Формирование экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся с ОВЗ. Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни


Формирование экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся с ОВЗ

Из опыта педагогической работы.

Тема: « Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС в младших классах»

Воспитатель: Савчук Лариса Сергеевна

2017г

Формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексный подход формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.

Коадаптация (от латинского со – вместе и adaptare – приспособлять) – общее и взаимное приспособление к изменившимся жизненным условиям.

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Безопасность жизнедеятельности – это такое качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

Актуальность проблемы повышения уровня безопасности и здоровья человека сегодня очевидна. Состояние здоровья зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от здоровой окружающей среды. Решение этой проблемы возможно только через образование.

Большинство детей поступают в нашу школу из неблагополучных семей. Такие дети обладают различными заболеваниями – это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, кариес. Они не получают полноценного питания, навыков культуры поведения, элементарных понятий о здоровом образе жизни.

Необходимо формировать у обучающихся основные понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, о выработке у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности.

Работа по формированию экологической культуры, здорового  и безопасного образа жизни проводится в соответствии со Стандартом второго поколения, с учётом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на здоровье обучающихся:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к ухудшению здоровья детей;

  •  активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  •  особенности отношения детей к своему здоровью существенно отличается от взрослых, что связано с отсутствием у них опыта.

infourok.ru

7. программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

7. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного  образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих становление экологического сознания, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  • Концепция УМК «Школа 2100».

1. Цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования. Почему в современном обществе возникает необходимость разработки специальной программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни?

Прогресс человеческой цивилизации не имеет альтернативы, так как невозможно накормить и обеспечить достойную жизнь всё возрастающему населению Земли без развития науки и производительных сил. Несмотря на все достижения науки и техники, урожайность основных сельскохозяйственных культур растёт медленнее их потребления, в результате значительная часть населения Земли голодает. Это вызвано тем, что в масштабах планеты эффективно используется лишь небольшая часть сельскохозяйственных угодий, т.е. благами цивилизации способна воспользоваться малая доля населения. Важной причиной неравномерности распределения этих благ является дефицит образования и его недоступность для многих слоёв населения.

Развитие человеческой цивилизации неминуемо сопровождается и негативными последствиями. Одно из них – прогрессирующее разрушение производительных сил природы, вызванное исчерпанием ресурсов и загрязнением окружающей среды. Эти глобальные проблемы не может решить не только каждый человек в отдельности, но даже такая крупная страна, как наша. Это под силу лишь всему человечеству. Отсюда проблемы и издержки глобализации, необходимость экологической культуры и всеобщего экологического образования населения Земли.

Другое негативное следствие прогресса цивилизации связано с повышением бытового комфорта жизни. Человек биологически приспособлен добывать средства к жизни «в поте лица». Если раньше физические нагрузки были жизненной необходимостью, то теперь

человек сам должен заботиться о том, чтобы не превратиться в пассивного потребителя пищи и развлечений, что губительно для физического, психического и социального здоровья человека и общества. В этих условиях выбор правильной стратегии поведения требует прежде всего знаний о необходимости активного образа жизни и разнообразии путей его достижения как в физическом, так и в психологическом отношении.

Прогресс человеческой цивилизации приводит к росту ценности человеческой жизни, так как через образование и воспитание в развитии каждой личности прямо или косвенно приняли участие многипоколения людей. В этих условиях возникает необходимость воспитания в каждом человеке представления о том, что его личное здоровье и безопасность есть высшая ценность не только его лично, но и его семьи и общества в целом.

Таким образом, цивилизация расширяет возможности человека, но требует от него при этом выбора правильной стратегии поведения. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни призвана сориентировать человека в этом.

Почему формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни необходимо начинать в начальной школе или даже раньше?

Картина мира ребёнка формируется в первые годы его жизни, она оказывается при этом мифологична и эклектична. Начальная школа, помимо выполнения других важнейших задач, закладывает фундамент всего образования, создавая целостный взгляд на окружающий мир (научная картина мира, литературно-художественный образ мира). Поскольку благополучие человека невозможно без сохранения его здоровья и природы как необходимого условия, формирование экологической культуры и пропаганда здорового и безопасного образа жизни являются неотъемлемой частью образования и воспитания младшего школьника.

Какова цель программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни?

Цель формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – обеспечение условий для жизни людей, в которых они могут достичь «состояния полного физического, душевного и социального благополучия».

При этом важно помнить два положения:

1) сохранение природы – общая задача всех людей, но зависит она и от каждого из нас;

2) как бы общество ни заботилось о благосостоянии своих граждан, решающими всегда остаются действия самого человека по сбережению своего здоровья и работоспособности.

Какие задачи придётся решать и к каким результатам стремиться при выполнении данной программы?

В программе духовно-нравственного развития и воспитания сформулированы главные направления воспитательной работы с младшими школьниками. Данная программа опирается на два из них:

«ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА» (воспитание здорового образа жизни) и «ПРИРОДА – НАШ ДОМ» (экологическое воспитание).

Важнейшей задачей школы в целом и в особенности начальной является воспитание общей культуры и формирование доступных (и потому элементарных) и жизненно необходимых для каждого умений и навыков.

1-я задача – воспитание у школьника экологической культуры.

Для решения этой задачи необходимо формирование следующих умений:

– устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между разными природными процессами и явлениями;

– устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между природными процессами и явлениями и деятельностью людей;

– не только видеть в природе источник всех возможных ресурсов, но и осознавать её эстетическую и нравственную ценность;

– доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;

– сочувствовать природе и её обитателям.

2-я задача – формирование элементарных природосберегающих умений, доступных каждому человеку.

К элементарным природосберегающим умениям, которые необходимо формировать в начальной школе, следует отнести умения:

– оценивать правильность поведения людей в природе;

– вести себя в природе, руководствуясь принципом «Не навреди»;

– находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

3-я задача – воспитание у школьника культуры здорового образа жизни.

Для решения этой задачи необходимо развитие следующих умений:

– понимать, что личное здоровье и жизнь есть высшая ценность не только для человека и его семьи, но и для общества в целом;

– объяснять элементарные процессы, происходящие в собственном организме;

– оценивать правильность поведения с позиций здорового образа жизни.

4-я задача – формирование элементарных здоровьесберегающих умений и навыков, доступных каждому человеку.

К элементарным здоровьесберегающим умениям нужно отнести следующие умения:

– применять свои знания для выбора стратегии поведения, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья;

– ухаживать за своим телом, соблюдать правила личной гигиены;

– вести активный образ жизни, следить за своей осанкой;

– соблюдать правила здорового питания;

– соблюдать гигиену умственного труда;

– составлять правильныйрежим дня.

5-я задача – воспитание у школьника культуры безопасного образа жизни.

Для решения этой задачи необходимо развитие следующих умений:

– понимать, что жизнь и личное здоровье есть высшая ценность не только для человека и его семьи, но и для общества в целом;

– оценивать правильность поведения в быту (правила общения, уличного движения) с точки зрения безопасного образа жизни.

6-я задача – формирование навыков и умений безопасного образа жизни, доступных каждому человеку.

К подобным навыкам и умениям относятся следующие:

– внимательно отслеживать текущую ситуацию с целью адекватного реагирования на неё для сохранения жизни и здоровья;

– соблюдать правила безопасного поведения с огнём, водой, газом, электричеством;

– соблюдать правила дорожного движения и поведения на улице;

– соблюдать правила взаимоотношений с чужими людьми;

– соблюдать правила поведения при грозе, в лесу, на водоёме и т.п.

2. Направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса.

Какие направления деятельности позволят обеспечить формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников? Как учитывать специфику возраста младшего школьника?

2.1. «Повторение — мать учения»

Самые важные сведения, способствующие пониманию насущных проблем человечества, необходимо воспроизводить в процессе школьного образования неоднократно, начиная с самого простого уровня изложения и постепенно углубляя по мере взросления учеников.

Причём нужно начинать знакомить с жизненно важными сведениями в начальной школе, в период становления основ мировоззрения ученика. Именно по этой причине в учебниках «Окружающий мир» – главных носителях идей этой программы знакомство с экологической культурой начинается с первого класса, где внимание акцентируется на бережном отношении к природе (на примере правил поведения в парке). От класса к классу по мере знакомства с устройством окружающего мира ученики учатся беречь природу во всех её проявлениях при всех видах деятельности. При этом завершает каждый учебный год тема, посвящённая сохранению богатств природы. При изучении этой темы школьники используют все полученные знания и умения. Задача других предметов – развивать знания и умения,

полученные на уроках по предмету «Окружающий мир», и научить применять их в различных ситуациях.

Аналогичнообстоит дело и с культурой здорового и безопасного образа жизни. Стержнем служит УМК «Окружающий мир», который уже в 1-м классе создаёт основу для накопления знаний, умений и навыков, посвящённых сохранению здоровья и жизни. Регулярное повторение и использование правил сопровождается пониманием в конце начальной школы. Главная роль других предметов, и прежде всего литературного чтения, – воспитать человека, бережно относящегося к своему здоровью и безопасности.

2.2. «Что такое хорошо и что такое плохо» для природы. Формирование представлений об основах экологической культуры на примере безопасного для человека и окружающей среды поведения в быту и природе.

Природа – источник всех ресурсов, поэтому относиться к ней надо бережно: что хорошо для природы, хорошо и для человека. Фундамент экологической культуры составляет учение В.И. Вернадского о биосфере. Глобальный круговорот веществ – главная функция биосферы. Замкнутость круговорота – главный итог эволюции биосферы, обеспечивающей поддержание устойчивости основных её параметров. Нарушение круговорота в результате хозяйственной деятельности угрожает не только биосфере, но и человечеству, являющемуся её составной частью. Классическим примером незамкнутого круговорота служат сельскохозяйственные угодья, из которых изымаются большие массы вещества в виде урожая. В результате снижается плодородие почв, которое необходимо компенсировать внесением удобрений, чередованием разных культур на одном поле, отводя часть полей под пар, и т.п.

Очевидно, что охарактеризованное выше ядро экологической культуры должно вводиться лишь постепенно и получить окончательное развитие в основной школе. В начальной же школе учение о биосфере должно начинаться с простых элементов, знакомых детям из опыта повседневной жизни. Все живые существа обмениваются веществом с окружающей средой. Наше домашнее хозяйство построено по такому же принципу: в него поступает извне всё необходимое для жизни (пища, воздух, вода) и выводятся отходы жизнедеятельности (то, что можно назвать мусором). Эти отходы возвращаются в конечном счёте в природный круговорот, в котором вновь превращаются в то, что необходимо для нашей жизни. Человек может лишь помочь природе справиться с нашими отходами. Когда природный круговорот не справляется с этой важнейшей функцией оздоровления внешней среды, от загрязнения начинает страдать не только природа, но и люди. Сельские школы пристальное внимание могут уделить примерам, знакомым детям из жизни. Объясняя выработанные человечеством приёмы повышения устойчивости сельскохозяйственных экосистем, учитель на понятных примерах может иллюстрировать взаимосвязи и взаимозависимости в природе, необходимость бережного к ней отношения. Очень важно также не забывать проводить экологически ориентированные беседы с родителями. Бессмысленно объяснять детям необходимость охраны природы, если родители каждый день приносят из парка и выбрасывают охапки завядших диких цветов.

2.3. «Чтобы поступать хорошо, надо знать». Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.

Бережное природопользование невозможно без знания природы. Поэтому предмет «Окружающий мир» является важным элементом образования в начальной школе. Знакомство с природой целесообразно начинать с ближайшего окружения, в том числе и городского. В младших классах особенно важно не противопоставлять изучение природы и жизни в ней, постоянно подчёркивая тесную связь природы с жизнью людей. Переход к природе в более широком смысле легко начать опять-таки с ближайшего окружения: продукты из магазина, хлеб в магазине из пекарни, мука с мукомольной фабрики, пшеница вырастает в поле из таких же семян, из каких делают муку. И всё это полезно сопровождать объяснением участия людей разных профессий на всём пути хлеба от поля до обеденного стола.

Важнейшее, если не самое главное, чувство ученика начальной школы – это любовь ко всему окружающему: к родным, друзьям, кошке, собаке, голубю, дому, школе, жизни, своей малой родине.

Горе, если это самое сильное чувство человека вовремя не пробуждается. Любовь к природе и всему живому – главная эмоциональная основа бережного к ним отношения. Препятствием на пути к чувственному отношению к природе часто оказываются «каменные джунгли» города. В сельской местности этот путь оказывается более непосредственным. Говоря с учениками о животных и растениях, необходимо подчёркивать их способность чувствовать.

2.4. «Буду делать хорошо и не буду плохо». Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоро-вьесберегающего характера учебной деятельности и общения. Формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умения организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приёмы выполнения заданий с учётом индивидуальных особенностей.

Здоровье – необходимая предпосылка любых форм деятельности. Это простая мысль часто оказывается неожиданной именно для здоровых детей, кому здоровье представляется само собой разумеющимся свойством жизни. Однако очень редко встречаются дети, не имеющие опыта хотя бы простудных заболеваний. Этот личный опыт поможет понять ценность здоровья. Следующий шаг – это понимание того, что здоровье не сиюминутная ценность. Ученику предстоит длинная жизнь, причём первым условием счастливой жизни является здоровье. К нему необходимо относиться бережно, иначе на всю жизнь не хватит. Самым доступным путём сохранения здоровья является соблюдение правил здорового образа жизни, которые рассмотрены в учебниках по предмету «Окружающий мир». Важно подчеркнуть, что здоровье человека – необходимое условие благополучия его близких, а здоровье граждан – главное условие благополучия страны.

В этом направлении как нигде важен пример взрослого. Поэтому учителю надо не только самому следовать провозглашаемым принципам, но и тактично обратить внимание родителей на важность их собственного поведения. Этим вопросам обязательно следует уделять внимание на родительских собраниях.

2.5. «Еда должна быть не только вкусной, но и полезной». Формирование установок на здоровое питание.

Ещё одним условием поддержания и сохранения здоровья является полезная пища и здоровый режим питания. Дети должны понимать, что всё хорошо в меру. Любая пища в избытке вредна – не случайно многие деликатесы употребляют лишь по праздникам, а ежедневное их употребление отнюдь не полезно, нельзя наедаться на ночь, нельзя делать больших перерывов в еде. Эти идеи изложены в учебниках по предмету «Окружающий мир», но учитель должен напоминать о них постоянно, особенно в подходящие моменты (напри мер, в столовой).

2.6. «Жизнь — это движение». Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, сихологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Для здоровья вреден пассивный образ жизни. Важно чередовать спокойные занятия за столом и компьютером с активными играми на открытом воздухе и в спортивном зале, продолжительные прогулки в парке или за городом. Особенно полезны коллективные игры, предполагающие смену ролей. Полезен физический труд на открытом воздухе. Надо помнить, что занятия, предполагающие большие физические нагрузки, могут быть опасны для здоровья, особенно в период активного роста. Втягиваться в физическую работу следует постепенно, под присмотром взрослого человека.

В этих вопросах также необходим пример взрослых. Вот почему на первых порах, когда дети знакомятся друг с другом, так уместны походы в парк или лес вместе с родителями. Они подружат класс, сделают обстановку на родительских собраниях более дружеской и одновременно научат детей вести более активный образ жизни.

2.7. «Всему своё время». Соблюдение режима дня.

Соблюдение правильного режима дня – это та структура, в которую в надлежащем порядке укладываются все действия по сбережению здоровья, начиная с соблюдения правил личной гигиены и кончая правильным чередованием труда и отдыха. Удачно составленный и исполняемый режим дня, при прочих равных условиях, – важнейшая предпосылка сохранения здоровья. Вот почему одна из задач педагога начальной школы – следить за соблюдением режима дня. Мы предлагаем это делать вместе с учениками. Только в этом случае эти правила станут не результатом внешнего контроля, а собственными нормами поведения. На родительских собраниях необходимо уделить этому вопросу особое внимание. А чтобы не превратить это в скучную нравоучительную беседу, мы предлагаем в начале каждого учебного года на одном из родительских собраний организовать практикум по выработке самими родителями идеального режима дня для ребёнка данного возраста.

2.8. «У меня нет времени на глупости». Формирование у детей негативного отношения к факторам риска по отношению к своему здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).

Прямая агитация против вредных привычек в младших классах допустима, только когда беда уже случилась, и должна носить индивидуальный характер. Чем позже дети узнают о существовании наркотиков, тем лучше. Обсуждение курения, алкоголя и наркотиков в раннем школьном возрасте вызывает нездоровое любопытство. Тем не менее, профилактическая работа необходима, причём именно в начальной школе, но в косвенной форме. Главный источник вредных привычек – безделье и неумение самостоятельно занять себя. В этих условиях удержать человека от вредных привычек может только «надсмотрщик». Заметьте, тот же «надсмотрщик», который надзирает над тем, чтобы занять детей полезной работой. Необходимо воспитание умения занять себя, искать и находить себе интересное и безопасное для здоровья занятие. Такое умение успешно формируется в раннем возрасте. Полноценная и интересная жизнь – лучшая профилактика против вредных привычек. Иными словами, всё, что способствует воспитанию активной жизненной позиции, разносторонности интересов, работает против вредных привычек. Если несчастье всё же случилось, ученику необходимо объяснить губительные последствия вредных привычек, особенно для молодого растущего организма. Но это не следует делать в присутствии одноклассников.

2.9. «Заботясь о своей безопасности, мы заботимся о здоровье и благополучии наших близких». Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Навыки безопасного поведения сложатся у школьников только в том случае, если все взрослые будут их соблюдать. Поэтому прежде всего учителю необходимо не просто соблюдать правила безопасности на уроках и вне их (особенно когда рядом дети), но и постоянно объяснять детям их важность. Совместные жёсткие и понятные правила – гарантия сохранения жизни и безопасности детей. Не следует (как это часто бывает) пропускать учебные тревоги, ведь только постоянные тренировки позволят в нужное время в случае наступления чрезвычайных ситуаций обеспечить безопасность. Однако очень важно, чтобы правила безопасного поведения соблюдали и обсуждали с детьми не только педагоги, но и их родители. Для этого в учебнике «Окружающий мир» для 1-го класса есть специальные темы, которые детям рекомендуется изучать совместно с родителями. Мы также предлагаем в начале каждого учебного года на одном из родительских собраний организовать практикум по выработке самими родителями правил безопасного поведения для ребёнка данного возраста, которые потом можно вывесить в классе.

netnado.ru

Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 2 класс.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области «Таганрогская специальная школа №1»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГКОУ РО

Таганрогской школы №1

«____» августа 2016 г.

_______________ Жарова Т. А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

для 2 «Б» класса на 2016-2017 учебный год

Учитель: Нецветай Е. В.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ученик научится:

  • заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

  • использовать сформированные навыки устной и письменной коммуникации, слухового восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и /или кохлеарных имплантов), различные ассистивные средства для здорового и безопасного образа жизни;

Ученик получит возможность:

  • узнать об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

  • формирования познавательного интереса и бережного отношения к природе;

  • формирования установок на здоровый образ жизни, включая правильное питание, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом, формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся;

  • формирования умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I.

Мой дом за окном. Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.

II.

Я и моё окружение. Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения. Развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.

III.

Вода – источник жизни. Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения.

IV.

Весенние работы. Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений использовать сельскохозяйственный инструмент.

V.

Гигиена моего дома. Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях; развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены

VI.

Солнце и свет в нашей жизни. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.

V.

Воздух и здоровье. Формирование установок на здоровый образ жизни, включая правильное питание, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.

VI.

Мой край. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.

VII.

Охрана природы. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.

Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:

1. Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой

2. Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.

3. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.

4. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.

5. Результатами проектной деятельности являются презентация, изготовление поделок, рисунков с последующей выставкой работ, коллажи, флеш-мобы, инсценировка и т. д.

1.

1 четверть.

Что такое экология?

1

Презентация

Мой дом за окном.

2.

Дом, в котором мы живем.

1

Презентация, зарисовки.

3.

Откуда берется и куда девается мусор.

Поделки из мусора.

1

Ролевая игра.

Сообщение.

4.

Экологическая экспедиция «Чистый двор».

Флеш-мобы.

1

Труд на участке.

5.

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени».

1

Наблюдения в природе, фото коллаж.

6.

Деревья твоего двора. Акция ко Дню охраны леса «Сохраним лес».

1

Зарисовки. Акция. Инсценировка.

7.

Птицы Ростовской области. «Покормите птиц». Изготовление кормушек.

1

Сообщение. Зарисовки. Акция.

8.

Создание коллажа «Мы друзья природы».

1

Наблюдения в природе, практическая работа.

2 четверть.

Я и моё окружение.

1.

Моя квартира. Моя семья.

1

Презентация, устные ответы.

Дидактическая игра.

2.

Оформление газеты «Защитим наш дом от загрязнения».

1

Ролевая игра.

Сообщение.

3.

Практическое занятие «Создание экологического дизайна в классной комнате и рекреации»

1

Групповая работа, коллаж.

4.

Дом моей мечты.

1

Групповая работа, коллаж.

5.

Комнатные растения в квартире, в классе.

1

Презентация, устные ответы.

Дидактическая игра.

6.

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

Практическая работа.

7.

Животные в квартире и доме.

1

Презентация, устные ответы.

8.

Рассказы, стихи, пословицы о домашних животных.

1

Конкурс чтецов.

3 четверть.

Вода – источник жизни.

1.

Вода в моем доме и в природе.

1

Презентация, устные ответы.

Ролевая игра.

2.

Стихи, рассказы, загадки и пословицы о воде.

1

Конкурс чтецов.

3.

Вода в жизни растений и животных.

1

Презентация, устные ответы

4.

Вода и здоровье человека.

1

Презентация, устные ответы

5.

Акция «Мы чистим мир».

1

Акция, зарисовки.

Весенние работы.

6.

Работы на участке.

1

Работа на участке.

Гигиена моего дома.

7.

Моя квартира.

1

Презентация, устные ответы.

Дидактическая игра.

8.

Гигиена класса.

1

Презентация, устные ответы.

Дидактическая игра.

9.

Наша одежда и обувь. Практическая работа по уходу за ними.

1

Практическая работа.

10.

Русская национальная одежда.

1

Презентация, устные ответы, зарисовки.

4 четверть.

Солнце и свет в нашей жизни.

1.

Солнце, Луна, звезды – источники света.

1

Презентация, устные ответы, зарисовки.

Воздух и здоровье.

2.

Воздух и здоровье человека.

1

Презентация, устные ответы, зарисовки.

Мой край.

3.

Реки и почвы родного края.

1

Презентация, конкурс рисунков.

4.

Животный мир края.

1

Презентация, конкурс рисунков.

5.

Охрана природы.

Знакомство с вымершими видами растений и животных.

1

Презентация.

6.

Красная книга Ростовской области.

1

Презентация, практическая работа.

7.

Праздник «Будь природе другом».

1

Сказка.

8.

Оформление стенгазеты « Красная книга Ростовской области».

1

Зарисовка, коллаж.

infourok.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность