Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - Научная Конференция, Симпозиум, Конгресс на Проекте SWorld - Апробация, Сборник научных трудов и Монография - Россия, Украина, Казахстан, СНГ

There are no translations available.

Колиненко Е.А.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Хабаровская государственная академия экономики и права

 

This work is student’s attitudes toward healthy lifestyles. Is free-time student’s?

Key words: health, a healthy lifestyle, physical culture, health of students.

Это работа об отношении современной студенческой молодежи к здоровому образу жизни и к своему здоровью. Рассматриваются вопросы об использовании физических упражнений в свободное время студентов.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, ценностные ориентации, физическая культура, студенческая молодежь.

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия (производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном) определяются уровнем здоровья.

В настоящей работе объектом исследования стали ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Цель исследования:

1.Определить наиболее популярные среди студентов суждения о ЗОЖ;

2. Выявить факторы риска для здоровья студентов.

3. Провести анализ видов физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи в свободное время.

В ходе работы основным методом исследования выбрали группировку статистических данных за последние 5 лет (социологические опросы среди студентов 1-3 курсов ВУЗов г. Хабаровска).

Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом: 1) здоровье – это отсутствие болезней; 2) «здоровье» и «норма» – понятия тождественные; 3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.

Понятие «здоровье» напрямую связано с понятием «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека. К ним относятся: достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой жизнедеятельности.

В настоящее время актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

По мнению многих авторов, основу «здорового образа жизни» составляют:

1. Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

2.Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

3.Отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;

4.Питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

5.Движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;

6.Гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

7.Закаливание.

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

1) социальном - пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;

2) инфраструктурном - конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств, профилактические учреждения, экологический контроль).

3) личностном - система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку наибольшего значения (от 69% до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа "преимущественных ценностей" (от 63% до 66%) - хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование "противоречивых" за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения (от 35,5% до 59,2%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа "частными", так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17% до 28%) - знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность (табл.1).

Таблица 1.

Ценностные ориентации студентов на ЗОЖ

Значимость ценности для студентов ( %)

Абсолютные общечеловеческие ценности

от 69 до 93

Преимущественные ценности

от 63 до 66

Противоречивые

от 35до 59

Частные

от 17до 28

 

Полученные данные дают основание к суждению о наличии противоречия между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями его поддержания, в том числе профессионального здоровья. Их разрешение - одна из ведущих задач в биосоциальном развитии студентов. При рассмотрении соотношений общей и физической культуры студентов ответы респондентов на вопрос "Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?" выявили, что 21,9% считают это возможным, а 51% отрицают такую взаимосвязь, 27,9% - затрудняются в определении своей позиции. Таким образом, менее половины студентов имеет определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.

В результате исследования было выявлено, что больше времени посвящают физической культуре молодые люди от 15 до 24 лет, а именно школьники и студенты. Когда студент выходит за пределы учебного заведения во взрослую жизнь, на занятия физической культурой и спортом у него остается гораздо меньше времени, что очевидно. Поэтому, можно сделать вывод о том, что обязательные занятия физической культурой в учебное время очень важны, т.к. во внеучебное время спортивная активность значительно снижается. Необходимо прививать культуру спорта с самого начала жизненного пути, чтобы в дальнейшем физические упражнения стали неотъемлемой частью жизни человека.

Суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. Заметное снижение влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в вузе, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др. Менее четверти студентов приобщено к регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни преподавателями физического воспитания, медицинскими работниками.

Студенты выделяют среди факторов риска здоровью прежде всего злоупотребление алкоголем - 75,6%, курение - 73,5%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3% респондентов; на конфликты с окружающими указали 29,1%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 7,9%. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования, - существенный фактор возникновения астенических состояний студентов.

Что побуждает студентов поддерживать свое физическое состояние? Уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравиться им, вызывать у них уважение" (68,1% опрошенных), и "получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту движений собственного тела, испытывать мышечную радость, чувствовать высокий мышечный тонус" (44,5% опрошенных). Это свидетельствует о гедонистическом характере физического совершенствования студентов. Очевидно, в приобщении к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие ее эмоциональных, рекреативных эффектов. Стремление достигнуть высоких спортивных результатов престижно лишь для очень ограниченного круга сегодняшних студентов (2,5% девушек 6% юношей). К сожалению, возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности еще не получили должной оценки у студентов (менее четверти ответов). Такое положение вызвано, в частности, ограниченным образовательным потенциалом учебных занятий по физическому воспитанию.

Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени (18,5% девушек 41,6% Внимание:        - 8 -юношей) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (17,5% девушек и 20,8% юношей). Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала.

Забота о своем физическом состоянии отличается у девушек и юношей. У девушек это проявляется: в поддержании "внешних" форм состояния (пропорции телосложения - 27%, соотношение роста и массы тела - 54%, особенности фигуры). У юношей отмечена забота о развитии мускулатуры - 61,2%, пропорций телосложения - 50%, физических качеств – 32% - 47%. Эти факты свидетельствуют о необходимости более, дифференцированного подхода к методикам физического воспитания для лиц разного пола.

Полученные данные говорят об отсутствии у большинства студентов активных усилий по поддержанию своего физического состояния. Даже в количественном отношении число случаев систематического использования необходимых средств для этой цели (6%) существенно уступает числу случаев пренебрежения этими средствами (70%). Простые и доступные средства - самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка очень редко используются студентами, что свидетельствует о существенных изъянах в их образовательной подготовке. А наличие в арсенале средств регулирования физического состояния табака, алкоголя и даже наркотиков, с одной стороны, характеризует ограниченный выбор средств, с другой - говорит об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства студентов.

Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 60% девушек и 46% юношей. В спортивных занятиях факультета задействовано лишь 36,5% девушек и 45,6% юношей, а в сборных командах вуза участвуют - 3,5% и 8,4%.

Девушки предпочитают не слишком продолжительные по времени занятия (менее часа), но достаточно регулярные. Юношам нравятся более длительные по времени занятия, но проводимые пореже. К сожалению, при планировании двигательной деятельности в самостоятельных занятиях и ее регулировании 57,5% девушек и 33,6% юношей не могут использовать каких-либо показателей – не хватает необходимых знаний; от 24% до 37% ориентируются лишь на самочувствие.

Основной источник информации для студентов - занятия по физическому воспитанию - теоретические и практические (38% - 51%). Заметно влияние средств массовой информации: газет, теле- и радиорепортажей (25% - 44%). Редко используется информация, полученная из специальной литературы, от посещения спортивных зрелищ (14% - 23%). В качестве значимой студенты выделяют информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, методике использования гимнастических и дыхательных упражнений, закаливании, о вопросах регулирования половой жизни (от 60% до 87%). Несколько ниже потребность в информации, связанной с использованием сауны, методиками аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, у-шу и др.), применением лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов (от 36% до 59%).

Анализ полученной информации свидетельствует о мозаичности структуры знаний студентов, их недостаточной упорядоченности и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают необходимым функциональным характером для использования в повседневной жизнедеятельности, а студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения и расширения.

 

Литература:

1. Виноградов, П. А. Актуальные проблемы развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России / П. А. Виноградов // Физическая культура - основа здорового образа жизни: материалы Всерос. науч. - практ. конф. — М.,1995. — 4.1.С. 4-8.

2. Виноградов, П. А. Отношение старшеклассников школ нового типа к физической культуре / П. А. Виноградов, Ю. В. Окуньков, В. И. Лащенский // Теория и практика физической культуры. — 1994. — №7. С. 22 - 25.

3. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М.: Владос, 2000. — 192 с.

 

 

 

www.sworld.com.ua

4. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности

Изучение целостных ориентаций студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения. К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей» – хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых». Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических ценностей, интересный отдых. Четвертая группа ценностей – это знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

Студенты выделяют среди факторов риска здоровью прежде всего злоупотребление алкоголем-75,6%, курение-73,5%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3% респондентов; на конфликты с окружающими осознается

29,1%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 7,9%. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования - существенный фактор возникновения астенических состояний студентов.

5. Организация режима труда, отдыха и сна

К основным составляющим здорового образа жизни относят: режим труда и отдыха, организация сна, режим питания, организация двигательной активности, выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; профилактика вредных привычек, культура межличностного общения; психофизическая регуляция организма.

Режим труда и отдыха. Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне.

Режим дня - нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

Организация сна. Сон – обязательное и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычный нормой ночного монофазного сна 7,5-8 часов. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 часа до отдыха ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.

Малоспящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5-6 часов сна. Это, как правило, люди энергичные, активно преодолевающие трудности, не задерживающие чрезмерно внимание на неприятных переживаниях. Много спящие люди нуждаются в 9 часовом сне и даже более. Это преимущественно люди с повышенной эмоциональной чувствительностью.

studfiles.net

Ценностные ориентации молодежи на здоровый образ жизни

16.

Ценностные ориентации молодежи на здоровый образ жизни

Изучение ценностных ориентаций современной молодежи в области физической культуры и здорового образа жизни очень важно, поскольку позволяет лучше и точнее оценить состояние проблемы и принять соответствующие меры. При этом, например, интересно будет сравнить ценностные ориентации студентов младших и старших курсов, по которым можно будет косвенно судить об эффективности процесса физического воспитания в вузе. В этой связи приведем результаты двух исследований.

В одном исследовании выявлялись наиболее значимые ценностные ориентации студентов младших курсов. Им был предложен комплекс, состоящий из 18 жизненно важных ценностей.

  1. Общая обстановка в стране.

  2. Здоровье.

  3. Уверенность в себе.

  4. Самостоятельность.

  5. Счастливая семейная жизнь.

  6. Любовь.

  7. Наличие хороших и верных друзей.

  8. Интересная работа.

  9. Материально обеспеченная жизнь.

  10. Творчество.

  11. Активная деятельная жизнь.

  12. Удовольствие.

  13. Красота природы и искусства.

  14. Свобода.

  15. Жизненная мудрость.

  16. Познание.

  17. Общественное признание.

  18. Равенство.

Выяснилось, что в иерархии ценностей абсолютно доминируют следующие ценности:

Однако в результате исследования выяснилось и то, что между потребностью студентов в здоровье и усилиями, направленными на его формирование и сохранение, существует явное несоответствие. В связи с этим автор полагает, что необходима актуализация потребности в здоровье, обусловленная его ценностью как средства достижения других жизненно важных ценностей (например, быть красивым, богатым, занять определенное положение в обществе, на производстве и т.п.), что будет активизировать действенную заботу о физическом благополучии.

В другом социологическом исследовании, проведенном в Московском государственном институте стали и сплавов (МИСиС), определялась степень важности ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ), но уже у студентов старших курсов. Результаты ответов представлены в табл. 16.1.

Таблица 16.1. Распределение (%) ответов о степени важности ценностей ЗОЖ

Заниматься спортом

77

20

3

Быть физически крепким

80

20

-

Поддерживать здоровье

93

7

-

Иметь хорошее телосложение и физическое состояние

68

21

11

Заниматься физическими упражнениями

57

32

11

Иметь хороший уровень развития физических качеств

41

39

20

Знать о функционировании человеческого организма

31

62

7

Иметь хороший уровень развития мускулатуры

62

25

13

Быть физически подготовленным к избранной профессии

35

28

37

Было установлено, что большинство ответов относятся к категории «Очень важно», а потребность в поддержании здоровья занимает ведущее место (93%) в иерархии ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ). При этом суждения студентов о влиянии физической культуры на здоровье в основном связаны с улучшением телосложения (68%), развитием мускулатуры (62%) и физических качеств (41%).

Результаты исследований показали, что, несмотря на то, что потребность в поддержании здоровья занимает ведущее место в иерархии ценностей ЗОЖ студентов старших курсов, у них также существует явное несоответствие между потребностями и усилиями, направленными на достижение этой потребности — поддержание здоровья. То, что у студентов старших курсов сохраняется несоответствие между потребностями и реальными действиями для сохранения и улучшения здоровья, говорит о том, что в процессе учебных занятий по физической культуре в плане формирования потребностей была достигнута низкая эффективность, недостаточно реализован потенциал гуманитарного содержания предмета.

На наш взгляд, большой резерв в формировании мотивации и потребности в занятиях физическими упражнениями с целью поддержания и укрепления здоровья имеется в улучшении преподавания теоретического раздела учебной программы по физической культуре. Проведенные нами исследования по оценке знаний студентов теоретического раздела учебной программы показали, что наибольшие затруднения у студентов вызывали вопросы, касающиеся биологических основ физической культуры и здоровья человека.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

  1. У современных студентов существует явное несоответствие между потребностью в здоровье и усилиями, направленными на достижение этого.

  2. Необходима актуализация потребности в здоровье, обусловленная его ценностью как средства достижения других жизненно важных ценностей (например, быть красивым, богатым, занять определенное положение в обществе, на производстве и т.п.), что будет активизировать действенную заботу о физическом благополучии.

  3. Эффективным на современном этапе развития общества представляется также осознание воздействия физической культуры и спорта на узкопотребностную, биологическую сферу человека — потребность в удовольствиях и положительных эмоциях. Субъективные ощущения в процессе занятий физическими упражнениями должны восприниматься, прежде всего, как комфортность.

  4. При подготовке учебно-методических материалов по теоретическому разделу учебной программы, а также в процессе преподавания физической культуры следует особое внимание уделять вопросам, связанным со здоровьем.

www.e-biblio.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - Научная Конференция, Симпозиум, Конгресс на Проекте SWorld - Апробация, Сборник научных трудов и Монография - Россия, Украина, Казахстан, СНГ

Колиненко Е.А.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Хабаровская государственная академия экономики и права

 

This work is student’s attitudes toward healthy lifestyles. Is free-time student’s?

Key words: health, a healthy lifestyle, physical culture, health of students.

Это работа об отношении современной студенческой молодежи к здоровому образу жизни и к своему здоровью. Рассматриваются вопросы об использовании физических упражнений в свободное время студентов.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, ценностные ориентации, физическая культура, студенческая молодежь.

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия (производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном) определяются уровнем здоровья.

В настоящей работе объектом исследования стали ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Цель исследования:

1.Определить наиболее популярные среди студентов суждения о ЗОЖ;

2. Выявить факторы риска для здоровья студентов.

3. Провести анализ видов физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи в свободное время.

В ходе работы основным методом исследования выбрали группировку статистических данных за последние 5 лет (социологические опросы среди студентов 1-3 курсов ВУЗов г. Хабаровска).

Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом: 1) здоровье – это отсутствие болезней; 2) «здоровье» и «норма» – понятия тождественные; 3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.

Понятие «здоровье» напрямую связано с понятием «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека. К ним относятся: достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой жизнедеятельности.

В настоящее время актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

По мнению многих авторов, основу «здорового образа жизни» составляют:

1. Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

2.Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

3.Отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;

4.Питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

5.Движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;

6.Гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

7.Закаливание.

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

1) социальном - пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;

2) инфраструктурном - конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств, профилактические учреждения, экологический контроль).

3) личностном - система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку наибольшего значения (от 69% до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа "преимущественных ценностей" (от 63% до 66%) - хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование "противоречивых" за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения (от 35,5% до 59,2%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа "частными", так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17% до 28%) - знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность (табл.1).

Таблица 1.

Ценностные ориентации студентов на ЗОЖ

Значимость ценности для студентов ( %)

Абсолютные общечеловеческие ценности

от 69 до 93

Преимущественные ценности

от 63 до 66

Противоречивые

от 35до 59

Частные

от 17до 28

 

Полученные данные дают основание к суждению о наличии противоречия между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями его поддержания, в том числе профессионального здоровья. Их разрешение - одна из ведущих задач в биосоциальном развитии студентов. При рассмотрении соотношений общей и физической культуры студентов ответы респондентов на вопрос "Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?" выявили, что 21,9% считают это возможным, а 51% отрицают такую взаимосвязь, 27,9% - затрудняются в определении своей позиции. Таким образом, менее половины студентов имеет определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.

В результате исследования было выявлено, что больше времени посвящают физической культуре молодые люди от 15 до 24 лет, а именно школьники и студенты. Когда студент выходит за пределы учебного заведения во взрослую жизнь, на занятия физической культурой и спортом у него остается гораздо меньше времени, что очевидно. Поэтому, можно сделать вывод о том, что обязательные занятия физической культурой в учебное время очень важны, т.к. во внеучебное время спортивная активность значительно снижается. Необходимо прививать культуру спорта с самого начала жизненного пути, чтобы в дальнейшем физические упражнения стали неотъемлемой частью жизни человека.

Суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. Заметное снижение влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в вузе, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др. Менее четверти студентов приобщено к регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни преподавателями физического воспитания, медицинскими работниками.

Студенты выделяют среди факторов риска здоровью прежде всего злоупотребление алкоголем - 75,6%, курение - 73,5%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3% респондентов; на конфликты с окружающими указали 29,1%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 7,9%. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования, - существенный фактор возникновения астенических состояний студентов.

Что побуждает студентов поддерживать свое физическое состояние? Уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравиться им, вызывать у них уважение" (68,1% опрошенных), и "получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту движений собственного тела, испытывать мышечную радость, чувствовать высокий мышечный тонус" (44,5% опрошенных). Это свидетельствует о гедонистическом характере физического совершенствования студентов. Очевидно, в приобщении к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие ее эмоциональных, рекреативных эффектов. Стремление достигнуть высоких спортивных результатов престижно лишь для очень ограниченного круга сегодняшних студентов (2,5% девушек 6% юношей). К сожалению, возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности еще не получили должной оценки у студентов (менее четверти ответов). Такое положение вызвано, в частности, ограниченным образовательным потенциалом учебных занятий по физическому воспитанию.

Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени (18,5% девушек 41,6% Внимание:        - 8 -юношей) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (17,5% девушек и 20,8% юношей). Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала.

Забота о своем физическом состоянии отличается у девушек и юношей. У девушек это проявляется: в поддержании "внешних" форм состояния (пропорции телосложения - 27%, соотношение роста и массы тела - 54%, особенности фигуры). У юношей отмечена забота о развитии мускулатуры - 61,2%, пропорций телосложения - 50%, физических качеств – 32% - 47%. Эти факты свидетельствуют о необходимости более, дифференцированного подхода к методикам физического воспитания для лиц разного пола.

Полученные данные говорят об отсутствии у большинства студентов активных усилий по поддержанию своего физического состояния. Даже в количественном отношении число случаев систематического использования необходимых средств для этой цели (6%) существенно уступает числу случаев пренебрежения этими средствами (70%). Простые и доступные средства - самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка очень редко используются студентами, что свидетельствует о существенных изъянах в их образовательной подготовке. А наличие в арсенале средств регулирования физического состояния табака, алкоголя и даже наркотиков, с одной стороны, характеризует ограниченный выбор средств, с другой - говорит об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства студентов.

Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 60% девушек и 46% юношей. В спортивных занятиях факультета задействовано лишь 36,5% девушек и 45,6% юношей, а в сборных командах вуза участвуют - 3,5% и 8,4%.

Девушки предпочитают не слишком продолжительные по времени занятия (менее часа), но достаточно регулярные. Юношам нравятся более длительные по времени занятия, но проводимые пореже. К сожалению, при планировании двигательной деятельности в самостоятельных занятиях и ее регулировании 57,5% девушек и 33,6% юношей не могут использовать каких-либо показателей – не хватает необходимых знаний; от 24% до 37% ориентируются лишь на самочувствие.

Основной источник информации для студентов - занятия по физическому воспитанию - теоретические и практические (38% - 51%). Заметно влияние средств массовой информации: газет, теле- и радиорепортажей (25% - 44%). Редко используется информация, полученная из специальной литературы, от посещения спортивных зрелищ (14% - 23%). В качестве значимой студенты выделяют информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, методике использования гимнастических и дыхательных упражнений, закаливании, о вопросах регулирования половой жизни (от 60% до 87%). Несколько ниже потребность в информации, связанной с использованием сауны, методиками аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, у-шу и др.), применением лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов (от 36% до 59%).

Анализ полученной информации свидетельствует о мозаичности структуры знаний студентов, их недостаточной упорядоченности и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают необходимым функциональным характером для использования в повседневной жизнедеятельности, а студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения и расширения.

 

Литература:

1. Виноградов, П. А. Актуальные проблемы развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России / П. А. Виноградов // Физическая культура - основа здорового образа жизни: материалы Всерос. науч. - практ. конф. — М.,1995. — 4.1.С. 4-8.

2. Виноградов, П. А. Отношение старшеклассников школ нового типа к физической культуре / П. А. Виноградов, Ю. В. Окуньков, В. И. Лащенский // Теория и практика физической культуры. — 1994. — №7. С. 22 - 25.

3. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М.: Владос, 2000. — 192 с.

 

 

 

www.sworld.com.ua

Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности

 

Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы.

Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения (от 69 до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений.

Вторая группа «преимущественных ценностей» (от 63 до 66%) - хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих.

Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения (от 35,5 до 59,2%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17 до 28%) – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

При рассмотрении соотношений общей и физической культуры студентов ответы респондентов на вопрос «Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?» выявили, что 21.9% считают это возможным, а 51% отрицают такую взаимосвязь. 27.9% – затрудняются в определении своей позиции.

Таким образом, менее половины студентов имеет определенные представления о тесной взаимосвязи обшей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.

Суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. Заметное снижение влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в вузе, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующей занятий, воздействием ближайшего окружения и др.

Менее четверти студентов приобщено к регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни преподавателя физического воспитания, медицинскими работниками.

Студенты выделяют среди факторов риска здоровью, прежде всего злоупотребление алкоголем - 75.6%. курение – 73.5%. что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39.9% студентов: загрязнение окружающей среды осознается 29.3% респондентов: на конфликты с окружающими указали 29.1%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 7.9%. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования – существенный фактор возникновения астенических состояний студентов.

 

Организация сна

 

Сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студентов необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5 – 8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы влияют на здоровье человека?

2. Как вы думаете, какую роль оказывает сон на здоровье человека?

3. Как влияет наследственность на генофонд индивида?

Литература:

 

1. Э.М.Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова «Основы индивидуального здоровья человека»: «Введение в общую и прикладную валеологию»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 – 192с.

2. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд.Центр Академия, 2001. – 320с.

3. В.И.Петрушин, Н.В.Петрушина. Валеология: Учеб.пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 432с.

4. Петленко В.П. Валеология человека – здоровье – любовь – красота. Валеология и мудрость здоровья. СПб., 1995. – 270с.

5. Тель Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. ВЗТ. – М.: ООО «Изд.АСТ; Астрель, 2001. – 432с.

6. Чайцев В.Г. Практическая валеология. Принципы сохранения, укрепления здоровья и долголетия. – Р. – 1997.

 

ЛЕКЦИЯ №5

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Ценностные ориентации студентов на ЗОЖ

Введение.

Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает  организм гармонично и сохраняет  отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также  частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом  для развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, однако ее совершенствование продолжается и  в настоящее время. Особенно возросла роль физкультуры в связи с  урбанизацией, ухудшением экологической  ситуации и автоматизацией труда, способствующей гипокинезии.

Физическая культура является важным средством «воспитания  нового человека, гармонически сочетающего  в себе духовное богатство, моральную  чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической  эффективности производства. Физкультура  удовлетворяет социальные потребности  в общении, игре, развлечении, в некоторых  формах самовыражения личности через  социально активную полезную деятельность.

В последние  годы активизировалось внимание к здоровому  образу жизни студентов, это связано  с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых  высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчётливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной  формы жизнедеятельности вне  образа жизни в целом.

Здоровый образ  жизни отражает обобщённую типовую  структуру форм жизнедеятельности  студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов  самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований  и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности  в целом. Здоровый образ жизни  создаёт для личности такую социокультурную  микросреду, в условиях которой возникают  реальные предпосылки для высокой  творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется  процесс её самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни  ответственность за здоровье формируется  у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения. Способности настроить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

 

Компоненты  физической культуры.

 Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно  связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения и воспитанием  людей. В её структуру входят следующие  компоненты:  1. Физическое образование.  2. Физическое воспитание.  3. Физическая подготовка к конкретной деятельности. 4. Восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры – реабилитация.  5. Занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. – рекреация.  6. Подготовка высокопрофессиональных спортсменов.

Физическое образование  это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Его  конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях  и воплощаются в образовательной  деятельности.

Физическое воспитание это организованный процесс воздействия  на человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий  и естественных сил природы с  целью формирования таких качеств  и приобретения таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям  общества и интересам личности.

Физическая подготовка это вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых  в конкретной профессиональной или  спортивной деятельности.

Восстановление  здоровья или утраченных сил это  целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или  временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий  средствами физической культуры. Процесс  осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств.

Физическая рекреация  это осуществление активного  отдыха с помощью физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и  представляет собой рекреативную деятельность.

Подготовка высокопрофессиональных спортсменов это специфическая  форма физической культуры, цель которой  состоит в выявлении предельных физических и психологических возможностей человека в процессе выполнения разнообразных  упражнений и использование их для  достижения наивысших результатов.

Показателями  состояния физической культуры в  обществе являются:  1. Массовость ее развития. 2. Уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей. 3. Уровень спортивных достижений.  4. Наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров. 5. Степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания.  6. Пропаганда физической культуры и спорта.  7. Степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой. 

 

     Образ жизни студентов  и его влияние  на здоровье

 

     Охрана  и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом  жизни. Повышенное внимание к нему проявляется  на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

     Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность  выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать  влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в  которых она находится.

     Выражением  саморегуляции личности в жизнедеятельности  является ее стиль жизни. Это поведенческая  система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов  и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей  с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь  привычкой, стиль жизни приобретает  некоторую свободу от сферы сознательного  контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и  целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов  личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью  интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.

     Анализ  фактических материалов о жизнедеятельности  студентов свидетельствует о  ее неупорядоченности и хаотичной  организации. Это отражается в таких  важнейших компонентах, как несвоевременный  прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной активности — 15—30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ (Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось в среднем до 91,9%; на III — до 83,1, на IV курсе— до 75,8% [15, с. 112].

     Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому  воспитанию в вузе не гарантируют  автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди  которых большое место принадлежит  регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным  факторам.

 

     Здоровый  образ жизни студента

     Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя  некоторые устойчивые структурные  компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно  в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими  упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и  последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним делам, третий –  занятиям физической культурой.

     Эти характеристики здорового образа жизни  устойчивы по отношению к постоянно  меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его  от необходимости все время реагировать  на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен  регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной  стороны, устойчивые и повторяющиеся  компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными  предпочтениями, с другой—они не являются ее изобретением, а складываются и  приобретают культурное значение в  процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.

     Здоровый  образ жизни характеризуется  направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что  он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни  и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование  образа жизни, система отношений  в нем. Важно не только то, как  студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.

     Здоровый  образ жизни во многом зависит  от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного  опыта. Общественные нормы, ценности здорового  образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными  общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального  опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, заменил; привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может  стать причиной формирования асоциальных  качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор  личностью обществённых ценностей  здорового образа жизни и формировать  на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную  обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию её поведения и деятельности.

     Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой  он находится. Путем активного самоизменения  и формируется личностью ее образ  жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных  видах деятельности, проверяя физические и психические качества через  внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление  студента в себе. Одновременно с  этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются  личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности — ее самосознания. 

     Ценностные  ориентации студентов  на здоровый образ  жизни и их отражение  в жизнедеятельности

 

     Изучение  ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет  выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного  значения. Вторая группа «преимущественных  ценностей» — хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет  среди окружающих. Третья группа ценностей  получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение — знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность [4, с. 21].

     Суждения  студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны  с улучшением форм телесного и  функционального развития. Заметное снижение влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой  физического воспитания в вузе, недостаточной  реализацией его гуманитарного  содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения  и др.

     Менее четверти студентов приобщено к  регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается  недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни преподавателями физического воспитания, медицинскими работниками. Студенты выделяют среди факторов риска здоровью прежде всего злоупотребление алкоголем — 75,6%, курение — 73,5%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3% респондентов; на конфликты с окружающими указали 29,1%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 7,9%. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования, — существенный фактор возникновения астенических состояний студентов [15, с. 139].

stud24.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - Научная Конференция, Симпозиум, Конгресс на Проекте SWorld - Апробация, Сборник научных трудов и Монография - Россия, Украина, Казахстан, СНГ

There are no translations available.

Колиненко Е.А.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Хабаровская государственная академия экономики и права

 

This work is student’s attitudes toward healthy lifestyles. Is free-time student’s?

Key words: health, a healthy lifestyle, physical culture, health of students.

Это работа об отношении современной студенческой молодежи к здоровому образу жизни и к своему здоровью. Рассматриваются вопросы об использовании физических упражнений в свободное время студентов.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, ценностные ориентации, физическая культура, студенческая молодежь.

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия (производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном) определяются уровнем здоровья.

В настоящей работе объектом исследования стали ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Цель исследования:

1.Определить наиболее популярные среди студентов суждения о ЗОЖ;

2. Выявить факторы риска для здоровья студентов.

3. Провести анализ видов физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи в свободное время.

В ходе работы основным методом исследования выбрали группировку статистических данных за последние 5 лет (социологические опросы среди студентов 1-3 курсов ВУЗов г. Хабаровска).

Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом: 1) здоровье – это отсутствие болезней; 2) «здоровье» и «норма» – понятия тождественные; 3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.

Понятие «здоровье» напрямую связано с понятием «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека. К ним относятся: достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой жизнедеятельности.

В настоящее время актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

По мнению многих авторов, основу «здорового образа жизни» составляют:

1. Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

2.Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

3.Отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;

4.Питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

5.Движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;

6.Гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

7.Закаливание.

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

1) социальном - пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;

2) инфраструктурном - конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств, профилактические учреждения, экологический контроль).

3) личностном - система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку наибольшего значения (от 69% до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа "преимущественных ценностей" (от 63% до 66%) - хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование "противоречивых" за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения (от 35,5% до 59,2%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа "частными", так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17% до 28%) - знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность (табл.1).

Таблица 1.

Ценностные ориентации студентов на ЗОЖ

Значимость ценности для студентов ( %)

Абсолютные общечеловеческие ценности

от 69 до 93

Преимущественные ценности

от 63 до 66

Противоречивые

от 35до 59

Частные

от 17до 28

 

Полученные данные дают основание к суждению о наличии противоречия между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями его поддержания, в том числе профессионального здоровья. Их разрешение - одна из ведущих задач в биосоциальном развитии студентов. При рассмотрении соотношений общей и физической культуры студентов ответы респондентов на вопрос "Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?" выявили, что 21,9% считают это возможным, а 51% отрицают такую взаимосвязь, 27,9% - затрудняются в определении своей позиции. Таким образом, менее половины студентов имеет определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.

В результате исследования было выявлено, что больше времени посвящают физической культуре молодые люди от 15 до 24 лет, а именно школьники и студенты. Когда студент выходит за пределы учебного заведения во взрослую жизнь, на занятия физической культурой и спортом у него остается гораздо меньше времени, что очевидно. Поэтому, можно сделать вывод о том, что обязательные занятия физической культурой в учебное время очень важны, т.к. во внеучебное время спортивная активность значительно снижается. Необходимо прививать культуру спорта с самого начала жизненного пути, чтобы в дальнейшем физические упражнения стали неотъемлемой частью жизни человека.

Суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. Заметное снижение влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в вузе, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др. Менее четверти студентов приобщено к регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни преподавателями физического воспитания, медицинскими работниками.

Студенты выделяют среди факторов риска здоровью прежде всего злоупотребление алкоголем - 75,6%, курение - 73,5%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3% респондентов; на конфликты с окружающими указали 29,1%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 7,9%. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования, - существенный фактор возникновения астенических состояний студентов.

Что побуждает студентов поддерживать свое физическое состояние? Уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравиться им, вызывать у них уважение" (68,1% опрошенных), и "получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту движений собственного тела, испытывать мышечную радость, чувствовать высокий мышечный тонус" (44,5% опрошенных). Это свидетельствует о гедонистическом характере физического совершенствования студентов. Очевидно, в приобщении к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие ее эмоциональных, рекреативных эффектов. Стремление достигнуть высоких спортивных результатов престижно лишь для очень ограниченного круга сегодняшних студентов (2,5% девушек 6% юношей). К сожалению, возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности еще не получили должной оценки у студентов (менее четверти ответов). Такое положение вызвано, в частности, ограниченным образовательным потенциалом учебных занятий по физическому воспитанию.

Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени (18,5% девушек 41,6% Внимание:        - 8 -юношей) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (17,5% девушек и 20,8% юношей). Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала.

Забота о своем физическом состоянии отличается у девушек и юношей. У девушек это проявляется: в поддержании "внешних" форм состояния (пропорции телосложения - 27%, соотношение роста и массы тела - 54%, особенности фигуры). У юношей отмечена забота о развитии мускулатуры - 61,2%, пропорций телосложения - 50%, физических качеств – 32% - 47%. Эти факты свидетельствуют о необходимости более, дифференцированного подхода к методикам физического воспитания для лиц разного пола.

Полученные данные говорят об отсутствии у большинства студентов активных усилий по поддержанию своего физического состояния. Даже в количественном отношении число случаев систематического использования необходимых средств для этой цели (6%) существенно уступает числу случаев пренебрежения этими средствами (70%). Простые и доступные средства - самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка очень редко используются студентами, что свидетельствует о существенных изъянах в их образовательной подготовке. А наличие в арсенале средств регулирования физического состояния табака, алкоголя и даже наркотиков, с одной стороны, характеризует ограниченный выбор средств, с другой - говорит об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства студентов.

Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 60% девушек и 46% юношей. В спортивных занятиях факультета задействовано лишь 36,5% девушек и 45,6% юношей, а в сборных командах вуза участвуют - 3,5% и 8,4%.

Девушки предпочитают не слишком продолжительные по времени занятия (менее часа), но достаточно регулярные. Юношам нравятся более длительные по времени занятия, но проводимые пореже. К сожалению, при планировании двигательной деятельности в самостоятельных занятиях и ее регулировании 57,5% девушек и 33,6% юношей не могут использовать каких-либо показателей – не хватает необходимых знаний; от 24% до 37% ориентируются лишь на самочувствие.

Основной источник информации для студентов - занятия по физическому воспитанию - теоретические и практические (38% - 51%). Заметно влияние средств массовой информации: газет, теле- и радиорепортажей (25% - 44%). Редко используется информация, полученная из специальной литературы, от посещения спортивных зрелищ (14% - 23%). В качестве значимой студенты выделяют информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, методике использования гимнастических и дыхательных упражнений, закаливании, о вопросах регулирования половой жизни (от 60% до 87%). Несколько ниже потребность в информации, связанной с использованием сауны, методиками аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, у-шу и др.), применением лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов (от 36% до 59%).

Анализ полученной информации свидетельствует о мозаичности структуры знаний студентов, их недостаточной упорядоченности и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают необходимым функциональным характером для использования в повседневной жизнедеятельности, а студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения и расширения.

 

Литература:

1. Виноградов, П. А. Актуальные проблемы развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России / П. А. Виноградов // Физическая культура - основа здорового образа жизни: материалы Всерос. науч. - практ. конф. — М.,1995. — 4.1.С. 4-8.

2. Виноградов, П. А. Отношение старшеклассников школ нового типа к физической культуре / П. А. Виноградов, Ю. В. Окуньков, В. И. Лащенский // Теория и практика физической культуры. — 1994. — №7. С. 22 - 25.

3. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М.: Владос, 2000. — 192 с.

 

 

 

www.sworld.com.ua


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность