Конспект урока+презентация "Правила личной гигиены", 11 класс. Обж 11 класс правила личной гигиены нравственность и здоровый образ жизни


Конспект урока+презентация "правила личной гигиены", 11 класс

Тема урока: «Правила личной гигиены»

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о гигиене, личной гигиене, знание основных правил ухода за кожей головы, зубами и волосами.

  • Развивать инициативу и активность на уроке.

  • Воспитывать стремление к обязательному соблюдению правил личной гигиены.

Оборудование:

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова.- М.: Просвещение, 2014;

  • компьютер;

  • экран;

  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом.

II. Введение в тему урока

- Сегодня мы переходим к изучению «Основ медицинских знаний и здорового образа жизни».

- Вы уже знакомы с понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни», «составляющие ЗОЖ».

- Сегодня на уроке разговор пойдет об одной из составляющих здорового образа жизни. О чем? Попробуйте догадаться. Слайд 2.

Есть такая вероятность - получить за неопрятность,Если ты уже завшивел, и не мылся целый год,Ты вокруг людей пытаешь, когда с ног носки снимаешь...Ходишь ты, как скунс смердячий, и нервируешь народ.От тебя все сторонятся и задеть тебя бояться,Да и в транспорте уступят место лучшее всегда,Не рискнут с тобой сближаться, так как любишь ты чесаться,Может быть, ты это "мыло", и не видел никогда!

- Как вы думаете, о какой составляющей ЗОЖ идет речь в этом шуточном стихотворении? Ответы учащихся.

- Конечно, о гигиене.

III. Сообщение темы и цели урока

- Итак, тема урока: «Правила личной гигиены». Слайд 1. Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо нажать стрелку в правом нижнем углу на слайде 2.

- Вы получите представление о том, что такое «гигиена», «личная гигиена». Вспомните основные гигиенические правила.

Запись темы урока в тетрадь.

IV. Изложение нового материала

Рассказ с элементами беседы.

- Давно ли возникла гигиена, как вы думаете? Ответы учащихся.

- В древние времена люди считали причиной болезней неблагосклонность богов. Однако уже тогда они создали правила, которые надо было соблюдать, чтобы сохранить здоровье. Такие правила называются гигиеной.

- Посмотрите на слайд 3. Чтобы попасть на слайд 3, необходимо навести указатель мыши на рисунок «полотенца» на слайде 1.

- Кому знакомы эти имена? Ответы учащихся.

- Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы на них остановились?

В мифах Древней Греции рассказывается о боге врачевания Асклепии. Он учился врачебной науке у мудрого кентавра Хирона, знавшего секреты лечебных трав, и со временем превзошел своего учителя. Он научился готовить лекарства даже из змеиного яда. Поэтому Асклепия часто изображали с посохом, который обвивает змея.

Асклепий – бог врачевания в Древней Греции. Слайд 4. Запись в тетрадь.

У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей.

В греческой мифологии Гигиея- богиня здоровья. Именно Гигиея дала название медицинской дисциплине гигиене. Гигиею изображали кормящей змею из чаши. Отсюда происходит один из знаков медицины — чаша со змеей.

Панацея  (Панакея) в греческой мифологии  - "всецелительница"  -  богиня, олицетворяющая исцеление от болезней. Отсюда возникло выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.

Гигиея и Панацея – дочери Асклепия, «гигиена» и «панацея». Слайд 5. Запись в тетрадь.

- Что же такое гигиена? Слайд 6.

Гигиена (от др.-греч.— «здоровье») — это область медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики различных заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Запись в тетрадь.

Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Слайд 7. Запись в тетрадь.

Слайд 8. К правилам личной гигиены относят:

  • разумное сочетание умственного и физического труда;

  • занятия физической культурой и закаливание;

  • рациональное питание;

  • чередование труда и активного отдыха;

  • полноценный отдых.

Слайд 9. В нее также входят вопросы гигиенического содержания тела (кожи, волос, ногтей, зубов), обуви и одежды, жилища.

- В личной гигиене большое значение имеет здоровое состояние полости рта. Ежедневные гигиенические процедуры в конечном итоге влияют на состояние организма в целом, снижают риск серьезных заболеваний. Действительно, стоматологические проблемы могут служить причинами заболеваний внутренних органов, и с каждым днем это утверждение получает все больше и больше научных подтверждений.

- Предлагаю вам вспомнить строение и функции зубов.

Зуб является составляющей частью организма человека, одним из его органов.

- Какова функция зубов? Ответы учащихся.

Главной их функцией является механическое измельчение пищи, однако зубы также участвуют в произношении человеком речи и звуков, а также являются обязательным компонентом улыбки.

- Сколько зубов у взрослого человека? Ответы учащихся.

Взрослый человек обычно имеет двадцать восемь зубов, а также четыре так называемых зуба мудрости, которые полноценно прорезаются не у всех, вследствие чего считаются необязательными.

- Как часто нужно обращаться к стоматологу? Ответы учащихся.

Специалисты советуют делать это два раза в год (частота зависит от того, в каком состоянии находятся зубы пациента).

- Какое же строение имеет зуб? Внимание на слайд.

Слайд 10. Зуб представляет собой образование, которое находится в альвеолярном челюстном отростке. По внутреннему устройству выделяют зубную коронку, которая выступает над десной, корневую часть зуба, которая находится в альвеоле челюсти и закрыта десной, а также зубную шейку, которая представляет собой участок перехода зубной коронки в корневую его часть, и которая покрыта очень тонким слоем эмали. Зубы состоят из различных твердых тканей, в том числе из эмали зубов, цемента зубов и дентина, а также в его состав входят мягкие ткани (зубная пульпа).Внутренняя полость каждого зуба состоит из пульповой камеры и корневого зубного канала, а также из артерий для поступления нужных веществ и нервных окончаний.

- Сейчас я предлагаю ответить вам на несколько вопросов по гигиене полости рта.

V. Самостоятельная работа

Слайд 11.

Учащиеся в течение 3-5 минут работают самостоятельно. Затем они сверяют свои ответы с правильными.

По наведении указателя мыши на слово «вопрос...» откроется нужный слайд. Чтобы вернуться назад на слайд с вопросами, нужно навести указатель мыши на стрелку в нижнем правом углу слайда.

Вопрос 1. Что такое кариес, пародонтоз?

Вопрос 2. Надо ли чистить молочные зубы?

Вопрос 3. Как правильно чистить зубы?

Вопрос 4. Чем больше щетка, тем лучше ей чистить зубы?

Вопрос 5. Жевательная резинка заменяет чистку зубов?

Ответ 1. Слайд 12.Кариес — это сложный патологический процесс, который протекает в твердых тканях зуба и приводит к их разрушению. 

Причины:

  • плохая гигиена полости рта,

  • богатое сахаром и простыми углеводами питание,

  • присутствие в микрофлоре критического количества стрептококков, в частности Streptococcus mutants, выделяющих кислоты как продукт жизнедеятельности,

  • сниженный иммунитет,

  • зубные протезы или брекеты, травмирующие эмаль зубов и затрудняющие гигиенические процедуры,

  • нарушения формирования эмали в период закладывания или прорезывания зубов,

  • недостаточное выделение слюны и ее повышенная вязкость,

  • для женщин — беременность и кормление,

  • заболевания обмена веществ и гормональные нарушения.

Все эти факторы повышают уровень кислотности в полости рта или деминерализуют ткани, а кислота, в свою очередь, приводит к истончению и разрушению зубной эмали.

Пародонтоз - значительное поражение всех тканей, окружающих зубы (пародонта).

Причины пародонтоза:

  • недостаток в свежих овощах и фруктах (витамины С и Р),

  • перегрузка при жевании оставшихся зубов после удаления разрушенных,

  • отложение зубного камня .

Ответ 2. Слайд 13.

Надо. Молочные зубы не застрахованы от кариеса, а лучшим средством его профилактики является идеальная индивидуальная гигиена полости рта, то есть хорошая и правильная чистка зубов.

Ухаживать за зубками надо начинать сразу, как только появляется предмет ухаживания. Первые прорезавшиеся зубки рекомендуется чистить силиконовой щеточкой, которая одевается на палец взрослого. А с 8-10 месяцев уже можно использовать самую маленькую детскую зубную щетку. Для детей разработаны специальные щетки с толстой ручкой (чтобы удобнее было держать в кулачке), они яркие, и призывают ребенка еще и поиграть, ведь именно в игре рождается дружба.

Ответ 3. Слайд 14.

Чистить зубки нужно так, как будто Вы их подметаете. Верхние зубы Вы чистите подметающими движениями сверху вниз (чтобы грязь не забивалась под десну, а выметалась наружу), а нижние - снизу вверх. Обязательно нужно не забывать про внутреннюю поверхность зубов, которую сложнее вычищать, чем наружную. В конце чистки нужно очистить жевательную поверхность всех зубов. И обязательно нужно почистить боковые поверхности зубов, для этих целей существуют специальные зубные нити - флоссы.

Ответ 4. Слайд 15.

Маленькой щеткой легче манипулировать во рту. И она лучше может очистить зубки. Большая щетка не везде может поместиться, не говоря уже о том, что ей сложно даже пошевелить. Маленькой щеточке доступны все поверхности всех зубов. Взрослым тоже рекомендуют щетки с небольшими головками, которые соответствуют размеру 1,5-2 зубов.

Ответ 5. Слайд 16.

Жевательная резинка - дополнительное средство гигиены полости рта. Ее можно использовать, если нет совсем никакой возможности почистить зубы. Жевать ее можно только после еды (но ни как не вместо…) в течение 5-10 минут. При более длительном жевании все полезные эффекты жевательной резинки заканчиваются, и начинаются вредные.

VI. Продолжение темы

- А теперь назовите самый большой орган человека? Ответы учащихся.

- Правильно, кожа.

Кожа - наружный покров тела человека, поверхность которого может достигать

2 м кв., таким образом, это самый большой и целостный орган.

- Какие функции выполняет кожа? Ответы учащихся.

Важная функция кожи – защитная. Кожа защищает организм от механических повреждений, ультрафиолетовых лучей, от проникновения микробов и от высыхания.

Чувствительная функция или рецепторная. Кожа обеспечивает осязательную, температурную и болевую чувствительность.

Терморегуляционная функция. Кожа защищает от переохлаждения и перегревания.

Дыхательная функция. Через кожу осуществляется 1 % общего газообмена.

Обменная или выделительная функция. Кожа участвует в водном, солевом, углеводном, жировом и витаминном обмене ( под воздействием УФ- лучей в коже образуется витамин D).

- Давайте вспомним строение кожи. Слайд 17.

Кожа состоит из трех основных слоев: эпидермиса, дермы (собственно кожи) и подкожной клетчатки. Эпидермис является наружным слоем кожи. Он образован пятью слоями. Нижний слой эпидермиса - базальный - производит новые слои клеток на протяжении всей жизни, заменяя старые отмирающие. Живые клетки глубоких слоев эпидермиса делятся и постепенно поднимаются к наружной поверхности кожи, стареют и погибают. Дерма - это упругая, прочная и растяжимая ткань, состоящая из двух слоев коллагеновых и эластичных волокон. В ней находится много кровеносных капилляров, нервных и мышечных клеток, чувствительных телец, пигментных клеток, потовых и сальных желез. Подкожная жировая клетчатка состоит из рыхлой соединительной и жировой ткани.

- А сейчас мы послушаем доклад на тему: «Гигиена кожи».

Далее заслушивается сообщение учащегося.

- А теперь внимательно послушайте, о чем идет речь?

- Это роговые производные кожи, покрывают почти все тело человека, живут 2-4 года. Ответы учащихся.

- Конечно, речь идет о волосах.

- Какое строение имеют волосы? Внимание на слайд!

Слайд 18. Он делится на стержень – это видимая часть, и корень, который находится в дерме, в особом углублении - волосяном мешочке. В совокупности с окружающими его тканями, он образует волосяной фолликул (волосяную луковицу). Эти ткани формируют наружное и внутреннее корневые влагалища и волосяно-железистый комплекс (сальная и потовая железы; мышца, поднимающая волос; кровеносные сосуды и нервные окончания). Волосяной фолликул - уникальный мини-орган, который играет важную роль в процессе роста волос. Протоки сальных желез, которые своим секретом смазывают волос, придают ему эластичность, гибкость и блеск. Количество фолликулов у каждого человека – величина генетически запрограммированная. За счет волосяной луковицы происходит рост волоса, образование и формирование новых волос. В луковицу вдается волосяной сосочек, содержащий кровеносные сосуды, через которые и обеспечивается ее питание.

- Залог красивых здоровых волос - тщательный уход за ними. А для того, чтобы волосы были действительно предметом гордости, уход за ними должен быть еще и правильным.

Сейчас мы послушаем доклад «Гигиена волос».

Далее заслушивается сообщение учащегося.

- Сегодня на уроке мы коснулись лишь нескольких вопросов личной гигиены. Из выше сказанного можно сделать следующие выводы (слайд 19):

  • Личная гигиена является залогом сохранения и укрепления здоровья человека.

  • За кожей, зубами, волосами нужно ухаживать ежедневно.

VII. Закрепление

- Сейчас я предлагаю выполнить следующее задание. Слайд 20- 21.

Дополните информацию.

1. ___________________ - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

2. Наиболее распространенным заболеванием зубов является _______________.

3. Для профилактики заболевания зубов рекомендуется не менее 2 раз в ____________ обращаться к зубному врачу.

4. Сохранение кожи в здоровом состоянии требует постоянной заботы о её ______________.

5. __________________________ - верхний слой кожи, который защищает организм от механических повреждений, ультрафиолетовых лучей, от проникновения микробов и от высыхания.

6. ____________________- это роговые нитевидные производные кожи, образующие волосяной покров. Они защищают тело (голову) от механических повреждений и потери _________________.

Ответы:

1. Личная гигиена. 2.Кариес. 3. В год. 4. Чистоте. 5. Эпидермис. 6. Волосы, тепла.

Учитель берет на проверку несколько тетрадей.

Один учащийся называет слова, которые он вставил в предложения, остальные сверяют с ним ответы. После проверки оставшиеся учащиеся сами выставляют себе оценки. Слайд 22.

Если 0 ошибок – поставьте «5».

Если 1-2 ошибки – поставьте «4».

Если 3-4 ошибки – поставьте «3».

VIII. Подведение итогов

- Итак, сегодня мы вспомнили об одной составляющей ЗОЖ – личной гигиене. Вспомнили основные правила ухода за кожей, зубами, волосами.

Урок я хотела бы закончить словами выдающегося ученого Ильи Ильича Мечникова: « Лица, желающие сохранить, сколько возможно долее умственные силы и совершить по возможности полный цикл жизни, должны вести очень умеренный образ жизни и следовать правилам рациональной гигиены» (слайд 23).

IX. Домашнее задание Слайд 24.

  • Параграф 11.

  • Дополнительные материалы к пар. 11.

  • Доклад или презентация на тему «Развитие гигиены в России» (по желанию).

Используемые ресурсы:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ГИГИЕНЕ КОЖИ.

Исследования показали, что количество нанесенных на чистую кожу бактериальных культур уменьшается на 85% через 10 мин. Вывод прост: чистая кожа имеет бактерицидные свойства, грязная - во многом их утрачивает. Открытые участки тела в большей степени подвержены загрязнению. Особенно много вредных микроорганизмов находится под ногтями, поэтому уход за ними очень важен.

Основные средства личной гигиены для ухода за кожей - вода и мыло. Лучше, если вода будет мягкая, а мыло - туалетное. Не забывайте учитывать особенности вашей кожи. Она может быть нормальной, сухой или жирной. Настоятельно рекомендуется принимать душ после работы и перед сном. Температура воды при этом должна быть чуть выше нормальной температуры тела - 37-38 градусов.

Личная гигиена включает в себя мытье в ванне или бане с применением мочалки нужно не реже раза в неделю. После мытья непременно смените нательное белье.

Ноги необходимо ежедневно мыть прохладной водой и мылом. Холодная вода уменьшает потовыделение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ГИГИЕНЕ ВОЛОС.

Правильный уход за волосами заключается в следующем.Кожу головы и волосы, которые загрязняются пылью, чешуйками отшелушившегося рогового слоя, пропитанными выделениями сальных и потовых желез, нужно периодически мыть водой с мылом. Намыливать голову нужно так, чтобы не только все волосы но и кожа головы были покрыты мыльной пеной. Смыв мыльную пену, следует несколько раз ополоснуть голову.В жесткой воде мыло плохо мылится и обычно остается на волосах в виде серовато—белого налета. Жесткую воду можно смягчить, прокипятив ее и добавив в нее нашатырный спирт (1/2 чайной ложки спирта на л воды), или буру, или питьевую соду (одна чайная ложка па л воды). Хорошо мыть голову дождевой или снеговой водой.Для мытья волос с нормальной жирностью можно употреблять туалетное мыло, а также семейное, банное, яичное, детское. Хозяйственное мыло содержит много щелочи и может вызвать раздражение кожи на голове.

Для мытья сухих волос рекомендуется «Детское» мыло, «Спермацетовое», «Яичное», а также «Красный мак». За сутки до мытья полезно втирать в кожу жиры. Можно пользоваться следующей смесью: 40 г касторового масла, 60 г вазелинового масла, 4—5 г керосина. Перед мытьем, чтобы удалить оставшиеся чешуйки (перхоть), следует прочесать волосы гребнем, между зубцами которого положена вата.Вместо мыла можно употреблять также кислое молоко. Для этой цели волосы и кожу головы обильно смазывают кислым молоком или простоквашей, через 5—10 минут их тщательно промывают теплой водой. От мытья кислым молоком волосы становятся мягкими, шелковистыми, блестящими.Для оживления волос хорошо их прополоскать раствором уксуса (1 столовая ложка уксуса на л воды). Если после мытья появляется чувство стягивания кожи нужно намочить кусок ваты в жидком подогретом масле (касторовое, прованское или очищенное подсолнечное) и слегка намаслить кожу головы и волос. Избыток масла нужно снять сухой ватой.

Лучшим жиром для волос является касторовое масло. Им целесообразно смазывать сухие волосы для сохранения блеска и эластичности. Для этого нужно заложить в зубцы гребня ватку, пропитать ее маслом, а затем расчесывать волосы, начиная с концов. Жир на волосах довольно быстро разлагается, поэтому рекомендуется это делать на ночь, а по утрам удалять остатки жира сухим полотенцем или марлей. Разложение жира можно предотвратить, прибавив к нему чистый или еще лучше салициловый спирт (60—80 г касторового масла и 20—40 г спирта).Хорошее действие оказывает также репейное и растительное масла.Для улучшения состояния сухих волос рекомендуется также в течение 4—6 недель втирать в кожу головы через день 2—процентную серную мазь: сера способствует формированию новых клеток надкожицы.

Для мытья жирных волос хорошо применять «Глицериновое», «Банное» мыло, а зимой и осенью — борно-тимоловое, дегтярное или карболовое. Мыть жирные волосы надо горячей водой один раз в неделю.Чрезмерно намыливать голову не рекомендуется: от этого волосы становятся более ломкими и быстрее расщепляются. Хорошо мыть волосы мыльной пеной. Жидкие мыла можно применять изредка — 1 раз в течение 4—6 недель. Частое употребление их может привести к пересушиванию волос.При жирной перхоти можно перед мытьем втирать в кожу ватным тампоном раствор питьевой соды (1 чайную ложку на стакан кипяченой воды). Полезно также втирать простоквашу за 20—30 минут до мытья головы.Жирные волосы можно мыть закваской из черного хлеба. Для этого 1 кг ржаного хлеба размешивают и заваривают горячей водой (1 л), через 12 часов хлеб разминают, в кашицу добавляют 1 л горячей воды, смесь тщательно размешивают и моют ею волосы, затем прочесывают сначала редким, а потом частым гребнем и ополаскивают в чистой теплой воде.Для мытья жирных волос можно применять смесь, которую легко приготовить в домашних условиях. К 7 стаканам теплой воды надо добавить 1 столовую ложку нашатырного спирта, 1 столовую ложку глицерина и 1/2 чайной ложки питьевой соды.

После мытья этой смесью волосы необходимо прополоскать раствором уксуса в воде (пропорция та же, что и при мытье сухих волос).После мытья необходимо высушить волосы, тщательно протерев их полотенцем. Жирные волосы рекомендуется протирать 2 раза в неделю 70—процентным спиртом, содержащим 0,25% тимола, или 0,5% ментола, или 1 процент салициловой кислоты.Полезно делать массаж головы как для сухих, так и жирных волос. Массаж вызывает прилив крови к корням, чем усиливает питание волос и улучшает их рост. Массируют кончиками пальцев обеих рук в течение 5 минут ежедневно, не сильно нажимая на кожу.Расчесывать волосы следует редкими гребнями из пластмассы. Каждый член семьи должен иметь свой гребень и держать его в безупречной чистоте. Короткие волосы начинают расчесывать корня, а длинные — с концов. Гребень не только распутывает волосы, но и очищает их.Женщины, имеющие длинные волос, должны тщательно расчесывать их. Хорошо после расчесывания гребнем разгладить волосы волосяной щеткой — это способствует равномерному распределению кожного сала. Место пробора нужно менять. Нельзя заплетать туго косу.Широко распространено мнение, что стрижка и бритье головы укрепляют волосы. Это совершенно необоснованно. Частая стрижка, особенно наголо, или бритье головы расшатывает корни волосы и усиливает их выпадение. Мужчинам достаточно подстригать волосы раз в 4—5 недель.Изменить цвет волос можно только окрашиванием. Окрашивать волосы следует безвредными красками растительного происхождения — хной и басмой, настойкой ромашки, ревенем, отваром шелухи лука, настойкой из зеленой скорлупы грецких орехов.Порошок хны или басмы разводят в кипятке и подогревают на малом огне в течение 5—10 минут, помешивая (до получения кашицы). Кашицу осторожно наносят на волосы кусочком марли. После этого на волосы накладывают вощаную бумагу и вату. Через 30 минут волосы промывают горячей водой.Для получения светлых тонов хну и басму смешивают в пропорции 1:2 и держат 30 минут, менее светлых — 1,5 часа. Для получения темных тонов хну и басму смешивают в пропорции 1:3 и держат 1—3 часа.Наиболее простой метод окраски волос для блондинок — мытье настоем ромашки. Для приготовления настоя 100 г ромашки заваривают крутым кипятком (1/2 л), настаивают в течение 30—40 минут, процеживают и добавляют 5 г глицерина. Для получения более темного оттенка берут 150 г ромашки.При окрашивании отваром шелухи лука получается желтоватый цвет волос. Берут 15—30 г шелухи 1 стакан воды и кипятят в течение 10—20 минут, затем процеживают и добавляют глицерин из расчета 5 г на 100 г отвара. Полученным раствором ежедневно смачивают волосы для получения нужного оттенка.Для окраски волос ревенем 150 г ревеня (черешков) варят в белом виноградном вине (1/2 л) до получения половинного объема, зачем жидкость втирают в волосы. Ревень не является красителем, способным вызвать резкое изменение цвета волос.

При длительном применении волосы у блондинок приобретают более светлый оттенок, делаются мягкими и блестящими.Более быстрое подсветление дает мытье волос 3—процентным раствором перекиси водорода. После тщательного мытья теплой водой с мылом и ополаскивания волосы смачивают перекисью водорода и оставляют на 10—15 минут, затем прополаскивают теплой водой с уксусом и высушивают. Повторять такую процедуру следует не чаще одного раза в месяц.Настойка из зеленой скорлупы грецких орехов окрашивает волосы в каштановый цвет. Настойку готовят следующим образом: к 15 граммам размельченной скорлупы зеленых грецких орехов добавляют 50 г воды, 25 г жженых квасцов и 75 г прованского масла. Смеси дают постоять на легком огне 15 минут и затем кисточкой смазывают волосы.

Держат смесь на волосах 40 минут, после чего волосы тщательно промывают в теплой воде и ополаскивают в воде с добавлением к ней уксуса (одна столовая ложка уксуса па л теплой воды).Таким же способом можно окрашивать волосы смесью из сока зеленой скорлупы грецких орехов (10 г) и 60-процентного спирта (90 г).

infourok.ru

Конспект урока по ОБЖ 11 класс Правила личной гигиены и здоровье

Конспект урока по ОБЖ с учащимися 11 класса Правила личной гигиены и здоровье

Цель урока: Систематизировать знания учащихся в области личной гигиены, обсудить с ними правила личной гигиены и выработать убеждение в необходимости соблюдения их для сохранения и укрепления здоровья.

Время: 45 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 11 класс.

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

  Организационный момент

II. Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала: § 10, стр. 54-57

Гигиена – это область медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики различных заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни.

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Гигиена относится к наиболее древним отраслям медицинских знаний.

Для изучения санитарного состояния среды, окружающей человека, и ее влияния на организм используются физические, химические, физиологические, токсикологические и другие методы. Гигиена включает в себя ряд самостоятельных разделов: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др.

К правилам личной гигиены относят:

— разумное сочетание умственного и физического труда;

— занятия физической культурой и закаливание;

— рациональное питание;

— чередование труда и активного отдыха;

— полноценный сон.

К личной гигиене относятся также требования по уходу за кожей, зубами, волосам, по содержанию в должной чистоте одежды, обуви и жилища.

Основные требования по уходу за кожей, зубами, волосами:

Гигиена кожи. Кожа участвует в регуляции обмена веществ в организме, особенно водного, минерального, углеводного и белкового. Она принимает участие в иммунных реакциях организма. Поэтому уход за кожей является одним из основных компонентов личной гигиены человека.

Сохранение кожи в здоровом состоянии требует постоянной заботы о ее чистоте и закаливания. Чистота кожи – основное условие ее нормального состояния. В поверхностном слое кожи – эпидермисе – имеется большое количество потовых желез и волосяных мешочков, в которых задерживается пыль, грязь, бактерии. Кроме того, там постоянно скапливаются продукты обмена, выделяемые самой кожей (сало, пот, роговые чешуйки). Все это необходимо систематически смывать. Мыть кожу необходимо с учетом индивидуальных особенностей. Так, при нормальной и жирной коже для мытья целесообразно использовать нейтральное туалетное мыло, а при сухой – косметическое, глицериновое и др. пот, чешуйки, кожное сало наиболее хорошо удаляются с поверхности кожи при температуре воды 34-37 градусов С. Ванну рекомендуется принимать не реже одного раза в неделю, а душ – ежедневно.

Гигиена зубов. В личной гигиене большое значение имеет здоровое состояние зубов, десен, слизистой оболочки полости рта. Это важно для нормального процесса питания, профилактики желудочно-кишечных заболеваний.

Уход за полостью рта – это прежде всего сохранение зубов в здоровом состоянии. Когда он недостаточен, могут развиваться болезни зубов. Одно из них – кариес. Основной причиной его возникновения считают разрушающее действие микроорганизмов зубного налета на твердые ткани зубов.

Предупредить кариес можно регулярной чисткой зубов. Чистить их нужно после завтрака и особенно тщательно (не менее 3 минут) после ужина. Делать это следует щеткой с искусственной щетиной.

Гигиена волос. Волосы необходимо содержать в чистоте: если они жирные. Мыть их можно один раз в неделю, если сухие или нормальные – один раз в 10-14 дней. Для мытья волос лучше использовать мягкую воду (лишенную солей кальция, магния, железа). Сухие волосы рекомендуется мыть специальным шампунем, а жирные – безмыльным шампунем. Кроме того, если волосы жирные, для их сохранения за 2-3 часа до мытья следует втереть в кожу головы сок алоэ, моркови или лука. Для ополаскивания жирных волос рекомендуется использовать настой из корней лопуха. Сухие волосы нужно ополаскивать подкисленной водой, содержащей сок лимона.

Очень важно правильно расчесывать волосы. Для этого целесообразно использовать щетку с натуральной щетиной; при усиленном выпадении волос лучше пользоваться редким гребнем. Длинные волосы необходимо расчесывать от кончиков, постепенно поднимаясь к корням, а короткие волосы – от корней.

Одежда должна быть легкой, удобной, не стеснять движений и не нарушать кровообращение и дыхание. Содержание белья и одежды в чистоте является одним из важных условий личной гигиены. Менять нательное белье рекомендуется в прохладное время не реже одного раза в неделю, а летом – 2-3 раза в неделю.

Обувь также должна соответствовать установленным гигиеническим требованиям. Она не должна стеснять ногу, препятствовать естественному движению стопы. Хорошо, когда обувь соответствует сезону и климатическим условиям региона проживания.

Выводы:

1. Личная гигиена является залогом сохранения и укрепления здоровья человека.

2. За кожей, зубами, волосами нужно ухаживать ежедневно.

III. Закрепление материала:

— Какое значение имеет личная гигиена в сохранении и укреплении вашего здоровья?

— Какое значение имеет гигиена кожи для здоровья?

— Какие существуют правила ухода за зубами?

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание: § 10, стр. 54-57. Задание: Подготовить сообщение на тему6 «Значение личной гигиены для снижения факторов риска неблагоприятной экологической обстановки в местах проживания».

ramilmahmutov.ru

Тема открытого урока по ОБЖ в 11 классе: «Гигиена и здоровый образ жизни».

Тема открытого урока по ОБЖ в 11 классе: «Гигиена и здоровый образ жизни».

Цель урока:

  1. дать представление об основных составляющих здорового образа жизни;

  2. сформировать у учащихся представление о личной гигиене, знание основных правил ухода за кожей головы, зубами и волосами;

  3. дать представление о научной гигиене, экспериментальной гигиене, военной гигиене.

4) рассказать о гигиене на определенных исторических этапах.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

На доске выписано определение без ключевого слова:

… (от греческого – здоровый) – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Относится к наиболее древним отраслям медицины.

Учитель: Как вы думаете, о какой отрасли медицины идет речь, свой ответ обоснуйте?

Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, то можно предложить им прочитать высказывания о гигиене различных авторов, на каждой парте карточка с высказываниями.

Сперва приведи в порядок свою комнату, а уж потом принимайся за остальной мир. Джефф Джордан

Только тот, кто моет пол, знает, как надо вытирать ноги.

Антон Лигов

Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще.

Станислав Ежи Лец

Не надо бороться за чистоту, надо подметать!

Илья Ильф (Илья Арнольдович Файнзильберг)

Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. Эдгар Хау

Лица, желающие сохранить, сколько возможно долее умственные силы и совершить по возможности полный цикл жизни, должны вести очень умеренный образ жизни и следовать правилам рациональной гигиены.

Лев Ильич Мечников

Учитель: Да, действительно, речь пойдет о гигиене. Давно ли возникла гигиена, как вы думаете?

Учитель рассказывает о возникновении гигиены.

О гигиене:

В древние времена люди считали причиной болезней неблагосклонность богов. Однако уже тогда они создали правила, которые надо было соблюдать, чтобы сохранить здоровье. Такие правила называются гигиеной.

На доске выписать имена: Асклепий, Гигиея, Панацея.

Учитель: Кому знакомы эти имена? (после ответа учащихся).

Учитель: Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы на них остановились?

Дописать к каждому имении краткую информацию о нем, после рассказа о каждом.

Учитель:

В мифах Древней Греции рассказывается о боге врачевания Асклепии. Он учился врачебной науке у мудрого кентавра Хирона, знавшего секреты лечебных трав, и со временем превзошел своего учителя. Он научился готовить лекарства даже из змеиного яда. Поэтому Асклепия часто изображали с посохом, который обвивает змея. До сих пор символом медицины является мудрая змея, которая внимательно изучает налитое в чашу лекарство.

Асклепий – бог врачевания в Древней Греции

У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово «гигиена» и выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.

Гигиея и Панацея – дочери Асклепия, «гигиена» и «панацея»

Учитель: Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани. Получается, что гигиена возникла давно, но во все ли времена люди соблюдали правила гигиены? Как вы думаете, в Европе или в России в период ХIV – ХIХ веков лучше соблюдались правила гигиены и почему?

(Чаще всего учащиеся отвечают: в Европе).

Учитель: Европейцы во все времена считали Россию варварской страной. Но, можно с уверенностью сказать, что вплоть до 19 века Россия, несмотря на все недостатки, была самым цивилизованным из европейских государств.

Многие с тоской представляют себе старую Европу с благородными рыцарями, готовыми на подвиги во имя прекрасных дам, с прекрасными дворцами и галантными мушкетерами, с пышными королевскими приемами и благоухающими садами Версаля. Многие думают: ну почему я не родился (родилась) в те красивые времена? Почему мне приходится жить в эти скучные годы, когда о чести и красоте забыли?

Поверьте - вам очень повезло.

До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах и романах. Правда - она гораздо менее благоуханна. Причем это относится

не только к мрачному Средневековью, но и к эпохам Возрождения и Ренессанса. Кстати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той Европе ответственна христианская церковь. Католическая, в первую очередь.

К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота - грех, да и холодно - простудиться можно. Горячая же ванна нереальна - дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю - Святой Инквизиции - и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже - колесованием.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество "смердит аки дикий зверь". Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто.

Если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. "Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, - писал Бильц в книге "Новое природное лечение", - После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть...". Доктору мало кто верил...

Духи - важное европейское изобретение - появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна - маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

Первоначально эти "пахучие смеси" были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.

И теперь, если вы забыли принять душ и решили подушиться, пусть даже очень дорогими духами, вспомните о Короле-Солнце и его придворных и последуйте совету доктора Бильца.

Учитель: Возьмите заготовки для опорных конспектов. Сейчас я расскажу вам о различных видах гигиены, ваша задача заполнить опорный конспект.

Вид гигиены

Время появления

Основоположники

Научные разработки

1.

Экспериментальная гигиена

2.

Научная гигиена

3.

Военная гигиена

(судебная)

4.

Гигиена детей и подростков

5.

Коммунальная гигиена

6.

Гигиена питания

Показ презентации о различных видах гигиены:

1. Экспериментальная гигиена развивается со 2-ой половины 19 века. Её основоположником считается Макс Петтенкофер (1818-1901) немецкий гигиенист, основатель и руководитель первого в Европе гигиенического института.

Исследование вопросов гигиены.

Петтенкоферу поручили выяснить, почему в королевском замке ощущалась досаждавшая королю сухость воздуха. После этого случая он занялся вопросами гигиены, поставив их на научную основу. В 1865 г. он возглавил созданную по его инициативе кафедру гигиены Мюнхенского университета. В 1879 г. он организовал первый в Европе институт гигиены, став его директором, и руководил им до конца своей жизни.

В 1865 году приступил к изданию журнала «Zeitschrift fur Biologie» вместе с профессорами Бюлем, Радлькофером и К. Фойтом. Физиолог Карл Фойт (1831—1908) был его другом и коллегой по разработке ряда вопросов, связанных с питанием, воздухообменом в помещениях и обменом веществ в организме. Вместе с ним он разработал первые гигиенические нормы питания.

Предложил использование в качестве индикатора чистоты воздуха концентрацию углекислого газа в жилом или рабочем помещении.

Для изучения вопросов дыхания Петтенкофер изобрёл респирационную камеру, которая носит его имя. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона писал:

«Для точных исследований над дыханием Петтенкофер построил особый громадный аппарат, который нашел себе широкое применение для физиологических изысканий различного рода («Ueber е. neuen Respirationsapparat». 1861)»

В этот период он написал научные работы об оздоровлении городов, о канализации и удалении отходов жизнедеятельности людей из населенных пунктов. Он дал опытное обоснование санитарным мероприятиям очистки городов, что значительно, по мнению автора БСЭ, снизило смертность в Великобритании и Германии от этих причин.

В 1882 г. в сотрудничестве с Цимсеном Петтенкофер издал обстоятельный труд по гигиене, переведенный на все европейские языки. В этой работе рассматривались строительные материалы и ткани для производства одежды с точки зрения их проницаемости для воздуха («Beziehungen d. Luft zur Kleidung, Wohnung u. Boden»; на русском языке: «Отношение воздуха к одежде, жилищу и почве»). Словарь Брокгауза и Ефрона охарактеризовал это сочинение как «огромное руководство по гигиене».

Петтенкофер создал школу гигиенистов, в которую входили русские учёные Ф. Ф. Эрисман, А. П. Доброславин, В. А. Субботин и другие.

2. Военная и судебная гигиена в России:

Алексей Петрович Доброславин

Алексей Петрович Доброславин (1842 -1889) был первым профессором в России, возглавившим самостоятельную кафедру гигиены, так как до этого данная дисциплина обычно объединялась с курсом судебной медицины.

День первой лекции А. П. Доброславина в Военно-медицинской академии — 19 ноября 1871 г. — является знаменательной датой начала самостоятельного преподавания гигиены. Определяя задачи этой науки, А. П. Доброславин писал: «...помощь, оказываемая гигиеной, имеет общественный характер, почему гигиена и существует главным образом как общественная гигиена, общественное здравоохранение».

Данное определение, сформулированное им в курсе лекций, опубликованном в 1882 г., четко выражает взгляды как самого А. П. Доброславина, гак и преобладающего большинства русских гигиенистов. Его деятельность никогда не замыкалась в пределах кафедры, свидетельством чего является постоянное его участие в качестве эксперта и консультанта при разрешении ряда вопросов санитарной практики.

Достаточно сказать, что А. П. Доброславин работал над созданием канализации в Петербурге, участвовал в разрешении ряда вопросов военной и школьной гигиены, был в числе руководителей Русского общества охранения народного здоровья, одним из организаторов земской санитарии, редактировал научно-популярный журнал «Здоровье» и т. д.

Наибольшее внимание А. П. Доброславин уделял гигиене питания, под его руководством в Военно-медицинской академии было выполнено большое число исследований, посвященных этой проблеме.

Отличительной чертой работ А. П. Доброславина является строгое научно-экспериментальное обоснование всех вопросов санитарной практики. Именно с этой целью по его инициативе была организована в Петербурге аналитическая станция для исследования пищевых продуктов, превращенная впоследствии в городскую лабораторию по пищевой гигиене.

Приведенные факты не могут исчерпывающе охарактеризовать многогранную и плодотворную деятельность одного из основоположников отечественной гигиены А. П. Доброславина. короткая жизнь которого была целиком посвящена благородному делу охраны народного здоровья.

3. Экспериментальная гигиена в России:

Федор Федорович ЭРИСМАН

Федор Федорович ЭРИСМАН /настоящее имя Фридрих ГУЛЬДРЕЙХ/ (24.11.1842 — 13.11.1915), врач, один из основоположников научной гигиены и социально-гигиенического направления медицины.

Формирование гигиены как области научного знания произошло во второй половине XIX века. В это же время в соответствии с уставами 1863 и 1884 годов гигиена стала предметом преподавания.

В 1881 году Совет Московского университета пригласил читать доцентский курс молодого, но уже известного своими руководствами Ф.Ф. Эрисмана. В 1-й же лекции 1 декабря 1882 года Ф.Ф. Эрисман изложил цели и задачи гигиены, сформулировал новую концепцию данной науки.

Важнейшими ее положениями были: «гигиена есть наука об общественном здоровье»; «не каждый врач... может быть специалистом по гигиене, но каждый может и должен усвоить гигиенический способ мышления»; «умение устранять санитарные недуги общества... вернее спасает от болезни и смерти, нежели все рецепты и лекарства вместе взятые»; «санитарное направление (профилактическое) в медицине одержит блестящую победу над чисто врачебными тенденциями»; «предупредительной медицине - гигиене - предстоит большое будущее».

Ф.Ф.Эрисман стремился найти «те закономерности, которые управляют здоровьем общества». Для осуществления этих целей Ф.Ф.Эрисман создает гигиеническую лабораторию, в которой проходили практические занятия студентов.

Важной вехой в истории гигиены явилось классическое исследование проведенное Ф.Ф.Эрисманом, Е.М.Дементьевым и А.В.Погожевым фабрично-заводских предприятий Московской губернии в 1879-85 годах. Результаты исследований были обобщены в 17 томах. Принципиальные положения гигиены и материалы проведенных исследований были обобщены Ф.Ф. Эрисманом в трехтомном «Курсе гигиены» (1887-88) и «Кратком учебнике по гигиене» (1898).

Ф.Ф.Эрисман проявил себя в Московском университете как блестящий организатор. По его плану и под его руководством был построен на Девичьем Поле Гигиенический институт (1890). В 1891 году при институте создана городская санитарная станция, которая анализировала пищевые продукты московских рынков.

Он способствовал рождению в недрах общей гигиены самостоятельных гигиенических наук: гигиены умственного и физического труда, гигиены питания, школьной и коммунальной гигиены.

В 1891 году организовал первую санитарно-эпидемиологическую станцию (позднее НИИ гигиены имени Эрисмана).

Данные по гигиене детей и подростков, гигиене питания, коммунальной гигиене заполняют самостоятельно (домашнее задание).

II. Проверка домашнего задания по теме урока.

Доклады об уходе за волосами и кожей головы (для девушек).

Юноши должны были ответить на вопросы о гигиене полости рта:

  1. Молочные зубы чистить не надо?

Предполагаемые ответы:

Надо. Молочные зубы не застрахованы от кариеса, а лучшим средством его профилактики является идеальная индивидуальная гигиена полости рта, то есть хорошая и правильная чистка зубов.

Ухаживать за зубками надо начинать сразу, как только появляется предмет ухаживания. Первые прорезавшиеся зубки рекомендуется чистить силиконовой щеточкой, которая одевается на палец взрослого. А с 8-10 месяцев уже можно использовать самую маленькую детскую зубную щетку. Для детей разработаны специальные щетки с толстой ручкой (чтобы удобнее было держать в кулачке), они яркие, и призывают ребенка еще и поиграть, ведь именно в игре рождается дружба

2. Не важно, как именно чистить зубы, главное – чистить?

Предполагаемые ответы:

Чистить зубы нужно правильно. Можно потратить 5 минут на чистку зубов, а они все равно останутся грязными. Почему же так получается? Потому, что остатки пищи очень прочно прилипают к зубам, и чтобы от них избавиться, нужно приложить определенные усилия. Чистить зубки нужно так, как будто Вы их подметаете. Верхние зубы Вы чистите подметающими движениями сверху вниз (чтобы грязь не забивалась под десну, а выметалась наружу), а нижние - снизу вверх. Обязательно нужно не забывать про внутреннюю поверхность зубов, которую сложнее вычищать, чем наружную. В конце чистки нужно очистить жевательную поверхность всех зубов. И обязательно нужно почистить боковые поверхности зубов, для этих целей существуют специальные зубные нити - флоссы.

3. Чем больше щетка, тем лучше ей чистить зубы?

Предполагаемый ответ:

Маленькой щеткой легче манипулировать во рту. И она лучше может очистить зубки. Большая щетка не везде может поместиться, не говоря уже о том, что ей сложно даже пошевелить. Маленькой щеточке доступны все поверхности всех зубов. Взрослым тоже рекомендуют щетки с небольшими головками, которые соответствуют размеру 1,5-2 зубов.

4. Жевательная резинка заменяет чистку зубов?

Предполагаемый ответ:

Никогда!!! Жевательная резинка - дополнительное средство гигиены полости рта. Ее можно использовать, если нет совсем никакой возможности почистить зубы. Жевать ее можно только после еды (но ни как не вместо…) в течение 5-10 минут. При более длительном жевании все полезные эффекты жевательной резинки заканчиваются, и начинаются вредные. Но это уже тема отдельной статьи.

5. Ополаскиватели с фтором заменяют чистку зубов?

Предполагаемый ответ:

Чистка зубов - это по большей части механическое удаление зубного налета и остатков пищи. Именно поэтому зубную щетку и соответственно чистку зубов заменить нельзя ничем. Ополаскиватели - это только дополнительные средства гигиены полости рта, которые применяются после чистки зубов. Детям младше 6-7 лет ополаскиватели использовать нельзя, потому что в них высокое содержание фтора, а они на вкус довольно приятные, следовательно, избежать поступления избытка фтора в организм ребенка не удастся. Избыток фтора вреден не только для зубов, а главное, для костей ребенка. Т.о., использование ребенком средств индивидуальной гигиены, в том числе зубных паст, содержащих фтор, необходимо обсуждать с детским стоматологом и всегда очень внимательно контролировать.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: заполнить опорный конспект, подготовить презентацию об Игнаце Филиппе Земмельвейсе – «спасителе матерей» (коротко объяснить, почему его так называли).

kopilkaurokov.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность