Статья на тему "Роль семьи в формировании здорового образа жизни". Условия здорового образа жизни в семье


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "УСЛОВИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ"

Анкета для родителей

«Условия здорового образа жизни в семье»

Уважаемые родители!

Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать нам содействие в ис­следовании влияния образа жизни детей в семье на представления ре­бенка о здоровье. Для этого Вам нужно заполнить анонимную анкету, которая лично для Вас не несет никаких негативных последствий.

Последовательно, объективно отвечая на вопросы, выбирая, на Ваш взгляд, правильные ответы или записывая свое мнение, Вы без труда справитесь с этой работой.

Надеемся на сотрудничество!

Прочитав внимательно вопрос, ознакомьтесь с вариантами от­ветов на него. Ответ, наиболее точно отображающий Ваше мнение, подчеркните или напишите свой вариант.

     1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни?

      а) да;               б) нет;              в) иногда.

 

  1. Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего ребенка?

      а) да;               б) нет;              в) иногда.

 

  1. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым?

      а) да;               б) нет;              в) иногда.

 

  1. Делаете ли Вы утреннюю зарядку?

       а) да;               б) нет;              в) иногда.

 

  1. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки?

       а) да;               б) нет;              в) иногда.

 

  1. Как Вы организуете питание в Вашей семье?

      а) полноценное питание;

       б) предпочтение отдаете каким-то одним видам продуктов;

       в) питаетесь регулярно;

       г)        нерегулярно.

      

  1. Как воздействует на Вашего ребенка климат в семье?

       а)        положительно;

        б) отрицательно;

        в) не воздействует.

 

       8. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (Напишите.)

 

       9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу

              жизни?

         а) да;                            б) нет.

 

  1.  Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми?

         а) да;                б) нет;              в) иногда.

 

       11. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? а) да; б) нет.

 

        12. Вы сами здоровы?

         а) да;         

         б) нет;       

         в) затрудняюсь ответить.

 

  1. Часто ли болеет Ваш ребенок?

       а) да;                           

       б нет.

 

  1. Каковы причины болезни Вашего ребенка?

      а) недостаточное физическое воспитание в детском саду;

      б) недостаточное физическое воспитание в семье;

       в) наследственность;

      г)  предрасположенность к болезням.

 

Благодарим за оказанную помощь. Желаем Вам здоровья и бла­гополучия!

 

krylova-ds5lmr.edumsko.ru

Статья на тему "Роль семьи в формировании здорового образа жизни".

ФИО автора материала: Козлова Людмила Вилориевна

Место работы: МКОУ СОШ с. Николаевка

Должность: учитель начальных классов

Доклад на тему:

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня

их образования Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье» рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

- уменьшение заболеваемости;

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

- снижение уровня тревожности и агрессивности.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья.

Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Закаливание.

Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.

Закаливание может проводиться с помощью окружающего воздуха. В помещениях для детей его температура не должна превышать 20С˚ (это максимум для детей раннего возраста) и 18С˚ (для дошкольников и школьников).

Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных тканей.

Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонус нервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все родители:

- систематичность и последовательность;

- учет индивидуальных особенностей ребенка, его физиологических и эмоциональных реакций на процедуру;

- состояние здоровья (процедуры проводятся, когда ребенок здоров) ;

- комплексное использование природных факторов и климатогеографических условий.

Хорошим закаливающим и общеукрепляющим средством могут быть – при соблюдении правил их выполнения – солнечные ванны, обладающие многосторонним действием на организм. Главное их оздоровительное значение состоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямых солнечных лучей погибают, в повышении сопротивляемости организма к простудным и другим болезнетворным факторам. Однако надо знать, что воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах.

Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей – в содружестве с медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.

Режим дня.

Великий физиолог И. П. Павлов не раз говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Такой определенный распорядок, режим дня чрезвычайно важен для учащихся. Всему свое время в режиме дня, а иначе и работа ладиться не будет, не пойдет на пользу.

Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха на открытом воздухе – все это приводит к тому, что нервная система быстро истощается. Результат – снижение работоспособности школьника. Вот почему семья, должна обратить серьезное внимание на организацию времени бодрствования и сна детей.

Рациональное питание.

Правильное питание – важнейший залог формирования здорового организма. Казалось бы, это известно всем, во всяком случае спорить с этим никто не станет. А вот позаботиться о том, чтобы иметь хотя бы минимально необходимые представления о рационе и режиме питания, многие родители не считают обязательным.

В школьном возрасте в связи с усилением энергетического обмена потребность в пищевых веществах увеличивается; это, в свою очередь обусловливает необходимость увеличения количества таких продуктов, как мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления молока. Изменяется и кулинарная обработка продуктов: приготовление блюд для старших дошкольников и младших школьников приближается к «взрослой» кулинарии. Но лишь приближается, а не совпадает. Так, закуски, приправы и соусы не должны быть слишком острыми; овощи для салатов нарезаются мелко, заправляются растительным маслом или сметаной и посыпаются зеленью петрушки (укропа) с добавлением измельченного чеснока; мясные и рыбные блюда, а также овощи лишь слегка поджариваются (а в основном тушатся) и подаются на стол 3-4 раза в неделю. Ни в коем случае нельзя давать много сладостей и сладких напитков, особенно в промежутках между едой. Вместо них ребенок может выпить полстакана яблочного или морковного сока. Важно соблюдать питьевой режим, так как детский организм в большом количестве выделяет влагу. Суточная потребность дошкольников в воде – 1-1, 3 л, школьников – 1, 5 л.

Подводя итог, напомним основные принципы правильного питания детей. Оно должно быть разнообразным, не избыточным, с достаточным количеством овощей и фруктов. Рафинированные продукты питания (сладости, копчености, мясные и рыбные консервы и др.) не стоит включать в рацион, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, а блюда с острыми специями – вплоть до подросткового возраста. Целесообразно придерживаться режима 4-разового питания.

Спортивный уголок дома.

Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.

В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров, обручи, палки диаметром 2, 5 см разной длины, скакалки.

Заключение

Было доказано, что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты:

- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;

- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка.

infourok.ru

"Здоровый образ жизни в семье"

Консультация для родителей :  «Здоровый образ жизни в семье»

                                                     

 

 «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

 

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

Ø - знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

Ø - умение правильно строить режим дня и выполнять его;

Ø - умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Ø - умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, садик, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

Ø - знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

Ø - умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

Ø - понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

Ø - умение правильно строить режим дня и выполнять его;

Ø - знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

Ø - понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

Ø - знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

Ø - знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;

Ø - знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

Ø - умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Ø - умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

Ø название лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.

 

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

Ø - положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

Ø - уменьшение заболеваемости;

Ø - формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

Ø - снижение уровня тревожности и агрессивности.

 

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.

 

 

 

 

Автор: Кудрявцева Анжела Геннадьевна

 

nsportal.ru

консультация для родителей "Роль семьи в формировании основ здорового образа жизни"

Консультация для родителей

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

- умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;

- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

- знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

- уменьшение заболеваемости;

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

- снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.

 

Документы для скачивания:

2577_konsultatsiya dlya roditeley rol semi v formirovanii zdorovogo obraza zhizni.docx Формат: .docx

a2b2.ru

Воспитание здорового образа жизни в семье и школе

Воспитание здорового образа жизни в семье и школе.

В условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем детей.

В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье — это «Состояние полного физического, духовного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В целом здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и отрицательным внутренним факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширять свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т.е. обеспечивать свое благополучие.

Каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье, которые непосредственно связаны с постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, соблюдением правил здорового образа жизни.

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития организма человека, особенно ребенка. В книге «Афоризмы житейской мудрости» немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) писал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».

К сожалению, в настоящее время в России в просветительской и практической работе наблюдаются негативные тенденции состояния физического, психического, духовного и нравственного здоровья. И в связи с этим возникает необходимость совершенствовать эту деятельность как в школе, так и в семье. Значимую роль при этом будет иметь сформированность глубоких, прочных знаний о здоровом образе жизни и здоровье вообще у учащихся, их родителей, учителей. В ряду основных гуманистических категорий в педагогике по праву как ключевой термин сегодня выделяется - здоровый образ жизни.

Проблема имеет и социально-политическую значимость. Исследования ученых в нашей стране и за рубежом свидетельствуют о том, что на сегодняшний день в условиях демократии молодые люди вполне могут выбрать тот образ жизни, который они предпочтут. Главное, чтобы он был выбран правильно и не противоречил правилам и нормам нравственности, максимально содействовал их физическому и духовному развитию и самосовершенствованию, помогал бы каждому ребенку стать полноценным гражданином своей страны. Несмотря на то, что забота о подрастающем поколении является одной из главных задач президента, правительства, Государственной думы и руководства регионов России, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости детей, прямо скажем, далеки от совершенства. Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам, позволяет определить наиболее распространенные среди детей болезни. На первом месте стоят простудные заболевания: это ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхиты, трахеиты, пневмонии. На втором месте стоят инфекционные болезни. Среди них более распространен грипп. На третьем месте заболевания органов пищеварения. На четвертом - травмы.

За последние 10 лет увеличилось количество заболеваний аллергией почти в 2 раза. Очень много детей с избыточным весом, нарушением осанки, неврозами, нарушениями зрения и многими другими заболеваниями.

Причинами таких явлений явились различные факторы. 1. Акселерация (ускорение роста и развития детей и подростков), которая наблюдаются сейчас во всем мире. Она обусловливает дисгармонию в формировании отдельных органов и их функциональных возможностей. С годами она исчезает. 2. На состояние здоровья и физическое развитие оказывают влияние природные и климатические факторы: солнечная радиация, состав питьевой воды, температура воздуха, влажность. Известно, что природа Севера и Юга отличается друг от друга. И поэтому, в определенных регионах предпринимаются специальные меры, такие как витаминизация, йодирование и т.д. многие медики и педагоги сейчас бьют настоящую тревогу по поводу того, что в школьной среде растет риск дефицита йода, что способствует снижению интеллектуальной деятельности, повышению утомляемости и нервно-психических расстройств. 3. Влияют на здоровье социально-гигиенические факторы: чистота воды, воздуха, почвы (в зависимости от степени загрязнения отходами промышленного производства), наполняемость школ, сменность занятий, семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень родителей, психологический климат семьи). 4. Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, родовые травмы. Но нельзя на это смотреть, как на неизбежность. Болезненное состояние проявляется, когда ребенок попадает в неблагоприятную среду. 5. Многое зависит от уровня медицинского обслуживания, насколько правильно и вовремя поставили диагноз, как назначено лечение. 6. Огромное значение имеет оздоровительная работа (прогулки, бег, турпоходы, обучение плаванию, конькам, лыжам). Приведу еще цифры.

За последние 10 лет в 5 раз возросла патология зрения, в 3 раза - заболевания органов пищеварения, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психические заболевания.

В определенной степени уровень здоровья подрастающего поколения характеризует анализ состояния здоровья юношей, подлежащих призыву на военную службу. Почти каждый третий освобождается от армии по состоянию здоровья. И те, кто призывается: 6% - имеют судимость, 8% - состояли на учете в милиции, 12% - хронические алкоголики, 8% - наркоманы. Наблюдается рост числа подростков, состоящих на учете по поводу заболеваний (за последние 10 лет): сифилисом - в 31 раз, гонореи - на 18 %, наркомании и токсикомании - в 7 раз, туберкулеза - на 37%.

Ответственность за это лежит на семье, а в первую очередь, на родителях. Семья как общность людей, связанных отношением супружества, родительства и родства, как основная ячейка нашего общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении социализации. Здоровая семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности. Она является «институтом экологии личности, экологии души человека». Она несёт ответственность за ведение детьми здорового образа жизни, а это на 90% - личный пример.

Общественное здоровье представляет собой социально-политическую и экономическую категорию, которые характеризуют жизнеспособность всего общества, как социального организма. Оно складывается в конечном итоге из здоровья всех его членов. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно зависит от другого. Все это касается и здоровья семьи, где её прочность и крепость зависят от здоровья каждого, как физического, так и духовного. И можно сказать — здоровье семьи зависит от поведения и стремления каждого члена сохранить его. Здоровье это более чем отсутствие болезней. Оно включает такие формы поведения человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более благополучной, достичь высокой степени самореализации. Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы.

Душевное благополучие соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями.

Социальное благополучие отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты.

Физическое благополучие напрямую связано со здоровьем человека и совершенствованием его тела.

Таким образом, понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия.

При этом основой человеческого здоровья все больше выступает его духовная составляющая. Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

Физическое здоровье - это способность тела реализовывать разработанную программу и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Оно обеспечивается физической активностью рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственно и физического труда, умением правильно выбрать время вид отдыха и исключением из употребления алкоголя, табака, наркотиков.

Артур Шопенгауэр считал, что прежде всего, мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Он писал: «Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воле и тому подобные гигиенические меры».

Мы уже назвали факторы влияющие на здоровье человека - физические, духовные и социальные. Среди физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. И здесь мы мало что можем изменить. Духовные факторы являются важными составляющими здоровья и благополучия. Это — понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи. Это и создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни не очень легко. Знать, что такое здоровый образ жизни - это одно, а вести его другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. Зачастую вредные для здоровья привычки могут дать приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания, воли и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор зависит от образа жизни человека.

Социальные факторы также влияют на здоровье каждого. Уровень благополучия, а как следствие, и здоровья может быть нормальным только тогда, когда имеется возможность для самореализации, когда человеку гарантированы хорошие жилищные условия, образование, медицинское обслуживание и т.п. Каждый человек отвечает за свое здоровье. Родители ответственны за свое здоровье и здоровье своих детей. Чтобы быть здоровым, нужны усилия постоянные и неустанные.

Академик Н.М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье» отмечает, что в большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Здоровье человека в медицине часто называют «репродуктивное здоровье». Репродуктивное здоровье можно определить как важнейшую составляющую здоровья человека и общества, которая отражает их способность к созданию необходимых условий для воспитания здорового потомства, способного обеспечить нормальное развитие общества. Анализ статистических данных и опросов молодых людей о значении ценности создания счастливой семьи в России свидетельствует о том, что за последние годы она не имеет прежней значимости. Современная семья в настоящее время сталкивается со сложнейшими проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, миграций, ухудшением состояния здоровья населения, увеличением роста неполных семей. Фактом сегодняшней жизни стало насилие в семье, увеличение числа неблагополучных семей с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка. Для них характерны постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, отсутствие общей культуры, нервозность в отношениях друг к другу Это позволяет сделать общий вывод о том, что образец человека способного создать благополучную семью и стать хорошим семьянином резко теряет свою привлекательность. Падает значимость самой ценности счастливой семейной жизни. Среди молодых растет число тех, кто не считает для себя необходимым при создании семьи оформление своих брачных отношений. А это значит, что уровень здоровья общества и его важной составляющей - репродуктивного здоровья — за последнее время постоянно снижается. Ответственное отношение родителей за воспитание и развитие детей, за состояние их здоровья характеризует уровень репродуктивного здоровья человека, общества. Семья ответственна за воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств. Насколько это удается семье показывает статистика: по данным Минздрава РФ только 14% детей школьного возраста практически здоровы. 50% имеют функциональные отклонения, 35% - хронически больны теми или иными заболеваниями. Современная демографическая ситуация в мире требует выработки принципов отношения к динамике народонаселения. Демографическая безопасность все больше становится глобальной проблемой, и в условиях экономического кризиса, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности населения, проблемы охраны репродуктивного здоровья ведение здорового образа жизни приобретает особую значимость. Формирование здорового образа жизни в семье будет происходить успешно, если: - будут разработаны и определены организационно-педагогические условия и механизмы внедрения здорового образа жизни в процессе развития комфортной семьи; - родители готовы использовать национальные культурные традиции в целях воспитания у детей потребности в ведении здорового образа жизни; - будет осуществляться согласованное взаимодействие семьи и образовательного учреждения, учитывающее современные тенденции развития необходимости ведения здорового образа жизни. - в содержание, формы и методы подготовки молодежи к семейной жизни включается использование опыта формирования здорового образа жизни в комфортной семье.

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

Формирование здорового образа жизни младших школьников в семье

Изучение основ формирования здорового образа жизни младших школьников в семье в современном обществе приобретает особую актуальность, так как ребёнок с самого детства должен иметь представление о сохранении здоровья и формировании здорового образа жизни. 

Младший школьный возраст – важный период для формирования здорового oбрaзa жизни рeбeнкa. Вo-пeрвых, в этo врeмя oргaнизм рeбeнкa интeнсивнo рaстeт. Во-вторых, происходит приспособление к нoвым шкoльным услoвиям. В-трeтьих, учeбa – этo интeнсивный умствeнный труд, требует хорошей организации режима труда и отдыха [1].

Под здoрoвым oбрaзoм жизни понимают oбычныe фoрмы пoвсeднeвнoй жизнeдeятeльнoсти чeлoвeкa, кoтoрыe укрeпляют и улучшaют рeзeрвныe спoсoбнoсти oргaнизмa, oбeспeчивaя тeм сaмым удaчнoe испoлнeниe сoбствeнных функций нeзaвисимo oт ситуaций. И вырaжaют дeятeльнoсть личнoсти в фoрмирoвaнии, сoхрaнeнии и укрeплeнии кaк  индивидуального, так и общественного здоровья [4].

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Ю.П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни – деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека [2, 3].

К условиям формирования здорового образа жизни можно отнести следующее oснoвныe элeмeнты здoрoвoгo oбрaзa жизни: рeжим; рaциoнaльнoe питaниe; двигaтeльнaя aктивнoсть; зaкaливaниe; культурнo-гигиeничeскиe мeрoприятия; психoэмoциoнaльнaя рeгуляция свoeгo пoвeдeния; мeдицинскaя aктивнoсть (прoфилaктикa зaбoлeвaний и гoтoвнoсть oкaзaть элeмeнтaрную мeдицинскую пoмoщь).

Семья в формировании здорового образа жизни играет фактически основополагающую роль. От того как мать или отец следят за своим здоровьем, какой ведут образ жизни, так и формируется отношение к своему здоровью и у ребёнка. Так, например, если родители говорят своему ребёнку, что курить нельзя это вредно, а сами курят, то у ребенка формируется недоверие к их мнению. Формирование здорового образа жизни детей – задача совместная и дошкольных и общеобразовательных учреждений, и, конечно, педагога и семьи.

Педагог так же играет важную роль в формировании здорового образа жизни младших школьников. Педагогу важно работать не только в школе, но и с семьёй. При проведении бесед с родителями необходимо подчеркивать, как важен собственный пример для ребенка, привычки здорового образа жизни, а не просто поучения. Родители тоже должны вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек и выполнять необходимые гигиенические требования, соблюдение этих правил будет на пользу семье и ребенку.  Совместные физические занятия родителей с детьми способствует развитию двигательных навыков в соответствии с возрастом и способностями; улучшают взаимоотношения родителей и детей; позволяют с пользой проводить свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка. Благоприятные условия труда, быта и досуга младших школьников – необходимая, а часто и главная предпосылка осуществления здорового образа жизни.

Повседневная реализация здорового образа жизни зависит от осознанного и ответственного отношения младших школьников и родителей к своему здоровью и здоровью окружающих, уровня его гигиенической культуры, как неотъемлемой части гуманитарной культуры, богатства духовного мира, его жизненных целей и ценностных ориентаций.

e-koncept.ru

«Здоровый образ жизни в семье»

Консультация для родителей

«Здоровый образ жизни в семье»

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка.

Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания зож, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета — все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации — с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений — как жизненную необходимость в противовес «болезням цивилизации»«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью. Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!». Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Во-первых: соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило. Во-вторых:это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать. Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки. В-третьих: культура питания. Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны. Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения. Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек). В-четвертых: это гимнастика, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. «Береги здоровье смолоду». Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка. В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье.

Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья. Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим — он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении. Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки: знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви; умение правильно строить режим дня и выполнять его; умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья; умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека; понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях; знание основных правил правильного питания; знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний; умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах; знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других; понимание значения двигательной активности для развития здорового организма; Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут. Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей.

Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры — предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века — гиподинамия, т. е. малоподвижность. Родителисчитают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому, необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение — основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости» — чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время — вот главное, что надо знать родителям на этот счет.

Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей. Такие занятия приносят положительные результаты:

— пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

— углубляют взаимосвязь родителей и детей;

— предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;

— позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.

Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в соревнованиях и спортивных мероприятиях в детском саду. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка: осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание; повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем; развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др. Изменение условий игры способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.

Здоровье — это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровьенужно всем — и детям, и взрослым, и даже животным. Мы желаем Вам быть здоровыми!

 

frolova-ds41himki.edumsko.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность