Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (стр. 1 из 7). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Учебно-методический комплекс курса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра анатомии, физиологии и медицины

Направление: 050100 – Педагогическое образование

Профиль: Биология и химия; География и экология; Дошкольное образование; Физика и информатика и ИКТ; Русский язык и литература; Музыкальное образование; Начальное образование; Родной язык и литература; Математика. Информатика и ИКТ; Технология; Иностранный язык

Направление: 050400 – Психолого-педагогическое образование

Профиль: Социальная педагогика; Психология и педагогика дошкольного образования

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Пермь

ПГПУ

2011

УДК 61 (075.8)

ББК Ря73

О-753

Р е ц е н з е н т :

канд. мед. наук, доцент кафедры общей гигиены ПГМА

О.А. Суслина

Автор-составитель: канд. мед. наук, доцент М.Л. Отавина

О-753

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебно-методический комплекс по дисциплине. Направление: 050100 – Педагогическое образование. Профиль: Биология и химия; География и экология; Дошкольное образование; Физика и информатика и ИКТ; Русский язык и литература; Музыкальное образование; Начальное образование; Родной язык и литература; Математика. Информатика и ИКТ; Технология; Иностранный язык. Направление: 050400 – Психолого-педагогическое образование. Профиль: Социальная педагогика; Психология и педагогика дошкольного образования. Квалификация (степень): Бакалавр / авт.-сост. М.Л. Отавина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 39 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование».

Дисциплина входит в профессиональный цикл.

относится к вариативной части учебного плана ООП.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов.

Утверждено:

«___» ________________20___ г.

Начальник учебно-методического

управления __________________

Утверждено на заседании кафедры анатомии, физиологии и медицины:

Протокол № 6

«7» июня 2011г.

Зав. кафедрой _______________

УДК 61 (075.8)

ББК Ря73

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Отавина М.Л., составление, 2011

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

Педагогический университет», 2011 Содержание

1. Цель изучения дисциплины

4

2. Место дисциплины в структуре ООП

4

3. Требования к результатам освоения дисциплины

4

3.1. Принятая структура компетенций

4

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

5

4. Объем дисциплины

6

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

6

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

7

5. Содержание дисциплины

9

5.1. Программа дисциплины

9

5.2. Содержание семинарских и практических занятий

15

6. Формы и методы обучения

25

6.1. Технологии аудиторной работы

26

6.2. Технологии внеаудиторной работы

25

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

26

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

26

7.2. План-график самостоятельной работы студентов

27

7.3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнения

29

8. Учебно-методическое, информационное и

материально-техническое обеспечение дисциплины

31

8.1. Основная литература

31

8.2. Дополнительная литература

31

8.3. Учебно-методические материалы

32

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

32

8.5. Материально-техническое обеспечение

32

9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

32

9.1. Содержание и форма проведения входного контроля

32

9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний

33

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

33

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

33

9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации

36

1. Цель изучения дисциплины: формирование знаний о причинах нарушения здоровья детей и подростков и навыков, направленных на сохранение здоровья и оказания первой медицинской помощи.

2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина входит в профессиональный, математический и естественнонаучный цикл, относится к вариативной части учебного плана ООП. Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и навыки, сформированные при изучении дисциплин:

1. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»,

2. «ОБЖ» предыдущего уровня образования.

Освоение дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» является необходимой основой для изучения дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура» и прохождения педагогической практики.

studfiles.net

Раздел III Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Глава 8. Здоровый образ жизни как одно из условий успешной профессиональной деятельности и благополучной жизни

8.1. Здоровье человека и общества

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ

«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья» – так сказал известный немецкий философ XIX в. Артур Шопенгауэр. Действительно, здоровье среди жизненных ценностей человека занимает наиболее важное место.

Существует целый ряд определений здоровья, но все они обычно содержат пять следующих критериев:

• отсутствие болезней;

• нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;

• полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

• способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

• способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Есть понятие здоровья индивидуального и общественного.

Индивидуальное здоровье – это здоровье отдельного человека. В это понятие сегодня вкладывается достаточно широкий смысл, оно подразумевает не только отсутствие болезней, но и такие формы поведения человека, которые позволяют ему улучшать свою жизнь, делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации. Так, в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указано, что здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение и реализацию своих духовных, физических качеств и социальных возможностей.

Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие связано с разумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает общественные связи, материальное положение, межличностные контакты. Физическое благополучие отражает биологические возможности человека, состояние его тела. Благополучие человека включает в себя две составляющие: духовную и физическую.

При этом большое значение имеет его духовная составляющая. Об этом еще около 2 тыс. лет назад так сказал в своем трактате «Об обязанностях» древнеримский оратор Марк Туллий Цицерон: «Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие события и как бы предтечи не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна, прежде всего, склонность изучать и исследовать истину».

Духовное и физическое здоровье – две неотъемлемые части человеческого здоровья, которые должны постоянно находиться в гармоническом единстве, обеспечивая высокий уровень здоровья.

Духовное здоровье отражает здоровье нашего разума, а физическое – здоровье тела.

Духовное здоровье – это способность познавать окружающий мир и себя, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать развитие ситуаций, оказывающих влияние на жизнь, формировать модель (программу) поведения, направленную на решение возникающих задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духовного здоровья.

Физическое здоровье – это способность тела реализовывать разработанную программу действий и резервы на случай возникновения непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Вот как сказано о единстве духовного и физического здоровья в книге американского диетолога Поля Брегга «Построение мощной нервной силы»: «История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из–за цвета королевского щита, который был повешен в центре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой – зеленый. После трагического сражения кто–то взглянул на обе стороны щита: одна сторона была красная, другая – зеленая. Есть также две стороны щита здоровья – физическая и духовная – и они обе важны. Обе эти стороны – физическая и духовная – так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья».

Духовное здоровье определяется системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем; тем, как мы относимся к окружающей среде или к какому–либо определенному лицу, вещи, области знаний, принципу. Достигается это здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, прогнозировать и моделировать события, составлять на этой основе программу своих действий.

Физическое здоровье обеспечивается высокой двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, оптимальным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков. Вот как об этом сказал А. Шопенгауэр: «Следовательно, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее – усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры».

Общественное здоровье – это общественная, социально–политическая и экономическая категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества. Это здоровье складывается из здоровья отдельных членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны и зависят одно от другого.

РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ–ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Существование любого вида живых организмов невозможно без воспроизводства себе подобных. Человек в этом отношении не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений. Однако, в отличие от других живых существ, человек, наделенный разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества. Его функция воспроизводства предусматривает не только рождение ребенка, но также его воспитание и подготовку к выполнению определенных обязанностей, обеспечивающих социальное развитие общества. Эта система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здоровых детей, воспитание и подготовку нового поколения, и является основным содержанием репродуктивного здоровья.

Состояние репродуктивного здоровья человека и общества определяют по следующим критериям:

• устойчивая мотивация людей на создание благополучной семьи и привлекательность для них личностной модели примерного семьянина;

• ответственность родителей и государства за состояние здоровья; физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей; за получение детьми необходимого образования;

• обеспечение воспроизводства населения в пределах, гарантирующих демографическую безопасность государства.

Эти критерии достаточно полно характеризуют способность общества и государства создать и реализовать необходимые условия для рождения здоровых детей и подготовки нового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие цивилизации.

Исторический опыт свидетельствует, что лучшей социальной конструкцией, наиболее полно отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Под семьей понимается малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В современном обществе семья представляет собой морально–правовой союз мужчины и женщины и состоит из супругов и детей. Формы образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются определенным социальным и культурным нормам, которые вырабатываются обществом в ходе исторического развития. Нормы в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества.

В Российской Федерации 1 марта 1996 г. введен в действие Семейный кодекс РФ. Его содержание основывается на принципах укрепления семьи, построения семейных отношений на взаимной любви и уважении, на ответственности перед семьей всех ее членов, на недопустимости произвольного вмешательства кого–либо в дела семьи, на беспрепятственном осуществлении членами семьи своих прав.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья как отдельного человека, так и всего общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности для удовлетворения повседневных потребностей и развития своей личности. Семья наиболее успешно выполняет репродуктивную функцию: рождение и воспитание детей. Именно в ней родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения в окружающем мире, в обществе, взаимодействию с другими людьми, здесь они передают им трудовые навыки. В семье решаются досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.

Высокий уровень репродуктивного здоровья предполагает наличие у человека устойчивой мотивации создания благополучной семьи и привлекательность личностной модели хорошего семьянина, а также умение выбрать достойного спутника жизни, с которым он может создать счастливую семью.

К сожалению, анализ статистических данных и результатов опросов молодежи в России свидетельствует о том, что за последнее время семья и семейные отношения резко теряют свою привлекательность. В нашей стране растет число детей, которые живут и воспитываются в неполных семьях или родились у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Падает значимость и ценность счастливой семейной жизни. Среди молодых людей заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений. Из этого можно сделать вывод, что уровень важной составляющей здоровья человека и общества – репродуктивного здоровья за последнее время значительно снизился, и этот процесс продолжается.

Семья, как важнейшая социальная ячейка общества и государства, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Качество выполнения этой функции с определенной степенью достоверности можно оценить, используя данные статистики. По данным Минздрава России и Госкомэпиднадзора России, лишь 14 % детей школьного возраста практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35–40 % – хронически больны. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает количество детей и подростков с нарушениями органов зрения, в 3 раза – с заболеваниями органов пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз – с нарушением осанки, в 4 раза – с нервно–психическими расстройствами. У многих учащихся наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. С другой стороны, по данным МВД России, быстрыми темпами растет среди несовершеннолетних преступность. В целом среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14–17 лет составляет 11,8 %. Материалы статистики свидетельствуют также о стремительном росте алкоголизации и токсикомании в подростковой среде.

Многие государства рассматривают демографический потенциал в качестве основной гарантии выживания в условиях мирового и регионального соперничества и борьбы за существование. Лучшие умы России тоже связывали будущее с ростом численности ее народонаселения. Так Д. И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XX в., определял вероятную численность населения России в 2000 г. в 594,3 млн человек. Однако революция 1917 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг., распад СССР и некоторые другие процессы внесли существенные коррективы в этот прогноз.

По состоянию на 2001 г. численность населения России составила 144,8 млн человек и продолжает сокращаться. Основной причиной этого является естественная убыль населения, которая заключается в превышении числа умерших и погибших людей над числом родившихся. Главным фактором, определяющим этот процесс, является низкая продолжительность жизни населения России. Она составляет для мужчин 59,8 года, для женщин – 72,2 года и, по долгосрочным прогнозам, еще достаточно долго останется близкой к этому уровню.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ

Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные.

Из физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья (степень влияния их на здоровье может составлять до 20 %). Состояние окружающей среды оказывает непосредственное влияние на здоровье. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить тоже до 20 %. Загрязненный воздух может содержать вредные вещества, которые проникают в организм человека через органы дыхания. Недоброкачественная вода может содержать патогенные микроорганизмы и токсичные соединения, которые, попадая в желудочно–кишечный тракт, вызывают различные заболевания и отравления.

Кроме того, под воздействием загрязненной окружающей среды в живых организмах могут происходить изменения генов (мутации). Изменение генов под воздействием окружающей среды – мутагенез постоянно происходит в каждом организме, но в условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он выходит из–под контроля природных механизмов. Вещества и факторы, вызывающие изменение генов, получили название мутагенов. Мутагенным действием обладают ионизирующие и ультрафиолетовые излучения, различные природные и искусственные химические соединения. При попадании в организм человека мутагены могут вызвать развитие злокачественных опухолей, появление уродств и т. п. Все мутагены принято разделять на химические, физические и радиационные. Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ: компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают его действие, а другие уменьшают и даже прекращают.

В последнее время активно изучаются вещества (антимутагены), которые способны остановить вредное действие мутагенов. Некоторые из них делают мутагены малоактивными, другие изменяют влияние мутагенов так, что они становятся неопасными, третьи усиливают систему противодействия мутагенам. Наиболее активными антимутагенами являются витамины: ретинол (витамин А), токоферол (витамин Е), аскорбиновая кислота (витамин С).

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). В растительных пищевых продуктах витамин А отсутствует. Однако многие из них (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержат каротин, являющийся провитамином А. В организме каротин превращается в витамин А, обеспечивает нормальный рост, образование зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени, глазах.

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно молодых ростках злаков. Богаты этим витамином растительные масла: подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е выполняет роль биологического антиокислителя, он препятствует развитию процессов образования токсичных для организма свободных радикалов и нормализует обмен веществ в мышечной ткани.

Витамина С много в продуктах растительного происхождения: плодах шиповника, капусте, лимонах, апельсинах, черной смородине, других фруктах и ягодах. Витамин С участвует в окислительно–восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и регенерации тканей.

Здоровый образ жизни, рациональное питание, комплексное употребление в пищу продуктов, содержащих витамины А, Е и С, уменьшают степень воздействия на организм мутагенов и, следовательно, помогают сохранить здоровье в загрязненной окружающей среде. Витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что искусственно созданные препараты не всегда лучше, чем наборы природных поливитаминов, содержащиеся в продуктах. Наиболее доступные продукты растительного происхождения, содержащие витамины А, Е и С, представлены втаблице 8.

Таблица 8

Некоторые продукты питания, содержащие витамины А, Е и С

Духовные факторы также являются важным компонентом здоровья и благополучия. К ним относятся способности к выполнению добрых дел, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной помощи. Это требует от человека определенных волевых усилий. Вести здоровый образ жизни – трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, – это одно, а практически соблюдать его – совсем другое. Выбор в пользу здорового образа жизни требует от человека высокого уровня сознательности и культуры, но и значение духовных факторов очень велико, степень их влияния на здоровье составляет около 50 %.

Определенным образом на здоровье людей влияют и социальные факторы. Уровень благополучия и здоровья в этом случае может быть высоким только тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, доступное образование и качественное медицинское обслуживание.

Каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие, а это предусматривает определенные жизненную позицию и поведение. Об этом хорошо сказал известный ученый Н. М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье»: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

Вопросы и задания

1. Какое определение дано здоровью в уставе ВОЗ?

2. На какие составляющие условно подразделяют здоровье?

3. Охарактеризуйте физическое и духовное здоровье человека.

4. Как вы думаете, почему репродуктивное здоровье является важнейшей частью здоровья человека и общества?

5. Какие критерии определяют уровень репродуктивного здоровья?

6. Какие факторы оказывают влияние на благополучие и здоровье человека?

7. Что такое мутагены и как они влияют на здоровье людей?

8. Приведите примеры, подтверждающие изложенные выше слова Н.М.Амосова. _

studfiles.net

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Поиск Лекций

Глава 1 Основы медицинских знаний

1.1. Сохранение и укрепление здоровья - важное условие достижения высокого уровня жизни

Основные понятия о здоровье и его составляющих

Здоровье — это бесценный дар, который дан чело­веку самой природой.

Определение здоровья сформулировано Всемир­ной организацией здравоохранения (ВОЗ). Признано, что здоровье — это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.

В общем понятии здоровья имеются две равноцен­ные составляющие: духовное здоровье и физическое. Они так тесно переплетены, что невозможно их раз­делить. Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль важен для поддержания физического здоровья.

Духовное здоровье человека — это здоровье его ра­зума. Оно зависит от системы его мышления, отноше­ния к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, ве­щам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные си­туации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания.

Физическое здоровье человека — это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности челове­ка, рационального питания, соблюдения правил лич­ной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физи­ческого труда, умения отдыхать. Сохранить и укре­пить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек.

Человек — не просто высокоорганизованная био­логическая система, но и организм, живущий в опре­деленных общественных условиях. Они отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связано соци­альное здоровье. Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду условия жизни человека, его труда, от­дыха, питания, жилья, а также уровень культуры, воспитания и образования.

Кроме того, принято различать здоровье индивиду­альное и общественное (здоровье населения).

Индивидуальное здоровье — это личное здоровье человека, которое во многом зависит от него самого, от его мировоззрения, а в конечном счете от его культуры — культуры здоровья.

Общественное здоровье складывается из состояния здоровья всех членов общества и зависит главным об­разом от политических, социально-экономических и природных факторов.

По каким критериям принято оценивать здоровье человека? Рассмотрим соответствующую схему.

Схема «Основные критерии здоровья человека» да­ет возможность понять, из чего состоит здоровье чело­века. Зная это, нужно использовать все возможные

средства, чтобы сохранить хорошее здоровье и обеспе­чить себе активное долголетие.

Понятие здоровья диалектически связано с проти­воположным понятием — нездоровья и болезни. Как определить, здоров человек или болен? Для этого необ­ходимо провести исследования состояния и деятель­ности его различных систем и органов. Врачи оценива­ют состояние здоровья по объективным показателям, которые можно зарегистрировать и измерить. Это уро­вень кровяного давления, частота сердечных сокраще­ний, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т. д. Получив результаты обследования, врач может сделать обосно­ванное заключение о том, здоров человек или болен. Но для этого ему необходимо сопоставить полученные результаты с неким эталоном, нормой. Если результа­ты отличаются от нормальных показателей, то он де­лает заключение о болезни, если же не отличаются — человек здоров. Это кажется очень простым.

Однако исследования показывают, что совершенно здоровых или больных насчитывается приблизитель­но по 10%. А что же остальные? Оказывается, что около 80% людей находятся где-то между двумя крайними состояниями. Кто-то находится ближе к болезни, кто-то ближе к здоровью. Иногда создается впечатление, что человек движется только в одну сто­рону: от здоровья к болезни. Это не так. Можно сохра­нять хорошее здоровье на протяжении долгой жизни, если о нем заботиться, когда оно еще есть. А что же делать, когда появилось заболевание? Возможно ли движение в сторону здоровья? Возможно, но для это­го необходимо понять, что ваше здоровье зависит от вас самих и его нельзя бездумно транжирить.

Влияние окружающей среды на здо­ровье человека

Любая деятельность человека происходит в усло­виях постоянного воздействия внешней среды. В за­висимости от характера его подразделяют на физиче­ское, химическое, биологическое, социальное и пси­хическое.

Под физическим воздействием внешней среды на организм человека понимают главным образом облу­чение электромагнитными излучениями естественно­го или искусственного происхождения, воздействие приборов и аппаратуры, использующих электриче­скую энергию.

Для здоровья человека опасна чрезмерная близость мощных радиостанций, радиолокационных станций, линий электропередачи и других энергетических объ­ектов. Линии электропередачи высокого напряже­ния создают вокруг себя переменное электрическое поле. Его длительное воздействие на организм дает неблагоприятный эффект. Тяжелыми последствиями, вплоть до остановки дыхания и сердца, чревато воз­действие электрического тока высокого напряжения.

Самый же мощный природный фактор физического воздействия — солнечный свет. Длительное пребыва­ние на солнце может привести к ожогам различной сте­пени, вызвать тепловой или солнечный удар. Уберечь себя от неблагоприятного влияния солнечной энергии можно, выполняя определенные правила: носить в осо­бенно жаркую погоду головной убор; загорать постепен­но, начиная с 2—3 мин в первый день и прибавляя в по­следующие дни по 1—2 мин, но так, чтобы общее время пребывания на солнце не составляло более 2 ч в день.

Химические факторы риска связаны с широким ис­пользованием человеком химических веществ на про­изводстве и в быту (консервирующие, моющие, чистя­щие и дезинфицирующие средства, а также средства для покраски и склеивания различных предметов). Надо помнить, что нарушение правил их применения может оказать неблагоприятное воздействие на орга­низм. Чтобы избежать этого, надо сначала вниматель­но ознакомиться с изложенными в инструкциях ме­рами безопасности и строго следовать им.

Биологические факторы риска. С первых дней жиз­ни человека окружает мир биологических существ, невидимых невооруженным глазом. Некоторые из них опасны для здоровья и при внедрении в организм человека почти всегда вызывают инфекционное забо­левание. Чтобы избежать этого, надо просто соблю­дать правила общей и личной гигиены, гигиены пита­ния (правила приготовления пищи), гигиены одеж­ды, гигиены жилища и пр.

Социальные факторы риска связаны с жизнью об­щества. Революционные преобразования почти всегда вызывают в обществе социальную напряженность, ко­торая может оказать негативное влияние на состояние здоровья отдельного человека и общества в целом. Спокойное, поступательное, эволюционное развитие общества и общественных отношений гарантирует уменьшение действия факторов риска социальной природы. Основными из этих факторов считают не­уверенность в завтрашнем дне, невозможность пред­сказать исход событий, явлений, ситуаций, разруше­ние устоев, традиций, обычаев, взглядов.

Факторы риска психического характера связаны со специфическими аспектами жизнедеятельности чело­века. Остановимся только на одном из них — психоло-гическом микроклимате в семье и школе. Общитель­ность, доброта, внимательность, взаимопомощь и под­держка членов семьи или одноклассников создают положительный микроклимат, хорошее настроение, потребность в работе и удовлетворенность ее результа­тами. И напротив, постоянные ссоры, конфликтность, неумение и нежелание общаться вызывают психоло­гическую напряженность, стрессы, которые отнюдь не способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья — социальная потребность общества

Каждый из нас ответственен за свое здоровье и бла­гополучие. Самые энергичные усилия врачей и меди­цинских работников не могут гарантировать нам здо­ровья. Никто не может за нас сделать зарядку, вовре­мя расслабиться, отказаться от сигареты. Очевидно, что деятельность человека, направленная на сохране­ние и укрепление здоровья, должна вызываться соот­ветствующей потребностью.

Потребностью называют объективную нужду чело­века в чем-то. Потребности — внутренние побуждения активности человека. Формируются они под воздей­ствием культурно-исторических традиций общества.

В нашей культурно-исторической традиции здо­ровье является важнейшей ценностью и рассматрива­ется как источник возможностей для достижения дру­гих жизненных целей. Возрождение культурных тра­диций России способно положительно повлиять на стремление людей сохранить и укрепить здоровье. Правда, работа эта трудная и кропотливая, так как свя­зана с изменением сознания людей, их взглядов и отно­шений. Тем более что она проходит в условиях, когда многие современные люди, похоже, безразличны к своему здоровью, утратили инстинкт самосохранения.

В современном российском обществе понятие здо­ровья постепенно приобретает новое звучание. Стано­вится понятно, что хорошее состояние здоровья — за­лог получения стабильной, престижной работы.

В наше время стремление к достижению желаемой карьеры и материального достатка способно создавать достаточно сильные эмоции и побуждения для сохра­нения и укрепления здоровья. Однако надо отметить и отрицательное влияние интенсивной работы на здо­ровье, его сохранение и укрепление. Основные источ­ники отрицательного воздействия на здоровье — от­сутствие стабильности, неуверенность в завтрашнем дне, высокая интенсивность труда и низкая физиче­ская активность во время работы, неудовлетворитель­ная экологическая обстановка.

Вопросы и задания

1.Назовите составляющие здоровья. 2. Расскажи­те о духовном и физическом здоровье. 3. Как влияет здоровье на жизнедеятельность людей? 4. Какая взаи­мосвязь существует между индивидуальным и обще­ственным здоровьем? 5. По каким критериям оцени­вают здоровье человека? 6. Какие факторы воздейст­вия внешней среды влияют на здоровье человека? Охарактеризуйте каждый фактор. 7. Какое значение приобретает укрепление здоровья в современном рос­сийском обществе? 8. Назовите основные источники отрицательного воздействия на здоровье в современ­ных условиях.

Задание 43. Из приведенных определений здоровья выберите те, которые приняты Всемирной организа­цией здравоохранения (ВОЗ):

а) здоровье человека — это отсутствие у него болез­ней и физических недостатков;

б) здоровье человека — это отсутствие у него болез­ней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом;

в) здоровье человека — это состояние полного физи­ческого, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Задание 44. Определите, от каких из перечислен­ных ниже факторов зависит духовное здоровье, физи­ческое здоровье, социальное здоровье:

а) от двигательной активности человека, рациональ­ного питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, опти­мального соотношения умственного и физического тру­да, умения отдыхать;

б) от условий жизни человека, его труда, отдыха, питания, жилья, а также от уровня культуры, воспи­тания и образования;

в) от системы его мышления, отношения к окру­жающему миру и ориентации в этом мире.

poisk-ru.ru

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила её оказания.

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравст-венные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;

• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• формирование у подростка первоначальных профессиональных наме-рений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

• развитие патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

• формирование у подростков первичных навыков успешной социали-зации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных групп;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понима-ния и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традицион-ным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• укрепление отношения к семье как основе российского общества;

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

• формирование начального опыта заботы о социально- психологическом благополучии своей семьи;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (национального воспитательного идеала) с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

studfiles.net

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Здоровьесберегающие технологии в школе

Определить понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" представляется корректным, исходя из "родового" понятия "образовательные технологии". Если последние (технологии) отвечают на вопрос "как учить?", то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные особенности технологии от методики – воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих "если" (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) – отражают приоритет принципа "Не навреди!".

Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья" и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Близкими к здоровьесберегающим образовательным технологиям являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль над сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация и физическое развитие по многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка 7–16 лет такой средой является школа, где он проводит 70% времени своего бодрствования. К тому же этот возраст характеризуется бурным физическим развитием, формированием здоровья на всю последующую жизнь, становлением адаптационных механизмов для взаимодействия с окружающей, особенно социальной, средой, механизмов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Анализ школьных факторов риска показывает, что проблемы здоровья учащихся возникают в результате ежедневной практической работы учителей. Среди этих факторов необходимо отметить наиболее значимые факторы риска:

• стрессовая педагогическая тактика; • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; • несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; • несовершенство существующей системы физического воспитания; • интенсификация учебного процесса; • функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; • частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Традиционная организация учебного процесса создает у школьников стрессовые перегрузки. Это нарушает психофизиологические процессы саморегуляции в организме ребенка и приводит к развитию психосоматических заболеваний. В результате существующая система школьного образования является "здоровьезатратной", так как большинство проблем здоровья учащихся создается в ходе ежедневной работы учителей и связано с их профессиональной деятельностью.

Немалое значение имеет интенсификация образовательного процесса. Это – увеличение количества учебных часов, особенно в лицеях и гимназиях. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9–10 часов в начальной школе, 10–12 – в основной и 13–15 – в средней школе. Другой вариант интенсификации учебного процесса, когда при сокращении учебных часов сохраняются объемы материала, что неизбежно приводит к увеличению домашних заданий и переутомлению.

Переутомление создает предпосылки для психофизиологических сдвигов в организме школьника. Возникает предрасположение к появлению острых и хронических заболеваний у детей в результате снижения иммунитета. Нарушения со стороны центральной нервной системы в виде различных невротических и астенических состояний приводят к расстройствам внимания, памяти и многих других когнитивных процессов, что негативно влияет на успеваемость.

Здоровьесберегающие технологии в школе реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющего научить школьника взаимодействию в коллективе.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка, таких как ум, нравственные и эстетические чувства, потребность в деятельности, овладение опытом общения с людьми, природой и искусством. В общеобразовательном процессе необходимо:

• создание благоприятных условий обучения в школе, без стрессов, с адекватными методиками образования; • рационально организовать учебный процесс в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными и гигиеническими требованиями, предъявляемыми к школьному образованию; • обеспечить адекватность учебной и физической нагрузок возрастным и индивидуальным возможностям ребенка; • обеспечить достаточный и рациональный двигательный режим в школе.

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Владикавказский финансово-экономический колледж-филиал «АБиК»МФРФ.

Курсовая работа

По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности».

На тему: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Подготовила: Студентка 2 курса гр.2-1Ф Колоева Марианна

Проверил: Карапетян И.С.

Владикавказ

2009г.

Формирование здорового образа жизни

Большие дозы радиации убивают клетку, останавливают ее деление, угнетают ряд биохимических процессов, лежащих в основе жизнедеятельности, повреждают структуру ДНК и тем самым нарушают генетический, код и лишают клетку информации, лежащей в основе ее жизнедеятельности. В то же время малые дозы радиации, в случае бластогенной трансформации, переводят дифференцированные клетки с ограниченной потенцией к делению в бесконечно делящуюся популяцию, с активным усиленным метаболизмом, с ДНК, сохранившей полную информацию, необходимую для существования и деления клетки. Если, образно выражаясь, при облучении в больших дозах клетки и ткань стареют и гибнут, то при малых возможна трансформация, при которой происходит их омоложение, стимуляция деления, и они начинают бурно развиваться.

Таким образом, явление бластогенеза с общебиологической позиции не противоречит положению о необходимости Природного радиоактивного фона (ПРФ) для нормального существования биоты неблагоприятном воздействии на это существование повышенного ПРФ в пределах малых доз и мощностей.

1. Наша реальность и здоровый образ жизни: общая заболеваемость за последние 5 лет в РФ возросла по большинству классов болезней: новообразования на 10,2%, болезни крови на 11%, врожденные аномалии на 11%, психические расстройства на 10,3% (Официальная статистика Минздрава РФ, июнь 2005 г.)

2. Средняя продолжительность жизни в России составляет 65, 9 лет. Основные причины такой неутешительной статистики заключаются в невысоком социально-экономическом положении жизни части населения, росте алкоголизма, слабой пропаганде здорового образа жизни и отсутствию серьезной научной программы по укреплению здоровья. (Доклад комиссии Общественной палаты РФ по формированию здорового образа жизни, май 2006 г.)

3. Здоровый образ жизни в России культивируется слабо. В январе-феврале 2006 г. по сравнению с январем-февралем 2005 г. число родившихся снизилось на 0,2 тысячи человек, число умерших увеличилось на 0,1 тысячу человек (Аналитическая информация Минздрава РФ, май 2006 г.)

4. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в последние три года росла примерно на 2-3% в год, рассказывает завотделением кардиохирургии НИИ им. Склифосовского Игорь Долгов. Не падает и смертность при инфаркте миокарда, говорит главврач Центральной клинической больницы Московской патриархии Екатерина Пелипенко. Врачи винят в высокой смертности и неправильный образ жизни и медицину. Если люди бросят пить, курить, будут нормально питаться и вести здоровый образ жизни, то цифры будут совсем другие (Материалы счетной палаты РФ, декабрь 2005 г.)

5 .За годы реформ в стране практически не велась пропаганда здорового образа жизни... Не был сформирован идеал физического здоровья как важнейшей составляющей здорового образа жизни и общественного престижа страны. Здоровый образ жизни не приобрел нравственной ценности и меры в качестве одного из направлений государственной политики. (Выступление Президента РФ на заседании Госсовета-30.01.2002)

6. Более 13 тыс. работников Ульяновского автозавода получат премию за здоровый образ жизни. Они ни разу не болели в прошлом году (ИТАР ТАСС, январь 2006 г.)

7. Судя по данным статистики, здоровый образ жизни постепенно входит в моду среди столичных экономистов: на сегодняшний день около 25–30% бухгалтеров занимаются фитнесом ("Московский бухгалтер", апрель 2005 г.)

8. В мире только ничтожная часть населения придерживается здорового образа жизни. В США таких лишь 3%.(Archives of Internal Medicine, 2005 г.)

9. Мнение президента: "Всё больше людей делают выбор в пользу здорового образа жизни, стремятся обрести гармонию между духом и телом"

Выступление на церемонии вручения премий Мировой академии спорта «Лауреус»

Каждый нормальный человек стремится прожить свою жизнь долго и счастливо. Но все ли мы делаем для этого? Если проанализировать "каждый шаг" нашего типичного дня, то, скорее всего, все обстоит с "точностью до наоборот".

Самые "экстремалы" утром, еле встав с постели, как биороботы собираются на работу или учебу, днем нервничают по пустякам, объедаются за столом, ссорятся с близкими, завидуют знакомым и коллегам, вкладывают все силы и средства на приобретение очередной модной вещи или "игрушки для взрослых", по вечерам отдыхают на диване у ТВ, а выходной мечтают провести у мангала с шашлыками или заняться "шопингом". Остальные, не все но многие, проводят свой день, дублируя этот образ жизни в большей или меньшей степени.

Естественным следствием такого образа жизни являются болезни, нервные расстройства и проблемы на работе и в семье. Болезни мы лечим лекарствами, большинство из которых имеют столько побочных эффектов, что одно лечат, а другое калечат. Проблемы, в зависимости от пола, "заедаем" или "запиваем". Круг замыкается и разорвать его можно только сделав крутой вираж в сторону здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни. Он позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Подробнее...

Думается, ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше.

Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают "состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни". Если тело здорово, но нет ощущения радости и полноты жизни, то это уже болезнь.

Регулярные физические нагрузки и физкультура также важны для здорового образа жизни, как и правильное питание. Они поддерживают здоровье, предохраняют от заболеваний и, чему все больше свидетельств, замедляют процесс старения. Физкультура полезна в любом возрасте, поскольку обычная дневная активность редко может обеспечить достаточную физическую нагрузку.

Физкультура имеет два вида влияния на организм человека - общий и специальный. Общий эффект физкультуры заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды. В результате укрепления иммунитета повышается также устойчивость к простудным заболеваниям, что зачастую обеспечивает саму возможность вести здоровый образ жизни.

Специальный эффект физкультуры связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в оптимизации сердечной деятельности и формированию более низкой потребности сердца в кислороде. Адекватная физическая нагрузка и физкультура способна в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций организма. В любом возрасте с помощью занятий физкультурой можно повысить возможности и уровень выносливости - показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности.

Регулярные физические нагрузки и физкультура также важны для здорового образа жизни, как и правильное питание. Они поддерживают здоровье, предохраняют от заболеваний и, чему все больше свидетельств, замедляют процесс старения. Физкультура полезна в любом возрасте, поскольку обычная дневная активность редко может обеспечить достаточную физическую нагрузку.

Физкультура имеет два вида влияния на организм человека - общий и специальный. Общий эффект физкультуры заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды. В результате укрепления иммунитета повышается также устойчивость к простудным заболеваниям, что зачастую обеспечивает саму возможность вести здоровый образ жизни.

Специальный эффект физкультуры связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в оптимизации сердечной деятельности и формированию более низкой потребности сердца в кислороде. Адекватная физическая нагрузка и физкультура способна в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций организма. В любом возрасте с помощью занятий физкультурой можно повысить возможности и уровень выносливости - показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности.

Таким образом, оздоровительный эффект занятий физкультурой связан прежде всего с повышением возможности организма усваивать кислород, уровня общей выносливости и физической работоспособности.

Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина в крови, снижением артериального давления, частоты сердечных сокращений и т.д.

mirznanii.com


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность