НОВОСТИ |
Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья (стр. 1 из 6). Роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни3. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. Основы здорового образа жизни студентаПохожие главы из других работ:Биоритмы и их роль в жизнедеятельности человека 1. Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человекаБиологические ритмы - это периодическое повторение изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах [2]. Выдающийся хронобиолог Ф... Влияние алкоголя на внутриутробное развитие плода Алкоголь, как фактор риска для здоровьяПрежде чем начать разговор об алкоголе как одном из факторов риска для здоровья, следует, по-видимому, обратить внимание на тот факт, что неблагоприятные последствия, связанные с приемом алкоголя... Естествознание в контексте человеческой культуры 4 Иерархия уровней культуры. Естественная и гуманитарная культурыУровни культуры организованы иерархически: существуют общие места большей или меньшей значимости, при этом одни культуры зависят от других. Так можно выстроить обычную иерархическую цепочку таких культур, как: естественных, гуманитарных... Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе I.2. Диагностика уровня здоровьяОкружающая человека среда чрезвычайно разнообразна и многофакторна, что создаёт определённые трудности в оценке взаимоотношений этого множества с организмом человека... Здоровье школьников: проблемы и пути решения 4. Исследование здоровья учащихся МОУ СОШ №2По результатам исследования характерных заболеваний учеников в своей школе, я составила таблицу. Заболевания Причины возникновения Профилактика 1. Диффузный зоб... Основы здорового образа жизни студента 1. Понятие здоровья и его функциональные проявленияГоворя об определении понятия здоровья, следует отметить, что в этому вопросу существуют различные подходы... Основы здорового образа жизни студента 2. Образ жизни студента, его взаимосвязь с уровнем здоровьяОбраз жизни - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. При этом факторы внешней среды разделяются на физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества)... Оценка физического здоровья студентов 4 курса 1.2 Понятие физического здоровья. Группы здоровьяПо мнению В.П. Казначеева, здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его жизни... Состояние физической системы. Динамические, статистические закономерности в природе 1. ПОНЯТИЕ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫПонятие состояния физической системы является центральным элементом физической теории. Казалось бы, в науке речь должна идти только о закономерностях в поведении различных явлений природы. Открытие этих закономерностей... Физиологические основы развития утомления РАЗДЕЛ 3. УТОМЛЕНИЕ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕУтомление при двигательной активности человека бесконечно разнообразно. Оно выражается в изменениях при трудовой, спортивной и других формах его деятельности и захватывает как весь организм, так и часть его... Физиологические основы развития утомления 3.1 Утомление при локальной физической нагрузкеУтомление при локальной нагрузке наблюдается в работе отдельной мышцы или группы мышц. В опытах на эргографе Моссо показано, что при работе человека в процессе нарастания утомления амплитуда, сила и быстрота мышечных сокращений уменьшаются... Физиология дыхания 6. Особенности дыхания при физической нагрузке и при измененном парциальном давлении.В различных условиях среды обитания системы нейрогуморальной регуляции дыхания и кровообращения функционируют в тесном взаимодействии как единая кардиореспираторная система... Физическая картина мира Глава 4. Становление современной физической картины мираВ конце XIX в. и начале ХХ в. в естествознании были сделаны крупнейшие открытия, которые коренным образом изменили наши представления о картине мира. Прежде всего, это открытия, связанные со строением вещества... Физическая концепция естествознания 2. Роль внутренних и внешних факторов в формировании физической картины мираОчевидно, что на эволюционном этапе развития физики важнейшие физические знания развиваются по преимуществу под влиянием внутренних факторов... Что такое биоритмы 3. Нетрадиционные методы оценки функционального состояния здоровьяПризнавая значимость достижений в области валеологии и тех ее методов, которые успешно развиваются в рамках использования различных форм оздоровительной физической культуры... bio.bobrodobro.ru РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯКоличество просмотров публикации РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ - 357 ТЕМА 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. Контрольные вопросы Заключение Биология человека изменилась мало. Человек и сейчас рождается с огромным запасом прочности. Средство сохранения резервов организма – двигательная активность, физкультура. Нужны значительные нагрузки, высокий темп упражнений – тысяча движений за 25-40 минут. Гарантия безопасности – постепенность нагрузки. Специалисты говорят, чтобы достигнуть максимума нагрузок для здорового человека – нужно 6 месяцев. Познание самого себя является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности специалиста в условиях современных воздействий внешней среды. Формирование физической культуры личности будущего специалиста при этом немыслимо без умения рационально корректировать своё состояние средствами физической культуры и, прежде всего двигательной активностью. Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. Выполняя разнообразные и сложные движения человек может осуществлять трудовую деятельность, общаться с другими людьми, заниматься спортом и т.д. При этом организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях. Под влиянием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды. Экспериментальные данные подчёркивают стимулирующее влияние оптимально организованной двигательной активности на уровень умственной работоспособности студентов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать заключение, что двигательная функция – основная функция человеческого организма, которую следует постоянно совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности, в т.ч. и умственной. Люди, не занимающиеся физической культурой, спортом, физическим трудом утверждают, что действия, требующие больших физических напряжений, считаются как вредные, истощающие организм, Это неверно. О важности значения активной мышечной деятельности для поддержания крепкого здоровья, высокого уровня работоспособности академик Амосов Н.М. писал: ʼʼНадёжно ли спроектирован организм? Да. Очень. Он был рассчитан на дикое состояние – голод, холод, инфекции, страх, крайние физические напряженияʼʼ. 1. Организм. Его функции. Взаимодействие с внешней средой. Гомеостаз. 2. Регуляция функций в организме. 3. Двигательная активность как биологическая потребность организма. 4. Особенности физически тренированного организма. 5. Костная система. Влияние на неё физических нагрузок. 6. Мышечная система. Скелетные мышцы, строение, функции. 7. Напряжение и сокращение мышц. Изотонический и изометрический режим работы. 8. Сердечно-сосудистая система. Функции крови. Систолический и минутный объём крови. Кровообращение при физических нагрузках. 9. Работа сердца, пульс. Кровяное давление. 10. Дыхательная система. Процесс дыхания. Газообмен. Регуляция дыхания и его особенности. Дыхание при физических нагрузках. 11. Жизненная ёмкость лёгких. Кислородный запрос и кислородный долᴦ. 12. Пищеварение. Его особенности при физических нагрузках. 13. Утомление и восстановление. Реакция организма на физические нагрузки. 1 Понятие ʼʼЗдоровый образ жизниʼʼ Что мы вкладываем в понятие ʼʼЗдоровый образ жизниʼʼ? очень многие ответили бы на данный вопрос так: ʼʼНе пить, не курить, делать зарядку!ʼʼ. Все верно. Но нам крайне важно более глубоко рассмотреть это понятие, что бы не только знать о здоровом образе жизни, но и следовать ему. Итак, что такое жизнь? С точки зрения биологии, жизнь — это особый вид материального взаимодействия генетических объектов, которые осуществляют синтез (производство) себе подобных генетических объектов. Или жизнь - это период существования организма от момента появления до его смерти. Метафизик М. Ф. К. Биш, определил жизнь как совокупность явлений, сопротивляющихся смерти. А материалист-диалектик Ф. Энгельс говорит: ʼʼЖизнь есть способ существования белковых тел…ʼʼ. И таких определений, научных и не научных великое множество. Мы же в своей обыденной жизни привыкли определять жизнь, как все, что появляется, существует, развивается и растет вокруг и внутри нас. Мы позиционируем себя как частичку жизни, мы сами и есть жизнь, ᴛ.ᴇ. мы существуем, развиваемся, и растем, в случае если образ нашей жизни соответствует определенной норме. И норму эту принято называть Здоровьем. Здоровье — состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. По уставу ВОЗ: ʼʼЗдоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физического недостатка, а состояние хорошего общего физического, умственного и социального самочувствияʼʼ. Т.о. здоровье - ϶ᴛᴏ всегда норма, а любое отклонение от нее есть болезнь. По этой причине не совсем верно выражение: ʼʼУ меня плохое здоровьеʼʼ. Вернее было бы говорить: ʼʼЯ не здоровʼʼ. Здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей и на протяжении всей жизни подвергается влиянию различных факторов, соответственно изменяясь в лучшую или худшую сторону. В процессе старения состояние здоровья постепенно ухудшается. Начало процесса старения зависит от биологического возраста человека, который у каждого определяется индивидуально. Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Наш организм обладает свойством саморегуляции (как и все живое). В случае если все органы и системы работают в пределах нормы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, ᴛ.ᴇ. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, изучение культуры и знание истории, отказ от вредных привычек, неприятие аморального поведения в обществе. Физически и психически здоровый человек должна быть ʼʼнравственным уродомʼʼ, в случае если он пренебрегает нормами морали. По этой причине социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Про таких говорят ʼʼвечно молодʼʼ. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек нужнолго сохраняет молодость. Итак, мы определили, что здоровый образ жизни - ϶ᴛᴏ нормальный образ жизни. Потому что здоровье - ϶ᴛᴏ норма. При этом к определению понятия норма можно отнестись скептически, потому что четкого определения и не существует. Понятие нормы условно. Справка из википедии: Норма (лат. norma — дословно ʼʼнаугольникʼʼ, переносное значение ʼʼправилоʼʼ) — регулирующее правило, указывающее границы своего применения. Каждый человек не повторим, индивидуален во всех своих проявлениях жизнедеятельности. И всегда можно сказать, что у каждого человека свои нормы здоровья, поведения, мышления, ᴛ.ᴇ. образа жизни. Каждому человеку природа выделила разные ресурсы здоровья, но факторы, влияющие на изменения этих ресурсов, у всех одинаковы. Рассмотрим их подробнее. referatwork.ru Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровьяМожно выделить три уровня ценности здоровья: биологический — изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный — здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру; личностный (психологический) — здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления, По данным наших исследований, (5500 респондентов) 54,2% из них считают, что "здоровье — самое главное в жизни", 35,7% — "здоровье — необходимое условие полноценной жизнедеятельности", т.е. °9,9% из числа опрошенных относят здоровье к числу важнейших и необходимых ценностей жизни, 2,9% опрошенных высказывают суждение "есть и другие ценности, которые также важны для здоровья" (по мнению 2,3%, существуют ценности, ради которых можно поступиться здоровьем, 4,6% "предпочитают жить не думая о здоровье"). Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, ценность здоровья как средства достичь других жизненных целей для респондентов важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизнь. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом. Безусловно, противоречие между достижением материального благополучия и необходимостью быть здоровым разрешимо на пути совершенствования объективных условий жизнедеятельности людей. Но не менее важны собственные установки и стереотипы по реальному отношению к своему здоровью как к непреходящей ценности. 3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. Б то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной активности — 15—30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ( Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100 %, то на 2 курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на 3 — до 83,1, на - 4 курсе - до 75,8%. Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам. Влияние окружающей среды на здоровье. В настоящее время накоплен обширный научный материал, доказывающий непосредственное воздействие целого ряда факторов окружающей среды (климат, погода, экологическая обстановка) на здоровье человека. Этим вопросом занимается биометрология (наука, занимающаяся изучением зависимости самочувствия от погоды). "Сезонно" работают и эндокринные железы: зимой основной обмен понижен из-за ослабления их деятельности; весной и осенью повышен, что сказывается на неустойчивости настроения. На самочувствие оказывает влияние и изменение электромагнитного поля. В магнитоактивные дни обостряются сердечно-сосудистые заболевания, усиливаются нервные расстройства, повышается раздражительность, наблюдается быстрая утомляемость, ухудшается сон. Установлено, что всплески солнечной активности разогревают внешние слои атмосферы Земли, меняют их плотность и химический состав, мощные потоки заряженных частиц и излучений вторгаются в атмосферу. От этого меняется и сама погода, и реакция на ее изменения у человека. Экологическая обстановка также влияет на здоровье человека. Способность приспосабливаться к отрицательным воздействиям различна у людей с разным уровнем здоровья, физической подготовленностью. У людей с более высоким уровнем физической подготовленности устойчивость организма значительно выше, чем у лиц с низкой общей физической подготовленностью. Наследственность и ее влияние на здоровье. Физическое и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике, а именно как процесс, изменяющийся на протяжении жизни человека. Здоровье во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, которые происходят в организме человека по мере развития. Способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов определяется генетическими особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений. Работами генетиков доказано, что при благоприятных условиях поврежденный ген может и не проявить своей агрессивности. Здоровый образ жизни, общий здоровый статус организма могут "усмирить" его агрессивность. Неблагоприятные условия внешней среды почти всегда усиливают агрессивность патологических генов и могут спровоцировать болезнь, которая бы при иных обстоятельствах не проявилась. Уровень здоровья индивида зависит от генетического "фона", стадии жизненного цикла, адаптивных способностей организма, степени его активности, а также кумулятивного влияния факторов внешней (в том числе социальной) среды. 4. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей. Каждый человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации болезни люди нередко ведут себя неадекватно своему состоянию, не говоря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как с собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем. Имеет смысл выделить два типа ориентации (отношений) к здоровью. Первый — в охране здоровья ориентирован, прежде всего на усилия самого человека, или условно "на себя". Второй преимущественно "вовне", когда усилиям человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно интериалами, которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям и способностям. Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы, приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам, Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами. Отсюда следует, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения (от 69 до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа "преимущественных ценностей" (от 63 до 66%) — хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование "противоречивых" за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения (от 35,5 до 59,2%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа "частными", так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17 до 28%) -- знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность. mirznanii.com Роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни студентаФедеральное агентство по образованию ГОУВПО Марийский государственный университет Кафедра физической культуры
Реферат Роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни студента
Выполнила: Студент(ка) ФтиПО Шабакова К.А. Проверила: старший преподаватель: Р.В.Смородинова
Йошкар-Ола 2010
Содержание
Введение . Решающая роль здорового образа жизни .1 Исторический экскурс .2 Определение здорового образа жизни и его роль в обеспечении здоровья студентов .3 Основные элементы здорового образа жизни . Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента .1 Формирование физической культуры студентов .2 Основные формы и методы реализации программы вуза по формированию здорового образа жизни Заключение Список использованных источников
Введение
Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации, поэтому сохранение и развитие здоровья студентов и формирование у них здорового образа жизни сегодня имеет приоритетное значение, о чем свидетельствует реализуемый Правительством РФ национальный проект Здоровье. На необходимость формирования потребности в здоровом образе жизни студенческой молодежи нацеливает Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Неслучайно в последнее время повышается роль Высшей школы как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную, здоровую личность с такими сформированными качествами и свойствами личности как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни. Целью физического воспитания и образования в вузе является сохранение и укрепление здоровья молодежи, формирование у студентов сознательного и активного отношения к физической культуре. Цель реализует адекватные ей задачи: создание условий для реализации принципов здорового образа жизни; усвоение студентами принципов и навыков здорового образа жизни, воспитание необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом; сохранение и укрепление здоровья студентов; популяризация спорта; активизация социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности; формирование у молодежи осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями, приобщение студентов к занятиям физкультурой и спортом; повышение уровня информированности молодежи по вопросам сохранения и укрепления здоровья посредством действующей информационно-пропагандисткой и образовательной системы вуза, привлечению к активному отдыху, занятию физической культурой, туризмом и спортом. Поставленные цели и задачи предполагают соблюдение следующих принципов: физическое воспитание в вузе является не только учебной дисциплиной, но и важнейшим базовым компонентом формирования культуры здоровья студенческой молодёжи; доступность оздоровительных мероприятий для молодежи; непрерывность оздоровительных мероприятий на протяжении обучения в вузе. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
1. Решающая роль здорового образа жизни
.1 Исторический экскурс
Существует весьма распространенное мнение о том, что понятие здоровый образ жизни порождено событиями последних десятилетий. Действительно, о здоровом образе жизни в средствах массовой информации стали говорить и много, и довольно-таки настойчиво www.studsell.com Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровьяТема: ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ - актуализировать представление студентов о содержании понятий "здоровье", "здоровье психическое", "здоровый образ жизни", "здоровый стиль жизни"; способствовать усвоению студентами содержания понятий "дееспособность", "трудоспособность", "саморегуляция", "самооценка", пониманию взаимосвязи данных понятий и обозначаемых ими систем; формировать систему знаний студентов о здоровом образе жизни и роли физической культуры в обеспечении здоровья; - способствовать формированию сознательного и ответственного отношения студентов; - развивать умения студентов, анализировать и синтезировать содержание используемых понятий, структурировать лекционное содержание, самостоятельно формулировать выводы. Вопросы для обсуждения1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. 2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. 3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. 4. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. 5. Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные требования к организации здорового образа жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни 6. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Основные понятия темы: "здоровье", "здоровье психическое", "здоровый образ жизни", "здоровый стиль жизни", "дееспособность", "трудоспособность", "саморегуляция", "самооценка". Основное содержание лекции1. Понятие "здоровье" как ценность и факторы, его определяющие, содержание и критерии Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия — производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном — в конечном счете, определяются уровнем здоровья (табл. 1). Таблица 1. Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья Существуют различные подходы к определению понятия "здоровье", которые можно классифицировать следующим образом: 1) здоровье — это отсутствие болезней; 2) "здоровье" и "норма" - понятия тождественные; 3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы. Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья? Наиболее широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека. В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие "практически здоровый человек", поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы. Поэтому, качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности. Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его "качественных" характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья. Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. Уровень здоровья и физического развития — одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей: оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности. Потребность в здоровье носит всеобщей характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности — все это показатели общей культуры человека. 2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом. Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляции личности, мотивацию ее поведения и деятельности. Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека. Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах. Здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать. mirznanii.com Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровьяСистематическое заполнение дневника самоконтроля является как бы самоотчетом о проделанном за день: Отчитываясь за свои действия, поступки, студент глубже осознает (а иногда вдруг узнает), какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недостатков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить изменения в личный план работы над собой. Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий. Итоговый подводится за достаточно длительный период времени — несколько месяцев, год. Его основой служит самоанализ фактического материала, характеризующего поведение человека в различных ситуациях и обстоятельствах и результаты его, отражающиеся на его морфофункциональном, психическом, психофизическом состоянии. Текущий самоотчет подводится за короткий промежуток времени — день, неделю, несколько недель. Таким образом, способность студента отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как подкрепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни. Вопросы и задания для самоконтроля и коллективного обсуждения 1. Понятие "здоровье", его содержание и критерии 2. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности 3. Влияние образа жизни на здоровье 4. Влияние условий окружающей среды на здоровье 5. Наследственность и меры здравоохранения. Их влияние на здоровье 6. Здоровье в иерархии потребностей культурного человека 7. Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе 8. Система знаний о здоровье 9. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья. 10. Методы определения индивидуально-психологических особенностей личности 11. Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного развития студентов 12. Направленность образа жизни студентов, ее характеристика. Способы регуляции образа жизни 13. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни (режим труда, отдыха, питания, двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек, требования санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения, психофизическая саморегуляция) 14. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведении личности 15. Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интериалам и экстериалам, ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни 16. Отражение здорового образа жизни в формах жизнедеятельности студентов 17. Здоровый стиль жизни студентов. Краткая характеристика одного из них 18. Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни 19. Жизненные, психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни 20. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни Литература 1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье, - М.:ФиС, 1987, – 192с. 2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-н/Дону: Феникс, 2003. – 384с 3. Зайцев Г.К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. – 1993. – №7. – С.21-24. 4. Зайцев Г.К., Зинченко М.В. Потребностно-мотивационная сфера физического саморазвития // Валеология. – 1997. – №2. – С.31-35. 5. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. – М.: Медицина, 1984. – 32с. 6. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь. М.: АО "Аспект пресс", 1995.– 136. 7. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.99 N 80-ФЗ 8. Физическая культура, спорт и здоровый образ жизни населения Алтайского края /Под общ. Ред. В.И. Тимофеева. - Барнаул, 1996. - 62с. 9. Физическая культура – основа здорового образа жизни /Под ред. Н.В. Барышевой. – Самара, 1996. – 192с. mirznanii.com Роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни студентаакаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться". Здоровье - по определению Всемирной организации здравоохранения - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять. Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% - экологическими; на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% - медициной. Следовательно, если человек ведет здоровый образ жизни, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь. Каждый человек в течение всей своей жизни должен находиться в сфере норм и правил здорового образа жизни. Лекции и семинары, практические и лабораторные занятия, учебные и полевые практики, зачетные и экзаменационные сессии - основное время становления личности будущего специалиста высшей квалификации. Все виды учебной работы рассчитаны из 36-часовой учебной недельной нагрузки, куда входят аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельные работы, контрольные мероприятия и т.д. Все это требует от студентов не только основательной эрудиции и подготовленности, но и большой сосредоточенности, высокой работоспособности, хорошего, крепкого и стабильного здоровья, чрезвычайной нацеленности и прямого использования всех своих резервов и наработок, навыков и умений в области здорового образа жизни на решение всех основных задач и проблем, связанных с формированием специалиста высшей квалификации. Студентам рекомендуется: являться на учебные занятия полностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физическая зарядка поможет являться на учебу в хорошей физической форме; быть активными на учебных занятиях. Пассивное пребывание (присутствие во имя галочки) - враг успехов; умело и активно использовать перерывы между занятиями. Помнить: движения являются лучшим источником восстановления и отдыха. Курение и наркотики, водка и пиво, безделье и сквернословие - тайные и явные враги профессионального роста. Основная направленность здорового образа жизни в занятое (несвободное) время студента нацелена на восстановление и оздоровление студента после учебы. Сон, питание, личная гигиена, воспитание детей (младших братьев и сестер), уход за лицами преклонного возраста, время и энергия затрачиваемые на дорогу в вуз и обратно, разного рода временные работы в целях пополнения бюджета и т.д. - вот основные составляющие внеучебного (занятого) времени. Во внеучебное время жизнедеятельность студента чрезвычайно многообразна. Занятое время студентов не должно быть бесконечно продолжительным. Наоборот, задача состоит в том, чтобы все жизненно важные и неотложные задачи и проблемы выполнялись в разумно-сжатые сроки, чтобы студент выкраивал для себя несколько часов свободного времени. Свободное www.studsell.com |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |