Оценка респондентами из разных кластеров приверженности здоровому образу жизни. Кластер здоровый образ жизни


Оценка респондентами из разных кластеров приверженности здоровому образу жизни

    «Понимание ЗОЖ с выделением основных характеристик понятия» «Понимание ЗОЖ с включением наиболее широкого спектра характеристик» «Понимание ЗОЖ ориентированное на физическую активность» «Понимание ЗОЖ ориентированное на пользование медицинскими услугами»
Выборы % Выборы % Выборы % Выборы %
Ведут ЗОЖ 10,8 3,6
Скорее ведут ЗОЖ, чем нет 47,7 64,3 42,9
Скорее не ведут ЗОЖ, чем да 32,3 17,9 57,1
Не ведут ЗОЖ 3,1 7,1
Затруднились ответить 6,2 7,1
Всего респондентов

Для того чтобы говорить об адекватности данной оценки, необходимо рассмотреть основные практики в отношении здоровья респондентов из разных кластеров.

Респонденты, входящие в первый кластер («Понимание ЗОЖ с выделением основных характеристик понятия»), по большей части (47,7%) придерживаются мнения, что «скорее ведут» здоровый образ жизни, меньшая часть (32,3%) считает, что «скорее не ведет» здоровый образ жизни. Мнение о том, что придерживаются ЗОЖ, высказали 10,8% студентов из данного кластера, считают, что не ведут ЗОЖ только 3,1%. Еще 6,2% опрошенных затруднились оценить свой образ жизни (см. таблицу 6).

С помощью критерия (уровень значимости α = 0,01) была обнаружена связь между оценкой своего образа жизни и фактом курения: все респонденты, считающие, что ведут ЗОЖ, не курят, из тех же, что «скорее ведут» ЗОЖ курят только 9,7%; так же курят 50% считающих, что «скорее не ведут» ЗОЖ и все респонденты, не ведущие здоровый образ жизни (см. Приложение 3, таблица 1). По данному показателю не видно существенных противоречий между оценкой приверженности здоровому образу жизни и типом поведения.

Между фактом употребления алкоголя и оценкой своего образа жизни не было обнаружено статистически значимой связи (отсутствие связи подтверждено критерием , уровень значимости α = 0,15). Рассматривая данные, представленные в таблице 3 (см. Приложение 3), можно сделать вывод, что значительная часть студентов из разных групп по оценке своего образа жизни употребляет алкоголь. Из тех, что считают, что ведут ЗОЖ, употребляют алкоголь 42,9%, из тех, что «скорее ведут» ЗОЖ – 64, 5%, «скорее не ведут» ЗОЖ – 81%, из тех, что не ведут ЗОЖ -100% респондентов. При этом, респонденты, считающие, что ведут здоровый образ жизни и те, что «скорее ведут» выпивают достаточно редко (см Приложение 3, таблица 3): раз в несколько месяцев (33,3% и 50% соответственно) и 2-3 раза в месяц (66,7% и 35% соответственно). Полученные данные указывают на наличие противоречия в суждениях студентов, считающих, что ведут или «скорее ведут» здоровый образ жизни: в ряде случаев часть студентов не считает употребление алкоголя нарушением здорового образа жизни.

Не было обнаружено статистически значимой связи между оценкой образа жизни и занятиями спортом и физической культурой (отсутствие связи подтверждено критерием , уровень значимости α = 0,381). То есть, значительная часть студентов из разных групп по оценке своего образа жизни занимается спортом (см. Приложение 3, таблица 4). Спортом и физической культурой занимаются все студенты, считающие, что ведут ЗОЖ, и 83,9% студентов, говорящих, что «скорее ведут ЗОЖ»; из тех, что «скорее не ведут» ЗОЖ – 71,4%, совсем не придерживающихся ЗОЖ – 75% (см. Приложение 3, таблица 4). При этом почти все группы респондентов часто занимаются спортом, 2-3 раза в неделю, за исключением, респондентов, не ведущих ЗОЖ, они, как правило, занимаются спортом или физической культурой 1 раз в неделю (см. Приложение 3, таблица 5). Обобщая сказанное по данному пункту, можно сделать вывод об отсутствии противоречия между оценкой образа жизни и физической активностью.

Была обнаружена статистически значимая связь между оценкой образа жизни и соблюдением диеты, приверженности правильному питанию (наличие подтверждено критерием при уровне значимости α < 0,000). Так те респонденты, которые считают свой образ жизни здоровым, по большей части придерживаются правильного питания, их тех, что «скорее ведут» ЗОЖ соблюдают диету и стараются правильно питаться 55% опрошенных студентов, те же, что «скорее не ведут» и совсем не ведут ЗОЖ, совсем не следят за своим питанием (см. Приложение 3, таблица 6). Анализируя полученные данные, можно говорить об отсутствии противоречия между оценкой своего образа жизни респондентами и приверженности ими правильному питанию.

Обобщая данные по респондентам из первого кластера, можно сказать, что в целом эти студенты объективно оценивают свой образ жизни. Однако нельзя не заметить, что у определенной части респондентов, считающих, что ведут и «скорее ведут» ЗОЖ имеется явное противоречие в оценках образа жизни: далеко не все из них полностью отказываются от употребления алкоголя.

Респонденты, входящие во второй кластер («Понимание ЗОЖ с включением наиболее широкого спектра характеристик»), по большей части (40%) считают, что «скорее ведут» ЗОЖ, по 20% считают, что ведут и «скорее не ведут» ЗОЖ, 20% затруднились ответить (см. таблицу 6).

Между оценкой своего образа жизни и курения респондентами второго кластера нет связи, что подтверждается критерием с уровнем значимости α=0,172. Стоит отметить, что практически все респонденты данного кластера не курят, исключение составляет лишь один опрошенный, считающий, что «скорее не ведет» здоровый образ жизни (см. Приложение 3, таблица 7). То есть, можно сказать, что по данной позиции не наблюдается противоречий между оценкой образа жизни и практикуемым поведением.

Так же отсутствует связь между употреблением алкоголя и оценкой своего образа жизни (подтверждается критерием с уровнем значимости α=0,405), что выражается в том, что практически все респонденты разных групп не отказываются от употребления алкоголя (см. Приложение 3, таблица 8). Здесь можно проследить противоречие: респонденты, считающие, что ведут и «скорее ведут» ЗОЖ склонны к употреблению алкоголя.

При помощи критерия (уровень значимости α=0,172) обнаруживается отсутствие связи между оценкой своего образа жизни и занятиями спортом и физкультурой респондентами второго кластера. Занимаются спортом все респонденты из групп, оценивающих свой образ жизни как здоровый или скорее здоровый; те, кто считает, что скорее не ведут ЗОЖ не занимаются спортом (см. Приложение 3, таблица 9). Можно говорить, что по данной позиции так же не наблюдается противоречий.

Было обнаружено отсутствие статистически значимой связи между оценкой образа жизни и ситуацией обращения к врачу (подтверждено критерием с уровнем значимости α=0,172). Респонденты, считающие, что ведут и «скорее не ведут» ЗОЖ, обращаются к врачу только в случае тяжелой болезни, считающие, что «скорее ведут» - когда в течение нескольких дней плохо себя чувствуют (см. Приложение 3, таблица 10). Очевидно противоречие в мнении первой группы респондентов.

Студенты, говорящие, что ведут и «скорее ведут» ЗОЖ по большей части соблюдают диету, следят за питанием, те же, кто «скорее не ведут» ЗОЖ, не следят за этим показателем. Можно сделать вывод, что в данном случае нет противоречия между оценкой образа жизни и практикуемым поведением. Похожая ситуация и в случае с употреблением витаминов и биологически активных добавок: большая часть респондентов из групп «ведут ЗОЖ», «скорее ведут» и «скорее не ведут» принимают витамины и БАДы (см. Приложение 3, таблица 11).

Обобщая сказанное о поведении респондентов второго кластера, можно заметить, что имеются противоречия между оценкой их образа жизни практикуемым поведением в отношении здоровья. Оценивая свой образ жизни как здоровый (в той или иной степени), студенты, тем не менее, не всегда практикуют те виды поведения, которые вкладывают в понятие «здоровый образ жизни» (в частности, это касается употребления алкоголя и обращения за медицинской помощью).

Респонденты из третьего кластера («Понимание ЗОЖ ориентированное на физическую активность») по большей части склонны считать, что «скорее ведут» ЗОЖ (64,3%), 7,1% опрошенных посчитали, что «скорее не ведут» ЗОЖ, 3,6% - что ведут ЗОЖ, 7,1% - затруднились ответить (см. таблицу 6).

Не было обнаружено связи между оценкой студентами этого кластера и физической активностью (подтверждено критерием , уровень значимости α=0,161), то есть респонденты с разной оценкой по большей части занимаются спортом и физической культурой (см. Приложение 3, таблица 12). Причем, те, кто занимаются спортом, делают это от 1 до 3 раз в неделю, что является оптимальным показателем (см. Приложение 3, таблица 13). То есть, можно сказать, что по данному показателю нет противоречий между мнениями респондентов и их поведением в отношении здоровья.

Между соблюдением режима труда и отдыха и оценкой образа жизни так же нет связи (подтверждено критерием с уровнем значимости α=0,062). При этом противоречие обнаруживается у группы респондентов, считающих, что «скорее ведут» здоровый образ жизни – только 27,8% из них соблюдают режим дня и следят, чтобы у них было время на отдых (см. Приложение 3, таблица 14).

То есть можно говорить о том, что в третьем кластере имеется определенный процент тех, кто не объективно оценивает образ жизни.

Респонденты четвертого кластера («Понимание ЗОЖ ориентированное на пользование медицинскими услугами») чаще отмечают, что «скорее не ведут» ЗОЖ (57,1%), несколько меньшая часть (42,9%) считают, что «скорее не ведут» ЗОЖ.

При этом связи между прохождением профосмотров и оценкой своего образа жизни не обнаружено (подтверждено критерием

с уровнем значимости α=0,062). Большая часть как тех, что «скорее ведут» ЗОЖ (66,6%), так и тех, что «скорее не ведут» ЗОЖ (75%), не проходят профилактических медицинских осмотров (см. Приложение 3, таблица 15). Так же все респонденты из данных групп обращаются к врачу, если в течение нескольких дней плохо себя чувствуют (см. Приложение 3, таблица 16).

Обобщая сказанное о практиках в отношении здоровья респондентов четвертого кластера, можно говорить, что имеется существенное противоречие между тем, как они оценивают свой образ жизни, и реально практикуемым поведением.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить о наличии определенных групп респондентов, которые не совсем честно оценили свою приверженность здоровому образу жизни. Как правило, противоречия в оценках затрагивают поведение, связанное с употреблением алкоголя и посещением медицинских учреждений. То есть, можно говорить лишь о частичном подтверждении восьмой гипотезы.

Таким образом, можно сказать, что для опрошенных студентов МГГУ характерно превалирование позитивных форм самосохранительного поведения (отказ от курения, чрезмерного употребления алкоголя, а также занятия спортом, высокая информированность о параметрах своего здоровья). Однако стоит заметить, что только небольшая часть респондентов постоянно проявляет заботу о своем здоровье, чаще причиной внимания к здоровью является ухудшение самочувствия. Для формирования же высокой культуры самосохранения необходимо понимание важности проблемы своего здоровья вне зависимости от его состояния.

В целом по итогам эмпирического исследовании можно сделать следующие выводы:

Большинство студентов МГГУ считают, что осведомлены об основных показателях своего здоровья (наличии/отсутствии хронических заболеваний, противопоказаний, о перенесенных заболеваниях).

Здоровье действительно является одной из доминирующих ценностей (занимает верхние позиции в иерархии ценностей) у студентов вне зависимости от самооценки их здоровья.

Главной причиной, по которой студенты проявляют постоянную заботу о здоровье, является желание быть физически сильным и здоровым.

Специфика заботы о здоровье не зависит от важности проблемы здоровья для студента.

Пол респондента по большей части не оказывает влияния на характер обращаемости за медицинской помощью (не опосредует медицинскую активность студентов МГГУ).

В большинстве случаев студенты склонны оценивать в качестве доминирующих факторов, влияющих на здоровье, собственные усилия, что говорит о доминировании установок в заботе о здоровье на внутренние факторы.

Основными формами заботы о здоровье вне зависимости от специфики заботы о нем респондента выступают избегание вредных привычек и занятия спортом.

В некоторых случаях респонденты не всегда объективно оценивают свою приверженность здоровому образу жизни.

Подводя итоги, можно утверждать, что поставленные цель и задачи исследования выполнены, гипотезы проверены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В ходе теоретического рассмотрения проблемы самосохранительного поведения студенческой молодежи были рассмотрены понятие самосохранительного поведения в социологических теориях, проанализированы структура и факторы формирования самосохранительного поведения, охарактеризованы особенности самосохранительного поведения студентов.

Для данного исследования за основу взято определение самосохранительного поведения как системы действий и отношений личности, опосредующих здоровье и продолжительность жизни данного индивида. Понятие самосохранительное поведение имеет позитивную и негативную стороны. Позитивная сторона представляет собой все виды действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, продление сроков жизни. Негативная сторона, в свою очередь, представляет собой предпочтение смерти или неполноценной жизни.

Ядром структуры самосохранительного поведения является потребность личности в самосохранении. На самосохранительное поведение оказывают влияние как субъективные факторы (прежде всего внутренние установки личности), так и объективные (социально-демографические характеристики). Эмпирическим индикатором данного поведения выступает забота о здоровье, показателями которой являются характер обращения за медицинской помощью, наличие или отсутствие вредных привычек, конкретные формы заботы о здоровье, доминирование установок в заботе о здоровье, информированность о показателях своего здоровья.

Для студенческой молодежи наряду с отсутствием систематизированной заботы о здоровье характерно понимание важности здоровья как ресурса, способного принести капитал в будущем.

По итогам эмпирического исследования проведенного с целью выявления характера самосохранительного поведения студентов МГГУ были получены следующие результаты.

Большинство студентов МГГУ считают, что осведомлены об основных показателях своего здоровья (наличии/отсутствии хронических заболеваний, противопоказаний, о перенесенных заболеваниях). Хорошая осведомленность о параметрах своего здоровья положительно характеризует самосохранительное поведение опрошенных. Обладая данной информацией, индивид может корректировать свое поведение, избегая некоторых практик, упростить специалистам процесс оказания ему медицинской помощи (в случае необходимости).

Здоровье действительно является одной из доминирующих ценностей (занимает верхние позиции в иерархии ценностей) у студентов вне зависимости от самооценки их здоровья. Учитывая полученный результат, можно говорить о понимании представителями студенческой молодежи важности здоровья для полноценной жизни.

Специфика заботы о здоровье не зависит от важности проблемы здоровья для студента. То есть понимание важности данной проблемы для человека вовсе не окажет влияния на практики его поведения, основными побудителями здесь выступают другие факторы.

Обнаружено наличие статистически значимой связи между спецификой заботы о здоровье и причинами, обуславливающими ее. Студенты, постоянно проявляющие заботу о здоровье, как правило, делают это из желания быть физически сильными и здоровыми, то есть здесь имеет место внутреннее побуждение индивида. Респонденты, проявляющие внимание к здоровью только при необходимости, в качестве причины заботы чаще называют ухудшение самочувствия. Отказ от заботы о здоровье респонденты объясняют недостатком силы воли и времени, а также отсутствием желания и необходимости этим заниматься (хорошее здоровье).

Пол респондента по большей части не оказывает влияния на характер обращаемости за медицинской помощью (не опосредует характер обращаемости за услугами медицины студентами МГГУ). Установлено, что пол опрошенных студентов оказывает влияние только на посещение специалистов в случае ухудшения самочувствия (юноши в большей степени предпочитают откладывать обращение к врачу до проявления серьезной болезни). Однако большая часть респондентов вне зависимости от пола не проходят профилактических медицинских обследований, что может в дальнейшем сказаться на состоянии их здоровья (если не удастся вовремя выявить наличие серьезного заболевания). Также вне зависимости от пола студенты, проходящие профосмотры, делают это реже рекомендованных двух раз в год.

В большинстве случаев студенты склонны указывать в качестве доминирующих факторов, влияющих на здоровье, собственные усилия, что говорит о доминировании установок в заботе о здоровье на внутренние факторы. Подобные установки могут оказать положительное влияние на дальнейшее становление самосохранительного поведения, отказ или ограничение негативных форм его проявления, развитие позитивных форм.

Основными формами заботы о здоровье вне зависимости от специфики заботы о нем респондента выступают избегание вредных привычек и занятия спортом. То есть студенты предпочитают активные формы проявления заботы о здоровье, часто ассоциируемые с ведением здорового образа жизни, однако не уделяют достаточного внимания превентивным формам (прохождениям профилактических осмотров, закаливанию и пр.).

Как правило, студенты МГГУ заявляют о том, что ведут здоровый образ жизни (в той или иной степени). Чаще всего в понятие «здоровый образ жизни» студенты вкладывают избегание вредных привычек, правильное питание и физическую активность, не уделяя должного внимания медицинской активности. При этом они не демонстрируют отказа от такой вредной привычки как употребление алкоголя (несмотря на то, что выпивают не слишком часто). При этом опрошенные не всегда объективно оценивают свою приверженность здоровому образу жизни.

Суммируя изложенное выше, можно говорить о сформированности у большинства студентов МГГУ позитивного самосохранительного поведения. Полученные результаты могут быть итогом внедрения в сознание молодежи ценностей ведения здорового образа жизни, понимания студентами важности состояния здоровья для их дальнейшей жизни. Следует также отметить, что приверженность здоровому образу жизни в ряде случаев является лишь декларируемой.

Опрошенные студенты отказываются от курения, активно занимаются спортом и физической культурой, но они не готовы полностью исключить употребление алкоголя. Так же важным моментом является то, что респонденты не уделяют должного внимания прохождению профилактических медицинских обследований, что является важным компонентом самосохранительного поведения.

Достоверная информация о состоянии здоровья, об изменениях его показателей важна для формирования определенных стилей поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Для этого необходимо проведение ряда мероприятий, направленных на пропаганду необходимости прохождения профилактических осмотров, что на данный момент проявляется в пропагандировании среди населения медицинской диспансеризации взрослого населения.

В дальнейшем при исследовании самосохранительного поведения можно акцентировать внимание на определяющих его мотивах, причинах-побудителях.

Подводя итоги, можно утверждать, что поставленные цель и задачи исследования выполнены, гипотезы проверены.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Антонов, А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учебн. пособие для вузов [Текст]/ А. И. Антонов. – М. : Издательский Дом «Nota Bene», 1998. – 360 с.

2. БГД – Российский статистический ежегодник 2013: Заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет по основным классам болезней в 2000 – 2012 гг. : [Электронный ресурс] / - Режим доступа к ст.: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d2/08-33.htm (дата обращения: 01.04.2014).

3. БГД – Российский статистический ежегодник 2013: Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2000 – 2012 гг. : [Электронный ресурс] / - Режим доступа к ст.: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d2/08-17.htm (дата обращения: 01.04.2014).

4. Борисов, В.А. Демография [Текст]/ В. А. Борисов. — М.: Издательский дом NOTABENE, 1999, 2001. — 272 с.

5. Бурмыкина, О. Н. Гендерные различия в практиках здоровья: подходы к объяснению и эмпирический анализ: [Электронный ресурс] / О. Н. Бурмыкина. – Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ecsocman.hse.ru/text/33472549.html (дата обращения: 02.12.2013).

6. Вангородская, С. А. Коллективные установки в системе детерминант самосохранительного поведения населения России [Текст]/ С. А. Вангородская // Регион: экономика и социология. - 2011. - № 4. - С. 87-97.

7. Вялов, И. С. Особенности формирования и управления самосохранительным поведением студентов: на примере студентов Российского университета дружбы народов [Текст] : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 / И. С. Вялов ; Рос. ун-т дружбы народов. – Москва, 2011. – 170 с.

8. Елистратова, М. И., Житникова, Л. М., Яковлева, Л. Я. Потребности молодежи в здоровьесбережении и возможности их реализации на муниципальном уровне: [Электронный ресурс] / М.И.Елистратова, Л.М.Житникова, Л.Я.Яковлева. – Режим доступа к ст.: http://ecsocman.hse.ru/text/18022209/ (дата обращения: 02.12.2013).

9. Журавлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества [Текст]/ И. В. Журавлева. – М. : Наука, 2006. – 238 с.

10. Ивахненко, Г. А. Здоровье московских студентов: анализ самосохранительного поведения [Текст]/ Г. А. Ивахненко // Социологические исследования. - 2006. - № 5. - С. 78-81.

11. Ивахненко Г. А. Некоторые аспекты информированности студентов о своем здоровье: социологический анализ: [Электронный ресурс] / Г. А. Ивахненко - Режим доступа к ст.: http://ecsocman.hse.ru/text/16207003.html (дата обращения: 17.12.2013).

12. Ковалева, А. А. Самосохранительное поведение в системе факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья [Текст]/ А. А. Ковалева // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. - № 2. – С. 179-191.

13. Краткий словарь по социологии [Текст]/ Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. – М. :Политиздат, 1989.- 479 с.

14. Медведева, Е.И. Современная молодежь Подмосковья: отношение к здоровью и здоровому образу: [Электронный ресурс] / Е. И. Медведева - Режим доступа к ст.: http://ecsocman.hse.ru/text/33373245.html (дата обращения: 02.12.2013).

15. Медков, В. М. Демография: Учебник [Текст]/ В. М. Медков. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 576 с.

16. Назарова, И. Б. Здоровье и самосохранительное поведение занятого населения России [Текст] : дис. ... док. экон. наук : 08.00.05 / И. Б. Назарова ; Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения РАН. – Москва, 2007. – 307 с.

17. Назарова, И. Б. Субъективные и объективные оценки состояния здоровья населения [Текст] / И. Б. Назарова // Социологический журнал. - 1998. - № 3, 4. - С. 246–249.

18. Плотникова, Ю. С. Ценностные ориентации студентов на долголетие и особенности самосохранительного поведения [Текст] / Ю. С. Плотникова // Социологические исследования. - 2009. - № 9. - С. 143-146.

19. Статистический ежегодник «Мурманская область»: Динамика миграционного прироста и убыли населения: [Электронный ресурс] / - Режим доступа к ст.: http://murmanskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/murmanskstat/ru/statistics/population/ (дата обращения: 01.04.2014).

20. Статистический ежегодник «Мурманская область»: Заболеваемость населения по основным классам болезней: [Электронный ресурс] / - Режим доступа к ст.: http://murmanskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/murmanskstat/ru/statistics/sphere/ (дата обращения: 01.04.2014).

21. Статистический ежегодник «Мурманская область»: Распределение мигрантов по потокам миграции: [Электронный ресурс] / - Режим доступа к ст.: http://murmanskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/murmanskstat/ru/statistics/population/ (дата обращения: 01.04.2014).

22. Ушакова, Я. В. Практики самосохранительного поведения студенческой молодежи: социологический анализ [Текст] : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Я. В. Ушакова ; Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. – Нижний Новгород, 2010. – 167 с.

23. Федоров, А. И. Поведенческие факторы здоровья и физической активности подростков: гендерный аспект: [Электронный ресурс] / А. И. Федоров. – Режим доступа к ст.: http://ecsocman.hse.ru/text/16206910.html (дата обращения: 02.12.2013).

24. Цветкова, И. В. Здоровье как жизненная ценность подростков [Текст] / И. В. Цветкова //Социологические исследования. - 2005. - № 11. - С. 105-109.

25. Шилова, Л. С. Трансформация самосохранительного поведения [Текст]/ Л. С. Шилова // Социологические исследования. - 1999. - № 5. - С. 84-92.

26. Шклярук, В. Я. Самосохранительное поведение в молодежной среде [Текст] / В. Я. Шклярук // Социологические исследования. - 2008. - № 10. - С. 139-142.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Одномерное распределение ответов респондентов на вопросы анкеты»

Анкета

Уважаемые студенты!

Просим вас принять участие в социологическом опросе, направленном на изучение поведения студенческой молодежи в отношении своего здоровья.

ИССЛЕДОВАНИЕ НОСИТ АНОНИМНЫЙ ХАРАКТЕР, ВСЕ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В ОБОБЩЕННОМ ВИДЕ!

Если в вопросе не указано, сколько вариантов ответа можно выбрать, то следует выбрать один вариант. На вопросы следует отвечать по порядку, кроме случаев, когда есть пометка «ПЕРЕЙДИТЕ К…»

pdnr.ru

Правила здорового образа жизни. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель: сформировать представление о здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «здоровье», «здоровый человек», сформулировать правила здорового образа жизни.
  2. Воспитывать чувство ценности собственного здоровья.
  3. Развивать логическое мышление, творческое воображение.

Оборудование: учебник, толковый словарь, презентация «Правила здорового образа жизни» (приложение 4), мультимедийный учебно-методический комплекс «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» 4 класс, компьютер, интерактивная доска, кроссворд, раздаточный материал, клей-карандаш, одноразовые стаканчики, настой из чаги, смайлики, магниты.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте!

- Такими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье.

- А здоровы ли вы, дорогие мои?

- Хорошее ли у вас сегодня настроение?

- Покажите умные глазки, ровные спинки, длинные шейки, поглядите друг на друга, улыбнитесь. Спасибо. Садитесь.

II. Постановка цели урока.

- Каждый день мы говорим и слышим слова с корнем «- здрав»,

«- здоров»:

«Здравствуйте», «Как ваше здоровье?», «Доброго здоровья», «Будьте здоровы».

- Как вы думаете, почему?

-Конечно, ведь здоровье – самое ценное богатство каждого человека.

- Давайте обратимся к Толковому словарю и прочитаем, что такое здоровье. СЛАЙД 2, приложение 4.

ЗДОРОВЬЕ– правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

- Ребята, а зачем человеку здоровье?

- Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Ты и твоё здоровье».

- Откройте учебник на стр. 49.

- Прочитайте, о чём вы узнаете в этом разделе?

- На какие вопросы нам нужно будет ответить?

Не мяч и не воздушный шар, Не глобус это, не арбуз. Здоровье очень хрупкий дар. Знать должен каждый карапуз. Чтоб жизнь счастливую прожить, Здоровье надо сохранить. Как человеку поступить, Чтоб лет до ста ему прожить?

- У вас есть ответ на этот вопрос?

- Скажите, о чём мы будем говорить на уроке? Что должен делать человек, чтобы до ста лет прожить?

/Дети формулируют тему урока/

- Тема нашего урока «Правила здорового образа жизни».

- А что это за правила, вы скажите мне чуть позже.

III. Актуализация ранее усвоенных знаний.

- Мы закончили изучение раздела « Организм человека».

- Давайте проверим, как вы всё усвоили. СЛАЙД 3, приложение 4.

/Ученики разгадывают кроссворд/

IV. Изучение нового материала.

1. Работа по группам. Составление кластеров (ТРКМ).

- Объясните смысл пословицы: СЛАЙД 4, приложение 4.

«Береги платье снову, а здоровье смолоду».

- Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что здоров и всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться.

Между тем, здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.

- Сегодня мы будем работать по группам. Каждая группа получает конверт с картинками. См. Приложение 1.

- Задача каждой группы выбрать и наклеить на плакат те картинки, которые на ваш взгляд, относятся к таким понятиям как «здоровье», «здоровый человек», «здоровый образ жизни». См. Приложение 2.

/КЛАСТЕРЫ ВЫВЕШИВАЮТСЯ НА ДОСКУ/

- Каждый с юных лет должен заботиться о своём здоровье, обладать знаниями о том, как сохранить здоровье на долгие годы.

2. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 50. Прочитаем первые два абзаца. СЛАЙД 5, приложение 4.

- Выскажите предположение: кто из ребят сохранит здоровье на долгие годы?

- Почему?

- Ребята, почему так говорят: «К чему в молодости привыкнешь, от того в старости не скоро отвыкнешь»?

- А кто из ребят, Ася или Андрей, имеют хорошие привычки?

- А что вы скажете о привычках Аси?

- А какие вредные привычки вы ещё знаете?

- Может ли человек с вредными привычками быть здоровым?

- Почему?

- Какой можно сделать вывод? СЛАЙД 6, приложение 4.

НЕ ЗАВОДИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК!

- Давайте посмотрим, учли это правило группы при выполнении задания или нет.

3. Работа с диаграммой.

- Надеюсь, что у вас нет вредных привычек. Но хочу вам сказать, что самая страшная вредная привычка – это лень.

- А как вы думаете, почему?

- Ленивый человек не может быть здоровым.

- А как у нас в классе обстоят дела с ленью и здоровьем? СЛАЙД 7, приложение 4.

- Рассмотрите диаграмму.

- Что вы можете сказать?

- Какой сделаем вывод? СЛАЙД 8, приложение 4.

ЗАНИМАЙСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ!

- Есть это на ваших плакатах?

4. Работа по группам. Составление режима дня.

- Очень часто бывает, что дети, которые занимаются спортом, учатся хорошо.

- Как вы думаете, почему?

- Ребята – спортсмены хорошо учатся, посещают кружки, некоторые из них ходят в музыкальную школу. Как они всё успевают?

- Почему у них на всё хватает времени?

- Конечно, у них всё расписано по часам.

- Задание для групп: составить режим дня младшего школьника. См. Приложение 3.

- У вас прописан распорядок дня. Вам надо определить и записать время основных режимных моментов.

- Прочитаем главную мысль, с которой делится с нами автор учебника на стр.52.

- Какой можно сделать вывод? СЛАЙД 9, приложение 4.

СОБЛЮДАЙ РЕЖИМ ДНЯ!

- Отразили это на плакате?

5. Физминутка. Игра «Испорченный телефон».

- Вы немного устали. Поиграем в «Испорченный телефон». Каждая группа получает свою информацию, которую должна передать последовательно всем участникам группы. Последний озвучивает информацию.

1 группа - «Не заводи вредных привычек!»

2 группа - «Занимайся физкультурой и спортом!»

3 группа – «Соблюдай режим дня!»

6. Решение практической задачи.

- Отгадайте загадку: СЛАЙД 10, приложение 4. 

Два брюшка, Четыре ушка. Что это? (ПОДУШКА)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

- Зачем человеку сон?

- Почему говорят «понедельник день тяжёлый»?

- В воскресенье человек позволяет себе нарушить режим дня: позже ложится спать, часто и много есть, дольше обычного играть в компьютерные игры или смотреть телевизор. Поэтому иногда получается, что в выходные дни люди больше устают, чем отдыхают. Вот и не ладятся у них дела в понедельник!

- Поднимите руки, кто не высыпается после выходного дня?

- Если школьник не выспался, то быстрее устаёт, у него плохое настроение, он невнимателен и делает ошибки. А если постоянно не высыпаться, то можно даже заболеть.

- Вернитесь к своему режиму дня и сосчитайте, сколько часов спит младший школьник по вашему расписанию?

- Почему получился разный результат?

- Чья группа серьёзнее отнеслась к этому режимному моменту?

- Врачи рекомендуют детям спать не менее 10 часов. Посчитайте, во сколько ребёнок должен лечь спать, если подъём в 7 часов утра?

- Итак, ложиться спать надо в 9 часов вечера и спать крепким здоровым сном.

- А что значит «здоровый сон»?

- Здоровый сон – глубокий и продолжительный, когда ты видишь приятные сны, не просыпаешься, а после пробуждения чувствуешь себя отдохнувшим и готовым к новой работе.

- У кого из вас здоровый сон?

- А у вас нет? Почему?

- В учебнике на стр. 53 прочитаем, как организовать своё время перед сном, чтобы спать хорошо.

- Итак, какой нужно сделать вывод? СЛАЙД 11, приложение 4.

ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМ ЗДОРОВЫЙ СОН.

- Учли это при работе в группах?

7. Разрешение проблемной ситуации.

- Ребята, вы с раннего детства помните строчки из стихотворения К.И.Чуковского:

Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок.

- Какие слова из этих строк мы можем отнести к одной группе? Почему?

- Представьте, какая возникнет проблема, если все эти предметы исчезнут с лица Земли?

- Докажите, что отсутствие данных предметов вредит здоровью человека.

- Какой делаем вывод? СЛАЙД 12, приложение 4.

СОБЛЮДАЙ ЛИЧНУЮ ГИГИЕНУ!

- Есть ли это на ваших плакатах?

- Кто знает, что такое гигиена?

- Обратимся к толковому словарю.

ГИГИЕНА – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья. (Толковый словарь С.И.Ожегова) СЛАЙД 13, приложение 4.

- Ребята, напомните мне, где в режиме дня упоминается о личной гигиене?

- А почему, принимая водные процедуры, одни люди предпочитают тёплую воду, а другие довольствуются прохладной водой?

- Вспомним правила закаливания. СЛАЙД 14, приложение 4.

Динамическая пауза. /Смена слайдов с аудио-сопровождением/.

- Из-за парты встать спешите

 И немного попляшите!

- Какой сделали вывод? СЛАЙД 15, приложение 4.

ЗАКАЛЯЙСЯ, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ!

- Отметили это на плакатах?

8. Работа с интерактивной доской.

- А вот Карлсон, ребята, не закалялся и попал в больницу.

- Прочитаем, что он пишет в своём письме. СЛАЙД 16, приложение 4.

Письмо Карлсона:

Здравствуйте, друзья!

Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое.

Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться.

Я составил меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда.

Скоро буду здоров.

Ваш Карлсон.

- Удастся ли Карлсону скоро поправиться?

- Почему?

- Обсудите в группах и дайте Карлсону совет, какие правила здорового питания он должен соблюдать, чтобы быстро поправиться?

- Чья группа готова выбрать из данного перечня «Правила здорового питания»?

/ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА/

- Какой вывод сделаем? СЛАЙД 17, приложение 4.

СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА ПИТАНИЯ!

- Говорили об этом в группах? Молодцы!

9. Дегустация. Региональный компонент.

- Ребята, представьте, что Карлсон в надежде поправить своё здоровье, прилетел к нам.

- Какие продукты вы бы ему рекомендовали для выздоровления?

- Откуда у нас бананы и апельсины?

- Вспомните, где мы с вами живём?

- Почему наш округ так называется?

- Давным-давно живут здесь ханты и манси, а вот апельсины и бананы тут не растут.

- Чем же питались коренные народы Севера, чтобы быть здоровыми?

- У народов ханты и манси были свои секреты сохранения здоровья. Один из них я хочу вам сегодня раскрыть.

- Кто-нибудь из вас пробовал берёзовый чай? Хотите попробовать?

/ДЕГУСТАЦИЯ НАПИТКА/

- Данный напиток считался у северных народов эликсиром здоровья.

- Есть предположение, из чего готовили этот напиток?

- Берёзовый чай готовили из берёзового гриба.

- Прочитаем, что это за гриб такой. СЛАЙД 18, приложение 4.

Березовый гриб, или чага, - лекарственное средство, широко применяемое в народной медицине. Чагу используют при лечении различных заболеваний. СЛАЙД 19, приложение 4.

Чагой называется нарост на дереве, который возникает при заражении коры трутовиком косотрубчатым. Она вырастает до 40 см, и может быть на березе, клене, ольхе, рябине. Лечебной является только березовая чага. У чаги, в отличие от трутовика, форма неправильная, а поверхность — неровная и растрескавшаяся.

- Чагу собирали, сушили, измельчали, заливали водой и настаивали. Пили этот настой вместо чая.

10. Беседа.

- Ребята, сравните условия жизни народов ханты и манси и условия современной жизни.

- Условия жизни улучшаются. Человечество пользуется всеми благами цивилизации, а заболеваний становится всё больше, и человек болеет всё чаще.

- Как вы думаете почему?

- Темп современной жизни очень велик. Людям постоянно не хватает времени, большую часть которого они проводят на работе.

Даже вы, перейдя в 4 класс, стали больше заниматься, меньше времени остаётся на отдых и прогулку.

Если мало двигаться, не чередовать умственный и физический труд, то организм начинает уставать. СЛАЙД 20, приложение 4.

Что такое физический и что такое умственный труд?

- А уставший организм может хорошо и слажено работать?

- Вот поэтому современные люди чаще болеют.

- А, как вы думаете, кто больше устаёт: человек, который трудится физически или умственно?

- А кому из них легче восстановить свои силы, снять усталость?

- Какие способы снятия усталости вы знаете? Приведите примеры.

- Какой сделаем вывод? СЛАЙД 21, приложение 4.

ЧЕРЕДУЙ ТРУД И ОТДЫХ!

- Вы просто молодцы!

V. Итог урока.

- Итак, какие правила здорового образа жизни должен соблюдать человек, чтобы жить долго и счастливо? СЛАЙД 22, приложение 4.

Кластер «Правила здорового образа жизни».

VI. Домашнее задание. СЛАЙД 23, приложение 4.

- Домашнее задание на выбор: составить памятку «Правила здорового образа жизни», сочинить стихотворение по данной теме,нарисовать рисунок на тему урока.

- Самую удачную памятку мы разместим в нашем классном уголке. Каждый день, глядя на эти правила, мы будем приучать себя к здоровому образу жизни.

VII. Рефлексия. СЛАЙД 24, приложение 4.

- А сейчас оцените работу своей группы на уроке. Выберите соответствующий смайлик и поместите на доску.

- Большое всем спасибо. Ваши знания помогли нам сегодня быстро и правильно сформулировать правила здорового образа жизни.

Стихотворение Л.Кулакова.

Чтобы быть всегда здоровым, Бодрым, стройным и весёлым, Дать совет я вам готов, Как прожить без докторов. Надо кушать помидоры, Фрукты, овощи, лимоны, Кашу – утром, суп – в обед, А на ужин – винегрет. Надо спортом заниматься, Умываться, закаляться, Лыжным спортом увлекаться И почаще улыбаться. Ну, а если свой обед Ты начнёшь с мешка конфет, Жвачкой импортной закусишь, Шоколадом подсластишь, А потом на целый вечер К телевизору засядешь И посмотришь по порядку Сериалов череду, То тогда наверняка Ваши спутники всегда – Близорукость, бледный вид И неважный аппетит.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Кластер "Самый здоровый класс"

- Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!- А что такое «Здравствуй»?- ВСЕ: Лучшее из слов- Потому что «Здравствуй!»-  Значит (все): «Будь здоров!» 

Проблема актуальная – здоровое питание! (хором)Должны найти мы в зале сегодня понимание! (хором)Чтоб нам расти  здоровыми и быстро  развиваться,

Нам нужно с юных лет всем правильно питаться! (хором)

Знать правила питания совсем, совсем несложно.Они ведь к человеку прекрасно расположены.Мы верим, эти правила навек с тобой запомним,В стихах и песнях круто мы их сейчас исполним.

Фонограмма № 1 (на мотив “Фабрика Звёзд”) или без неё.

РЕП:

Каждый вечер у экрана собирается страна:Здесь такие приключенья, здесь такая глубина.Ведь здоровье для народа – вот задача из задачДля ток-шоу, сериалов  и  научных  передач.

Если правила запомним, к докторам не попадём.Значит, есть какой-то смысл в том, что мы сейчас поём.Если ты нам подпеваешь, если хлопает нам зал,То не зря мы выступаем – значит, в точку я попал!

Поём:

Круто не попасть к докторам, не грусти –Лучше ты на свете долго живи!Ты не попадай к докторам никогда!Подрастай, тогда и будешь звезда!

Учить уроки, чтоб на «пять»,

И спортом заниматься,

Чтоб мозг и мышцы укреплять,

Нам надо правильно питаться.

Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно.Только надо знать, как здоровым стать.Сегодня мы идём в здоровую страну,

И пишем всем классом

Книгу кулинарную свою.

В нашей книге пока 5 страниц (показываем, называем)

Полезные продукты, это такие, в которых есть необходимые организму витамины.

Стихи про витамины

Витамин А

Помни истину простую - лучше видит только тот.Кто жуёт морковь сырую или пьёт морковный сок.

Витамин В

Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку,Чёрный хлеб полезен нам - и не только по утрам.

Витамин С

От простуды и ангины помогают апельсины.Ну а лучше есть лимон, хоть и кислый он.

Витамин Д

Рыбий жир всего полезней, хоть противный - надо пить. Он спасает от болезней, без болезней - лучше жить.Никогда не унываю и улыбка на лице,Потому что принимаю витамины АВС.

Витамин А

Где же витамин "А" найти, чтобы видеть и расти?И морковь, и абрикосы витамин «А» в себе носят.В фруктах, ягодах он есть.Их нам всех не перечесть.

Витамин В

Свёкла, яблоко, картофель, репа, тыква, помидор:Витамины "В" имеют и отдать нам их сумеют. "В" в наружной части злаков, хоть он там не одинаков,Это вовсе не беда, группа "В" там есть всегда.

Витамин С

А вот "С" едим со щами, и с плодами, овощами.Он в капусте и в шпинате, в шиповнике, в томате.Поищите на земле - и в салате, и в щавеле.

Лук, редиска, репа, брюква И укроп, петрушка, клюква, и лимон, и апельсин,Ну, во всём мы "С" едим! "С" - витамин в цветной капусте, в укропе, свежих овощах.Он снова в действие запустит уставших клеток бодрый ряд!

Если хочешь быть здоров,

Правильно питайся!

Позабудь про докторов,

Живи и улыбайся!

Вариант 2: вместо стихов про витамины спеть частушки

(см. на следующем листе)

Частушки.

- Посидим у самовара и частушки сочинимПро здоровое питанье рассказать мы вам хотим.

- Если хочешь быть здоровым, бодрым, умным и весёлым, Ешь побольше овощей, фруктов, кашек и борщей!

- Лучше лука и морковки нет на свете овощей.Мы добавили их в гречку, ешь скорей и не болей.

- Лук зеленый - объеденье! Он приправа к блюдам.Ешьте, дети, лук зеленый: он полезен людям.

- А морковочка-подружка дорога и люба.Ешьте, дети, все морковь, очищайте зубы. 

- Ешьте, дети, помидоры, пейте сок томатный: Он полезный, витаминный и на вкус приятный. 

- Наша желтенькая репка уж засела в землю крепко.И кто репку ту добудет, тот здоровым, сильным будет. 

- Превосходный огурец лежит на рыхлой грядке. Ешьте, дети, огурцы, будет все в порядке! 

- Вы не пейте газировки, не балуйте с чипсами.Соки, фрукты, каша, хлеб - вот хороший вам обед.

- Кока-кола - это вред, нам сказал об этом Глеб.И теперь команда наша пьёт кефир и простоквашу.

- Чипсы, кола - ерунда! Каша, зелень - вот еда!Как зайдём мы в огород - витаминов полон рот.

 - Пейте, дети, молоко, ешьте, дети, кашу,Думать будете легко, выглядеть всё краше!

- Ешьте кашу на здоровье - много в ней белочка, А ещё поешьте хлеба и попейте молочка.

- Таня вместо газировки утром выпила компот. И теперь у нашей Тани не болит весь день живот.

- Ходит Соня как Кощей каш не ест, не ест и щей,Падает от слабости, любит только сладости.

- Мы частушки сочинили и представили на суд.Про здоровое питанье наши вам стихи не врут.

infourok.ru

Кластер здоровья "Культура Движения"

Управление образования Администрации города Ижевска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 69 с углубленным изучением отдельных предметов»

Ижкар Администрациысь

дышетонъя кивалтонни

«Нимаз предметъёсты муромытыса тодытонэн 69-тй номеро огъядышетонъя шоръёзо школа» огъядышетонъя коньдэтэн возиськись муниципал ужъюрт

__________________________________________________________________

ул. Дзержинского, д. 71 , г. Ижевск, 426039, тел. /факс 45-14-12

E-mail: [email protected]; http://ciur.ru/izh/s69_izh/

Кластер здоровья

«Культура движения»

2015-2016 учебный год

  1. Обоснование и целевые установки кластера

Для своего кластера мы выбрали тему «Культура движения». С детства каждый слышал аксиому «Движение-это жизнь». «Формула здоровой жизни – это 30 минут движения каждый день» - считает директор Европейского регионального бюро ВОЗ доктор Марк Данзон.(1). По данным В. Пекелиса (член Союза писателей СССР), сто лет назад 96% всей работы на Земле человек выполнял сам с помощью только своих мускулов. А теперь? Всюду автоматика и машины. Гиподинамия - недостаток движения - подтачивает организм, начинает сокращать жизнь. А ведь исследованиями не только медиков, но и биологов, физиологов и самой жизненной практикой доказано, что разумная физическая нагрузка способствует сохранению здоровья и работоспособности на долгие годы. Люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, болеют и обращаются к врачу намного реже, чем те, которые занимаются ими нерегулярно. Физические упражнения оказывают влияние и на психические функции, обеспечивая умственную работоспособность. Аристотель проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками. «Мысль становится живее, когда тело разогрето прогулкой», - говорил он. (1) Многие великие ученые, деятели искусства, писатели любили обдумывать свои мысли во время пешеходных прогулок. Корней Чуковский рассказал, что Маяковский, создавая некоторые поэмы, ежедневно проходил по берегу моря по 10 километров, а иногда пускался вскачь с камня на камень, но чаще шагал как лунатик. Движение - это жизнь, а жизнь - движение. Молекулы, клетки, системы нашего организма (сердце, легкие, выделительная система, сокращение мышц и т.д.) существуют только благодаря физическим нагрузкам.

При проведении анкетирования в 4 «А» классе 80% учеников отметили, что движение – необходимая составляющая здорового образа жизни. пользу занятий физической культурой и спортом, хореографией. 50% учащихся выразили желание получить теоретические знания по данной теме, 20% учащихся предложили свои формы двигательной активности в школе (ежедневная зарядка по утрам, разнообразие физминуток, совместные прогулки, активный отдых на переменах, встречи в спортзале в каникулы и т.д.)

Цель кластера: формирование потребности в здоровом образе жизни и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни у младших школьников.

Задачи кластера: расширить представление детей о здоровом образе жизни; формировать позитивное отношение к активному образу жизни, к занятиям физической культурой; побуждать детей к двигательной активности, саморазвитию, самосовершенствованию, к занятиям в спортивных кружках.

infourok.ru

Формирование здорового образа жизни школьников с помощью туристического кластера Самарской области

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа

Природа наградила территорию Самарской области всем необходимым для восстановления физического, психологического и социального здоровья личности: различными минеральными водами, не имеющих себе равных в России по химическому составу и целебным свойствам; завораживающей красотой Жигулевских гор; уникальными памятниками природы в виде гротов, пещер; обилием лесов в северной и центральной части территории области; культурно – историческими достопримечательностями.

Рекреационные ресурсы Самарской области как основа отдыха и туризма делятся на два вида:

  1. Природно-рекреационные ресурсы: отдых, туризм, лечение на курортах области.
  2. Культурно-исторические достопримечательности: археология, архитектура, искусство1.

Природные факторы являются естественными природными раздражителями для организма человека. Только благодаря взаимодействию с внешней средой, приспосабливаясь к изменяющимся климатическим условиям, человек может существовать и развиваться. Люди начинают понимать, что в погоне за благами научно-технического прогресса они теряют что-то очень важное и ценное для жизни, для души и тела.

Туристический кластер Самарской области является новой современной формой территориальной организации экономики и начальным этапом реализации кластерной организации экономики. Кластер – это совокупность постоянно взаимодействующих между собой юридически независимых фирм, работающих в одной сфере или отрасли, и группа предприятий, которые оказывают основным фирмам разнообразные сервисные услуги2.

Туристический кластер:

  • уникальный природный комплекс – Самарская Лука;
  • месторождения лечебных столовых вод;
  • богатое историческое, культурное, духовное наследие;
  • неповторимая архитектура.

Представители власти

  • Департамент туризма;
  • Правительство Самарской области;

Основные туроператоры г.о. Самара

  • “Самараинтур “;
  • “Интурист – Самара”;
  • “Гермес – Тур”;
  • “Волга – Флот- Тур”;
  • “Спутник – Гермес”;

Туроператоры и турагенства:

  • “Олимп”;
  • “Зодиак”;
  • “Феникс”;
  • “Лагунатревел”;
  • и др.

Размещение туристов:

  • гостиницы, отели, мотели, базы отдыха;
  • Предприятия питания;
  • Бытовое обслуживание;
  • Учреждения культуры;
  • Транспортный кластер;
  • Развлекательные центры;
  • Подготовка и переподготовка кадров

Традиционная работа специалистов образования по сбережению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни была в основном направлена на сохранение физического (соматического) и психологического (эмоционального) здоровья учащихся.

Физическое здоровье как ценность принимается личностью, когда речь идет о перспективах ее индивидуальных достижений. В этом случае здоровая личность интересна сама по себе и интересна для себя. Педагогические средства реализации такого подхода заключены не только в учениях о сохранении и улучшении здоровья или оздоровительных практиках. Отношение к физическому здоровью как ценности передается преимущественно через профессионально – личностную позицию педагога, личным примером утверждающего преимущества здорового образа жизни.

Психологическое здоровье выступает тем видом здоровья личности, которое обеспечивает благополучие связанных с нею других людей. Психологически здоровая личность рассматривается как условие эмоционального благополучия окружающих.

В современных условиях российского образования (вынужденная смена школ учащимися и учителями из-за миграции и безработицы населения, рост социального сиротства и т.п.) работа педагогов направлена на поддержку социального здоровья личности школьника.

Наряду с традиционной системой работы, направленной на профилактику антиобщественного поведения и вредных привычек, новый подход связан с поддержкой здорового образа жизни как личностной и социальной нормы, ценности и потребности.

Понятие здорового образа жизни включает в себя:

а) выбор и реализацию позитивно направленных на смысл жизни ориентаций, ценностей и форм общественного поведения; б) раскрытие культурно – нравственных потенциалов личности школьника; в) становление и развитие межличностных гуманистических отношений; г) ответственность за свое физическое здоровье как условие биологического, психологического и социального благополучия другого человека и общества в целом.

При этом актуально формирование отношения к учащимся со стороны педагогов как к активно – творческим субъектам саморазвития и социализации, а не как к объекту воспитания3.

В микрорайоне, где находится школа №32, нет учреждений молодежной культуры, поэтому чрезвычайно актуальна проблема организации пространства культурного взаимодействия учащихся. Педагоги школы решают эту проблему с помощью независимых друг от друга туристических фирм, турагентств и туроператоров: “Альянс-Тур”, “ Атлантида+”, “У-ра” и т.д.

Идея изучения родного края и использование краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не нова. Она получила педагогическое обоснование в трудах великого русского ученого и просветителя М.В. Ломоносова, французского мыслителя и педагога Ж.-Ж.Руссо и великого чешского педагога Я.А. Каменского. Большой интерес к изучению родного края проявлял основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский4.

Путешествие это не только средство освоения мира, но и способ найти себя, обрести свое собственное “Я”. Оно позволяет соотнести себя с другими, расширяет границы общения, дает ученикам возможность проверить себя на жизненную зрелость и оценить свою готовность к различным нестандартным ситуациям. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности учащегося, ее самоопределение в культурном пространстве, навык в выборе позитивно направленных на смысл жизни ориентаций, ценностей и форм общественного поведения, что входит в понятие здорового образа жизни. Путешествие предполагает тщательное и вдумчивое постижение пространства, в ходе которого устанавливается коммуникация человека с миром, открываются новые каналы получения информации5.

В школе №32 г.о. Самара туристического кластера Самарской области наиболее востребован экскурсионный туризм (Царев курган, Каменная чаша, Молодецкий курган, Ширяевские штольни, Самарская Лука), спортивно – оздоровительные лагеря, религиозный туризм (Ташла, соборы, храмы, мечеть, костел, кирха), экстремальный туризм (горы Жигули, пещера Братьев Греве, Верблюд – гора), культурно – исторические достопримечательности (музеи, театры).

Количество учащихся школы №32 г.о. Самары, посетивших экскурсии, культурно-исторические достопримечательности, спортивно – оздоровительные лагеря составило в 2006–2007 уч.году 1003 человека, в 2007–2008 уч. году 1120 человек, в 2008- 2009 уч. году 706 человек.

Спортивно-оздоровительные лагеря посетили в2006 -2007 уч.году 315 учащихся, в 2007–2008 уч. году – 338 учащихся, 2008–2009 уч. году -320 человек.

Обычно экскурсионную поездку многие педагоги школы трансформируют в образовательное путешествие, которое является альтернативой обычной экскурсионной поездке, которая основывается на активной самостоятельной деятельности участников путешествия, в ходе которого усваиваются навыки освоения мира, развитие межличностных отношений и их личностного переживания, что помогает раскрыть и расширить культурно- нравственный потенциал личности школьника и воспитывает ответственность за свое здоровье и здоровье другого человека.

Проектная деятельность среди учащихся школы, основанная на краеведческом материале, собранном во время образовательных путешествий, призвана воспитывать среди учащихся убеждение в высокой ценности здорового образа жизни.

Проблемы сбережения физического, психологического и социального здоровья учащихся при осуществлении образовательной работы в школе стали приоритетными для всего педагогического коллектива.

Здоровая личность с точки зрения ее социального развития активно действует по отношению к своему здоровью как средству жизнеобеспечения семьи, выбору стратегии самоопределения в социуме, реализации предназначения гражданина государства.

Сноски:

1

Воронин В.В. География Самарской области, 2003,с. 131 – 134

2

Иваненко А.А. Современная Российская модель управления: эффективность, кризисы, риски: сборник статей Всероссийской научно- практической конференции.// Выявление существующих и потенциальных кластеров на территории региона. 2009, c. 74–75

3

Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности; Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В. Чкерниковой, 2006б с. 6-7, 254 - 257.

4Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе, 1979, c.3.

5

Алексеева Т. Город в подарок // Методическая газета “Классное руководство и воспитание школьников”, 2008, N20, c.8–12.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10

Из опыта работы

учителя ОБЖ

Писклова Андрея Васильевича

п. Ерик

Мастер – класс

учителя ОБЖ МБОУСОШ № 10, пос.Ерик, Апшеронского района

Писклова Андрея Васильевича

по теме «Здоровый образ жизни и его составляющие» (слайд 1)

Цель: развитие мотивации педагогов к применению в своей деятельности новых педагогических приёмов – кластера, синквейна.

Задачи:

  • создать условия для восприятия опыта работы по формированию навыков здорового образа жизни;

  • познакомить с педагогическими приемами, предоставить возможность для оценки их эффективности;

  • показать возможности технологии в осуществлении личностно ориентированного подхода в воспитании, в развитии интеллектуальных, творческих способностей;

  • содействовать формированию мотивации на осуществление деятельностного подхода в обучении.

(слайд 2) Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.

Я рад видеть Вас сегодня на моем мастер - классе, тема которого «Здоровый образ жизни и его составляющие»

Моя методическая тема самообразования «Формирование культуры здорового образа жизни у учащихся». Изучая ее, рассматриваю использование новых технологий при формировании здорового образа жизни школьников.

Я предлагаю вам поучаствовать в моем мастер-классе. Но предупреждаю, что сегодня речь пойдет больше не об использовании физических практических технологий, а о развитии теоретических знаний школьников.

Хочу, чтобы вы заранее определились, что вы ждете от этого мастер-класса, какие цели при его посещении для себя поставили. В конце занятия мы к этому вернемся.

Цель мероприятия для детей: формирование навыков здорового образа жизни.

Основные задачи:

  • научить детей формировать основные социально – полезные качества;

  • формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни;

  • научить учащихся заботится о своём здоровье и творчески относится к возникающим проблемам.

Предлагаю вам разделиться на две группы. Каждая группа будет работать самостоятельно. А затем мы вместе выработаем определение понятия «Здоровый Образ Жизни» его составляющие! Какие факторы входят в понятие «ЗОЖ»?

Цель этого задания, выявить знания воспитанников о здоровом образе жизни.

Итак, начнем. Перед вами два листа ватмана. В течение нескольких минут вам требуется написать на нем созвучные с выражением «здоровый образ жизни » слова, словосочетания.

Цель данной работы, формирование коммуникативных УУД.

Посмотрите те факторы, которые указывают воспитанники объединения (слайд 3)

Перед детьми я ставлю проблемные вопросы:

Какие вредные привычки вы знаете?

Почему говорят, что капля никотина убивает лошадь?

Чем опасен алкоголь?

К чему приведёт употребление наркотиков?

Поговорим об основных составляющих понятия, которые вы указали.

(слайд 4)

Правило №1. Здоровое питание

От нашего питания зависит очень многое.

Сейчас я вам буду зачитывать пословицы, а вы постарайтесь их закончить (слайд 5):

- хочешь, чтоб тебя уважали, не говори много;

- хочешь быть здоровым – не ешь много;

- умеренность - лучший врач;

- не в меру еда-болезнь и беда.

Правило №2. Отдых и сон

(слайд 6)

Продолжаем заканчивать пословицы:

- сон – лучшее лекарство;

- от хорошего сна – молодеешь;

- выспался – будто на свет народился.

Правило №3. Третье правило – отказ от вредных привычек

Запишите все те, вредные факторы, которые отрицательно влияют на здоровье человека

Все вредные привычки вы выделили на листах.

- Послушайте поучительную легенду, которая возможно изменит ваше отношение к предостерегающим советам об отказе от вредных привычек ваших родных, знакомых.

(слайд 7)

Легенда

Всегда ли мы слушаем людей, которые предостерегают нас от вредных привычек? Я вас познакомлю с одной легендой, а вы сделайте для себя выводы.

«Жил некогда великий повелитель. И был у него верный друг – птица сокол, которого он всегда брал с собой. Однажды в долгом походе сморила Хана жажда. И вдруг он увидел тонкую струйку воды, пробивающуюся среди камней. Только начал он набирать воду в свой шлем, как сокол выбил его из рук грозного Хана. Рассердился Хан. Второй раз начал он набирать воду в свой шлем, все больше мучила его жажда. И опять выбил из его рук шлем сокол. И взял тогда хан острый меч и начал в третий раз набирать воду. Опять выбил сокол шлем из рук Хана, но был убит острым мечом. Но шлем закатился так далеко, что не смог найти его Хан. Тогда он с трудом поднялся на гору к озеру и увидел, что в этом озере лежит ядовитая змея, капли яда, которой хватит, чтобы убить несколько человек. И понял тогда повелитель, что сокол спас ему жизнь, а он убил его».

Подумайте о том, как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей!

Цель знакомства с легендой, сделать выводы, о тех, кто нас предостерегает от опасностей. Дети называют чаще всего своих близких и родных людей

Правило №4. Активный образ жизни

(слайд 8)

- Наконец мы подошли к самому основному правилу - активный образ жизни.

Подвижный, быстрый человек

Гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век,

Подвержен всем изъянам.

Мы с вами сейчас сделаем небольшую зарядку. Она поможет не только размяться, но и тренирует координацию и память.

А, ну-ка попробуй!

Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы ладони должны быть развернуты. Получилось? Не тут-то было!

Послушай, поверь и себя проверь

Положить руки на колени, хлопнуть в ладоши, потом левой рукой взяться за нос, а правой за левое ухо. Опять хлопнуть в ладоши и поменять руки.

Делай одновременно

Одновременно отбивайте одной ногой два удара, а другой три.

Тот педагогический прием, с которым я знакомил вас сегодня, называется кластер. Он очень хорошо воспринимается ребятами, способствует формированию мышления.

(слайд 9)

На слайде вы видите рекомендации педагогам при использовании этого приема. Ведь как говорил Конфуций:

«Хороший педагог настаивает, но не тянет за собой,

Побуждает, но не заставляет,

Показывает путь, но не доводит до конца».

Дети с удовольствием выполняют творческие задания.

(слайд 10)

Синквейн – педагогическая технология, развивающая творческие способности учащихся.

Методика построения синквейна. Стихотворение из пяти строк!

1 строка – существительное, отображает главную идею!

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль!

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы!

4 строка – фраза из нескольких слов, выражающее отношение к теме!

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним, чаще всего существительное, эмоциональное отношение к идеи)

(практическая работа педагогов и предоставление результатов работы)

В конце мероприятий о ЗОЖ воспитанники делают для себя выводы, что каждый человек должен помнить, что его здоровье во многом зависит от него самого. Нужно уметь владеть собой, иметь силу духа. И только тогда человек будет здоровым, если он сможет сказать нет вредным привычкам.

Ведь быть здоровым человеком – это важно!

И закончить свой мастер-класс я хочу рефлексией. Посмотрите на свой лист ожидания и цели, которые вы определили в начале мастер-класса. Тот прием, который я предлагаю, называется «Дерево чувств и чудес». Вы видите перед собой необычное дерево.

Рядом лежат яблоки трех цветов:

- если чувствуете себя хорошо, комфортно, настроение на высоте, занятие принесло вам пользу, то вешайте на дерево яблоко красного цвета;

- если настроение хорошее, но занятие не произвело на вас впечатления, то вешайте на дерево яблоко желтого цвета;

- если настроение ухудшилось, потому что занятие не понравилось, то вешайте на дерево яблоко зелёного цвета. Выберите нужного цвета яблоко и поместите на дерево!

Спасибо всем за работу! (слайд 11)

multiurok.ru

Конспект урока на тему "Здоровый образ жизни. Укрепление здоровья"

  1. Орг. момент

Приветствие, психологический настрой.

Сегоня на уроке мы будем работать в группах, в каждой из которх уже выбран лидер. Попрошу лидеров каждой группы встать, пожать рук членам вашей группы и пожелать удачи.

Я вам тоже желаю удачи и плодотворной работы.

Для того, чтобы определить тему нашего урока я предлагаю вам разгадать загадку : Чего нельзя купить за деньги? (здоровье). Здоровье – это действительно важный компонент счастливой и радостной жизни каждого человека.

Использование ИКТ Актуализация знаний

Давайте проверим: какие действия и поступки человека приносят пользу человеческому здоровью , а какие вред.

Какие из прдложенных предметов мы не возьмём с собой, чтобы быть здоровым?

  1. Операционный этап

С давних времён люди понимали, что здоровье очень важно для человека. Поэтому есть много пословиц о здоровье. Соедините на листе пословицы и объясните одну из них

Пока здоровье служит, человек не тужит.

Аптека не прибавит века

Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.

Ну а сейчас каждая группа получает своё задание, внимательно прочитайте и выполните его . Время 6 минут

Группа №1

Прочитайте, запомните, перескажите.

Составьте кластер по прочитанному тексту.

Для крепкого здоровья питание должно быть разнообразным и включать в себя все витамины и питательные вещества. Только разнообразная пища обеспечивает организму нужные ему вещества и витамины.

Питание детей должно быть регулярным, происходить в одно и то же время.. Младшему школьнику рекомендуется четырехразовое питание.

Первый завтрак ждет детей школьного возраста в 7 утра, второй – в 10.30,, обед не раньше 15.00 Правильное питание для детей школьного возраста обязательно должно включать молочные продукты, фрукты и овощи.

Пить лучше за 30- 60 минут до еды.

Пищу необходимо тщательно пережевывать, так как в ротовой полости происходит не только ее измельчение, но и начальный этап переваривания 

 Однако большое количество детей по-прежнему отказываются от горячих школьных обедов, предпочитая «перебиваться» пиццей, пирожками, булками, тем самым, нанося вред своему здоровью. Не забывайте, что школьное питание ребенка предназначено для пользы здоровья.

Группа №2.

Прочитайте, запомните, перескажите. Составьте от группы 3 вопроса по прочитанному тексту.

Вред компьютера для детей особенно велик из-за того, что дети часто не знают меры и сидят перед ним часами, не отрываясь, а поскольку мышцы глаз у них еще не окрепли, то возникает серьёзная угроза для зрения. Кроме того компьютер способствует очень сильному переутомлению, после работы за компьютером дети могут жаловаться на головную боль, часто становятся раздражительными и капризными.

Еще одна опасность связанная с компьютером - это малоподвижный образ жизни. Часто, дети, сидящие за компьютером, просто напросто забывают обо всех физических нагрузках, в результате чего мышцы ослабевают без работы, от долго пребывания в одном положении затекают, становятся вялыми и дряблыми. Постоянное сидение - это нагрузка на позвоночник, поэтому часто бывает искривление позвоночника.

ПОМНИТЕ:

В начальной школе (до 11 лет) можно разрешить ученику сидеть перед компьютером 30 минут с обязательными перерывами.. Расстояние до монитора не менее 40-50 см.

ФЛИПЧАРТ : КАКУЮ УГРОЗУ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПОСТОЯННОЕ СИДЕНИЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ?

Группа №3.

Прочитайте, запомните, перескажите. Составьте плакат

«Куришь – сам себя погубишь»

Дети и подростки, подражая взрослым, и мало зная о вреде курения, привыкают к сигаретам. Детей к курению влечет любопытство, стремление казаться взрослыми.

Курение детей влияет на их успеваемость в школе. Очень страдает память и всё, что связано с вычислениями. Если до начала курения ученик мог высчитать в уме задание, то потом он делает это с затруднениями или с ошибками. Также курение влияет на органы зрения.. Из-за постоянного раздражения глаз табачным дымом, постепенно зрение становится хуже. Из-за курения тормозится рост тела. Курение сильно снижает работоспособность у подростков, они становятся вялыми и раздражительными. По современным научным данным табакокурение сокращает жизнь приблизительно на 10-15 лет..,

Опасно и пассивное курение, когда дети, находясь с курящими взрослыми, вдыхают табачный дым. Дети из семей, где хотя бы один из родителей курит, чаще болеют простудными заболеваниями. Такие дети отличаются слабым здоровьем, Никотин, который попадает в организм через табачный дым, блокирует развитие творческого мышления у детей. Это приводит к слабой успеваемости в школе.

В будущем дети, которые дышали табачным дымом от родителей, будут отличаться слабым здоровьем, и сами начинают курить..

ФЛИПЧАРТ : Какой вред организму наносит табакокурение?

Группа № 4

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «Барбоскины : закаляйся.»

Прочитайте, запомните, Составьте правила закаливания.

Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. При закаливании надо учитывать следующее:

Заливание надо начинать постепенно, желательно начать весной или осенью, когда на улице не жарко и не холодно.

Сначала можно начать спать при открытой форточке, но чтобы кровать стояла подальше от окна. Во время сна в комнате не должно быть холодно. Должна быть приятная прохлада и свежесть.

Необходимо гулять, бывать на свежем воздухе. Гулять в любую погоду, если нет сильного ветра, дождя и метели

Можно начать обливаться прохладной водой, постепенно делая её более холодной.

При первых признаках простуды закаливание можно приостановить, чтобы не нанести вред организму.

ФЛИПЧАРТ: ЧТО ЗНАЧИТ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?

ГРУППА № 5 Составьте коллаж: КАК В НАШЕЙ ШКОЛЕ СПОСОБСТВУЮТ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ?

  1. Рефлексия

Игра «Лови ошибку»

  1. Здоровье надо начинать укреплять после 20 лет.

  2. Курение замедляет рост.

  3. Играть за компьютером можно 1-2 часа в день

  4. Для полноценного развития организма нужна разнообразная пища

  5. Закаливание надо начинать с обливания ледяной водой

  6. Пассивное курение опасно для детей

  7. Длительная игра за компьютером приводит к искривлению позвоночника и ухудшению зрения

взаимопрверка по ключу

выставление оценок капитаном в группе.

Капитаны благодарят за работу членов группы

doc4web.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность