Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья. К составляющим здорового образа жизни относят


К аспектам здорового образа жизни относятся — МегаЛекции

ТЕСТЫ : проф.ЗиСГОН – 1-ая Р.Т.

# Одной из важнейших национальных задач, поставленных Президентом России В.В. Путиным, является:

- увеличить налог на табачные изделия;

- сократить выпуск алкогольной продукции;

- повышение рождаемости в России;

- оптимизация демографической политики;

+ снижение смертности.

# Научной основой разработки технологий мед. профилактики считаются результаты:

- санитарно- гигиенические исследования;

- исторические исследования;

+ эпидемиологические исследования;

 

# Потенциально - предотвратимыми заболеваниями являются все, кроме :

- Вирусный гепатит С;

- ВИЧ- инфекция;

- Артериальная гипертензия;

- Ишемическая болезнь сердца;

+ врожденный порок сердца.

 

# В 20 – веке в нашей стране, как и в других индустриально – развитых странах, ведущей причиной смерти являются:

- СПИД;

- ГРИПП;

- Психо - социальные факторы;

+ Сердечно- сосудистые заболевания;

- Внешние причины;

- Онкологические заболевания.

 

# Профилактика - это:

- информативное обследование;

- диагностическая методика;

+ Меры, направленные на предупреждение болезней.

 

 

# Первичная профилактика это все, кроме:

+ асептика;

- улучшение условий труда;

- Информационно – пропагандистская система;

- Иммунопрофилактика;

- выявление вредных для здоровья факторов;

 

# Вторичной профилактикой не являются:

- санитарно – гигиенические меры;

+ лабораторно диагностические меры;

- Психологические меры;

- Предотвращение снижения трудоспособности;

 

 

# В какой главе Конституции РФ отражены вопросы по правам и свободе человека:

- глава № 4;

- глава № 5;

+ глава № 2;

- Глава № 1.

 

# Когда принят закон РФ о «Медицинском страховании граждан в Российской Федерации

- в 1990г

- в 1998г

+ В 1991г.

 

# Какова цель медицинского страхования:

- Оказание первичной медицинской помощи;

- Ранняя диагностика;

+ Получение медиц. помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

 

# Нормативно правовое обеспечение профилактической медицинской помощи закреплено постановлениями правительства РФ от:

- № 651 от 30.12. 2006г. + №851 от 30.12.2005г.

- №693 от 30. 12. 2006г. + № 852 от 30.12.2005г.

- №833 от 31. 12. 2003г + №868 от 31.12.2005г.

+ № 876 от 31. 12.2005г.

 

# Скрининг-это:

- сбор анамнеза;

- повторные измерения артериального давления;

- физикальное исследование;

+ Массовое обследование населения.

 

# Основным методом закаливания не является:

+ купание зимой в проруби;

- прогулки на свежем воздухе;

- Солнечные ванны;

- Обтирание;

- обливание.

 

# Основным фактором здорового образа жизни – не является:

- рациональное питание;

- двигательная активность;

- Психотерапия, медитация, аутотренинг;

- Бытовые средства очистки воды, воздуха;

- массаж;

- культурный досуг;

+ компьютерные игры;

 

 

# Основным ожидаемым результатом профилактических вмешательств не является:

- сокращение смертности;

- сокращение заболеваемости;

- снижение расходов на лечение заболеваний;

+ Уменьшение чувства тревоги;

 

# Гигиена:

+ наука о здоровых коллективах людей, вырабатывающих нормативы здорового образа жизни

- комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ.

- наука о практической реализации мероприятий, направленных на создание здоровых условий труда.

- Наука о документах по охране окружающей среды.

 

# Мониторинг:

+ система долгосрочных наблюдений, оценки, контроля и прогноза состояния и изменения объектов

- методы наблюдения объектов окружающей среды

- выработка мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды

- Лабораторные исследования физиологии человека.

 

# Санитария:

- наука о сохранении и улучшении здоровья человека

+ практическое претворение в жизнь нормативов, правил и мероприятий

- государственный санитарно – эпидемиологический надзор

- Бактериологический метод при оценке бактериальной обсемененности факторов окружающей среды.

 

# Искусственные источники загрязнения атмосферы:

- сельское хозяйство, теплоэнергетика, транспорт, разложение земных организмов

+ промышленные предприятия, транспорт, отопление жилищ, теплоэнергетика

- отопление жилищ, лесные пожары, вулканизм.

 

 

# Состав атмосферного воздуха:

+ кислород, углекислый газ, азот, инертный газ

- кислород, водород, двуокись азота

- кислород, сероводород, формальдегид,

 

# Часть солнечного спектра, оказывающая бактерицидное действие:

- видимый свет

- инфракрасные лучи

- все части спектра

+ Ультрафиолетовые лучи

 

# Основная функциональная роль белков как веществ:

- Энергетическая

+ пластическая

- каталитическая

- Литическая.

 

# Продукты наиболее богатые белком:

- молоко, печень, шиповник

- курага, чернослив, изюм

- куриный желток, зелень петрушки, печень

+ мясо, рыба, яйцо, творог, бобовые, крупы

 

# При недостатке белка в пищевом рационе человека:

- снижается содержание холестерина в крови

- развивается остеопороз

- повышается возбудимость нервной системы

+ развивается алиментарная белковая недостаточность

# Основными источниками углеводов являются:

- мясо, рыба, молоко, тыква, морковь

- кальмары, желток яйца, капуста морская

+ сахар, мед, варенье, зерновые, картофель

- цитрусовые, облепиха, орехи

 

# Основные элементы здорового образа жизни:

- рациональное питание

- грамотное экологическое поведение

- высокий духовный и культурный уровень

+ Рациональное питание, отсутствие вредных привычек, занятия физкультурой

 

# Гигиеническое воспитание здорового образа жизни:

- пассивное знание гигиенических правил

-преодоление негативных привычек

+ охрана и улучшение здоровья

 

# Основные элементы личной гигиены:

- поддержание чистоты тела

+ соблюдение правил и норм гигиены в повседневной жизни

- профилактика профессиональных заболеваний.

 

# Отсутствие привычки заниматься физическими упражнениями, ходьбой, бегом, гимнастикой может стать причиной:

- истощения компенсаторных возможностей организма

+ гиподинамия

- заболевания « стрессовой этиологии».

 

# Назвать основоположника гигиенической науки в России:

+ А.П. Доброславин

- Н.А. Семашко

- З.П. Соловьев

- А.Н. Сысин

 

# Антирахитическим действием обладают:

- инфракрасные лучи

- синие лучи

+ ультрафиолетовые лучи

- Красные лучи.

 

# В теле здорового взрослого человека массой 70 кг содержится:

+ 2,5-3 кг мин. солей;

- 1кг минер солей;

- 0,5-0,8 кг мин. солей;

 

# Всасываются и усваиваются в том виде, в котором поступают в организм:

- Белки

- Жиры

+ Минеральные соли и витамины

- Углеводы

 

# Обязательная составная часть всех живых клеток:

+ Белки

- Жиры

- Микроэлементы

- Углеводы

 

# После расщепления белков в пищеварительном тракте образуются:

- Насыщенные жирные кислоты

- Ненасыщенные жирные кислоты

+ Аминокислоты

- Триглицериды

 

# Полноценными называются белки, содержащие:

+ Необходимые аминокислоты

- Необходимые триглицериды

- Необходимые насыщенные жирные кислоты

- Необходимые ненасыщенные жирные кислоты

 

# Недостаточное поступление белков с пищей:

- Ускоряет рост

+ Замедляет рост

- Не влияет на скорость роста

 

# Полноценные белки содержатся в:

+ Картофеле, бобовых

- Злаковых

- Ягодах и фруктах

- Томатах

 

# Основной поставщик энергии в организме:

- Белки

- Жиры

- Микроэлементы

+ Углеводы

 

# При физической работе уровень сахара в крови:

+ Понижается

- Повышается

- Остается неизменным

 

# Нарушение обмена веществ, вызываемые полным отсутствием в пище того или иного витамина:

- Гиповитаминоз

+ Авитаминоз

- Гипервитаминоз

- Полигиповитаминоз

 

 

# При недостатке витамина «А» развивается болезнь:

- Рахит

- Цинга

- «Бери-бери»

+ Гемеролопия

 

 

# Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, устранение причин заболеваний:

+ Профилактика

- Диспансеризация

- Скрининг

 

# Меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, осуществляемые самим человеком:

- Общественная профилактика

+ Индивидуальная профилактика

- Скрининг-обследование

- Диспансеризация

 

# Цель первичной профилактики:

- Раннее выявление заболевания

- Предупреждение рецидивов

- Предупреждение осложнений

+ Предотвращение воздействия вредных факторов окружающей среды

 

# Цель вторичной профилактики:

- Профилактика нарушений здоровья

- Предотвращение воздействия вредных факторов окружающей среды

+ Предупреждение осложнений

- Повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды

 

# Для лиц с низким уровнем двигательной активности необходимо:

+ Занятия физкультурой

- Отдых на курорте местного значения

- Лечение в стационаре

- Отдых на климатических курортах

 

# При регулярных занятиях физическими упражнениями или спортом:

- Уменьшается количество эритроцитов и гемоглобина, в результате чего снижается кислородная емкость крови

+ Увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, в результате чего повышается кислородная емкость крови

- Снижается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и инфекциям из-за снижения активности лейкоцитов

- Замедляются процессы восстановления после значительной потери крови

 

# Наиболее эффективны меры первичной профилактики:

+ В детском возрасте

- В юношеском возрасте

- В зрелом возрасте

- В пожилом возрасте

 

# Ограничение подвижности, обусловленное образом жизни человека:

- Гипотония

+ Гиподинамия

- Гипорефлексия

- Гипогликемия

 

# Снижение двигательной активности приводит к:

- Повышению жизненного тонуса человека

- Увеличению сопротивляемости инфекциям

+ Нарушению энергетического обмена

- Повышению усвоения питательных веществ

 

# Эффективный прием для определения двигательной активности:

+ Подсчет количества шагов человека за рабочую смену и за сутки

- Подсчет количества шагов человека за рабочую неделю

- Подсчет количества шагов человека за рабочий месяц

- Подсчет количества шагов человека за год

 

# Наиболее опасные последствия малой двигательной активности отмечаются со стороны:

- Эндокринной системы

- Опорно-двигательного аппарата

- Мочевыделительной системы

- Пищеварительной системы

+ Сердечно-сосудистой системы

 

# Укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение различных заболеваний, замедление процессов старения происходит при использовании:

+ Рационального питания

- Раздельного питания

- Диетического питания

- Лечебного питания

 

 

# Оптимальное (по количеству и качеству) введение в человеческий организм компонентов пищи, в соответствии с его потребностями, - это:

- Раздельное питание

+ Сбалансированное питание

- Диетическое питание

- Лечебное питание

 

# При недостатке поступления энергии с пищей, человек:

+ Теряет вес

- Набирает вес

- Вес остается неизменным

# Дефицит белка уменьшает устойчивость организма к развитию:

- Стресса

- Вредных привычек

+ Инфекций

- Ожирения

 

# Избыток натрия в пище приводит к:

+ Повышению АД

- Повышению ЧДД

- Увеличению диуреза

- Нарушению сна

 

# При недостатке йода в организме развивается заболевание:

- Сахарный диабет

- Нефропатия

+ Эндемический зоб

- Остеопороз

 

# При недостатке селена в организме увеличивается риск развития:

- Сердечно-сосудистых заболеваний

+ Онкологических заболеваний

- Заболеваний ЦНС

- Заболеваний ЖКТ

 

# Защищает организм от инфекций, повреждений тканей и клеток, от старения:

- Витамин А

- Витамин Д

+ Витамин Е

- Витамин К

 

# Здоровый образ жизни – это

- высокий уровень жизни

- удовлетворенность жизненной ситуацией

+ активность человека, направленная на сохранение здоровья

- исторически обусловленный тип жизнедеятельности

 

# Здоровьесберегающие технологии в школе – это

- Технологии здоровья

+ Совокупность приемов и методов, направленных на сохранение и укрепление здоровья

- Всеобуч здоровья

- Спортивные мероприятия

 

# Какие показатели характеризуют индивидуальное здоровье

+ Физическое развитие

- Заболеваемость

- Физическое развитие, заболеваемость, инвалидизация

- Физическое развитие, инвалидизация, демографические показатели, заболеваемости

 

 

# Какая категория образа жизни является социально-психиологической

- стиль жизни

- уклад жизни

- качество жизни

+ уровень жизни

 

# Какими нормативно-правовыми документами регламентирована здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении?

- Закон об образовании

- Договор

+ СанПиНы

- Конституция РФ

 

# Здоровьесберегающие образовательные технологии – это:

+ Совокупность приемов и методов, используемых специалистами в образовательном учреждении

- Спортивные мероприятия

- Стимулирующие технологии

- Совокупность приемов и методов, используемых учителем, для сохранения здоровья детей

 

# Дайте определение понятия «здоровье»

- отсутствие болезней

- отсутствие патологических состояний

- совокупность физических, психических и социальных качеств человека, являющихся основой долголетия

+ состояние физического и психического благополучия, являющееся основой долголетия

 

# Здоровьесберегающая педагогика – это

- наука о здоровье

- Наука о закономерностях и механизмах формирования здоровья, наука о созидании здоровья

+ область знаний, характеризующая процесс реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья

- Учение о пути к здоровью и выздоровлению

 

# Какие виды общественной работы для школьников относятся к опасным для жизни в эпидемиологическом отношении

- Уборка снега с проезжей части улицы

- Мытье окон

- Работа в котельной

+ Мытье пола в санузлах

- Ручная стирка белья

 

 

ТЕСТЫ: проф. ЗиСГОН 1-ая Р,Т. СЛОЖНЫЕ

 

Задание #70

Вопрос:

К полноценным белкам относят:

Выберите несколько вариантов ответа:

+ Растительные белки

+ Животные белки

- Желатин

- Смешанные белки

 

Задание #71

Вопрос:

В возникновении и развитии определенных форм патологии у отдельных групп населения имеют значение:

Выберите несколько вариантов ответа:

+ Условия жизни

+ Природные факторы

+ Социальные факторы

- Семейные факторы

 

Задание #72

Вопрос:

При малоподвижном образе жизни в миокарде происходит:

Выберите несколько вариантов ответа:

+ Снижение сократительной функции

+ Ухудшение регуляции сердечного ритма

+ Уменьшение сердечного выброса крови

- Увеличение сердечного выброса крови

 

Задание #73

Вопрос:

Что влияет на уровень профилактики в государстве;

Выберите несколько вариантов ответа:

+ общественно - экономические условия жизни общества;

+ научно – технические достижения;

+ Политические условия жизни общества;

- Алкоголизация населения

 

Задание #74

Вопрос:

Реабилитация это:

Выберите несколько вариантов ответа:

+ педагогические мероприятия;

+ социальные мероприятия;

- финансовые мероприятия;

+ Психологические мероприятия;

+ Медицинские мероприятия;

+ предупреждение рецидивов заболевания;

 

 

Задание #75

Вопрос:

Назовите статьи Конституции РФ, посвященные непосредственно вопросам здравоохранения:

Выберите несколько вариантов ответа:

- статья 56

+ статья 41

-статья 62

+ статья 72

+ статья 114

 

Задание #76

Вопрос:

Назовите статьи, имеющие прямое отношение к профилактике заболеваний:

Выберите несколько вариантов ответа:

- статья 53.

+ статья 42

- Статья 46

+ статья 37

+ статья 38

- статья 62

+ статья 39

 

Задание #77

Вопрос:

К аспектам здорового образа жизни относятся

Выберите несколько вариантов ответа:

+ негативное отношение к вредным привычкам

+ закаливание

- влажная уборка квартиры

+ Режим

 

Задание #78

Вопрос:

. ....... - процентное соотношение воды, мышечной и жировой ткани.

 

Запишите ответ:

__________________________________________

 

Верный ответ: Биоимпедансметрия

 

 

Задание #79

Вопрос:

Задачи здравпункта промышленного предприятия

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) лечебная работа

2) профилактическая

3) сан. просвет работа

4) иммунизация работников предприятия

5) диспансеризация

 

Верные ответы: 1; 2; 3; 4;

 

Задание #80

Вопрос:

Программно-компьютерный опрос включает заболевания

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) наследственные

2) хронические

3) перенесенные

4) врожденные

5) острые

 

Верные ответы: 1; 2; 3; 4;

 

 

Задание #81

Вопрос:

Структура здравпункта промышленного предприятия

 

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) регистратура

2) кабинет гинеколога

3) процедурный кабинет

4) стоматологический кабинет

5) кабинет врача

 

Верные ответы: 3; 5;

 

 

Задание #82

Вопрос:

 

megalektsii.ru

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Основные понятия: здоровье, здоровье физическое и психическое, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самооценка.

3.1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие

Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом: 1) здоровье – это отсутствие болезней; 2) «здоровье» и «норма» – понятия тождественные; 3)здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противо­положное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.

Поэтому понятие «здоровье» можно определить следующим образом: здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). . В целом можно констатировать, что здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.

3.2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни.

Понятие «Культура» можно определить как степень раскрытия потенциаль-ных возможностей личности в различных областях деятельности. Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Здоровый образ жизни студента, занятия физическими упражнениями, полученные знания в вузе повышают уровень общей культуры. Из этого следует тесная взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, экономическое и общекультурное значение. К сожалению, по последним опросам, менее 50% студентов имеет определенные представления о тесной взаимосвязи общей культуры и образа жизни.

3.3. Здоровый образ жизни и его составляющие

Организм человека прекрасно сбалансирован. Нам необходимо вполне определенное количество физической нагрузки, не больше и не меньше, вполне определенное количество разнообразных питательных веществ, определенное время сна и отдыха. Если этого получает человек много или мало, тогда нет равновесия. А если нет равновесия, нет здоровья и благополучия.

К основным составляющим здорового образа жизни относят: режим труда и отдыха – выработанный рациональный ритм жизнедеятельности; организацию сна - идеальная продолжительность сна - 7,5/8 часов; режим питания - поступающие в организм продукты должны соответствовать расходу энергии, т.е. соблюдать «энергетический баланс»; организацию двигательной активности - укрепляет мускулатуру, улучшает и исправляет фигуру, стимулирует обмен веществ, успокаивает нервную систему, повышает сопротивляемость; выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; профилактику вредных привычек; культуру межличностного общения.

3.4. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.

Содержание здорового образа жизни студента отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студента, его мировоззрения, социального и нравственного опыта, его личного отношения к здоровью.

Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Если студент не следит за состоянием своего здоровья, не занимается физическими упражнениями, он приводит организм в ослабленное состояние, подверженное различным заболеваниям. Только личное отношение к своему здоровью – условие формирования здорового образа жизни.

3.5. Использование средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которых наполовину составляют мышцы. Движения мышц создают громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком ощущений, поддерживающих его в нормальном состоянии. Тонус и работоспособность головного мозга поддерживаются в течение длительных промежутков времени и оптимизируются в тех случаях, когда сокращение и напряжение различных групп мышц ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Поэтому умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в укреплении которого огромная роль принадлежит физической культуре.

studfiles.net

К основным составляющим здорового образа жизни относятся: 1) режим труда и отдыха; 2) организация сна; 3) режим питания

Действия, основанные на ожидании индивидом того, что другие будут вести себя по отношению к нему, как это принято в группе, предписано установлениями, называются (*ответ*) правами  запросами  амбициями  пожеланиями Деятельность социального института, не выполняющая своих основных функций, считается (*ответ*) дисфункциональной  положительной  эффективной  функциональной Деятельность социального института, приносящая пользу обществу и способствующая его стабильности и интеграции, считается (*ответ*) функциональной  положительной  отрицательной  дисфункциональной Дисфункция деятельности социального института выражается: 1) в падении общественного престижа; 2) в падении авторитета социального института; 3) в вырождении функций социального института в символическую, ритуальную деятельность. Правильным ответом является (*ответ*) 1,2,3  ни один из названных  только 2,3  только 1 Добровольно совершаемые пространственные перемещения продолжительностью более суток с познавательной, оздоровительной, спортивной или иной целью - это (*ответ*) туризм  ралли  соревнования  паломничество Достигнутое в результате самосовершенствования за счет собственных усилий положение в обществе называется (*ответ*) статусом  образом  имиджем  стилем Единичный представитель человеческого рода, который рассматривается в качестве отправного момента формирования личности, является (*ответ*) индивидом  субъектом  элементом  особью Звенья, помогающие объединить в целостность явления или процессы, подлежащие изучению, - это _ исследования. (*ответ*) задачи  цель  объект  предмет Интегральными общественными факторами определяется _ физической культуры. (*ответ*) массовость  уникальность  сложность  индивидуальность Исторически сложившаяся, относительно устойчивая форма организации и регулирования различных сфер общественной жизни - это (*ответ*) социальный институт  социальная роль  социальная позиция  социальная среда К основным составляющим здорового образа жизни относятся: 1) режим труда и отдыха; 2) организация сна; 3) режим питания; 4) организация двигательной активности; 5) выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; 6) профилактика вредных привычек; 7) высшее образование. Правильным ответом является (*ответ*) 1,2,3,4,5,6  1,2,3,7  3,4,5,6,7  1,2,4,5,7 Количественная оценка степени удовлетворения потребностей и запросов членов общества в рассматриваемый период времени - это _ жизни. (*ответ*) уровень  уклад  качество  образ

www.soloby.ru

8.2. Здоровый образ жизни и его составляющие

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Человек в процессе своей повседневной жизнедеятельности должен следовать целому ряду правил (норм поведения) для обеспечения личного физического, духовного и социального благополучия и сохранения здоровья. К этим правилам относят следующие:

• умение сохранять психологическую уравновешенность в различных жизненных ситуациях;

• умение обеспечивать высокий уровень своей физической формы;

• умение адекватно реагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации;

• умение правильно строить взаимоотношения в обществе. Все эти умения составляют основные нормы здорового образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Под ним понимается индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие. Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для протекания физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека. Ведя иной образ жизни, человек своим поведением наносит ущерб собственному здоровью: нормальное течение физиологических процессов часто нарушается, жизненные силы организма в большинстве своем расходуются на компенсацию того вреда, который причиняется здоровью. При этом увеличивается вероятность различных заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, сокращается продолжительность жизни.

Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения? Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям, в определенной степени даже окружающая человека среда (дом, семья, работа и т. д.) имеет индивидуальный характер.

Поэтому для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек должен создать свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечит ему достижение физического, духовного и социального благополучия.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье. Это соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Следует учитывать также и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Здоровый образ жизни – это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и уверен, что она даст положительные результаты в деле сохранения и укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни – это динамичная система поведения человека, основанная на глубоком знании многих факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе такого алгоритма своего поведения, который максимально обеспечивает сохранение и укрепление здоровья. При этом необходимо постоянно корректировать свое поведение с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Эта перестройка поведения всегда требует дополнительных усилий. Поэтому, чтобы было приятно от затраченных усилий, необходимо хорошо видеть конечную цель усилий: чего вы хотите добиться, ведя здоровый образ жизни. Коротко эту цель можно сформулировать так: благополучие для себя, для своей семьи и для государства.

Общие рекомендации по выработке личных качеств, необходимых для ведения здорового образа жизни:

• иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

• знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;

• стремиться быть хозяином своей жизни; верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты;

• выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, уметь радоваться жизни;

• развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

• постоянно соблюдать режим двигательной активности, так как нет никаких других средств, которые бы заменили движение;

• соблюдать правила и гигиену питания;

• соблюдать режим труда и отдыха, выполнять правила личной гигиены;

• быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;

• радоваться успехам во всех человеческих начинаниях – успех порождает успех.

Теперь рассмотрим основные составляющие здорового образа жизни.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УРАВНОВЕШЕННОСТЬ

Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед человеком проблемы, которые необходимо решать. Эмоционально устойчивые люди спокойно воспринимают большинство изменений, происходящих с ними. Такие люди успешно справляются с проблемами (несчастными случаями, болезнями и др.), так как обладают психологической уравновешенностью. Необходимо отметить, что любые перемены в жизни, даже положительные, заставляют человека приспосабливаться (адаптироваться) к новым обстоятельствам и вызывают определенное напряжение. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, называют стрессом. Концепцию и понятие стресса сформулировал канадский специалист Ганс Селье. Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким–либо из стрессовых факторов (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, физическая травма и др.).

Действие этих факторов накапливается и суммируется. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Совокупность защитных реакций организма при стрессе Селье назвал общим адаптационным синдромом. Различают три стадии этого синдрома: мобилизация (реакция тревоги), сопротивление, истощение.

Общий адаптационный синдром развивается следующим образом. В ответ на действие стрессора (стрессового фактора) в организме возникает тревога. Это мобилизует организм (стадия мобилизации) и готовит его к срочным действиям. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. В результате улучшаются кратковременные возможности организма. Однако, если все эти приготовления не переходят в действие, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям в организме (нарушения функций сердечно–сосудистой системы и др.).

На стадии сопротивления стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров.

Если уровень стресса слишком долго остается очень высоким, наступает стадия истощения, при которой способность организма сопротивляться срессорам уменьшается. Состояние человека на этой стадии характеризуется упадком физических и духовных сил.

Стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно в оптимальном режиме работы. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (например, состояние спортсмена перед стартом).

Если стресс оказывает вредное воздействие на организм, снижает его адаптивные возможности, он называется дистрессом. У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний. Чаще всего развиваются болезни сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, а коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, при этом сужаются, и количество кислорода, поступающего к этой мышце, резко уменьшается. Дистресс нарушает работу иммунных механизмов организма, что может привести к различным заболеваниям.

Разные люди реагируют на стресс по–разному, но есть общие принципы борьбы со стрессом, помогающие поддерживать стресс на оптимальном уровне и обеспечивать необходимую психологическую уравновешенность.

Вот некоторые из них:

1. Борьба со стрессом начинается с выработки в себе убеждения, что только вы сами ответственны за свое духовное и физическое благополучие.

2. Будьте оптимистом; источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий.

3. Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом; физические упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику человека; постоянная двигательная активность способствует формированию психологической уравновешенности и уверенности в себе; физические упражнения – один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса.

4. Ставьте себе посильные задачи; реально смотрите на вещи, не ждите от себя слишком многого; уясните границы своих возможностей, не требуйте от себя слишком многого; учитесь говорить «нет», если нельзя выполнить какое–то задание.

5. Учитесь радоваться жизни, получайте удовольствие от своей работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не только от того, что она вам дает.

6. Правильно питайтесь.

7. Высыпайтесь: сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья.

Борьба со стрессом – это, главным образом, поддержание своего психологического равновесия, так как такое духовное состояние человека обеспечивает ему хорошее настроение, высокую работоспособность и адекватное реагирование на действие различных стрессоров.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Под двигательной активностью понимается любая мышечная деятельность, позволяющая поддерживать оптимальную физическую форму и обеспечивать хорошее самочувствие.

Человек в течение многих тысячелетий выработал у себя способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией своих физических резервов. В наши дни воздействие этих раздражителей постоянно возрастает, физические силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализации этой готовности не происходит. Большую часть физической нагрузки выполняют за человека машины и механизмы. Он как бы пребывает в ситуации постоянной готовности к действию, которое не позволено выполнить, и его тело в конце концов начинает испытывать негативные последствия такого состояния. С другой стороны, поток информации постоянно растет, а значит, увеличивается эмоциональная нагрузка на человека. Поэтому для поддержания своего здоровья в хорошем состоянии человеку необходима физическая культура. Он должен сам выработать у себя постоянную привычку заниматься физкультурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из самых важных составляющих индивидуальной системы здорового образа жизни. Начинать заниматься физической культурой следует с раннего возраста, когда еще нет больших жизненных проблем, и для воспитания у себя необходимых физических качеств практически нет объективных препятствий. Нужны только желание и упорство в достижении поставленной цели.

Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессам, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны быстро расслабиться, но и умеют с помощью физических упражнений снять эмоциональное напряжение. Организм этих людей лучше сопротивляется болезням. Они легче засыпают, лучше спят, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два–три часа.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды путем систематического воздействия на организм этих факторов.

В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Эта процедура приводит к снижению чувствительности организма при воздействии определенного физического фактора. Так, например, систематическое воздействие на организм холода повышает его устойчивость к низким температурам. Это одно из самых важных направлений закаливания, так как имеет большое значение для профилактики респираторных вирусных заболеваний. У незакаленных людей в результате охлаждения снижается уровень обменных процессов, ухудшается деятельность центральной нервной системы. Это приводит к общему ослаблению организма, способствует обострению имеющихся хронических заболеваний или возникновению новых. У закаленных людей вырабатывается устойчивость к воздействию низких температур. Теплообразование в их организме происходит более интенсивно, что активизирует работу защитных механизмов и уменьшает вероятность развития заболеваний.

Использование закаливающих процедур известно с глубокой древности. Их использовал еще более 2,5 тыс. лет назад древнегреческий врач и ученый Гиппократ. По его мнению, особой целительной силой обладают холодовые закаливающие процедуры, те же люди, кто держит тело в тепле, приобретают изнеженность мышц, слабость нервов, а также подвержены обморокам и кровотечениям. Для проведения закаливающих процедур используют факторы окружающей среды: воду, солнце, воздух, землю. Существует целая система закаливающих водных процедур: обтирание, обливание холодной водой, купание в открытых водоемах. Наиболее эффективной водной процедурой является купание в ледяной воде – «моржевание». В качестве закаливающих процедур применяются также воздушные и солнечные ванны, хождение босиком.

При проведении закаливающих процедур нужно выполнять следующие условия:

• необходим позитивный психологический настрой (желание) на выполнение закаливающих процедур;

• выполнение процедур должно носить системный характер, проводить их необходимо регулярно, а не от случая к случаю;

• закаливание должно быть комплексным, сочетаться с физическими упражнениями, что обеспечивает наиболее благоприятное влияние на состояние здоровья;

• продолжительность процедур должна увеличиваться постепенно и не ухудшать общего самочувствия;

• необходимо правильно подбирать средства закаливания (водные процедуры, загорание, прогулки, босохождение), ориентируясь на свое самочувствие;

• процедуры следует выполнять с учетом индивидуальных особенностей организма и климатических условий региона проживания;

• все процедуры должны проводиться на «грани удовольствия», необходимо помнить, что закаливание осуществляется не для установки рекорда, а с целью укрепления своего здоровья.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Правильное, научно обоснованное питание является важнейшим условием крепкого здоровья, высокой работоспособности и долголетия человека. С пищей человек получает энергию, нужную для жизнедеятельности и роста. Необходимые организму питательные вещества подразделяют на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Правильно питаться – значит получать их с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании. Питание должно учитывать генетические особенности человека, его возраст, уровень физической нагрузки, климатические и сезонные особенности окружающей природной среды. Следует учитывать, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все их виды. Важно не только то, что мы едим, а также сколько едим, когда и в каких сочетаниях.

Человечество выработало ряд правил рационального питания.

Главные из них заключаются в следующем:

1. Относиться к пище надо с уважением и ответственностью, во время еды получать удовольствие. Поэтому, принимая пищу, не следует решать дела и проблемы.

2. Пищу надо пережевывать очень тщательно (не менее 30 раз). Чем дольше пища остается во рту и чем лучше она пережевывается, тем больше будет сока в желудке и тем успешнее будет проходить процесс пищеварения.

3. Не следует садиться за стол усталым, озабоченным и возбужденным. Перед едой необходим 10—15–минутный отдых, отключение от всех проблем, настрой на прием пищи. Наиболее усталым и часто озабоченным человек бывает, как правило, вечером после трудового дня. Подготовиться к ужину поможет непродолжительная прогулка на свежем воздухе или легкая разминка, снимающая напряжение. После них хорошо принять теплый душ, а затем облиться холодной водой. Усталость прошла, заботы отступили, человек готов к приему пищи.

4. Если нет достаточного времени для приема пищи, то его лучше пропустить.

5. Питаться следует разнообразно, но нельзя переедать. Человек должен помнить, что объем желудка не превышает 350–450 см3.

6. Употреблять воду или другие напитки следует за 15–20 минут до приема пищи. Во время еды и после нее пить не следует, так как это несовместимо с хорошим пищеварением. Если в это время принимается вода или какая–либо другая жидкость, пищевые соки в желудке разбавляются. В результате этого пищеварение сильно затормаживается.

7. Многочисленные исследования показали, что лишь один раз в день можно кушать плотно, а два раза следует лишь слегка перекусить. Наиболее подходящее время для «основательной» еды – вечер. Утром, как правило, есть некогда, а в обед – негде. Вечером же все дела закончены, есть возможность уделить необходимое внимание и время для приема пищи, но не позднее, чем за 2–3 часа до сна. Утренний прием пищи может быть самым легким и состоять из хорошо и быстро усваиваемых организмом продуктов: фруктов, овощей, соков. Дневное питание также должно быть достаточно умеренным.

Каждый человек, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни, должен вдумчиво и серьезно относиться к своему питанию, избегать в любых случаях привычки питаться, как попало.

Вопросы и задания

1. Перечислите основные нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, физическое, духовное и социальное благополучие.

2. Сформулируйте цель, которой вы хотите достичь, ведя здоровый образ жизни.

3. Что такое стресс, каким образом человек реагирует на воздействие стрессоров?

4. Назовите общие принципы борьбы со стрессовым состоянием.

5. Что такое двигательная активность и как она влияет на здоровье человека?

6. Какие факторы внешней среды используют при проведении закаливающих процедур?

7. Перечислите, какие общепринятые правила рационального питания следует соблюдать.

8. Проанализируйте влияние различных факторов на ваше здоровье и благополучие, разработайте для себя систему здорового образа жизни, которая наиболее полно будет отвечать вашим жизненным запросам и интересам. _

studfiles.net

8.2. Здоровый образ жизни и его составляющие

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Человек в процессе своей повседневной жизнедеятельности должен следовать целому ряду правил (норм поведения) для обеспечения личного физического, духовного и социального благополучия и сохранения здоровья. К этим правилам относят следующие:

• умение сохранять психологическую уравновешенность в различных жизненных ситуациях;

• умение обеспечивать высокий уровень своей физической формы;

• умение адекватно реагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации;

• умение правильно строить взаимоотношения в обществе. Все эти умения составляют основные нормы здорового образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Под ним понимается индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие. Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для протекания физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека. Ведя иной образ жизни, человек своим поведением наносит ущерб собственному здоровью: нормальное течение физиологических процессов часто нарушается, жизненные силы организма в большинстве своем расходуются на компенсацию того вреда, который причиняется здоровью. При этом увеличивается вероятность различных заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, сокращается продолжительность жизни.

Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения? Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям, в определенной степени даже окружающая человека среда (дом, семья, работа и т. д.) имеет индивидуальный характер.

Поэтому для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек должен создать свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечит ему достижение физического, духовного и социального благополучия.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье. Это соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Следует учитывать также и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Здоровый образ жизни – это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и уверен, что она даст положительные результаты в деле сохранения и укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни – это динамичная система поведения человека, основанная на глубоком знании многих факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе такого алгоритма своего поведения, который максимально обеспечивает сохранение и укрепление здоровья. При этом необходимо постоянно корректировать свое поведение с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Эта перестройка поведения всегда требует дополнительных усилий. Поэтому, чтобы было приятно от затраченных усилий, необходимо хорошо видеть конечную цель усилий: чего вы хотите добиться, ведя здоровый образ жизни. Коротко эту цель можно сформулировать так: благополучие для себя, для своей семьи и для государства.

Общие рекомендации по выработке личных качеств, необходимых для ведения здорового образа жизни:

• иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

• знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;

• стремиться быть хозяином своей жизни; верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты;

• выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, уметь радоваться жизни;

• развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

• постоянно соблюдать режим двигательной активности, так как нет никаких других средств, которые бы заменили движение;

• соблюдать правила и гигиену питания;

• соблюдать режим труда и отдыха, выполнять правила личной гигиены;

• быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;

• радоваться успехам во всех человеческих начинаниях – успех порождает успех.

Теперь рассмотрим основные составляющие здорового образа жизни.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УРАВНОВЕШЕННОСТЬ

Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед человеком проблемы, которые необходимо решать. Эмоционально устойчивые люди спокойно воспринимают большинство изменений, происходящих с ними. Такие люди успешно справляются с проблемами (несчастными случаями, болезнями и др.), так как обладают психологической уравновешенностью. Необходимо отметить, что любые перемены в жизни, даже положительные, заставляют человека приспосабливаться (адаптироваться) к новым обстоятельствам и вызывают определенное напряжение. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, называют стрессом. Концепцию и понятие стресса сформулировал канадский специалист Ганс Селье. Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким–либо из стрессовых факторов (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, физическая травма и др.).

Действие этих факторов накапливается и суммируется. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Совокупность защитных реакций организма при стрессе Селье назвал общим адаптационным синдромом. Различают три стадии этого синдрома: мобилизация (реакция тревоги), сопротивление, истощение.

Общий адаптационный синдром развивается следующим образом. В ответ на действие стрессора (стрессового фактора) в организме возникает тревога. Это мобилизует организм (стадия мобилизации) и готовит его к срочным действиям. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. В результате улучшаются кратковременные возможности организма. Однако, если все эти приготовления не переходят в действие, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям в организме (нарушения функций сердечно–сосудистой системы и др.).

На стадии сопротивления стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров.

Если уровень стресса слишком долго остается очень высоким, наступает стадия истощения, при которой способность организма сопротивляться срессорам уменьшается. Состояние человека на этой стадии характеризуется упадком физических и духовных сил.

Стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно в оптимальном режиме работы. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (например, состояние спортсмена перед стартом).

Если стресс оказывает вредное воздействие на организм, снижает его адаптивные возможности, он называется дистрессом. У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний. Чаще всего развиваются болезни сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, а коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, при этом сужаются, и количество кислорода, поступающего к этой мышце, резко уменьшается. Дистресс нарушает работу иммунных механизмов организма, что может привести к различным заболеваниям.

Разные люди реагируют на стресс по–разному, но есть общие принципы борьбы со стрессом, помогающие поддерживать стресс на оптимальном уровне и обеспечивать необходимую психологическую уравновешенность.

Вот некоторые из них:

1. Борьба со стрессом начинается с выработки в себе убеждения, что только вы сами ответственны за свое духовное и физическое благополучие.

2. Будьте оптимистом; источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий.

3. Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом; физические упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику человека; постоянная двигательная активность способствует формированию психологической уравновешенности и уверенности в себе; физические упражнения – один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса.

4. Ставьте себе посильные задачи; реально смотрите на вещи, не ждите от себя слишком многого; уясните границы своих возможностей, не требуйте от себя слишком многого; учитесь говорить «нет», если нельзя выполнить какое–то задание.

5. Учитесь радоваться жизни, получайте удовольствие от своей работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не только от того, что она вам дает.

6. Правильно питайтесь.

7. Высыпайтесь: сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья.

Борьба со стрессом – это, главным образом, поддержание своего психологического равновесия, так как такое духовное состояние человека обеспечивает ему хорошее настроение, высокую работоспособность и адекватное реагирование на действие различных стрессоров.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Под двигательной активностью понимается любая мышечная деятельность, позволяющая поддерживать оптимальную физическую форму и обеспечивать хорошее самочувствие.

Человек в течение многих тысячелетий выработал у себя способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией своих физических резервов. В наши дни воздействие этих раздражителей постоянно возрастает, физические силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализации этой готовности не происходит. Большую часть физической нагрузки выполняют за человека машины и механизмы. Он как бы пребывает в ситуации постоянной готовности к действию, которое не позволено выполнить, и его тело в конце концов начинает испытывать негативные последствия такого состояния. С другой стороны, поток информации постоянно растет, а значит, увеличивается эмоциональная нагрузка на человека. Поэтому для поддержания своего здоровья в хорошем состоянии человеку необходима физическая культура. Он должен сам выработать у себя постоянную привычку заниматься физкультурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из самых важных составляющих индивидуальной системы здорового образа жизни. Начинать заниматься физической культурой следует с раннего возраста, когда еще нет больших жизненных проблем, и для воспитания у себя необходимых физических качеств практически нет объективных препятствий. Нужны только желание и упорство в достижении поставленной цели.

Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессам, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны быстро расслабиться, но и умеют с помощью физических упражнений снять эмоциональное напряжение. Организм этих людей лучше сопротивляется болезням. Они легче засыпают, лучше спят, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два–три часа.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды путем систематического воздействия на организм этих факторов.

В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Эта процедура приводит к снижению чувствительности организма при воздействии определенного физического фактора. Так, например, систематическое воздействие на организм холода повышает его устойчивость к низким температурам. Это одно из самых важных направлений закаливания, так как имеет большое значение для профилактики респираторных вирусных заболеваний. У незакаленных людей в результате охлаждения снижается уровень обменных процессов, ухудшается деятельность центральной нервной системы. Это приводит к общему ослаблению организма, способствует обострению имеющихся хронических заболеваний или возникновению новых. У закаленных людей вырабатывается устойчивость к воздействию низких температур. Теплообразование в их организме происходит более интенсивно, что активизирует работу защитных механизмов и уменьшает вероятность развития заболеваний.

Использование закаливающих процедур известно с глубокой древности. Их использовал еще более 2,5 тыс. лет назад древнегреческий врач и ученый Гиппократ. По его мнению, особой целительной силой обладают холодовые закаливающие процедуры, те же люди, кто держит тело в тепле, приобретают изнеженность мышц, слабость нервов, а также подвержены обморокам и кровотечениям. Для проведения закаливающих процедур используют факторы окружающей среды: воду, солнце, воздух, землю. Существует целая система закаливающих водных процедур: обтирание, обливание холодной водой, купание в открытых водоемах. Наиболее эффективной водной процедурой является купание в ледяной воде – «моржевание». В качестве закаливающих процедур применяются также воздушные и солнечные ванны, хождение босиком.

При проведении закаливающих процедур нужно выполнять следующие условия:

• необходим позитивный психологический настрой (желание) на выполнение закаливающих процедур;

• выполнение процедур должно носить системный характер, проводить их необходимо регулярно, а не от случая к случаю;

• закаливание должно быть комплексным, сочетаться с физическими упражнениями, что обеспечивает наиболее благоприятное влияние на состояние здоровья;

• продолжительность процедур должна увеличиваться постепенно и не ухудшать общего самочувствия;

• необходимо правильно подбирать средства закаливания (водные процедуры, загорание, прогулки, босохождение), ориентируясь на свое самочувствие;

• процедуры следует выполнять с учетом индивидуальных особенностей организма и климатических условий региона проживания;

• все процедуры должны проводиться на «грани удовольствия», необходимо помнить, что закаливание осуществляется не для установки рекорда, а с целью укрепления своего здоровья.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Правильное, научно обоснованное питание является важнейшим условием крепкого здоровья, высокой работоспособности и долголетия человека. С пищей человек получает энергию, нужную для жизнедеятельности и роста. Необходимые организму питательные вещества подразделяют на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Правильно питаться – значит получать их с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании. Питание должно учитывать генетические особенности человека, его возраст, уровень физической нагрузки, климатические и сезонные особенности окружающей природной среды. Следует учитывать, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все их виды. Важно не только то, что мы едим, а также сколько едим, когда и в каких сочетаниях.

Человечество выработало ряд правил рационального питания.

Главные из них заключаются в следующем:

1. Относиться к пище надо с уважением и ответственностью, во время еды получать удовольствие. Поэтому, принимая пищу, не следует решать дела и проблемы.

2. Пищу надо пережевывать очень тщательно (не менее 30 раз). Чем дольше пища остается во рту и чем лучше она пережевывается, тем больше будет сока в желудке и тем успешнее будет проходить процесс пищеварения.

3. Не следует садиться за стол усталым, озабоченным и возбужденным. Перед едой необходим 10—15–минутный отдых, отключение от всех проблем, настрой на прием пищи. Наиболее усталым и часто озабоченным человек бывает, как правило, вечером после трудового дня. Подготовиться к ужину поможет непродолжительная прогулка на свежем воздухе или легкая разминка, снимающая напряжение. После них хорошо принять теплый душ, а затем облиться холодной водой. Усталость прошла, заботы отступили, человек готов к приему пищи.

4. Если нет достаточного времени для приема пищи, то его лучше пропустить.

5. Питаться следует разнообразно, но нельзя переедать. Человек должен помнить, что объем желудка не превышает 350–450 см3.

6. Употреблять воду или другие напитки следует за 15–20 минут до приема пищи. Во время еды и после нее пить не следует, так как это несовместимо с хорошим пищеварением. Если в это время принимается вода или какая–либо другая жидкость, пищевые соки в желудке разбавляются. В результате этого пищеварение сильно затормаживается.

7. Многочисленные исследования показали, что лишь один раз в день можно кушать плотно, а два раза следует лишь слегка перекусить. Наиболее подходящее время для «основательной» еды – вечер. Утром, как правило, есть некогда, а в обед – негде. Вечером же все дела закончены, есть возможность уделить необходимое внимание и время для приема пищи, но не позднее, чем за 2–3 часа до сна. Утренний прием пищи может быть самым легким и состоять из хорошо и быстро усваиваемых организмом продуктов: фруктов, овощей, соков. Дневное питание также должно быть достаточно умеренным.

Каждый человек, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни, должен вдумчиво и серьезно относиться к своему питанию, избегать в любых случаях привычки питаться, как попало.

Вопросы и задания

1. Перечислите основные нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, физическое, духовное и социальное благополучие.

2. Сформулируйте цель, которой вы хотите достичь, ведя здоровый образ жизни.

3. Что такое стресс, каким образом человек реагирует на воздействие стрессоров?

4. Назовите общие принципы борьбы со стрессовым состоянием.

5. Что такое двигательная активность и как она влияет на здоровье человека?

6. Какие факторы внешней среды используют при проведении закаливающих процедур?

7. Перечислите, какие общепринятые правила рационального питания следует соблюдать.

8. Проанализируйте влияние различных факторов на ваше здоровье и благополучие, разработайте для себя систему здорового образа жизни, которая наиболее полно будет отвечать вашим жизненным запросам и интересам. _

studfiles.net

4. Здоровый образ жизни и его составляющие

Человек в процессе своей повседневной жизнедеятельности должен следовать целому ряду правил (норм поведения) для обеспечения личного физического, духовного и социального благополучия и сохранения здоровья. К этим правилам относят следующие:

  • умение сохранять психологическую уравновешенность в различных жизненных ситуациях;

  • умение обеспечивать высокий уровень своей физической формы;

  • умение адекватно реагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации;

  • умение правильно строить взаимоотношения в обществе.

Все эти умения составляют основные нормы здорового образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Под ним понимается индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие. Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для протекания физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека. Ведя иной образ жизни, человек своим поведением наносит ущерб собственному здоровью: нормальное течение физиологических процессов часто нарушается, жизненные силы организма в большинстве своем расходуются на компенсацию того вреда, который причиняется здоровью. При этом увеличивается вероятность различных заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, сокращается продолжительность жизни.

Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения? Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям, в определенной степени даже окружающая человека среда (дом, семья, работа и т. д.) имеет индивидуальный характер.

Поэтому для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек должен создать свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечит ему достижение физического, духовного и социального благополучия.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье. Это соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Следует учитывать также и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Здоровый образ жизни – это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и уверен, что она даст положительные результаты в деле сохранения и укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни – это динамичная система поведения человека, основанная на глубоком знании многих факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе такого алгоритма своего поведения, который максимально обеспечивает сохранение и укрепление здоровья. При этом необходимо постоянно корректировать свое поведение с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Эта перестройка поведения всегда требует дополнительных усилий. Поэтому, чтобы было приятно от затраченных усилий, необходимо хорошо видеть конечную цель усилий: чего вы хотите добиться, ведя здоровый образ жизни. Коротко эту цель можно сформулировать так: благополучие для себя, для своей семьи и для государства.

Общие рекомендации по выработке личных качеств, необходимых для ведения здорового образа жизни:

  • иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

  • знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;

  • стремиться быть хозяином своей жизни; верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты;

  • выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, уметь радоваться жизни;

  • развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

  • постоянно соблюдать режим двигательной активности, так как нет никаких других средств, которые бы заменили движение;

  • соблюдать правила и гигиену питания;

  • соблюдать режим труда и отдыха, выполнять правила личной гигиены;

  • быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;

  • радоваться успехам во всех человеческих начинаниях – успех порождает успех.

Теперь рассмотрим основные составляющие здорового образа жизни.

studfiles.net


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность