НОВОСТИ |
Конспект вн урока_Здоровый образ жизни.doc. Лекция для школьников здоровый образ жизниЗОЖ, для учащихся 9-11 классовМинистерство образования и науки Ульяновской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной детский оздоровительно-образовательный центр «Юность» Как сохранить работоспособность. (ЗОЖ, для учащихся 9-11 класса). Автор-составитель:Ванюкова Галина Леонтьевна, воспитатель 3 отряда Димитровград, 2017 Цель: объяснить, насколько важно вести здоровый образ жизни; развивать заботливое и бережное отношение человека к своему собственному здоровью.
ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент 2. Разминка. Упражнение «Улыбка» (для создания рабочей атмосферы, раскрепощения учащихся). Ребята, прежде чем мы с Вами начнем работать, я предлагаю выполнить одно небольшое упражнение. По моей команде надо повернуться к соседу, улыбнуться и сказать приятные слова. Только давайте договоримся, что Вы сейчас подумаете 30 с., выберите два самых важных слова, которые Вы бы могли сказать своему соседу. А потом обменяетесь этими словами. Итак, подумали, готовы? Начали! Сейчас Вы улыбались друг другу и говорили приятные слова, мне хочется, чтобы почаще Вы вспоминали об улыбке, она поднимает настроение, помогает справиться с трудностями. Действительно, Вам предстоит писать олимпиаду, а подготовка к ним, и сам процесс требует много времени, сил и здоровья. Сегодня мы поговорим с Вами о том, как пережить это время с наименьшими потерями для здоровья. На первый план выходит проблема сохранения работоспособности (в частности умственной работоспособности), как залога успешной подготовки к олимпиаде. Хотелось бы привести Вам некоторые сведения об умственной работоспособности. Р.М. Баевский считал, что умственная работоспособность – это «определенный объем умственной работы, выполняемый без снижения... установившегося на оптимальном для данного индивидуума уровне функционирования организма» [1]. Она является одним из показателей, отражающих функциональное состояние организма и его динамику, и проявляется в способности действовать целенаправленно, достигать желаемых результатов. Физиологи выделяют пять фаз работоспособности [4]: 1. Предрабочее состояние – в организме протекают физиологические процессы под влиянием мыслей о предстоящем деле, других условных раздражителей, сигнализирующих о начале умственной деятельности;2. Состояние «врабатываемости» – происходит постепенное включение различных функций организма, налаживание необходимых регуляторных механизмов, некоторое повышение работоспособности;3. Работоспособность стабилизируется и удерживается в течение некоторого времени;4. Снижение работоспособности, развитие утомления, что проявляется в снижении внимания, возникновении двигательного беспокойства, увеличении количества ошибок, в некоторых случаях при наступлении этой фазы требуются отдых и временный отказ от работы;5. Вторичное повышение работоспособности, которое наблюдается в конце рабочего дня, оно возникает вследствие мобилизации резервной работоспособности. Современные исследователи установили, что работоспособность изменяется в течение урока, дня, недели, года. Изменение работоспособности в течение урока. Первые 3-5 мин. – предрабочее состояние и врабатывание, затем период высокой работоспособности, длится он 10-15 мин. (в некоторых случаях до 20 мин.), а затем, происходит снижение работоспособности и в конце урока может быть ее незначительное повышение. В течение дня пик умственной работоспособности приходится на 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма, во второй половине дня с 17 часов работоспособность медленно растет и достигает пика (при отсутствии значительного утомления) к 19 часам. Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели, что нельзя сказать о начале (понедельник) и конце (пятница, суббота) недели, когда уровень работоспособности достаточно низок. Изменение работоспособности в течение учебного года. Первые шесть недель – предрабочее состояние и врабатывание, затем приблизительно с 20 октября до декабря – относительное устойчивое состояние и высокий уровень работоспособности, потом ее снижение, отдых (каникулы). После каникул снова две недели врабатывание и очень короткий период устойчивой работоспособности, затем работоспособность резко падает. Следует заметить, что чем длиннее каникулы, тем дольше период врабатывания, но, тем не менее, каникулы (периоды отдыха) просто необходимы, так как помогают школьникам снизить опасность переутомления, последствия которого сказываются на их здоровье. В результате хронического переутомления могут появиться: частые головные боли, повышение кровяного давления, заболевания желудочно-кишечного тракта, нервно-психические расстройства, нарушение сна и т.п. Что, естественно, у старшеклассников может негативно сказаться на результатах экзаменов. – Ребята, я предлагаю Вам подумать и ответить на вопрос, что помогает сохранить хорошую работоспособность? Обсуждение заданной темы с учащимися. Ведущий может записать на доске варианты ответов школьников. А сейчас Вы пройдете тест Е.В.Беспаловой, который поможет определить факторы, влияющее на Ваше самочувствие, от которого зависит работоспособность [2]. Тест «Твое самочувствие накануне экзаменов» Инструкция: «Ответьте на вопросы теста, выбирая один из вариантов ответа».
Обработка и анализ результатов: После того, как ребята ответят на вопросы, ведущий сообщает им, что за каждый ответ «Да» они должны поставить себе 1 балл, затем подсчитать общую сумму баллов. 1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, Вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия. 3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы расстроили его довольно основательно. 7-10 баллов. Как Вы умудрились довести себя до такого состояния? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и учиться. А ведь Вам сдавать экзамены! Самые большие трудности еще впереди! Вам нужно немедленно менять свои привычки, иначе… Ребята, обратите внимание – Ваши положительные ответы на некоторые вопросы теста выявляют факторы, которые мешают лично Вам чувствовать себя хорошо и влияют на Вашу работоспособность. Мы с вами уже обсудили Ваши предложения по сохранению высокой работоспособности. Мне хотелось бы назвать некоторые условия (выделяемые специалистами), соблюдение которых поможет Вам сохранить свою работоспособность на оптимальном уровне и дойти до экзамена с наименьшими потерями для здоровья. 1. Необходимо стараться соблюдать режим дня, рационально чередовать занятия и отдых. Возрастная норма продолжительности ночного сна старшеклассника – не менее 8,5 часов. При выполнении домашних заданий обязательны перерывы после каждых 40-45 минут работы. Отдых после учебного дня необходим для восстановления работоспособности, для активного досуга, занятий тем, что школьнику по душе. Продолжительность ежедневного пребывания старшеклассников на свежем воздухе должна составлять не менее 2,5 часов. 2. Благотворно влияет на умственную деятельность физическая культура. Еще Сократ считал, что во время ходьбы мысль становится яснее, а А.С.Пушкин отмечал тесную связь между занятиями спортом (верховой ездой) и приливом творческих сил. В результате длительного занятия умственным трудом при недостатке двигательной активности ухудшается состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, нарушается обмен веществ, ослабляется гормональная деятельность… Малоподвижный образ жизни понижает устойчивость организма к сердечно-сосудистым, нервно-психическим и инфекционным болезням. (Предложить детям «Кинезиологические упражнения» см. в приложение) 3. Нельзя забывать о питании, по мнению специалистов, для сохранения высокой работоспособности необходимо соблюдение режима питания [3]. Длительные перерывы между едой отрицательно сказываются на работоспособности школьников, оптимальным для них является 4-5 разовое питание. Наиболее целесообразно следующее распределение пищи в течение дня: первый завтрак – 25% суточного рациона, второй завтрак в школе – 15-20%, обед – 35%, ужин – 20-25%. Во время напряженной умственной работы усиливаются процессы обмена, а, следовательно, возрастает потребность в питательных веществах. Мозг ежедневно забирает 20% всей энергии, получаемой с пищей, поэтому, дорогие девочки, забудьте о диетах в период подготовки к экзаменам, к олимпиаде. В вашем рационе должны присутствовать продукты как животного (мясо, рыба, сыр), так и растительного (овощи, фрукты, крупы) происхождения. Причем, в первую половину дня лучше употреблять в пищу продукты, богаты животным белком, а на ужин – молочно-растительные продукты. – Обязательно следует включать в меню продукты, которые помогут улучшить концентрацию внимания: креветки, орехи, морковь, ананас, капусту, лимон и др. – Углеводы – энергетический источник для жизнедеятельности клеток мозга, деятельность его зависит от снабжения глюкозой почти в такой же степени, как и от снабжения кислородом. Наиболее ценные углеводы в злаках, сладких ягодах, фруктах. – Мембраны нейронов в большом количестве содержат линолевую кислоту, поэтому необходимо, чтобы она поступала в организм в достаточном количестве, много ее в жиросодержащих продуктах: например, в растительном масле (в 1 ст. л. – 9,5 гр. линолевой кислоты при суточной потребности – 5-6 граммов). – Витамины в качестве катализаторов участвуют в обменных процессах организма, их недостаток может вызвать ухудшение самочувствия, более быструю утомляемость во время занятий. Для предотвращения этих нежелательных явлений следует употреблять продукты, содержащие витамины (зелень, фрукты, овощные и фруктовые соки, варенье) или поливитаминные препараты, выпускаемы промышленностью в виде драже и сиропов. Однако следует помнить, что полноценность рациона не является синонимом его избыточности. Не следует ударяться в крайности: переедание заставляет усиленно работать органы пищеварения, а не мозг, голодание приводит к недостатку поступления витаминов, аминокислот и других компонентов для работы мозга. Таким образом, Вы познакомились с некоторыми условиями сохранения и повышения работоспособности. Сейчас я предлагаю Вам подумать и ответить для себя на вопрос, что лично Вам поможет сохранить работоспособность с учетом тех факторов, которые были выявлены на тестировании (ответы можно записать на листочках). Затем ребята по желанию зачитывают свои записи, и под руководством ведущего обсуждают их. Сегодня мы с вами рассмотрели очень важную тему — как сохранить свою работоспособность в период подготовки к экзаменам. Мне хочется, чтобы Вы ответили на вопросы: – Что нового узнали на занятии? – Что понравилось, вызвало интерес, что не понравилось? После занятия дети получили буклет с рекомендациями. Список литературы: 1. Бекмансуров, Х.А. Умственная работоспособность как интегративный тест паспорта здоровья / Х.А.Бекмансуров, Бильданова В.Р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content 2. Кадашникова, Н.Ю. Как подготовить ребенка к экзамену: тренинги, тесты, игры, упражнения [Тест] / Сост. Н.Ю. Кадашникова, Т.Ф.Илларионова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 137с. 3. Проценко, Т.А. Что едим – так и думаем. [Электронный ресурс]. URL: http://teros.org.ru/content/view/268/ 4. Савостьянов, А. Перегрузка: от чего? [Электронный ресурс]. URL: http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200600506 Приложение: Кинезиологические упражнения Кинезиологические упражнения иногда называют «умными движениями». Они позволяют активизировать работу полушарий, зарядить организм энергией, развить мелкую моторику и самоконтроль. Детям очень нравятся эти упражнения, поскольку они разбавляют порой монотонную учебную деятельность. 1.Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.• Движения по четырём направлениям и диагоналям. Совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях • Движения по четырём направлениям и диагоналям с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком • Движение глазами по четырём направлениям с привлечением движения языка ( глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох)• «Восьмёрка». Упражнение для оптимизации навыков письма. Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмёрки. Отдохните и откройте глаза 2.Двигательные упражнения. Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).• Кулак-ребро-ладонь. Положить ладони на стол, затем зажать кулаки, затем поставить ладони ребром на стол, положить ладони на стол. Повторить 8-10 раз. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно. • Лягушка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движениями языка влево, вправо (8-10 повторений) • Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений Выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.• Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1- 2 минуты. Дыхание произвольное. 4.Для конца урока: Упражнения на дыхание улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.• Кулачки. Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать вдох, не торопясь сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать выдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.• Свеча. Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. • Огонь и лёд . По команде «Огонь» интенсивные движения телом, по команде «Лёд» — замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6-8 раз. Литература:1.Глазунов Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия, М.: Планета, 2013.-176 с.2.Сиротюк А.Л.Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с. infourok.ru Конспект вн урока_Здоровый образ жизни.doc - Конспект урока для школьников «Здоровый ...особенно для нервной системы и зрения. Телевизор, видео, компьютерные игры хороши в меру. Не увлекайтесь ими чересчур. Включайте в свой распорядок дня прогулки, игрына свежем воздухе, чтение книг.Хороший отдых обеспечивает нам сон. Чтобы сон был глубоким, надо вставать и ложиться спать всегда в одно и тоже время. Комнату перед сном обязательно надо проветрить. Полезна небольшая прогулка перед сном на свежем воздухе. Правило№4: Больше двигайтесь!Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, поэтому старайся больше двигаться. Утром делай зарядку. Начинать утро с зарядки – значит встать пораньше с постели и успеть за день сделать много хороших и добрых дел. Благодаря утренней зарядке, школьник не только укрепляет здоровье, но и приобретает ловкость, смелость, выносливость, настойчивость, целеустремленность. Двигательная активность – это путь к силе и красоте, это первый шаг к занятиям спортом.Почаще играйте в подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Занимайтесь физическим трудом, физкультурой. Если есть возможность, посещайте бассейн.Спортивные игры, катание на лыжах и коньках, плавание надежный путь к здоровью.Правило№5: Не заводи вредных привычек! Самые вредные привычки это курение, употребление спиртного и наркотиков.Курение очень вредно для легких, да и для всего организма. Ни одна из вредных привычек не уносит столько здоровья, как курение табака и употребление алкогольных напитков. Выкуренная сигарета ведет к бессоннице, убытку сил, отсутствию аппетита и к болезням. Ученые подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут.Спирт (алкоголь), который содержится в алкогольных напитках, при неумеренном употреблении вызывает заболевания желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребенка сильное отравление. Под влиянием алкоголя резко ухудшается речь, внимание, разрушаются печень, почки и другие системы человеческого организма.Наркотики особые вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотик, человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. У него развивается тяжелаяболезнь наркомания, вылечить которую очень трудно. Наркотик нарушает работу мозга и всего организма и в конце концов убивает человека. Чтобы сохранить здоровье, никогда не начинай курить, не пробуй спиртного, не прикасайсяк наркотикам.С вредными привычками нужно бороться. И начинать нужно с регулярных занятий физкультурой и спортом. Если человек почувствовал радость жизни во время занятий спортом, он никогда не будет искать веселья в табачном и алкогольном дурмане.Физминутка – znanio.ru Тематический урок для школьников по основам здорового образа жизниЗдоровый образ жизни «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ» Здоровое питание - успешный ученик. Правила здорового питания школьника Здоровое питание для школьника (Russian) Полезная пиша для здоровья взрослых Программа Здоровое питание в школе Акция «Здоровое питание» 26 фактов о завтраке ПРОЕКТ «СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ» (Russian) Полезная пиша для здоровья взрослых Режим труда и отдыха старшеклассников Правила здорового питания школьников 1.Пояснительная записка 10 полезных продуктов для женщин Недостаточный вес: пути повышения Здоровье - дороже золота. Руководство пользователя SmartFood Здоровое питание школьников Организация питания в детском саду Здоровый образ жизни. Здоровье и образ жизни ТЕМА: «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ». РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗДОРОВЬЮ ДЛЯ МУЖЧИН "Из чего состоит наша пища". 2. Целевое назначение программы Рекомендации родителям: ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ Питание перед тренировкой I. Обоснование актуальности программы docplayer.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |