Стратегия здорового образа жизни позволит на четверть сократить смертность в России. Стратегия здорового образа жизни


Стратегия ЗОЖ: Пищевые продукты

25 января в Общественной палате прошли общественные слушания на тему: «Проблемы и перспективы государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни населения». Milknews изучил сформулированные по итогам рекомендации и разобрал, что предусматривает стратегия ЗОЖ в области пищевых продуктов.  Стратегия ЗОЖ Проектом, направленным на формирование здорового образа жизни в России является «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года», в него заложены меры по формированию приверженности населения к здоровому питанию, борьбе с формированием вредных привычек, а также мотивации граждан к занятиям спортом. Стратегия должна на 25% сократить смертность россиян от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, диабета и заболевания органов дыхания.  

25 января в Общественной палате прошли общественные слушания на тему: «Проблемы и перспективы государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни населения». В слушаниях приняли участие представители Минсельхоза, ФАС, Роспотребнадзора, Торгово-промышленной палаты, РСПП, «Деловой России» и других организаций экспертного сообщества. Минздрав приглашение на мероприятие проигнорировал.

В ходе съезда участники единогласно дали отрицательную оценку проекту в текущем виде, т.к., по их мнению, стратегия должна отражать системный подход, а не предлагать меры, которые не только не позволяют достичь поставленных целей, но и могут повлечь за собой негативные последствия для продовольственного рынка. Участники слушаний выделили основные аспекты, на которых необходимо сконцентрировать внимание:

  • Повышение доступности продуктов, составляющих сбалансированный рацион питания
  • Популяризация ЗОЖ
  • Снижение потребления табачной и алкогольной продукции
  • Повышение физической активности граждан
  • Формирование у потребителей привычки к сбалансированному и рациональному потреблению питания

По данным, представленным в тексте проекта, более половины всех смертей россиян в 2014 году были вызваны сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сегодня среди всех граждан (здоровых и больных) частота высокого сердечно-сосудистого риска составляет у мужчин – 53,3 %, у женщин – 37,7 %. По мнению Минздрава, главными причинами проблем со здоровьем являются вредные привычки и отсутствие рационального питания, плохая экология и отсутствие физических нагрузок.

Для борьбы с нездоровым питанием ведомство предлагало:

  • организовать сети столовых и кафе со здоровой и диетической едой. Для граждан, которые находятся за чертой бедности, обслуживание там может быть бесплатным.
  • законодательно предоставить налоговые льготы производителям продуктов здорового питания
  • ограничить время показа на российском ТВ рекламы вредной еды (сладкие газированные напитки, чипсы, фастфуд, шоколадные батончики, другие кондитерские изделия с избыточным содержанием жира и сахара, колбасные изделия)
  • ввести акцизы на вредные продукты (акцизы на сладкие напитки обсуждают уже долгое время, но не так давно ФАС эту идею поддерживать отказалось).

  Критика Президент Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков отмечает, что продукты разделены на «вредные» и «полезные» по непонятным критериям. Используемая терминология позволяет отнести молочную продукцию с небольшим содержанием жирности к здоровым продуктам, а с большим – к вредным, поясняет исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.

Заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин неоднократно заявлял, что министерство против инициативы регулирования рекламы тех или иных продуктов. По его словам, «не дело Министерства здравоохранения определять, какие продукты рекламировать, а какие продукты не рекламировать. Если идти в этой логике, то рекламировать можно будет только диетический творог. Люди сами должны отдавать себе отчет в том, что они делают и что они потребляют. Допускать диктат медиков над уже повседневным поведением обычных граждан - это чрезмерно». Главной проблемой проекта по мнению Минкомсвязи является то, что на настоящий момент стратегия предполагает дискриминацию отдельных пищевых продуктов (она содержит положения, согласно которым некоторые продукты признаются способствующими развитию заболеваний).

В отчете Общественной палаты по итогам слушаний указано, что международная практика показывает, что ограничение рекламы и продажи продукции на основе её несоответствия ЗОЖ не дает результатов, т.к. не меняет потребительское поведение. Кроме того, ограничения продажи фактически безопасных товаров лишь приведут к увеличению потребления суррогатной продукции.

Участники рынка, в свою очередь, предлагают пересмотреть эту политику и уделять больше внимания популяризации здорового питания и поощрению выпуска продуктов данной категории, и считают, что если принять стратегию в том виде, в котором она есть сейчас, Российская Федерация утратит репутацию производителя качественной и безопасной пищевой продукции на мировом рынке. Одновременно с этим, сам рынок не стоит на месте: компании-производители голосуют за саморегулирование, т.к. они сами вводят стандарты для пищи, основанные на данных ВОЗ, Европейского агентства по безопасности продуктов питания и других ведомств, и придерживаются принципов социально-ответственного маркетинга.

Представители потребительского рынка отметили, что популяризация ЗОЖ невозможна без повышения доступности товаров здорового питания и повышения доходов населения. В документе есть пункт о пересмотре потребительской корзины, ФАС назвал его бесполезным – по мнению ведомства, потребление тех или иных продуктов в большей степени зависит от материального положения потребителя, чем от актуализации потребительской корзины.

Министерство экономического развития вслед за ФАС и ОП также раскритиковало проект стратегии Минздрава по формированию здорового образа жизни из-за отсутствия финансово экономических расчетов. Минздрав считает, что выполнение стратегии не потребует дополнительных трат из бюджета, но расчетов, подтверждающих это, в документе нет.

В Минэкономразвития увидели в стратегии предложения, которые «определенно потребуют дополнительных денег»: «Расширение обязательств государства по бесплатному обеспечению граждан в настоящее время не представляется возможным, поскольку не обеспечено источниками финансирования», - пришло к выводу Минэкономразвития. Речь идет о лекарствах для новых категорий пациентов (сейчас предусмотрено лекарственное обеспечение для лечения определенных болезней и для некоторых льготных категорий граждан).  Что нужно менять В целом, исходя из мнения всех участвующих ведомств, стратегию необходимо дорабатывать – в первую очередь, в области ограничительных и запретительных мер к отдельным группам продуктов питания. Например, по документу необходимо ограничить продажу т.н. «сладких напитков» рядом с общеобразовательными учреждениями – такая размытая формулировка может привести к запрету продуктов с добавлением вообще любого количества сахара.

Подобные нестандартизированные термины встречаются в проекте повсеместно – например, ограничение «фруктовых и ягодных напитков» может привести к запрету вообще всей продовольственной группы, потому что без учета особенностей производства нектаров и сокосодержащих вся группа напитков может не соответствовать продуктам здорового питания. Аналогично неясно, что понимается под абстрактной формулировкой «вредные продукты питания» и «переработанные мясопродукты». В области табачной и алкогольной продукции также существует множество несоответствий - в документе фигурируют термин «наносящие вред здоровью товары», в то время как по техническому законодательству до реализации допускаются только безопасные для здоровья товары. Ранее Минздрав заявлял, что в стратегии ЗОЖ отсутствуют понятия «вредный» и «полезный», однако по итогам Общественных слушаний, которые состоялись неделей позже, претензии к терминологии остались.

826 просмотров

Молочные сессии 4 Обновить

milknews.ru

Стратегия ЗОЖ не получит финансирования из бюджета – журнал Vademecum

Стратегия формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) до 2025 года не получит отдельного финансирования, а будет реализоваться за счет перераспределения средств в ведомствах, которые займутся ее воплощением, рассказал на пресс-конференции разработчик стратегии и главный внештатный специалист Минздрава России по профилактической медицине Сергей Бойцов.

«Стратегия – это идеологический документ, который определяет политику государства по вопросу формирования здорового образа жизни, он не подразумевает отдельного бюджета. Сам механизм реализации мы уже будем разрабатывать позже в плане», – объяснил Бойцов.

Окончательный вариант документа так и не согласован, хотя планировалось, что он будет утвержден до 1 января 2018 года. Сейчас Минздрав получил новые комментарии к 48-му варианту стратегии от Минэкономразвития и Минкомсвязи. Основные разногласия у ведомств возникают в вопросах деления продуктов на три группы по уровню вредности и маркировки на их упаковках, а также рекламы. В последнем пункте Минздрав предлагает ограничить участие детей в рекламе, продвигающей продукты, способствующие развитию ожирения и сахарного диабета.

Всего в стратегии сегодня выделено четыре фактора ЗОЖ: отказ от курения, включение в рацион не менее 400 граммов овощей и фруктов в день, умеренная физическая нагрузка (не менее 30 минут в течение дня) и потребление не более 5 граммов соли за 24 часа.

Разработчик документа возлагает большие надежды на инициативу работодателей: «Крупные компании уже понимают, что экономически выгодно иметь здоровых сотрудников, но мы продолжаем напоминать об этом и призывать присоединиться к этому средний и малый бизнес. Тем более что для этого не обязательно вкладывать свои средства: достаточно запретить курение на рабочем месте и проводить хотя бы минимальные перерывы для гимнастики», – говорит Сергей Бойцов.

В правительстве рассматривают вопрос предоставления налоговых льгот компаниям, которые будут следить за здоровьем своих сотрудников, рассказала министр здравоохранения Вероника Скворцова.

Воплощение стратегии, по планам Минздрава, должно привести к снижению смертности от неинфекционных заболеваний на 25% и увеличению продолжительности жизни.

Поделиться в соц.сетях

vademec.ru

Национальные стратегии формирования здорового образа жизни населения Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ

© ДОРОФЕЕВ С.Б., БАБЕНКО А.И., 2015 УДК 614.2:616-084

ДОРОФЕЕВ С.Б.1, БАБЕНКО А.И.2

Национальные стратегии формирования здорового образа жизни населения

Федеральное собрание РФ, Государственная Дума, Комитет по охране здоровья, 103265, г Москва; 2ФГБНУ "НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний", 654041, г Новокузнецк

По материалам обзора отечественной и зарубежной литературы проведен анализ факторов риска, связанных с образом жизни населения, определяющих распространенность хронических неинфекционных заболеваний, на которые приходится более 80% всей смертности населения. Решение проблем в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) предполагается через разработку и реализацию национальных стратегий и программ, объединяющих деятельность различных ведомств. Эти проекты должны быть направлены на отдельные элементы образа жизни населения, его кон-тингентов, коллективов, семьи, индивида. Представлен анализ опыта решения проблем ЗОЖ в ряде стран мира через отдельные программы, а также характеристика ряда проектов, реализуемых в регионах России. Указывается, что, несмотря на обилие стратегий, до настоящего времени серьезной проблемой является отсутствие единого управления, неотработанность механизмов интеграционного взаимодействия. Констатируется, что социальную политику государства следует направить на реализацию соответствующих законодательных мер мотивационного и стимулирующего характера в формировании и поддержании ЗОЖ, в реализации которых были бы заинтересованы все субъекты системы: государство, работодатели, здравоохранение, общественные институты, врачи, население.

Ключевые слова: факторы риска, связанные с образом жизни; стратегия; программы.

Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (6): 44—47.

Dorofeyev S.B.1, Babenko A.I.2

THE NATIONAL STRATEGIES OF FORMATION OF HEALTHY LIFE-STYLE OF POPULATION

'The Federal Assembly of the Russian Federation, State Duma, health care Committee, 103265, Moscow, Russia; 2The research institute of complex problems of hygiene and occupational diseases, 654041, Novokuznetsk, Russia

The materials of national and foreign research publications were involved o analysis of risk factors related to life-style of population determining prevalence of chronic non-infectious diseases which consist more than 80% of all mortality of population. The solution of problems of formation of healthy life-style is expected by development ad implementation of national strategies and programs uniting activities of various sectors. These projects have to be targeted to to particular elements of life-style of population, its contingents, collectives, family, individual. The analysis of experience of solution of problems of healthy life-style in several countries by implementation of particular programs is presented. The characteristics of certain projects implementing in regions of Russia are given too. It is indicated that despite of abundance of strategies until now the most serious problem is absence of integrated management and unproven of mechanisms of integration interaction. It is ascertained that public social policy is to be targeted to implementation of corresponding legal measures of motivational and stimulative nature in formation and support of healthy life-style. The implementation of these measures are interested all subjects of system: state, employers, health care, public institutions, physicians, population.

Key words: risk factor; life-style; strategy; programs.

Received 16.06.15

For correspondence: Anatoly Babenko, MD, PhD; e-mail: [email protected] Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59 (6): 44—47. (In Russ.)

В последние годы в РФ все большую значимость для потери здоровья населения приобретают хронические неинфекционные заболевания - болезни системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения, сахарный диабет, новообразования, которые имеют повсеместное распространение, и на них приходится более 80% всей смертности населения.

Существующая распространенность заболеваний среди населения во многом связана с образом жизни различных поколений людей.

Характерно, что, по данным ВОЗ, эта группа заболеваний может быть предупреждена практически на всех этапах жизни человека через изменение поведенческих факторов образа жизни. Неслучайно, что среди всех факторов, формирующих здоровье населения, по данным ВОЗ, до 50% приходится на элементы здорового образа жизни (ЗОЖ) и только 10% — на систему здравоохранения.

Как указывает С. А. Бойцов и соавт. [1], снижение развития таких метаболических процессов, как избыточная масса тела и ожирение, повышенное артериаль-

Для корреспонденции: Бабенко Анатолий Иванович, д-р мед. наук, проф., зам. директора по научной работе; e-mail: [email protected]

ное давление, повышенный уровень глюкозы и липидов в крови, во многом способствует предупреждению раннего формирования хронических неинфекционных заболеваний.

Оценка влияния отдельных факторов на риск преждевременной смерти в РФ показала, что на артериальную гипертензию приходится 35,5% от общего вклада в смертность населения, гиперхолестеринемию — 23%, курение — 17,1%, недостаточное потребление фруктов и овощей — 12,9%, избыточную массу тела — 12,5%, злоупотребление алкоголем — 11,9% и гиподинамию — 9% [2]. При этом нарастание числа факторов риска увеличивает вероятность смертельного исхода от сердечнососудистых заболеваний, в частности ИБС, когда лица, имеющие комплекс факторов, умирают в 12,5 раза чаще, чем без факторов риска [3].

По данным Т.Н. Марковой и соавт. [4], низкая физическая активность наблюдается у 83,8% мужчин и 90,3% женщин; нарушение пищевого поведения — соответственно у 47 и 78,6%; чрезмерное курение — у 48,5 и 3,4%; злоупотребление алкоголем — у 18,2 и 2,3%, что предопределяет широкое распространение среди населения хронических неинфекционных заболеваний.

При этом, как показали результаты комплексного исследования, проведенного в 2011 г. Ассоциацией между -народных фармацевтических производителей, в РФ более 90% населения подвержены одному фактору риска неинфекционных заболеваний или более, 82% имеют до трех факторов, более 9% — все факторы риска, связанные с образом жизни [5].

Распространенность факторов риска среди лиц, обратившихся в центры здоровья, составляет до 88%. Ведущими факторами являются гиподинамия, выявленная у 32% обследованных, нерациональное питание и избыточная масса тела (28%), артериальная гипертен-зия (26%), табакокурение (26%), стрессовые ситуации (25%) [6].

Эти факторы уже имеют достаточно широкое распространение в детском и подростковом возрасте, определяя предрасположенность к раннему возникновению патологии, что свидетельствует о несоответствии адаптационно-компенсаторных возможностей организма биологическим затратам на приспособление к условиям жизни и деятельности [7].

Таким образом, повсеместное распространение среди населения неблагоприятных факторов образа жизни создает серьезную проблему подготовки новых поколений к реализации репродуктивной функции, профессиональной деятельности и обороноспособности, что требует соответствующего решения проблем формирования ЗОЖ. Разработка и реализация стратегий, проектов, программ подобного рода должны не только быть направлены на отдельные элементы (факторы) образа жизни населения, но и учитывать особенности отдельных контингентов и коллективов людей, структуры, характера формирования семей с целью усиления уже существующих мероприятий и внедрения инновационных мер.

Обсуждение

Задачей исследования был анализ национальных стратегий формирования ЗОЖ. По материалам обзора отечественной и зарубежной литературы (436 источников) установлено, что национальные стратегии и программы носят комплексный характер, объединяют деятельность различных ведомств и требуют согласования

мнений большого числа заинтересованных участников реализации проекта. По этой причине, как указывают А.М. Калинин и Н.А. Хоркина [8], на уровне государства, как правило, реализуются пакеты из отдельных узконаправленных целевых программ (поддержание сбалансированного питания, борьба с курением), а на региональном и местном уровнях более предпочтительно комплексное решение.

Попытками комплексного решения проблем, связанных со здоровьем населения, в том числе по вопросам ЗОЖ, могут служить программы "Здоровый город", реализуемые на отдельных территориях России (в частности, в Новосибирске, Ставрополе, Ижевске, Королеве и Долгопрудном Московской области и др.), где главной целью было привлечение общественности, широких слоев населения к организации здоровой жизни в городе. Их развитием послужили целевые программы "Здоровье на рабочем месте", "Здоровые школы", где участниками проектов стали более 600 городов и 30 национальных сетей [9].

Интересен опыт зарубежных стран, где наиболее эффективно реализуется целый комплекс проектов по формированию ЗОЖ. По материалам анализа зарубежной литературы, проведенного А. М. Калининым и Н. А. Хоркиной [8], показано, что в Великобритании с 2010 г. запущен пилотный проект по стимулированию ЗОЖ, где делается упор на проведение профилактических осмотров населения, рекомендации по изменению образа жизни. Имеется филиппинская программа "Национальная кампания здорового образа жизни", где с 2003 г. реализуются меры по привитию населению страны осознанного отношения к своему здоровью, стимулированию ЗОЖ. Эта программа включает ряд блоков: контроль за потреблением табака и алкоголя; поддержка физической активности; здоровая диета и контроль массы тела; управление стрессами. В Аргентине осуществляется проект "Национальный план здорового образа жизни" в соответствии со стратегией ВОЗ "Диета, физическая активность и здоровье". Задачами этого документа является снижение распространенности неинфекционных хронических заболеваний, избавление от избыточной массы тела, отказ от вредных привычек, поддержание физической активности и рационального питания. В Сингапуре под руководством Совета по продвижению здоровья реализуется более 40 программ с ежегодным выбором одного из приоритетных направлений. Так, в 2012 г. ведущим направлением реализации ЗОЖ была профилактика детского ожирения, включающая семинары, выставки, тренинги, просветительские программы, создание специальных интернет-сайтов и т. д. Особенностью подобных проектов в Австралии является реализация принципа "начни с себя" для лиц, ответственных за разработку тех или иных оздоровительных программ, в частности "Здоровый образ жизни для государственной службы", "Здоровый выбор места для быстрого питания" и др. Возможна успешная реализация программ в пределах отдельных учебных заведений, организаций, предприятий, т. е. на уровне коллективов. Особенностью реализации университетских программ в США является то, что, помимо проведения курсов по изменению привычек и стиля жизни относительно влияния факторов риска на здоровье, у учащейся молодежи осуществляется подготовка тренеров для последующего продвижения ЗОЖ уже по месту работы подготовленных специалистов.

В ряде программ делается упор на содействие активному образу жизни, физической активности и пешеход-

ному движению. Так, в Великобритании реализуется проект "Ходьба для здоровья", в Ирландии — специальные мероприятия для женщин, в Польше — улучшение состояния здоровья через активный образ жизни и правильное питание, во Франции — для семей с детьми "Мама, папа, давайте двигаться вместе", в Дании и Норвегии — городской велоспорт, в Италии — активная жизнь до глубокой старости. При этом показана высокая эффективность этих проектов, что существенно отразилось на сокращении расходов национальных систем здравоохранения на оказание медицинской помощи [10].

В городах Израиля с 2011 г. реализуется "Национальная программа по содействию активному и здоровому образу жизни", где запланировано стимулирование местных органов власти к поддержке физической активности населения (оборудование велодорожек, установка уличных спортивных тренажеров и т. д.), популяризация здоровых пищевых продуктов, в том числе с помощью механизма ценового регулирования, обеспечение доступности для занятий фитнесом, ограничение рекламы вредных пищевых продуктов, организация обучающих семинаров для желающих снизить массу тела [11].

В США с 2011 г. реализуется национальная стратегия "Здоровые люди 2020", развивающая ЗОЖ. В ее рамках более 60 организаций получили финансовую поддержку на борьбу с курением, пропаганду здорового питания, повышение результативности профилактических мероприятий с охватом свыше 120 млн жителей [12].

Для поддержания программ подобного рода в Австралии Министерством здравоохранения создана система федеральных грантов "Инициативы здорового сообщества", "Готов к работе, готов к жизни", "Здоровое питание, активность и стиль жизни", "Баланс работы и жизни" с целью финансовой поддержки организаций и предприятий, реализующих меры ЗОЖ, которые в дальнейшем можно активно использовать на местном уровне в других регионах страны [13].

Несмотря на обилие стратегий, проектов и программ, их теоретический и практический опыт, до настоящего времени остается серьезной проблемой отсутствие единого управления, неотработанность механизмов интеграционного взаимодействия, каждый участник выполняет только свою узкую задачу. В соответствии с этим в проекте новой европейской политики здравоохранения "Здоровье-2020" предусмотрено создание интеграционного взаимодействия государственных, частных институтов и общественных организаций стран в интересах национального здоровья [14]. Эта модель профилактики по предупреждению развития хронических заболеваний и формированию ЗОЖ включает деятельность законодательных и исполнительных органов государства, бизнес-структур, некоммерческих организаций.

При анализе существующего подхода к формированию проектов и программ можно констатировать, что оптимальным является подход, при котором деятельность государства ограничивается общим характером мер (законодательные меры, запреты, льготы, стимулирование), а также предоставлением финансирования узкоспециализированных программ регионального и местного уровней, общественных организаций и отдельных компаний. При этом важно отметить, что разработка и реализация проектов по формированию ЗОЖ, сознательного отношения граждан к своему здоровью должны стать неотъемлемой частью социальной политики государства.

Как считают Т. А. Сибурина и соавт. [15], необходима разработка кластерной модели профилактической меди-

цины, направленной на формирование ЗОЖ населения на региональном, муниципальном (город, селение), по-пуляционном, групповом и индивидуальном уровнях, имеющей сетевую структуру во главе с региональным межведомственным координационным советом. Роль пускового механизма отводится региональному центру медицинской профилактики.

Примером построения подобных кластеров являются разработанные кластеры в Красноярском крае: "Среда жизнедеятельности", "Здоровый образ жизни". В Пермском крае реализуется проект " Долина здоровья", предусматривающий использование местного целебного потенциала, производство обогащенных продуктов питания, создание торговой сети "Здоровье" на базе магазинов, кафе, аптек, клубов, салонов, профилакториев, туристических фирм и т. п., развитие консультативной сети на базе поликлиник, школ [16].

В России был разработан национальный проект "Здоровье", где особое внимание уделяется профилактической составляющей, и в федеральном бюджете на 2009—2011 гг. было впервые предусмотрено выделение целевых средств на формирование ЗОЖ. В настоящее время продолжается реализация государственной коммуникационной программы по формированию приоритетов ЗОЖ "Здоровая Россия". В задачи программы входит формирование ценности здоровья и ответственного отношения к нему, донесение до каждого гражданина необходимости соблюдения принципов здорового питания, режима двигательной активности, своевременного профилактического обследования, отказа от употребления алкоголя и табака [15].

В рамках этих программ в 2010 г. приняты такие документы, как "Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации", "Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания на период до 2020 г.". Их успешная реализация, по мнению О.В. Сазоновой и соавт. [17], возможна при объединении усилий управленческого аппарата, бизнеса, медиков, представителей агропромышленного ком -плекса, СМИ, общественных организаций.

Заключение

Таким образом, анализ литературы свидетельствует, что реализация ряда стратегических позиций по формированию ЗОЖ должна сопровождаться внедрением соответствующих комплексных информационных и образовательных программ для различных категорий граждан, разработкой механизмов мотивирования и стимулирования граждан к ведению ЗОЖ.

Это должно найти решение при разработке стратегии охраны здоровья населения, формирования и поддержки ЗОЖ через реализацию соответствующих проектов и программ как на общегосударственном, так и на региональных уровнях с привлечением работодателей и всех сфер, связанных с жизнедеятельностью населения. Возникает потребность в реализации соответствующих законодательных мер мотивационного и стимулирующего характера в формировании и поддержании ЗОЖ, в которых были бы заинтересованы все субъекты системы: государство, работодатели, здравоохранение, общественные институты, врачи, население. Это выдвигает необходимость разработки научно обоснованных решений, организационно-функциональных и информационно-аналитических моделей с определением приоритетов по формированию ЗОЖ для различных контингентов населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойцов С .А., Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я. и др. Комплексная программа профилактики неинфекционных заболеваний: планирование, реализация, оценка. Профилактическая медицина. 2012; прил. 1: 3—18.

2. Оганов Р.Г., Комаров Ю.М., Масленникова Г.Я. Демографические проблемы как зеркало здоровья нации. Профилактическая медицина. 2009; 2: 3—8.

3. Шальнова С.А., Деев А. Д., Оганов Р.Г. Факторы, влияющие на смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в российской популяции. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2005; 1: 4—9.

4. Маркова Т.Н., Герасимова Л.И., Кичигин В.А., Кочемиро-ва Т.Н. Гендерные особенности роли поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний в развитии ожирения. Общественное здоровье и здравоохранение. 2013; 1:16—20.

5. Восприятие населением вопросов личного здоровья: отношение к здоровью, понимание факторов риска, заболеваемости и смертности: Обобщенный анализ вторичных данных и результатов личных интервью с населением Российской Федерации. Отчет о результатах исследования Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) в партнерстве с Минздравсоцразвития России. М.; 2011.

6. Бакутов С.В., Волкова Н.Ю., Менлажиева Ю.С. Роль центров здоровья в профилактике неинфекционных заболеваний. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014; 4 (5): 504.

7. Гребняк Н.П., Вытрищак С.В. Состояние здоровья детского населения мегаполиса. Гигиена и санитария. 2004; 2: 50—3.

8. Калинин А.М., Хоркина Н.А. Национальные программы по стимулированию здорового образа жизни. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012; 8: 53—9.

9. Абросимова Ю., Иванов С., Дементьева Л. и др. Здоровые города. Городское управление. 2000; 2: 49—60.

10. Edwards P., Tsouros A. A healthy city is an active city: a physical activity-planning guide. Available at http://www.mangerbouger.fr/ pro/IMG/pdf/ Ahealthycityisanactivecity.pdf. WHO, 2008. 90 p.

11. Национальная программа содействия активному и здоровому образу жизни. Available at: http://www.7kanal.com/news. php3?id = 285578 (доступ 18 ноября 2011)

12. New Affordable Care Act initiative helps create healthier communities, fight chronic disease. U.S. Department of Health and Human Services: News Release. 27.09.2011. Available at: http://www.hhs.gov/news/press/2011pres/09/20110927a.html (access on 27.09.2011)

13. Healthy Eating, Activity and Lifestyle Program. Available at http://www.health.gov.au/internet/publications/publishing.nsf/ Content/healthy-comm-lgag-att_c-toc~healthy-comm-lgag-att_c-heal (access on 12.04.2012)

14. Стратегическое руководство в интересах здоровья — путь к решению комплексных проблем здравоохранения в XXI веке. Available at: http://www.euro.who.int/ru/what-we-publish/ information-for-the-media/sections/latest-press-releases (доступ 18.11.2011)

15. Сибурина Т. А., Барскова Г.Н., Лохтина Л.К. Кластерный механизм межсекторального сотрудничества в интересах здоровья населения. Социальные аспекты здоровья населения. 2012; 25 (3): 1.

16. Кластерные перспективы. Социальное партнерство. Практика региона. Available at http://www.soc-partner.ru/index2. php?option=com_content&task=view&id=92&pop=1&page=0 &Itemid=1 (доступ 30 мая 2011)

17. Сазонова О.В., Якунова Е.М., Галицкая А.В. О реализации государственной политики в области здорового питания населения Самарской области. Управление качеством медицинской помощи. 2013; 1: 5—10.

REFERENCES

1. Boytsov S.A., Oganov R.G., Maslennikova G.Ya., et al. Comprehensive program for the prevention of noninfectious diseases: planning, implementation, evaluation. Profilakticheskaya medit-sina. 2012; pril. 1: 3—18. (in Russian)

2. Oganov R.G., Komarov Yu.M., Maslennikov G.Ya. Demographic problems as a mirror of the nation's health. Profilakticheskaya meditsina. 2009; 2: 3—8. (in Russian)

3. Shal'nova S.A., Deev A.D., Oganov R.G. Factors influencing mortality from cardiovascular disease in the Russian population. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika. 2005; 1: 4—9. (in Russian)

4. Markova T.N., Gerasimov L.I., Kichigin V.A., Kochemirova T.N. Gender features of the role of behavioral risk factors for noncom-municable diseases in the development of obesity. Obshchestven-noe zdorov'e i zdravookhranenie. 2013; 1: 16—20. (in Russian)

5. Perception Population of Auestions of Personal Health: Attitude Towards Health, Understanding of Risk Factors, Incidences and Mortality: The Generalized Analysis Secondary Yielded and Results of Personal Interviews to the Population of the Russian Federation: The Report on Results of Research of Association of International Pharmaceutical Manufacturers (AIPM) in Partnership with the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation. [Vospriyatie naseleniem voprosov lichnogozdorov'ya: otnosheniye k zdorov'yu, ponimanie faktorov riska, zabolevae-mosti i smertnosti: Obobshchennyy analiz vtorichnykh dannykh i rezul'tatov lichnykh interv'yu s naseleniem Rossiyskoy Federatsii: Otchet o rezultatakh issledovaniya Assotsiatsii mezhdunarodnykh farmatsevticheskikh proizvoditeley (AIPM) v partnerstve s Minz-dravsotsrazvitiya Rossii]. Moscow; 2011. (in Russian)

6. Bakutov S.V., Volkova N.Yu., Menlazhiyeva Yu.S. The role of health centers in the prevention of non-communicable diseases. Byulleten' meditsinskikh internet-konferentsiy. 2014; 4 (5): 504. (in Russian)

7. Grebnyak N. P., Vytrishchak S. V. The health status of the child population of a megacity. Gigiena i sanitariya. 2004; 2: 50—3. (in Russian)

8. Kalinin A.M., Khorkina N.A. National programs to promote healthy lifestyle. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopas-nost'. 2012; 8: 53—9. (in Russian)

9. Abrosimova Yu., Ivanov S., Dement'eva L. et al. Healthy cities. Gorodskoe upravlenie. 2000; 2: 49—60. (in Russian)

10. Edwards P., Tsouros A. A healthy city is an active city: a physical activity-planning guide. Available at: http://www.mangerbouger. fr/pro/IMG/pdf/ Ahealthycityisanactivecity.pdf. WHO, 2008. 90 p.

11. The National Program to Promote Active and Healthy Lifestyles. Available at http://www7kanal.com/news.php3?id=285578. (access on 18.11.2011) (in Russian)

12. New Affordable Care Act initiative helps create healthier communities, fight chronic disease. U.S. Department of Health and Human Services: News Release. 27.09.2011. Available at: http:// www.hhs.gov/news/press/2011pres/09/20110927a.html (access on 27.09.2011)

13. Healthy Eating, Activity and Lifestyle Program. Available at: http://www.health.gov.au/internet/publications/publishing.nsf/ Content/healthy-comm-lgag-att_c-toc~healthy-comm-lgag-att_c-heal (access on 12.04.2012)

14. The Strategic Management in Interests of Health — a Way to the Solution of Complex Problems of Health Care in the XXI Century. [Strategicheskoye rukovodstvo v interesakh zdorov'ya — put' k resheniyu kompleksnykh problem zdravookhraneniya v XXI veke]. Available from: http://www.euro.who.int/ru/what-we-publish/information-for-the-media/sections/latest-press-releases (access on 18.11.2011) (in Russian)

15. Siburina T.A., Barskova G.N., Lokhtina L.K. Cluster mechanism of inter-sectoral cooperation in the interest of public health. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2012; 25 (3): 1. (in Russian)

16. Clustered Prospects. Social Partnership. The Practice in the Region. Available at: http://www.soc-partner.ru/index2. php?option=com_content&task=view&id=92&pop=1&page=0 &Itemid=1 (access on 30.05.2011) (in Russian)

17. Sazonova O.V., Yakunova E.M., Galitskaya A.V. On the implementation of the state policy in the field of healthy nutrition of the Samara region. Upravlenie kachestvom meditsinskoypomoshchi. 2013; 1: 5—10. (in Russian)

Поступила 16.06.15

cyberleninka.ru

Как быть в хорошей форме всегда. Профилактика старения. Активное долголетие. Образ жизни. Физкультура, движение, фитнес. Статьи

К 2025 году на четверть снизится смертность россиян от рака, инфарктов, инсультов, диабета и болезней органов дыхания. Это произойдет в случае реализации разработанной Минздравом стратегии здорового образа жизни, обещают в ведомстве. 

Минздрав представил проект стратегии здорового образа жизни (ЗОЖ) до 2025 года. Документ опубликован на сайте ГНИЦ Профилактической медицины.  Цель стратегии — на 25% сократить смертность россиян от рака, инфарктов, инсультов, диабета и  хронических заболеваний органов дыхания. Эти неинфекционные заболевания являются причиной почти трех четвертей всех смертей в России, передает ТАСС.

«Высокий уровень смертности от неинфекционных заболеваний приводит к большим экономическим потерям, обусловленным как прямыми затратами на оказание медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной и дорогостоящей, так и потерями в экономике вследствие сокращения трудовых ресурсов из-за преждевременной смертности, инвалидности и временной нетрудоспособности», - утверждают авторы стратегии. Экономический ущерб только от сердечно-сосудистых заболеваний превысил 1 трлн руб в 2014 году. 

По оценке экспертов,  основные проблемы россиян со здоровьем связаны с вредными привычками: курением, употреблением алкоголя, нездоровым и несбалансированным питанием, неблагоприятной экологией, недостатком физической нагрузки и пренебрежением диспансеризацией.

Авторы стратегии связывают образ жизни и наличие вредных привычек с уровнем образования, профессией и местом проживания. Например, люди с начальным и средним образованием чаще курят, меньше занимаются физкультурой и спортом, потребляют больше соли, но едят меньше фруктов и овощей, чем обладатели диплома о высшем образовании. И значительно чаще последних испытывают симптомы депрессии и тревоги.

Состояние здоровья людей также зависит и от региона, где они живут. Так, в Тверской области смертность в 2,4 раза выше, чем в Москве. Авторы стратегии объясняют это уровнем экономического развития регионов, бытовыми условиями проживания, продажей водки и других алкогольных напитков.

Одним из основных направлений стратегии является профилактика. Говоря о её роли, эксперты ссылаются на опыт других стран, которые в два-три раза снизили смертность от неинфекционных заболеваний. По их мнению, вклад профилактики в это снижение составляет от 40 % до 70 %.  Поэтому авторы стратегии придают большое значение активной пропаганде здорового образа жизни и регулярных медосмотров. 

В Минздраве предлагают строить спортивные площадки и велодорожки, доступные для людей всех слоев и возрастов, в том числе инвалидов; охватить диспансеризацией до четверти взрослого населения в год, или до 70% за три года; охватить вакцинацией от гриппа всех взрослых россиян населения. 

Еще одним направлением станет борьба с алкоголизмом и курением. По замыслу Минздрава,  к 2025 году потребление алкоголя должно снизиться на 10%, а табака -  на 23% среди мужчин и на 12% среди женщин. Чтобы достичь этих показателей, авторы стратегии предлагают увеличить минимальный возраст для покупки алкоголя с 18 лет до 21 года; ввести запрет на продажу алкоголя и табака через интернет; повысить акцизы на алкоголь и табак; ограничить (вплоть до полного запрета) скрытую рекламу алкоголя, а также размещать на бутылках информацию о вреде алкоголя для здоровья; разработать техрегламенты о требованиях к безопасности спиртосодержащей продукции, способствовующие «подавлению производства нелегального алкоголя».

Помимо антиалкогольных мер, ведомство намерено продвигать новую антитабачную концепцию. «Здравком» сообщал о её основных пунктах. Важным направлением станет пропаганда здорового питания, а также борьба с фастфудом и с нездоровой пищей, как таковой. С этой целью авторы стратегии предлагают организовать сети кафе со здоровой и диетической едой, которая будет бесплатной для тех, кто находится за чертой бедности. В свою очередь производители продуктов здорового питания законодательно получат налоговые льготы. Также они рекомендуют ограничить на российском ТВ рекламу сладких газированных напитков, чипсов, фастфуда, шоколадных батончиков, продуктов с избыточным содержанием жира и сахара, колбасы и т. д. 

Чтобы облегчить потребителям выбор здоровых продуктов, Минздрав предлагает дополнительно маркировать продукты с повышенным содержанием сахара, а также законодательно закрепить требования к маркировке, которая должна содержать полную и легкочитаемую информацию о калорийности, содержании насыщенных животных жиров, углеводов и соли.

Кроме того, ведомство настаивает на введении акцизов на вредные продукты.

За счет этих мер авторы стратегии рассчитывают сократить потребление соли среди россиян на 15% и остановить рост заболеваемости диабетом и ожирением.

Проект стратегии вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Многие выступили против «диктата диетологов». «Не дело Министерства здравоохранения определять, какие продукты рекламировать, а какие продукты не рекламировать. Если идти в этой логике, то рекламировать можно будет только диетический творог», — приводит ТАСС слова замглавы Минкомсвязи Алексея Волина. По его мнению, люди сами должны отдавать себе отчет в том, что они делают и что они потребляют. «Допускать диктат медиков над уже повседневным поведением обычных граждан — это чрезмерно», - считает Волин.

Далеко не все продукты, традиционно считающиеся вредными, являются таковыми на самом деле, рассказал в эфире «Коммерсантъ-Fm» диетолог, руководитель «Клиники коррекции избыточного веса» Алексей Ковальков: «Это будут решать люди, которые диетологию изучали лет 50-60 назад, если вообще изучали. Например, шоколад не является вредным продуктом, наоборот, ВОЗ относит его к одному из трех самых сильных антиоксидантов. Во-вторых, человек не жиреет от жирного, как не зеленеет от зелени. Человек полнеет, и все беды приходят с сахаром, и надо ограничить только употребление сахара. Решать проблему запретами — это тупиковый вариант», - отметил он. 

Отвыкнуть от чрезмерного потребления сахара и соли можно за две недели, рассказала в интервью «Здравком» профессор, д.м.н. Алла Погожева из ФИЦ питания и биотехнологий. «От тяги к сладкому отвыкаешь за две недели, так же как и от тяги к соленому. В нашей клинике лечебного питания это за 35 лет проверено. Приходит к нам человек, а у нас - ни сладкого, ни соленого, вообще без соли все готовится. И за две-три недели тяга проходит. Я это проверяла и на себе», - сообщила Погожева.

фото: www.camo.ch

Версия для печати

Метки статьи: здоровый образ жизни, здоровое питание, здоровье, профилактика, Минздрав

zdravkom.ru

Разработан Проект Стратегии по формированию здорового образа жизни до 2020 года

Разработан Проект Стратегии по формированию здорового образа жизни до 2020 года

Разработан Проект Стратегии по формированию здорового образа жизни до 2020 года. 9512.jpeg

Министерство здравоохранения РФ вынесло на общественное обсуждение  проект Стратегии по формированию здорового образа жизни на период до 2020 года.

 

 

Документ с полным названием "Информационно-коммуникационная стратегия по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года" определяет приоритетные направления пропаганды здорового образа жизни.

 

Основная цель Стратегии — снижение заболеваемости и смертности населения РФ за счет уменьшения распространенности основных факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни у населения.

 

Основные задачи: информирование населения об основных факторах риска развития хронических неинфекционных заболеваний; обеспечение доступности медицинской помощи по диагностике неинфекционных заболеваний; снижение потребления алкоголя и табака среди населения; предупреждение и снижение уровня немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и повышение уровня физической активности, приверженности рациональному питанию, снижение уровня психо-эмоциональной нагрузки у населения Российской Федерации.

 

Стратегия предусматривает ряд мер, направленных на решение вышеупомянутых задач, и конкретные результаты. В частности, к 2020 году ожидается:

— увеличение числа кабинетов медицинской помощи по отказу от курения с 660 до 5000,

— снижение потребления алкоголя (в литрах на душу населения) с 13,0 (2012) до 10,0 (2020),

— снижение распространенности табака среди детей и подростков до 15%; среди взрослого населения — с 35% до 25%,

— снижение общей смертности от всех причин — с 13,3 (2012) до 11,4 на 1000 населения,

— увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 74,4 лет.

 

Наряду с обязательствами государства по обеспечению охраны здоровья на граждан России Стратегией также возложены обязательства по заботе о собственном здоровье, соблюдению определенных норм и правил.

Комментарии экспертов:

Как отмечают ведущие специалисты по профилактике, неинфекционные заболевания являются причиной 75% летальных исходов в России. Причем 40% населения умирает в возрасте до 60 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения, сердечно-сосудистые заболевания, онкология, хроническая обструктивная болезнь легких и сахарный диабет являются основными причинами смертности. С 2003 года в России уровень смертности постепенно снижается. Сейчас мы достигли показателя 729 смертей на 100 тысяч населения. Эти цифры могут быть гораздо ниже. Но только лишь усилиями медиков снизить смертность невозможно, здесь важна всесторонняя работа. Информирование широкой общественности - одна из важнейших частей этой работы. Кроме того, данная стратегия предусматривает увеличение количества Центров здоровья, в которых любой гражданин может бесплатно пройти диагностику и получить рекомендации, направленные на оздоровление образа жизни, а также открытие кабинетов профилактики и кабинетов помощи по отказу от курения. Помимо борьбы с вредными привычками важно внимательно относиться к уровню двигательной активности и к своему питанию. Такие простые меры, как прохождение не менее 10 тысяч шагов, а также употребление не менее 5 порций овощей и фруктов в день помогают защитить организм от сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета

Иван Бланарик, сопредседатель Российско-Американского фонда "Здравоохранение", генеральный директор компании "Берингер Ингельхайм": "Сегодня 8 из 10 смертей вызвано хроническими неинфекционными заболеваниями. По данным международных исследований, за последние 100 лет только от сердечно-сосудистых заболеваний умерло вдвое больше людей, чем от конфликтов и войн, включая Вторую Мировую Войну. При этом большинство этих смертей можно было предотвратить. Несмотря на огромные финансовые инвестиции и научные разработки, волшебной таблетки пока нет и не предвидится. Сегодня, неинфекционные заболевания остаются серьезным противником. Победить его мы сможем только все вместе: государство, предпринимающее такие шаги, как данная Стратегия; бизнес, который должен заботиться не только о своих сотрудниках, но по мере возможностей, и об обществе в целом, как скрупулезным отношением к своей работе, так и с помощью информационных и социально значимых проектов. И самое главное — каждый из нас должен отвечать за собственное здоровье, выполняя те минимальные рекомендации, которые способны оздоровить общество: отказ от вредных привычек, движение и правильное питание".

Дмитрий Борисов, исполнительный директор некоммерческого партнерства "Равное право на жизнь", заместитель председателя правления Ассоциации онкологов России, Председатель отделения Общественного Совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по г. Москве и Московской области: "На мой взгляд, основной фокус Стратегии — снижение смертности от неинфекционных заболеваний — крайне актуален. Ведь они являются причиной более чем 60% всех смертей, согласно общемировой статистике. Соответственно, благодаря конструктивной государственной политике в области профилактики и лечения основных неинфекционных заболеваний (в первую очередь онкологических, сердечно-сосудистых болезней, диабета, заболеваний легких) можно предотвратить большое количество смертей и, следовательно, потерь национальной экономики, индексов человеческого потенциала. Однако нынешняя редакция документа имеет однонаправленный характер, делая основной акцент только на профилактике и ранней диагностике, и полностью исключает значимость такого важного аспекта как доступность лечения. При этом — все рекомендации ООН и ВОЗ в области борьба с НИЗ призывают страны использовать сбалансированный подход при формировании национальных стратегий. На сегодняшний день в этой области у нас в стране существуют большие проблемы — в первую очередь из-за серьезного недофинансирования здравоохранения. Как следствие — ежегодно Россия теряет сотни тысяч пациентов, которых можно было бы спасти. Поэтому подход к реализации Стратегии, основной целью которой является именно снижение смертности, должен быть очень сбалансированным: нельзя делать перекос только в сторону профилактики или только ранней диагностики. Необходимо помнить о том, что без эффективного лечения полноценной помощи пациентам оказано быть не может".

 

Дмитрий Напалков, д.м.н., профессор кафедры факультетской терапии № 1 лечебного факультета Первого МГМУ имени И. М.Сеченова: "Данный законопроект, действительно, необычайно важен. Ситуация с сердечно-сосудистой заболеваемостью в стране довольно серьезная: к сожалению, мы входим в лидирующую группу стран по уровню смертности от заболеваний сердца и сосудов. При этом инсульты и инфаркты, приводящие к летальным исходам можно предупредить как медикаментозными мерами (постоянный прием антигипертензивных препаратов при артериальной гипертензии, современных антикоагулянтов при фибрилляции предсердий и т. п.), так и немедикаментозными мероприятиями. Но, как уже неоднократно отмечалось всеми ведущими кардиологами страны, без общей стратегии улучшения состояния здоровья населения все немедикаментозные меры, которые способны достоверно снизить сердечно-сосудистый риск и увеличить продолжительность жизни, реально практически не используются нашими пациентами. Большинство пациентов хочет получить лекарства, которые решат все проблемы, но мал кто готов изменять неправильный образ жизни на здоровый. Я усматриваю единственную сложность не в стратегии, а в ее реализации: если она будет поручена дополнительно к основной работе ("в нагрузку") врачам амбулаторно-поликлинического звена, то, боюсь, что они не смогут осуществить ее в полном объеме".

 

Олег Лобанов, генеральный директор группы компаний "КорпусГрупп": "Наша компания занимается организацией питания на крупнейших производственных площадках страны, таких как "АвтоВАЗ", "ГАЗ", "Русал", "Башнефть" и др. За годы работы мы собрали интересную статистику. Число больничных листов сокращается, если рабочие ходят обедать в столовую, а не носят перекусы с собой. Крупные предприятия вводят дотации на питание сотрудников, благодаря чему число питающихся в столовой вырастает до 90%. Среди тех, кто не посещает столовую, до 24% вообще не едят на работе, что приводит к серьезным нарушениям пищеварительной системы. По данным Росстата каждый десятый больничный лист работники добывающих предприятий берут в связи с нарушениями работы желудочно-кишечного тракта".

www.medpulse.ru

Госдуме представлена стратегия здорового образа жизни до 2025 года

Государственная думаКомитет по охране здоровья ГД провел «круглый стол» о законодательных аспектах общественного здоровья и борьбы с неинфекционными заболеваниями. В дискуссии приняли участие депутаты, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, руководители медицинских, образовательных и научных учреждений.

По словам председателя Комитета Сергея Фургала, неинфекционные заболевания являются основными причинами смертности населения не только в России, но и в других странах.

Сердечно-сосудистые, онкологические, легочные болезни и диабет дают около 70% смертности населения. При этом 40% всех смертей наступает в трудоспособном возрасте 25-64 лет.

Среди основных факторов роста таких заболеваний С.Фургал назвал потребление табака и чрезмерное потребление алкоголя, неправильное питание и малоподвижный образ жизни.

Директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Министерства здравоохранения Олег Сагалай отметил, что в последнее время государством принят целый ряд мер, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику и лечение неинфекционных заболеваний. Так, в результате принятия антитабачного закона и проведения соответствующей кампании количество лиц, употребляющих табак, снизилось на 17%.

Важным шагом к дальнейшей работе призвана стать Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года.

Проект Стратегии участникам «круглого стола» представил главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава, директор Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Сергей Бойцов.

Документ, в частности, предусматривает совершенствование специализированной медицинской помощи больным неинфекционными заболеваниями, корректировку образовательных стандартов и программ подготовки медицинских кадров, обеспечение медицинских организаций необходимыми препаратами и внедрение современных технологий диагностики и лечения.

Участники «круглого стола» рекомендовали Правительству утвердить соответствующую стратегию, а также систему социально-экономической мотивации граждан и работодателей к сохранению и укреплению здоровья населения.

Госдуме предложено внести в Трудовой кодекс изменение, в соответствии с которым работодатель обязан будет предоставлять работнику раз в три года один день с сохранением зарплаты для прохождения диспансеризации.

Минздраву совместно с Росздравнадзором рекомендовано усилить контроль за качеством и эффективностью организации диспансеризации населения в регионах, а также рассмотреть вопрос о законодательном регулировании оборота электронных сигарет.

www.bossonline.ru

Стратегия по формированию здорового образа жизни

 

Министерство здравоохранения РФ представило новый проект Стратегии по формированию здорового образа жизни, с помощью которой планируется формировать у населения культуру правильного образ жизни, бороться с алкоголизмом, табакокурением и наркоманией. В данный момент проект Стратегии вынесен на общественное обсуждение, с ним можно познакомиться на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Там же можно оставить свои отзывы и комментарии.

Главные задачи этого проекта – информировать население о факторах риска развития заболеваний, о доступности медицинской помощи при диагностике. Все это выполняется для снижения потребления вредных для организма веществ, для поддержания и повышения уровня физической активности, тяготения к рациональному питанию и снижению психологической нагрузки у населения. К 2020 году ожидаются такие положительные результаты, как снижение распространенности табака и алкоголя, сокращение смертности, увеличение продолжительности жизни.Такие проекты очень важны. Например, в данный момент довольно остро стоит вопрос с сердечнососудистыми заболеваниями. Несмотря на то, что приступы инфарктов, инсультов, приводящих к необратимым исходам, сегодня есть возможность предотвратить, наша страна входит в группу стран, лидирующих по уровню смертности от этих заболеваний.Проект Стратегии подразумевает борьбу за здоровье нации не только со стороны врачей и медицинского персонала, но и со стороны простых людей, которые хотят получить «пилюлю от всех болезней» раз и навсегда. Все мы знаем, что человеку для хорошего здоровья и самочувствия необходимо придерживаться здорового образа жизни, но большинство населения пренебрегают этим, что пагубно отражается на здоровье людей. Возлагая решение этой проблемы лишь на медиков, ожидать полного выполнения всех задач, определенных Стратегией, не придется. Люди должны заботиться о своем здоровье, прежде всего, самостоятельно.

www.korolevpharm.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность