23436-duxovnoe-i-fizicheskoe-zdorove-dva-aspekta-razvitiya-lichnosti.html
  • http://world4women.ru/health/zdorove-i-zdorovyj-obraz-zhizni.html
  • http://www.sunhome.ru/philosophy/14882
  • http://www.live-active.ru/mens/food/2
  • http://www.sci-lib.net/index.php?showtopic=6156
  • http://www.nashitraditsii.ru/fizkultura
  • http://www.bienhealth.com/articles/children-hygiene/
  • http://tomalogy.org/love/roditeli-ne-zabyvajte-o-svoix-potrebnostyax.html
  • http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-52591/
  • http://biolog3107.ucoz.ru/index/zozh/0-14
  • http:// neosports.ru/pitaemsya-pravilno/osnovy-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-podrostkov.html

videouroki.net

Здоровый образ жизни, как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Консультация для воспитателей

«Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский.

В настоящее время в России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Это говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения. Поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического развития ребёнка-дошкольника. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально - педагогических технологий здоровье сберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни.

Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшения здоровья. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Где основой являются еженедельная познавательная, интегративная и физкультурная НОД, партнёрская совместная деятельность педагога и ребёнка в течение дня. Целью оздоровительной работы в дошкольном учреждении является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Основные компоненты ЗОЖ:

- рациональный режим;

- правильное питание;

- двигательная активность;

- закаливание организма;

- сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она включает в себя результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому детский сад и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.

У некоторых детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребёнка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

infourok.ru

Урок на тему «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья»

План-конспект

открытого урока

Основ безопасности жизнедеятельности

по теме

«Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья»

проведённого в 8 классе МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа» в рамках методического объединения преподавателей - организаторов ОБЖ (ОВС) Советского района

12 февраля 2015 года

Составил: преподаватель – организатор ОБЖ (ОВС)

Орешкин Сергей Валериевич

Разработка урока на тему:

"Здоровый образ жизни как необходимое условие

сохранения и укрепления здоровья"

8 класс

Орешкин Сергей Валериевич, преподаватель - организатор ОБЖ (ОВС) 1 категории

Дата: 12. 02. 2015 год.

Класс: 8

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.

Тема урока: «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья»

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: учебники Т.А.Смирнова « ОБЖ- 8», раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, презентация, видео ролик.

План урока.

1. Понятие «здоровье»

2. Понятие «здоровый образ жизни»

3. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека

4. Основные направления формирования индивидуальной системы здорового образа жизни

5. Показ видеоролика

Цель урока:

Формирование здорового образа жизни как необходимой ценности.

Задачи:

  1. Рассмотреть общие понятия и определения здоровья и здорового образа жизни.

  2. Изучить основные направления здорового образа жизни.

  3. Воспитывать у учащихся чувства необходимости ведения ЗОЖ, заинтересованности в укрепление и сохранение своего здоровья.

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания в виде ответов на тестовое задание. Учащиеся отвечают на 5 вопросов в раздаточных карточках, по пройденным темам: «Эвакуация населения», «Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера».

2. Учитель тему урока не называет и говорит о том, что сегодня “Урок выбора”. Ученики из анкеты, которая лежит на парте, должны выбрать четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.Цель анкетирования: Выявить приоритеты жизненных ценностей обучающихся.

АНКЕТА«ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»1 ДЕНЬГИ2 ОБРАЗОВАНИЕ3 ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ РАБОТА (ДОЛЖНОСТЬ)4 СЕМЬЯ5 КАРЬЕРА6 ЗДОРОВЬЕ7 НЕДВИЖИМОСТЬ8 ПРЕСТИЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ9 ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА10 СЧАСТЬЕ

Опрос учащихся: какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили. Беседа с учащимися.

Учитель. В мире существует более 1000 неизлечимых заболеваний. Некоторые заболевания редкие и встречаются в единичных случаях, на 10000-20000 тыс. человек, некоторые встречаются чаще в виде инфекционных заболеваний, например: СПИД, лихорадка Эбола и т.д.

Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но он неизлечимо болен (парализован), сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью? Учитель. Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемую работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист? Некоторые из вас на первое место выбрали семью, но представьте, что в семье тяжело больной человек, за которым необходим ежеминутный, ежечасный уход. Счастлив ли данный человек, и счастлива ли данная семья?Вопрос к учащимся: Что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?

3. Вопрос к учащимся: определите тему сегодняшнего урока?Работа по теме: “Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья” (Слайд 1)

Вступительная беседа: Что такое здоровье?* Определение понятия здоровье человека, обучающиеся самостоятельно ищут в учебнике

(& 7.1 стр. 164) и записывают в тетрадь.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – “это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов” (слайд 2)

4.Вопрос к учащимся: что является главным критерием здоровья человека?

Ответ: Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций. (слайд 3)

Рассмотрим продолжительность жизни населения, отображенную на следующем слайде.ЕВРОПА - 74.9 лет.США - 75.0 лет.КАНАДА - 76.0 лет.РОССИЯ - 57.7 лет (мужчины).ЯПОНИЯ - 87.5 лет.ИСЛАНДИЯ - 80.0 лет.(слайд 4)5. Учитель. Национальный центр статистики США опубликовал причины, которые уменьшают продолжительность жизни населения: заболевания сердечно - сосудистой системы – 17.5 лет жизни, раковые заболевания - 2.5 года, отсутствие здорового образа жизни – 22.5 года.Если в государстве преобладает смертность над рождаемостью, то говорят о том, что нация вымирает, а вместе с нацией “умирает” государство.6. Учитель: Как вы думаете, какие факторы влияют положительно на здоровье человека?

Факторы, положительно влияющие на здоровье человека:

  1. Соблюдение режима дня;

  2. Рациональное питание;

  3. Закаливание;

  4. Занятия физической культурой и спортом;

  5. Хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. (Слайд 5)

7. Я хотел бы немного остановиться на закаливании! Маша нам расскажет про знаменитого человека Учителя Иванова Порфирия Корнеевича. Рассказ Маши Козловой.

Фото «Детка» (Слайд 6)

Учитель делает дополнение. Народный мудрец Порфирий Иванов назвал свое учение о природном оздоровлении человека – “Детка”, с помощью нее можно достичь гармонии тела, ума и души. В основе “Детки” лежит понятие “закалка”, однако это не просто закалка от простуды, это закалка от любых неблагоприятных воздействий, а также вредных привычек.

При этом учитель раздает «Памятки» учащимся и гостям.

8. Учитель. Как вы думаете, какие факторы влияют отрицательно на здоровье человека?

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека:

  1. Курение;

  2. Употребление алкоголя, наркотиков;

  3. Эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими;

  4. Неблагополучная, экологическая обстановка в местах проживания. (Слайд 7)

Хочется, чтобы вы задумались о состоянии своего здоровья и определили, насколько здоровый образ жизни вы сами ведете и наметили пути совершенствования своего здоровья.

9. Учитель зачитывает исторические факты.

Давно известно, что физическое состояние тела действует на психофизическое здоровье человека.

Накопленная в течение многих веков мудрость говорит о том, что человечество всегда ценило здоровье, поощряло крепость духа и умеренность в потреблении телесных благ. В сказках, мифах, легендах многих народов прославляются сильные, смелые, выносливые, трудолюбивые люди и высмеиваются лентяи, обжоры, пьяницы (Соловьев М.Г.,1999).

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и умной истине стоит помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаляться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

10. Учитель. От чего зависит здоровье человека? (от образа жизни, поведения)

Факторы здоровья

Ученые провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье.

Первый фактор – это наследственность, которая оказывает влияние на все стороны здоровья человека. Степень влияния наследственности на здоровье человека. По мнению специалистов, может составлять 20%.

Второй фактор – влияние окружающей среды в местах проживания. Степень ее влияния на здоровье может составлять также 20%.

Третий фактор - влияние медицинского обслуживания на здоровье человека. Этот фактор может составлять до 10%.

Четвертый фактор – влияние образа жизни человека на его здоровье. Этот фактор составляет 50%. (Слайд 8)

11. Учитель. Вопрос: почему люди не заботятся о своем здоровье? (ответы обучающихся)

На вопрос, почему люди, заранее зная и понимая, делают то, что идет во вред их здоровью, ответить не так-то легко. Ведь не напрасно понятие о здоровье определяется не только отсутствием болезни, но и как состояние полного комфорта – физического, психического и социального (Соловьев М.Г., 1999).

    В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек.

Здоровье человека – это личная и общественная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства. (Слайд 9)

Модель здоровья школьника

12. Учитель. Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел. А кто болел один раз в году? А кто два и более раз?

Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка! Давайте изменим установку и запомним: что человеку естественно быть здоровым.

Ученые доказывают, что человек должен жить 150-200 лет! Так, например, древние греки (пеласги) считали, что умереть в 70 лет – это то же самое, что умереть в колыбели. Как свидетельствуют историки, продолжительность жизни пеласгов составляла около 200 лет. При этом до конца своих дней они сохраняли жизненные силы и не седели. (Слайд 10)

А какие усилия надо предпринять, чтобы укреплять свое здоровье с юных лет?

Учащиеся рассуждают по этому вопросу. Мне очень хочется, чтобы вы по-новому взглянули на себя, свой организм, который столь совершенен и уникален, чтобы еще больше ценили драгоценный дар жизни и вели здоровый образ жизни.

13. Подведение итогов урока

Практика показывает, что у многих людей, в особенности у молодежи, размылось, утратило ценность и цельность представления о здоровье. В сознании же многих людей оно накрепко связано именно с лечением. Но ведь лечить можно бесконечно, здоровья это не прибавит!

Между тем здоровье человека, в первую очередь, зависит, прежде всего, от условий и образа жизни. Необходимо выработать в себе привычку проявлять элементарную заботу о сохранении здоровья, об укреплении и создании его резервов.

Сберечь и увеличить резервы физического и психического здоровья людей – означает, без всякого преувеличения, приумножить потенциал могущества страны. Повсеместное утверждение здорового образа жизни – дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается каждого из нас.

Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей.

14. Просмотр видеоролика на тему здоровый образ жизни.

15.. Учитель. А теперь похлопаем в ладоши. Громче, громче, громче!!! Почему у вас улучшилось настроение?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Ответы: весело, задорно, массаж ладоней и так далее.

Учитель. Да ребята, на ладонях у нас огромное количество биологически активных точек, которые “массажируют” через аплодисменты наши внутренние органы и улучшают настроение. Вот почему после посещения театров, концертов всегда отличное настроение.

Выразите свои мысли и чувства по сегодняшнему уроку, употребив одно предложение или словосочетание.

infourok.ru

Зож как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

ЗОЖ как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

http://avk.40424s001.edusite.ru/

Здоровый образ жизни

Сохранение здоровья требует от каждого человека целенаправленного и постоянного труда. Никто, кроме вас самих, в полной мере о сохранении вашего здоровья не позаботится.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни

ЗОЖ – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде, а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Здоровый образ жизни

ЗОЖ создает условия для нормального течения физиологических и психических процессов, снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

При рискованном образе жизни жизненные силы организма расходуются на компенсацию вредных влияний. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни

Каждый человек для сохранения и укрепления здоровья создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения.

Образ жизни – это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, нормах поведения, знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни

Таким образом, ЗОЖ – это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которая соблюдается с удовольствием и уверенностью, что даст положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья.

ЗОЖ – это система, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье.

Чтобы, создаваемая вами система ЗОЖ имела привлекательность, необходимо постоянно хорошо видеть конечную цель усилий. Это – достижение полного благополучия для себя, общества и государства.

Здоровый образ жизни

Домашнее задание:
  • § 7.4., стр. 174 – 178.

  • Ответить на вопросы и задания на стр. 178.

http://avk.40424s001.edusite.ru/

rpp.nashaucheba.ru

План конспект «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества». Учебные цели занятия

Слайд 1

Слайд 2

1 учебный вопрос: Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье — это бесценный дар, который дан человеку самой природой.

Слайд 3

Здоровье (ВОЗ) — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Это согласованное действие всех систем организма и личности, и изменение в любом из них обязательно сказывается на здоровье в целом.

Человек рассматривается как гармоничное единство телесного, психического и духовного.Слайд 4

Физическое здоровье человека — это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать.Слайд 5

Духовное здоровье человека — это здоровье его разума. Оно зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания.Слайд 6

Человек — не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определенных общественных условиях. Они отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связано социальное здоровье. Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду условия жизни человека, его труда, отдыха, питания, жилья, а также уровень культуры, воспитания и образования.Основные составляющие здорового образа жизни:

  • оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении
  • закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям
  • рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ
  • соблюдение режима труда и отдыха
  • личная гигиена
  • экологически грамотное поведение
  • психическая и эмоциональная устойчивость
  • сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем
  • отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков
  • безопасное поведение дома, на улице и в учебном заведении, позволяющее избежать травм и других повреждений

Основные показатели здоровья населения:

1. Уровень рождаемости

2. Уровень заболеваемости

3. Уровень долголетия

4. Уровень смертностиЗабота о здоровье определяется собственным отношением человека к самому себе. Только он сам может сохранить здоровье либо его разрушить.

Факторы, влияющие на здоровье человека наглядно представлены на слайде.Слайд 7, 8ЗОЖ – это сознательный выбор, система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на его здоровье, и выбор алгоритма поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья.В эволюции человека велика роль как биологических, так и социальных факторов, но доля вклада этих факторов на каждом этапе эволюции различна. На определенном этапе эволюция пошла по линии интеллектуализации приматов: наиболее существенными для естественного отбора стали не морфологически и функционально полезные, а интеллектуально полезные признаки. А для интеллекта нужны более совершенные структуры с хорошо развитой «новой» корой. Для этого необходимо время и тренировка мозга, а также влияние социальной среды. Поэтому у человека удлинился детский период (~ до 20 лет) — развитие человека направлено на развитие мозговых структур.Слайд 92 учебный вопрос: Особенности физического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств.Слайд 10В развитии ребенка социальная среда формирует и биологию, и психику человека.Предпосылки формирования психики формируются еще до появления ребенка на свет, во внутриутробном периоде. Нервная система закладывается на третьей неделе беременности, а уже на шестом месяце достаточно сформированы все отделы мозга. В этот период своего бурного роста и развития мозг очень чувствителен к действию неблагоприятных факторов, в частности связанных с нездоровым образом жизни беременной.

В формировании зачатков психики во внутриутробном периоде определенную роль играют сигналы, поступающие извне (в частности - голос матери, звуки). Положительное влияние на психику ребенка оказывает прослушивание беременной музыкальных произведений, выполнение физических упражнений, рациональное питание, отказ от вредных привычек, соблюдение режима и пр. Только в этом случае ребенок рождается здоровым и обладает необходимым набором рефлексов, позволяющим ему адаптироваться к новым условиям.

На раннем этапе онтогенеза продолжается совершенствование деятельности мозга: на базе врожденных безусловных рефлексов появляются новые, формируются анализаторы, усложняются формы поведения.

На самом раннем этапе жизни для становления психики ребенка очень важны полноценное питание и адекватная двигательная активность: чем больший объем движений осуществляет ребенок, особенно руками и пальцами, тем гармоничнее развивается головной мозг и активнее идет развитие интеллекта, речи.

В грудном возрасте (до 1 года) и в раннем детстве (1-3 года) огромное значение имеет телесный и позже эмоциональный контакт ребенка с матерью, отцомВ дошкольном возрасте (3-6 лет) психика ребенка делает очередной шаг в своем становлении, обусловленный совершенствованием тормозных механизмов, их стабилизацией. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, однако их эмоции неустойчивы, носят характер аффектов. Постепенно аффективная сфера снижается, и на передний план выходит словесное мышление с внутренней речью, которая начинает преобладать над информацией от органов чувств. Второе детство (7-10 лет) – младший школьный возраст. Начало обучения в школе, как правило, совпадает с характерным для этого возраста психологическим кризисом развития ребенка: у него изменяется восприятие (себя, своего положения, окружающих ценностей и т. д.). Неудачи могут приводить к формированию комплексов неполноценности, оскорбленного самолюбия и т.д.

В младшем школьном возрасте характер ребенка начинает только складываться, поэтому импульсивность, недостаточное развитие волевых процессов, капризы, упрямство наблюдаются еще часто. В этот период растет умение проявлять волевые усилия. Они обнаруживаются и в умственной деятельности, и в поведении. Начинают формироваться произвольные умственные действия, такие как намеренное запоминание, волевое внимание, направленное и стойкое наблюдение, упорство в решении различных задач. Ситуация социального развития ставит детей в условия, при которых они должны развернуто обосновывать справедливость своих высказываний, действий и поступков. На этой основе формируется у младших школьников умение как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия - основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им, психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

Подростковый возраст (11-12 до 14-15 лет) связан с половым созреванием, определяемым эндокринными изменениями в организме. Под действием половых гормонов происходит усиление уровня обмена веществ, что интенсифицирует рост, развитие, накопление мышечной массы, появляются вторичные половые признаки. Физиологические системы развиваются не одновременно.

В этот период идет становление половой идентичности, сексуальной ролиВо второй фазе подросткового периода (13-15 у девочек, 15-16 у мальчиков) возможны нарушения психического баланса, и у подростков могут проявляться значительная обидчивость, неадекватные реакции на замечания, наблюдаются резкие перепады настроения, признаки негативизма и вспыльчивости. Повышен интерес к собственной внешности.У мальчиков-подростков развитие взрослости связано с их активной ориентацией на определенное содержание мужского идеала - качества "настоящего мужчины". Это, с одной стороны - сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой - верность дружбе и товарищам. Значительная часть мальчиков начинает развивать у себя силу воли и волевые качества различными упражнениями.

Волевые качества школьниц-подростков не проявляются столь выражено. Различие между девочками и мальчиками в школьных делах заключается в том, что для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять и смысл, и значение мероприятия. Большинство девочек не имеют выраженных волевых качеств и не стремятся их развивать. Исключение составляют школьницы, занимающиеся спортом и дополнительным образованием.

У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.

Таким образом, для учащихся средних классов характерно развитие волевой сферы - настойчивости, упорства в достижении цели, умении преодолевать преграды. При этом у многих из них, особенно у мальчиков, явно проявляется сознательное стремление к развитию волевых качеств.Отличительной особенностью старших подростков является достаточно высокий уровень у большинства из них сознательного самоконтроля над волевым действием. Юноша обладает умением целенаправленно и разумно найти полезное для себя и окружающих дело. Может смоделировать свое поведение, все взвесить, настроить себя на действие. В этом возрасте человек способен полностью осуществлять волевое действие, осознанно регулировать свою деятельность и поведение.Юношеский период (20-22 лет) уже мало отличается от зрелого. Главная отличительная черта этого периода – повышенная эмоциональность и как следствие низкая психофизиологическая устойчивость по сравнению с более зрелыми людьми.

Окончательный выбор жизненного пути чаще всего происходит в этом возрасте.Слайд 11

«Всем достижениям цивилизации человечество обязано детству»Выбор большой жизненной цели и здорового образа жизни, как и его достижение, требует от человека приложения определенных волевых усилий.Как воспитать у себя сильную волю и твёрдый характер? Эти качества утверждаются у человека, прежде всего, при преодолении различных препятствий – внутренних и внешних. Внутренние препятствия создаются самим человеком – его ленью, пугливостью, упрямством, ложным самолюбием, стеснительностью, пассивностью, сомнениями. Внешние препятствия могут создаваться со стороны других людей, трудностями выполнения задачи, профессиональными сложностями и др.Слайд 12Для утверждения твёрдого характера необходимо воспитать в себе определённые волевые черты, а именно:

- принципиальность;

- самостоятельность;

- целеустремлённость;

- решительность;

- настойчивость;

- выдержку и самообладание;

- смелость и мужество. Не брезгуйте начинать учиться владеть собой с мелочей – именно так и поступали многие известные сильные личности, и постепенно научились «держать себя в кулаке».Если у Вас неблагополучно с дисциплиной, пунктуальностью, с оценками, то и начинайте с преодоления этих недостатков. Воспитывать твёрдый характер можно и с выработки положительных привычекСлайд 13Самостоятельность – волевое качество, которое проявляется в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бороться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоятельность не исключает использование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цели.Противоположными самостоятельности качествами являют внушаемость и негативизм. Внушаемости подвержены все безвольные люди, которые не знают как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей. Они часто сомневаются в правильности и целесообразности своих действий и легко попадают под влияние эгоистичных безнравственных людей.

Негативизм – отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди. Негативизм чаще всего проявляется у подростков, которые стремятся показать свою самостоятельность и независимость от взрослых.Решительность – одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения.. Решительный человек способен быстро выбрать наиболее важную цель, всесторонне обдумать способы ее достижения и предусмотреть возможные последствия своего поведения.Нерешительность – отрицательное волевое качество, которое мешает человеку быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие. Нерешительный человек проявляет колебания при выборе цели, не знает какую цель ему предпочесть, испытывает сомнения в правильности выбранной цели, боится возможных последствий своих действий. Настойчивость – самое важное волевое качество. Настойчивый человек планомерно и неуклонно идет к намеченной цели, невзирая на все препятствия, встречающиеся на его пути. Он может кропотливо шаг за шагом идти по намеченному пути, не останавливаясь при неудаче и не поддаваясь никаким сомнениям и противодействиям со стороны других людей. Этот человек может настоять на своем, убедить других в своей правоте и мобилизовать их на решение поставленной задачи. Люди, не обладающие настойчивостью, проявляют нетерпеливость и поспешность в своих действиях, стремясь как можно быстрее прийти к намеченной цели, хотя не всегда им это удается.Упорство – волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, невзирая на все преграды и противодействия. Упорный человек убежден в правильности выбранного пути, понимает целесообразность своих действий и необходимость получения нужных результатов. Если при сложившихся обстоятельствах достижение поставленной цели оказалось нецелесообразным, то человек, идущий до этого упорно к ней, может отказаться от нее или отложить ее достижение до более подходящего времени.Упрямство – является отрицательным волевым качеством, противоположным упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент. Однако, несмотря на это он упрямо продолжает действовать, не считаясь ни с кем и ни с чем, руководствуясь только своими эгоистическими желаниями и соображениями. Как правило, упрямый человек часто получает результаты обратные тем, которые он ожидал.Выдержка – одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели. Выдержка может проявляться в стойкости человека, в его способности противостоять неблагоприятным факторам и довести дело до конца, даже в экстремальной ситуации. Сдержанный человек не будет действовать необдуманно. Он здраво оценит обстановку и свои возможности, тщательно спланирует свои действия и выберет наиболее подходящий момент для достижения цели. Если нужно он может прекратить свои действия, отложить начатое дело до того времени, когда будут созданы наиболее благоприятные условия.Самообладание – волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы. Самообладание нужно часто проявлять человеку не только в обыденной жизни, но и в условиях опасных для его жизни. Оно помогает человеку преодолеть страх, панику и малодушие. Человек, владеющий собой, уверен в своих силах, способен целесообразно действовать в любой ситуации и достигнуть высоких результатов в своем поведении и деятельности.Все эти качества не существуют в готовом виде у человека, а формируются и развиваются в процессе жизниСлайд 14 Существует целый ряд правил и приемов воспитания и самовоспитания воли, которые надо знать и по возможности соблюдать.

Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.

Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены.

Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо доводить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.

Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. Надо сначала научиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.

Если не получается какое-либо дело не бросай его. Прояви выдержку и терпение, начни все сначала, исправь допущенные ошибки, придумай более рациональные способы и приемы его осуществления.

Оказавшись в экстремальной ситуации не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено несмотря ни на какие препятствия.

Приступая к делу сначала спланируй его выполнение, потом предусмотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах своих действий и о их последствиях.Самый мощный резерв и одновременно метод регуляции психического состояния – знание: знание о себе самом, о преобладающих инстинктах, установках, темпераменте и др. При самоанализе человек должен и может, прежде всего, понять особенности собственного «Я».Известно, что всякое волевое действие можно структурировать следующим образом: 1) осознание цели и стремление достичь;

2) осознание возможностей достижения цели;

3) принятие решения;

4) исполнение.

Как воспитать у себя сильную волю и твёрдый характер? Эти качества утверждаются у человека, прежде всего, при преодолении различных препятствий – внутренних и внешних. Внутренние препятствия создаются самим человеком – его ленью, пугливостью, упрямством, ложным самолюбием, стеснительностью, пассивностью, сомнениями. Внешние препятствия могут создаваться со стороны других людей, трудностями выполнения задачи, профессиональными сложностями и др.Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл: человек творит не только материальный мир, но и мир души своей. Ведь действия, совершаемые нами изо дня в день в течение какого-то времени, становятся для нас обычными и естественными, и мы попросту перестаем задумываться, хороши они или плохи. А затем уже наш характер, сложившийся в результате поведения, становится тем компасом, который направляет нас в бурном житейском море в продолжение всего плавания. Но ведь каждому воздается по тому, что он делает, что бы мы ни думали по этому поводу и сколько бы ни ссылались на случайности, совпадения и прочие не зависящие от нас обстоятельства. Слайд 15 «Синквейн»

15

мин

20

мин

Внимательно слушают.

Делают записи в тетрадях. При необходимости отвечают на вопросы, задают вопросы, просматривают слайды

eco.na5bal.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность